Владимир Путин и экономика


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] Пенсионная система

[править] Доходы населения

[править] Отрасли экономики

[править] Промышленность

26 ноября 2007 года Путин назначил Чемезова генеральным директором государственной корпорации «Ростехнологии», которая будет курировать разработку, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции.[1]

29 декабря 2008 г. В. В. Путин сказал: «Мы рассчитываем на то, что в наступающем году принятые меры сработают, позволят не допустить резкого падения уровня жизни граждан и массовой безработицы, обеспечат устойчивую работу финансовой системы и промышленности».[2]

[править] Машиностроение

[править] Авиационная промышленность
[править] Ракетно-космическая промышленность
[править] Судостроение
[править] Автомобильная промышленность
[править] Двигателестроение

[править] ЖКХ

[править] Транспорт

[править] Топливно-энергетический комплекс

[править] Игорный бизнес

31 марта 2011 года Владимир Путин подписал распоряжение «О ликвидации игорной зоны „Азов-сити“ в Ростовской области».[3]

[править] Агропромышленный комплекс

[править] ОПК

[править] Связь

[править] Рыболовство

В 2008 году В. В. Путин поставил задачу: к 2013 году довести долю российской рыбы в магазинах до 80 процентов. На 2008 год в среднем по стране импорт морепродуктов составляет 38 %, а в крупных городах — и больше 60 %.[4]

[править] Строительство

[править] Экономическая безопасность

В конце июля 1998 года Владимир Путин стал директором ФСБ и уже через два с небольшим месяца забрал к себе Николая Патрушева — он был назначен начальником департамента экономической безопасности в ранге заместителя директора ФСБ.[5][6]

3 апреля 2000 года Владимир Путин подписал указ о мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики.[7]

В июле 2002 года Владимир Путин провел заседание Совета безопасности, посвященное «экономическим аспектам национальной безопасности России». Указав на важность «защиты интересов национальных товаропроизводителей и в промышленности, и в сельском хозяйстве», президент намекнул ответственным министрам (в том числе Грефу), что «сейчас требуются четкие действия на этом направлении».[8]

[править] Финансы

[править] Инвестиции

2 февраля 2012 года Путин выступил на инвестиционном форуме «Россия-2012». В ходе выступления Путин затронул тему инвестиционного климата в России и мер по его улучшению.[9]

Путин сказал, что по реальному состоянию инвестклимата Россия находится на 120-м месте в мире. Путин заявил, что ставится задача в ближайшие несколько лет войти в число стран с наиболее привлекательным деловым климатом. Нам нужно сделать 100 шагов вперёд — подняться со 120-го на 20-е место по уровню ведения, по условиям ведения бизнеса. Что это в реальной жизни означает? Сроки подключения к сетям, например, к сетям энергоснабжения, должны сократиться практически в 4 раза. Бухгалтер будет тратить на заполнение налоговой отчётности в 3 раза меньше времени, чем сейчас. Грузовая фура будет пересекать таможню в 7 раз быстрее, чем сейчас. Чтобы получить разрешение на строительство объекта, понадобится в 5 раз меньше времени, чем сейчас, и в 3 раза меньше различных бумаг. Так должно быть во всём.[10]

Далее Путин изложил принципы, которые определяют стратегию развития. Прежде всего, это презумпция добросовестности бизнеса. Исходя из стереотипа нечестности предпринимателя, государство вводит всякого рода надзоры, контроли, запреты, согласования и излишнюю отчётность. Излишнюю — это не значит, что отчётности не надо, тоже в крайности нельзя впадать, но излишнюю нужно ликвидировать. А в итоге это не даёт развиваться законопослушному предпринимателю. Следующий принцип — это широкое внедрение лучших международных практик, доказавших свою эффективность. У нас есть счастливая возможность проанализировать всё, что в мире делается положительного, и внедрять у себя. И наконец, не чиновник, конечно, должен решать, что нужно инвестору. Сами предприниматели должны формулировать требования к таможенным, налоговым, административным и другим процедурам, то есть создание благоприятной деловой среды — это партнёрский проект государства, бизнеса и общества. Мы практически уже начали эту работу. При подготовке и законов Российской Федерации, и при подготовке подзаконных нормативных актов Правительства России мы практически постоянно находимся в контакте с представители предпринимательских объединений и, прежде чем сформулировать окончательное решение, многократно с ними советуемся и вносим необходимые коррективы. Мы будем эту практику расширять.[11]

Путин сообщил, что по всем направлениям улучшения инвестиционного климата подготовлены и конкретные дополнительные меры.[12]

Первое. В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей. Такой омбудсмен у нас уже есть. Он получит особый процессуальный статус, а следовательно, право отстаивать интересы предпринимателей в суде, рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы государственной власти, а также (в некоторых случаях это вполне обоснованно) приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительной меры обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников.[13]

Второе. Для споров с участием предпринимателей в арбитражных судах уже сейчас действует упрощённая процедура административного судопроизводства с гарантиями для предпринимателей. Так, бремя доказывания возлагается на административный орган. Эти гарантии вполне можно было бы и усилить: процедура рассмотрения дел должна быть максимально быстрой, и, напротив, следует удлинить, расширить сроки для возможного обжалования решений со стороны предпринимателей.[14]

