Военная реформа в России в 2000-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Военная реформа в Россииреформа вооружённых сил, осуществляющаяся в России с начала 2000-х годов.

Основные направления реформы: сокращение срока службы по призыву и увеличение числа контрактников, введение альтернативной гражданской службы, сокращение численности и оптимизация структуры Вооружённых сил, улучшение материального положения военнослужащих, коренная реорганизация военного управления.

Содержание

[править] Предпосылки реформы

К началу 2000-х годов среди неотложных фундаментальных проблем в военной сфере были выбор допустимого уровня расходов на оборону в стране, определение пропорции «содержание — инвестиции» (кормить или вооружать), выбор приоритета между силами ядерного сдерживания (СЯС) и силами общего назначения (СОН), а также выбор главенствующего принципа комплектования (призыв или контракт).[1]

В абсолютном исчислении военные затраты России к началу 2000-х годов были не сопоставимы с затратами передовых военных держав мира. Так, в 2000 году оборонные расходы России составляли около $6 млрд, или 2 % американских затрат на оборону. При одинаковой численности Вооружённых Сил российский военный бюджет был вдвое меньше индийского. В 2004 году отмечалось, что подавляющее большинство специалистов были согласны с тем, что минимальный требуемый объём военных расходов РФ должен составлять 3,5 % ВВП России. Этот уровень был одобрен президентскими указами и провозглашался всеми премьер-министрами, но на деле он ни разу не был достигнут. При этом возникал вопрос, как конкретно использовать получаемые на оборону средства, когда и содержание, и оснащение Вооруженных Сил находятся в плачевном состоянии. Таким образом, распределение бюджетных денег превращалось в труднейшую проблему выбора между поддержанием сегодняшней армии и инвестициями в будущее — производством новых вооружений, которые определят военную мощь через 10-15 лет.[2]

К началу 2000 года численность военнослужащих (по штату) составляла 1,2 млн человек. Но даже при такой численности нормальное военное строительство было невозможно. Специалисты считали оптимальным предел от 550 до 800 тыс. человек. Но большинство руководителей Министерства обороны и Вооружённых Сил выступали были против дальнейших сокращений личного состава и предпочитали использовать дополнительные средства в основном на повышение уровня содержания.[3]

Ещё одна проблема — выбор главенствующего принципа комплектования Вооруженных Сил. В условиях, когда общество не ощущало угрозы большой войны, а традиции неуставных отношений пустили в армии глубокие корни, когда уклонение от призыва достигло значительных масштабов и призывной контингент по показателям здоровья, грамотности и криминогенности опустился ниже приемлемого уровня, переход на добровольно-контрактное комплектование снял бы многие острейшие противоречия общества и армии. Но контрактник «стоил» впятеро дороже призывника. При контрактном комплектовании образовывался гораздо более малочисленный контингент запаса, служащий резервом быстрого наращивания армии в случае большой войны. Офицерский корпус и генералитет практически единодушно выступили против контрактной армии. Но общественное мнение в большинстве своем было за неё. В 2004 году отмечалось, что в настоящее время комплектование Вооружённых Сил РФ военнослужащими осуществляется двумя способами: приблизительно 70 % личного состава проходят военную службу по контракту и 30 % — по призыву.[4]

[править] Ход реформы

[править] Первый этап (2000—2008 годы)

Вступление в должность нового президента России — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами В. В. Путина сказалось на замысле и дальнейшем осуществлении военной реформы. Никогда еще за всё постсоветское время президент России не уделял столько внимания военному ведомству страны.[5]

4 февраля 2000 года Совет безопасности утвердил российскую военную доктрину. Её появление объяснялось новыми угрозами, с которыми столкнулась Россия и на которые было необходимо адекватно реагировать, в частности, события на Северном Кавказе, расширение НАТО на восток и новая военная концепция Североатлантического альянса.[6]

Начиная с 2001 года многое было сделано для продолжения военной реформы.[7]

