Реформа МВД России в 2000-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Реформа МВД России в 2000-х годах — реформа министерства внутренних дел Российской Федерации, проводящаяся с начала 2000-х годов.

Среди направлений реформы: сокращение численности сотрудников МВД и улучшение их материального положения, оптимизация структуры МВД, усиление общественного контроля за деятельностью МВД.

Содержание

[править] 2000—2008 годы

Весной 2001 года новый глава МВД РФ Борис Грызлов провозгласил начало реформы своего ведомства. Ключевыми её понятиями стали: «доверие населения» и «профилактика».[1]

После прихода нового министра последовали многочисленные кадровые и структурные решения. Постановлением правительства 26 июля 2001 года были ликвидированы РУБОПы (региональные управления по борьбе с организованной преступностью). Вместо них на базе главных управлений МВД в федеральных округах было создано соответсвенно семь оперативно-розыскных бюро (ОРВ).[2]

Главным управлениям МВД России в федеральных округах был передан ряд функций, ранее выполнявшихся непосредственно подразделениями центрального аппарата МВД России: координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел субъектов федерации, расположенных в пределах округа, осуществление в рамках своей компетенции борьбы с межрегиональной организованной преступностью и проявлениями коррупции в органах власти. Последнее, в частности, предполагало четкое разграничение функций: ГУБОП МВД России осуществляет борьбу с организованной преступностью, носящей общероссийский и международный характер, главные управления по федеральным округам — межрегиональный, МВД, ГУВД, УВД — местный.[3]

Кроме того, были сформированы следственные управления по федеральным округам, подчиняющиеся Следственному комитету при МВД России. На них возлагались задачи расследования преступлений, представляющих особую сложность и вызывающих значительный общественный резонанс, прежде всего коррупции в органах государственной власти и преступной деятельности организованных преступных групп и сообществ. Заметно активизировалась борьба с преступностью в самих правоохранительных органах.[4]

В июне 2003 года в рамках спецоперации, подготовленной Главным управлением собственной безопасности МВД, ФСБ России и Генпрокуратурой, в Москве были задержаны участники организованной преступной группировки (4 человека), состоявшей из сотрудников столичного ГУВД. Они подбрасывали оружие, наркотики невиновным гражданам, незаконно возбуждали уголовные дела, а за их прекращение вымогали у своих жертв крупные суммы денег. В августе 2003 года в Москве были задержаны ещё 11 «оборотней в погонах», которые на протяжении ряда 1 лет были членами преступной группировки. Эта группировка с использованием возможностей милиции пыталась взять под контроль представителей мелкого и среднего бизнеса. В отношении коммерсантов фальсифицировались доказательства по уголовным делам. Члены группировки подозреваются также в совершении заказных убийств.[5]

Была увеличена ответственность сотрудников правоохранительных органов, отказывающихся принимать заявления у граждан. Важный шаг реформы — введение максимально полного учёта совершаемых преступлений. С 1 января 2002 года в семи областях России (по одной в каждом федеральном округе) начался эксперимент, в ходе которого стали применяться новые критерии оценки оперативной обстановки. По замыслу реформаторов, новая система оценки работы милиции позволит уйти от многолетней практики сокрытия преступлений с целью улучшить показатели работы. В качестве критериев оценки работы будут приняты нагрузка сотрудника, количество доведенных до суда дел, учет тяжести раскрытых преступлений, учёт региональных особенностей.[6]

Другие серьёзные изменения — это передача пожарной охраны из МВД в МЧС, передача МВД функций по регулированию миграции, а также функций налоговой полиции.[7]

В 2004 году отмечалось, что в планы реформаторов входят и меры, направленные на приближение милиции к населению: повышение статуса и денежного содержания участковых уполномоченных, увеличение количества сокращенных в середине 90-х годов опорных пунктов общественного порядка, возрождение добровольных народных дружин и т. д.[8]

[править] С 2009 года

В декабре 2009 года президент России Д. А. Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел России». Согласно указу, до 1 января 2012 года численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации будет сокращена на 20 %. Также будет сокращено количество департаментов самого министерства.[9]

В декабре 2009 года сообщалось, что Медведев поручил также главе МВД Рашиду Нургалиеву пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы в органах внутренних дел России, представить предложения по совершенствованию структуры МВД (исключение дублирования их функций, разграничение полномочий и перераспределение штатной численности в интересах первоочередного решения задач противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности). Медведев также поручил разработать комплекс антикоррупционных мероприятий в системе МВД, который подразумевает введение практики ротации руководящего состава. Одновременно правительству поручено рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных ассигнований, направляемых на дополнительное денежное стимулирование сотрудников МВД, в том числе за счет средств, высвобождаемых в результате сокращения их штатной численности, и до 1 января 2011 года представить предложения по реформированию системы денежного довольствия сотрудников указанных органов. Правительство также должно провести реорганизацию государственных образовательных учреждений профессионального образования МВД.[10]

В феврале 2011 года Медведев подписал федеральный закон N 3-ФЗ «О полиции».[11] Закон вступил в силу 1 марта 2011 года. Документ, в частности, предусматривает переименование ведомства, а также усиление общественного контроля над ним.[12] Согласно закону, предельная численность личного состава органов внутренних дел должна быть сокращена на 22 % и к 2012 году должна составить 1 млн 106 тысяч 472 человека. Ранее штатная численность сотрудников МВД составляла 1,28 млн человек.[13]