Кроме того, надо дать возможность совмещать административные и имущественные дела в рамках административного судопроизводства. Предприниматели должны иметь право на компенсацию имущественных потерь непосредственно в административном деле. Необходимо активнее присуждать судебные издержки в пользу выигравших процесс предпринимателей. По сути, речь идёт о создании аналогии административных судов. Считаю, что эту систему нужно и можно формировать на основе арбитражных судов: здесь созданы основы для информационной прозрачности и есть профессиональные люди, судьи профессиональные для рассмотрения административных дел, в том числе и налоговых.[15]

Третье. Из уголовного законодательства должны быть убраны все рудименты советского правового мышления, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников этого спора. Это приведёт и к снижению коррупции, особенно в правоохранительных органах. По налоговым спорам возбуждение уголовного дела невозможно без решения фискального органа о наличии налоговой задолженности, при этом данное решение можно оспорить в суде. Такой механизм следует использовать и при привлечении к ответственности по иным экономическим правонарушениям. Например, нельзя возбудить уголовное дело, основанное на квалификации незаконности сделки, без признания в арбитражном суде этой сделки недействительной. Споры с участием саморегулируемых организаций и их членов должны рассматриваться также в арбитражных судах.[16]

Четвёртое — изменение идеологии контроля предпринимательской деятельности, переход от различных государственных разрешений к страхованию ответственности, при этом максимально расширим поле деятельности для саморегулируемых организаций.[17]

Пятое. Общественные объединения предпринимателей получат право подавать судебные иски в защиту интересов предпринимателей. Например, это даст возможность владельцу небольшого бизнеса отстаивать свои права, спорить с самыми высокими должностными лицами, скажем, в регионе и с губернатором не в одиночку, а от лица достаточно мощной общественной организации. И это нужно закрепить в законе. Надо расширить сферу применения групповых (коллективных) исков, которые могут предъявлять предприниматели.[18]

Шестое. По всем позициям будем гармонизировать наше корпоративное законодательство с законодательством наших основных партнёров, прежде всего европейских партнёров. Так, необходимо ввести лучшую мировую практику в сфере акционерных соглашений. Эту работу мы ускорим.[19]

[править] Регионы

В 2002 году В. Путин подписал указ «О праздновании 1250-летия основания села Старая Ладога», благодаря которому Старая Ладога получила статус экономической и культурной столицы Северной Руси.[20]

В июле 2002 года Владимир Путин на совещании в Саранске упрекнул полпреда Приволжского федерального округа Сергея Кириенко в том, что огромный социально-экономический потенциал округа используется не в полной мере.[21]

В сентябре 2002 года Владимир Путин подписал поручение «Об обеспечении транспортной безопасности Калининградской области», в котором поставил задачу открыть паромное сообщение между Санкт-Петербургом и Балтийском не позднее 1 января 2003 года.[22]

Осенью 2004 года Владимир Путин на встрече с российскими полярниками заявил: «От развития Арктики зависит наше экономическое и политическое самочувствие».[23]

В октябре 2006 г. Владимир Путин провел в Сочи «круглый стол» по вопросам экономического развития юга России, поставив перед наиболее влиятельными представителями российской бизнес-элиты задачу обеспечить ускорение промышленного роста республик Северного Кавказа, выбрав инвестиционные проекты из перечня, сформированного по предложениям региональных администраций.[24]

19 декабря 2008 года Владимир Путин предложил снизить транспортные издержки на доставку машин в ДФО.[25][26]

В июле 2010 года В. В. Путин поставил задачу развивать туристический потенциал Северного Кавказа и создать кластер горнолыжного туризма. «Практически каждому Северо- Кавказскому региону есть что предложить и в такой перспективной сфере, как туризм. В самых разных направлениях, причем — и горно-лыжного и этнографического, и познавательного, да просто для семейного отдыха», — сказал он. По словам Путина, в прошлом году курорты округа посетили 1 млн 800 тыс. туристов. «И я думаю, что это только начало. Потенциал, конечно, гораздо больше. В качестве стартового проекта мы намерены сформировать единый кластер горнолыжного туризма от Каспия до Черного моря. Покатаемся», — с улыбкой сказал премьер, добавив, что в этот кластер войдут курорты Дагестана, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи. «В целом, — подчеркнул он, — эти курорты смогут одновременно принимать до 100 тыс. туристов и принесут региону порядка 160 тыс. новых рабочих мест». «Хочу подчеркнуть, речь идет о живой абсолютно реальной бизнес-идее, — продолжал он. — К ней проявляют серьезный интерес частные компании, как российские, так и зарубежные. Она предметно обсуждалась в рамках недавно проведенного Петербургского экономического форума». Путин отметил, что для ускорения запуска проекта уставной капитал компании «Особые экономические зоны» в 2010 году будет увеличен на 2 млрд рублей. «И, наконец, в регионе существует уникальный центр здоровья — это Кавказские Минеральные Воды, где мы находимся, — сказал Путин. — Мы можем вернуть ему и должны вернуть ему былую славу и привлекательность. Более того, создать здесь высокотехнологичную санаторно-курортную и лечебную индустрию национального масштаба». [27]

В конце марта 2011 года Владимир Путин подписал распоряжение о комплексе мер по реализации «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», в том числе включающий и финансовые механизмы, в частности создание Фонда прямых инвестиций, который должен быть образован во втором квартале текущего года.[28]

