Реформы в России в 2001 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Создан солидный задел для развития социальной и экономической сфер России на среднесрочную и длительную перспективы. Приняты основополагающие законы, определяющие динамику институциональной среды развития бизнеса.[1]

В частности, были внесены изменения в налоговый кодекс для обеспечения более прозрачного и единообразного режима налогообложения, были одобрены земельный кодекс и пенсионная реформа и существенно снижена зарегулированность экономики.[2]

Содержание

[править] Экономика

[править] Финансы

[править] Налоги

Подробнее см. также: Налоги в России в 2001 году

Российское налоговое законодательство постепенно приближалось к мировым стандартам, упрощая налоговую систему и увеличивая её прозрачность.[3]

1 января вступила в силу часть вторая Налогового кодекса РФ.[4]

С вступлением в силу второй части Налогового кодекса на территории Российской Федерации с 1 января был введен в действие единый социальный налог (ЕСН). Он призван заменить собой страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ, общая ставка отчислений в эти три внебюджетных фонда, согласно законодательству была снижена с 38,5 % до 35,6 %.[5]

С 1 января была установлена единая ставка подоходного налога в 13 %.[6][7][1]</ref>[8]

3 апреля в послании к Федеральному Собранию Владимир Путин напомнил, что кардинальная налоговая реформа была одним из пунктов его предвыборной программы. «Сделаны первые шаги, и нужно, конечно, двигаться дальше», — отметил он. В.Путин обозначил как стратегический приоритет «рациональное, справедливое обложение природных ресурсов — основного богатства России, недвижимости, последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота».[9]

С июля в торговле неэнергетическими товарами со странами СНГ НДС взимается по принципу страны назначения.[10]

6 августа Путиным был подписан закон № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (Налог на прибыль организаций), который дополнил часть вторую Налогового кодекса главой 25 «Налог на прибыль организаций». Ставка налога на прибыль была снижена с 35 % до 24 %, при этом было принято решение отказаться от всех льгот (включая инвестиционную).[11] Одновременно было снято большинство ограничений на включение затрат в расчет себестоимости, и предприятиям предоставлена возможность выбора амортизационной политики. Введена оплата налога на прибыль по методу начисления.[12]

Произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменен налог на приобретение автомобилей.[13][2]</ref>

Отменена часть «оборотных» налогов.[14]

С 2001 года была осуществлена отмена ряда льгот по НДС, НДС был сконцентрирован на федеральном уровне бюджетной системы.[15]

[править] Банки

Принят закон, по которому Банку России предоставляется право запрещать формирование уставного капитала кредитной организации за счет неденежных средств. Также законодательно упрощен порядок банкротства кредитных организаций при недостаточности их капитала и повышен порог необходимого уставного капитала.[16]

22 сентября была официально опубликована инструкция Центробанка РФ, позволяющая физическим лицам — резидентам РФ открывать счета в зарубежных банках.[17]

[править] Бюджетная реформа

Бюджет 2001 г. стал первым бездефицитным бюджетом за всю постсоветскую историю России, и это был первый бюджет, разработанный в соответствии с Бюджетным кодексом, вступившим в силу 1 января 2000 г. Приоритетной задачей бюджета на 2001 г. было объявлено сокращение государственного долга. И он действительно сократился.[18]

[править] Реформа межбюджетных отношений

Постановлением Правительства Российской Федерации № 584 от 15 августа 2001 г. была утверждена «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.».[19] Целью программы является формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.[20]

[править] Земля

Путин подписал Земельный кодекс России, а также федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Кодексом регулируется оборот земель несельскохозяйственного назначения и является основой для осуществления инвестиционной деятельности. Земля и все, что на ней находится, признается кодексом единым целым и одно без другого продавать или приватизировать нельзя.[21][22][3]</ref>[23]

[править] Пенсии

7 февраля проект пенсионной реформы был представлен Путину.[24] В тот же день Путин подписал указ о создании Национального совета по пенсионной реформе, который возглавит премьер-министр Михаил Касьянов.[25] В состав совета вошли представители ПФ, МЭРТ, Министерства труда и социального развития России, Аппарата Правительства, Государственной Думы, Совета Федерации и пр.[26]

3 апреля в послании к Федеральному Собранию Путин назвал модернизацию пенсионного законодательства в числе приоритетов.[27][4]</ref>

