Владимир Путин и авиационная промышленность России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Вертолёт Ми-38
Вертолёт Ми-38
Вертолёт Ка-62
Вертолёт Ка-62

3 марта 2001 года указом Путина были утверждены «Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года».[1]

В феврале 2005 года Путин отметил тревожные и негативные тенденции в развитии российского авиапрома. Прежде всего это усиливающаяся неконкурентоспособность гражданской продукции, отметил Путин.[2] Путин заявил, что главными проблемами авиапрома являются отток кадров, износ оборудования и падение технологического уровня. В отрасли идет износ оборудования, продолжает отток кадров, снижается квалификация персонала и что особенно плохо — падает технологический уровень как в производстве, так и в проектировании, заявил Путин на заседании президиума Госсовета, посвященном проблемам авиационной промышленности. По словам Путина, корень проблем в том, что российский авиапром так и не получил адекватной современным требованиям системы управления и эффективных экономических инструментов, которые способны обеспечить стабильно функционирование отрасли и ее инвестиционную привлекательность.[3] Путин заявил, что российский авиапром должен быть готов конкурировать с другими авиационными державами. Расчёт только на внутренний спрос не обеспечит нам устойчивую работу и равномерную загрузку предприятий (авиавпрома), заявил Путин. Для успешного продвижения продукции на таком масшатабном рынке государства задействуют колоссальный ресурс, подчеркнул Путин. «Конкуренция здесь идет не между отдельными национальными компаниями, а между целыми авиационными державами», — сказал Путин. В борьбе за этот рынок невозможно опираться исключительно на протекционистские меры, поскольку, по словам Путина, это прямой путь к стагнации и снижению качества одного из высокотехнологичных отечественных производств.[4] На заседании президиума Госсовета Путин поручил правительству подготовить проект указа с планом действий по по созданию объединенной авиастроительной компании, которая объединила бы всех отечественных авиапроизводителей и вошла бы в пятерку крупнейших авиастроителей мира.[5][6]

В феврале 2005 года Путин высказал мнение, что Россия не сможет быть интеллектуальной страной, если не поддержит родной авиапром.[7]

20 февраля 2006 года Путин подписал указ № 140 об учреждении Российской Федерацией и акционерами российских авиастроительных организаций открытого акционерного общества «Объединённая авиастроительная корпорация».[8][9][10][11][12] Предполагалось, что в ОАК войдут компании «Иркут», «МиГ», «Сухой», «Ильюшин» и «Туполев», а доля государства в новой организации должна составить от 55 до 60 %.[13] В указе и принятом в его исполнение постановлении правительства процесс формирования корпорации разбит на три этапа, из которых к 2007 году, по-видимому, был завершён первый и реализовывался второй.[14]

В марте 2006 года Путин утвердил генерального директора самолетостроительной компании «МиГ» Алексея Федорова на должности главы ОАК.[15]

10 мая 2006 года Путин в президентском послании Федеральному собранию заявил, что «Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение». Путин заявил, что неоправданно долго решаются вопросы реорганизации таких важнейших отраслей, как авиа- и судостроение. Путин сказал, что правительство должно оперативно, наконец, завершить работу по созданию соответствующих холдингов.[16]

В октябре 2006 года Путин подписал закон, который дал возможность иностранцам иметь больше 25 % акций в компаниях авиастроительного комплекса России.[17]

В октябре 2006 года Путин заявил: «Принципы, применяемые в автомобилестроении, могли бы быть распространены и на авиа-, и на судостроение при понимании того, что у нас здесь сохранился большой научный потенциал и возможности есть».[18]

26 апреля 2007 года Путин в президентском послании Федеральному собранию заявил, что Россия исторически была сильна в производстве авиационной техники и военного, и гражданского назначения, однако в последнее десятилетие позиции России в гражданской части были утрачены. Путин сообщил, что была принята соответствующая программа и решение о создании ОАК. Путин сказал, что ОАК должна стать мотором модернизации всей отрасли. По мнению Путина, в конечном счете в России должно появиться современное производство по выпуску основных типов гражданских воздушных судов. Путин заявил, что необходимо уже в этом году определиться с выбором международного партнера для взаимной кооперации, не останавливая при этом реализацию уже намеченных проектов.[19]

В сентябре 2007 года председатель правления концерна «Авиация Украины» Олег Шевченко заявил, что Путин и премьер-министр Украины Виктор Янукович уже обсудили и «морально согласовали» возможность объединения авиационной промышленности двух стран. Окончательное решение об объединении будет принято правительствами России и Украины после анализа конкретных предложений со стороны промышленности, добавил Шевченко.[20]

В октябре 2007 года Путин и Махмуд Ахмадинежад обсуждали тему лицензионной сборки почти ста Ту-204 на иранской территории.[21]

В 2008 году Путин на совещании по авиапрому угрожал ОАК обнулением ввозных пошлин на авиатехнику, «если авиапроизводители будут медленно разворачиваться».[22]

В феврале 2008 года Путин заявлял, что появление госкорпораций в ряде отраслей экономики не означает переход к госкапитализму, основная цель их создания — крупные и долгосрочные инвестиции в судо- и авиастроение, оборонный комплекс, на которые частный бизнес пока не готов.[23][24]

