Материал из Documentation.
Экономические реформы в России в 2000-х годах — экономические реформы, проведённые в России в 2000-х годах.
В 2000-х годах в России были проведены масштабные экономические реформы, в том числе налоговая, земельная, бюджетная, банковская, пенсионная, таможенная, реформы ВПК, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства.
[править] Налоговая реформа
Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001—2005 годах, в % ВВП России
Совокупная налоговая ставка, уплачиваемая компаниями в России (в % коммерческой прибыли), в 2005-2011 годах, по данным Всемирного банка
-
Налоговая реформа, инициированная Кудриным в 2000 году, оказала наибольшее влияние на всю последующую экономическую политику РФ в течение десятилетия и стала, по сути, каркасом для всех других содержательных изменений в большинстве сфер, подконтрольных Кремлю и Белому дому. Технически именно она предопределила и появление дела ЮКОСа в 2003 году, и «нефтяное изобилие» 2007—2008 годов, и неожиданно быстрое восстановление экономики после кризиса 2008—2010 годов. Ключевые моменты реформы — введение системы экспортных пошлин и НДПИ для нефтяных компаний (в случае с «Газпромом» движение по этому пути удалось начать лишь в 2011 году), усиление налогового администрирования, ликвидация «внутренних офшоров», перераспределение доходов от региональных бюджетов к федеральному и «налоговая централизация». Налоговая реформа, плюсы и минусы которой определили большую часть характерных черт «эпохи президента Путина», позволила в 2007—2009 годах резко нарастить объемы социальных расходов и начать второй раунд обсуждения реформы системы здравоохранения и пенсионной реформы — инициативы 2002—2003 годов в этой области были неудачными и не имели финансовой базы.[1]
Налоговые реформы Кудрина начались с пересмотра налогообложения «нефтянки». В октябре 2000 года Кудрин возглавил комиссию Белого дома по защитным мерам во внешней торговле (основная ее задача в то время — корректировка экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты). В декабре того же года он подготовил доклад о результатах совместной работы Министерства по налогам и сборам (МНС) и Минэкономики, которым было поручено разобраться с налогообложением в отрасли. Предваряя доклад, в ноябре 2000 года Кудрин объявил о том, что «результаты проверки нефтяных компаний выявили масштабное сокрытие их прибыли». Немедленных претензий никому предъявлено не было — но в 2003—2004 годах на базе этих исследований Минфин подготовил ряд поправок к Налоговому кодексу (НК), повысив экспортные пошлины на нефть и НДПИ. Материалы Минфина также использовались для формулировки налоговых претензий к ЮКОСу. Параллельно финансовое ведомство вело атаку на местные налоговые льготы: в ноябре 2003-го Кудрин предложил Госдуме с 1 января 2004 года упразднить действие чукотских, мордовских и калмыцких налоговых льгот по налогу на прибыль. Этим «внутренним офшором», по данным Минфина, пользовались ЮКОС, «Сибнефть» и десятки компаний помельче, сэкономившие на этом в 2002 году $1,5 млрд налога на прибыль. Госдума удовлетворила предложение без возражений.[2]
В марте 2003-го Минфин представил, а правительство одобрило план новой налоговой реформы на 2003—2005 годы. Этому решению предшествовал длительный и публичный конфликт между Кудриным и тогдашним премьером Михаилом Касьяновым — последний утверждал, что представленные Минфином предложения о снижении ставки НДС на 2 % «нельзя признать налоговой реформой». Касьянов обвинял Кудрина в том, что правительство с декабря ждет от Минфина предложений по этой реформе, а финансовое ведомство так и не может решить, какой налог надо снижать в первую очередь — НДС или ЕСН. Суть предложений Минфина заключалась в снижении базовой ставки НДС с 20 % до 18 % с сохранением льготной 10-процентной ставки для ряда товаров (100 млрд руб., или 0,7 % ВВП выпадающих доходов бюджета). Упрощение возврата НДС при капстроительстве снижало налоговую нагрузку еще на 60 млрд руб., или на 0,4 % ВВП, отмена налога с продаж, которую правительство уже утвердило,— на 0,4 % ВВП, другие решения — еще на 0,5 % ВВП. В сумме это давало требуемые 2 % ВВП снижения налоговой нагрузки на экономику. Михаилу Касьянову пришлось согласиться с таким вариантом — в первоначальных бюджетных расчетах реформа была бы обеспечена твердым рублем только на 0,46 % ВВП. Тогда же было запланировано, что в 2005 году единый социальный налог должен быть снижен с 36,5 % до 26 % (с сохранением регрессивной шкалы).[3]
Планировалось и снижение в 2006 году НДС до 16 % (с ликвидацией всех льгот) — но этого так никогда и не произошло. В апреле 2004 года правительство завершило налоговую реформу, одобрив законопроектами поправки к Налоговому кодексу. Снижение налогов было компенсировано ростом налоговой нагрузки на нефтяную отрасль — ростом экспортных пошлин и НДПИ. По расчетам Минфина в 2004 году, фискальный нажим был усилен прежде всего на восемь крупнейших нефтяных компаний, добывающих 80 % всей нефти. По расчетам Минфина, «сверхприбыль» нефтяных компаний (то, что изымалось у них в бюджет) в 2004—2005 годах должна была составить $5 млрд.[4]
Отметим, что аналогичное повышение налогового бремени для «Газпрома», которое в 2006—2011 годах Кудрин пытался увязать с решением различных финансовых проблем правительства (в том числе и с возможным снижением НДС в 2006-м), ему удалось согласовать с правительством Владимира Путина только перед самой отставкой и под угрозой дисбаланса предвыборного бюджета 2012 года.[5]
В марте 2005 года под давлением Кудрина правительство Михаила Фрадкова полностью отказалось от идеи снизить с 1 января 2006 года НДС с 18 % до 13 %. Взамен Минфином и МЭРТ предложена оптимизация администрирования НДС и налога на прибыль. 14 марта 2005 года Кудрин пообещал «Ъ»: «Мы вернемся к вопросу о снижении налогов через три года», то есть в марте 2008 года. В марте 2008 года правительство Владимира Путина это обещание не выполнило, а Кудрин не напоминал. Тем не менее дискуссия о возможности снижения НДС до 13 % регулярно возобновлялась в правительстве весь 2006 год. И в начале 2007-го — вплоть до отставки Михаила Фрадкова с поста премьера. Идею снижения НДС в 2008 году пытался реанимировать президент Дмитрий Медведев, но она была тогда же окончательно похоронена Минфином в рамках дискуссии о пенсионной реформе и замене ЕСН страховыми взносами.[6]
С тех пор Кудрин не допустил никакого снижения налогов вплоть до 2011 года. По его инициативе налоговая реформа трансформирована в совершенствование налогового администрирования. Этот процесс был начат в марте 2004 года — тогда должность руководителя свежесозданной Федеральной налоговой службы получил бывший глава петербургского управления МНС Анатолий Сердюков. Кудрин публично это назначение не лоббировал, но и не противился ему; бывший министр налогов и сборов Геннадий Букаев безрезультатно обращался к Кудрину за помощью в сохранении своего поста.[7]