В конце ПФР подготовил проект реформирования пенсионной системы. Главной целью реформы было заявлено уменьшение государственных расходов на пенсионеров и постепенный переход от распределительной пенсионной системы к накопительной, при которой пенсионные средства могли быть переданы в управление частной компании.[28]

В декабре были приняты и подписаны Путиным три федеральных закона: «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».[29]

[править] Таможенная реформа

С 1 января в России действуют новые ставки импортного тарифа: 5 %, 10 %, 15 % и 20 % от таможенной стоимости. Исключение составили автомобили (25 %), куриные окорочка (25 %), белый сахар (30 %) и спирт (30 %). Предельная ставка пошлины по группам с максимальной ставкой 30 % снижена до 20 %, для ускорения модернизации отечественной экономики сокращены импортные пошлины на ввозимое технологическое оборудование. До 2001 г. таможенное оформление около 25 % товаров от всего объема импорта происходило с нарушениями правил, при этом значительная часть товаров, импортируемых в РФ, декларировалось с искажением номенклатуры. В некоторых товарных группах существовала слишком большая дифференциация уровней ставок таможенного тарифа на однородные товары, в частности по группе товаров 8704 (грузовые автомобили) существовало пять уровней ставок таможенных пошлин (5 %, 10 %, 15 %, 25 %). В группе 04 (молоко и молочные продукты) существовало три уровня ставки таможенных пошлин — 10 %, 15 %, 20 %. Подобных примеров можно привести еще много. Такой разброс, естественно, усложнял администрирование сбора таможенных пошлин, давал возможность недобросовестным импортерам ввозить продукцию под видом той, которая имеет минимальных уровень ставок, лишая бюджет доходов. Например, куриные окорочка ввозились под видом индюшатины (так как пошлины в этом случае будут ниже), или автомобили ввозились как запчасти. В этой ситуации унификация ввозных таможенных пошлин должна способствовать повышению уровня таможенного администрирования и предотвращению уклонения от уплаты таможенной пошлины в полном размере.[30]

Новый Таможенный тариф, действующий с 1 января, предусматривает следующие изменения:[31]

  • фактический отказ от использования 30-% ставки. По 883 из 888 тарифных позиций, облагаемых пошлинами в размере 30 %, уровень ставок был понижен до 20 % (главным образом, на товары народного потребления, продукцию химической промышленности, промышленное оборудование и др.). Уровень ставки в 30 % предусматривается сохранить только на 5 позиций, в частности, по такой чувствительной для отечественной промышленности продукции, как сахар белый, а также подакцизные табачные изделия (4 позиции);
  • сокращение (с 624 до 104 тарифных позиций) группы товаров, облагаемых ввозными пошлинами по ставке 25 %. Такое сокращение означало отказ от использования ставки пошлин в 25 % по многим видам импортируемого продовольствия (фрукты, овощи, алкогольная и рыбная продукции), целому ряду продукции химической промышленности и другим;
  • унификацию импортного тарифа в рамках групп однородных товаров, обладающих схожими потребительскими свойствами и техническими характеристиками. Выравнивание ставок было призвано обеспечить прозрачность таможенных тарифов для участников внешнеэкономической деятельности и значительно сократить случаи недостоверного декларирования ввозимых товаров и связанные с этим злоупотребления;
  • повышение ставок импортного тарифа по товарам, ныне ввозимым беспошлинно, до 5 % по 33 товарным позициям. Режим беспошлинного ввоза сохранился только по социально значимым товарам — лекарственным средствам, содержащим инсулин; инвалидным коляскам; племенным животным и товарам, беспошлинный ввоз которых регламентируется международным Соглашением (так называемое Флорентийское соглашение).

С 1 октября на 9 месяцев были введены в действие новые ставки ввозных таможенных пошлин примерно на 400 товарных позиций. Кроме того, почти на 3,5 тысячи товаров было продлено действие ставок, сниженных и унифицированных с 1 января 2001 года.[32]

[править] Реформа трудовых отношений

3 апреля 2001 года в послании к Федеральному Собранию В.Путин назвал модернизацию трудового законодательства в числе приоритетов.[33][5]</ref>

27 декабря 2001 года Путин подписал Трудовой кодекс Российской Федерации.[34][35][6]</ref>