По проблеме выбора приоритета между силами ядерного сдерживания и силами общего назначения высшее военное руководство страны не имело согласованной точки зрения. По существу в России существовали две военные доктрины. Генштаб в лице его начальника А. В. Квашнина поддерживал план, предусматривавший резкое усиление сил общего назначения при свёртывании ракетных комплексов наземного базирования до немногих сотен единиц по боеголовкам. Другой позиции придерживалось руководство Министерства обороны в лице министра И. Д. Сергеева. Программа, подготовленная Министерством обороны, предусматривала направление основных средств на развитие Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), которыми Сергеев командовал до назначения министром. От выбора между этими двумя доктринами во многом зависела и структура военного бюджета. Именно второй вариант доктрины допускал возможность сокращения Вооружённых сил до 0,8 млн военнослужащих (это составляло численность двух самых больших западноевропейских армий — Франции и Германии вместе взятых) и доведения бюджетной структуры «содержание-инвестиции» до пропорции 50:50. В итоге Совет безопасности одобрил план Генштаба, а не согласный с ним военный министр Сергеев был переведён на почётную должность помощника президента РФ по вопросам стратегической стабильности.[8]

С 1 января 2002 года Министерство обороны перешло на единую систему заказов вооружений и военной техники. В то же время ассигнования на национальную оборону позволяли только стабилизировать ситуацию, но были явно недостаточны для вывода Вооруженных Сил и других военных организаций государства из кризиса. В поисках выхода изыскивались дополнительные ресурсы в деятельности самих Вооруженных Сил: в системе обороны ликвидировались нерациональные структуры и объекты: выведен радиоэлектронный центр с территории Кубы, ликвидирован пункт материально-технического обеспечения флота в Камрани (Вьетнам) и пр.[9]

В структуре оборонного бюджета страны стала увеличиваться доля расходов на НИОКР, ремонт и перевооружение армии. В 2002 году на эти цели было запланировано на 27 млрд больше, чем в 2001 году. Деньги пошли прежде всего на поставку в войска современной военной техники и новых образцов вооружений для сил общего назначения — ударных вертолётов, средств связи, информации и разведки.[10]

В августе 2002 года Путиным были утверждены «Основы государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 года». Этим документом предписывалось разработать в 2003 году специальную федеральную целевую программу перехода на новую систему комплектования, начав переход с воинских частей постоянной готовности и несущих боевое дежурство, а призыв сохранить на срок до 1 года с единственным предназначением — для подготовки необходимого мобилизационного ресурса.[11]

В декабре 2005 года было сообщено, что Путин поручил доработать и внести в Государственную думу проект федерального закона, предусматривающего, в частности, переход на 12-месячную военную службу по призыву с 1 января 2008 года. Кроме того, проект предполагает изменение и отмену ряда оснований для предоставления гражданам отсрочек от призыва на военную службу, а также освобождение от призыва на военную службу студентов, прошедших подготовку на военных кафедрах и окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования. Также Путин поручил правительству доработать и внести в Госдуму проект федерального закона, который обеспечит доступность высшего образования для лиц, проходивших военную службу (не менее трех лет) по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин. Поправки в законодательство включат в себя и предоставление указанным категориям права на внеконкурсное поступление в федеральные государственные высшие учебные заведения, на подготовку к вступительным испытаниям на подготовительных отделениях и на получение повышенной стипендии в период указанной подготовки и обучения. Все эти документы были подготовлены правительством по поручению Путина по итогам проведения «Прямой линии с президентом Российской Федерации» 27 сентября 2005 года.[12]

В послании Федеральному собранию 10 мая 2006 года Путин уделил значительное место теме военной реформы. Основные тезисы:[13][14][15]

  • Подчинение всей логики модернизации армии возможностям современной российской экономики и социальной сферы.
  • Формирование единой системы заказов и поставок вооружений, военной техники и средств тылового обеспечения и реанимация массовых серийных закупок техники для нужд министерства обороны России.
  • Рост ассигнований на национальную оборону как часть постоянной и системной политики, провозглашение принципа паритетного расходования средств военного бюджета на развитие Вооруженных Сил и на их содержание.
  • Реабилитация понятий «потенциальный противник» и «асимметричный ответ» в смысловой связке с целями модернизации и повышения эффективности стратегических сил ядерного сдерживания и задачами преодоления систем ПРО противника.
  • Обозначение «оптимального предела» численности Вооруженных Сил и провозглашение принципа сокращения личного состава за счёт уменьшения бюрократического аппарата. Заявлено, что численность армии ниже 1 млн человек не сократится.
  • Провозглашение нового принципа формирования и развертывания частей и соединений постоянной готовности по схеме специальных мобильных группировок.