[править] Санкт-Петербург

В 1996 году В.Путин называл своей основной целью привлечение иностранных инвестиций, прогрессивных технологий и передового зарубежного опыта для структурной перестройки экономики Санкт-Петербурга, создания новых рабочих мест и строительства современной инфраструктуры.[29][30]

[править] Чечня

В январе 2001 г. В.Путин после встречи с А.-А. Кадыровым, предложившим программу восстановления экономики и социальной сферы ЧР, обещал вывести часть войск и увеличить численность чеченской милиции, подписал Указ об органах власти в Чеченской Республике, согласно которому высшим должностным лицом в республике до выборов являлся А.-Х. Кадыров, а председателем правительства был назначен С.Ильясов.[31]

В ноябре 2002 года Владимир Путин своим указом назначил Станислава Ильясова министром Российской Федерации, а в декабре — председателем Правительственной комиссии по вопросам восстановления социальной сферы и экономики Чеченской Республики.[32]

[править] Внешнеэкономические отношения России

[править] Налогообложение

[править] Цены

Подробнее см. также: Владимир Путин и цены в России

В октябре 1999 года Путин подписал постановление правительства по формированию цен на продукцию и услуги естественных монополий, что призвано сдержать инфляцию. Отныне цены должны устанавливаться (конечно же, исходя из обоснованности затрат на их производство с учетом издержек производства продукции, налогов и других платежей, а также государственных дотаций и других мер) Министерством по антимонопольной политике и Федеральной энергетической комиссией. Министерству экономики поручено к 1 июля 2000 года проанализировать результаты деятельности субъектов естественных монополий и представить в правительство перечень мер по ограничению роста цен.[33]

9 декабря 2004 года Путин на встрече с главой НК ЛУКОЙЛ Вагитом Алекперовым согласился с его аргументами о том, что производители снижают оптовые цены на топливо, но независимые розничные продавцы, сговорившись, продолжают удерживать их спекулятивно высокими. Вскоре крупные нефтекомпании объявили о снижении цен на своих АЗС, и остальные игроки рынка последовали их примеру.[34] В 2006 году цены вновь стали повышаться.[35]

Летом 2008 года Путин несколько раз обвинял в ценовом сговоре поставщиков нефтепродуктов и металлургов. В частности, 21 июля, сославшись на жалобы губернаторов по поводу роста цен на топочный мазут, он потребовал «разбираться с поставщиками, выявлять факты ценового сговора». 19 августа, на совещании по вопросам развития конкуренции, господин Путин сообщил: «Мы обратили внимание на то, что некоторые участники рынка используют свое монопольное положение достаточно эгоистично, выявили ряд картельных сговоров… Самый яркий пример — это рост цен на авиационное топливо». Среди добровольно исправляющих ситуацию он назвал «производителей металлургического сырья».[36] Вскоре по рекомендации ФАС компании снизили стоимость авиакеросина на 15-30 %. Снижение цен в июне 2009 года сменилось ростом, и сейчас они вновь превышают средние мировые котировки.[37]

24 июля 2008 года на совещании в Нижнем Новгороде Путин обвинил компанию «Мечел» в завышении цен на уголь. Отсутствовавшему владельцу компании Игорю Зюзину он пообещал «доктора послать». Вскоре «Мечел» согласился снизить цены на 15 %, однако был оштрафован ФАС на 790 млн руб. В июле 2010 года премьер похвалил «Мечел» за «корректное поведение» в области ценовой политики, однако упрекнул другие компании.[38]

24 июня 2009 года Путин, прервав совещание по торговле, посетил супермаркет «Перекресток». Возмутившись ценами на продукты, он поинтересовался: «Разве это нормально?» Через два дня магазин объявил о снижении цен на отдельные виды товаров на 30-80 %. Впоследствии цены вновь выросли.[39]

1 апреля 2010 года Путин потребовал от губернаторов не допустить подорожания жизненно важных лекарств, предупредив, что высокие цены будут «черной меткой» для руководителей. В октябре Минздравсоцразвития сообщило о продолжающемся росте цен на лекарства в Сахалинской, Челябинской, Пензенской и Архангельской областях, а также в Камчатском и Алтайском краях.[40]

20 октября 2010 года Владимир Путин, обсудив с главой ФАС Игорем Артемьевым и министром связи Игорем Щеголевым стоимость роуминга у операторов мобильной связи, пообещал, что с 1 декабря операторы «добровольно» снизят цены в 1,5-4 раза. В декабре сотовые компании снизили стоимость роуминга — но только для стран СНГ.[41]

6 декабря 2010 года, выступая перед единороссами в Хабаровске, Путин посетовал: «До Нью-Йорка почти дешевле долететь, чем от Москвы до Владивостока». Он поручил Минфину и Минтрансу разобраться в этом вопросе.[42]

11 марта 2011 года, в ходе совещания на тему здравоохранения, Путин заявил, что у него «складывается иногда впечатление, что идет какой-то даже ценовой сговор между основными производителями [медицинского оборудования]». Свои догадки премьер объяснил тем, что в начале года для кемеровской больницы был куплен дефибриллятор за 84 тыс. руб., а в конце года для краснодарского центра такой аппарат стоил уже в пять раз дороже.[43]