Продолжение налоговой реформы планируется и на 2012 год. Еще в конце 2006 — начале 2007 года Минфин подготовил первый вариант законопроекта о трансфертном ценообразовании, жесткость которого не вызвала поддержки даже у ФНС: ведомство намеревалось поручить налоговикам контролировать все сделки между взаимозависимыми лицами внутри страны на сумму свыше 100 млн руб., а также определенные категории внешнеторговых операций. Закон был принят только в июле 2011 года. Одновременно Минфином подготовлены дополнения в Налоговый кодекс, вводящие понятие «консолидированная группа налогоплательщиков». По нему новые, более жесткие правила доначисления налогов из-за использования нерыночных цен не будут распространяться на так называемых консолидированных налогоплательщиков. Минфин специально подчеркивал, что критерии сознательно определены таким образом, чтобы в первые три года действия закона консолидацией смогли воспользоваться не более 10-20 крупных структур.[8]
[править] Бюджетная реформа
-
Свой первый бюджет 2001 года Кудрин составил исходя из скромных $18-19 за баррель и в условиях отказа МВФ предоставлять стабилизационные кредиты. С тех пор Кудрин никогда не опирался на доходы от конъюнктуры, хотя она его ни разу не подвела. Стабилизационный фонд, который считался в середине 2000-х альтернативой стратегии массированных госинвестиций, выполнил свои функции в кризис такого масштаба, который правительство физически предусмотреть не могло. Победа нынешних союзников Дмитрия Медведева в споре с Кудриным при переносе старта американского долгового кризиса на два года могла бы вызвать в экономике России, лишенной резервного фонда, катастрофу. Сторонники идеологии бюджетного консерватизма, заложенного и в Бюджетный кодекс, и в большинство документов правительства, основной угрозой в возможном отказе от итогов бюджетной реформы видят именно риски повторения такого сценария при новом витке мирового финансового кризиса.[9]
Уже в 2001 году министр финансов Кудрин предпринял первую попытку изменить бюджетные правила 1990-х годов — перевести допдоходы 2001 года в финансовый резерв 2002 года. Уже в 2003 году Минфин предложил трансформировать финансовый резерв в стабилизационный фонд, который начал наполняться доходами в 2004 году. Кудрина мало интересовали инвестиционные возможности такого фонда — он настойчиво отстаивал консервативный подход его хранения в устойчивых низкодоходных активах под контролем Минфина и ЦБ. В качестве уступки за неприкосновенность стабфонда в 2005 году Минфин согласился на создание в бюджете-2006 инвестиционного фонда. В 2008 году стабфонд был разделен на резервный фонд и фонд будущих поколений, и большая часть резервного фонда была потрачена на антикризисные мероприятия правительства 2009 года.[10]
Консервативное отношение к средствам стабфонда Кудрина объясняется неудачной попыткой прямо сократить госрасходы. Созданная им в 2002 году комиссия по оптимизации бюджетных расходов не смогла добиться поставленной цели сокращения госрасходов на 1 % ВВП — расходы поддались только на 0,2 % ВВП. После этого опыта Кудрин сменил тактику — ежегодно усложняя правила формирования бюджета. В 2004 году Минфин заменил годовой бюджет трехлетним финансовым планом. В Бюджетном кодексе была изменена бюджетная классификация, делавшая расходы более прозрачными для Минфина, и был законодательно определен строгий график подготовки бюджета. В 2006 году эта реформа дополнена новыми предложениями — «раздельным учетом нефтегазовых (сырьевых) и ненефтегазовых доходов» федерального бюджета, а сам бюджет был окончательно переведен на трехлетнее планирование. Тогда же сделанная Минфином попытка полностью изымать из экономики нефтегазовую ренту потерпела провал, но в ходе дискуссий по этой проблеме Кудрину удалось существенно расширить источники наполнения стабфонда за счет НДПИ на нефть, природный газ и газовый конденсат, а сам размер фонда был привязан в процентах к размеру ВВП.[11]
Вся конструкция бюджета, подготовленная за этот период Минфином, в полной мере была использована на выполнение социальных планов Владимира Путина — повышение зарплат бюджетникам и пенсионную реформу. В мае 2010 года Минфин подготовил новый этап бюджетной реформы. Основной элемент реформы — перевод 90 % бюджетного финансирования на программный метод. Идея была поддержана правительством только на уровне концепции — реализация реформы дошла до утверждения Белым домом перечня из 40 госпрограмм, которые предполагалось запустить с 2012 года. Но в 2011 году реформа была отложена на год по предвыборным обстоятельствам — ведомства не справились с составлением госпрограмм в рамках жесткой бюджетной экономии и необходимостью исполнять предвыборные обещания президента и премьера.[12]
[править] Реформа управления государственными финансами
-
Система управления государственными финансами не в меньшей степени, чем налоговая реформа, изменила с начала 2000-х лицо российской экономики. Именно действия Кудрина, а позже — альянса министра финансов с новым главой ЦБ Сергеем Игнатьевым позволили уйти от «экономики банков» 90-х к «экономике компаний» 2000-х. Во многом именно это поддержало политическую власть президента Владимира Путина в борьбе с преимущественно банковскими по происхождению «олигархами», и именно это стало основой «нового госкапитализма» и экономики госбанков. В отличие от идеи концентрации государственных финансов в управляемом Минфином секторе, идея Минфина о быстрой приватизации госбанков, равно как и продолжение реформ в секторе госучреждений, пока под вопросом. Первое зависит от того, пойдет ли будущее правительство на приватизацию не только госбанков, но и госактивов в целом. Второе — от готовности этого правительства в целом воспринимать эту часть идей Кудрина: в удачном случае социальный эффект от завершения этого процесса может быть не менее силен, чем от любого другого завершенного проекта бывшего вице-премьера и его команды.[13]
Одной из уже практически забытых, но крайне важных с любой точки зрения реформ, проведенных Кудриным, была реформа всей системы государственных финансов. Процесс этот начался еще в ноябре 2000 года, когда Государственный таможенный комитет был переведен на казначейское обслуживание. Этими довольно скромными на вид действиями Кудрин определил во многом сам характер российского госкапитализма: и «семибанкирщина» 1990-х, и вообще власть банковского сообщества, оспариваемая политически и командой Бориса Ельцина, и с большим успехом командой Владимира Путина, строились в своей основе на возможности банков работать с государственными финансами. Уже в декабре 2002 года Кудрин призвал губернаторов и местные власти как можно быстрее отказаться от обслуживания своих бюджетов в собственных казначействах и передать все средства Федеральному казначейству, которое становится базой для новой системы госфинансов.[14]
В 2002 году началась и подготовка создания новой конструкции управления госфинансами, госдолгом, международными резервами в интегрированном виде — она была создана к 2004 году. Обойтись силами только Минфина в этом вопросе было невозможно — в марте 2002 года Кудрин инициировал выдвижение замминистра финансов Сергея Игнатьева на пост председателя ЦБ вместо Виктора Геращенко.[15]
Современная система госфинансов сейчас кажется существовавшей всегда, тем не менее на практике еще в 2003 году альтернативы этому пути выглядели совершенно реалистичными. В феврале 2003 года Минфин подготовил стратегию развития банковского сектора на 2004—2005 годы и на период до 2008 года. Этот вопрос остался нерешенным с февраля 2003 года. Но по решению тогдашнего премьер-министра Михаила Касьянова стратегия была положена под сукно из-за разногласий с Минэкономики. В правительстве вспомнили о банковской реформе только в июне 2004 года и одобрили уже без возражений. Главное в концепции — ограничение числа мелких банков и усиление банковского регулирования, рост требований по достаточности капитала для всех банков с 2 % до 10 %.[16]