15 февраля 2007 года Путин назначил министром обороны России А. Э. Сердюкова. Его назначение вызвало тогда весьма противоречивую реакцию в армейских рядах: многих удивил тот факт, что налоговик с коммерческим прошлым возглавил военное ведомство. Однако вскоре стало понятно, что Сердюков де-факто получил карт-бланш на выполнение важной задачи. Ему предстояло положить начало созданию принципиально новых вооружённых сил, сломав при этом в армии всё старое и давно никому не нужное. Изменения начались не сразу. Сердюкову требовалось время, чтобы понять, что ему досталось в наследство от предшественников. Требовалось время и для того, чтобы сформировать свою команду и свой аппарат и наладить отношения с военными.[16]

В июне 2008 года начальника Генштаба генерала Юрия Балуевского сменил генерал Н. Е. Макаров, успевший в своё время покомандовать Сибирским военным округом. С того момента именно на нём лежала основная ответственность за военную составляющую, поскольку новый гражданский министр обороны едва ли мог до конца осознать все её тонкости. В результате проведённого под его руководством анализа реформирования армий ведущих стран мира были выработаны основные положения военной реформы для России.[17][18]

[править] Второй этап (с 2008 года)

А. Э. Сердюков, министр обороны России в 2007—2012 годах
А. Э. Сердюков, министр обороны России в 2007—2012 годах

Мощный импульс для немедленного и ускоренного проведения реформ появился в августе 2008 года, после Пятидневной войны. Несмотря на то что российские вооружённые силы смогли подавить противника, стало очевидно, что армия оказалась не такой боеспособной, как это представлялось. «В армии на тот момент практически отсутствовали воинские части, способные немедленно приступить к выполнению боевых задач,— вспоминал источник журнала „Власть“ в Генштабе.— В 2008 году приходилось создавать сводные полки и батальоны из частей сокращенного состава, усиливать их огневыми средствами и только после этого применять по назначению. А для того, чтобы создать одну батальонную тактическую группу, требовалось до 75 % всех средств и сил полка». По-другому в принципе быть и не могло, ведь все уставы были ориентированы на устаревшие формы и способы применения войск. После анализа Пятидневной войны Генштаб признал, что вооружённые силы оказались неспособны оперативно реагировать на возникающие угрозы безопасности государства.[19]

Этот факт не остался незамеченным: в конце августа 2008 года вышла директива президента Медведева об осуществлении радикальной реформы. Открыто об этом было сказано Сердюковым 14 октября 2008 года по окончании заседания коллегии военного ведомства.[20]

Осенью 2008 года было объявлено о начале создания нового облика российской армии. Военная реформа предусматривает перевод военной структуры с четырехзвенной системы управления (военный округ — армия — дивизия — полк) на трехзвенную (округ — оперативное командование — бригада), реорганизацию органов центрального военного управления, сокращение офицерского состава, ликвидацию института прапорщиков и мичманов и другие меры. В рамках реформы будут расформированы ряд воинских частей и вузов. К 2012 году Вооруженные силы планируется сократить с 1,13 млн до 1 млн военнослужащих, центральный аппарат военного ведомства — в 2.5 раза — до 8,5 тыс. человек, а количество офицерских должностей в армии и флоте — с 355 тыс. до 150 тыс.[21]

Коренная суть проводящегося в России с осени 2008 года нового этапа военной реформы заключается в трансформации Вооружённых сил РФ от традиционной мобилизационной армии к силам постоянной полной боевой готовности. Фундаментальной концептуальной основой военной реформы является переориентация Вооруженных сил РФ нового облика на участие главным образом в ограниченных конфликтах, вроде Пятидневной войны 2008 года против Грузии. Под эти задачи выстраивается и новая структура Вооруженных сил — они должны быть более гибкими, мобильными, постоянно боеготовыми, способными к быстрому реагированию и к задействованию, в первую очередь, в ограниченных по масштабу конфликтах на территории России и других государств бывшего СССР, а также на прилегающих территориях. Оборона России непосредственно от других великих держав возлагается теперь в основном на стратегические ядерные силы.[22]

