Министерство финансов Российской Федерации


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Министерство финансов Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации. Руководитель министерства — Алексей Кудрин.

Миссией министерсва является обеспечение сбалансированности и устойчивости финансовой системы как основы экономического роста и повышения благосостояния и качества жизни населения.

Содержание

[править] Цели и задачи

В течение ближайших лет Правительство России будет решать две важнейшие задачи: обеспечивать высокие темпы экономическо-го роста и добиться повышения реального качества жизни россиян. Именно решению этих задач подчинена налогово-бюджетная, макроэко-номическая и финансовая политика, ведущую роль в определении которой играет Минфин России.

Стратегическими целями Минфина России и подведомственных ему органов исполнительной власти являются:

  • Цель 1. Обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации;
  • Цель 2. Поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического раз-вития страны;
  • Цель 3. Формирование конкурентоспособной налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходи-мый уровень доходов бюджетной системы;
  • Цель 4. Предоставление финансовой поддержки бюджетам других уровней бюджетной системы в целях создания условий для эффек-тивного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного са-моуправления;
  • Цель 5. Оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами;
  • Цель 6. Обеспечение прозрачности, надежности и безопасности финансовой системы и финансовых институтов

Основой деятельности Минфина России является выработка и реализация единой государственной финановой политики, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы. Минфин России в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение и создает условия для оптимизации действующих и вновь принимаемых расходных обязательств Российской Федерации, необходимых и достаточных для эффективной реализации полномочий и функций, возложенных на федеральные органы государственной власти. При этом должна быть обеспечена макроэкономическая стабильность и эффективное функционирование налоговой системы, создающих условия для устойчивого экономического роста. Таким образом, первые три цели образуют единую систему, определяя ключевые сферы деятельности Министерства. Четвертая и пятая цели предполагают выработку и реализацию финансовой политики в соответствующих сферах с учетом и исходя из максимально эффективного выполнения основных расходных обязательств, администрируемых Минфином России. Обеспечение прозрачности, надежности и безопасности финансовой системы создает необходимые условия для достижения всех этих целей.

Основые показатели, характеризующие вклад Минфина России в реализацию общенациональных приоритетов и достижение стратегических целей Правительства Российской Федерации.

  • Объём невыполненных расходных обязательств РФ;
  • Уровень инфляции (ИПЦ, декабрь к декабрю);
  • Налоговые доходы бюджетной системы РФ;
  • Объём просроченных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, к уровню 2004 года;
  • Государственный долг Российской Федерации, к уровню 2004 года;
  • Кредитный рейтинг на инвестиционном уровне от ведущих рейтинговых агентств.

Далее представлена краткая характеристика задач, обеспечивающих достижение стратегических целей Минфина России.

[править] Цель 1

Задача 1.1 Своевременная и качественная подготовка проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной фи-нансовый год

Основными показателями, характеризующими решение данной задачи, является принятие федерального закона о федеральном бюджете до начала очередного финансового года, а также выполнение плановых показателей по доходам и расходам. Кроме того, при подготов-ке проекта федерального бюджета необходимо обеспечить выполнение установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, договорами и соглашениями расходных обязательств Российской Федерации. Это предполагает, начиная с 2005 года, организацию учета и ведение реестра расходных обязательств Российской Федерации, определение ме-тодов оценки объема расходных обязательств, правил и процедур расчета средств, необходимых для их выполнения в среднесрочной пер-спективе и в очередном финансовом году.

Задача 1.2 Организация исполнения федерального бюджета и формирование бюджетной отчетности Решение данной задачи предполагает организацию исполнения федерального бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства при минимальном по значению и максимально обоснованном отклонении от утвержденных Федеральным законом о феде-ральном бюджете параметров, реализацию концепции функционирования Единого счета федерального казначейства (ЕКС), учет бюджетных обязательств в органах федерального казначейства. Эффективная реализация технологии ЕКС позволит сократить потребность в краткосрочном заимствовании в целях подержания ли-квидности ЕКС для обеспечения обязательств к оплате. Учет бюджетных обязательств создает условия для стабильности гражданского обо-рота, обеспечивает уверенность поставщиков в платежеспособности федеральных бюджетных учреждений. Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении федерального бюджета позволяет оценить выполнение расходных обязательств Российской Федерации, повысить прозрачность бюджетной системы Российской Федерации на всех этапах бюд-жетного процесса, обеспечить подотчетность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств, оценить тенденции в из-менении финансового состояния бюджетных учреждений.

