Реформа ВПК в России в 2000-х годах


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Реформа ВПК в России (2000-е годы) — реформа оборонно-промышленного комплекса России, осуществлённая в 2000-е годы.

Содержание

[править] История

9 июня 2001 года в Омске прошло совещание Сибирского федерального округа (СФО) по проблемам развития ВПК, в котором, помимо Владимира Рушайло, представителей Минобороны РФ и оборонных предприятий, участвовали и представители группы «Сибирский алюминий». Открывая заседание, полпред в СФО Леонид Драчевский сказал, что в ходе военной реформы планируется создать 36 основных системообразующих военно-промышленных комплексов. Л.Драчевский заявил, что наиболее важной проблемой развития ВПК он считает невостребованность его продукции. В качестве примера успешного выхода из положения Л.Драчевский привёл оборонные предприятия Омска, которые, по его словам, вполне успешно взаимодействуют с холдингом «Норильский никель».

27 июля 2001 года правительство России на закрытом заседании одобрил программу реформирования и развития ВПК на 2001—2006 годы. По словам зампреда правительства РФ Ильи Клебанова, суть реформы состоит в том, чтобы сконцентрировать «оборонку» в мощных корпоративных структурах. Общее количество предприятий ВПК при этом будет сокращено вдвое (сейчас их насчитывается 1700). Как сказал И.Клебанов, реализация программы начнётся «практически с завтрашнего дня».

4 сентября 2001 года И.Клебанов на совещании в Новосибирске заявил, что оборонные предприятия, которые в ходе реформы ВПК перейдут на выпуск гражданской продукции, будут приватизированы. И.Клебанов пообещал, что госпакеты акций этих заводов будут переданы в региональное управление. На базе оставшихся оборонных предприятий будут созданы вертикально-интегрированные холдинги. «Однако налоги, несмотря на московское подчинение, предприятия по-прежнему будут платить „своему“ субъекту федерации», сказал И.Клебанов.

30 ноября 2001 года Путин утвердил «Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».[1]

В 2001 году были приняты федеральные целевые программы «Реформирование и развитие ОПК (2002—2006 гг.)» и «Национальная технологическая база (2002—2006 гг.)». По первой программе основными задачами реформы ОПК определены: обеспечение условий (в том числе правовых) для устойчивого развития в нем разработок и производства конкурентоспособной продукции; оптимизация структуры ОПК путем создания ограниченного количества интегрированных структур (таких как корпорация «Тактическое ракетное вооружение», концерн ПВО «Алмаз-Антей», авиационная холдинговая компания «Сухой» и др.); привлечение внебюджетных инвестиций для увеличения выпуска высокотехнологичной продукции; увеличение социальных гарантий работникам ОПК и ряд других.[2]

[править] Создание концерна ПВО Алмаз-Антей

23 апреля 2002 года президент России Владимир Путин подписал указ «Об открытом акционерном обществе „Концерн ПВО Алмаз-Антей“». Документ предусматривал формирование на базе существующей промышленной компании «Концерн „Антей“» мощнейшей интегрированной структуры, в которую войдет более 40 предприятий, специализирующихся на разработке и производстве систем противовоздушной и противоракетной обороны для всех видов вооруженных сил. Объем выполненных и выполняемых этими предприятиями экспортных заказов за последние семь лет оценивается более чем в $2,5 млрд.

До сих пор на рынке отечественных систем ПВО было пять основных игроков. 100-процентно государственное ОАО «Концерн „Антей“» объединяло разработчиков и производителей комплексов ПВО ближнего действия («Тор-М1») и систем дальнего действия для сухопутных войск (С-300В и перспективный «Антей-2500»). За последние семь лет «Антей» выполнил экспортных заказов примерно на $800 млн. Частное ФПГ «Оборонительные системы» объединяло производителей систем дальнего действия для войск ПВО (С-300П). Объем выполненных экспортных заказов ФПГ оценивается примерно в $1 млрд. НПО «Алмаз» (государству принадлежит в нем 61,75 % акций) разрабатывал системы дальнего действия для войск ПВО. По контрактам «Оборонительных систем» НПО получило $2 млн, а в прошлом году «Алмаз» сам стал исполнителем $400-миллионного контракта на поставку в КНР систем С-300ПМУ-2. Кроме того, Тульское КБ приборостроения разрабатывают ракетно-пушечные комплексы «Тунгуска» и «Панцирь» и корабельные комплексы ПВО ближнего действия «Каштан» (объем продаж — около $1 млрд), а Коломенское КБ машиностроения специализируется на переносных ЗРК «Игла» (объем продаж — около $200 млн). Однако последние два предприятия стояли особняком, они работают не только по противовоздушной тематике и даже подотчетны не Российскому агентству по системам управления (РАСУ), а Российскому агентству по обычным вооружениям.