Изменения в ходе нового этапа военной реформы затронули практически все элементы вооружённых сил. В ускоренном режиме было начато сокращение их численности до 1 млн человек, но все соединения и воинские части были переведены в категорию постоянной готовности и по состоянию на начало 2012 года почти полностью укомплектованы. Одновременно началась оптимизация офицерского корпуса: из 355 тыс. офицеров, составлявших до этого 34 % от общей численности военнослужащих, было оставлено примерно 150 тыс. человек. «В результате осталось то количество офицеров, которое реально было необходимо для руководства,— сказал источник журнала „Власть“ в Генштабе.— По мере поступления новых видов техники их количество может возрасти». Полностью были исключены институты мичманов и прапорщиков, состоявших по большей части на хозяйственных должностях: их обязанности были перераспределены между гражданскими специалистами и контрактниками. В 2012 году говорилось, что контрактников в течение последующих пяти лет должно стать уже 425 тыс. человек, что позволит безболезненно укомплектовать армию с учётом того, что срок срочной службы в рамках реформы был сокращён до одного года. Старая система, согласно которой существовали параллельные части, комплектуемые исключительно из числа срочников или только из числа контрактников, была упразднена.[23]

Не осталось в стороне и образование: к 2013 году 71 военный вуз должен быть трансформирован в десять системных учреждений: надобности в тысячах выпускаемых младших офицерах не было, и сразу после окончания учебы большинство из них уходили на гражданку.[24]

Совершенно иначе было выстроено военно-административное деление. Вместо шести военных округов были образованы четыре укрупненных: Западный, Южный, Центральный и Восточный. Основной причиной для этого стало несоответствие территориальных границ военных округов границам зон ПВО: на шесть округов приходилось четыре армии ВВС и ПВО. К тому же на стратегических направлениях отсутствовали органы, способные в критической ситуации объединить и взять на себя командование всеми видами и родами войск, находящихся на территории округа. В связи с этим Генштаб предложил новую, трёхзвенную систему управления: объединённое стратегическое командование—оперативное командование—бригада. Прежняя, шестиступенчатая система (через штабы армий, корпусов и дивизий) была упразднена.[25]

Изменилась структура видов и родов войск. Так, в сухопутных войсках была ликвидирована система кадрированных (не полностью укомплектованных, а ожидающих мобилизации населения) соединений, кроме того, все они были переведены на более компактную и мобильную бригадную основу. В ВВС были упразднены все армии, корпуса, дивизии и авиаполки, им на смену пришла система авиабаз, авиагрупп и эскадрилий со стоящими над ними командованиями. «Ранее авиация базировалась на 356 аэродромах, причём на некоторых исправных самолётов было лишь по нескольку единиц,— рассказал собеседник журнала „Власть“ в Генштабе.— А средства на содержание каждого аэродрома выделялись почти одинаковые. В 2009 году у нас не было ни одного аэродрома, по-настоящему отвечавшего современным требованиям». Чтобы выйти из этого положения, в рамках реформы будет создано семь крупных авиабаз. Кроме того, 1 декабря 2011 года указом Дмитрия Медведева к несению боевой службы приступили новые войска воздушно-космической обороны, созданные на базе космических войск и командования ПВО Московского района. Основной целью их создания было объединение возможностей систем ПВО и ПРО, а также систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Отныне всё это замыкается на один центр управления. Воздушно-десантные войска реструктуризация затронула в меньшей степени, но они также стали иными. В частности, по «специализации» их соединения были разделены на парашютно-десантные и десантно-штурмовые. Если первые способны высаживаться в полном составе и с военной техникой парашютным способом, то вторые готовы к быстрой переброске в любое место любым транспортом и своим ходом, что целиком укладывается в концепцию мобильности сил. Не остался в стороне и флот. Береговые и сухопутные войска ВМФ были полностью развёрнуты в штаты, а силы флотов были включены в сформированные военные округа.[26]

При этом в результате реформы роль командований видами и родами войск в значительной степени снизилась, ведь многое из того, что раньше контролировалось исключительно главными штабами войск, отныне оказалось в командовании округов. Главкоматы же в полной мере сконцентрировались непосредственно на строительстве, боевой подготовке и развитии своего вида.[27]

Все функции, связанные с сервисным обслуживанием техники, содержанием военных городков, питанием, торгово-бытовым обслуживанием были переданы на аутсорсинг в АО «Оборонсервис».[28]

