Владимир Путин и формирование международного финансового центра в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

В мае 2008 года В. В. Путин поставил задачу создания в России мирового финансового центра. Для этого, по его мнению, необходимо создать комфортный налоговый режим и «по-настоящему массовый класс инвесторов», проводить больше IPO, оптимизировать существующую инфраструктуру и упорядочить систему госрегулирования на финансовом рынке. Кроме того, участниками фондового рынка должны быть люди даже со скромными доходами, и для этого надо стимулировать появление крупных публичных компаний.[1]

В сентябре 2008 года Путин заявил, что есть все шансы сформировать международный финансовый центр (МФЦ) в России при дальнейшем развитии банковской системы, фондовых и товарных бирж, а также упрощении налогового законодательства в сфере инвестиций.[2]

1 декабря 2008 года Путин заявил, что в ближайшее время правительство России рассмотрит комплексный план по созданию в России финансового центра. В планах, в частности, корректировка налогового законодательства, упрощение визового режима для бизнесменов и защита инвесторов от инсайдерских манипуляций рыночной инфраструктурой. Путин также считает «дискомфортной» ситуацию, при которой решения о покупке или продаже тех или иных бумаг на российских биржах принимаются за рубежом, делая при этом котировки российских акций «уродливыми». Именно в условиях нынешнего глобального финансового кризиса может измениться расстановка сил в мировой экономике, и у России появляется дополнительный шанс стать одним из мировых финансовых центров, заявил Путин. Для формирования МФЦ, по его словам, предстоит обновить законодательство, укрепить инфраструктуру финансового рынка, убрать избыточные административные барьеры и тем самым снизить издержки, связанные с привлечением капитала на российские площадки. «Мы никоим образом не собираемся ограничивать активность иностранного капитала на российском фондовом рынке, мы приветствует иностранных инвесторов, но наряду с этим задача состоит в том, чтобы создать массовый класс отечественных инвесторов, сформировать свои мощные финансовые институты», — подчеркнул Путин. «Необходимо более надежно защитить права инвесторов, сформировать компенсационную систему, которая будет гарантировать возмещение гражданам ущерба от недобросовестных действий участников рынка», — сказал Путин. В связи с этим он заявил о необходимости пресекать попытки незаконного использования инсайдерской информации на финансовом рынке. «Требуется жестко пресекать попытки использования инсайдерской информации и манипулирования рыночной инфраструктурой», — заявил он. Путин отметил, что соответствующий законопроект рассмотрен 1 декабря 2008 года на заседании президиума правительства. «За ним последуют необходимые поправки и в Уголовный кодекс и в кодекс по административным правонарушениям», — добавил Путин. Путин назвал несправедливой сложившуюся систему, при которой цена российских акций чрезмерно зависит от котировок на зарубежных рынках. «Решения, какие ценные бумаги покупать или продавать на российских рынках, принимаются главным образом за пределами РФ, причем по критериям, слабо связанным с реальным состоянием нашей экономики и российских компаний», — заявил Путин. Он отметил, что текущие котировки российских предприятий намного ниже стоимости их бизнеса. «Мы знаем примеры, когда они становятся ниже (объема) реальных средств, находящихся на их счетах. Это уродливое какое-то явление, абсолютно несправедливое», — подчеркнул Путин. «По многим ключевым показателям наши торговые площадки пока явно уступают ведущим мировым центрам. Кроме того, они чрезмерно зависят от настроений, царящих на зарубежных рынках», — сказал Путин. Он назвал «дискомфортной» ситуацию, при которой решения о покупке или продаже тех или иных бумаг на российских биржах принимаются за рубежом.[3]

