Министерство образования и науки Российской Федерации


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Министерство образования и науки Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации.

Миссия Реализация и развитие интеллектуального потенциала нации как главной составляющей устойчивого и динамичного разви-тия России

Количественные показатели развития образования в России свидетельствуют о повышении его доступности. Например, за 1991—2003 гг. численность лиц с высшим образованием выросла в 1.5 раза, студентов — более чем в 2 раза, что во многом объясняется стремительным развитием платного образования. По относительной численности студентов высших учебных заведений Россия занимает одно из лидирую-щих мест в мире. Увеличение объема образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями за счет средств бюджетов всех уровней, демонстрирует постоянный рост доступности бесплатного образования. В то же время одним из результа-тов перехода к рыночной экономике стала растущая дифференциация доступности качественного образования по территориальным, соци-ально-экономическим и иным основаниям. Это приводит, в частности, к консервации социальной стратификации в обществе, а также к уси-лению дифференциации регионов по уровню человеческого капитала и, соответственно, их инвестиционной привлекательности. Это обусловливает первую стратегическую цель Министерства — обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения по регионам России как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифферен-циации в обществе .

Сложившаяся система образования характеризуется наличием набора вариативных образовательных программ, обеспечивающих вы-бор профессии и самореализации личности. Вместе с тем, они недостаточно нацелены на предоставление базовых практико — ориентирован-ных навыков. Выпускники учебных заведений зачастую оказываются неподготовленными к успешной самостоятельной жизни, профессио-нальному росту и социальной самореализации. Остается актуальной задача успешной социализации выпускников общего и профессиональ-ного образования. В системе образования наблюдаются структурные диспропорции, затрудняющие обеспечение потребностей динамично развиваю-щейся экономики в квалифицированных специалистах соответствующего профиля. Профессиональная карьера выпускников зачастую ока-зывается не связанной с полученной профессиональной подготовкой, что означает неэффективное использование ресурсов общества, затра-ченных на их обучение. Таким образом, вторая стратегическая цель Министерства — обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для повышения фундаментально-сти образовательных программ, развития непрерывного образования .

Быстрые перемены, происходящие в обществе, расширение гражданских прав и свобод, снижение государственного патернализма требуют создания механизмов адаптации молодых людей, включая воспитание образа успешного гражданина, активизацию участия в жизни страны, повышение социальной мобильности. В первую очередь это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, де-тей с ограниченными возможностями здоровья и других социально незащищенных групп. Это определяет актуальность третьей стратегической цели Министерства — создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества .

Россия обладает мощным научно-техническим потенциалом, всемирно известными научными школами и традициями. Однако сло-жившаяся институциональная структура российской науки, ее недостаточная ориентация на потребности экономики и общества, сохраняю-щаяся обособленность науки и образования снижают эффективность научных исследований и разработок, сдерживают развитие научно-технического потенциала страны. В связи с этим становятся необходимыми реструктуризация государственного сектора науки, концентра-ция ресурсов на приоритетных направлениях научно-технологического развития и поддержка передовых научных школ, интеграция науки и образования, активизация международного научно-технического сотрудничества. Из этого вытекает четвертая стратегическая цель Министерства — создание условий для развития и эффективного использова-ния научно-технического потенциала.

Инновационная активность является ключевым фактором динамичного развития и конкурентоспособности современной экономики. Мировая практика накопила значительный опыт успешного соединения науки, образования и бизнеса, функционирования структур, при-званных обеспечить продвижение научных разработок в реальный сектор экономики. Недостаточный уровень развития инновационной ин-фраструктуры и правовые проблемы в области регулирования рынка интеллектуальной собственности сдерживают переход экономики на инновационный путь развития. Этим обусловлена пятая стратегическая цель Министерства — создание условий для активизации инновационной деятельно-сти.