[править] Прочее

В январе 1994 года Путин посетил Дрезден в качестве заместителя губернатора Санкт-Петербурга, принял участие в работе экономического семинара и ознакомился с деятельностью целого ряда саксонских фирм и предприятий.[44]

В июне 1997 года Путин успешно защитил в Горном институте кандидатскую диссертацию на тему «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений (Санкт-Петербург и Ленинградская область)». Эту работу Путин писал два года, причем многих его коллег удивил тот факт, что соратник самого либерального российского мэра вдумчиво доказывал необходимость государственного регулирования добычи и транспортировки природных богатств. По тем временам это считалось почти «тоталитарной крамолой», но Путин упрямо гнул свою линию.[45]

В 1999 году Путин обозначил малый и средний бизнес как основу экономики, долю от которой он должен составлять не менее 70 %.[46]

В 1999 году Путин демонстрировал трезвое понимание экономического положения страны, а главным способом привлечения иностранного капитала считал обеспечение стабильности в государстве, полагая, что тем самым удастся привлечь в Россию иностранный капитал.[47]

15 ноября 1999 года Путин подписал постановление о регулировании цен и тарифов для естественных монополий. Обязанность устанавливать эти тарифы возложена на Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), а также на Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК). Данное постановление, согласно сообщению Департамента правительственной информации, принято в целях сдерживания инфляционных процессов в экономике.[48]

27 ноября 1999 года Путин посетил Оренбург, где присутствовал на заседании Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона, и Магнитогорск, где посетил металлургический комбинат.[49]

В декабре 1999 года Путин заявил, что если Россия будет сохранять темпы развития экономики на уровне 8 % в год, то по показателю ВВП на душу населения сможет достичь уровня самой бедной страны ЕС (то есть Португалии) к 2015 году.[50]

31 декабря 1999 г. Путин обозначил новые принципы развития РФ: «российская идея — сильное государство — эффективная экономика» на основе проведения строго продуманных реформ, которые «не должны быть больше сопряжены с ухудшением условий жизни людей», а также жесткой политической линии государства, в том числе более прагматичных подходов в отношении СНГ.[51]

В 2000 году Путин участвовал в закладке стана «5000» в Нижнем Тагиле.[52]

В 2000 году Путин заявил оборонщикам: «У нас отсутствует целостная система управления качеством выпускаемой продукции».[53]

В 2000 г. Путин, посетив Иркутск, подписал список поручений по итогам заседания совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», в которых говорилось о перепрофилировании БЦБК и развитии Байкальска. Правительству было поручено решить проблему ухудшения экологической обстановки на озере Байкал в связи с работой комбината. Тогда же были определены сроки исполнения и назначены исполнительные лица.[54]

В 2000 году Путин, выступая на конференции «СРП-2000» в Южно-Сахалинске, говорил: «Соглашения о разделе продукции могут и должны стать важнейшей частью инвестиционной политики государства».[55]

8 июля 2000 г. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию заявил, что государство должно последовательно уходить от практики избыточного вмешательства в бизнес. Государству надлежит обеспечить применение законов прямого действия, свести к минимуму ведомственные инструкции, устранить двойственность толкования нормативных актов, упростить порядок регистрации предприятий, экспертизы, согласования инвестиционных проектов. Ещё одним направлением деятельности государства является снижение налогового бремени. Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, падению конкурентоспособности российского бизнеса.[56]

В декабре 2000 года Путин аннулировал подписанное в 1995 году Альбертом Гором и Виктором Черномырдиным соглашение, в котором говорилось, что США не будут применять против России экономические санкции, если Москва прекратит поставки оружия в Иран к концу 1999 г.[57]

30 января 2001 года Путин дал поручение ведущим экологам страны разработать «Экологическую доктрину России» с тем, чтобы в любом экономическом проекте экологическая составляющая была признана приоритетной.[58]

В декабре 2001 года Путин настолько очаровал налоговыми планами Всемирный экономический форум, что буквально во время форума инвесторы решили озвучить намерение инвестировать в проект «Сахалин-1» дополнительно $30 млрд.[59]

31 декабря 2001 года Путин подписал Постановление Правительства РФ, согласно которому федеральный бюджет предоставляет субъектам дополнительные субсидии, направленные на снижение напряженности на рынке труда.[60]

3 апреля 2001 г. Путин коснулся проблемы дебюрократизации российской экономики: «В этом году Правительство подготовило пакет законопроектов по дебюрократизации и минимизации административного вмешательства государства в дела предприятий».[61]

3 декабря 2001 года Путин на встрече с членами президиума Российской академии наук заявил о необходимости перехода к инновационной экономике.[62][63]

В 2002 году Путин раскритиковал правительство за недостаточный прогноз темпов роста экономики.[64]

8 апреля 2002 года Путин, выступая перед правительством РФ по поводу представленного плана социально-экономического развития страны на период до 2005 года, сказал (цитирую по памяти), что в «плане обозначен диапазон 12 — 15 % повышения ВВП и это уже хорошо, но этого так недостаточно! Россия не уменьшит отрыв от развитых стран».[65]

В апреле 2002 года Путин потребовал у кабинета министров обеспечить годовые темпы роста экономики не ниже 5 %.[66]