Когда примерно два года назад Российское агентство по системам управления провозгласило курс на интеграцию предприятий отрасли и создание единых технологических комплексов на базе крупных холдингов и концернов, между «Антеем», «Оборонительными системами» и «Алмазом» разгорелась ожесточенная борьба: каждый стремился к тому, чтобы объединение осуществлялось именно на его базе. Поначалу наиболее выигрышные позиции были у «Оборонительных систем». Илья Клебанов в бытность вице-премьером, курирующим оборонный комплекс, предлагал создать над объединяемыми предприятиями управляющую компанию со статусом федерального государственного унитарного предприятия, а сами заводы и КБ сделать дочерними структурами управляющей компании. Эту схему объединения поддерживали также глава РАСУ Владимир Симонов и назначенный в апреле 2001 года заместителем министра обороны по вооружению генерал-полковник Алексей Московский. А поскольку ни для кого не были секретом добрые отношения между этими чиновниками и менеджментом «Оборонительных систем», конкуренты ФПГ не сомневались, что в результате объединения ключевые посты в концерне ПВО займут именно представители этой ФПГ.

В ответ руководители «Антея» и «Алмаза» решили объединить свои усилия в борьбе с «Оборонительными системами». В феврале 2001 года они подписали соглашение, в котором продекларировали намерение объединиться друг с другом в концерн «Алмаз-Антей», но не в рамках концерна ПВО. При этом гендиректор «Алмаза» Игорь Ашурбейли и генеральный конструктор «Антея» Вениамин Ефремов утверждали, что заручились поддержкой главы администрации президента Александра Волошина.

После серии взаиморазоблачающих публикаций в прессе и обращений обеих сторон к президенту и премьеру Владимир Путин поручил разобраться в сложившейся ситуации одному из наиболее близких ему людей — заместителю главы кремлевской администрации Виктору Иванову, который заменил представителей РАСУ на постах председателя совета директоров и «Антея», и «Алмаза». Руководителями «Антея» и «Алмаза» удалось убедить господина Иванова в том, что объединять предприятия отрасли нужно не под новыми управляющими компаниями, а на базе уже существующих структур.

Кроме того, в конце января Михаил Касьянов направил докладную записку на имя президента Путина, в которой предложил при реализации программы реформирования оборонно-промышленного комплекса создавать интегрированные структуры преимущественно на базе существующих объединений, а не путем создания новых управляющих компаний. Президент с этим предложением согласился. Когда же президент понизил Илью Клебанова до уровня простого министра, а премьер своим распоряжением уволил главу РАСУ Владимира Симонова, исход борьбы за концерн ПВО стал окончательно ясен.

Подписанный вчера указ предусматривает объединение более чем 40 предприятий именно на базе промышленной компании «Концерн 'Антей'», которая переименована в концерн ПВО «Алмаз-Антей». В уставный капитал этого концерна будут передаваться 74,5 % акций попавших под объединение госпредприятий (остальные будут закреплены в собственности государства) и госпакеты акций уже акционированных заводов и конструкторских бюро. Единственное исключение сделано для подмосковного НИИ им. Тихомирова — «Алмаз-Антей» получит 51 % его акций, а другие 49 % будут переданы петербургской корпорации «Аэрокосмическое оборудование». Новому концерну помимо прочего передаются все основные заводы, входившие в «Оборонительные системы» (под их остался лишь 70-процентный пакет Московского радиотехнического завода и 35-процентный пакет КБ «Кунцево»), а также несколько предприятий, ранее подконтрольных Российскому авиакосмическому агентству (МКБ «Факел», Вятское машиностроительное предприятие «Авитек», петербургский Обуховский завод и екатеринбургское КБ «Новатор») и Российскому агентству по судостроению (НПО «Альтаир» и подмосковный РАТЕП). В целом же «Алмаз-Антей» значительно расширит номенклатуру своей продукции по сравнению с концерном «Антей». В его сфере теперь будет находиться разработка и производство комплексов ПВО средней дальности «Бук», корабельных систем дальнего действия С-300Ф, разведывательно-информационных средств, а также осуществление наладки, эксплуатации и сервисного обслуживания всей производимой техники.

Наиболее любопытная ситуация сложилась вокруг НПО «Алмаз». Дело в том, что главный союзник «Антея» включен в концерн ПВО, по сути, на тех же правах, что и другие предприятия. Как объяснил вчера Ъ источник в руководстве «Антея», теперь в силу должны вступить джентльменские договоренности, по которым представители «Антея» и «Алмаза» на паритетных началах сформируют рабочие группы по созданию единого концерна. На паритетных началах будет формироваться и менеджерский состав новой структуры.