[править] Приватизация

Принятый в декабре 2001 года закон о приватизации государственного и муниципального имущества подвёл черту под десятилетием массовой, зачастую хаотичной приватизации государственной собственности — яркой приметы российской экономики 1990-х годов. Теперь для государства вводились приватизационные «правила игры»: депутаты получали контроль за собственностью естественных монополий, правительство — возможность осуществлять планирование и общее руководство процессом приватизации, не согласовывая план продажи каждого конкретного предприятия с Думой, а президент — право формировать перечень стратегических предприятий и определять возможность их приватизации.[36]

[править] Отрасли экономики

[править] Электроэнергетика

Правительством России было одобрено ключевое направление реформы электроэнергетики.[37]

Правительство одобрило план реформирования электроэнергетики, предусматривающий отделение сферы естественной монополии (передача электроэнергии) от потенциально конкурентных видов деятельности (производство энергии) и создание эффективного рыночного механизма сбыта энергии.[38]

6 января. Состоялось совещание у Председателя Правительства РФ, на котором было принято решение принять к сведению разработанный Минэконмразвития проект предложений по первоочередным мерам подготовительного этапа структурных реформ в электроэнергетике.[39]

7 января. Распоряжением Президента Российской Федерации была создана рабочая группа при Президиуме Госсовета России по вопросам реформирования электроэнергетики. Группу возглавил губернатор Томской области В. М. Кресс. В ее состав вошли представители отраслевых министерств и ведомств, регионов, научных организаций, менеджмента и акционеров РАО «ЕЭС России». Группе было поручено обсудить альтернативные варианты реформирования электроэнергетики и подготовить к 15 апрелю доклад Президенту и Правительству Российской Федерации о единой государственной концепции реформирования. В январе и феврале состоялись рабочие заседания группы.[40]

11 января. На совещании у Председателя правительства срок доработки проекта «Основных направлений реформирования электроэнергетики» был продлен до 15 апреля 2001 года, учитывая его планируемое рассмотрение на заседании кабинета министров в мае 2001 года.[41]

10 февраля. Был подписан контракт между Правительством РФ и международной консалтинговой фирмой Arthur Andersen, выигравшей тендер на консультирование Российской Федерации по вопросам реформирования электроэнергетики.[42]

3 апреля Путин заявил в послании Федеральному Собранию о том, что «пора покончить с финансовой непрозрачностью и неэффективностью управления естественными монополиями России», в частности в электроэнергетике.[43][7]</ref>

6 апреля. Консалтинговая компания Arthur Andersen внесла в Минэкономразвития заключительный отчет по реформированию энергетического комплекса, который включает и ее собственные рекомендации в этой области.[44]

В апреле Минэкономразвития разработало план первоочередных мер по реформированию электроэнергетики и «Основные направления государственной политики реформирования электроэнергетики РФ»; проекты этих документов были внесены для рассмотрения в Правительство Российской Федерации.[45]

15 мая Рабочая группа президиума Госсовета под руководством губернатора Томской области В. М. Кресса одобрила проект концепции реформирования электроэнергетики России.[46]

16 мая рабочая группа Госсовета по реформированию электроэнергетики представила доклад В.Путину, не найдя компромиссного решения проблемы. А.Чубайс и Г.Греф приложили к нему список разногласий. В.Путин поставил на докладе резолюцию «учесть при рассмотрении» и направил его в правительство.[47][48]

19 мая. На заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос «О проекте основных направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации», внесенный Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. При подготовке этого документа были использованы оценки и рекомендации международного консультанта «Артур Андерсен». Документ был в целом одобрен.[49]

11 июля Михаил Касьянов одобрил реформу электроэнергетики в варианте Чубайса и Грефа.[50][51] В тот же день Касьянов подписал постановление № 526 «О реформировании электроэнергетики РФ», что дало старт масштабной структурной реформе российской электроэнергетики.[52][53]

3 августа премьер-министр Правительства Российской Федерации М. Касьянов подписал Распоряжение № 1040-р «План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации».[54]

3 августа Совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил деятельность Правления РАО «ЕЭС России» на подготовительном этапе реформирования электроэнергетики, в том числе в вопросах совершенствования бизнес-планирования, бюджетирования, учетной политики, управления кадрами, внедрения раздельного финансового учета по видам деятельности.[55]

31 августа. Решением Совета директоров РАО «ЕЭС России» образован Комитет по вопросам реформирования при Совете директоров. Этот консультативно-совещательный орган возглавил представитель миноритарных акционеров, член Совета директоров Дэвид Херн.[56]