17 апреля 2002 года Путин подписал указ о замораживании финансовых активов и экономических ресурсов Усамы бен Ладена, членов организации «Аль-Каеда» и движения «Талибан», а так же связанных с ними организаций.[67]

19 июня 2002 г. Путин, выступая на съезде Торгово-промышленной палаты, предостерег бизнесменов, уклоняющихся от возврата вывезенных ими активов в российскую экономику, проблемами с западными органами, которые борются незаконным отмыванием финансовых средств: «замучаетесь пыль глотать, бегая по судам и размораживая эти средства».[68]

Весной 2003 года Путин пригласил в Кремль ведущих лидеров российской экономики.[69]

16 мая 2003 года Путин констатировал, что «еще три года назад стратегическим и принципиальным вызовом для страны была ее экономическая слабость».[70]

В 2003 году в президентском послании Федеральному собранию Путин поставил задачу на долгосрочную перспективу — удвоение ВВП за десять лет.[71][72][73]

В июле 2003 года Путин подписал указ, который отменил требование к банкам информировать налоговые органы о финансовых операциях граждан на сумму свыше 10 тыс. долл. Этот контроль над расходами граждан был установлен указом президента РФ Б. Н. Ельцина от 23 мая 1994 г.[74]

В июле 2003 года газета «The New York Times» писала, что Путин «достиг существенных экономических успехов».[75]

25 апреля 2005 года Путин обратил внимание на необходимость придания приоритетного характера мерам государственного контроля в сфере экономики, связанной с выполнением оборонного заказа.[76] Также Путин Владимир Путин заявил: «Ценой развития демократических процедур не может быть ни правопорядок, ни столь трудно достигнутая стабильность, ни устойчивое проведение взятого экономического курса».[77] По мнению Путина, «необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику».[78]

В Послании к Федеральному Собранию в 2005 году Путин поставил задачу четко определить те сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России требуют защиты и контроля со стороны национального капитала. Имелись в виду «некоторые объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, месторождения полезных ископаемых, имеющие стратегическое значение для будущего страны, для будущих поколений россиян, а также инфраструктурные монополии». По словам президента, «инвесторам не нужны загадки и шарады». Для этого был подготовлен законопроект. В нем установлен закрытый перечень отраслей, в которых получение контроля со стороны иностранных компаний подлежит согласованию. Всего — 42 отрасли, большая часть из которых напрямую связана с оборонным комплексом. Среди них — ядерная отрасль, производство и продажа оружия, шифрование, деятельность по обеспечению авиационной безопасности. В списке оказались космическая деятельность, геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения и рыболовство. Осуществление теле- и радиовещания также подпадает под действие законопроекта, однако в нем оговаривается, что к стратегическим будут относиться только теле- и радиовещательные компании, работающие на территории, в пределах которой проживает половина или более численности населения субъекта РФ. Кроме этого, стратегическим, согласно поправкам, является хозяйствующий субъект полиграфической деятельности, если он способен обеспечить печать не менее 200 миллионов листов оттисков в месяц. Законопроект ограничит доступ иностранных инвесторов к издательствам и редакциям периодических изданий, продукция которых выпускается тиражом отдельного номера не менее одного миллиона экземпляров. «Этот критерий сужает поле регулирования законопроекта», — заявил Шаккум, отметив, что ограничение на участие иностранного капитала в национальных СМИ существует в большинстве развитых стран мира. Оно, как правило, установлено в форме максимальной доли иностранных акционеров в капитале компаний-вещателей и ограничения того, кто может быть держателем лицензии на вещание. В проекте федерального закона говорится, как именно можно получить разрешение на приобретение иностранцами контроля на предприятиях из списка. Для каждого этапа процедуры установлен срок. Окончательное решение о согласовании или несогласовании сделок принимает специальная комиссия, возглавляемая премьер-министром. Помимо этого закон расскажет инвесторам, что такое иностранный контроль. В общем случае это владение более чем 50 % акций. А для предприятий, занимающихся добычей недр, — 10 %. Изменилось и определение «иностранные инвесторы», под него подпадут российские предприятия, находящиеся под контролем иностранных инвесторов. Иностранным госкомпаниям запретят приобретать контрольный пакет, а покупка более чем 25 процентов акций (для недр — 5 процентов) потребует согласования. Если осуществляется сделка, которая к контролю не приводит, то никаких согласований не нужно. Сделки по покупке российских предприятий вне установленного списка никаким согласованиям (кроме антимонопольных) не подлежат. На уже совершенные сделки закон не распространится, но о владении более 5 процентов акций стратегической компании необходимо будет уведомить власти. Таким образом, уверены парламентарии, новый федеральный закон установит четкие и максимально формализованные правила игры для иностранных инвесторов и положит конец практики неформальных согласований.[79]

14 июня 2005 года Путин провел в родном городе, где поприсутствовал на открытии IX Санкт-Петербургского экономического форума, а затем поучаствовал в закладке первого камня завода корпорации Toyota Motor, который будет построен неподалеку от северной столицы.[80]

23 июля 2005 года Путин подписал Закон об особых экономических зонах, который впервые в Российской Федерации в число таких зон включает кроме научно — внедренческих и технологических — внедренческих и особые зоны рекреационные, такие, как зоны на российском побережье Черного моря, балтийском побережье Калининградской области. Стратегическая цель таких зон — развитие экспорта туризма.[81]

