Образование в России в XXI веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Виды образования
[править] Высшее образование
Новая система координат высшего образования в России начала формироваться в 2006 году, когда в рамках нацпроекта «Образование» были определены первые 17 вузов, чьи инновационные программы победили на конкурсе, и созданы два федеральных университета — Сибирский и Южный, объединившие по несколько вузов соответственно Красноярска и Ростовской области.[1]
[править] Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование имели 35,4 % населения России (2001 год).[2]
В 2001 в экономике России было занято св. 20 млн специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33,1 % общей численности работающих, или св. 60 % общего числа дипломированных специалистов со средним и высшим профессиональным образованием.[3]
Приём в средние специальные учебные заведения в 2001 по сравнению с 2000 увеличился на 10,5 тыс. чел., численность студентов — на 109,4 тыс.[4]
В нач. 2002/03 учебного года статус колледжа имели 1056 государственных средних специальных учебных заведений (св. 1,1 млн студентов).[5]
В 2003 году в России функционировали 2626 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.[6]
В 2008 году авторы доклада «Российское образование 2020: модель для инновационной экономики» предложили превратить среднее профессиональное образование в прикладной бакалавриат, придав ему статус высшего образования. Это позволило бы не только выпускать исполнителей более высокой квалификации, но быстро «переключать» на получение прикладной профессии тех, кому высшее образование оказалось не по вкусу или не по зубам. Поступив в академический бакалавриат, студент мог бы перейти в прикладной, или наоборот. Однако, начав в 2010 году эксперимент по прикладному бакалавриату в 50 колледжах и вузах, Минобрнауки оставило прежней нормативную базу.[7]
Некоторые улучшения имиджа профессионального образования связаны с присоединением России в 2012 году к мировому движению WorldSkills. Это чемпионат среди молодых людей за первенство в ремесле, придуманный после Второй мировой войны в Испании и распространившийся на 78 стран. За 5 лет в России было проведено порядка 300 региональных, корпоративных и национальных чемпионатов, в которых приняли участие более 90 тысяч человек, есть успехи и на международных состязаниях.[8]
2017 год стал переломным для России в части развития среднего профессионального образования.
В 2017 году в Химкинском техникуме начали капитальный ремонт, его завершили в октябре 2019 года.[9]
[править] Среднее образование
16 февраля 2001 года вышло постановление правительства России «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена», предусматривающее проведение ЕГЭ в форме тестирования в 2001—2003 гг. Инициатором эксперимента выступило Министерство образования РФ. Затем эксперимент трижды продлевался — на 2004, 2005 и 2006—2007 гг. (постановлениями правительства РФ от 29 ноября 2003 г., 2 марта 2005 г. и 29 декабря 2005 г. соответственно).[10]
[править] Начальное профессиональное образование
В 2001 в РФ действовало ок. 4 тыс. учреждений начального профессионального образования, в которых обучались 1,6 млн.чел., в том числе 3,5 тыс. дневных (640 тыс. учащихся).[11]
[править] Дошкольное образование
Майским указом президента России 2012 года было предписано обеспечить доступность дошкольного образования в России за 3 года, и к началу 2016 года задача была решена практически полностью.[12]
[править] Профессиональное образование
В 2012 году Путин поручил правительству обеспечить к 2015 увеличение доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, повысившего квалификацию и/или проф. подготовку, до 37 % (в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы).[13]
В 2012 году Россия присоединилась к международному движению WorldSkills, которое устанавливает современные стандарты профессионального образования и обучения.[14]
[править] Дополнительное образование детей
В 2001 в системе Мин-ва образования РФ действовало св. 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования, в них занималось св. 8 млн детей, работало св. 243,5 тыс. педагогов.[15]
[править] Военное образование
В 2002 году правительство России утвердило Федеральную программу «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» с целью — создать оптимальную сеть вузов, отвечающую потребностям воен. организации и возможностям федерального бюджета.[16]
В 2013 году по решению Сергея Шойгу был возобновлен набор курсантов в военные вузы после почти трёхлетнего перерыва, инициированного его предшественником Анатолием Сердюковым.[17]
Кызылское кадетское училище было создано в 2014 году по инициативе президента России Владимира Путина.[18]
В марте 2016 года Владимир Путин принял решение о возрождении Тульского суворовского военного училища.
[править] Автошколы
По состоянию на декабрь 2018 года в России функционировали 6994 образовательные организации по подготовке водителей транспортных средств.
