Владимир Путин:Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики
Материал из Documentation.
Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должно базироваться на планомерном росте её составляющих, и прежде всего — за счёт минерально-ресурсного потенциала. При этом под устойчивым развитием применительно к минерально-сырьевым ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путём создания надёжной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России с учётом экологических, социальных, демографических, оборонных и других факторов.
Анализ развития мировой экономики показывает, что экономический рост развитых стран составляет 2-3 % в год и достигается, как правило, за счёт внедрения высоких технологий. Учитывая это, российская экономика должна иметь темп экономического роста 4-6 %. При этом заметим, что такой рост обеспечит сокращение отставания России от развитых стран по уровню ВВП на душу населения. Экономический рост должен быть не ниже указанных выше темпов, и это может быть обеспечено за счёт добычи, переработки и эксплуатации минерально-сырьевых ресурсов.
Анализ экономического потенциала минерально-сырьевых ресурсов, состояния основных фондов и применяемых технологий в добывающем комплексе даёт основание сделать некоторые выводы о значении и месте минеральносырьевого комплекса в строении развития экономики страны:
- Минерально-сырьевые ресурсы — важный потенциал для экономического развития страны.
- Всестороннее содействие развитию отечественной перерабатывающей промышленности на базе добывающего комплекса — главный резерв превращения России в относительно недалёком будущем в ведущую экономическую державу с высоким уровнем жизни для большинства населения.
- Анализ экономических процессов, происходящих в мире, требует всесторонней государственной поддержки и создания на базе ресурсодобывающих предприятий крупных финансово-промышленных корпораций межотраслевого профиля, которые могли бы на равных конкурировать с транснациональными корпорациями Запада.
- Развитие добывающего комплекса должно регулироваться государством чисто рыночными методами, при этом государство должно всячески способствовать развитию перерабатывающей промышленности на базе добывающего комплекса.
- Состояние основных фондов и применяемых технологий добывающего комплекса страны с богатейшими запасами природных ресурсов таково, что они не могут в ближайшие годы обеспечить дополнительных значительных финансовых поступлений в бюджет страны для крупных государственных инвестиций в собственную перерабатывающую промышленность.
- Из-за низкой доли труда в себестоимости добываемого сырья и относительно высокой тоимости рабочего места в добывающих отраслях сырьевые ресурсы не могут быть резервом повышения жизненного уровня большинства населения страны.
Российская экономика в XXI веке, по крайней мере в первой его половине, по-видимому, сохранит свою сырьевую направленность. Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России позволяет рассматривать минерально-сырьевой комплекс как базис устойчивого развития страны на длительную перспективу. Наличие крупного природно-ресурсного потенциала России обуславливает её особое место среди индустриальных стран. Ресурсный потенциал при его эффективном использовании станет одной из важнейших предпосылок устойчивого вхождения России в мировую экономику. Обеспеченность страны природными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Структура природных ресурсов, размеры их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал. Наличие богатых и эффективных природных ресурсов даёт широкий простор для экономического развития регионов.
Хозяйственное освоение природных ресурсов России создаёт реальные возможности привлечения крупномасштабных инвестиций, в том числе иностранного капитала; за счёт экспорта природных ресурсов обеспечивается значительная часть валютных поступлений.
Центральное место среди природных ресурсов России занимают минерально-сырьевые, что определяется следующими обстоятельствами:
- географическим положением, при котором жизнеобеспечение невозможно без значительного потребления минеральных ресурсов;
- преимущественно сырьевым укладом экономики с ориентацией на добычу, разработку и передел минерального сырья;
- наибольшей привлекательностью ресурсов недр для иностранных инвесторов;
- огромными территориями и выполненными на них в предшествующие десятилетия геологоразведочными работами, сделавшими ресурсы недр весьма существенным элементом национального богатства.
Суммарная ценность минерально-сырьевой базы России по разведанным и оцененным запасам всех видов полезных ископаемых составляет не менее 28 трлн долл. США, однако оценка их рентабельной части составляет лишь 1,5 трлн долл. США.
