Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

«Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России» реализуется Агентством стратегических инициатив (АСИ) по поручению председателя правительства России В. В. Путина, данному по итогам участия в съезде Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в декабре 2011 года.[1]

К реализации инициативы допустили бизнес-сообщество и подключили массу консультантов. На апрель 2012 года «Национальная предпринимательская инициатива» включает в себя 22 предложенных предпринимателями проекта, направленных на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории России процедур ведения бизнеса.[2]

Среди мер, которые предлагаются агентством, — оптимизация систем таможенного и налогового регулирования, расширение доступа к госзаказу в рамках Федеральной контрактной системы, исключение дискриминации при доступе к имущественным и земельным ресурсам.[3]

Предполагается, что дорожные карты, выработанные в рамках реализации «Национальной предпринимательской инициативы», будут предложены к рассмотрению на наблюдательном совете АСИ, чтобы они уже были внесены президенту РФ для утверждения указом. И дальше они уже вступят в силу как нормативно-правовой акт.[4]

Содержание

[править] История

21 декабря 2011 года Путин поставил задачу разработать национальную предпринимательскую инициативу силами бизнеса и представить не просто в виде предложений, а в формате дорожных карт, снабженных целевыми показателями и конкретными сроками, ответственными и так далее. Дальше эта инициатива была дополнена требованием ориентироваться на показания международных рейтингов, чтобы улучшения носили не просто формальный характер, а действительно приводили к изменению ощущений самого бизнеса. Поставлена задача: Россия должна переместиться в рейтинге Doing business со 120-го на 20-е место.[5][6]

В апреле 2012 года сообщалось, что одна из инициатив уже реализуется, а ещё 4 инициативы находятся в состоянии разработки дорожных карт. Реализуемая инициатива связана со стандартами улучшения предпринимательского климата в регионах. Первая из инициатив, находящихся в стадии разработки дорожных карт, связана с улучшением таможенного администрирования (её возглавляет Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России»). Вторая — улучшение предпринимательского климата в сфере строительства (ее возглавляет Леонид Козинец, председатель совета директоров компании «Баркли» и один из руководителей РСПП). Третья инициатива связана с облегчением подключения сетей к энергетической инфраструктуре (её возглавляет Сергей Мироносецкий, генеральный директор Сибирской генерирующей компании), четвёртая — с поддержкой доступа на рынки зарубежных стран и поддержкой экспорта (её возглавляет Пётр Фрадков, руководитель Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций).[7]

[править] Характеристика

Первая особенность «Национальной предпринимательской инициативы» — изменение баланса бизнеса и федеральных органов исполнительной власти при разработке этих инициатив. До сих пор все попытки носили к следующему: власти что-то придумывали, а бизнес советовал. Здесь ситуация поменялась с точностью до наоборот. Здесь бизнес разрабатывает, а власти выступают в качестве консультантов, экспертов.[8]

Вторая особенность — сам формат работы. Инициативы разрабатываются в формате дорожных карт. Методологическую поддержку оказывает Boston Consulting Group. Работа идет на трёх типах площадок. Первый — рабочие группы (или проектные команды). Все возглавляются представителями бизнеса. Второй — краудсорсинг. Witology — тоже известная на рынке компания — помогает вести эту деятельность по части краудсорсинга. И третий тип площадок — публичные слушания. Они начнутся на последней неделе апреля 2012 года.[9]

Третья особенность — то, что вся деятельность подкрепляется мотивационным механизмом. Путин поручил разработать систему оценочных показателей (показателей KPI) высших чиновников, руководителей федеральных органов исполнительной власти, которые отражали бы реализацию этих усилий по улучшению предпринимательского климата. Этим сейчас занимается Минэкономразвития. Чиновника будут оценивать по количественным показателям. Таким, например, как скорость прохождения фуры через таможенный пункт пропуска или сокращение количества документов, которые нужно подать, чтобы получить разрешение на строительство. Такого раньше не было.[10]

Четвёртая особенность: бизнес в формате существующих рабочих групп должен будет осуществлять мониторинг мероприятий этих дорожных карт. Причём наблюдения будут осуществляться не за выходом соответствующих постановлений, законов, созданием оргструктур, а за тем, меняется что-то на местах или нет.[11]

[править] Инициативы

[править] Совершенствование таможенного администрирования

Проект дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» включает в себя около 60 мероприятий по пяти основным направлениям: сокращение сроков таможенного контроля при декларировании выпуска товаров; доведение до внедрения технологии электронного декларирования; совершенствование форм и методов таможенного контроля — его упрощение, развитие института таможенных представителей; существенное изменение форм предоставления обеспечения, поручительства компаний, страховых механизмов.[12]

По показателю таможенного регулирования в рейтинге Мирового банка Россия на 2012 год находилась на 160-м месте. После реализации основного блока этой дорожной карты Россия должна переместиться на 79-е место к 2015 году. А к 2020 году должны выйти на 19-е. Скажем, срок подачи документов при прохождении всех таможенных процедур сейчас составляет 36 дней, а к 2015 году он должен сократиться до 15 дней.[13]