Не миновали изменения и сам Генштаб. В ходе реформы для разделения его оперативных и административных функций были сформированы две сферы его деятельности: планирование применения и строительства вооруженных сил и планирование всестороннего обеспечения войск. В результате проведённых преобразований Генштаб освободился от ряда дублирующих функций, став полноценным органом стратегического планирования. Численность состава Главного оперативного управления в ходе реформы была сокращена на 40 %, а из восьми управлений Главного разведывательного управления осталось пять. Кроме того, по сведениям источников журнала «Власть» в военном ведомстве, с лета 2011 года за систему планирования закупок вооружений отвечает Генштаб, а не начальник вооружения вооружённых сил.[29]

Стратегический ядерный ракетный комплекс «Ярс»
Стратегический ядерный ракетный комплекс «Ярс»

В 2008—2011 годах в войска поставлялись преимущественно современные образцы вооружений и военной техники. Их доля увеличилась с 10 до 16 %. За этот же период в три раза выросла интенсивность боевой и оперативной подготовки.[30] С 2008 по 2011 год в войска было поставлено 39 межконтинентальных баллистических ракет (в числе которых «Ярс» и «Тополь-М»), две подводные лодки, четыре надводных корабля, пять боевых катеров, 374 летательных аппарата, 12 оперативно-тактических комплексов «Искандер», 106 комплектов ПВО ВВС, 79 зенитных ракетных комплексов системы войсковой ПВО, а также более 2,3 тыс. единиц бронетанкового вооружения.[31]

Оказавшись на посту министра обороны, Сердюков практически сразу начал формировать свой аппарат — собирать свою команду «гражданских». При нём доля «невоенного» персонала в центральном аппарате Минобороны увеличилась с 16 % до 46 %. В основном Сердюков формировал состав из тех, с кем работал ещё в Федеральной налоговой службе (ФНС). Так, Татьяна Шевцова оказалась на должности заместителя министра и начала курировать строительство квартир для военнослужащих. Михаил Мокрецов, бывший заместителем Сердюкова в ФНС, стал сначала начальником аппарата, а следом — заместителем министра, отвечавшим вплоть до своего увольнения за финансово-экономический блок. Налоговик Дмитрий Чушкин осуществляет информационно-технологическую поддержку военного ведомства, Сергей Хурсевич — возглавляет «Оборонсервис», Людмила Воробьева — отвечает за Рособоронзаказ, а Надежда Синикова — руководит Рособоронпоставкой. Таким образом, Сердюков выстроил принципиально новую структуру военного ведомства, в которой Генштаб отвечает за планирование применения армии, а центральный аппарат сосредоточивается, по сути, на бухгалтерской и финансовой составляющей. В высшем звене остались лишь те, чья специализация подразумевала наличие технической компетенции, например должности первого замминистра—начальника вооружения вооруженных сил. Кадрового генерала в этой сфере оставили только одного — замминистра Дмитрия Булгакова, отвечающего за тыл.[32]

20 марта 2012 года в Военной академии Генштаба состоялось заседание итоговой коллегии Министерства обороны, участие в котором в качестве верховного главнокомандующего принял Дмитрий Медведев. Выступая перед военными, он заявил, что реформа армии в России «практически завершена». Медведев сказал, что большинство частей и соединений готовы приступить к выполнению боевых задач в кратчайшие сроки, оптимизирован состав межвидовых группировок войск, а благодаря новой структуре округов повысилась эффективность планирования и управления их действиями.[33]

В конце марта 2012 года было сообщено, что закрытым указом президента Медведева начальник Генштаба Николай Макаров был удостоен звания Героя России за большой вклад в укрепление боеготовности страны и успешное приведение Вооружённых сил к новому облику.[34]

[править] Направления реформы

[править] Сокращение срока службы по призыву

В декабре 2000 года Путин заявил: «Армия должна быть профессиональной. Это значит, что мы должны отказаться от массового призыва на срочную военную службу».[35]

18 апреля 2002 года Путин выступил с посланием Федеральному собранию, затронув тему военной реформы. Путин заявил, что требуется принять решение о сокращении срока службы по призыву. Сокращение срока, по словам Путина, должно быть значительным, однако когда это может произойти и на сколько сократят призыв, сказано не было.[36]