28 сентября. Совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил приоритетные направления деятельности РАО «ЕЭС России» на первом этапе реформирования электроэнергетики РФ в 2001—2004 годах, принципы осуществления мер по реформированию и подход к реформированию дочерних и зависимых обществ (ДЗО). Кроме того принято решено участвовать в учреждении Администратора торговой системы (АТС) оптового рынка электроэнергии.[57]

17 октября РАО «ЕЭС России» издает Приказ № 563 «О мерах по реформированию АО-энерго».[58]

Ноябрь. Организована и отработана технология прохождения проектов реформирования АО-энерго, включающая в себя:[59]

  • Проектный комитет РАО «ЕЭС России»
  • Комитет по реформированию
  • Правление РАО «ЕЭС России»
  • Совет Директоров РАО «ЕЭС России»

9 ноября Совет директоров РАО «ЕЭС России» на своем очередном заседании единогласно принял решение об учреждении в январе 2002 г. Федеральной сетевой компании (ФСК) единственным учредителем которого выступит РАО «ЕЭС России». По предложению Правления, Совет директоров принял решение о создании ФСК в форме открытого акционерного общества. Ранее вопрос о создании ФСК был обсужден на Комитете по реформированию при Совете директоров РАО «ЕЭС России». Согласно Постановлению Правительства № 526 от 11.07.01 г «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», создание ФСК является одним из важнейших элементов формирования современного рынка электроэнергии России.[60]

21 ноября решением комитета по вопросам реформирования АО-энерго утверждены методические рекомендации для АО-энерго по подготовке заявок на реформирование АО-энерго.[61]

21 ноября. В Белгороде подписано Соглашение о реформировании Энергетического комплекса Белгородской области между Администрацией Белгородской области и РАО «ЕЭС России». Соглашение предусматривает создание двух открытых акционерных обществ — дочерних компаний ОАО «Белгородэнерго». Проект реформирования «Белгородэнерго» дважды рассматривался на Совете директоров, дважды — в Комитете по вопросам реформирования при Совете директоров РАО «ЕЭС России».[62]

23 ноября. Состоялось учредительное собрание администратора торговой системы (АТС) оптового рынка электроэнергии. Учредителями АТС выступили 28 организаций — как производителей, так и потребителей электроэнергии, в том числе РАО «ЕЭС России» и его дочерние компании. Тем самым дан старт созданию инфраструктуры оптовой торговли электроэнергией.[63]

28 ноября. Министру экономического развития и торговли были направлены предложения по созданию оптовых генерирующих компаний (ОГК).[64]

17 декабря. Вышло Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2001 г. № 873 «О Комиссии Правительства Российской Федерации по реформированию электроэнергетики», которым была образована специальная Комиссия, призванная установить контроль за ходом реформы в электроэнергетике.[65]

19 декабря РАО «ЕЭС России» издает Приказ № 726 «Об организации взаимодействия с региональными органами власти в процессе реформирования РАО „ЕЭС России“». Цель документа — обеспечение согласованных действий РАО «ЕЭС России» и руководителей регионов в вопросах реформирования региональных энергетических компаний.[66]

21 декабря принято Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 881 «О критериях отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети».[67]

27 декабря на заседании Правительства Российской Федерации одобрен проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“».[68]

[править] Железнодорожный транспорт

В 2001 году была начата реформа железнодорожного транспорта.[69]

3 апреля 2001 года Владимир Путин заявил в послании Федеральному Собранию о том, что «пора покончить с финансовой непрозрачностью и неэффективностью управления естественными монополиями России», в частности на железнодорожном транспорте.[70][8]</ref>

18 мая 2001 г. Постановлением Правительства РФ № 384 была утверждена «Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте», которая как предполагалось, должна была реализовываться в три этапа: первый этап — 2001—2002 годы; второй этап — 2003—2005 годы; третий этап — 2006—2010 годы. Программа предусматривала «полное отделение функций государственного регулирования от хозяйственных функций уже на начальном этапе реформирования».[71]

Согласно Программе, на первом (подготовительном) этапе функции хозяйственного управления выделяются из ведения МПС РФ и передаются единому хозяйствующему субъекту — открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», 100 % акций которого будут принадлежать государству.[72]

В Программе предусматривалось разделение конкурентных видов деятельности (пригородные и грузовые перевозки, ремонт подвижного состава) и передача их в частные руки.[73]