В марте 2011 года Медведев внёс в Госдуму проект федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Законопроект разработан в развитие положений федерального закона «О полиции» и направлен на регулирование отношений, связанных с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.[14] В июле 2011 года Медведев подписал федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».[15] Подписанный закон выстраивает новую модель социального обеспечения полиции, он закладывает основу для повышения престижа профессии правоохранителя. Закон о социальных гарантиях охватывает все аспекты жизни — от денежного довольствия и пенсионного обеспечения до медицинского обслуживания и социальных гарантий семьям. Меняется структура денежного довольствия сотрудников. Она выводится на новый уровень, при котором основной частью зарплаты является денежное содержание, состоящее, в свою очередь, из должностного оклада и оклада по специальному званию, который равен примерно половине денежного довольствия. До 8 видов минимизируется количество дополнительных выплат, которых в ранее действующем законодательстве насчитывалось около сорока. Такая мера позволит не только упорядочить структуру денежного довольствия, но, что самое главное, значительно увеличить сумму выплачиваемых пенсий, в расчёт которых входит оклад денежного содержания и надбавка за выслугу лет.[16]

В мае 2011 года Медведев подписал указ об общественных советах при МВД и его территориальных органах. Министерству внутренних дел совместно с полпредами в федеральных округах и руководителями регионов поручено до 1 сентября 2011 года образовать общественные советы при территориальных органах МВД. Согласно документу, общественный совет является совещательным органом, решения которого носят рекомендательный характер. Совет для выполнения возложенных на него задач может получать от органов внутренних дел информацию об их деятельности, заслушивать должностных лиц МВД, вносить предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, принимать участие в работе аттестационных комиссий. Срок полномочий членов общественного совета истекает через два года со дня первого заседания.[17]

В июне 2011 года Медведев внёс в Госдуму проект федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации». Проект регламентирует вопросы, связанных с прохождением службы в органах внутренних дел РФ. Данный федеральный закон призван заменить устаревшее «Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утверждённое постановлением Верховного совета РФ от 23 декабря 1992 года. Положениями законопроекта:[18]

  • регулируются правоотношения при поступлении граждан РФ на службу в органы внутренних дел и её прохождении;
  • учреждаются специальные звания (полиции, внутренней службы или юстиции);
  • определены общие квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел;
  • устанавливаются основные права и обязанности сотрудников, а также ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел;
  • устанавливается обязательность конкурсного порядок отбора кандидатур на замещение отдельных должностей, возможность ротации ряда руководителей по истечении шести лет пребывания в замещаемой должности;
  • детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на службу в органы внутренних дел, перевода на другую должность или изменения существенных условий контракта с согласия сотрудника;
  • определяется исчерпывающий перечень оснований прекращения контракта либо его расторжения, а также перечень оснований увольнения сотрудников со службы в органах внутренних дел;
  • описывается порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий и организации служебных проверок.

29 июля 2011 года Медведев положительно оценил итоги работы комиссии по внеочередной аттестации высшего руководящего состава МВД и принял решение продолжить её работу на постоянной основе. «Комиссия накопила неплохой опыт, его можно было бы использовать и дальше во всех правоохранительных ведомствах», — заявил Медведев. «Я принял решение о создании постоянно действующей комиссии по вопросам кадровой политики, о чем я подписал указ президента», — сообщил Медведев. Он вкратце подвел итоги переаттестации сотрудников МВД, которую, по его словам, прошли около 1 млн человек. «В ходе первой фазы из МВД было уволено 183 тысячи сотрудников, выведены за штат и будут уволены в ближайшее время 48 тысяч сотрудников», — сказал Медведев, добавив, что это составляет примерно 22 % от списочной численности личного состава МВД. «Это существенное сокращение и изменение кадрового состава», — сказал Медведев. По его словам, «произошла существенная ротация руководящего состава органов внутренних дел, что является способом минимизации коррупционной привязанности и схем». «Каждый третий получил переназначение в другой регион страны», — пояснил Медведев. Медведев также особо отметил, что в ходе переаттестации, которая проходила с участием представителей гражданского общества, изучались не только деловые и личные качества сотрудников, но также анализировались сведения о доходах, показатели служебной деятельности и информация из СМИ и других источников о подозрениях в противоправных действиях.[19]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
  2. Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
  3. Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
  4. Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
  5. Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
  6. Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
  7. Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
  8. Короткевич В. И. «История современной России 1991—2003»
  9. Медведев подписал указ о реформе МВД
  10. Медведев подписал указ о реформе МВД
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»
  12. Дмитрий Медведев подписал закон о соцгарантиях полицейским
  13. Дмитрий Медведев пообещал уволить 48 тысяч сотрудников МВД
  14. Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект закона о социальных гарантиях сотрудникам МВД
  15. Дмитрий Медведев подписал закон о соцгарантиях полицейским
  16. Дмитрий Медведев подписал закон о социальных гарантиях сотрудникам полиции
  17. Дмитрий Медведев подписал указ о создании региональных общественных советов при МВД
  18. Дмитрий Медведев внес в Думу законопроект, регламентирующий службу в органах внутренних дел РФ
  19. Дмитрий Медведев пообещал уволить 48 тысяч сотрудников МВД
Реформы в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок, 4 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020202120222023202420252026202720282029
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  20002001200220032004200520062007201220132014201520162018201920202021
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импорт
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Темы  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина


Дмитрий Анатольевич Медведев
Периоды  1965—1989 годы1990—1999 годы2000—2008 годыПрезидентство
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011
Политика  Социально-экономическая политика
Реформы  НалоговаяПенсионнаяЖКХОбразования (Среднего образования) • Системы госуправления (Административная) • ВоеннаяМВДФедеративная
Послания Федеральному собранию  2008200920102011
Публикации 
Прочее  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия во время президентства Медведева (Экономика, Внешняя политика, Изменение социально-экономических показателей)
Личные инструменты