В 2003 году Путин потребовал к 2008 году сократить срок службы по призыву до года.[37]

В начале ноября 2005 года Путин, выступая на совещании руководящего состава Вооруженных сил, заявил, что срок службы по призыву должен быть сокращен в России с 1 января 2008 года до 12 месяцев.[38]

В марте 2006 года Путин подписал изменения в закон «О воинской обязанности и военной службе». Эти изменения, в частности, предусматривают сокращение с 2008 года срока военной службы по призыву с 24 до 12 месяцев.[39]

С осени 2007 года россиян стали призывать в армию на 18 месяцев, с 1 января 2008 года — на 12 месяцев.[40]

[править] Увеличение числа контрактников

18 апреля 2002 года Путин выступил с посланием Федеральному собранию, затронув тему военной реформы. Путин пообещал, что уже в 2002 году начнутся эксперименты в отдельных воинских частях, после чего можно будет «понять, как комплектовать армию и флот на контрактной основе». Путин заявил, что перевод службы на контрактную основу остается для правительства «главной целью в данной области».[41]

В феврале 2002 года Генеральный штаб завершил работу над проектом программы перевода армии и военно-морских сил на контрактную основу и в июле 2002 года представил его Путину.[42]

В середине сентября 2002 году было начато осуществление эксперимента по переводу 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии на контрактную основу.[43]

В 2003 году Путин потребовал к 2009 году укомплектовать части постоянной готовности, внутренние и погранвойска контрактниками.[44]

В 2003 году году была принята Федеральная целевая программа (ФЦП) о переводе 147 тыс. должностей в армии на комплектование контрактниками. Данная ФЦП завершилась в 2007 году.[45]

В июле 2008 года Путин утвердил концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) по комплектованию контрактниками сержантских и солдатских должностей на период 2009—2015 гг. прогнозной стоимостью 243,4 млрд рублей. Хотя в программе предусмотрено и укомплектование контрактниками ряда солдатских должностей, главный упор будет сделан на создание профессионального корпуса сержантов — в случае успешной реализации программы он будет создан в 2015 году.[46]

В марте 2011 года Анатолий Сердюков сообщил, что в ближайшие шесть лет предполагается увеличить количество контрактников до 425 тыс.[47]

В ноябре 2011 года президент Медведев заявил, что по контракту сейчас служат около 200 тыс. человек.[48]

Осенью 2014 года в Вооружённых силах России произошло историческое событие: впервые количество военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, превысило число призывников и достигло 295 тыс. человек.[49]

[править] Улучшение материального положения военнослужащих

В 2007 году в послании Федеральному собранию Путин потребовал к 2010 году обеспечить всех военных жильём.[50]

Жилищная проблема активно решается. Только за период 2009—2011 годов квартирами обеспечено 132 тыс. семей. И на эти цели израсходовано почти 300 млрд рублей. Такой объём жилого фонда позволил снизить количество военнослужащих, которые нуждаются в постоянном жилье, до 60 тыс. В марте 2012 года говорилось, что с учётом военнослужащих, вставших на учёт в 2012 году, в ближайшие два года планируется построить и приобрести жильё для 65 тыс. семей. Значительно вырастет фонд служебного жилья.[51]

В апреле 2009 года Путин, выступая в Госдуме с «Отчётом о деятельности правительства за 2008 г.», заявил, что «к 2012 г. на новую систему денежного довольствия должны быть переведены все военнослужащие Вооруженных сил» и что по новой системе взводный будет получать около 50 тыс. руб.[52]

С 1 января 2012 года вступил в силу закон о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат. Заявленная планка по увеличению денежного довольствия по первой офицерской должности и по первому воинскому званию — в три раза. Эта планка достигнута. Не менее чем в 1,6 раза вырос средний размер военных пенсий.[53]

[править] Введение альтернативной службы

28 июня 2002 г. Государственная Дума приняла закон «Об альтернативной гражданской службе», согласно которому гражданин России имел право на замену военной службы на службу, не связанную с использованием оружия (в инженерных подразделениях, тыловых частях, а также в лечебных и военно-лечебных учреждениях, домах инвалидов и т. п.), если военная служба противоречила его убеждениям или вероисповеданию, а также если он относился к коренным малочисленным народам. Срок альтернативной гражданской службы определялся в 3,5 года (для выпускников вузов он был меньше в 2 раза).[54]