20 февраля 2008 года Путин подписал указ о создании в Жуковском Национального центра авиастроения.[25][26]

В сентябре 2008 года Путин провел в Ульяновске совещание по вопросам развития производства гражданских воздушных судов.[27]

В сентябре 2008 года Путин сказал, что если отечественные моторостроители и в дальнейшем не будут справляться с поставленными задачами, то руководство страны будет вынуждено открыть рынок для иностранных компаний. Последние возместят недостаток качественных моторов применительно к вновь строящимся самолетам на заводах ОАК.[28]

В феврале 2009 года Путин сообщил, что подписал распоряжение правительства о выделении средств на выкуп допэмиссии акций «МиГ» на сумму 15 млрд руб.[29]

В апреле 2009 года Путин заявил, что все работы по производству самолетов АН-148 и ИЛ-96 будут продолжены. «Воронежский авиастроительный завод не будет закрываться», — сказал Путин.[30]

18 августа 2009 г. в ходе авиасалона МАКС-2009 Путин провел совещание по вопросам развития отечественного самолетостроения.[31] Путин раскритиковал ОАК за убыточные контракты по поставке самолетов. По словам Путина, ряд контрактов ОАК «принес вовсе не прибыль, а прямые убытки». «Прошу ОАК и заинтересованные ведомства детально проанализировать такую ситуацию и предоставить предложения, которые впредь исключили бы повторение подобных ошибок», — добавил Путин. Он отметил, что задолженность ОАК и ее «дочек» перед кредиторами составляет около 119 миллиардов рублей. «Причем около 64 миллиардов из них — это дефицит, не обеспеченный выручкой или прибылью предприятий», — посетовал Путин. Путин также поручил к 1 октября 2009 года разработать программу финансового оздоровления авиационной отрасли. Кроме того, он сообщил, что власти страны приняли решение выделить из бюджета 3,2 миллиарда рублей на докапитализацию авиастроительной компании «Сухой». По мнению Путина, у российской экономики нет будущего без авиации, а без современных комплексов невозможно обеспечить обороноспособность страны. «Но это не значит, что вот этими тезисами можно прикрывать расхлябанность, плохую организацию работы», — сказал Путин. «Хотел бы предостеречь от иллюзий того, что государство будет бесконечно покрывать убытки, вытаскивать предприятия из долговой ямы, исправлять ошибки менеджмента», — добавил Путин.[32]

В декабре 2009 года Путин сообщил, что правительство РФ выделило 45,2 млрд рублей для поддержки ОАК и 13,5 млрд рублей на строительство новых самолетов.[33]

В июне 2010 года Путин заявил, что альтернативы объединению авиапромышленных предприятий России и Украины нет, поскольку сегодня на мировых рынках нет места малым предприятиям. «Если мы не объединимся, мы не сможем на равных конкурировать на мировых рынках с крупными авиационными компаниями», — сказал Путин. «Совершенно очевидно, что мы не поднимем самостоятельно свой авиастроительный комплекс. У нас нет рынка такого. Даже самолет мы сами сделать не можем. Ну, предположим, найдем ресурсы и сделаем сами самолет, а где рынок для этого самолета?» — сказал Путин, подчеркнув, что авиастроение может быть рентабельным лишь в том случае, если есть рынок сбыта продукции.[34]

В апреле 2011 года Путин сообщил, что за период 2009—2011 годы российской авиапромышленности было выделено 270 млрд рублей. Была завершена консолидация, запущен в производство ряд новых продуктов, в том числе учебно-боевой Як-130, начато производство Ан-148 и т. д. Продолжается работа над прорывным продуктом — самолетом МС-21, продолжаются испытания боевого самолета пятого поколения.[35]

В апреле 2011 года Путин заявил, что правительство и дальше будет поддерживать развитие отечественной авиапромышленности. «Для нас очень важным является развитие авиации и аэропортовой системы. К сожалению, в авиапроме в силу сложностей и процессов, связанных с консолидацией активов, не так быстро все развивается, как бы хотелось», — сказал Путин. «Хотя по сравнению с 2005 годом количество выпускаемой техники увеличилось почти в два раза. Пока и эти цифры скромные, но мы во всяком случае это все сохранили, это чрезвычайно важно, могли бы просто все утратить. Но мы это все сохранили, консолидировали, в два раза увеличили выпуск самолетов и более чем в два раза — вертолетов», — указал Путин. По его словам, «нужно технологическое обновление, перевооружение производства». «Мы будем делать (это) из федеральных ресурсов и будем привлекать средства инвесторов. Причем будем делать это аккуратно», — сказал Путин. Путин подчеркнул, что необходимо обеспечить интересы и пассажиров, и перевозчиков, «которые постоянно нас напрягают» по поводу возможностей приобретения новой техники импортного производства. «И в то же время нужно обеспечить рынок для сбыта своей собственной техники», — отметил Путин.[36]