Основные показатели, характеризующие уровень достижения поставленных целей в предшествующем и плановом периоде и значение, которое должно быть достигнуто в среднесрочной перспективе (цель). • Охват детей программами дошкольного образования, в % от общей численности детей соответствующего возраста • Охват детей общеобразовательными программами, в % от общей численности детей соответствующего возраста • Расходы на образование из всех источников, в % к ВВП • Бюджетные расходы на образование в расчете на 1 обучающегося (2000—2002 гг. в — текущих ценах, 2003 г. и далее — в ценах 2003 г.) — Дошкольное образование — Общее образование — Начальное профессиональное образование — Среднее профессиональное образование — Высшее профессиональное образование • Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей общеобразовательных учреждений в % к средней заработной плате по экономике в целом • Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата преподавателей высших учебных заведений в % к средней заработной плате по экономике в целом • Число персональных компьютеров на 100 учащихся общеобразовательных школ • Удельный вес безработных в общей численности выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования • Удельный вес детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, в общей их численности • Удельный вес выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продол-живших обучение • Удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в специальных (коррекционных) учрежде-ниях и классах, оздоровительных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении, в общей их числен-ности • Удельный вес детей, обучающихся по программам дополнительного образования • Доля населения в возрасте 25-34 лет с образованием не ниже среднего профессионального, в % от численности данной возрастной группы • Численность иностранных студентов, обучавшихся в государственных высших учебных заведениях России • Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП • Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет • Число патентных заявок, поданных российскими заявителями за рубежом • Сальдо экспорта-импорта технологий • Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке • Удельный вес инновационной продукции в общем экспорте промышленной продукции • Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране, в рас-чете на 10 тыс. населения)

Цель 1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения по регионам России как основы со-циальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе. Реализация этой цели обеспечит снижение дифференциации доступа детей и молодежи к образованию в разных регионах, преодоле-ние институциональных барьеров между уровнями образования, профессиональный рост кадрового потенциала регионов России, расшире-ние доступности образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоро-вья и других социально незащищенных групп. Основные показатели, отражающие уровень достижения цели. • Охват детей программами дошкольного образования, в % от общей численности детей соответствующего возраста • Охват детей общеобразовательными программами, в % от общей численности детей соответствующего возраста • Охват молодежи программами системного профессионального образования, в % от общей численности населения в возрасте 15-34 лет • Расходы на образование из всех источников, в % к ВВП • Бюджетные расходы на образование в расчете на 1 обучающегося (2000—2002 годы — в текущих ценах, 2003 год и далее — в ценах 2003 года) — Дошкольное образование — Общее образование — Начальное профессиональное образование • Среднее профессиональное образование • Высшее профессиональное образование • Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей общеобразовательных учреждений в % к средней заработной плате по экономике в целом • Удельный вес общеобразовательных школ, имеющих органы общественного самоуправления

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели «Обеспечение доступности качественного образования для всех сло-ев населения по регионам России как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе». Задача 1.1. Разработка и реализация территориальных моделей образовательной сети (системы учебных заведений, заведений дополнительного образования, органов управлений) на региональном и суб-региональном уровнях, обеспечивающих равенство доступа населения к качественным образовательным услугам на всех ступенях. Решение этой задачи позволит оптимизировать сеть образовательных учреждений и организаций, ликвидировать избыточность при условии обеспечения территориальной доступности. Это обеспечит повышение эффективности использования бюджетных средств и сокращение потерь. Задача 1.2. Содействие выравниванию ресурсного обеспечения образования в рамках государственного образовательного стандарта на региональном и суб- региональном уровнях, компенсирующему дифференциацию бюджетной обеспеченности. Решение этой задачи способствует выравниванию условий реализации государственных образовательных стандартов вне зависимо-сти от места жительства и доходов семьи. Задача 1.3. Повышение охвата детей дошкольным образованием как средство выравнивания стартовых возможностей для детей из социально-незащищенных слоев и детей, проживающих на разных территориях. Решение задачи позволит реализовать конституционные права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Задача 1.4. Обеспечение доступа к качественному образованию и социализация детей, в том числе с ограниченными возможностями развития через модернизацию системы диагностики, разработку и реализацию компенсаторных программ. Решение этой задачи позволит обеспечить включение в социальную и экономическую жизнь всех групп детей и молодежи. Задача 1.5. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей. Решение этой задачи обеспечивает полноту раскрытия интеллектуального потенциала страны. Задача 1.6. Создание условий развития рынка образовательных услуг, а также рынка товаров и услуг для системы образования, вклю-чая подготовку и переподготовку кадров. Решение этой задачи обеспечит внедрение рыночных регуляторов в систему образования, согласование спроса и предложения на об-разовательные услуги, сокращение зон неэффективности и оптимизацию использования ресурсов, включая информационные технологии, учебные ресурсы и преподавательские кадры. Задача 1.7. Интеграция в мировое образовательное пространство; повышение конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг Решение данной задачи необходимо для обеспечения международного признания российских образовательных программ, а также обогащения отечественной образовательной системы передовыми зарубежными технологиями, продвижения национальных технологиче-ских и организационных стандартов в страны ближнего и дальнего зарубежья через обучение специалистов этих стран. Реализация первой цели будет способствовать обеспечению благополучия каждого гражданина, повышению эффективности образо-вания для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала страны, создания экономики, основанной на знаниях. Основными факторами, препятствующими решению сформулированных задач, являются:  трудности прогнозирования поведения потребителей и производителей образовательных услуг в рыночных условиях;  длительный характер изменения мотивационной структуры социальных групп;  патернализм.