В июле 2005 года Путин посетил Дагестан и после совещания в Махачкале дал указание министру экономического развития и торговли Герману Грефу найти деньги на укрепление границы на Северном Кавказе.[82]

В сентябре 2005 года Путин объявил о старте четырех федеральных программ, призванных в сжатые сроки решить наиболее острые проблемы в важнейших социально-экономических сферах — здравоохранении, образовании, жилищном строительстве и сельском хозяйстве.[83][84]

21 октября 2005 года Путин подписал указ об образовании Совета при президенте РФ по реализации приоритетных нацпроектов.[85]

В 2005 году Путин подписал Закон «О концессионных соглашениях» (концессия — форма государственно-частного партнерства, подразумевающая сохранение права собственности государства на имущественный объект и передачу его в эксплуатацию частному лицу на определенный срок).[86]

В 2006 году Путин заявил: "Мы уже приступили к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры нашей экономики, об этом ранее много говорили, приданию ей инновационного качества.[87]

В 2006 году Путин выступил с заявлением по мирному использованию атомной энергии, в котором отметил необходимость создания глобальной инфраструктуры атомной энергетики, позволяющей обеспечить равный доступ всех заинтересованных сторон к атомной энергии при надежном соблюдении требований режима нераспространения.[88]

31 мая 2006 года Путин отметил, что новые экономические возможности, равно как и целенаправленная работа ведомств и регионов, привели в области спорта к некоторым позитивным тенденциям и переменам.[89]

8 июня 2006 года Путин поставил задачу расширить горизонты планирования по приоритетным задачам в жилищной сфере на 2008—2009 годы.[90]

4 сентября 2006 года Путин заявил: «В современном мире любой проект должен быть экономически эффективен».[91]

В феврале 2007 года Путин поручил правительству подготовить федеральный закон «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии РФ».[92]

5 февраля 2007 года Путин подписал Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предполагает создание вертикально-интегрированной структуры «Атомэнергопром».[93]

6 февраля 2007 года Путин призвал создать условия для диверсификации экономики, чтобы обеспечить «инновационный путь развития».[94]

10 февраля 2007 года, в речи на ежегодной конференции по безопасности в Мюнхене, президент Путин остро критиковал многие аспекты американской политики, в частности, «однополярное» видение мира, неправомерное применение военной силы и попытки распространить экономические, политические и «общечеловеческие» взгляды США на другие нации.[95]

19 февраля 2007 г. Путин отметил: «Диверсификация экономики — один из важнейших аспектов экономической политики в целом, прямо связанный с развитием ее высокотехнологичных секторов».[96]

В апреле 2007 года в послании Федеральному Собранию Путин предложил увеличить средства на переселение из ветхого жилья: «На программу переселения граждан из аварийного жилья предлагаю выделить не менее ста миллиардов рублей. Это в 20 раз больше, чем выделялось в предыдущие годы. На ремонт жилищного фонда предлагаю направить не менее 150 миллиардов рублей. Ранее на эти цели из федерального бюджета мы вообще не выделяли средств.»[97]

26 апреля 2007 года Путин заявил: «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность».[98][99] В послании Путин призвал направить 300 миллиардов рублей на финансирование государственных институтов развития, в частности для Банка развития и Венчурной компании.[100]

17 мая 2007 г. Путин подписал Указ «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации».[101]

В июле 2007 года Путин подписал закон о государственном кадастре, который предполагает создание единого реестра сведений о земельных участках и объектах недвижимости, которые ранее учитывались по отдельности.[102]

В сентябре 2007 года Путин, выступая на съезде «Единой России», высказал сомнение в том, что крупные бизнесмены-политики смогут оставаться объективными, принимая решения, «затрагивающие интересы всей экономики».[103]

На VIII съезде «Единой России» (1 октября 2007 г.) В. В. Путин выразил уверенность в том, что «надо в первую очередь создать условия для опережающего, инновационного развития России, ее экономики. И главная задача (власти нужно понимать).— стимулирование повсеместного внедрения изобретений, передовых технологий и современных методов управления». Данный призыв нашел отражение в предвыборных программных пунктах партии.[104]

В ноябре 2007 года Путин потребовал уже в феврале 2008 года представить окончательный вариант концепции социально-экономического развития страны до 2020 года.[105]

Выступая на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 г., Путин заявил: «Главная проблема сегодняшней российской экономики — это ее крайняя неэффективность. Решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений. Это — закрепление и расширение наших естественных преимуществ. Развитие базовых для нас секторов экономики, включая использование транспортных возможностей России. Нам, безусловно, необходимо дальнейшее строительство новых и модернизация действующих дорог и систем коммуникаций».[106] 8 февраля 2008 года Владимир Путин поставил задачу: к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира и стать самой привлекательной для жизни страной.[107]

В феврале 2008 года Путин поставил задачу сменить модель российской экономики с сырьевой на инновационную, повысить эффективность работы госаппарата и «резко улучшить» качество жизни россиян.[108][109]

В феврале 2008 года Путин заявлял, что появление госкорпораций в ряде отраслей экономики не означает переход к госкапитализму, основная цель их создания — крупные и долгосрочные инвестиции в судо- и авиастроение, оборонный комплекс, на которые частный бизнес пока не готов.[110][111]