Показатели:

  • Доля среднедневных остатков на единых счетах управлений Федерального казначейства в общих объемах средств федераль-ного бюджета в рублях на счетах Федерального казначейства
  • Изменение доли принятых к учету бюджетных обязательств в объеме распределенных лимитов бюджетных обязательств по сравнению с уровнем 2004 г.
  • Срок формирования месячного отчета о кассовом исполнении федерального бюджета

Задача 1.3 Повышение эффективности расходов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Расходные обязательства Российской Федерации должны вытекать из полномочий и функций федеральных органов государственной власти, а их выполнение — обеспечивать максимальную результативность выделяемых бюджетных ассигнований. Решение этой задачи предполагает нормативное и методологическое обеспечение оптимизации действующих расходных обязательств, внедрения методов бюд-жетного планирования, ориентированных на конечные, общественно значимые и измеримые результаты, создания стимулов и условий для главных распорядителей средств федерального бюджета по повышению эффективности использования бюджетных средств и реструктури-зации подведомственной им бюджетной сети. Кроме того, необходимо формирование нормативно-правовой и методологической базы для перехода от сметного финансирования к оплате бюджетных услуг в соответствии с получаемыми потребителями (обществом) результатами, упорядочения бюджетно-правового статуса (прав и обязанностей), расширения предоставления бюджетных услуг организациями различных организационно-правовых форм.

Показатели:

  • Изменение объема расходов на субсидирование экономики по сравнению с уровнем 2004 г.
  • Доля расходов на реализацию утвержденных бюджетных целевых программ, соответствующих утвержденным Правительст-вом РФ критериям эффективности, в общем объеме расходов федерального бюджета
  • Изменение доли расходов, формируемых по сметному принципу, в общем объеме расходов федерального бюджета на предос-тавление бюджетных услуг по сравнению с 2004 г. (процентных пунктов)

[править] Цель 2

Задача 2.1 Проведение взвешенной и предсказуемой бюджетной политики

Сбалансированность федерального бюджета, его устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям, формирование Стабилиза-ционного фонда вносят существенный вклад в обеспечение макроэкономической стабильности. Разработка и использование при формиро-вании проекта федерального бюджета утверждаемого Правительством Российской Федерации среднесрочного финансового плана обеспечи-вает предсказуемость и преемственность бюджетной политики, способствует координации бюджетной и денежно-кредитной политики, их устойчивости при различных сценариях социально-экономического развития страны.

Показатели:

  • Планируемый профицит (дефицит) федерального бюджета
  • Доля непроцентных расходов федерального бюджета в ВВП

Задача 2.2 Обеспечение ликвидности, надежности и доходности размещения средств Стабилизационного фонда Созданный с 2004 года Стабилизационный фонд Российской Федерации не только обеспечивает устойчивость федерального бюджета к неблагоприятным воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры, но и обеспечивает стерилизацию избыточной ликвидности в перио-ды высоких цен на нефть. В случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры Стабилизационный фонд, напротив, является источни-ком дополнительного денежного предложения, которое смягчит неблагоприятное воздействие на экономику. Эффективное управление сред-ствами Стабилизационного фонда в соответствии с законодательно установленными требованиями и ограничениями является одной из предпосылок для решения этих задач. Задача 2.3 Создание нормативно-правовой базы для устойчивого функционирования и развития финансовых институтов Устойчивое функционирование и развитие финансовых институтов (банковского и страхового сектора, управляющих компаний, не-государственных пенсионных фондов и т. д.) создают необходимые предпосылки для обеспечения общей стабильности финансовой системы, защиты сбережений граждан, привлечения инвестиций. Решение этой задачи осуществляется Минфином России во взаимодействии с Феде-ральной службой финансовых рынков и Банком России.