[править] Улучшение предпринимательского климата в строительстве

Рабочая группа, в которую входят главные представители бизнеса и Минрегионразвития, проделала значительную работу по сближению позиций. Здесь тоже несколько направлений, и некоторые из них можно назвать революционными.[14]

Во-первых, предполагается повсеместно сформировать документы территориального планирования. У муниципалитетов появится мотивация, чтобы эти документы появились. Это реальный административный барьер, когда территории муниципальных округов или городов — белые пятна. Годами, несмотря на то что поручения были давно даны, участки были неоткадастрированы, или отсутствуют правила землепользования и застройки по ним.[15]

Другое направление — вовлечение неиспользуемых земель в хозяйственный оборот в форме приватизации или предоставления в аренду.[16]

Ещё одно направление — сокращение сроков разрешения на стройку. Здесь в ряде случаев предлагается от разрешительного порядка перейти к уведомительному.[17]

Существенные барьеры в строительстве появляются на стадии ввода строительных объектов в эксплуатацию. Одно из направлений этой дорожной карты — кардинальное сокращение сроков ввода объектов.[18]

Пятое направление — изменение системы технического регулирования в строительстве. У нас сейчас существует несколько организаций, генерирующих нормативные акты, которыми должны руководствоваться подрядчики и застройщики. Причем очень часто эти акты противоречат друг другу. Бывает так, что люди об этих актах узнают задним числом, когда уже началось строительство. Вот всю эту деятельность по регулированию всего массива регламентирующих нормативных актов предлагается сосредоточить в одном ведомстве. Это не значит, что Роспотребнадзор или Ростехрегулирование надо упразднить. Но их акты, их приказы должны вступать в силу в данной области только после того, как они прошли согласование в том органе, который в целом отвечает за нормативное регулирование строительства. Это, по идее должно касаться и гражданского, и промышленного строительства.[19]

Шестое направление — развитие спроса на жилье, развитие рынка аренды и ипотеки.[20]

[править] Повышение доступности энергетической инфраструктуры

Если дорожная карта по этой инициативе будет реализована, сроки подключения к энергосетям сократятся с 281 до 45 дней к 2015 году. А к 2020 году — до 40 дней. В структуре карты восемь направлений: совершенствование нормативной базы, которая регулирует техническое подключение; совершенствование правового механизма перераспределения свободной мощности; снижение тарифов на техподключение; совершенствование инструментов регулирования; внедрение единого бенчмаркинга и еще четыре направления, связанных с регулированием сетевых организаций. Здесь тоже очень быстро удалось достичь консенсуса с Минэнерго.[21]

В конце апреля 2012 года Андрей Белоусов сообщил, что карта уже практически готова.[22]

[править] Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта

Тема актуальна для российского бизнеса, и связано это с тем, что в 2011 году в России начало работу Агентство по страхованию экспорта. Это агентство должно выработать линейку продуктов финансовой поддержки экспорта, унифицированных и доступных для массового, типового бизнеса. До сих пор система поддержки бизнеса ориентировалась на крупномасштабные уникальные проекты, будь то экспорт нашей гражданской авиатехники или строительство атомных энергоблоков за рубежом. А сейчас речь идет о принципиально другой конструкции. Создание такого агентства позволит сделать следующий шаг — создать на его базе центр компетенций, связанных с широкомасштабной поддержкой экспорта.[23]

Речь идет о трёх компетенциях: развитие финансовых услуг, аккумулирование и анализ информации о зарубежных рынках и потребителях, создание системы идентификации разного рода барьеров на рынках в зарубежных странах и помощь экспортерам в их преодолении.[24]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[1]
  2. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[2]
  3. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[3]
  4. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[4]
  5. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[5]
  6. Национальная предпринимательская инициатива: «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации»
  7. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[6]
  8. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[7]
  9. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[8]
  10. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[9]
  11. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[10]
  12. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[11]
  13. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[12]
  14. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[13]
  15. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[14]
  16. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[15]
  17. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[16]
  18. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[17]
  19. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[18]
  20. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[19]
  21. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[20]
  22. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[21]
  23. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[22]
  24. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России[23]
Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  200020012002200320042005200620072012201320142015
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импортПутин и экспортные пошлиныПутин и импортные пошлины
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Прочее  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и выборы в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наркотики в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина


Инвестиции в России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли экономики  Железнодорожный транспортЭлектроэнергетикаХимическая промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьЦветная металлургияЧёрная металлургияМашиностроениеАвтомобильная промышленностьСудостроениеПромышленность строительных материаловОбрабатывающая промышленностьСтекольная промышленностьЛесопромышленный комплексАПКТранспортТорговля
Иностранные инвестиции  Инвестиции ФранцииИнвестиции СШАИнвестиции ГерманииИнвестиции ИталииИнвестиции ВеликобританииИнвестиции ФинляндииИнвестиции КанадыАвтомобильная промышленностьПромышленность строительных материаловЭлектроэнергетикаСельскохозяйственное машиностроениеХимическая промышленностьПищевая промышленность
Инвестиционный климат  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Инвестиционная политикаИнвестиционный фонд РоссииВенчурные инвестиции
Личные инструменты