5 февраля 2009 года Путин поручил правительству ускорить подготовку документов по созданию МФЦ в России. По словам Путина, «одна из проблем, с которой Россия сталкивалась на протяжении предыдущих лет, которую мы особенно остро осознали в кризисный период, — это недостаточное развитие финансового сектора страны». Путин заявил: «Мы уже не раз говорили о том, что мы ставим перед собой задачу — придать российскому рублю качество резервной валюты. Уверяю вас — это вполне понятная и достижимая цель. Уже сегодня с некоторыми странами во внешней торговле используются рублевые расчеты… Наш экспорт в Белоруссию на 90 % обслуживается российскими рублями, 45-50 % импорта из Белоруссии — тоже российскими рублями. То есть в рублях мы фактически обслуживаем весь товарооборот между двумя странами. Увеличение использования нашей национальной валюты в расчетах с другими странами мы видим и на некоторых других направлениях нашего сотрудничества с ближайшими соседями». Путин также заявил: «Если мы учтем, что уровень и глубина кооперации некоторых наших предприятий с республиками бывшего Советского Союза имеет беспрецедентный характер в мировой экономике, если мы будем иметь в виду, что энергетические системы, доставшиеся еще со времен Советского Союза, у нас действуют фактически в едином режиме, мы существуем в единой системе, железнодорожный транспорт работает практически в едином режиме, то станет понятно, что эта цель является абсолютно реалистичной. И ее реализация пойдет на пользу как российской экономике, так и нашим основным партнерам на пространствах СНГ. Последние события, связанные с кризисом, еще раз убедительно доказали, насколько дискомфортной является избыточная зависимость от внешних источников финансирования, когда ключевые решения, затрагивающие российский финансовый рынок, принимаются, главным образом, за пределами Российской Федерации, причем по критериям, слабо связанным с реальным состоянием российских предприятий и российской экономики в целом. Необходимо создать условия, чтобы именно в России компании могли привлекать необходимый для развития капитал, а граждане — с выгодой и надежно размещать свои накопления». Путин сказал: «План основных мероприятий по созданию в России международного финансового центра рассчитан на 5 лет, основные законы, необходимые для функционирования современных биржевых институтов, оптимизации налогообложения операций с ценными бумаги, должны быть приняты довольно быстро».[4][5][6]

11 июля 2009 года Путин утвердил План мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации. План состоит из 48 пунктов по семи главным разделам: начиная от развития финансовой инфраструктуры, инструментов финансового рынка, включая вопросы развития социальной инфраструктуры и в целом повышения конкурентоспособности российской экономики, — весь комплекс вопросов, необходимый для развития МФЦ. Основные изменения нормативных актов для этого должны быть проведены в 2010 году. Одним из мероприятий станет комплекс мер по стимулированию биржевой торговли, кроме того, ФСФР и минфин должны подготовить законопроект по совершенствованию регулирования учета прав на ценные бумаги и деятельности учетных институтов. Расширится и инструментарий финансового рынка. Планируется создание единого центра раскрытия корпоративной информации и системы компенсаций на финансовом рынке. И это только небольшая часть намеченных мероприятий, которые должны способствовать созданию в России МФЦ. Председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев сказал: «Из перечисленных мер в плане мероприятий уже многое делается сейчас и находится в высокой степени готовности. Это касается законопроектов, регулирующих организованные торги, клиринг, введение понятия „производные финансовые инструменты“ и регулирование сделок РЕПО. Поэтому есть основания рассчитывать на то, что сроки, предусмотренные планом мероприятий, реалистичные». Есть в плане, по мнению Тимофеева, несколько недостаточно ясных мер: «Например, речь идет о налоговом стимулировании инвестирования в негосударственные пенсионные фонды. Это один из ключевых моментов создания международного финансового центра. Для решения этой задачи, на мой взгляд, понадобятся дополнительные налоговые стимулы, которые в настоящее время в плане мероприятий не упоминаются». В целом, по мнению Тимофеева, «с точки зрения институциональной план мероприятий является прорывным для развития финансового рынка».[7][8][9]

В июне 2010 года глава минфина А. Л. Кудрин заявил, что План мероприятий по созданию МФЦ в РФ сегодня исполняется по всем направлениям.[10]

В 2010 году в рамках реализации Плана мероприятий по созданию МФЦ в России завершилось включение в систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП) всех кредитных организаций (филиалов), отвечающих требованиям, предъявляемым к её участникам, при этом количество платежей, проведённых через эту систему, многократно возросло.[11]

В начале 2011 года впервые в новейшей экономической истории Россия разместила еврооблигации в рублях на лондонской бирже. «Это серьёзный шаг вперед с точки зрения создания финансового центра в России, продвижения нашей национальной валюты на международные рынки, в целом позитивный сигнал для экономики», — отметил Путин.[12]

В начале 2011 года Совет федерации одобрил закон «О клиринге и клиринговой деятельности». Этот документ был подготовлен в соответствии с планом мероприятий по созданию МФЦ в России и направлен на создание конкурентоспособной системы управления рисками участников гражданско-правового оборота. К сфере его применения отнесено оказание клиринговых услуг по обязательствам, предметом которых являются денежные средства, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, товары, включая обязательства по договорам, являющимся производными финансовыми инструментами. Определяются порядок осуществления клиринга; требования к организационно-правовой форме клиринговых организаций, к совмещению клиринговой деятельности с иными видами деятельности, а также требования к органам управления и работникам клиринговой организации и к собственным средствам (капиталу) организации; правовое положение центрального контрагента; меры, направленные на снижение рисков (создание специальных фондов, в том числе гарантийного фонда); компетенция регулирующего органа — федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (ФСФР России) в области лицензирования клиринговой деятельности, приостановления и аннулирования лицензии, а также назначения временной администрации.[13][14]

