Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации.

Миссия Обеспечение эффективной конкуренции и единого рыночного пространства Российской Федерации

Создание условий для развития конкуренции является базовой функцией государства в условиях рынка. Эффективная конкуренция выступает мощным стимулом инновационного развития, обеспечивающего высокие темпы роста экономики, ее модернизацию, прогрессив-ные структурные и институциональные преобразования. Переход к рынку в Российской Федерации осуществлялся в условиях недостаточ-ной разработанности и слабой информированности как бизнеса, так и органов государственной власти, о базовых нормах и правилах конку-рентного поведения, важности их соблюдения для эффективного развития. Сложившаяся экономическая структура характеризуется чрез-мерным уровнем концентрации в ряде базовых отраслей, монопольными злоупотреблениями доминирующих фирм, многообразием форм недобросовестной конкуренции. Институты рыночной инфраструктуры слабо развиты или отсутствуют. При этом действия органов госу-дарственной власти зачастую не только не способствуют, но и непосредственно нарушают конкурентные нормы, дискриминируя одни хо-зяйствующие субъекты и создавая неоправданные конкурентные преимущества другим. Из этого вытекает первая стратегическая цель Службы — создание условий для развития конкуренции посредством преду-преждения и пресечения антиконкурентных действий.

Естественные монополии играют особую роль в экономике, обеспечивая доступ хозяйствующим субъектам и населению к жизнен-но важным ресурсам и услугам энергетики, транспорта и связи. Уровень и динамика цен на услуги естественных монополий являются ос-новным фактором, определяющим производственные затраты и уровень жизни населения. Вместе с тем, сложившаяся структура россий-ских естественно монопольных секторов характеризуется отсутствием прозрачности, неоправданной монополизацией тех видов деятельно-сти, которые в других странах работают на конкурентных принципах. Доступ хозяйствующих субъектов к услугам естественных монополий зависит в значительной степени от местоположения и политики региональных администраций. Все это нарушает принцип равенства старто-вых условий деятельности и создает возможность неконтролируемого роста цен или снижения качества предоставляемых услуг. Поэтому вторая стратегическая цель — обеспечение равного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монопо-лий и развитие конкуренции в их потенциально конкурентных видах деятельности.

Основные показатели, характеризующие уровень достижения поставленных целей. • Изменение уровня концентрации на высоконцентрированных товарных и финансовых рынках • Место России в международном рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств • Доля повторных нарушений в сфере недобросовестной конкуренции в общем числе нарушений в данной сфере • Изменение доли независимых от ОАО «РЖД» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конку-рентных секторах — перевозке, ремонтных услугах • Изменение доли независимых от РАО «ЕЭС России» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах — генерации, сбыте электро- и теплоэнергии, ремонтных услугах • Изменение доли независимых от ОАО «Газпром» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально кон-курентных секторах — добыче, сбыте газа

Цель 1. Cоздание условий для развития конкуренции посредством предупреждения и пресечения антиконкурентных дейст-вий. Деятельность ФАС в рамах достижения данной цели направлена на снижение уровня концентрации в высокомонополизированных отраслях экономики, обеспечивающее повышение конкурентоспособности российских товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы, выявление, предупреждение и пресечение злоупотреб-лений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также антиконкурентных дей-ствий органов государственной власти и местного самоуправления. Данная задача будет решаться ФАС совместно с Министерством эконо-мического развития и торговли Российской Федерации. Данная тактическая задача согласуется с задачей 6.1. Минэкономразвития России («Совершенствование системы государственного регулирования предпринимательства»). Основные показатели, по которым будет оцениваться достижение данной цели • Изменение уровня концентрации на высоконцентрированных товарных и финансовых рынках • Место России в международном рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств • Доля хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось

В рамках данной цели предусматривается решение следующих задач: Задача 1.1. Создание благоприятной конкурентной среды Решение этой задачи должно обеспечить общее улучшение конкурентной среды, состояния конкурентной этики, расширение конку-рентных знаний представителей бизнеса, органов государства и населения. Для этого необходимо дальнейшее совершенствованию конку-рентного законодательства, повышение информированности бизнеса и общества о конкурентных нормах, роли и значении эффективной конкуренции для решения экономических и социальных задач. Задача 1.2. Снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы Решение данной задачи означает более четкое соблюдение конкурентных норм в части, связанной с деятельностью хозяйствующих субъектов в информационно-рекламной сфере и в области использования результатов интеллектуальной деятельности. Это улучшит ин-формационно-конкурентную среду российского бизнеса, повысит доверие отечественных и зарубежных потребителей к продукции россий-ских производителей, будет способствовать общему улучшению инвестиционного климата. Задача 1.3. Соблюдение конкурентных норм хозяйствующими субъектами на товарных и финансовых рынках Решение данной за-дачи означает укрепление конкурентной дисциплины доминирующих фирм и фирм, осуществляющих согласованные действия. В рамках решения этой задачи предполагается существенно изменить действующее законодательство, в том числе:  ужесточить санкции за подобные нарушения; увеличить количество поведенческих требований, в том числе, структурных требова-ний, направленных на обеспечение конкуренции (принудительное разделение компании, выделение части бизнеса),  расширить использование положения антимонопольного законодательства об изъятии дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, в бюджет;  расширить практику анализа ситуации, с точки зрения уголовного законодательства по соответствующей статье УК. Задача 1.4. Пресечение нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправ-ления Решение данной задачи означает усиление работы с органами государственной власти и местного самоуправления, пресечение дея-тельности, направленной на ограничение конкуренции и поддержку проведения ими политики, способствующей укреплению рыночных ин-ститутов, снижения административных и экономических барьеров и обеспечения равных условий деятельности хозяйствующих субъектов .

