Правовая реформа в России в 2000-х годах


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Правовая реформа (Реформа правоприменения) — реформа, проводившаяся в России в 2000-х годах.

В рамках российской реформы правоприменения проводилась разработка механизмов обеспечения защиты прав собственности, в том числе защиты прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства. Также продолжается судебная реформа, направленная на повышение эффективности судебного разбирательства и обеспечения независимости судебных органов.

Особое внимание уделяется защите интеллектуальной собственности. В июле 2004 года вступил в силу федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об авторских и смежных правах», направленный на обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и международным договорам, защиту авторских и смежных прав, что обеспечит расширение возможностей противодействия незаконному использованию прав, защиту прав потребителя, а также увеличение объемов легального оборота.

[править] Ход событий

Новому руководству страны в 20002003 годы удалось осуществить настоящий прорыв в ходе правовой реформы. Эти годы стали рекордными по количеству принятых депутатами лояльной к президенту России Владимиру Путину третьей Госдумы законов и поистине революционными по масштабам и радикальности перемен в правовой сфере.

Законодатели изменили Уголовный кодекс, приняли новый Трудовой кодекс, вторую часть Налогового и третью часть Гражданского кодексов, законы «О гражданстве российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», поправки к законам «О Конституционном Суде», «О статусе судей», «О судебной системе» и многое другое.

Удалось сдвинуть с мёртвой точки такие важные аспекты реформы, как новое процессуальное законодательство, запустив процесс принятия большого пакета законопроектов, годами ждавших рассмотрения в комитетах Госдумы. Было принято сразу четыре новых кодекса в сфере правосудия — Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Арбитражно-процессуальный и Кодекс об административных правонарушениях.

Особенно сенсационным выглядело принятие парламентом нового УПК РФ, работа над которым тянулась так долго, что, казалось, ему придется вечно оставаться проектом. В ходе подготовки УПК его авторам приходилось неоднократно противостоять различным ведомствам, которые пытались либо сохранить, либо укрепить свою роль в уголовном процессе. Новый УПК уравнял права защиты и обвинения. Произошло значительное сужение полномочий прокуратуры в судебном процессе. Одиннадцать действий дознавателей и следователей, в том числе задержание и содержание под стражей, обыск, прослушивание телефонных переговоров и другие, стали теперь возможны только по решению суда, а не с санкции прокурора, как было раньше. Функции прокуратуры были сведены к поддержанию обвинения и общему надзору (а не руководству) за дознанием и следствием. Введён институт сделки с правосудием по нетяжким преступлениям и институт недопустимых доказательств. Все показания обвиняемых, данные без адвоката, признавались недопустимыми доказательствами. А это означало, что следователям предстояло отказаться от такого метода сбора доказательств, как выбивание показаний из подозреваемых. Важнейшим нововведением в уголовном процессе явился отказ от института возврата дела на доследование. Теперь в случае отсутствия доказательств вины суд должен был сразу выносить оправдательный приговор. Первоначально предполагалось, что новый УПК окончательно заработает с 2004 года, когда к судам перейдёт право давать санкции на арест и обыск. Но неожиданно в дело вмешался Конституционный Суд и новый УПК начал действовать в полном объеме с 1 июля 2002 года.

Вступивший в силу 1 сентября 2002 года новый Арбитражно-процессуальный кодекс заметно улучшил правовую защищённость предпринимателей: прекратилась возможность использовать судебную систему в качестве инструмента недобросовестной конкуренции, когда по одному и тому же хозяйственному спору можно было получить два взаимоисключающих решения Арбитражного суда и суда общей юрисдикции. Теперь экономические споры были отнесены к исключительной юрисдикции арбитражных судов и частные акционеры больше не могли блокировать деятельность компаний через суды общей юрисдикции.

На повышение качества правосудия был направлен и ряд существенных поправок, внесенных в законодательство о статусе судей. Наиболее принципиальные из них касались создания реально действующих механизмов привлечения судей к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. В результате представители судебной власти перестали быть «кастой неприкасаемых».

Был принят законодательный акт, обеспечивающий реализацию права каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи — новый закон об адвокатуре. Отныне адвокат обладал четко сформулированным иммунитетом: он не мог быть допрошен по делу, в котором участвовал, в отношении него не могли проводиться оперативные мероприятия. Одновременно закон наделил адвоката правом проводить расследование в интересах своего подзащитного: опрашивать лиц, владеющих информацией по делу (и эти показания суд или следствие были обязаны принимать к рассмотрению), запрашивать какие угодно организации (обязывавшиеся предоставлять необходимые справки и документы), собирать предметы, которые могли быть признаны вещественными доказательствами. Новый закон предусматривал многообразие форм оказания юридической помощи, в том числе путём учреждения муниципальной адвокатуры как гарантии доступности юридической помощи для неимущих и малоимущих.