Российская Федерация обладает значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов. Количество видов минерального сырья, разведанного на ее территории, является уникальным и не имеет аналогов в мире. По запасам никеля, природного газа (33 % мировых запасов) Россия занимает первое место в мире, по запасам нефти — второе после Саудовской Аравии, угля — третье после США и Китая, золота — третье после ЮАР и США и т. д.
Помимо непосредственного наличия широкого спектра важнейших видов минерального сырья, данный комплекс экономики обладает развитой добывающей, перерабатывающей инфраструктурой и мощным научно-техническим потенциалом.
Российский минерально-сырьевой комплекс играет важную роль во всех сферах жизнедеятельности государства:
- обеспечивает устойчивое снабжение отраслей экономики минеральносырьевыми ресурсами. Именно развитость сырьевой отрасли способствует формированию прочной промышленной базы, которая способна удовлетворить необходимые потребности как промышленности, так и сельского хозяйства;
- вносит весомый вклад в формирование доходной части бюджета страны; его продукция продолжает оставаться основным источником валютных поступлений. Предприятия, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса, обеспечивают более 50 % валового внутреннего продукта страны. Объемы экспортных поступлений в бюджет государства, которые прямо или косвенно обеспечиваются за счет разработки минерально-сырьевых богатств страны, составляют 70 %;
- составляет основу оборонного могущества страны. Развитая сырьевая база является необходимым условием для совершенствования военно-промышленного комплекса государства и создаёт необходимый стратегический запас и потенциал;
- обеспечивает социальную стабильность. В России практически все крупные компании, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса или же связанные с ним, являются градообразующими. Таким образом, развитие данного сектора экономики будет обеспечивать повышение уровня благосостояния населения и снижение социальной напряженности;
- способствует развитию интеграционных процессов между странами. Взаимное дополнение государств, в рамках единого экономического пространства, обеспечит обладание практически всеми видами полезных ископаемых, что будет оказывать очень большое влияние на мировом сырьевом рынке.
Стратегическим фактором экономического роста России в ближайшее время должна стать структурная перестройка национальной экономики на основе имеющихся минерально-сырьевых ресурсов страны с целью существенного повышения её эффективности. Особая сложность этой задачи состоит в том, что необходимо перестраивать отраслевую и производственную структуры, которые складывались в условиях планово-распределительной системы и полной изоляции от мирового рынка. Указанное обстоятельство определило низкий уровень эффективности работы обрабатывающей промышленности, неконкурентоспособность большой части её продукции на мировом рынке и, как следствие, снижение объёмов производства и ликвидацию многих предприятий данного сектора экономики.
Сырьевые и, в частности, добывающие отрасли промышленности не в состоянии адсорбировать огромную массу рабочей силы, высвобождающуюся из перерабатывающих отраслей экономики. В то же время большая часть добывающих предприятий не обладает достаточным инвестиционным потенциалом не только для расширенного, но и простого воспроизводства основных фондов. Так, в наиболее благополучной из отраслей МСК газовой промышленности более 60 % газопроводов эксплуатируются более 20 лет (при нормативе 33 года), а в угольной промышленности более двух третей основных фондов находится за чертой физического износа. В этой связи процесс структурной перестройки национальной экономики должен иметь целью формирование наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний как на внутреннем, так и на мировом рынках. Учитывая огромный минерально-сырьевой потенциал России, восстановление отечественной обрабатывающей промышленности должно производиться на основе всесторонней интеграции с добывающими отраслями. Наиболее перспективной формой такой интеграции должно стать создание, при всесторонней поддержке государства, крупных финансово-промышленных групп — корпораций межотраслевого профиля, которые могли бы конкурировать с транснациональными корпорациями Запада. Сегодняшнее финансовое состояние предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, использование в процессе производства неконкурентоспособных технологий, отсутствие ассигнований на геологоразведочные работы — всё это заставляет при поддержке государственных органов организовывать финансово-промышленные группы, способные аккумулировать значительные финансовые средства на внутреннем и мировом рынках капитала.
Основные приоритеты государства при создании межотраслевых финансово-промышленных групп должны предусматривать:
- устойчивое обеспечение страны минеральными ресурсами и продуктами их переработки;
- повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на ресурсосберегающий путь развития; — дальнейшее развитие сырьевой базы;
- поддержание и наращивание экспортного потенциала страны, изменение его структуры в пользу торговли продуктами переработки и промышленной продукции;
- развитие обрабатывающей промышленности и ее экспортного потенциала и др.