25 сентября 2008 г. Путин сказал: «Россия подошла к этому кризису окрепшей, с большими резервами, с хорошо и эффективно работающей экономикой».[112][113][114][115]

12 декабря 2008 года Путин заявил: «В последнее время мы, конечно, сталкиваемся с замедлением роста объемов экономики».[116]

В январе 2009 года Путин, выступая на экономическом форуме в Давосе, рассказал о причинах мирового кризиса.[117]

В апреле 2009 года Путин утверждал, что сокращение расходов на госаппарат в РФ составит примерно 8 процентов, что позволит правительству сэкономить свыше 35 миллиардов рублей.[118][119][120]

1 июня 2009 года Путин потребовал от ФСБ и прокуратуры добиться улучшения ситуации в борьбе с контрабандой и нелегальным производством товаров легкой промышленности.[121]

В июне 2009 года Путин поручил подготовить программу поддержки моногородов.[122]

В сентябре 2009 года Путин заявил: «По мере стабилизации ситуации, преодоления кризисных явлений, намерены планомерно и целенаправленно снижать государственное вмешательство в экономику. Использовать традиционные рыночные инструменты, в том числе инструменты приватизации.»[123]

В декабре 2011 года А. Л. Кудрин заявил, что «Путин обладает уникальной способностью услышать доводы для принятия решения». По мнению Кудрина, эта способность в значительной степени была фактором успеха подготовки к кризису 2008—2009 годов и борьбы с ним. Кудрин считает, что если бы не поддержка Путиным создания стабилизационного фонда, то у российских властей не было бы вообще возможности проводить антикризисную политику.[124]

7 мая 2012 года Путин подписал президентский указ «О долгосрочной государственной экономической политике». Согласно указу, Путин постановил, что правительству России нужно принять меры, направленные на достижение следующих показателей:[125]

  1. создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
  2. увеличение объёма инвестиций не менее чем до 25 % внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 % — к 2018 году;
  3. увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
  4. увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
  5. повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й — в 2015 году и до 20-й — в 2018 году.