[править] Спортивное образование
Snowave — первая в России школа сёрфинга, основанная в 2009 году.[19]
Выборочный капитальный ремонт Манзурской детско-юношеской спортивной школы в Качугском районе завершился в 2018 году. Он проводился по государственной программе Иркутской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2014—2020 годы. Из областного бюджета на эти цели было выделено 7,9 млн рублей.[20]
[править] Негосударственные образовательные учреждения
В 2001 году в России имелось св. 700 НОУ (дошкольные учреждения, средние полные общеобразовательные учреждения, в том числе лицеи, гимназии, общеобразовательные школы, пансионы, колледжи, начальные школы, школы различных конфессий и др.), которые посещало 65,9 тыс. детей; преподавали св. 17 тыс. учителей.[21]
[править] Государственные образовательные стандарты
1 декабря 2007 года — федеральный закон № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».[22]
Стандарты, принятые до 2007 года, имеют аббревиатуру ГОС (государственный образовательный стандарт), после 2007 года — аббревиатуру ФГОС (добавляется слово «федеральный»). Причина в том, что раньше стандарты состояли из компонентов (федеральный, национально-региональный, школьный, ученический), а потом стали едиными, сохранив возможность учета специфики регионов, особенностей школ и интересов учеников.[23]
[править] Финансирование
В 2005—2012 годах в России произошёл существенный рост реальных расходов на образование.[24]
На Петербургском международном экономическом форуме-2017 Ярослав Кузьминов заявил, что государственные расходы на образование с 2010 года сократились в России в реальном выражении на 30 процентов.[25]
[править] Государственная политика
29 декабря 2001 года правительство России утвердило Концепцию модернизации российского образования до 2010 года. В концепции планировалось финансировать не образовательную инфраструктуру (школы, ПТУ, техникумы, вузы), а потребителей услуг, которые сами выберут, кто обеспечит их лучшее качество по приемлемой цене. Были объявлены направления глубоких перемен: многовариантность образования, создание и внедрение образовательных стандартов и тестирования для обеспечения единства требований к качеству образования, приближение структуры предложения на рынке образовательных услуг к структуре платежеспособного спроса, формирование регулируемого рынка образовательных услуг на основе подушевого (по числу учащихся) бюджетного финансирования организаций, независимо от формы их собственности, получение школами статуса юридического лица, стимулирование роста платежеспособного спроса на образовательные услуги с помощью образовательного страхования, целевого образовательного кредита, налоговых льгот, информатизация школьного образования, введение ЕГЭ и многие другие новации.[26]
9 марта 2004 года Владимир Филиппов покинул пост министра образования России.[27]
В соответствии с законом «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года, вместо министерства образования было учреждено Министерство образования и науки РФ. В его ведение перешли функции упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий РФ, а также Российского агентства по патентам и товарным знакам.[28]
Андрей Фурсенко был назначен министром образования и науки 9 марта 2004 г. На посту главы ведомства продолжил внедрение в практику общеобразовательной школы ЕГЭ, разработку новых стандартов школьного образования, проведение мер по присоединению России к Болонской декларации, согласно которой стандарты российского высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими. Андрей Фурсенко занимал пост до 21 мая 2012 года.[29]
В 2005 году по инициативе Путина был принят национальный проект «Образование», предусматривающий всесторонние меры организационного и финансового характера.[30] О старте этого проекта Путин объявил в сентябре 2005 года.[31]
В основе нацпроекта лежали два принципа — поддержка лучших, то есть тех, кто заслужил поощрение и способен эффективно работать дальше, и «деньги в обмен на обязательства» — поддержка даже заведомо слабых игроков, готовых сделать рывок вперед.[32]
В рамках национального проекта «Образование» осуществлялась поддержка лучших учебных заведений, внедрение современных образовательных технологий, стимулирование вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, обеспечение всех российских школ интернетом.[33]
С нацпроекта «Образование» началось формирование лидирующей группы вузов — два пилотных федеральных университета были созданы в Красноярске и Ростове-на-Дону. Сначала 17, а затем ещё 40 университетов получили субсидии на выполнение инновационных программ развития, аналогичный конкурс затем был проведен и среди профессиональных колледжей.[34]
В 2007—2009 годах на средства нацпроекта «Образование» в пилотных регионах (сначала в 21, а затем ещё в 10) были реализованы комплексные проекты модернизации образования (КПМО). Обязательства регионов состояли из пяти позиций: нормативное финансирование, новая система оплаты труда в общем образовании, оптимизация школьной сети, расширение общественного участия в управлении образованием, разработка и внедрение независимой системы мониторинга и оценки качества образования. Инвестиции в сочетании с оптимизационными мерами сыграли свою роль, обеспечив в числе прочего рост учительских зарплат.[35]
В 2006—2010 годах общий объём финансирования нацпроекта «Образование» составил 280 млрд рублей.[36]
Основные параметры, на достижение которых ориентировано российское образование с 2012 года, были заданы в статьях Владимира Путина, опубликованных перед его вторым президентским сроком, и закреплены в так называемых майских указах — № 597 и № 599.[37]
21 мая 2012 года Дмитрий Ливанов сменил Андрея Фурсенко на посту главы Минобрнауки. Инициировал проведение реформы РАН, принятие нового закона об образовании. Выступал за развитие среднего профессионального образования, слияние вузов, сокращение в них доли бюджетных мест, введение электронных версий учебников и др. 19 августа 2016 г. президент РФ Владимир Путин принял предложение премьер-министра Дмитрия Медведева об отставке Ливанова с поста министра образования и науки РФ.[38]
Системное изменение в образовательном законодательстве произошло 29 декабря 2012 года в связи с принятием Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и было окончательно оформлено принятием Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».[39]
В числе нововведений, закрепляемых федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», можно назвать следующие:[40]
- Применение в образовательном процессе новых образовательных технологий. В обучении уже длительное время реально используются дистанционные образовательные технологии, у студентов появилась возможность обучаться одновременно в нескольких образовательных учреждениях. В законе предложен ряд принципиальных новелл, закрепляющих основы использования в образовательном процессе дистанционных и электронных образовательных технологий, сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта и так далее.