Обозначившийся в России процесс становления промышленно-финансовых групп на базе отдельных отраслей МСК (прежде всего газовой, энергетической, нефтяной, алюминиевой и др.) знаменует формирование нового этапа развития — объединение многоотраслевых комплексов с финансовыми и коммерческими структурами. Эти комплексы должны определить темпы преобразования и подъема экономики России как стабильный источник бюджетных и валютных поступлений, существенный очаг стабильности, в том числе эффективной занятости населения, как фактор формирования прорывных критических технологий, как фактор реструктуризации и модернизации базовых отраслей МСК и промышленности и, наконец, как фактор интеграции в пространстве России, СНГ и мирового сообщества. Независимо от того, в чьей собственности находятся природные, в частности минеральные, ресурсы, государство вправе регулировать процесс их освоения и использования, действуя в интересах общества в целом и отдельных собственников, чьи интересы вступают и противоречие друг с другом, а для достижения компромисса необходима помощь государственных органов власти. В централизованно управляемой экономике природопользование находилось вне сферы рыночных отношений. В начале рыночных реформ в России на некоторое время государство выпустило из рук стратегическое управление природно-ресурсным комплексом. Это обернулось застоем национального природно-ресурсного потенциала, развалом формировавшейся в течение многих десятилетий геологической отрасли, рядом других негативных последствий. Но сейчас рыночная эйфория первых лет экономических реформ постепенно уступает место более взвешенному подходу, допускающему возможность и признающему необходимость регулирующего воздействия государства на хозяйственные процессы в целом и на природопользование в частности. Практика стран с развитой рыночной экономикой дает нам немало примеров эффективного государственного вмешательства в долговременные проекты освоения природных ресурсов. Современная стратегия рационального ресурсопотребления не может базироваться исключительно на возможностях рынка как такового. Это тем более относится к переходным состояниям экономического развития, а значит, и к народному хозяйству России. Практика это хорошо демонстрирует — даже наши инновационные предприятия зачастую не используют ресурсосберегающие технологии. Рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает решение стратегических задач природопользования, охраны природы, устойчивой экономической безопасности, о чем ярко свидетельствуют итоги конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. (в значительной мере отраженные в утвержденной президентским указом от 1 апреля 1996 г. № 440 правительственной концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию). В России, следовательно, необходимо реализовать такой принцип рационального природопользования, как органическое сочетание рыночных механизмов саморегулирования и поддержки рационального ресурсопотребления и ресурсосбережения.
Система государственного регулирования и поддержки последних должна включать в себя, как минимум, следующие подсистемы:
- правового обеспечения;
- финансово-кредитной поддержки;
- инфраструктурного и информационного обеспечения;
- страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.
Можно также выделить подсистемы научного обеспечения, экологического и экономического образования и повышения квалификации и др. Рациональное ресурсопотребление и ресурсосбережение — проблема комплексная и многоплановая. Наряду с социально-экономическими и экологическими аспектами исследователями выделяются аспекты технико-технологические. Совершенствование и кардинальное обновление технологий должно быть поставлено во главу угла развертывания предпринимательской деятельности. Согласно ряду серьезных зарубежных и отечественных разработок в области технологической макродинамики, Россия остается (и при нынешней непродуманной стратегии рыночного реформирования надолго останется) многоукладной не только по формам собственности, но и по так называемым технологическим укладам. При этом у нас господствует -третий (ресурсозатратный) уклад-, пройденный развитыми странами уже в конце 70х годов, а -четвертый технологический уклад-, связанный с переходом на ресурсосберегающие инновационные технологии, представлен только в ряде производств ВПК. Потенциальные условия для перехода к новым укладам в России по ряду направлений имеются, но для реализации этих возможностей необходимо обеспечить распространение передовых технологий из ВПК в мирные отрасли и сферы экономики, использовать еще сохранившийся задел соответствующих отечественных разработок и стимулировать активизацию наших ученых на новые разработки. С помощью разработки и внедрения технологий новых укладов предстоит прежде всего обеспечить эффективное ресурсопотребление предпринимательских структур в топливно-энергетическом комплексе, АПК, в отраслях и сферах производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. Россия в окружающем мире: 2000 8 В целях рационализации ресурсопотребления необходимо создание соответствующих организационно-экономических условий. Рыночный механизм, как уже отмечалось, сам по себе не в состоянии решить весь комплекс рассматриваемых проблем, ряд противоречий устраняется посредством