Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации.

Миссия Обеспечение эффективной конкуренции и единого рыночного пространства Российской Федерации

Создание условий для развития конкуренции является базовой функцией государства в условиях рынка. Эффективная конкуренция выступает мощным стимулом инновационного развития, обеспечивающего высокие темпы роста экономики, ее модернизацию, прогрессив-ные структурные и институциональные преобразования. Переход к рынку в Российской Федерации осуществлялся в условиях недостаточ-ной разработанности и слабой информированности как бизнеса, так и органов государственной власти, о базовых нормах и правилах конку-рентного поведения, важности их соблюдения для эффективного развития. Сложившаяся экономическая структура характеризуется чрез-мерным уровнем концентрации в ряде базовых отраслей, монопольными злоупотреблениями доминирующих фирм, многообразием форм недобросовестной конкуренции. Институты рыночной инфраструктуры слабо развиты или отсутствуют. При этом действия органов госу-дарственной власти зачастую не только не способствуют, но и непосредственно нарушают конкурентные нормы, дискриминируя одни хо-зяйствующие субъекты и создавая неоправданные конкурентные преимущества другим. Из этого вытекает первая стратегическая цель Службы — создание условий для развития конкуренции посредством преду-преждения и пресечения антиконкурентных действий.

Естественные монополии играют особую роль в экономике, обеспечивая доступ хозяйствующим субъектам и населению к жизнен-но важным ресурсам и услугам энергетики, транспорта и связи. Уровень и динамика цен на услуги естественных монополий являются ос-новным фактором, определяющим производственные затраты и уровень жизни населения. Вместе с тем, сложившаяся структура россий-ских естественно монопольных секторов характеризуется отсутствием прозрачности, неоправданной монополизацией тех видов деятельно-сти, которые в других странах работают на конкурентных принципах. Доступ хозяйствующих субъектов к услугам естественных монополий зависит в значительной степени от местоположения и политики региональных администраций. Все это нарушает принцип равенства старто-вых условий деятельности и создает возможность неконтролируемого роста цен или снижения качества предоставляемых услуг. Поэтому вторая стратегическая цель — обеспечение равного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монопо-лий и развитие конкуренции в их потенциально конкурентных видах деятельности.

Основные показатели, характеризующие уровень достижения поставленных целей. • Изменение уровня концентрации на высоконцентрированных товарных и финансовых рынках • Место России в международном рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств • Доля повторных нарушений в сфере недобросовестной конкуренции в общем числе нарушений в данной сфере • Изменение доли независимых от ОАО «РЖД» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конку-рентных секторах — перевозке, ремонтных услугах • Изменение доли независимых от РАО «ЕЭС России» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах — генерации, сбыте электро- и теплоэнергии, ремонтных услугах • Изменение доли независимых от ОАО «Газпром» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально кон-курентных секторах — добыче, сбыте газа

Цель 1. Cоздание условий для развития конкуренции посредством предупреждения и пресечения антиконкурентных дейст-вий. Деятельность ФАС в рамах достижения данной цели направлена на снижение уровня концентрации в высокомонополизированных отраслях экономики, обеспечивающее повышение конкурентоспособности российских товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы, выявление, предупреждение и пресечение злоупотреб-лений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также антиконкурентных дей-ствий органов государственной власти и местного самоуправления. Данная задача будет решаться ФАС совместно с Министерством эконо-мического развития и торговли Российской Федерации. Данная тактическая задача согласуется с задачей 6.1. Минэкономразвития России («Совершенствование системы государственного регулирования предпринимательства»). Основные показатели, по которым будет оцениваться достижение данной цели • Изменение уровня концентрации на высоконцентрированных товарных и финансовых рынках • Место России в международном рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств • Доля хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось

В рамках данной цели предусматривается решение следующих задач: Задача 1.1. Создание благоприятной конкурентной среды Решение этой задачи должно обеспечить общее улучшение конкурентной среды, состояния конкурентной этики, расширение конку-рентных знаний представителей бизнеса, органов государства и населения. Для этого необходимо дальнейшее совершенствованию конку-рентного законодательства, повышение информированности бизнеса и общества о конкурентных нормах, роли и значении эффективной конкуренции для решения экономических и социальных задач. Задача 1.2. Снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы Решение данной задачи означает более четкое соблюдение конкурентных норм в части, связанной с деятельностью хозяйствующих субъектов в информационно-рекламной сфере и в области использования результатов интеллектуальной деятельности. Это улучшит ин-формационно-конкурентную среду российского бизнеса, повысит доверие отечественных и зарубежных потребителей к продукции россий-ских производителей, будет способствовать общему улучшению инвестиционного климата. Задача 1.3. Соблюдение конкурентных норм хозяйствующими субъектами на товарных и финансовых рынках Решение данной за-дачи означает укрепление конкурентной дисциплины доминирующих фирм и фирм, осуществляющих согласованные действия. В рамках решения этой задачи предполагается существенно изменить действующее законодательство, в том числе:  ужесточить санкции за подобные нарушения; увеличить количество поведенческих требований, в том числе, структурных требова-ний, направленных на обеспечение конкуренции (принудительное разделение компании, выделение части бизнеса),  расширить использование положения антимонопольного законодательства об изъятии дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, в бюджет;  расширить практику анализа ситуации, с точки зрения уголовного законодательства по соответствующей статье УК. Задача 1.4. Пресечение нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправ-ления Решение данной задачи означает усиление работы с органами государственной власти и местного самоуправления, пресечение дея-тельности, направленной на ограничение конкуренции и поддержку проведения ими политики, способствующей укреплению рыночных ин-ститутов, снижения административных и экономических барьеров и обеспечения равных условий деятельности хозяйствующих субъектов .