В соответствии с Программой ОАО «Российские железные дороги» на подготовительном (первом) этапе реформ осуществляет ряд видов деятельности, из которых важнейшие следующие:[74]

  • предоставление услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта (в том числе собственникам подвижного состава) и ее содержание. К инфраструктуре железнодорожного транспорта относятся: путь и искусственные сооружения, подразделения по обеспечению их содержания и ремонта, станции, системы электрификации и технологической связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы управления движением и система управления перевозками, здания и сооружения, занятые в обеспечении перевозочного процесса;
  • эксплуатация локомотивного парка и предоставление услуг локомотивной тяги; эксплуатация собственного грузового вагонного парка и предоставление услуг грузовых перевозок собственным вагонным парком;

Для обеспечения выполнения перечисленных видов деятельности открытое акционерное общество «Российские железные дороги» наделяется имуществом федерального железнодорожного транспорта по следующим основным группам:[75]

  • инфраструктура железнодорожного транспорта;
  • локомотивный парк МПС России, локомотивные депо, пункты технического обслуживания локомотивов;
  • грузовой вагонный парк МПС России, вагонные депо, пункты технического обслуживания грузовых вагонов;
  • парк пассажирских вагонов локомотивной тяги, пассажирские депо обслуживания и ремонта вагонов локомотивной тяги, пункты технического обслуживания вагонов;
  • мотор-вагонный парк пригородного сообщения, мотор-вагонные пассажирские депо, пункты технического обслуживания мотор-вагонного подвижного состава;
  • имущество предприятий, входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта и обеспечивающих производство, строительство и ремонт инфраструктуры, подвижного состава и технических средств железнодорожного транспорта (за исключением предприятий, выводимых из структуры федерального железнодорожного транспорта).

Таким образом, вся хозяйственная деятельность и имущество закрепляется Программой за новым субъектом транспортного рынка, имеющего форму открытого акционерного общества.[76]

На долю же обновлённого МПС (которое впоследствии будет ликвидировано в с передачей нормотворческих функций в Минтранс), оставались функции государственного регулирования: проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта, разработка, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов в областях технической эксплуатации железных дорог и установления обязательных требований к техническим средствам, а также лицензирование, сертификация, стандартизация на железнодорожном транспорте и т. п.[77]

Согласно Программе, на втором этапе реформ ремонтные предприятия подлежали реструктуризации, необходимой для универсализации их деятельности и повышения конкуренции между ними. По мере реструктуризации, указанные ремонтные предприятия намечено было выделить из ОАО «РЖД», в частности, в самостоятельные или дочерние открытые акционерные общества либо в составе холдинговой компании. В сфере обслуживания пассажиров (сервис) и продажи билетов проводится организационное отделение соответствующих подразделений и открытие их для частной собственности.[78]

[править] ЖКХ

В 2001 году была принята программа реформы ЖКХ.[79]

Правительство РФ приняло Постановление от 17 ноября 2001 № 797 «О подпрограмме „Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации“ Федеральной целевой программы „Жилище“ на 2002—2010 годы».[80]

Правительство Москвы приняло Постановление от 25.09.2001 г. № 865-ПП «О ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы и перспективах ее развития».[81][9]</ref>

[править] ВПК

В феврале 2001 году борьба за право стать базой нового концерна между «Концерном „Антей“» (100 % акций у государства), холдингом «Оборонительные системы» (наиболее крупный пакет акций и управлении холдингом сосредоточила в своих руках группа «Интеррос») и НПО «Алмаз» (61,75 % акций у государства) завершилась подписанием соглашения между «Антеем» и «Алмазом» об их объединении в концерн «Алмаз-Антей».[82]

В октябре 2001 года российским правительством была принята Программа реструктуризации оборонно-промышленного комплекса (ОПК).[83]

[править] Газовая система

3 апреля 2001 года Владимир Путин заявил в послании Федеральному Собранию о том, что «пора покончить с финансовой непрозрачностью и неэффективностью управления естественными монополиями России», в частности в топливно-энергетическом комплексе.[84][10]</ref>