научно обоснованного государственного регулирования. Речь идет о противодействии монопольному поведению -крупных- корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования, об обеспечении биосистем, блокировании тенденций к экологическому загрязнению и т. д. Во всех развитых государствах в наибольшей мере (хотя и далеко не всегда результативно) регулируется именно природопользование — вне зависимости от существующих форм собственности на землю и ее недра, от форм хозяйствования. Важнейшей целью природно-ресурсной политики является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики страны и экспорта. Она должна обеспечить осуществление принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное ресурсорасточительное природопользование, создание экономических механизмов комплексного решения задач рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, включая государственную поддержку новых методов и способов изучения, прогнозирования, мониторинга состояния природной среды, совершенствование взаимоувязанных систем кадастров на основе цифровых геоинформационных систем. В этой связи стратегической целью государственной политики в сфере восполнения (восстановления) использования и охраны природных ресурсов на ближайшее десятилетие становятся: достижение оптимальных уровней воспроизводства; неистощительное рациональное и сбалансированное потребление и охрана всего комплекса природных богатств, направленные на повышение социально-экономического потенциала страны, качества жизни населения, реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом и благоприятную окружающую среду обитания; усиленная экономия сырья, материалов, энергии на всех стадиях производства и потребления; создание основы для перехода к устойчивому развитию; высокая ответственность при принятии различных внутрии внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности России.
При этом основными стратегическими задачами для природно-ресурсного блока являются:
- завершение перехода к рациональному сочетанию административных и экономических методов государственного регулирования в области природопользования;
- формирование эффективной системы органов государственного управления в сфере природопользования, чёткая координация и разграничение сфер их деятельности;
- развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере природопользования;
- оптимизация объёмов и расширение диверсификации источников инвестиций при воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов;
- развитие государственного регулирования экспортно-импортных операций в сфере природных ресурсов;
- осуществление государственной поддержки научных исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
- создание условий для сбалансированного природопользования как основного фактора устойчивого развития страны;
- обеспечение разграничения функций и прав федеральных органов и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования;
- учёт региональных особенностей и потребностей природопользования при совершенствовании структуры экономики России в целом.
На первом этапе усилия государства должны быть направлены на решение следующих проблем:
- совершенствование природно-ресурсного законодательства, в том числе усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение;
- углубление и совершенствование экономического механизма природопользования; — уточнение и корректировку системы лицензирования и регламентации режимов природопользования;
- разработку механизма аудита в области природопользования;
- расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;
- создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;
- формирование критериев и требований к разграничению государственной и иных видов собственности на природные ресурсы;
- создание федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов естественных богатств и др.
В дальнейшем основные усилия следует сконцентрировать: на завершении создания унифицированной системы нормативно-правового обеспечения; на реализации государственной политики в области природопользования; на переходе к управлению и регулированию природопользования на основе разграничения государственной собственности на природные ресурсы между центром и субъектами; на развитии (реформировании) системы налогообложения в сфере природопользования с преимущественным замещением акцизов рентными платежами; внедрении системы страхования и аудита в практику природопользования; введении территориальных комплексных кадастров природных ресурсов; на создании единой унифицированной информационно-аналитической и учетно-статистической системы по природным ресурсам и ряду других направлений.
В связи с этим необходимо:
- разработать и начать реализацию концепции государственной природно-ресурсной политики, включающей в себя проблемы нормативно-правового, экономического, учетно-статистического обеспечения рационального природопользования;
- завершить подготовку нормативно-правовой базы для введения платы за пользование всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот;
- продолжить совершенствование системы платежей за право пользования недрами, включая возможность получения недропользователями льгот за истощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащих дефицитные полезные ископаемые.