Цель 2. Обеспечение равного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и развитие конкуренции в их потенциально конкурентных видах деятельности Деятельность ФАС в рамках достижения данной цели направлена на обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий законодательства, рост объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятель-ности, повышение эффективности инвестиционных программ субъектов естественных монополий, обеспечение недискриминационного дос-тупа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и повышение прозрачности их деятельности. Основные показатели, по которым будет оцениваться достижение данной цели: • Доля повторных нарушений в общем числе нарушений • Изменение доли независимых от ОАО «РЖД» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конку-рентных секторах — перевозке, ремонтных услугах • Изменение доли независимых от РАО «ЕЭС России» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах — генерации, сбыте электро- и теплоэнергии, ремонтных услугах • Изменение доли независимых от ОАО «Газпром» производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах — добыче, сбыте газа

В рамках реализации указанной цели предусматривается решение следующих задач: Задача 2.1 . Пресечение нарушений антимонопольного законодательства естественными монополиями .Решение данной задачи оз-начает укрепление дисциплины в сфере ценообразования и качества услуг, предоставляемых естественными монополиями бизнесу и насе-лению На решение данной задачи предполагается выделить средства по двум ведомственным целевым программам: «Информатизация и автоматизация», «Предупреждение и пресечение нарушений законодательства о естественных монополиях». Задача 2.2 Демонополизация, содействие созданию и развитию рыночной инфраструктуры в потенциально конкурентных видах дея-тельности. Проводимая реструктуризация естественных монополий ставит задачу демонополизации потенциально конкурентных видов дея-тельности естественных монополий, , содействие развитию рыночной инфраструктуры и формированию справедливых правил игры на на-рождающихся рынках. Данная задача дутее решаться ФАС совместно с Минэкономразвития России и Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации. Данная задача согласуется с задачей 6.2. Минэкономразвития России («Развитие конкуренции и антимо-нопольное регулирование в сфере деятельности инфраструктурных монополий»). Для решения данной задачи предполагается привлечь средства по ведомственной целевой программе «Совершенствование конку-рентного законодательства». Задача 2.3. Повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и доступности производимых ими товаров (услуг) Осуществляя нетарифное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, ФАС обеспечивает не дискриминаци-онный доступ к производимым ими товарам (услугам), внедряет стандарты раскрытия информации, обеспечивая прозрачность их деятель-ности. В рамках решения данной задачи предполагается повысить эффективность инвестиционных программ субъектов естественных моно-полий.

[править] Ссылки

Политика России
Президент  Б. Н. Ельцин (1991—1999) • В. В. Путин (1999—2008, с 2012) • Д. А. Медведев (2008—2012) • Администрация президентаПослания президента Федеральному собраниюБюджетные послания президентаПрезидентские выборы (1991, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012)
Правительство Председатели правительстваВ. С. Черномырдин (1992—1998) • С. В. Кириенко (1998) • Е. М. Примаков (1998—1999) • С. В. Степашин (1999) • В. В. Путин (1999—2000) • М. М. Касьянов (2000—2004) • М. Е. Фрадков (2004—2007) • В. А. Зубков (2007—2008) • В. В. Путин (с 2008) • Россия при правительстве Е. М. ПримаковаРоссия при первом правительстве В. В. ПутинаЗаместители председателя правительстваМинистерство юстицииМинистерство финансовМинистерство транспортаМинистерство сельского хозяйстваМинистерство природных ресурсовМинистерство образования и наукиМинистерство обороныМинистерство здравоохранения и социального развитияМЧСМВДФедеральная таможенная службаФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзоруФедеральная служба по финансовому мониторингуФедеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей средыФедеральная служба по военно-техническому сотрудничествуРосстатФедеральная антимонопольная службаФСОФСКНФедеральная служба безопасностиСВР
Федеральное собрание  ГосдумаСовет федерацииВыборы в Госдуму (1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011)Председатели ГосдумыСовета федерацииДепутаты ГосдумыЧлены Совета федерации
Судебная власть  Верховный судКонституционный судВысший арбитражный судМосковский городской судВерховный суд Северной ОсетииВерховный суд Дагестана
Внутренняя политика 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999)2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012)Политические партии Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко», СПС, «Либеральная Россия», «Патриоты России», «Правое дело»)
Социально-экономическая политика Экономические реформы в 1990-е годыЭкономические реформы в 2000-е годы
Государственные символы ФлагГербГимн
Прочее  Государственное устройствоГосударственное управлениеВнешняя политикаДемографическая политика
Личные инструменты