Уже в феврале 2004 года Кудрин признал успешным завершение первого этапа банковской реформы, начатой в 2003 году. «Задачи прошлой стратегии на 90 % исполнены и по объему капитализации банков, по кредитованию реального сектора. Мы ставили задачи принять закон о страховании банковских вкладов — он принят. Мы ставили задачи ввести ряд новых нормативов в надзоре — они введены. Например, достаточность капитала. Мы ставили задачу перехода на МСФО — с 1 января он введен, и все банки уже прошли предварительную подготовку специалистов. Мы ставили задачу вывести из состава коммерческих банков госучреждения, передать все пакеты Минимуществу и их продать. На 80 % это исполнено»,— констатировал вице-премьер.[17]
Впрочем, регулирование сферы госфинансов имело и обратную сторону — постепенное усиление роли в экономике госбанков, которые государство продавать не спешило. Еще в мае 2002 года Кудрин предложил правительству слияние Внешторгбанка и Внешэкономбанка СССР после предстоящей реорганизации последнего. Но реорганизация Внешэкономбанка СССР в Банк развития состоялась только в 2007 году, причем полуофициальные идеи постановки ВЭБа под общебанковский контроль и его приватизации потерпели крах: структура превращена в Банк развития. Внешторгбанк, переименованный в 2006 году в ВТБ, в июне 2002 года был выкуплен правительством у ЦБ за 42 млрд руб. Но в программу приватизации банк попал только в 2010 году — в феврале 2011 года государством были проданы 10 % акций банка. Борьбу за сокращение доли государства в банковском секторе Кудрин не оставлял ни на один месяц. Так, в августе 2006 года разрабатываемая Национальным банковским советом стратегия развития госбанков предполагала в ближайшее время сокращение до контрольного пакета доли государства в Сбербанке и ЦБ. Довольно медленно шла и реализация идей Минфина по развитию специализированных госбанков. В рамках последнего и самого масштабного проекта Кудрина, «второй приватизации» в 2011—2015 годов, эту проблему, возможно, удастся решить (вместе с проблемой альянса государственных банков и компаний под государственным контролем — «Роснефти», «Транснефти», «Газпрома» (создающих с 2007 года фактически замкнутый кластер в экономике), но уже без вице-премьера.[18]
Более сложные и масштабные идеи Кудрина в области интегрирования управления денежно-кредитной, финансовой политикой и банковского надзора увенчаться видимым успехом не успели — несмотря на то что обязательства двигаться по этому пути с целью снижения макрорисков в экономике Россия брала на себя с 2008 года на всех совещаниях G8 и G20. Движения в этой сфере были: так, в декабре 2010 года Кудрин пролоббировал упразднение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), увольнение независимого от Минфина ее главы Владимира Миловидова и создание новой Федеральной финансовой службы, фактически подведомственной министерству. Но вопрос о создании действительно работающей макрорегуляторной структуры остается вопросом будущего правительства.[19]
Также решением будущего правительства является и начатая в 2008 году Минфином реформа бюджетного сектора — основа готовящейся реформы и в госуслугах, и в здравоохранении, и в образовании. Реализация первой фазы реформы, проводимой под руководством и по настоянию Кудрина, к 2010 году показала как минимум устойчивость новой системы. Успех второй фазы новой системы во многом позволил бы правительству «замкнуть» итоги реформы госфинансов, отраслевых реформ в госсекторе и полного перехода бюджета в 2013 году на программный принцип. Возможный отказ правительства Дмитрия Медведева от продолжения этой реформы — один из основных рисков будущей экономической политики будущего президента Владимира Путина.[20]
[править] Реформа военных финансов
-
Участие Кудрина в военной реформе в России никогда не было излишне публичным, как и вся сфера обороны и военно-промышленного комплекса — хотя именно разногласия вице-премьера и президента в этой сфере стали формальной причиной отставки министра финансов. Впервые начав обсуждение военной реформы в 2002 году, Кудрин не успел завершить свою часть в этой работе, хотя бывшие и действующие члены его команды и занимались, и занимаются этой сферой — возможно, вице-премьер уволился из правительства, поскольку его не объявлявшиеся ранее проекты в этой области были отвергнуты.[21]
Впервые Кудрин занялся проблематикой военной реформы именно в целом, не ограничиваясь чисто финансовой тематикой. В сентябре 2002 года по поручению президента Владимир Путина года он проводил переговоры с Союзом правых сил (СПС) о военной реформе армии. Переговоры прекратились сами собой — после снижения политического влияния СПС до нуля.[22]
Темы финансист не составил — в июне 2003 года Кудрин впервые открыто выступил против роста оборонных расходов в бюджете на 2004 год. В сопроводительном письме к проекту бюджета Кудрин заявляет, что, как и в 2003 году, в 2004 году увеличивается рост расходов на национальную оборону. Тогда речь шла о росте в номинальном выражении в размере 46,9 млрд руб. Кудрин указывал на то, что планировалось, что затраты на оборону будут делиться в пропорции 60 % — на содержание армии, а 40 % — на закупки нового вооружения. Чтобы выдержать эту пропорцию, Минобороны должно было в 2001—2003 годах сокращать свою численность. Но генералитет не только этого не делал, но в «опережающем» порядке увеличивал денежное довольствие военнослужащих. В результате произошло «значительное утяжеление расходов на текущее содержание, что не позволяет выдерживать пропорции увеличения ассигнований на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, закупки и ремонт вооружения и военной техники в заданных объемах». Кудрин рекомендовал тогдашнему министру обороны Сергею Иванову «систематизировать и сокращать численность вооруженных сил».[23]
В дальнейшем Минфин изменил тактику: непосредственно по вопросам военной реформы практически не высказывался ни Кудрин, ни его подчиненные (во всяком случае, за пределами чисто специальных вопросов), но оказывался постоянным поставщиком кадров в центральный аппарат Минобороны. Помимо самого министра обороны Анатолия Сердюкова, который до назначения в армию возглавлял подотчетное Минфину Министерство по налогам и сборам, в Минобороны из ведомства Кудрина в разное время были откомандированы Любовь Куделина (в 2004 году), Вера Чистова (2009) и Татьяна Шевцова (2010). Несмотря на периодическую замену представительниц Минфина в Минобороны, их главная задача не менялась — финансовое обеспечение военной реформы. До тех пор пока представители в Минфине напрямую курировали ход военной реформы, Кудрин воздерживался от публичной критики финансовых запросов военных.[24]
В феврале 2010 года источники в Кремле начали сообщать о переходе права курировать военную реформу от Анатолия Сердюкова к заместителю секретаря Совета безопасности, бывшему начальнику Генштаба Юрию Балуевскому. В это же время Кудрин открыто объявил о своем несогласии с кремлевским вариантом госпрограммы вооружения стоимостью 20 трлн руб. до 2020 года. Эту же причину он использовал и для официального объяснения своих разногласий с президентом Дмитрием Медведевым в сентябре 2011 года.[25]