В марте 2006 года Путин подписал изменения в закон «О воинской обязанности и военной службе». Эти изменения, в частности, предусматривают с 2008 года сокращение сроков альтернативной гражданской службы с 42 до 21 месяца.[55]

[править] Сокращение численности военнослужащих

В течение 2001 года были сокращены более 70 тыс. должностей военнослужащих, в том числе — более 25 тыс. должностей офицерского состава и прапорщиков.[56]

В ноябре 2011 года президент Медведев заявил, что численность военнослужащих в результате реформы армии уже сократилась до 1 млн человек.[57]

[править] Организационные изменения

В 2001 году Вооружённые Силы России были переведены на «трёхвидовую структуру» — Сухопутные войска, ВВС и ВМФ.[58]

В 2001 году в силовых структуpax были упразднены некоторые подразделения. Так, в декабре 2001 года в воздушно-десантных войсках и Генштабе были ликвидированы структуры, отвечающие за миротворческие силы. Их функции стала выполнять специально созданная структура в Главкомате сухопутных войск.[59]

Одним из ключевых моментов военной реформы стало создание объединённых стратегических командований, призванных сосредоточить «под одной крышей» управление всеми войсками и силами на территории военных округов. Целью такого объединения было повышение скорости реакции военной машины на возникающие угрозы и облегчение управления межвидовыми группировками. В верхней части командной пирамиды цепочки управления сходились в Центральный командный пункт Генштаба и созданный позже ситуационный центр Минобороны.[60]

Новое качество управления было продемонстрировано довольно быстро: структуры объединённых командований в лице ОСК Юг, управляющего силами Южного военного округа и Черноморского флота, успешно справились с задачей быстрой и бескровной нейтрализации Вооружённых сил Украины в Крыму, при этом зарубежные специалисты отмечали исключительно высокую скорость и скоординированность действий «вежливых людей».[61]

[править] Ссылки

[править] Рунет

[править] Прочее

Вооружённые силы России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Генеральный штаб  Главное оперативное управлениеГлавное разведывательное управление
Объединённые стратегические командования  ЗападЮгЦентрВосток
История  Военная реформа в России (1991-1999)Военная реформа в России в 2000-х годах
Вооружённые конфликты  Первая чеченская войнаКонтртеррористическая операция на Северном Кавказе (1999—2009)Пятидневная войнаОперация в Сирии
Министры обороны  П. С. Грачёв (1992—1996) • И. Н. Родионов (1996—1997) • И. Д. Сергеев (1997—2001) • С. Б. Иванов (2001—2007) • А. Э. Сердюков (2007—2012) • С. К. Шойгу (с 2012)
Начальники Генштаба  В. П. Дубынин (1992) • М. П. Колесников (1992—1996) • В. Н. Самсонов (1996—1997) • А. В. Квашнин (1997—2004) • Ю. Н. Балуевский (2004—2008) • Н. Е. Макаров (2008—2012) • В. В. Герасимов (с 2012)
Темы  Сухопутные войскаВВСВМФВДВ


Реформы в России в 2000-х годах
Типы  Экономические реформыНалоговая реформаРеформа образованияПравовая реформаСудебная реформаРеформа системы государственного управленияРеформа государственной службыФедеративная реформаВоенная реформа
2000 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2001 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2002 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2003 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2004 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2005 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2006 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2007 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2008 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2009 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь


Реформы в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок, 4 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020202120222023202420252026202720282029
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  20002001200220032004200520062007201220132014201520162018201920202021
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импорт
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Темы  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина


Дмитрий Анатольевич Медведев
Периоды  1965—1989 годы1990—1999 годы2000—2008 годыПрезидентство
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011
Политика  Социально-экономическая политика
Реформы  НалоговаяПенсионнаяЖКХОбразования (Среднего образования) • Системы госуправления (Административная) • ВоеннаяМВДФедеративная
Послания Федеральному собранию  2008200920102011
Публикации 
Прочее  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия во время президентства Медведева (Экономика, Внешняя политика, Изменение социально-экономических показателей)
Личные инструменты