Показатели:

  • Доля суммарных банковских активов к ВВП, на конец года;
  • Число граждан, реализовавших право выбора управляющей компании или НПФ;
  • Изменение доли управляющих компаний, повысивших рейтинг надежности признанного рейтингового агентства, к уровню 2004 года.

[править] Цель 3

Задача 3.1 Оптимизация налоговой нагрузки на экономику.

Поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику должно обеспечить благоприятные условия для развития и ди-версификации структуры экономики при одновременном устойчивом формировании доходов бюджетной системы. В последние годы в ус-ловиях заметного снижения налогового бремени опережающий рост налоговых доходов в значительной степени определялся благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Увеличение налоговых поступлений должно в большей степени определяться факторами, обусловленными проводимой налоговой реформой, включая расширение налоговой базы за счет отмены неэффективных налоговых льгот, ликвидацию каналов ухода от налогообложения, развития наметившейся тенденции сокращения теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрываемых от налогообложения.

Показатели:

  • Налоговая нагрузка на среднего налогоплательщика, к уровню 2004 года;
  • Отклонения средней (сопоставимой) налоговой нагрузки по отраслям (видам) деятельности от средней, к уровню 2004 года;
  • Изменение доли объема недопоступлений в связи с предоставлением налоговых льгот в общем объеме начисленных налогов по сравнению с уровнем 2004 года.

Задача 3.2 Обеспечение стабильности, нейтральности и справедливости налоговой системы.

Завершение налоговой реформы позволит обеспечить стабильность налоговой системы и предсказуемость налоговой политики, что по-зволит повысить налоговую дисциплину, создав необходимые предпосылки для снижения налогового бремени для добросовестных налого-плательщиков и условий равной конкуренции. Необходимо обеспечить равные условия налогообложения для предприятий, работающих в одной сфере, исключив возможности для необоснованного снижения налоговой нагрузки путем использования имеющихся «налоговых лазеек» в законодательстве, прежде всего, с использованием трансфертного ценообразования. При этом необходимо четко разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев противоправного уклонения от уплаты налогов.

Показатели:

  • Доля текущих налоговых платежей в бюджетную систему в общем объеме начисленных налогов
  • Размер налоговой недоимки к уровню на 01.01.04

Задача 3.3 Обеспечение эффективного налогового администрирования

Решение этой задачи требует совершенствования методического обеспечения, повышения качества и упрощения налоговых проце-дур, включая исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками, упрощение процедуры государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, развитие системы электронного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщика-ми, создание эффективной системы выполнения налоговыми органами функций по представлению и защите интересов Российской Федера-ции при решении вопросов о несостоятельности (банкростстве). Одновременно должны быть приняты меры по повышению общей комфорт-ности налоговой системы, предполагающей исключение имеющихся нареканий на работу налоговых органов (необоснованно большой объ-ем запрашиваемых документов, трудности при получении пояснений от налогового инспектора и т. п.), уменьшение количества судебных исков со стороны налогоплательщиков, улучшению разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, предос-тавлению налогоплательщикам новых качественных информационных услуг. За счет совершенствования механизмов управления денежны-ми средствами на счетах Федерального казначейства, введения системы кассового планирования и прогнозирования необходимо обеспечить сокращение сроков возврата (возмещения) сумм налогов и сборов.

Показатели:

  • Рост сумм дополнительно начисленных налогов и сборов, к предыдущему году
  • Изменение доли реструктурированной налоговой задолженности в общем объеме задолженности по сравнению с уровнем 2004 г.
  • Cредний срок возврата излишне уплаченных налогов, к уровню 2004 г.

[править] Цель 4

Задача 4.1 Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Выравнивание доступа граждан к бюджетным услугам, предоставляемым за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, является одной из основных задач государственной политики. Ее решение обеспечивается путем предоставления в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в рамках единой нормативно-правовой базы и методической базы, а также субсидий Феде-рального фонда регионального развития, обеспечивающих выравнивание обеспеченности субъектов РФ объектами инфраструктуры.