[править] Таможенная реформа
-
В конце 2000 года началась реформа таможенного тарифа — самая масштабная за последние семь лет. Ранее предпринималось несколько попыток пересмотра таможенных пошлин, но ни одна из них не смогла решить основных проблем. С 1 января 2001 г. в России действуют новые ставки импортного тарифа: 5 %, 10 %, 15 % и 20 % от таможенной стоимости. Исключение составили автомобили (25 %), куриные окорочка (25 %), белый сахар (30 %) и спирт (30 %). Предельная ставка пошлины по группам с максимальной ставкой 30 % снижена до 20 %, для ускорения модернизации отечественной экономики сокращены импортные пошлины на ввозимое технологическое оборудование. До 2001 г. таможенное оформление около 25 % товаров от всего объема импорта происходило с нарушениями правил, при этом значительная часть товаров, импортируемых в РФ, декларировалось с искажением номенклатуры. В некоторых товарных группах существовала слишком большая дифференциация уровней ставок таможенного тарифа на однородные товары, в частности по группе товаров 8704 (грузовые автомобили) существовало пять уровней ставок таможенных пошлин (5 %, 10 %, 15 %, 25 %). В группе 04 (молоко и молочные продукты) существовало три уровня ставки таможенных пошлин — 10 %, 15 %, 20 %. Подобных примеров можно привести еще много. Такой разброс, естественно, усложнял администрирование сбора таможенных пошлин, давал возможность недобросовестным импортерам ввозить продукцию под видом той, которая имеет минимальных уровень ставок, лишая бюджет доходов. Например, куриные окорочка ввозились под видом индюшатины (так как пошлины в этом случае будут ниже), или автомобили ввозились как запчасти. В этой ситуации унификация ввозных таможенных пошлин должна способствовать повышению уровня таможенного администрирования и предотвращению уклонения от уплаты таможенной пошлины в полном размере.[26]
Новый Таможенный тариф, действующий с 1 января 2001 года, предусматривает следующие изменения:[27]
- фактический отказ от использования 30-% ставки. По 883 из 888 тарифных позиций, облагаемых пошлинами в размере 30 %, уровень ставок был понижен до 20 % (главным образом, на товары народного потребления, продукцию химической промышленности, промышленное оборудование и др.). Уровень ставки в 30 % предусматривается сохранить только на 5 позиций, в частности, по такой чувствительной для отечественной промышленности продукции, как сахар белый, а также подакцизные табачные изделия (4 позиции);
- сокращение (с 624 до 104 тарифных позиций) группы товаров, облагаемых ввозными пошлинами по ставке 25 %. Такое сокращение означало отказ от использования ставки пошлин в 25 % по многим видам импортируемого продовольствия (фрукты, овощи, алкогольная и рыбная продукции), целому ряду продукции химической промышленности и другим;
- унификацию импортного тарифа в рамках групп однородных товаров, обладающих схожими потребительскими свойствами и техническими характеристиками. Выравнивание ставок было призвано обеспечить прозрачность таможенных тарифов для участников внешнеэкономической деятельности и значительно сократить случаи недостоверного декларирования ввозимых товаров и связанные с этим злоупотребления;
- повышение ставок импортного тарифа по товарам, ныне ввозимым беспошлинно, до 5 % по 33 товарным позициям. Режим беспошлинного ввоза сохранился только по социально значимым товарам — лекарственным средствам, содержащим инсулин; инвалидным коляскам; племенным животным и товарам, беспошлинный ввоз которых регламентируется международным Соглашением (так называемое Флорентийское соглашение).
В итоге изменение ставок затронуло 32 % всей ТН ВЭД, при этом по 440 товарным позициям ставки были повышены, а по 3068 — снижены. Унификация и снижение ставок пошлин позволили снизить уровень средневзвешенной ставки тарифа до 10,7 % и тем самым приблизить ее к реально собираемым таможенным платежам.[28]
С 1 октября 2001 года на 9 месяцев были введены в действие новые ставки ввозных таможенных пошлин примерно на 400 товарных позиций. Кроме того, почти на 3,5 тысячи товаров было продлено действие ставок, сниженных и унифицированных с 1 января 2001 года. Снижение и унификация ввозных таможенных пошлин способствует сокращению числа нарушений таможенных правил и переходу все большего количества участников внешнеэкономической деятельности в легальную сферу.[29]
При изменении пошлин с 1 октября Правительство РФ стремилось активизировать ввоз технологического оборудования, что является крайне актуальным для России ввиду высокого износа основных фондов на большинстве российских предприятий. Поэтому понижены ставки пошлин на целый ряд позиций технологического оборудования. На некоторые его виды, в частности, не производящиеся в России, но необходимые для технического перевооружения отечественных предприятий, пошлины снижены с 10-15 % до 5-10 %. Унификация ставок таможенных пошлин коснулась, в частности, бумаги, красок, химикатов, изделий машиностроения. Ранее на различные виды этих товаров была установлена достаточно большая «вилка» пошлин — от 5 до 15 %. Это провоцировало недобросовестных импортеров под видом товаров, которые облагаются низкими пошлинами, ввозить товары, на которые установлены более высокие пошлины.[30]
Также унифицированы ставки на микросхемы, транзисторы, резисторы и другие составляющие элементной базы. Ранее они колебались в диапазоне от 5 до 20 %, теперь введена единая ставка 10 %. Все эти решения приняты на основе мониторинга изменений на товарном рынке России с начала года, который показал, что введение новых пошлин положительно сказалось на динамике импорта и собираемости таможенных платежей. За 2001 г. таможенными органами в федеральный бюджет перечислено таможенных платежей на сумму 540 млрд руб. Собираемость таможенных пошлин в 2001 г. по сравнению с 2000 г. выросла на 4 млрд долларов. Динамика взимания таможенных платежей в течение года возрастала: начиная с мая, ежемесячная сумма платежей превышала 1,5 млрд долларов, а в декабре составила 1,8 млрд долларов.[31]
С 1 января 2002 года введен новый таможенный тариф, который должен способствовать дальнейшей легализации импорта. В соответствии с новым таможенным тарифом ставка ввозной таможенной пошлины будет изменена на 140 товарных позиций. При этом на 90 % из них ставка будет снижена. В новом таможенном тарифе аккумулированы все изменения ставок ввозных таможенных пошлин, принятые в 2000 и 2001 годах или одобренные решениями Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. В соответствии с новым таможенным тарифом, в частности, будут снижены с 20 % до 15 % ставки ввозных таможенных пошлин на аудио- и видеоаппаратуру и на комплектующие для радио- и телеаппаратуры. С 15 % до 10 % будет снижена ставка на части кинескопов. Вдвое — с 20 % до 10 % будет снижена ставка на суда и прочие плавсредства. С 25 % до 20 % снижается ставка на швейные машины. С 15 % до 10 % снижается ставка на витаминные препараты, с 10 % до 5 % — на фрукты и плоды. Вместе с тем, на некоторые товары ставки будут повышены — с 5 % до 10 % повышается таможенная ставка на рис и с 5 % до 15 % — ввозная таможенная ставка на холодильники и компрессоры. Эти меры направлены на защиту отечественных производителей.[32]
Политика России
|
Президент