Достижение указанных задач обеспечивается реализацией мероприятий Федеральной программы развития образования, федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды», «Электронная Россия», «Русский язык», подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России», что позволяет сконцентрировать финансовые и кадровые ресурсы на приоритетных направлениях развития образования, сформировать современный рынок образовательных услуг, в том числе его негосударст-венный сектор, произвести структурные изменения в системе образования, обеспечивающие ее соответствие реальным запросам граждан, экономики, общества на основе модернизации содержания образования, интеграции учреждений начального, среднего и высшего профес-сионального образования и оптимизации профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров.

Цель 2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для повышения фундаментальности образовательных программ, развития непре-рывного образования. Реализация этой цели будет способствовать повышению вклада образования в формирование высококвалифицированного кадрового потенциала страны, созданию экономики, основанной на знаниях, обеспечению адаптации системы образования к изменяющимся потребно-стям рынка труда, повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. Основные показатели, отражающие уровень достижения цели. • Удельный вес выпускников очной формы обучения государственных учреждений профессионального образования, получивших направление на работу:  выпускники учреждений начального профессионального образования  выпускники учреждений среднего профессионального образования  выпускники учреждений высшего профессионального образования • Удельный вес безработных в общей численности выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования • Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата преподавателей высших учебных заведений в % к средней зара-ботной плате по экономике в целом • Результаты международных обследований качества образования (PISA, TIMSS и др.) • Численность иностранных студентов, обучавшихся в государственных высших учебных заведениях России

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели «Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в кадрах необходимой квалификации, создание условий для фундаментальности образовательных программ, развития непрерывного образования». Задача 2.1. Разработка и реализация системы образовательных стандартов и вариативных программ, увязанных по ступеням и уров-ням образования и обеспечивающих сочетание общенаучной подготовки и развитие способностей к результативной деятельности. Решение этой задачи должно обеспечить повышение качества образования, преодоление структурных диспропорций в системе профессионального образования. Задача 2.2. Приведение структуры и продолжительности подготовки кадров на разных уровнях образования в соответствие с потреб-ностями личности, перспективами развития народного хозяйства и требованиями рынка труда и «новой экономики». Решение этой задачи должно повысить гибкость системы образования, расширить возможности адаптации выпускников к изменяю-щимся требованиям со стороны отраслей производственного и непроизводственного секторов экономики, упростить возможности поиска привлекательной работы и сокращать структурные диспропорции на рынке труда. Задача 2.3. Формирование общественно-государственной системы контроля качества образовательных услуг, направленной на адек-ватную и гласную оценку результата работ учебных заведений и педагогических кадров (лицензирование, аттестация, аккредитация, пуб-личная отчетность о деятельности образовательных учреждений). Решение этой задачи должно обеспечить повышение эффективности деятельности образовательных учреждений, внедрение принци-пов взаимной ответственности субъектов образовательной политики за результаты, открытость для общества оценок качества образователь-ных услуг. Задача 2.4. Расширение участия различных социальных и профессиональных групп в развитии образования. Решение данной задачи повысит прозрачность системы образования для общества, расширит участие общественности в управлении образованием, обеспечит освоение механизмов инновационного развития образовательными учреждениями и организациями.