Впрочем, пост гендиректора концерна ПВО может не достаться ни «Антею», ни «Алмазу». Представитель «Антея» вчера заявил Ъ, что, «скорее всего, образование такого монстра не обойдется без делегирования в его состав 'комиссара', который будет присматривать за всем происходящим». По мнению источника Ъ, хотя назначение главы концерна осуществляется премьером по согласованию с администрацией президента, решение по конкретным кандидатурам будет приниматься лично Владимиром Путиным. И пока невозможно даже предположить, на кого падет выбор президента. Хотя по данным Ъ, фамилии гендиректора «Антея» Юрия Свирина и гендиректора «Алмаза» Игоря Ашурбейли сейчас все же входят в список потенциальных кандидатов на пост гендиректора концерна ПВО, который в общей сложности насчитывает около десяти имен.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Обзор по материалам СМИ № 3 (19-25 января 2002 года)
  2. Ерасова Е. А. Научно-технические и экспортные возможности российского оборонно-промышленного комплекса // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2004. Вып. 1 (№ 5)
Реформы в России
История  1990-е годы (Экономические реформы) • 2000-е годы (Экономические реформы)
Налоги  Налоговая реформа (1990-е годы)Налоговая реформа (2000-е годы)Последствия реформы подоходного налога
Финансы  Денежные реформыРеформа финансовой инфраструктуры (2000—е годы)Банковская реформаРеформа валютного регулирования (2000—е годы)Бюджетная реформа (2000-е годы)
Внешняя торговля  Либерализация внешней торговли (1990-е годы)Таможенная реформа (2000-е годы)
Отрасли экономики  ВПК (2000-е годы)ЖКХЭлектроэнергетикаЖелезнодорожный транспортГазовая система (2000-е годы)Естественные монополии
Образование и здравоохранение  Образование (1991—1999)Образование (2000—е годы)Среднее образование (2000—е годы)ЗдравоохранениеСистема ОМС
Административные реформы  Административная реформа в 1990-х годахАдминистративная реформа с 2002 года (первый этап, второй этап) • Административная реформа в субъектах Российской ФедерацииКонцепция административной реформы в 2006—2008 годах
Государственная служба  Реформа государственной службы (1990-е годы)Реформа государственной службы (2000-е годы)
Федеральные отношения и местное самоуправление  Федеративная реформа (2000—е годы)Реформа местного самоуправленияРеформа Совета федерации
Судебная система  Судебная реформа (1991—1999)Судебная реформа (2000-е годы)
Силовые структуры  Военная реформа (1991—1999)Военная реформа (2000-е годы)Реформа МВД (2000-е годы)
Прочие социально-экономические реформы  Столыпинская реформаЗемельная реформа (2000-е годы)Пенсионная реформа (с 2002 года)Реформа социальных льгот (1990-е годы)Реформа социальных льгот (2000-е годы)Реформа корпоративного управленияРеформа трудовых отношенийРеформа государственных закупок (2000-е годы)Либерализация цен (1990-е годы)
Политики  Б. Н. ЕльцинЕ. М. ПримаковВ. В. ПутинА. Л. КудринД. А. Медведев
1900-е годы  1900 год1901 год1902 год1903 год1904 год1905 год1906 год1907 год1908 год1909 год
1910-е годы  1910 год1911 год1912 год1913 год1914 год1915 год1916 год1917 год1918 год1919 год
1920-е годы  1920 год1921 год1922 год1923 год1924 год1925 год1926 год1927 год1928 год1929 год
1930-е годы  1930 год1931 год1932 год1933 год1934 год1935 год1936 год1937 год1938 год1939 год
1940-е годы  1940 год1941 год1942 год1943 год1944 год1945 год1946 год1947 год1948 год1949 год
1950-е годы  1950 год1951 год1952 год1953 год1954 год1955 год1956 год1957 год1958 год1959 год
1960-е годы  1960 год1961 год1962 год1963 год1964 год1965 год1966 год1967 год1968 год1969 год
1970-е годы  1970 год1971 год1972 год1973 год1974 год1975 год1976 год1977 год1978 год1979 год
1980-е годы  1980 год1981 год1982 год1983 год1984 год1985 год1986 год1987 год1988 год1989 год
1990-е годы  1990 год1991 год1992 год1993 год1994 год1995 год1996 год1997 год1998 год1999 год
2000-е годы  2000 год2001 год2002 год2003 год2004 год2005 год2006 год2007 год2008 год2009 год
2010-е годы  2010 год2011 год2012 год2013 год2014 год2015 год2016 год2017 год2018 год2019 год
Прочее  Реформа системы государственного управления (2000—е годы)Реформа системы ВТСПравовая реформа (2000—е годы)Реформа уголовно-исполнительной системыРеформа технического регулирования (2000—е годы)Последствия реформ


Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  200020012002200320042005200620072012201320142015
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импортПутин и экспортные пошлиныПутин и импортные пошлины
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Прочее  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и выборы в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наркотики в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина
Личные инструменты