| Б. Н. Ельцин (1991—1999) • В. В. Путин (1999—2008, с 2012) • Д. А. Медведев (2008—2012) • Администрация президента • Послания президента Федеральному собранию • Бюджетные послания президента • Президентские выборы (1991, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2018)
|
Правительство
| Председатели правительства • В. С. Черномырдин (1992—1998) • С. В. Кириенко (1998) • Е. М. Примаков (1998—1999) • С. В. Степашин (1999) • В. В. Путин (1999—2000) • М. М. Касьянов (2000—2004) • М. Е. Фрадков (2004—2007) • В. А. Зубков (2007—2008) • В. В. Путин (2008-2012) • Д. А. Медведев (2012-2020) • М. В. Мишустин (с 2020) • Заместители председателя правительства • Министерство юстиции • Министерство финансов • Министерство транспорта • Министерство сельского хозяйства • Министерство природных ресурсов • Министерство образования и науки • Министерство обороны • Министерство здравоохранения и социального развития • МЧС • МВД • Федеральная таможенная служба • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору • Федеральная служба по финансовому мониторингу • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству • Росстат • Федеральная антимонопольная служба • ФСО • ФСКН • Федеральная служба безопасности • СВР
|
Федеральное собрание
| Госдума • Совет Федерации
|
Судебная власть
| Верховный суд • Конституционный суд
|
Внутренняя политика
| Политические партии («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР)
|
Государственные символы
| Флаг • Герб • Гимн
|
Темы
| Государственное устройство • Государственное управление • Внешняя политика • Демографическая политика
|
Статьи
|
Россия
| Место среди стран мира • Список позиций среди стран мира • Лидирующие позиции в мире • Первое место России среди стран мира • Россия в международных рейтингах • Россия как опережающая страна • Вузы России в международных рейтингах • Наука • Северный Кавказ • Ангара • Су-57 • Комплектующие и материалы МС-21 • Характеристики МС-21 • РД-191 • ВК-2500 • Минфин • Министерство образования и науки • Президентская программа подготовки управленческих кадров • Религии на Северном Кавказе • Траурные дни • Наводнения • Лесные пожары • Сброс сточных вод • Несчастные случаи на аттракционах • Случаи захватов самолётов • Беспризорники • Баженовская свита • Список регионов по числу телевизоров на одно домохозяйство • Российские фильмы — лауреаты Каннского фестиваля • Земельный кодекс • МФЦ
|
Экономика России
| Валовой национальный доход • Валовые национальные расходы • Расходы на конечное потребление • Оборонно-промышленный комплекс • Высокотехнологический комплекс • Рыболовство • Строительство (Жилищное, Автодорожное, Стоимость жилищного строительства, Оконная индустрия, Крупные стройки) • Канализация (Централизованные системы, Очистные сооружения) • Мобильная связь • Интернет • IT-сектор • Туризм • Торговля (Розничная торговля) • Трудовые ресурсы • Валовое накопление основного капитала • Особые экономические зоны • Нанотехнологии • Инновации (Технологические, Экологические) • Малое предпринимательство • Модернизация экономики • Производительность труда • Безработица • Список регионов по уровню безработицы • Основные фонды • Фондоотдача • Доходы населения • Заработная плата • Пенсии • Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум • Бартер • Крупнейшие производители • Монополизм (Картельные соглашения) • Жильё (Благоустройство) • Приватизация • Раздаточная экономика • Технологическое отставание • Межрегиональная дифференциация по уровню экономического развития • Доля России на мировом рынке • Список продукции, производящейся в России • Список проектируемых и строящихся производств в России • Рынок машин и оборудования • Рынок молока и молочных продуктов • Лоббизм российских компаний • Льготы, предусмотренные для молодежи и студентов • Подземные хранилища природного газа • Экономические рекорды
|
ВВП России
| Структура ВВП • Список регионов России по ВРП на душу населения
|
Промышленность России
| Обрабатывающая промышленность (Конкурентоспособность) • Металлургия (Чёрная, Сталелитейная промышленность, Производство рельсов, Цветная, Алюминиевая промышленность, Цинковая промышленность) • Химическая промышленность (Шинная промышленность, Фармацевтическая промышленность, Производство полипропилена) • Промышленность стройматериалов (Цементная промышленность) • Бриллиантовая промышленность • Производство автокомплектующих • Лесная промышленность • Целлюлозно-бумажная промышленность • Электроэнергетика • Тепловая энергетика • Гидроэнергетика • Атомная энергетика • Атомная промышленность • Производство оружейных делящихся материалов • Добыча полезных ископаемых (Себестоимость добычи нефти) • Тяжёлая промышленность • Сравнение промышленности России с Украиной
|
Машиностроение России
| Ракетостроение (Космическое ракетостроение) • Аэрокосмическая промышленность • Ракетно-космическая промышленность • Авиапром (Самолётостроение, Военное самолётостроение, Гражданское самолётостроение, Вертолётостроение) • Судостроение (Кораблестроение, Подводное кораблестроение) • Лазерная промышленность • Микроэлектроника • Транспортное машиностроение • Железнодорожное машиностроение (Вагоностроение) • Сельскохозяйственное машиностроение • Тракторостроение • Энергетическое машиностроение (Атомное) • Металлургическое машиностроение • Радиоэлектронная промышленность • Автопром (Легковое автомобилестроение, Грузовое автомобилестроение, Сборочные производства автомобилей-иномарок, Уровень локализации производимых автомобилей-иномарок, Поставки металлургической продукции для автопрома, Поставки ММК для автопрома) • Танкостроение • Станкостроение • Подъёмно-транспортное машиностроение • Приборостроение • Тяжёлое машиностроение • Нефтяное машиностроение • Двигателестроение (Авиационное двигателестроение)
|
Топливная промышленность России
| Нефтяная промышленность • Нефтеперерабатывающая промышленность • Газовая промышленность • Угольная промышленность
|
АПК России
| Сельское хозяйство • Растениеводство • Животноводство • Пищевая промышленность • Сахарная промышленность
|
Транспорт России
| Автомобильный транспорт • Автомобильные дороги • Железнодорожный транспорт • Российские железные дороги • Трубопроводный транспорт (Нефтепроводный) • Водный транспорт (Морской транспорт) • Воздушный транспорт • Транзит через Россию • ВСТО • БТС-2 • Северный поток • Северный морской путь • Линия метро «Подольск — Раменское» • Байкало-Амурская магистраль
|
Финансы в России
| Банковская система • Фондовый рынок • Государственные финансы • Государственный долг (Внешний долг) • Валютный рынок • Кредитные рейтинги • Международный финансовый центр • Российский рубль • Использование рубля в международных расчётах • Использование рубля в расчётах между странами ЕврАзЭС • Антиинфляционная политика • Долговая политика • Внешний долг • Государственные и муниципальные облигации • Бюджетные послания президента России • Неплатежи • Сравнение финансов в России с Украиной
|
Налогообложение в России
| Налоги • Уклонение от налогов • Подоходный налог с физических лиц • Налогообложение добычи полезных ископаемых
|
Инвестиции в России
| Инвестиционный климат • Инвестиционная политика • Инвестиции в обрабатывающей промышленности • Иностранные инвестиции • Инвестиции Германии в Россию • Инвестиции Франции в Россию • Иностранные инвестиции в автомобильной промышленности России • Иностранные инвестиции в сельскохозяйственном машиностроении России • Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата
|