Основными факторами, препятствующими решению сформулированных задач, являются:  отсутствие системы мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в профессионально — квалификационном и территориальном разрезах;  ограниченность ресурсов для адекватной оплаты труда преподавательского персонала;  отсутствие навыков участия в управлении образованием у широких слоев общественности;  недостаточный уровень менеджмента в образовательных учреждениях и организациях.

Цель 3. Создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и куль-турную жизнь общества. Реализация этой цели обеспечит адаптацию молодых людей к изменившимся социально-экономическим условиям, воспитание образа успешного гражданина общества, активизацию их участия в жизни страны и международную мобильность, расширение доступности обра-зования и досуга для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и других социально незащищенных групп. Основные показатели, отражающие уровень достижения цели. • Удельный вес детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, в общей их численности • Удельный вес выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продол-живших обучение • Удельный вес трудоустроенных выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей • Удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в специальных (коррекционных) учрежде-ниях и классах, оздоровительных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении, в общей их числен-ности • Удельный вес детей, обучающихся по программам дополнительного образования • Число молодых ученых и преподавателей, получивших поддержку в решении жилищных проблем: — получили квартиры — получили компенсации

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели «Создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества». Задача 3.1. Разработка и реализация государственной молодежной политики, направленной на успешную социализации детей и мо-лодежи, достижение консолидации общества, патриотическое и гражданское воспитание детей и молодежи. Решение этой задачи должно обеспечить успешную адаптацию выпускников к эффективному включению в профессиональную дея-тельность и личностную самореализацию, снижение социальной напряженности в обществе и в молодежной среде. Задача 3.2. Защита прав и интересов социально-незащищенных детей, борьба с ростом социального сиротства, детской беспризорностью и безнадзорностью. Решение этой задачи обеспечит преодоление фактов дискриминации социально-незащищенных групп, создаст условия для возвраще-ния детей в систему образования. Задача 3.4. Содействие социальной адаптации детей и молодежи, формированию здорового образа жизни, профилактике асоциально-го поведения. Решение этой задачи создаст условия для реализации образовательных стратегий и жизненных планов молодежи, для формирования гражданского общества, основанного на взаимной поддержке. Задача 3.5. Создание условий для включения российской молодежи в международную жизнь. Решение этой задачи обеспечит адаптацию детей и молодежи к глобальным вызовам, их вовлечение в международные программы, повысит уровень образовательной, профессиональной и социальной мобильности. Задача 3.6. Поддержка молодых ученых и преподавателей в решении жилищных проблем. Решение этой задачи предполагает расширение возможностей ипотечного кредитования молодых ученых и преподавателей как важ-нейший стимул привлечения молодежи к преподавательской и научной работе.

Основными факторами, препятствующими решению сформулированных задач, являются:  депрессивность отдельных регионов Российской Федерации;  неразвитость материально-технической базы и кадрового потенциала для решения проблем социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности;  отсутствие эффективного взаимодействия органов исполнительной власти и общественности в их решении.

Цель 4. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала. Соответствующие меры государственной политики в данной сфере будут направлены на формирование адекватной среды для разви-тия науки в стране — поддержку передовых научных школ, обеспечение воспроизводства их кадрового потенциала и приборной базы, рест-руктуризацию сети государственных научных организаций, содействие международному научно-техническому сотрудничеству, привлече-ние иностранных партнеров и инвесторов к выполнению национальных программ. Одновременно предусматривается концентрация финан-совых, кадровых и материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического прогресса. Основные показатели, отражающие уровень достижения цели. • Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП • Удельный вес организаций государственного сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки • Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки • Удельный вес выпускников вузов, принятых на работу в научные организации, в численности персонала, занятого научными иссле-дованиями и разработками • Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет • Удельный вес расходов на формирование и развитие экспериментальной и приборной базы науки, создание сети федеральных цен-тров коллективного пользования научным оборудованием в общих расходах федерального бюджета на гражданскую науку • Число патентных заявок, поданных российскими заявителями за рубежом • Число патентных заявок, поданных иностранными заявителями в России • Сальдо экспорта-импорта технологий

