Федеральное собрание России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Федеральное собрание России — наименование российского парламента. Федеральное собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации (часть 1 статьи 95 Конституции Российской Федерации).[1]

Содержание

[править] Законодательная деятельность

Все проекты федеральных законов, в том числе инициированные в Совете Федерации, сначала рассматриваются Государственной Думой. После принятия Государственной Думой законопроекты рассматриваются Советом Федерации. Если данные две палаты не достигают согласия, то создаются согласительные комиссии для достижения консенсуса по проекту.[2]

[править] Неприкосновенность парламентариев

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации (далее — члены парламента, или парламентарии) пользуются иммунитетом от ареста, задержания (за исключением ситуации задержания на месте преступления) и обысков (за исключением личных обысков в целях обеспечения безопасности населения) (статья 98, Конституция). Иммунитет распространяется на административные правонарушения. Иммунитет может быть отменен соответствующей палатой Федерального Собрания по предложению Генерального прокурора Российской Федерации. Иммунитет рассматривается в статье 8 Постановления № 33-СФ «О Регламенте Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Регламент Совета Федерации) и в статьях со 185-1 по 6 «Постановления о Регламенте Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» № 2134-11 ГД от 22 января 1998 г. (далее — Регламент Государственной Думы).[3]

[править] Зарплата парламентариев

Ежемесячное вознаграждение в виде материальных и денежных выплат, аналогичное вознаграждениям министров федерального уровня, выплачивается всем парламентариям независимо от их положения в Федеральном Собрании, за исключением председателей каждой палаты. В 2016 году оно составляло в среднем 340 000 рублей (приблизительно 5 364 евро) в месяц, то есть 4 080 000 рублей (приблизительно 64 360 евро) в год. Подразумевается, полная занятость парламентариев в Федеральном Собрании. Денежное содержание парламентариев полностью финансируется из государственного бюджета.[4]

[править] Утрата членства парламентариев

Утрата членства парламентариев регулируется статьей 4 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Закон о статусе парламентариев). Срок их полномочий прекращается в ряде случаев, в том числе, когда они избираются в законодательный орган субъекта или органа местного самоуправления; если они назначаются на другие государственные должности на федеральном или местном уровнях; если они осуществляют предпринимательскую или иную оплачиваемую деятельность, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, финансирование которой не противоречит требованиям, установленным законом; если они присоединяются к руководящим органам, попечительским или наблюдательным советам или другим органам иностранных НПО и их филиалам в Российской Федерации (если иное не предусмотрено международным договором или федеральным законодательством); если они владеют счетами/вкладами, хранят наличные денежные средства и ценности в иностранных банках за пределами Российской Федерации и/или владеют и/или используют иностранные финансовые инструменты при участии в своей избирательной кампании и после их избрания; если они не представили или поздно представили информацию о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.[5]

Мандат депутата Государственной Думы также прекращается в случае выхода из фракции (то есть политической группы), членом которой является депутат. Он также может быть прекращен в случае неисполнения в течение 30 или более календарных дней обязанностей по взаимодействию со своими избирателями и участию в заседаниях Государственной Думы, комитетов и комиссий, членом которых он/она является.[6]

[править] Открытость заседаний

Заседания Государственной Думы и Совета Федерации, как правило, являются открытыми, равно как и заседания их комитетов и комиссий, последние могут быть различными при различных палатах. Отчеты о заседаниях доступны для общественности. Однако, Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению председателя заседания, Совета Государственной Думы (который отвечает за работу заседания), комитета или фракции Государственной Думы, Председателя Государственной Думы, Президента или премьер-министра. Аналогичным образом, Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению Президента или премьер-министра, председателя заседания, комитета Совета Федерации или группы, состоящей не менее, чем из 25 членов Совета Федерации.[7]

Все открытые заседания Государственной Думы и Совета Федерации транслируются на соответствующих официальных сайтах. Видеозаписи и расшифровки всех пленарных заседаний и резолюций, принятых на сессии, а также списки имен по итогам открытого голосования по каждому пункту повестки дня также размещаются на таких веб-сайтах.[8]

Только аккредитованным представителям СМИ разрешено присутствовать на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации, а также их комитетов. Процесс аккредитации связан со специальными правилами в каждой палате, согласно которым заявки на аккредитацию, действующую в течение одного года, должны быть рассмотрены в течение 30 дней с момента подачи в Государственную Думу и в течение 14 дней с момента подачи в Совет Федерации. Основаниями для отказа, предоставленного Государственной Думой в отношении таких заявок, являются следующие: (i) если деятельность СМИ-заявителя носит чисто рекламный характер, если заявитель является специализированным издательством, и если СМИ не публиковали статьи, касающиеся деятельности Государственной Думы; (ii) если СМИ-заявители предоставляют недостоверную информацию о своих изданиях и аккредитуемых журналистах; (iii) по результатам проверок в отношении журналистов, проводимых в порядке, установленном Федеральной службой охраны. Органы власти указывают, что правила для аккредитации СМИ и основания для отказа являются аналогичными для Совета Федерации.[9]