В августе 2011 года Путин заявил, что на базе национального центра авиастроения в Жуковском появится исследовательский и производственный кластер мирового уровня. «Здесь, в Жуковском, идет создание нашего национального центра авиастроения, в который войдут ведущие научные КБ и институты, опытные заводы. На базе центра, по сути, будет сформировано инновационное ядро отечественного авиапрома, как мы рассчитываем — исследовательский и производственный кластер мирового уровня» — сказал Путин. В Жуковском будет создана необходимая образовательная и транспортная инфраструктура, помимо уже построенных мостов и дороги, сообщил Путин. «Надеюсь, к следующему авиасалону МАКС-2013 здесь появится и новое здание — штаб-квартира российской Объединенной авиастроительной корпорации, а также другие объекты национального центра авиастроения», — отметил Путин.[37]

В августе 2011 года Путин сообщил, что Россия ведет работу над проектом самолёта МС-21. По словам Путина, завершена консолидация авиапрома, у всех предприятий и заводов, входящих в интегрированные структуры, появились четкие перспективы развития.[38]

[править] Вертолётостроение

Отправной точкой консолидации вертолетостроительной отрасли России на базе ОАО «ОПК „ОБОРОНПРОМ“» стало подписание 29 ноября 2004 года президентского указа Путина о внесении в уставный капитал Корпорации пакетов акций вертолетостроительных предприятий, принадлежащих государству, Республике Татарстан и ФГУП «Рособоронэкспорт», и занятых в разработке и серийном производстве вертолетов марки «Ми».[39]

11 августа 2007 года был подписан президентский указ Путина о передаче в уставный капитал ОАО «ОПК „ОБОРОНПРОМ“» государственных пакетов акций вертолётостроительных предприятий, выпускающих вертолёты разработки фирмы Камова.[40]

В соответствии с президентским указом Путина от 16 апреля 2008 года Корпорации «ОБОРОНПРОМ» были переданы 49 % акций ОАО «Камов» и 3,9 % акций ОАО «Роствертол», принадлежащих государству.[41]

В мае 2011 года Путин направил приветствие организаторам, участникам и гостям Международной выставки вертолётной индустрии HeliRussia. «Убеждён, что выставка будет содействовать укреплению инновационного потенциала отечественного вертолетостроения, развитию кооперационных связей, продвижению продукции российских производителей на международный рынок», — следует из приветствия Путина. Выставка вертолетной индустрии HeliRussia проводится уже в четвертый раз в России, что, по мнению Путина, «закономерно», поскольку Россия славится своей историей вертолетостроения.[42]

В августе 2011 года Путин сообщил, что Россия ведёт работу над вертолётами Ми-38 и Ка-62.[43]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1][2]
  2. http://ria.ru/economy/20050222/38934554.html
  3. http://ria.ru/economy/20050222/38940978.html
  4. http://ria.ru/politics/20050222/38963564.html
  5. http://ria.ru/economy/20050222/39323940.html
  6. http://www.airshow.ru/news/1/2/2382.htm
  7. http://www.partia-nv.ru/vremya/Numbers/2006/27/pn2.html
  8. [3]
  9. [4][5]
  10. [6]
  11. [7][8]
  12. http://www.alpha.perm.ru/sosedi/txt.php?n=1917
  13. http://lenta.ru/news/2006/02/21/avia/
  14. [9]
  15. http://lenta.ru/news/2006/03/06/oak/
  16. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Сайт президента России, 10 мая 2006
  17. [10]
  18. http://ria.ru/economy/20061030/55236425.html
  19. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Сайт президента России, 26 апреля 2007
  20. http://www.avia.ru/news/?id=1190365412
  21. http://www.avia.ru/press/12926/
  22. http://www.kommersant.ru/doc/1031363
  23. http://www.rg.ru/2008/11/11/goskorporacii.html
  24. http://www.smi.ru/text/08/11/11/index.html?type=allsources
  25. [11][12][13][14][15]
  26. [16]
  27. http://www.uacrussia.ru/ru/press/news/index.php?print=1&from4=40&id4=164
  28. http://www.avia.ru/press/12926/
  29. http://www.rosbalt.ru/moscow/2009/02/11/617459.html
  30. http://www.rosbalt.ru/business/2009/04/06/631548.html
  31. http://www.uacrussia.ru/ru/press/events_actions/index.php?id4=380
  32. http://lenta.ru/news/2009/08/18/avia/
  33. http://vz.ru/news/2010/6/21/412285.html
  34. http://www.rosbalt.ru/business/2010/06/28/748915.html
  35. http://www.rosbalt.ru/business/2011/4/20/841372.html
  36. http://www.rosbalt.ru/business/2011/4/20/841445.html
  37. http://www.rosbalt.ru/moscow/2011/08/17/880357.html
  38. [17][18]
  39. Историческая справка[19]
  40. Историческая справка[20]
  41. Историческая справка[21]
  42. Владимир Путин: Выставка HeliRussia укрепит потенциал вертолетостроения в России
  43. [22][23]
Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок, 4 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020202120222023202420252026202720282029
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  20002001200220032004200520062007201220132014201520162018201920202021
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импорт
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Темы  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина
Личные инструменты