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели «Создание условий для развития и эффективного использования на-учно-технического потенциала». Задача 4.1. Повышение эффективности функционирования сферы науки и технологий на основе оптимизации сети государственных научных организаций, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники. Решение этой задачи должно обеспечить повышение результативности научных исследований и разработок и эффективное использо-вание бюджетных средств за счет сокращения числа прямых бюджетополучателей, избавления от балласта и концентрации ресурсов на финансировании перспективных программ и проектов на конкурсной основе. Задача 4.2. Развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ. Решение данной задачи будет способствовать воспроизводству перспективного научно-технологического задела и поддержанию на-учного приоритета России в фундаментальных исследованиях мирового уровня. Задача 4.3. Интеграция образования и научной деятельности, развитие вузовской науки и создание научно-образовательных центров. Решение данной задачи означает интеграцию науки и образования в целях обеспечения высокого уровня подготовки специалистов, конкурентоспособных на современном и перспективных рынках труда, привлечения молодежи в сферу науки и интенсификации развития и использования научного потенциала высшей школы в интересах экономического и социального прогресса. Это обеспечит устранение искус-ственных барьеров между наукой и образованием, повышение эффективности потенциала как образования, так и науки за счет их взаимного обогащения. Задача 4.4. Обеспечение фундаментальной и прикладной науки современным оборудованием, приборами, материалами, содействие воспроизводству ее кадрового потенциала. Решение этой задачи позволит обеспечить интенсивное обновление приборной базы науки, развитие и распространение информаци-онных и коммуникационных технологий в данной сфере, создание необходимых стимулов для привлечения и закрепления высококвалифи-цированных кадров. Задача 4.5. Интеграция российской науки в глобальные процессы научно-технологического развития. Решение данной задачи должно обеспечить эффективное участие России в международном разделении труда в научно-технической сфере, продвижение российских научных разработок на мировой рынок, повышение привлекательности национальных научных установок, исследовательских программ и проектов для иностранных инвесторов.

Основными факторами, препятствующими решению сформулированных задач, являются:  недостаточно эффективная институциональная структура науки, представленная преимущественно научно-исследовательскими ин-ститутами, обособленными как от сферы высшего образования, так и от предприятий реального сектора экономики;  чрезмерно широкий спектр приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, требующий уточнения с учетом современных тенденций научно-технологического прогресса, потребностей экономического и социального развития, задач обеспечения на-циональной безопасности;  высокая степень износа основных фондов научных организаций;  незначительный приток молодежи в сферу науки, старение научных кадров;  недостаточное привлечение внебюджетных средств;  экономические, организационные и правовые барьеры на пути международного научно-технического сотрудничества.

Цель 5. Создание условий для активизации инновационной деятельности. Переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий, достижение которой является необходимой предпосылкой обеспечения модернизации экономики, эффективного позициониро-вания национальной экономики как в сырьевом, так и в несырьевом секторах мирового рынка и, в конечном счете — роста конкурентоспо-собности отечественного производства и решения основных задач экономического и социального развития России. Особое значение при этом имеет максимальное вовлечение в экономический оборот результатов научной и научно-технической деятельности, в том числе соз-данных за счет средств федерального бюджета. Основные показатели, характеризующие степень достижения цели «Создание условий для активизации инновационной деятельно-сти»: • Удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации • Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке • Удельный вес инновационной продукции в общем экспорте промышленной продукции • Число ежегодно создаваемых элементов инфраструктуры национальной инновационной системы • Объем продукции (услуг), реализованной организациями инновационной инфраструктуры • Число принятых патентных заявок на объекты интеллектуальной собственности: — изобретения — полезные модели — промышленные образцы • Число выданных патентов Российской Федерации на: — изобретения — полезные модели — промышленные образцы • Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране, в рас-чете на 10 тыс. населения) • Удельный вес используемых передовых производственных технологий, включающих объекты интеллектуальной собственности, в общем их числе, %