В марте 2011 года советник Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам МФЦ Денис Парликов заявил: «По состоянию на конец 2010 года из 48 мероприятий [Плана мероприятий по созданию МФЦ в РФ] исполнено — 15 мероприятий, ещё 25 — находятся в высокой степени готовности».[15]

В июне 2011 года президент России Д. А. Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Поправки разработаны в соответствии с планом мероприятий по созданию МФЦ в России и призваны обеспечить конституционный принцип независимости судей и их беспристрастности. Новый закон предусматривает использование автоматизированной информационной системы (АИС) при формировании состава суда как в гражданском, так и в уголовном процессе. Законом расширяются процессуально допустимые способы формирования состава суда с учетом нагрузки и специализации судей, а также для исключения влияния лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, путем использования АИС. При этом новые положения носят диспозитивный характер. Автоматизированное распределение дел между судьями предполагается осуществлять на базе введенных в эксплуатацию информационных систем (ГАС «Правосудие»).[16]

В декабре 2011 года президент Медведев подписал перечень поручений по созданию и развитию в России МФЦ. Перечень поручений президента по созданию в Москве МФЦ адресован сразу нескольким исполнителям — правительству, ЦБ, Высшему арбитражному суду и руководству Москвы и Московской области. Причем в правительственной части президентских поручений явно подчеркивается, что директивы должны быть исполнены именно правительством Путина — до президентских выборов 4 марта и начала формирования нового правительства: срок их исполнения обозначен либо как «1 марта 2012 года», либо как «первый квартал 2012 года». Большую часть заданий Медведева предстоит исполнить правительству, но они скорее являются настойчивыми напоминаниями Белому дому. Так, Медведев потребовал до 1 марта 2012 года «ускорить рассмотрение вопроса о создании органа по управлению государственным долгом РФ, активами резервного фонда и фонда национального благосостояния». Однако Минфин анонсировал создание АО «Российское финансовое агентстве», которое вместо министерства должно было курировать вопросы госдолга, еще осенью 2010 года, но дальше анонсов дело не пошло. Также в повестке деятельности правительства давно значатся такие вопросы, перечисленные в президентских поручениях, как разработка комплекса мер по стимулированию развития негосударственных пенсионных фондов, системы добровольного и обязательного пенсионного страхования, страхования жизни. Не раз обсуждались в Белом доме и меры налогового стимулирования фондового рынка, о которых напоминает президент. На этот раз Медведев поручает правительству предусмотреть меры налогового стимулирования при налогообложении российских депозитарных расписок и ценных бумаг нерезидентов, обращающихся на российском фондовом рынке. Белый дом гарантировал выполнение этих пунктов еще летом 2011 года, одобрив основные направления налоговой политики на 2012 год. Отдельная часть поручений президента касается изменения действующих правил приватизации. Правительству предложено ограничить возможности компаниям с госучастием приобретать доли в капиталах компаний, работающих в конкурентных секторах экономики, ускорить сокращение непрофильных активов госкомпаний. Но эти предложения оказались значительно скромнее рассматриваемых сегодня Белым домом предложений о широкомасштабной реформе управления и приватизации госимущества, подготовленной экспертами по коррекции «Стратегии-2020».[17]

[править] Банковская система

18 мая 2011 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, уточняющий порядок осуществления консолидированного надзора банковскими группами и банковскими холдингами. С этой целью законопроектом в федеральный закон «О банках и банковской деятельности» вводятся понятия прямого и косвенного контроля и существенного влияния, связанных с кредитной организацией лиц, уточняются понятия банковской группы и банковского холдинга. Также законопроектом уточняются полномочия Банка России в осуществлении надзора на консолидированной основе. Так, Центробанк будет определять методику расчета собственных средств банковских групп и холдингов, устанавливать нормативы их деятельности, проводить проверки и применять к ним меры воздействия за выявленные нарушения. Как отметила заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Лиана Пепеляева, «законопроект направлен на повышение эффективности надзора банковскими группами и холдингами, а это весомая часть банковского сектора. Согласно информации Банка России на 1 января 2011 года в России действовало 149 банковских групп и 33 банковских холдингов. В их состав входят 224 банка, чья доля активов в активах банковского сектора составляет 86 %. Законопроект входит в план мероприятий по созданию международного финансового центра и приводит законодательную базу консолидированного надзора в соответствие с современной международной практикой».[18]