Показатели:

  • Минимально гарантированный уровень расчетной бюджетной обеспеченности

Задача 4.2 Финансовое обеспечение полномочий, делегированных субъектам Российской Федерации и (или) муниципальных образованиям В соответствии с федеральным законодательством, выполнение полномочий, делегируемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления осуществляется за счет субвенций Федерального фонда компенсаций. В рам-ках решения обеспечивается оценка объема обязательств, связанных с реализацией делегированных полномочий, определяется общий объем и устанавливается методика распределения субвенций, обеспечивается предоставление субвенций и контроль за их целевым использовани-ем.

Показатели:

  • обязательств субъектов РФ (муниципальных образований), обусловленных реализацией делегированных полномочий за счет субвенций ФК (по видам субвенций Выполнение расходных)

Задача 4.3 Создание условий для повышения качества управления региональными и муниципальными финансами В условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти, возрастает значе-ние механизмов поддержки проводимых на региональном и местном уровне реформ, направленных на повышение эффективности функцио-нирования бюджетного сектора и качества управления общественными финансами. Решение этой задачи обеспечивается путем формирова-ния в составе федерального бюджета Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ), а также проведения мо-ниторинга региональных и муниципальных финансов.

Показатели:

  • Изменение качества управления общественными финансами в субъектах РФ (муниципальных образованиях), получающих средства ФРРМФ

[править] Цель 5

Задача 5.1 Сокращение объема и улучшение структуры государственного долга Российской Федерации.

Долговой кризис 1998 года наглядно продемонстрировал опасность необоснованного наращивания государственного долга. Успешная реализация положений Долговой стратегии Российской Федерации на среднесрочную перспективу в сочетании с благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктурой и устойчивым экономическим ростом позволили преодолеть последствия дефолта и существенно сни-зить объем государственного долга по отношению к ВВП. Необходимо продолжать политику ограничения заимствований и оптимизации структуры государственного долга.

Показатели:

  • Государственный внешний долг Российской Федерации на конец года
  • Государственный внутренний долг Российской Федерации
  • Доля внутреннего долга в государственном долге Российской Федерации

Задача 5.2 Сокращение стоимости обслуживания и совершенствование механизмов управления государственным долгом.

В Российской Федерации исторически сложилась достаточно высокая стоимость обслуживания государственного долга, прежде все-го, за счет внешнего долга. Консервативная политика заимствований привела к существенному сокращению процентной нагрузки на бюджет и снижению стоимости обслуживания новых займов. Устойчивый экономический рост и инвестиционный рейтинг Российской Федерации создают обоснованные предпосылки для дальнейшего снижения стоимости обслуживания государственного долга. Главным направлением совершенствования долговых механизмов является концентрация оперативных полномочий в едином подразделении Минфина России, включая расширенный и централизованный учет всех долговых обязательств. Кроме того, необходимо продолжить работу по разработке но-вых долговых инструментов, призванных способствовать проведению государственной политики и нацеленных на определенную группу инвесторов (в том числе на российского частного инвестора). В рамках решения этой задачи необходимо создать единую информационно-аналитическая систему по управлению государственным долгом и финансовыми активами, включающую также механизм мониторинга за заимствованиями и долгом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Показатели:

  • Доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах федерального бюджета
  • Доля рыночного долга в государственном долге Российской Федерации

Задача 5.3. Повышение эффективности управления зарубежными финансовыми активами Российская Федерация унаследовала от Советского Союза достаточно большие финансовые активы за рубежом. Однако их основная часть возникла по кредитам бывшего СССР, которые предоставлялись зачастую исходя из политических соображений, на льготных услови-ях и без учета возможностей дебитора полностью и своевременно выполнять свои обязательства по погашению задолженности. В этих усло-виях необходимо продолжить работу по повышению отдачи от унаследованных активов и усовершенствовать процедуры формирования но-вых активов за рубежом.

Показатели:

  • Объем просроченной задолженности иностранных государств и их юридических лиц
  • Объем неурегулированной задолженности перед Российской Федерацией

[править] Цель 6

Задача 6.1 Повышение качества и доступности финансовой информации.

