Реформа технического регулирования в России (2000-е годы)
Материал из Documentation.
Российская реформа технического регулирования направлена на создание условий для успешного развития бизнеса, гармонизацию существующих внутри страны стандартов с международными. Базовый закон принят, сейчас готовятся соответствующие подзаконные акты.
Содержание |
[править] Предыстория
Советская система, по подсчетам экспертов, включает порядка 22 тыс. разнообразных требований к безопасности, качеству продукции и ее стандартам (вплоть до формы и цвета товара). Кроме того, все эти требования содержатся в многочисленных разрозненных подзаконных актах, которые часто противоречат друг другу. «Мог ли знать директор Басманного рынка все требования, которые предъявляются к безопасности и эксплуатации здания? — задался 26 февраля 2006 года вопросом руководитель рабочей группы по техническому регулированию при администрации президента Антон Данилов-Данильян.— Ни один директор и инженер не располагают всей информацией, не имеют ее и суды. Разные органы власти в разное время издавали разные технические требования. То, что эти требования до сих пор не инвентаризированы, и является причиной нарастания числа инцидентов».[1]
[править] Ход реформы
Реформа технического регулирования в России началась с принятия в 2003 году закона «О техническом регулировании». Этот документ призван кардинальным образом изменить действующую до настоящего времени в России советскую систему стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия.[2]
Принятый в 2003 году закон призван не только упорядочить технические требования, но и, как выразился господин Данилов-Данильян, «ограничить возможности тем силам, которые любят ловить рыбку в мутной воде проверок». Уже к 2010 году, как этого требует закон «О техническом регулировании», обязательными остаются лишь требования к безопасности продукции для потребителя. Таких требований, как считают эксперты, останется от 700 до 2000, и они будут регламентироваться отдельными законами — техническими регламентами — и являться исчерпывающими. Другими словами, после того, как отдельные технические регламенты вступят в силу, чиновники не смогут, ссылаясь на многочисленные требования к стандартам продукции, шантажировать бизнес. Интересно отметить, что, по подсчетам Министерства экономического развития и торговли, цена вопроса реформы техрегулирования составляет порядка 2 % ВВП.[3]
С 2003 года был принят только один технический регламент — об экологических требованиях к транспортным средствам. «Противники реформы будут предпринимать попытки ее ревизии. Но им это не удастся: политическое руководство страны выступает за реформу»,— заявил вчера Антон Данилов-Данильян.[4]
26 февраля 2006 года в Москве руководитель рабочей группы по техническому регулированию при администрации президента Антон Данилов-Данильян и заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский рассказали о том, как продвигается реформа технического регулирования. Как пояснил Антон Данилов-Данильян, технические регламенты к безопасности автомобилей, например, будут требовать наличия подушки и ремня безопасности. При этом технологические свойства ремня и подушки безопасности, а также методика расчета их быстродействия будут регламентироваться подзаконными актами.[5]
По состоянию на февраль 2006 года, отдельные законопроекты технических регламентов разрабатываются 60 бизнес-объединениями вместе с представителями администрации президента. В конце января 2006 года в Госдуме была создана комиссия по техническому регулированию, которую возглавил вице-спикер Юрий Волков. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимира Мединского, четыре законопроекта, которые вышли из Кремля, уже внесены в Госдуму. Это технические регламенты, которые касаются парфюмерно-косметической продукции, водоснабжения, водоотведения и питьевой воды. Кроме того, по словам господина Мединского, готовы к внесению в парламент технические регламенты, касающиеся пивоваренной, жировой, молочной продукции, эксплуатационной безопасности колесных транспортных средств и электромагнитной совместимости. Как считает Антон Данилов-Данильян, уже в весеннюю сессию Госдумой будет рассмотрено порядка 20 законопроектов о технических регламентах. Более того, как представитель администрации президента, так и представитель Госдумы уверены, что к 2010 году реформа техрегулирования будет завершена. «Законы в разных областях можно разрабатывать параллельно. При большом желании можно все сделать и за год»,— считает господин Данилов-Данильян.[6]
[править] Ссылки
- [1]
- [2]
- Крючкова П. В., Шаститко А.Е О реформе технического регулирования
[править] Примечания
- ↑ http://kommersant.ru/doc/653123
- ↑ http://kommersant.ru/doc/653123
- ↑ http://kommersant.ru/doc/653123
- ↑ http://kommersant.ru/doc/653123
- ↑ http://kommersant.ru/doc/653123
- ↑ http://kommersant.ru/doc/653123