Внешнеэкономические отношения России
| Внешняя торговля • Военно-техническое сотрудничество • Строительство Россией атомных электростанций за рубежом (Индия, Китай, Иран, Финляндия) • Зарубежная деятельность российских компаний • Либерализация внешней торговли • Таможенный союз ЕврАзЭС • Отношения с ВТО • Отношения с ЕС • Отношения с Латинской Америкой • Отношения с Афганистаном • Отношения с Германией • Отношения с Грузией • Отношения с Казахстаном • Отношения с США (Торговые отношения) • Отношения с Турцией (Торговые отношения) • Отношения с Украиной (Торговые отношения) • Отношения с Центральной Азией • Отношения с ЮАР • Денежные переводы из России • Приток капитала в Россию • Контракты компаний России с зарубежными странами (Индия) • Кредиты, выданные Россией • Инвестиции России на Украине • Siemens в России
|
Экспорт из России
| Металлургическая продукция • Химическая продукция • Урановая продукция • Лекарства • Высокотехнологичная продукция • Поставки для зарубежных авиастроительных компаний (Airbus, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Boeing, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Airbus) • Услуги • Транспортные услуги • IT-экспорт • Пошлины • Транспортировка экспортируемых товаров (Нефть, Нефтепродукты, Природный газ, Зерно) • Доля России в мировом экспорте • Крупнейшие компании-экспортёры
|
Экспорт энергоносителей из России
| Нефть и нефтепродукты • Экспортные пошлины на мазут в России • Доля экспорта в производстве энергоносителей
|
Экспорт машиностроительной продукции из России
| Вооружения • Военно-морские вооружения • Авиатехника • Военная авиатехника • Гражданская авиатехника
|
Экспорт пищи из России
| Мясо и мясопродукты • Шоколадные изделия
|
Экспорт из России по импортёрам
| Австрия • Азербайджан • Аргентина • Африка • Бахрейн • Белоруссия (Природный газ) • Болгария (Природный газ) • Бразилия • Великобритания (Природный газ) • Венгрия (Энергоносители, Природный газ) • Венесуэла (Вооружения) • Вьетнам (Вооружения) • Германия (Природный газ, Автомобили) • Грузия • Дания (Природный газ) • Евросоюз • Израиль • Индия (Вооружения, Самолёты) • Иран (Вооружения) • Испания • Италия • Казахстан • Канада • Китай (Энергоносители, Нефть, Уголь, Вооружения, Пищевая продукция) • Колумбия • Нидерланды • Польша (Природный газ) • Сирия • Словения (Природный газ) • США (Энергоносители, Ракетные двигатели, Вооружения, Удобрения) • Судан (Вооружения) • Тунис • Турция (Природный газ) • Украина (Энергоносители, Природный газ, Машиностроительная продукция, Автомобили, Пищевая продукция) • Финляндия • Франция (Природный газ) • Чехия • Швеция • Эстония • Южная Корей (Энергоносители) • Япония
|
Импорт в Россию
| Доля России в мировом импорте • Доля импортной продукции на российском рынке • Машиностроительная продукция • Пищевая продукция • Доля импортного продовольствия на российском рынке • Мясо и мясопродукты • Молоко и молочные продукты • Услуги • Импортозамещение • Импортозамещение машиностроительной продукции • Импортозамещение вертолётной техники • Импортозамещение химической продукции • Импортозамещение пищевой продукции • Импортозамещение металлургической продукции • Импортозамещение продукции с Украины • Азербайджан • Белоруссия • Бразилия • Великобритания • Германия • Канада • Китай • Литва • Молдавия • Польша • США • Туркмения (Природный газ) • Украина (Машиностроительная продукция, Грузовые железнодорожные вагоны, Пищевая продукция) • Чили
|
Экономические реформы в России
| Реформа электроэнергетики • Реформа ЖКХ • Пенсионная реформа (с 2002) • Реформа железнодорожного транспорта • Реформа системы обязательного медицинского страхования • Налоговые реформы
|
Компании России
| Госкомпании • Компании-экспортёры • Машиностроительные компании • Компании ОПК • Ростех • Алмаз-Антей • Т-платформы • Амурский судостроительный завод • Луховицкий авиационный завод • Ангстрем • Ситроникс • ОДК-Сатурн • GM Auto • Трансмашхолдинг • Ростсельмаш • АвтоВАЗ • Газпром • ЛУКойл • СУЭК • Росатом • Северсталь • Объединённая металлургическая компания • Российская венчурная компания • Магнитогорский металлургический комбинат • Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус • Коломенский завод • Роснано • Рособоронэкспорт • ВНИИЭФ • Тяжмехпресс • Группа ГАЗ • Оптоган • Бассоль • ABBYY • Севмаш • Лебедянский • X5 Retail Group N.V. • Аэрофлот • ВСМПО-Ависма • Московский завод полиметаллов • Кировлес • Омский нефтеперерабатывающий завод • ИНТЕР РАО ЕЭС • Полюс • Крымский Титан
|
Товары в России
| Алмазы (Экспорт) • Аммиак (Производство) • Бумага (Экспорт) • Древесина (Экспорт) • Лакокрасочная продукция (Рынок) • Минеральные удобрения (Экспорт) • Пиломатериалы (Экспорт) • Целлюлоза (Экспорт) • Шины (Рынок, Экспорт)
|
Машиностроительная продукция в России
| Автобусы (Экспорт) • Автомобили (Рынок, Экспорт, Импорт) • БПЛА (Производство) • Вертолёты (Рынок, Экспорт) • Военные вертолёты (Экспорт) • Военные самолёты (Экспорт) • Головки самонаведения • Грузовые автомобили (Экспорт) • Истребители (Экспорт) • Легковые автомобили (Импорт) • Лазеры (Экспорт) • Микросхемы (Экспорт) • Паровые турбины (Производство) • Самолёты (Экспорт) • Сельхозтехника (Экспорт) • Станки (Экспорт, Импорт) • Стиральные машины (Производство, Экспорт) • Суперкомпьютеры (Производство) • Танки (Экспорт) • Телевизоры (Экспорт) • Тракторы (Экспорт)
|
Энергоносители в России
| Бензин (Экспорт) • Дизельное топливо (Экспорт) • Кокс (Экспорт) • Мазут (Экспорт) • Нефтепродукты (Экспорт) • Нефть (Рынок, Добыча, Экспорт, Запасы) • Попутный нефтяной газ • Природный газ (Добыча, Экспорт, Запасы, Газификация) • Ракетное топливо • Торф (Добыча) • Уголь (Добыча, Экспорт, Запасы) • Электроэнергия (Экспорт, Импорт) • Ядерное топливо (Рынок, Экспорт)
|
Пищевая продукция в России
| Алкоголь (Экспорт, Импорт) • Бананы (Импорт) • Баранина (Рынок) • Водка (Экспорт, Импорт) • Говядина (Производство, Импорт) • Горох (Экспорт) • Зерно (Производство, Экспорт, Импорт) • Картофель (Производство) • Кондитерские изделия (Экспорт) • Кукуруза (Экспорт) • Куриное мясо (Производство) • Мёд (Производство) • Минеральная вода (Экспорт) • Мясо (Производство) • Мясо птицы (Рынок, Производство, Экспорт, Импорт) • Пиво (Экспорт) • Подсолнечник (Производство) • Подсолнечное масло (Экспорт) • Пшеница (Экспорт, Импорт, Твёрдая пшеница) • Растительное масло (Экспорт) • Рис (Экспорт) • Рыба (Экспорт) • Сахар (Рынок, Экспорт, Импорт) • Свинина (Производство, Импорт) • Тритикале • Чай (Импорт) • Яблоки (Рынок) • Ячмень (Экспорт)
|
Металлургическая продукция в России
| Алюминий (Рынок) • Железная руда (Добыча, Экспорт) • Золото (Добыча) • Медь (Рынок) • Никель (Экспорт) • Рельсы (Импорт) • Сталь (Экспорт) • Трубы из чёрных металлов (Экспорт)
|
Внутренняя политика в России
| Государственное устройство • Председатель правительства • Госдума • Послания президента Федеральному собранию • Чеченский конфликт • Список иностранных наёмников, уничтоженных в Чечне
|
ЦФО