[править] Правила голосования

Голосование на заседаниях Государственной Думы проводится с использованием электронной системы голосования или именных бюллетеней. Государственная Дума может принимать решение о проведении тайного голосования большинством голосов депутатов, принимающих участие в голосовании. Итоги тайного голосования с использованием бюллетеней определяются специализированным органом — Счетной комиссией. Аналогичные правила голосования применяются в Совете Федерации.[10]

[править] Совет законодателей

Законопроекты, внесенные в Государственную Думу парламентариями или законодательным собранием субъекта Российской Федерации, представляются в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации10 для предварительной оценки, чтобы обеспечить их совместимость с действующим законодательством. Результаты такого рассмотрения должны быть учтены Комитетом Государственной Думы, на который возложена проверка проекта законопроекта.[11]

[править] Палаты

[править] Государственная дума

Государственная Дума состоит из 450 депутатов (часть 3 статьи 95 Конституции).[12]

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе равного и прямого избирательного права тайным голосованием (статья 1 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», далее — ЗВД). Любой гражданин России старше 21 года может баллотироваться на выборах. Срок полномочий депутатов составляет пять лет (статья 96 Конституции). Согласно Статье 3 ЗВД, применяется параллельная система голосования, в соответствии с которой половина депутатов избирается в одномандатных округах (один депутат от одного округа) с системой простого большинства, а другая половина избирается в федеральных избирательных округах пропорционально количеству голосов, поданных за каждый федеральный список кандидатов. Число голосов, поданных за федеральный список, соответствует сумме голосов, поданных за данный список в каждом субъекте и за пределами Российской Федерации. Депутаты представляют население страны в целом и национальные общественные интересы, а не интересы их округа, субъекта или политической партии. Кроме того, депутаты обязаны осуществлять взаимодействие с избирателями, что подразумевает, в частности, рассмотрение просьб избирателей, личные встречи с избирателями не реже одного раза в два месяца и проведения собраний с избирателями каждые шесть месяцев.[13]

[править] Совет федерации

Совет Федерации включает, с одной стороны, по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (один от законодательного и один от исполнительного органа), а с другой — представителей Российской Федерации, которые назначаются Президентом Российской Федерации и не могут составлять более 10 % от общего числа членов Совета Федерации (часть 2 статьи 95 Конституции). В настоящее время Совет Федерации насчитывает 170 членов от субъектов Российской Федерации.[14]

Члены Совета Федерации (ЧСФ) получают свой мандат от соответствующих государственных законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона № 229-ФЗ от 03.12.2012 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»). ЧСФ, кандидатуры которых выдвигают законодательные органы каждого субъекта, избираются большинством голосов депутатов такого органа. ЧСФ, назначаемые исполнительными органами субъектов Российской Федерации, должны быть избраны вновь избранным главой такого государственного исполнительного органа не позднее, чем через один день после вступления в должность. ЧСФ, представляющие Российской Федерации, назначаются Президентом. ЧСФ должны быть не моложе 30 лет и постоянно проживать в регионе, который они представляют, по крайней мере, в течение пяти лет до их назначения. Совет Федерации формируется и составляется на беспартийной основе. Вследствие особенностей избирательной системы ЧСФ представляют не только национальные общественные интересы, но и интересы их субъектов. Срок их полномочий устанавливается органами власти, которые их назначают.[15]

[править] Примечания

  1. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
  2. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
  3. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
  4. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
  5. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
  6. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
  7. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
  8. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
  9. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
  10. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
  11. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
  12. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
  13. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
  14. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
  15. Россия. Четвёртый раунд оценки // ГРЕКО, 18 октября 2017
Политика России
Президент  Б. Н. Ельцин (1991—1999) • В. В. Путин (1999—2008, с 2012) • Д. А. Медведев (2008—2012) • Администрация президентаПослания президента Федеральному собраниюБюджетные послания президентаПрезидентские выборы (1991, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2018)
Правительство Председатели правительстваВ. С. Черномырдин (1992—1998) • С. В. Кириенко (1998) • Е. М. Примаков (1998—1999) • С. В. Степашин (1999) • В. В. Путин (1999—2000) • М. М. Касьянов (2000—2004) • М. Е. Фрадков (2004—2007) • В. А. Зубков (2007—2008) • В. В. Путин (2008-2012) • Д. А. Медведев (2012-2020) • М. В. Мишустин (с 2020) • Заместители председателя правительстваМинистерство юстицииМинистерство финансовМинистерство транспортаМинистерство сельского хозяйстваМинистерство природных ресурсовМинистерство образования и наукиМинистерство обороныМинистерство здравоохранения и социального развитияМЧСМВДФедеральная таможенная службаФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзоруФедеральная служба по финансовому мониторингуФедеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей средыФедеральная служба по военно-техническому сотрудничествуРосстатФедеральная антимонопольная службаФСОФСКНФедеральная служба безопасностиСВР
Федеральное собрание  ГосдумаСовет Федерации
Судебная власть  Верховный судКонституционный суд
Внутренняя политика Политические партии Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР)
Государственные символы ФлагГербГимн
Темы  Государственное устройствоГосударственное управлениеВнешняя политикаДемографическая политика
Личные инструменты