Поправками к закону «О Конституционном Суде» был утверждён механизм выполнения его вердиктов. Теперь, если какой-либо нормативно-правовой акт или отдельные его положения признавались неконституционным, то отмене подлежал не только он, но и все акты, из него вытекающие. За неустранение неконституционных актов виновный губернатор мог быть отстранён от должности, а местное законодательное собрание распущено.

Повсеместно разворачивалась работа мировых судей. Более чем в 50 % субъектов федерации были назначены и приступили к осуществлению правосудия мировые судьи. Нагрузка судей в федеральных судах общей юрисдикции уменьшилась. Тем самым были созданы более благоприятные условия для приближения правосудия к населению, увеличения его доступности и своевременности осуществления. Вместе с тем процесс введения мировой юстиции в большинстве субъектов федерации сдерживался из-за отсутствия надлежащего механизма кадрового, финансового и материально-технического обеспечения.

Трудно шёл процесс становления института судебных приставов — нового подразделения судебной системы. Затягивалось решение организационно-штатных вопросов. Судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов в ущерб своим обязанностям (безопасность судей, присяжных и народных заседателей, свидетелей, привод граждан в суды) и без согласования с судами часто отвлекали на выполнение функций судебных приставов-исполнителей и силовую их поддержку. А между тем число фактов умышленного причинения телесных повреждений судьям, количество пожаров, угроз террористических актов в зданиях судов продолжало расти. Совет судей Российской Федерации в конечном итоге высказался за передачу судебных приставов из структуры министерства юстиции в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ, что и было сделано.

Было отложено создание единого следственного органа — Федеральной службы расследований (ФСР). Главный замысел этой новации заключался в том, чтобы выделить в самостоятельную отрасль предварительное следствие, отделить его от структур, заинтересованных в конечном обвинительном приговоре (МВД, ФСБ, прокуратура, налоговая полиция).

Оказалось отодвинуто на более поздние сроки и введение ряда наказаний, не связанных с лишением свободы и предусмотренных еще в 1996 г. новым Уголовным кодексом. Из-за недостаточного финансирования наказание в виде обязательных работ планируется начать применять не позднее 2004 г., наказание в виде ограничения свободы — не позднее 2005 г., наказание в виде ареста — не позднее 2006 г.

Нереализованным оставалось право граждан на рассмотрение их дела в суде присяжных. Новый УПК предусматривал создание этих судов во всех субъектах федераций с 1 января 2003 г. (до 2003 г. они работали лишь в 9 субъектах). Однако страна оказалась не готова к повсеместному появлению присяжных заседателей, в некоторых регионах дело упиралось в отсутствие помещений или денег. В итоге с 1 января 2003 г. суды присяжных были созданы только в 67 субъектах из 89. В остальных регионах они вводятся поэтапно. Официальное объяснение — разная степень готовности. Последним суд присяжных будет введен в Чечне — в 2007 г.

С введением суда присяжных оказалось связана и болезненная для России проблема смертной казни. Общественное мнение и многие депутаты выступали за восстановление исключительной меры наказания, предусмотренной Конституцией и Уголовным кодексом. Однако президент уже не мог отменить мораторий на смертную казнь своим указом, поскольку в соответствии с постановлением Конституционного Суда применение смертной казни возможно только с введением во всех субъектах Российской Федерации суда присяжных. В то же время невозможно выполнить и требование Совета Европы об отмене смертной казни. Депутаты Госдумы считают ратификацию Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающего такую отмену, преждевременной.

Нуждалась в кардинальном улучшении пенитенциарная система страны. После перевода её в ведение министерства юстиции впервые в современной российской истории число заключенных стало меньше 900 тыс. человек (по данным минюста, 874 тыс. человек в 2002 году). В результате Россия по числу заключенных на 100 тыс. жителей переместилась с первого места, в мире на второе после США. Однако условия содержания заключенных в местах лишения свободы не соответствуют международным нормам (высокая заболеваемость и смертность, плохое питание, перенаселенность и др.).