| Экономика • ВРП • Промышленность • Агропромышленный комплекс • ТЭК • Транспорт • Внешнеэкономические отношения • Природные ресурсы • Продолжительность жизни населения • Река Моча • Белгородская область (Экономика, ВРП, Животноводство, Продолжительность жизни населения, Белгород) • Брянская область (Экономика, ВРП, Машиностроение) • Владимирская область (Экономика) • Воронежская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Ивановская область (Экономика, ВРП) • Калужская область (Экономика, ВРП, Автомобильная промышленность, Трудовые ресурсы) • Костромская область (Экономика, ВРП) • Курская область (Экономика, Транспорт) • Липецкая область (Экономика, ВРП) • Московская область (Экономика, Промышленность, Обрабатывающая промышленность, Машиностроение, Транспорт, Добыча полезных ископаемых, Экспорт, Доходы населения, Природные ресурсы, Экономика Подольска, Доходы населения Подольска, Метро в Подольске, Экономика Подольского района, Выбросы загрязняющих веществ в Подольске, ИТК-5) • Орловская область (Экономика, ВРП) • Рязанская область (Промышленность) • Смоленская область (Экономика) • Тамбовская область (Экономика, ВРП, Обрабатывающая промышленность) • Тверская область (Экономика, Деревня Кривоносовка) • Тульская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых) • Ярославская область (Экономика, ВРП, Транспорт, Доходы населения) • Москва (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Машиностроение, Сельское хозяйство, Шуховская телебашня, Улица Борисовские пруды, дом № 16, корпус 2)
|
СЗФО
| Экономика • ВРП • Добыча полезных ископаемых • Автопром • Сельское хозяйство • Карелия (Экономика, ВРП) • Коми (ВРП) • Архангельская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Обрабатывающая промышленность, Продолжительность жизни населения) • Вологодская область (Экономика, Сельское хозяйство) • Калининградская область (Экономика, ВРП, Обрабатывающая промышленность, Автомобильная промышленность, Производство электроэнергии) • Ленинградская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Растениеводство, Транспорт, Продолжительность жизни населения, Порт Приморск) • Мурманская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Новгородская область (Экономика, ВРП) • Псковская область (ВРП) • Санкт-Петербург (Экономика, ВРП, Занятость, Потребление электроэнергии) • Ненецкий автономный округ (Экономика, ВРП)
|
ЮФО
| Экономика • ВРП • Адыгея (ВРП) • Калмыкия (Экономика, ВРП, Продолжительность жизни населения) • Крым (Экономика, ВРП, Растениеводство, Зерноводство, Животноводство, Импорт, Доходы населения, Зарплата, Зерно) • Астраханская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Машиностроение, Транспорт) • Волгоградская область (Экономика, ВРП, Доходы населения, Трудовые ресурсы) • Ростовская область (Экономика, Промышленность, Транспорт) • Краснодарский край (Экономика, Промышленность, Добыча полезных ископаемых) • Промышленность Крымского полуострова • Электроэнергетика Крымского полуострова • Нефтегазовый комплекс Крымского полуострова • Сельское хозяйство Крымского полуострова • Транспорт Крымского полуострова • Доходы населения Крымского полуострова
|
СКФО
| Экономика • ВРП • Дагестан (Экономика, Добыча полезных ископаемых, Инвестиции) • Ингушетия (Экономика) • Кабардино-Балкария (Промышленность) • Северная Осетия (Экономика, ВРП) • Чечня (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Добыча нефти, Доходы населения, Образование) • Ставропольский край (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт)
|
ПФО
| Экономика • ВРП • Судостроение • Производство вертолётов • Башкортостан (Экономика, ВРП, Промышленность, Сельское хозяйство, Строительство, Транспорт, Финансы, Инвестиции, Инновации, Социально-экономическая политика, Образование, Здравоохранение, Население, Государственное устройство, Президент) • Мордовия (Экономика, ВРП) • Татарстан (Экономика, Трудовые ресурсы) • Удмуртия (Экономика, ВРП) • Чувашия (Занятость) • Кировская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Нижегородская область (Экономика, Автомобильная промышленность, Экспорт, Население, Производство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде) • Оренбургская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Пензенская область (Экономика) • Самарская область (Экономика, ВРП, Автомобильная промышленность) • Саратовская область (Экономика, ВРП) • Пермский край (Экономика, ВРП) * Ульяновская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых)
|
УФО
| Экономика • ВРП • Добыча полезных ископаемых • Курганская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Свердловская область (Добыча полезных ископаемых, Екатеринбург) • Тюменская область (Экономика, ВРП, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Финансы, Доходы населения) • Челябинская область (ВРП, Сельское хозяйство, Растениеводство, Транспорт) • Ханты-Мансийский автономный округ (Экономика, Население) • Ямало-Ненецкий автономный округ (Новый Уренгой)
|
СФО
| Экономика • ВРП • Промышленность • Занятость • Тыва (Продолжительность жизни населения) • Хакасия (Экономика, Промышленность, Транспорт, Население) • Иркутская область (ВРП, Обрабатывающая промышленность, Занятость) • Кемеровская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Новосибирская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт) • Омская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых, Машиностроение, Сельское хозяйство, Трудовые ресурсы) • Томская область (Добыча полезных ископаемых) • Алтайский край (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство, Добыча полезных ископаемых, Продолжительность жизни населения) • Забайкальский край (Экономика, ВРП) • Красноярский край (Экономика, ВРП, Продолжительность жизни населения)
|
ДФО
| Экономика • ВРП • Сельское хозяйство • Мост между Хабаровским краем и Сахалином • Якутия • Амурская область (Экономика, ВРП) • Магаданская область (ВРП) • Сахалинская область (Экономика, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых) • Камчатский край (Экономика, Продолжительность жизни населения) • Приморский край (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых, Доходы населения) • Хабаровский край (Экономика, ВРП) • Чукотский автономный округ (Экономика) • Еврейская автономная область (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство) • Чукотский автономный округ (ВРП)
|
Внешняя политика России
| Отношения со странами (Белоруссия, Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Киргизия, Китай, Пакистан, Польша, Саудовская Аравия, Словакия, США, Украина, Чехия, Швейцария, Швеция, Эфиопия, Япония) • Политика России в Центральной Азии и Закавказье • Совет Россия-НАТО • Россия и Швейцария
|
Реформы в России
| Дмитрий Медведев и реформы • Административные реформы • Административная реформа (с 2002) • Второй этап административной реформы (с 2006 года) • Административная реформа в субъектах федерации • Реформа здравоохранения • Судебные реформы • Реформа уголовно-исполнительной системы
|
Вооружённые силы России
| Главное оперативное управление Генштаба • ВВС • ВМФ (Северный флот, Черноморский флот, Тихоокеанский флот, Каспийская флотилия)
|
Население России
| Продолжительность жизни • Демографическая политика • Население с высшим образованием • Рождаемость • Смертность • Список регионов по продолжительности жизни населения • Список регионов по уровню младенческой смертности
|
Преступность в России
| Иностранная преступность • Убийства • Ограбления банков • Погибшие в результате преступных посягательств • Коррупция • Дело Hermitage Capital
|
Терроризм в России
| Теракты в России • Национальный антитеррористический комитет • Вихрь-антитеррор
|
Терроризм
| Исламский джихад — Джамаат моджахедов • Исламская партия Туркестана • Исламское движение Восточного Туркестана • Джунд аш-Шам • Джамаат-и-Ислами • Общество социальных реформ • Контртеррористическая операция