Наличие доступной, достоверной, актуальной и полной информации о состоянии общественных и корпоративных финансов, совер-шенствование системы бухгалтерского учета, отчетности и аудита, методологии государственного финансового контроля, их приближение к международным стандартам является необходимым условием для обеспечения подотчетности и прозрачности деятельности органов госу-дарственной власти и местного самоуправления, повышения эффективности финансовой политики, устойчивости финансовых рынков, улучшения инвестиционного климата и качества управления государственными и корпоративными финансами.

Задача 6.2 Обеспечение кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы органами Федерального казначейства обеспечивает сохранность бюджетных средств, прозрачность и подотчетность операций сектора государственного управления, соблюдение единых стандартов осуще-ствление кассовых операций, формирование качественной информационной основы для принятия управленческих решений органами ис-полнительной власти и администраторами бюджетных средств, четкое соблюдение установленных бюджетным законодательством нормати-вов распределения доходов от уплаты налогов и сборов между бюджетами, сокращение административных издержек управления бюджет-ными средствами, защиту информации от несанкционированного доступа и повышение безопасность расчетно-платежной системы.

Задача 6.3 Обеспечение контроля за соблюдением бюджетного и валютного законодательства.

Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требованиям бюджетного и валютного зако-нодательства обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, ответственности и подотчетности в использовании бюджетных средств, способствуя повышению эффективности и прозрачности управления государственными финансами.

Задача 6.4 Обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей и государства.

Решение этой задачи позволит повысить качество и расширить спектр страховых услуг, доверие организаций и граждан к сфере стра-хования и уровень их защищенности от различных групп рисков. Это обеспечит рост устойчивости хозяйственных связей, снизит общест-венные издержки на решение социальных задач при повышении уровня социальной защищенности населения, а также увеличит инвестици-онный потенциал отечественных страховщиков.

Задача 6.5. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Борьба с легализацией преступных доходов и финансированием террористической деятельностью является актуальной задачей прави-тельств многих стран и международных организаций. Решение этой задачи является существенным вкладом в обеспечение национальной безопасности, способствует росту доверия к финансовой системе, повышению ее надежности и прозрачности, упрочению позиций России в международном сообществе.

[править] Министры финансов России

[править] Ссылки

Политика России
Президент  Б. Н. Ельцин (1991—1999) • В. В. Путин (1999—2008, с 2012) • Д. А. Медведев (2008—2012) • Администрация президентаПослания президента Федеральному собраниюБюджетные послания президентаПрезидентские выборы (1991, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012)
Правительство Председатели правительстваВ. С. Черномырдин (1992—1998) • С. В. Кириенко (1998) • Е. М. Примаков (1998—1999) • С. В. Степашин (1999) • В. В. Путин (1999—2000) • М. М. Касьянов (2000—2004) • М. Е. Фрадков (2004—2007) • В. А. Зубков (2007—2008) • В. В. Путин (с 2008) • Россия при правительстве Е. М. ПримаковаРоссия при первом правительстве В. В. ПутинаЗаместители председателя правительстваМинистерство юстицииМинистерство финансовМинистерство транспортаМинистерство сельского хозяйстваМинистерство природных ресурсовМинистерство образования и наукиМинистерство обороныМинистерство здравоохранения и социального развитияМЧСМВДФедеральная таможенная службаФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзоруФедеральная служба по финансовому мониторингуФедеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей средыФедеральная служба по военно-техническому сотрудничествуРосстатФедеральная антимонопольная службаФСОФСКНФедеральная служба безопасностиСВР
Федеральное собрание  ГосдумаСовет федерацииВыборы в Госдуму (1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011)Председатели ГосдумыСовета федерацииДепутаты ГосдумыЧлены Совета федерации
Судебная власть  Верховный судКонституционный судВысший арбитражный судМосковский городской судВерховный суд Северной ОсетииВерховный суд Дагестана
Внутренняя политика 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999)2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012)Политические партии Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко», СПС, «Либеральная Россия», «Патриоты России», «Правое дело»)
Социально-экономическая политика Экономические реформы в 1990-е годыЭкономические реформы в 2000-е годы
Государственные символы ФлагГербГимн
Прочее  Государственное устройствоГосударственное управлениеВнешняя политикаДемографическая политика
Личные инструменты