В дальнейшем следует:
- предусмотреть уменьшение числа налогов и переход в основном к рентным платежам;
- повысить эффективность государственного управления природопользованием;
- укрепить экономические основы федерализма в области отношений собственности на природные ресурсы;
- усилить административную и уголовную ответственность за нарушения природно-ресурсного законодательства;
- обеспечить соблюдение национальных интересов при привлечении иностранных инвестиций.
Для реализации государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов в качестве первоочередных следует предусмотреть следующие основные меры:
- предотвращение процесса исчерпания поисково-разведочного задела прошлых лет путем усиления геологических исследований и геологоразведочных работ;
- ликвидация острого дефицита в стране отдельных видов минерального сырья (марганца, хрома, урана и др.);
- приостановление отставания прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых;
- развитие минерально-сырьевой базы на региональном уровне за счет выявления, оценки и промышленного освоения небольших месторождений угля, торфа и агрохимического сырья, прежде всего в удаленных районах России, в которых отсутствуют альтернативные источники твердого топлива и минеральных удобрений: повышение комплексности использования минерального сырья;
- разработка мероприятий по модернизации геологоразведочных работ, внедрению новой техники для буровых и геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных и рудоносных регионов России;
- расширение объёмов изучения и использования ресурсов шельфа и Мирового океана.
В качестве завершающего общего вывода следует отметить, что сложившиеся социально-экономические предпосылки, а также стратегия выхода России из глубокого кризиса и обретения былой мощи на качественно новой основе свидетельствуют о том, что важнейшим фактором в развитии государства на ближайшую перспективу остаётся состояние минерально-сырьевого комплекса страны. От уровня рациональности, продуманной ответственности и масштабности использования потенциала естественных богатств в подавляющей степени зависит быстрота преодоления кризисных явлений в стране; создание материально-технической базы для производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, включая товары длительного пользования, в том числе обеспечение государственной безопасности России в области продуктов питания; изменение структуры внешней торговли, соответствующей товарообороту развитых стран мира; решение многих социальных проблем и целого ряда факторов, определяющих будущее Российской Федерации.
Инвестиционная емкость недр России с учетом разведанных запасов и прогнозных ресурсов для экспортно-ориентированного минерального сырья составляет 147—170 млрд долл. США. Из них 100—110 млрд долл. США приходится на месторождение нефти и газа, 14-19 млрд долл. США — на благородные металлы, 12-17 млрд долл. США — на алмазы, 21-24 млрд долл. США — на другие виды минерального сырья, включая уголь. При этом государственный Фонд недр насчитывает около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых.
В России проживает 3 % мирового населения, а доля разведанных запасов нефти в стране составляет 10 %, газа — 30 %, железной руды — 27 %, меди — 11 %, полезных ископаемых металлоплатиновой группы — более 40 %. Отрасль обеспечивает порядка 30 % валового внутреннего продукта, более 50 % валютной выручки страны. С учетом налогов и косвенных отчислений она обеспечивает также порядка 50 % доходов в бюджет. Стоимость сырья, извлекаемого из недр, составляет ежегодно от 95 до 105 млрд долл. США. Из них около 80 % приходится на энергетические ресурсы (газ, нефть, уголь, уран).
В области природных ресурсов Россия остается экспортно-ориентированной страной. Потребление нефти и угля на душу населения в России в 2,5-3 раза меньше, чем в других странах мира, по остальным ресурсам также наблюдаются значительные отставания. «Такое положение заставляет задуматься над тем, что структуру производства и потребления минеральных ресурсов необходимо менять», — сказал Б. А. Яцкевич.
В 2000 г. добыча нефти сохранится на уровне 1999 г. — приблизительно 305—309 млн тонн. Это позволит обеспечить и внутреннее потребление, и поставки на экспорт. Согласно концепции развития топливно-энергетического комплекса добыча нефти в ближайшие пять лет не должна упасть. Более того, она должна увеличиться к 2005 г. до 335 млн тонн. Добычи природного газа в 2000 г. достигнет больше 580 млрд м3, а в дальнейшем возрастет до 650—700 млрд м3.