|
Экономика
| Экономическое прогнозирование (Бюджетное) • Международный финансовый центр • Налоговый менеджмент • Доходы населения • Экспортные пошлины • Конференция ООН по торговле и развитию • АТЭС • Цены на нефть • Киберсин • Экономические реформы в Китае с 1978 года (1970-е годы, 1980-е годы, 1990-е годы) • Экономические реформы в странах Восточной Европы • Международный валютный фонд • Список стран по потреблению электроэнергии на душу населения • Petroleos de Venezuela S.A. • Kuwait Petroleum Corporation • Repsol YPF • National Iranian Oil Company • Угольная промышленность Европы • Себестоимость добычи сланцевого газа • Затраты-выпуск • МТК ЕЗК • Осакская программа действий
|
Энергоносители
| Сланцевая нефть • Сжиженный природный газ • Сланцевый газ • Расход топлива у самолётов • ОПЕК • Методики оценки запасов нефти • Сланцевый газ в Америке
|
США
| Экономика • Жильё • Угольная промышленность • Сельское хозяйство • Внешнеэкономические отношения • Экспорт природного газа • Финансы • Сланцевый газ • Права человека • Отношения с Узбекистаном • Противоракетная оборона • Коррупция
|
Германия
| Машиностроение • Угольная промышленность • Внешняя торговля • Жильё • Права человека • Коррупция • Теракты
|
Украина
| ВВП • Обрабатывающая промышленность • Автомобильная промышленность • Авиационная промышленность • Ракетно-космическая промышленность • Железнодорожное машиностроение • Воздушный транспорт • Доходы населения • Бедность • Экспорт (Пища, Машиностроительная продукция, Вооружения, Электроэнергия, Доля в мировом экспорте) • Автомобильный транспорт • Транзит грузов через Украину (Нефть, Газ) • Доля импорта на рынке Украины • Электроэнергия • Пальмовое масло • Выездной туризм с Украины • Жильё • Природный газ • Газификация • Автомобильный кабель • Отношения Украины с МВФ • Зоря-Машпроект • Канализация в Киеве • Реформы • Коррупция • Канализация • Качество продовольствия • Миграционная политика Украины • Дискриминация русских на Украине • Ан-70 • Ан-132 • Ан-140 • Ан-148
|
Грузия
| Экономика • ВВП • Машиностроение • ТЭК (Электроэнергетика) • Добыча полезных ископаемых • Сельское хозяйство • Растениеводство • Транспорт (Трубопроводный, Морской) • Финансы (Налоги, Банковская система, Государственные финансы, Государственный внешний долг) • Производство золота • Инвестиции • Внешнеэкономические отношения (Экспорт, Экспорт электроэнергии, Импорт, Импорт пищевой продукции, Денежные переводы в Грузию) • Доходы населения (Заработная плата) • Трудовые ресурсы • Зестафонский завод ферросплавов • Тбилисское авиационное государственное объединение • Образование • Наука • Государственное устройство • География • Коррупция • Отношения с США • Отношения с Францией
|
Постсоветское пространство
| СНГ • Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ • Объём производства в обрабатывающей промышленности России, Украины и Белоруссии • Покупательная способность средней зарплаты в России и Украине • Список продукции, потребляемой в России, Украине и Белоруссии • Русские в Центральной Азии и Закавказье • Грузино-абхазский конфликт • Грузино-осетинский конфликт • Закавказье • Нагорный Карабах • Экономика Прибалтики • Транспорт Прибалтики • Вопрос об оккупации стран Прибалтики Советским Союзом • Роль МВФ в экономическом развитии стран бывшего СССР
|
Страны
| Абхазия (Экономика, Промышленность) • Австралия (Угольная промышленность) • Азербайджан (Экономика) • Албания • Аргентина (Экономика) • Армения (Внешняя торговля) • Афганистан • Белоруссия (Экономика, Сельское хозяйство, Доходы населения, Внешнеэкономические отношения, Экспорт, Импорт, Транзит природного газа, IT-сектор, Место в международных рейтингах) • Бразилия (Экономика) • Великобритания (Коррупция, Права человека) • Гондурас (Экономика) • Индия (Машиностроение, Угольная промышленность, Доходы населения) • Иран • Ирландия (Доходы населения) • Исландия (Экономика) • Казахстан (Машиностроение, Оборонная промышленность, Внешнеэкономические отношения, Внешняя торговля) • Канада (Угольная промышленность, Жильё, Права человека, Коррупция) • Катар (Катар, Экспорт природного газа) • Китай (Экономика, Машиностроение, Угольная промышленность, Финансы, Внешняя торговля, Экспорт, Государственное устройство, Либерализация цен, Коррупция) • Латвия (Экономика, Внешняя торговля, Лица без гражданства) • КНДР (Экономика) • Ливия • Литва (Экономика, Вооружённые силы) • Мексика (Экспорт, Импорт) • Молдавия (Внешняя торговля) • Монголия (Метро Улан-Батора) • Нидерланды (Экономика, Коррупция) • Никарагуа • Пакистан (Теракты) • Польша (Обрабатывающая промышленность, Машиностроение, Автомобильная промышленность, Угольная промышленность, Экспорт) • Саудовская Аравия (Экономика) • Финляндия (Жильё, Права человека) • Франция (Коррупция, Права человека) • Швейцария (Экономика) • Швеция (Права человека) • Эстония (Экономика, Транзит, Теневая экономика, Вооружённые силы) • ЮАР (Экономика, Угольная промышленность, Доходы населения) • Южная Корея (Экономика, Коррупция) • Южная Осетия (Экономика) • Япония (Промышленность, Машиностроение, Внешняя торговля, Доходы населения, Коррупция, Прокуратура)
|
Персоналии
| Дмитрий Медведев • Алексей Кудрин • Владимир Касатонов • Евгений Рыбин • Сергей Горьков • Увайс Магомадов • Тамерлан Хасаев • Юсуф Крымшамхалов • Заур Акавов • Арасул Хубиев • Лечи Исламов • Михаил Коданёв • Тони Блэр • Владимир Эренбург • Сергей Оганесян • Марио Блюменфельд • Ильяз Муслимов • Игорь Стрелков • Сергей Карнаухов • Валерий Мальцев • Дмитрий Гололобов • Мирей Матье • Денис Никандров • Борис Ломакин • Игорь Данилевский • Алексей Навальный • Евгений Москвин
|
В. В. Путин
| Путин и российские реформы • Президентство • Третий президентский срок • Президентские указы • Социально-экономическая политика • Путин и экономика России (Промышленность, Автопром, Судостроение, ТЭК, АПК, ЖКХ, Налогообложение, Доходы населения, Госкомпании, Формирование МФЦ) • Путин и демографическая политика в России • Путин и здравоохранение в России • Путин и транспорт • Путин и судебная система России • Путин и алкоголь в России • Путин и коррупция в России • Путин и внешняя политика России • Путин и постсоветское пространство • Путин и образование в России • Путин и регионы России • Россия во время президентства Путина • Инициативы • Оценки деятельности
|
Право
| Международный розыск • Международные трибуналы • Закрытые судебные заседания • Правовой режим Каспийского моря
|
Международные отношения
| Дипломатические отношения • Шанхайская организация сотрудничества • АСЕАН • Группа стран по борьбе с коррупцией • G8 • Политика Китая в Центральной Азии • Политика НАТО в Центральной Азии и Закавказье
|
Прочее
| GRICS • Футбольный трансфер • Нанотехнологии • Лев Щаранский • Креативная партия свободы совести • Межнациональные конфликты • Каспийское море • Коррупция • Отложенные неисправности в самолётах • Дискриминация русских • Исламский экстремизм • Спуск с орбиты космических аппаратов • Каспийский регион • Выход в открытый космос • Индекс восприятия коррупции • Ответственность родителей за оставление детей без присмотра • Незаконное вооружённое формирование • Права человека в Евросоюзе • Термины Counter-Strike • Ан-2П • Тетрахлорэтилен • Углеводы • Список стран по числу больничных коек на 1000 человек населения
|