Цель 2. Обеспечение равного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и развитие конкуренции в их потенциально конкурентных видах деятельности Деятельность ФАС в рамках достижения данной цели направлена на обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий законодательства, рост объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятель-ности, повышение эффективности инвестиционных программ субъектов естественных монополий, обеспечение недискриминационного дос-тупа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и повышение прозрачности их деятельности. Основные показатели, по которым будет оцениваться достижение данной цели: • Доля повторных нарушений в общем числе нарушений • Изменение доли независимых от ОАО «РЖД» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конку-рентных секторах — перевозке, ремонтных услугах • Изменение доли независимых от РАО «ЕЭС России» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах — генерации, сбыте электро- и теплоэнергии, ремонтных услугах • Изменение доли независимых от ОАО «Газпром» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах — добыче, сбыте газа

В рамках реализации указанной цели предусматривается решение следующих задач: Задача 2.1 . Пресечение нарушений антимонопольного законодательства естественными монополиями .Решение данной задачи оз-начает укрепление дисциплины в сфере ценообразования и качества услуг, предоставляемых естественными монополиями бизнесу и насе-лению На решение данной задачи предполагается выделить средства по двум ведомственным целевым программам: «Информатизация и автоматизация», «Предупреждение и пресечение нарушений законодательства о естественных монополиях». Задача 2.2 Демонополизация, содействие созданию и развитию рыночной инфраструктуры в потенциально конкурентных видах дея-тельности. Проводимая реструктуризация естественных монополий ставит задачу демонополизации потенциально конкурентных видов дея-тельности естественных монополий, , содействие развитию рыночной инфраструктуры и формированию справедливых правил игры на на-рождающихся рынках. Данная задача дутее решаться ФАС совместно с Минэкономразвития России и Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации. Данная задача согласуется с задачей 6.2. Минэкономразвития России («Развитие конкуренции и антимо-нопольное регулирование в сфере деятельности инфраструктурных монополий»). Для решения данной задачи предполагается привлечь средства по ведомственной целевой программе «Совершенствование конку-рентного законодательства». Задача 2.3. Повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и доступности производимых ими товаров (услуг) Осуществляя нетарифное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, ФАС обеспечивает не дискриминаци-онный доступ к производимым ими товарам (услугам), внедряет стандарты раскрытия информации, обеспечивая прозрачность их деятель-ности. В рамках решения данной задачи предполагается повысить эффективность инвестиционных программ субъектов естественных моно-полий.

[править] Ссылки

Политика России
Президент  Б. Н. Ельцин (1991—1999) • В. В. Путин (1999—2008, с 2012) • Д. А. Медведев (2008—2012) • Администрация президентаПослания президента Федеральному собраниюБюджетные послания президентаПрезидентские выборы (1991, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2018)
Правительство Председатели правительстваВ. С. Черномырдин (1992—1998) • С. В. Кириенко (1998) • Е. М. Примаков (1998—1999) • С. В. Степашин (1999) • В. В. Путин (1999—2000) • М. М. Касьянов (2000—2004) • М. Е. Фрадков (2004—2007) • В. А. Зубков (2007—2008) • В. В. Путин (2008-2012) • Д. А. Медведев (2012-2020) • М. В. Мишустин (с 2020) • Заместители председателя правительстваМинистерство юстицииМинистерство финансовМинистерство транспортаМинистерство сельского хозяйстваМинистерство природных ресурсовМинистерство образования и наукиМинистерство обороныМинистерство здравоохранения и социального развитияМЧСМВДФедеральная таможенная службаФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзоруФедеральная служба по финансовому мониторингуФедеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей средыФедеральная служба по военно-техническому сотрудничествуРосстатФедеральная антимонопольная службаФСОФСКНФедеральная служба безопасностиСВР
Федеральное собрание  ГосдумаСовет Федерации
Судебная власть  Верховный судКонституционный суд
Внутренняя политика Политические партии Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР)
Государственные символы ФлагГербГимн
Темы  Государственное устройствоГосударственное управлениеВнешняя политикаДемографическая политика
Личные инструменты