- Впервые на законодательном уровне вводится возможность организации образовательного процесса на основе кредитно-модульной системы (системы зачетных единиц); регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
- Расширение числа субъектов системы образования.
Летом 2013 года министр Дмитрий Ливанов назначил руководителем Рособрнадзора Сергея Кравцова.[41]
Образовательный центр «Сириус» был создан в декабре 2014 года по инициативе Путина на базе олимпийской инфраструктуры в Сочи. И сразу же начал работать по трём направлениям: спорт, искусство и интеллект, собирая под свою крышу самых одарённых подростков.[42][43]
Образовательный фонд «Талант и успех» был создан в 2014 году по инициативе президента России Владимира Путина, который возглавил его попечительский совет.[44]
В 2015 году по инициативе Президента Владимира Путина и Правительства Российской Федерации была принята Программа развития дополнительного образования детей.[45]
Путин поручил создать в России в 2015 году базовый центр проф. подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.[46]
19 августа 2016 года Ольга Васильева возглавила Минобрнауки России. Заявила, что своей главной задачей на посту считает заботу о педагогах. Во время её работы была введена новая система аттестации учителей, начата разработка общеобразовательных стандартов, а также работа по расширению обязательных экзаменов за счет истории и иностранного языка, приостановлено слияние вузов, началась реформа по передаче школ от муниципальных властей региональным.[47][48]
Председатель правительства России Дмитрий Медведев 13 февраля 2019 года заявил: «Мы должны совершить серьёзный, я бы даже сказал — опережающий рывок [в сфере образования]. Чтобы из потребителей научно-технологических новаций превратиться в их создателей. Для этого надо внедрять новейшие программы и методики, развивать дополнительное образование, поддерживать вузы как „инновационные лаборатории“. Не убеждать школьника, студента, молодого ученого — „это невозможно“, а говорить — попробуй. И создавать для этого все условия.»[49]
В июне 2023 года Путин поручил правительству России сформировать ключевые показатели эффективности для учебных заведений на основании качества занятости выпускников и сформировать соответствующий рейтинг.[50]
[править] Показатели
[править] Добавленная стоимость
Объём валовой добавленной стоимости в образовании в России (трлн рублей):[51][52]
- 2002 год: 0,27997303000638 ($8,9 млрд)
- 2003 год: 0,317927725520338 ($10,4 млрд)
- 2004 год: 0,400122420153253 ($13,9 млрд)
- 2005 год: 0,493205649867717 ($17,4 млрд)
- 2006 год: 0,619292829418823 ($22,8 млрд)
- 2007 год: 0,769859250239326 ($30,1 млрд)
- 2008 год: 0,97066442945524 ($39,1 млрд)
- 2009 год: 1,13421216345285 ($35,8 млрд)
- 2010 год: 1,22596718724059 ($40,4 млрд)
- 2011 год: 1,60916508304702 ($54,8 млрд)
- 2012 год: 1,79473964247055 ($57,8 млрд)
- 2013 год: 2,04197344987953 ($64,2 млрд)
- 2014 год: 2,20107303984545 ($58 млрд)
- 2015 год: 2,31284579927508 ($38,1 млрд)
- 2016 год: 2,44286491313518 ($36,5 млрд)
- 2017 год: 2,62720733639533 ($45 млрд)
- 2018 год: 2,93898679332458 ($47 млрд)
- 2019 год: 3,12576806681387 ($48,3 млрд)
- 2020 год: 3,27095545269177 ($45,3 млрд)
[править] Бюджетные расходы на образование
Расходы на образование из бюджета расширенного правительства России (% ВВП):[53]
- 2005 год: 3,7
- 2014 год: 4,3
[править] Прочее
В 2013 году 27 % взрослого населения России участвовали в той или иной форме обучения взрослых.[54]
Валовой коэффициент охвата образовательными программами начального, основного и среднего общего образования в России в 2018 году составил 99,9.[55]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История V
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История IV
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История IV
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История IV
- ↑ Путин
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История III
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История II
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ Путин
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История II
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История II
- ↑ [20]
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История II
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История II
- ↑ [21]
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История I
- ↑ [22]
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История VI
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ Путин
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ Дмитрий Медведев о стратегических целях развития страны. 13 февраля 2018
- ↑ [29]
- ↑ Произведенный ВВП. ВДС годы ОКВЭД2007 (с 2002 г.)
- ↑ Произведенный ВВП. ВДС годы ОКВЭД2 (с 2011 г.)
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года