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели «Создание условий для активизации инновационной деятельности». Задача 5.1. Создание условий для повышения инновационной активности и восприимчивости предприятий и организаций к нововведени-ям и прогрессивным технологиям как средству повышения внутренней и внешней конкурентоспособности выпускаемой продукции. Решение данной задачи будет способствовать изменению структуры экономики, ее диверсификации, ослаблению сырьевой зависимости, созданию дополнительных рабочих мест, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции. Задача 5.2. Разработка и реализация инновационных программ и важнейших инновационных проектов государственного значения. Решение данной задачи должно обеспечить реализацию крупных инновационных программ и проектов, признанных критически важ-ными и перспективными для обеспечения ускоренного промышленного роста и расширения производства продукции с высокой долей до-бавленной стоимости, с привлечением российских и иностранных корпораций к их софинансированию. Задача 5.3. Создание инфраструктуры национальной инновационной системы. Решение данной задачи будет способствовать формированию инфраструктуры (центров трансфера технологий, инновационных цен-тров, технопарков, бизнес-инкубаторов и т. п.), обеспечивающей устойчивое функционирование национальной инновационной системы стра-ны и эффективное взаимодействие между ее основными компонентами — научными и проектно-конструкторскими организациями, предприятия-ми реального сектора экономики, высшими учебными заведениями, инновационными компаниями, в том числе малыми. Задача 5.4. Создание условий для вовлечения в экономический оборот результатов научной и научно-технической деятельности, формирование и развитие рынка интеллектуальной собственности, обеспечение ее правовой охраны и защиты. Решение данной задачи означает обеспечение нормативной правовой базы для создания, охраны и защиты объектов интеллектуаль-ной собственности и широкого использования современных научно-технических разработок в производстве, формирования доступного ци-вилизованного рынка интеллектуальной собственности.

Основными факторами, препятствующими решению сформулированных задач, являются:  низкий уровень конкуренции в экономике, сдерживающий заинтересованность предприятий в нововведениях;  нехватка инвестиционных ресурсов и квалифицированных менеджеров для реализации инноваций на предприятиях;  увод результатов интеллектуальной деятельности в сферу «теневой экономики».

[править] Ссылки

[править] Примечания


Образование в России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Виды  ДошкольноеНачальноеСреднееСреднее специальноеВысшее
Реформы  1991-1999 годы2000-е годыРеформы среднего образования (2000-е годы)
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Министерство образования и науки Российской ФедерацииНациональный проект «Образование»Владимир Путин и образование в России


Политика России
Президент  Б. Н. Ельцин (1991—1999) • В. В. Путин (1999—2008, с 2012) • Д. А. Медведев (2008—2012) • Администрация президентаПослания президента Федеральному собраниюБюджетные послания президентаПрезидентские выборы (1991, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012)
Правительство Председатели правительстваВ. С. Черномырдин (1992—1998) • С. В. Кириенко (1998) • Е. М. Примаков (1998—1999) • С. В. Степашин (1999) • В. В. Путин (1999—2000) • М. М. Касьянов (2000—2004) • М. Е. Фрадков (2004—2007) • В. А. Зубков (2007—2008) • В. В. Путин (с 2008) • Россия при правительстве Е. М. ПримаковаРоссия при первом правительстве В. В. ПутинаЗаместители председателя правительстваМинистерство юстицииМинистерство финансовМинистерство транспортаМинистерство сельского хозяйстваМинистерство природных ресурсовМинистерство образования и наукиМинистерство обороныМинистерство здравоохранения и социального развитияМЧСМВДФедеральная таможенная службаФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзоруФедеральная служба по финансовому мониторингуФедеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей средыФедеральная служба по военно-техническому сотрудничествуРосстатФедеральная антимонопольная службаФСОФСКНФедеральная служба безопасностиСВР
Федеральное собрание  ГосдумаСовет федерацииВыборы в Госдуму (1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011)Председатели ГосдумыСовета федерацииДепутаты ГосдумыЧлены Совета федерации
Судебная власть  Верховный судКонституционный судВысший арбитражный судМосковский городской судВерховный суд Северной ОсетииВерховный суд Дагестана
Внутренняя политика 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999)2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012)Политические партии Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко», СПС, «Либеральная Россия», «Патриоты России», «Правое дело»)
Социально-экономическая политика Экономические реформы в 1990-е годыЭкономические реформы в 2000-е годы
Государственные символы ФлагГербГимн
Прочее  Государственное устройствоГосударственное управлениеВнешняя политикаДемографическая политика
Личные инструменты