В июле 2012 года Путин создал и возглавил экономический совет при президенте РФ. Заместителями Путина в совете стали бывший министр экономического развития Эльвира Набиуллина и занимающий эту должность сейчас Андрей Белоусов. Всего в совет вошёл 31 человек, в том числе из числа тех, кто разрабатывал Стратегию-2020 в то время, когда Путин был ещё премьер-министром. Совет должен помогать Путину определить стратегию и тактику реализации социально-экономической политики и предоставить предложения по основным ее направлениям. Новый орган является исключительно консультативным.[126]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. http://www.lenta.ru/lib/14160050/
  2. http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/09/799/32.html
  3. [1][2]
  4. [3]
  5. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=223433
  6. http://www.ng.ru/specfile/2000-03-28/10_president.html
  7. [4][5][6][7][8][9][10][11][12]
  8. http://www.gipp.ru/openarticle.php?id=696
  9. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин принял участие в инвестиционном форуме «Россия-2012»[13]
  10. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин принял участие в инвестиционном форуме «Россия-2012»[14]
  11. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин принял участие в инвестиционном форуме «Россия-2012»[15]
  12. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин принял участие в инвестиционном форуме «Россия-2012»[16]
  13. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин принял участие в инвестиционном форуме «Россия-2012»[17]
  14. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин принял участие в инвестиционном форуме «Россия-2012»[18]
  15. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин принял участие в инвестиционном форуме «Россия-2012»[19]
  16. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин принял участие в инвестиционном форуме «Россия-2012»[20]
  17. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин принял участие в инвестиционном форуме «Россия-2012»[21]
  18. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин принял участие в инвестиционном форуме «Россия-2012»[22]
  19. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин принял участие в инвестиционном форуме «Россия-2012»[23]
  20. http://otvet.mail.ru/question/22426242/
  21. http://www.rol.ru/news/misc/press/05/07/20_001.htm
  22. http://www.izvestia.ru/incident/article38009/
  23. http://subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika/200602/06030524.html
  24. http://www.ancentr.ru/modules/analitical_comments/arch_86.html
  25. http://sakhalin.regnum.ru/news/analitics/1112054.html
  26. http://www.regnum.ru/news/fd-fareast/kamchatka/autonews/1112054.html
  27. [24]
  28. [25][26][27][28]
  29. http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
  30. http://revolution.allbest.ru/history/00009132_0.html
  31. http://www.dissercat.com/content/chechenskaya-respublika-v-90-e-gody-xx-v-osobennosti-politicheskogo-i-sotsialno-ekonomichesk
  32. http://enc.ex.ru/cgi-bin/n1boss.pl?lang=1&p=2794
  33. Polit.Ru
  34. http://www.kommersant.ru/doc/1635675
  35. http://www.kommersant.ru/doc-rss/1582301
  36. http://www.kommersant.ru/doc/1635675
  37. http://www.kommersant.ru/doc-rss/1582301
  38. http://www.kommersant.ru/doc-rss/1582301
  39. http://www.kommersant.ru/doc-rss/1582301
  40. http://www.kommersant.ru/doc-rss/1582301
  41. http://www.kommersant.ru/doc-rss/1582301
  42. http://www.kommersant.ru/doc-rss/1582301
  43. http://www.kommersant.ru/doc/1635675
  44. http://www.newsru.ru/world/10oct2006/putin2.html
  45. [29][30]
  46. http://www.uglich.ru/publics/economika/2008/7/9/publics851/
  47. http://finance.rol.ru/news/article011B5/default.asp
  48. [31]
  49. http://txt.grani.ru/president/facts/vvptrip/
  50. http://www.business-magazine.ru/markets/stocks/pub291668
  51. http://www.ia-centr.ru/archive/public_details7e46.html?id=128
  52. http://magmetall.ru/rubr/69.htm
  53. http://www.mk.ru/159425/159425.html
  54. http://www.seu.ru/svodka/358.htm
  55. http://www.yabloko.ru/Publ/2003/2003_03/030317_vrn_melnik_srp.html
  56. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31004/2000.shtml
  57. http://mfit.ru/defensive/obzor/ob06-04-01-6.html
  58. http://www.science.sakhalin.ru/Pub/Gov/Monitor-01.html
  59. http://www.klerk.ru/articles/?7704
  60. http://www.tvc.ru/ShowNews.aspx?top=5&id=4a409a42-4983-49e8-bfb1-5b88f08d135a
  61. http://www.perfum.ru/news.htm
  62. http://stra.teg.ru/lenta/innovation/215
  63. http://masters.donntu.edu.ua/2004/fem/belomerya/library/6.htm
  64. http://old.radiomayak.ru/archive/text?stream=interview&item=20861
  65. http://teneta.rinet.ru/2002/esse/BAK/50.html
  66. http://eup.ru/Catalog/2003-03-31.asp
  67. http://zhurnal.lib.ru/h/halid_z/politika-1.shtml
  68. http://subscribe.ru/archive/media.news.online.slon.xfiles/200906/18173256.html
  69. http://www.rol.ru/news/misc/press/06/08/03_002.htm
  70. http://www.russia.org.cn/rus/?ID=20
  71. [32]
  72. [33]
  73. [34]
  74. [35]
  75. «Наезды» на российских олигархов вызывают растущую тревогу // The New York Times, 31 июля 2003 [36][37][38]
  76. [39]
  77. http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/08/15/95814
  78. http://www.burocrats.ru/cgi-bin/lenta2.cgi?data=051123151917&rubrica=337
  79. [40]
  80. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=838919
  81. http://www.dissercat.com/content/professionalnaya-podgotovka-menedzherov-turizma-k-vneshneekonomicheskoi-deyatelnosti
  82. http://studies.agentura.ru/listing/system1yearafter/
  83. http://www.soo-urfo.ru/monito/news/?region=4&id=110&type=1&monitoid=1
  84. http://viperson.ru/wind.php?ID=263102&soch=1
  85. [41][42][43]
  86. [44]
  87. [45]
  88. [46]
  89. [47]
  90. [48]
  91. http://www.diary.ru/~knigaSudeb/p54245095.htm
  92. [49]
  93. http://gtmarket.ru/news/state/2007/04/28/859
  94. http://promo.nasledie.ru/wind.php?ID=285896&soch=1
  95. [50][51]
  96. http://bujet.ru/article/20323.php
  97. [52]
  98. http://www.nashi.su/p_ru_style
  99. http://www.seliger2007.ru/directions
  100. http://lenta.ru/news/2007/04/26/budjet/
  101. http://forum.avo.ru/showthread.php?t=230&page=9
  102. [53]
  103. http://www.pkokprf.ru/Info/3853
  104. http://www.dissercat.com/content/politicheskie-aspekty-intellektualnoi-bezopasnosti-sovremennoi-rossii
  105. http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=150460
  106. http://www.dissercat.com/content/razvitie-sistemy-zakupok-uslug-na-primere-dorozhnogo-khozyaistva
  107. http://gosrf.ru/journal200808
  108. http://news.vl.ru/biznes/2008/04/17/48838/
  109. http://www.rosbalt.ru/print/475573.html
  110. http://www.rg.ru/2008/11/11/goskorporacii.html
  111. http://www.smi.ru/text/08/11/11/index.html?type=allsources
  112. http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/09/797/52.html
  113. http://lib.rus.ec/b/140442/read
  114. http://www.contr-tv.ru/common/3033/
  115. http://www.apn.ru/publications/comments21312.htm
  116. http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/09/799/32.html
  117. http://www.lenta.ru/lib/14160711/full.htm
  118. http://www.lenta.ru/news/2009/08/10/cut/
  119. http://ibryansk.ru/news/russia/2009/08/10/v-2010-godu-rashody-chinovnikov-vnov-sokratyat.2796.html
  120. http://www.localzona.ru/index.php?blog=rss_portal&category=lenta_ru
  121. http://rusinfo.org/news/2009-06-10-123
  122. [54]
  123. Путин пообещал стабильность курса рубля и сохранение монополии на экспорт газа
  124. [55][56]
  125. Владимир Путин подписал Указ «О долгосрочной государственной экономической политике»
  126. Путин возглавил экономический совет при самом себе


Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  200020012002200320042005200620072012201320142015
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импортПутин и экспортные пошлиныПутин и импортные пошлины
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Прочее  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и выборы в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наркотики в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина
Личные инструменты