В начале апреля 2001 года замглавы кремлевской администрации и по совместительству председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев по поручению президента возглавил специальную рабочую группу, целью которой был поиск механизма либерализации рынка газпромовских акций. Владимир Путин отвел команде, в которую вошли вице-премьер Виктор Христенко, глава ФКЦБ Игорь Костиков, советник президента Андрей Илларионов, представители «Газпрома» Сергей Дубинин и Александр Семеняка и другие, короткий срок — три месяца. Спустя пять месяцев медведевская группа предложила постепенно отменить разделение рынка на внутренний и внешний в рамках 20-процентной квоты на участие иностранцев в уставном капитале газовой монополии, но выбрать один оптимальный из четырех разработанных конкретных механизмов члены группы так и смогли. Доклад был представлен президенту, а вопрос отложен.[85][11]</ref>

В августе 2001 года на одном из совещаний у Владимира Путина с участием Алексея Миллера и Германа Грефа было решено отложить газовую реформу на год.[86][12]</ref>

[править] Политические реформы

[править] Силовые структуры

[править] Вооружённые силы

В марте 2001 года В. В. Путин представил офицерам Министерства обороны и Генштаба новых руководителей военного ведомства: министра обороны С. Б. Иванова и заместителя министра обороны генерал-полковника И. Е. Пузанова.[87]

В начале 2001 года были утверждены план строительства Вооружённых Сил России на 2001—2005 годы, планы строительства видов и родов войск и др. (всего 33 документа). В 2001 году Вооружённые Силы России были переведены на «трёхвидовую структуру» — Сухопутные войска, ВВС и ВМФ. В течение года были сокращены более 70 тыс. должностей военнослужащих, в том числе — более 25 тыс. должностей офицерского состава и прапорщиков. В самих силовых структуpax упразднялись некоторые подразделения. Так, в декабре 2001 года в воздушно-десантных войсках и Генштабе были ликвидированы структуры, отвечающие за миротворческие силы. Их функции стала выполнять специально созданная структура в Главкомате сухопутных войск.[88]

[править] МВД

Весной 2001 года новый глава МВД России Б. В. Грызлов провозгласил начало реформы своего ведомства.[89]

4 июня 2001 года В.Путин подписал указ о реформировании МВД. Министр получил право назначать руководителей подразделений в регионах без согласования с главами субъектов федерации.[90]

Постановлением правительства 26 июля 2001 г. были ликвидированы РУБОПы (региональные управления по борьбе с организованной преступностью). Вместо них на базе главных управлений МВД в федеральных округах было создано соответственно семь оперативно-розыскных бюро (ОРВ).[91]

8 августа 2001 года глава МВД Борис Грызлов подписал приказ о расформировании РУБОПов, взамен создав оперативно-разыскные бюро при ГУВД по федеральным округам. Спецотряды быстрого реагирования, создававшиеся в рамках РУБОПов, переименованы в отряды милиции спецназначения и также перешли в подчинение федеральным округам.[92][13]</ref>

[править] Судебная реформа

3 апреля в послании к Федеральному Собранию Путин назвал российскую систему правосудия нечестной и негибкой и пообещал сделать её реформу приоритетом своей политики.[93][94][14]</ref>

В конце 2001 г. Госдумой были приняты законодательные изменения в сфере судопроизводства.[95][15]</ref>

В 2001 году были приняты несколько ключевых законодательных актов, направленных на реформирование судебно-правовой системы. Основные законы, подписанные Путиным, это Федеральные законы «О статусе судей в РФ», «О судебной системе РФ», «О Конституционном суде РФ» и «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».[96]

В 2001 году был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который вступает в действие с 1 июля 2002 г. Кодекс состоит из пяти частей, определяющих общие положения, досудебное производство, судебное производство, особый порядок судопроизводства и международное сотрудничество в сфере уголовного производства. Новый УПК строго фиксирует порядок рассмотрения уголовных дел и направлен на защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений, а также тех, кто был незаконно осужден. Кодекс также регламентирует, что задержание и арест, а также обыск не могут быть произведены без согласия суда.[97]

[править] Постановление Совета судей России N 43

В Постановлении Совета судей России от 30 января 2001 г. N 43 «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы» говорилось: «совет судей полагает, что истинными причинами незавершенности судебной реформы являются — ненадлежащее законодательное обеспечение деятельности судов, несоответствие процессуальных процедур Конституции Российской Федерации и федеральным законам, недостаточная численность судей и аппарата судов. Во многом судебная реформа тормозится из-за низкого уровня материально-технического обеспечения судов и заработной платы судей».[98]