В ноябре 2011 года минфин представил законопроект, вводящий категорию безотзывных вкладов. Законопроект был подготовлен в соответствии с планом мероприятий по созданию МФЦ. Согласно проекту, безотзывные вклады банки смогут предлагать двумя способами: как срочные вклады без права досрочного изъятия и как сберегательный (депозитный) сертификат, который нельзя предъявить к оплате до истечения установленного срока. В случае, если вкладчик не был должным образом проинформирован о безотзывности депозита в рекламе, оферте и договоре, то вклад считается отзывным.[19][20]

В конце 2011 года в Минфине был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты». Документ разработан в соответствии с планом мероприятий по созданию МФЦ. В конце января 2012 года законопроект был рассмотрен советом при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Концепция документа не вызвала возражений и была поддержана. Законопроект содержит ряд норм, направленных на обеспечение стабильности банковского сектора. Одно из изменений направлено на усиление контроля Банка России за приобретением акций кредитных организаций. В настоящее время согласие регулятора требуется в том случае, если пакет приобретаемых акций банка превышает 20 %. В законопроекте предлагается снизить планку в два раза. Тогда покупка более 10 % акций будет возможна только с согласия Банка России. Данная мера будет способствовать контролю за «качеством капитала и прозрачностью корпоративного управления» кредитной организации, говорится в документе. Другое положение законопроекта касается наделения Банка России дополнительными полномочиями — в частности, правом обрабатывать персональные данные руководителей и сотрудников кредитных организаций. В документе определено, что использовать можно сведения аудиторских проверок, а также данных, полученные в ходе реализации Банком России своих надзорных функций. Предоставление такой возможности позволит регулятору вести базу данных о деловой репутации банкиров. В дальнейшем она может быть использована с целью предотвращения ситуаций, угрожающих стабильности банковского сектора, — например, когда в руководстве кредитной организации появляется лицо, о котором имеется негативная информация. Фактически речь идет о составлении черных списков: базе данных о банкирах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства и нормативных актов Банка России. В такой список могут попасть недобросовестные кандидаты на должности членов совета директоров или набсовета, руководители единоличного исполнительного органа, их замы, члены коллегиального исполнительного органа, а также главные бухгалтеры и их заместители, руководители и главные бухгалтеры филиалов банков. Ещё одна новелла законопроекта — упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг банками. В документе содержится положение об отмене в отдельных случаях государственной регистрации отчета банка об итогах выпуска. Ее предложено заменить представлением в регистрирующий орган соответствующего уведомления. При этом оговаривается, что речь идет о тех случаях, когда размещение осуществляется путем открытой подписки с участием брокера. Таким образом, процедура эмиссии ценных бумаг кредитных организаций унифицируется с аналогичной процедурой других эмитентов.[21]

[править] Примечания

  1. Мир с рублевой ориентацией[1]
  2. Евро через край
  3. Путин: глобальный кризис — время позиционировать Россию как международный финансовый центр[2]
  4. Владимир Путин: Международный финансовый центр в России — вполне достижимая цель
  5. Путин поручил правительству ускорить подготовку документов по созданию в РФ международного финансового центра[3]
  6. В течение 5 лет в России будет создан международный финансовый центр: Владимир Путин[4]
  7. Международный финансовый центр в России должен быть создан в 2010 году[5]
  8. В.Путин утвердил план мероприятий по созданию международного финансового центра в РФ[6]
  9. План по созданию финансового центра будет доработан с учетом предложений Москвы[7]
  10. План по созданию финансового центра будет доработан с учетом предложений Москвы[8]
  11. Годовой отчёт ЦБ РФ за 2010 год
  12. Цена доверия[9]
  13. Совет Федерации одобрил закон «О клиринге и клиринговой деятельности»[10]
  14. Госдума узаконила клиринговую деятельность[11]
  15. В Москве прошла конференция «Перспективные стратегии банков в 2011—2012 гг.»[12]
  16. При формировании состава суда будут использоваться автоматизированные информационные системы[13]
  17. Финансовый центр не сразу строился[14]
  18. Госдума приняла в первом чтении законопроект о консолидированном надзоре банковскими группами[15]
  19. Slon.Ru: Три неприятных сюрприза для вкладчиков[16]
  20. Вклады возможно будет удостоверять сберегательными сертификатами — проект закона[17]
  21. Покупка более 10 % акций банка возможна будет только с согласия регулятора
Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  200020012002200320042005200620072012201320142015
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импортПутин и экспортные пошлиныПутин и импортные пошлины
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Прочее  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и выборы в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наркотики в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина
Личные инструменты