Судебная реформа в России близка к завершению. Проведена громадная работа, в результате которой в России построена простая и понятная населению система судов. Несмотря на трудности, а иногда и противодействие развитию судебной реформы, судебная власть состоялась и способна защитить права человека, интересы общества и государства. Возрос и уровень правосознания в обществе. Российские граждане все чаще используют свое конституционное право на судебную защиту. Распространенными стали иски о защите чести и достоинства, о компенсации не только материального, но и морального ущерба. В мае 2002 г. было принято первое решение Страсбургского суда по России, который удовлетворил жалобу на действия Российской Федерации ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС А. Бурдова.

[править] Ссылки

[править] Примечания


Реформы в России
История  1990-е годы (Экономические реформы) • 2000-е годы (Экономические реформы)
Налоги  Налоговая реформа (1990-е годы)Налоговая реформа (2000-е годы)Последствия реформы подоходного налога
Финансы  Денежные реформыРеформа финансовой инфраструктуры (2000—е годы)Банковская реформаРеформа валютного регулирования (2000—е годы)Бюджетная реформа (2000-е годы)
Внешняя торговля  Либерализация внешней торговли (1990-е годы)Таможенная реформа (2000-е годы)
Отрасли экономики  ВПК (2000-е годы)ЖКХЭлектроэнергетикаЖелезнодорожный транспортГазовая система (2000-е годы)Естественные монополии
Образование и здравоохранение  Образование (1991—1999)Образование (2000—е годы)Среднее образование (2000—е годы)ЗдравоохранениеСистема ОМС
Административные реформы  Административная реформа в 1990-х годахАдминистративная реформа с 2002 года (первый этап, второй этап) • Административная реформа в субъектах Российской ФедерацииКонцепция административной реформы в 2006—2008 годах
Государственная служба  Реформа государственной службы (1990-е годы)Реформа государственной службы (2000-е годы)
Федеральные отношения и местное самоуправление  Федеративная реформа (2000—е годы)Реформа местного самоуправленияРеформа Совета федерации
Судебная система  Судебная реформа (1991—1999)Судебная реформа (2000-е годы)
Силовые структуры  Военная реформа (1991—1999)Военная реформа (2000-е годы)Реформа МВД (2000-е годы)
Прочие социально-экономические реформы  Столыпинская реформаЗемельная реформа (2000-е годы)Пенсионная реформа (с 2002 года)Реформа социальных льгот (1990-е годы)Реформа социальных льгот (2000-е годы)Реформа корпоративного управленияРеформа трудовых отношенийРеформа государственных закупок (2000-е годы)Либерализация цен (1990-е годы)
Политики  Б. Н. ЕльцинЕ. М. ПримаковВ. В. ПутинА. Л. КудринД. А. Медведев
1900-е годы  1900 год1901 год1902 год1903 год1904 год1905 год1906 год1907 год1908 год1909 год
1910-е годы  1910 год1911 год1912 год1913 год1914 год1915 год1916 год1917 год1918 год1919 год
1920-е годы  1920 год1921 год1922 год1923 год1924 год1925 год1926 год1927 год1928 год1929 год
1930-е годы  1930 год1931 год1932 год1933 год1934 год1935 год1936 год1937 год1938 год1939 год
1940-е годы  1940 год1941 год1942 год1943 год1944 год1945 год1946 год1947 год1948 год1949 год
1950-е годы  1950 год1951 год1952 год1953 год1954 год1955 год1956 год1957 год1958 год1959 год
1960-е годы  1960 год1961 год1962 год1963 год1964 год1965 год1966 год1967 год1968 год1969 год
1970-е годы  1970 год1971 год1972 год1973 год1974 год1975 год1976 год1977 год1978 год1979 год
1980-е годы  1980 год1981 год1982 год1983 год1984 год1985 год1986 год1987 год1988 год1989 год
1990-е годы  1990 год1991 год1992 год1993 год1994 год1995 год1996 год1997 год1998 год1999 год
2000-е годы  2000 год2001 год2002 год2003 год2004 год2005 год2006 год2007 год2008 год2009 год
2010-е годы  2010 год2011 год2012 год2013 год2014 год2015 год2016 год2017 год2018 год2019 год
Прочее  Реформа системы государственного управления (2000—е годы)Реформа системы ВТСПравовая реформа (2000—е годы)Реформа уголовно-исполнительной системыРеформа технического регулирования (2000—е годы)Последствия реформ


Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  200020012002200320042005200620072012201320142015
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импортПутин и экспортные пошлиныПутин и импортные пошлины
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Прочее  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и выборы в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наркотики в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина
Личные инструменты