В качестве основных проблем судебной системы назывались:[99]

1.Обеспечение конституционных гарантий реализации прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности на судебную защиту[100]

  • недостаточная численность судей
  • удаленность судов

2.Дефицит финансирования[101]

  • обеспечения судов материально-техническими ресурсами
  • строительства и реконструкции зданий для размещения судов
  • строительство и приобретение жилья для судей и работников аппаратов судов

3.Отсутствие современных технологий информатизации судов и ведения судебного делопроизводства.[102]

4.Низкая заработная плата судей и работников аппаратов судов.[103]

[править] ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2002—2006 годы

Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805 была принята Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002—2006 годы.[104][16]</ref>

В качестве основных задач Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002—2006 годы, наряду с подготовкой и обеспечением принятия нормативных правовых актов, направленных на реформу судебной системы, были выделены:[105]

  • усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое обеспечение судебной системы;
  • кадровое обеспечение судебной системы;
  • развитие материально-технического обеспечения судебной системы;
  • информационное обеспечение судебной системы;
  • укрепление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.

В Программе были обозначены основные проблемы современной судебной реформы.[106]

Во-первых, подчеркивалось, что надлежащему функционированию судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего суды недостаточно обеспечены материально-техническими ресурсами. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, а это в свою очередь отрицательно сказывается на конечном результате деятельности судов. Суды вынуждены переносить сроки рассмотрения дел и сокращать количество принимаемых заявлений. Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают их веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд. Тем самым сужается поле правовой защищенности личности.[107]

В программе отмечалось, что размещение судов и состояние занимаемых ими помещений настолько неудовлетворительны, что компрометируют правосудие. Часть судов вообще не имеет помещений. В результате происходит массовое нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых превращаются фактически в закрытые, доступ к которым вынужденно ограничивается.[108]

Ухудшение положения судов переводит ситуацию из финансовой плоскости в политическую. Проблемы судов, возникающие на почве неудовлетворительного финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан.[109]

Происходящее в настоящее время фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан, активизация нормотворческой деятельности нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также теоретического осмысления правоприменительной и законопроектной деятельности судов.[110]

Без решения проблем организационного обеспечения судебной системы Российской Федерации невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.[111]

Во-вторых, акцентировалось внимание на том, что штатная численность судей федеральных судов не соответствует реально необходимому количеству.[112]

Как подчеркивалось в Программе, несмотря на всю важность принятых законодательных актов, необходимо отметить, что правовая база, которая обеспечивала бы в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права, еще не создана.[113]

Требует законодательного регулирования проблема ответственности судей перед обществом за выполнение своего долга.[114]

Остро стоит проблема реальной ответственности за неуважение к суду, в том числе за неисполнение его решений.[115]

Между тем даже принятые законы, в которых так нуждается судебная система, в полном объеме не реализуются из-за отсутствия необходимого финансового обеспечения.[116]

Требуется также принятие нормативных правовых актов, которые будут способствовать укреплению социального статуса судей и работников аппаратов судов, повышению престижности работы в судебной системе, авторитета судебной власти и обеспечению личной безопасности судей.[117]

Требуются разработка и принятие федеральных законов или иных нормативных правовых актов по вопросам:[118]

  • дисциплинарной ответственности судей;
  • изменения порядка прекращения полномочий судей, занимающихся деятельностью, несовместимой с должностью судьи, либо совершивших поступки, позорящие честь и достоинство судьи или умаляющие авторитет судебной власти;
  • проверки соответствия сообщаемых данных требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, и проверки информации о совершении поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;
  • порядка формирования фонда оплаты труда судей;
  • обязательного государственного страхования судей.

В Программе акцентировалось внимание на кадровом обеспечении судебной системы, развитии материально-технического обеспечения.[119]

[править] Федеративная реформа

3 апреля 2001 года в послании к Федеральному Собранию Путин назвал разграничение полномочий между центром и регионами в числе приоритетов.[120][17]</ref>

В 2001 году указом Президента Российской Федерации В. В. Путина было создано семь децентрализованных координационных структур на уровне федеральных округов, на которые возложен контроль за реализацией федеральной политики в регионах. Руководство этими структурами осуществляют полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.[121]

[править] Муниципальная реформа

В 2001 году началась реформа местного самоуправления.[122][18]</ref>

[править] Реформа госслужбы

В августе в рамках президентской администрации были сформированы две специальные рабочие группы, одна из которых (Комиссия по реформе правительства) возглавлялась премьером Михаилом Касьяновым, а другая — заместителем руководителя администрации президента РФ Дмитрием Медведевым. Изначальной задачей первой и второй групп была выработка соответственно законодательных и организационных предложений по реформированию системы госслужбы, а также плана по практическому осуществлению этих мер. Вкратце основные задачи выглядели следующим образом:[123]

  • усовершенствовать систему подотчетности органов госслужбы посредством более четкого разделения их обязанностей с учетом соблюдения административных норм и гражданских прав:
  • изучить вопрос о повышении уровня заработной платы госслужащих;
  • утвердить механизмы подбора кадров;
  • принять меры к тому, чтобы повысить карьерную привлекательность госслужбы.

15 августа президентом России была утверждена Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации.[124][125]

[править] Партийная реформа

Реализация партийной реформы началась в 2001 г. с принятием федерального закона «О политических партиях», который вступил в силу 14 июля 2001 года.[126][127]

Ранее партии в России существовали в льготном правовом режиме. Они регистрировались на основе весьма либерального закона об общественных объединениях. Введение нового закона «О политических партиях», стратегической задачей которого являлся переход России к 2-3-партийной системе, привело к ужесточению требований. Теперь партией считалась лишь та политическая организация, которая насчитывала в своих рядах не менее 9 тыс. членов, при чем требовалось, чтобы они проживали на территории более чем половины общего числа субъектов федерации. Эти условия серьезно сокращали список претендентов.[128]

Закон «О политических партиях» упразднил понятие «политическое общественное объединение». Закон лишил права участия в выборах в органы государственной власти региональные объединения, поскольку статусом политических партий стали наделяться лишь общероссийские объединения. Параллельно с этим были ужесточены требования к созданию политических партий. Это, по мнению авторов закона, должно было послужить препятствием для неконтролируемого роста их численности. В частности, в первой редакции закона существовало требование, согласно которому минимально допустимая численность членов партии должна была составлять 10 тыс. человек. При этом более чем в половине субъектов РФ партия должна была иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов, в остальных — не менее 50 членов.[129]

[править] Реформа образования

В бюджете на 2001 год образование стало самой крупной статьей расходов бюджета, обогнав финансирование обороны.[130]

В 2001 году правительство на паритетных условиях с субъектами РФ выделило более 2 млрд р. на масштабную программу компьютеризации сельских школ России (в стране из 68 тыс. школ, две трети — сельские школы). Во все сельские школы в 2001 г. впервые за последние годы были поставлены комплекты учебно-методической литературы.[131]

В 2001 году более половины субъектов Российской Федерации ввели собственные надбавки работникам образования.[132]

В 2001 году был начат эксперимент в шести регионах страны по введению ЕГЭ, который дал положительные результаты.[133][134]

25 октября 2001 года правительством России была утверждена концепция модернизации системы образования.[135]

[править] Прочее

В 2001 г. были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях и третья часть Гражданского кодекса.[136][19]</ref>

В 2001 году был сделан шаг вперед в деле по защите предпринимателей от произвола государственных чиновников, а также по отмене необоснованных барьеров для вступающих на рынок субъектов хозяйственной деятельности. Приняты и уже вступили в силу важнейшие законы — «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон „О лицензировании отдельных видов деятельности“» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а закон «О государственной регистрации юридических лиц» вступит в действие с 1 июля 2002 года.[137]

В 2001 году законодательно либерализовано движение капитала. Приняты законы о снижении норматива обязательной продажи валютной выручки с 75 до 50 %, и «О валютном регулировании и валютном контроле», предусматривающие увеличение срока возврата валютной выручки при экспорте машинотехнической продукции.[138]

В 2001 год был принят Федеральный закон, который расширяет признаки банкротства кредитных организаций. Кроме того, предусмотрены дополнительные основания для осуществления мер по предупреждению банкротства.[139]

[править] Ссылки

Реформы в России в 2000-х годах
Типы  Экономические реформыНалоговая реформаРеформа образованияПравовая реформаСудебная реформаРеформа системы государственного управленияРеформа государственной службыФедеративная реформаВоенная реформа
2000 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2001 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2002 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2003 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2004 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2005 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2006 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2007 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2008 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2009 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь


Реформы в России в XXI веке
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Реформы в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты