Образование в России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Виды образования

[править] Высшее образование

Новая система координат высшего образования в России начала формироваться в 2006 году, когда в рамках нацпроекта «Образование» были определены первые 17 вузов, чьи инновационные программы победили на конкурсе, и созданы два федеральных университета — Сибирский и Южный, объединившие по несколько вузов соответственно Красноярска и Ростовской области.[1]

[править] Среднее профессиональное образование

Сред­нее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние име­ли 35,4 % на­се­ле­ния Рос­сии (2001 год).[2]

В 2001 в эко­но­ми­ке Рос­сии бы­ло за­ня­то св. 20 млн спе­циа­ли­стов со сред­ним про­фес­сио­наль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, что со­став­ля­ет 33,1 % об­щей чис­лен­но­сти ра­бо­таю­щих, или св. 60 % об­ще­го чис­ла ди­пло­ми­ро­ван­ных спе­циа­ли­стов со сред­ним и выс­шим про­фес­сио­наль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем.[3]

При­ём в сред­ние спе­ци­аль­ные учеб­ные за­ве­де­ния в 2001 по срав­не­нию с 2000 уве­ли­чил­ся на 10,5 тыс. чел., чис­лен­ность сту­ден­тов — на 109,4 тыс.[4]

В нач. 2002/03 учеб­но­го го­да ста­тус кол­лед­жа име­ли 1056 го­су­дар­ст­вен­ных сред­них спе­ци­аль­ных учеб­ных за­ве­де­ний (св. 1,1 млн сту­ден­тов).[5]

В 2003 году в России функ­цио­ни­ро­ва­ли 2626 го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных сред­них спе­ци­аль­ных учеб­ных за­ве­де­ний и под­раз­де­ле­ний ву­зов, реа­ли­зую­щих об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы сред­не­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния.[6]

В 2008 году авторы доклада «Российское образование 2020: модель для инновационной экономики» предложили превратить среднее профессиональное образование в прикладной бакалавриат, придав ему статус высшего образования. Это позволило бы не только выпускать исполнителей более высокой квалификации, но быстро «переключать» на получение прикладной профессии тех, кому высшее образование оказалось не по вкусу или не по зубам. Поступив в академический бакалавриат, студент мог бы перейти в прикладной, или наоборот. Однако, начав в 2010 году эксперимент по прикладному бакалавриату в 50 колледжах и вузах, Минобрнауки оставило прежней нормативную базу.[7]

Некоторые улучшения имиджа профессионального образования связаны с присоединением России в 2012 году к мировому движению WorldSkills. Это чемпионат среди молодых людей за первенство в ремесле, придуманный после Второй мировой войны в Испании и распространившийся на 78 стран. За 5 лет в России было проведено порядка 300 региональных, корпоративных и национальных чемпионатов, в которых приняли участие более 90 тысяч человек, есть успехи и на международных состязаниях.[8]

2017 год стал переломным для России в части развития среднего профессионального образования.

В 2017 году в Химкинском техникуме начали капитальный ремонт, его завершили в октябре 2019 года.[9]

[править] Среднее образование

16 февраля 2001 года вышло постановление правительства России «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена», предусматривающее проведение ЕГЭ в форме тестирования в 2001—2003 гг. Инициатором эксперимента выступило Министерство образования РФ. Затем эксперимент трижды продлевался — на 2004, 2005 и 2006—2007 гг. (постановлениями правительства РФ от 29 ноября 2003 г., 2 марта 2005 г. и 29 декабря 2005 г. соответственно).[10]

[править] Начальное профессиональное образование

В 2001 в РФ дей­ст­во­ва­ло ок. 4 тыс. уч­ре­ж­де­ний на­чаль­но­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, в ко­то­рых обу­ча­лись 1,6 млн.чел., в том числе 3,5 тыс. днев­ных (640 тыс. уча­щих­ся).[11]

[править] Дошкольное образование

Майским указом президента России 2012 года было предписано обеспечить доступность дошкольного образования в России за 3 года, и к началу 2016 года задача была решена практически полностью.[12]

[править] Профессиональное образование

В 2012 году Путин по­ру­чил пра­ви­тель­ст­ву обес­пе­чить к 2015 уве­ли­че­ние до­ли за­ня­то­го на­се­ле­ния в воз­рас­те от 25 до 65 лет, по­вы­сив­ше­го ква­ли­фи­ка­цию и/или проф. под­го­тов­ку, до 37 % (в об­щей чис­лен­но­сти за­ня­то­го в об­лас­ти эко­но­ми­ки на­се­ле­ния этой воз­рас­тной груп­пы).[13]

В 2012 году Россия присоединилась к международному движению WorldSkills, которое устанавливает современные стандарты профессионального образования и обучения.[14]

[править] Дополнительное образование детей

В 2001 в сис­те­ме Мин-ва об­ра­зо­ва­ния РФ дей­ст­во­ва­ло св. 8,7 тыс. уч­ре­ж­де­ний до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния, в них за­ни­ма­лось св. 8 млн де­тей, ра­бо­та­ло св. 243,5 тыс. пе­да­го­гов.[15]

[править] Военное образование

В 2002 году пра­ви­тель­ст­во России ут­вер­ди­ло Фе­де­раль­ную про­грам­му «Ре­фор­ми­ро­ва­ние сис­те­мы во­ен­но­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на пе­ри­од до 2010 го­да» с це­лью — соз­дать оп­ти­маль­ную сеть ву­зов, от­ве­чаю­щую по­треб­но­стям во­ен. ор­га­ни­за­ции и воз­мож­но­стям фе­де­раль­но­го бюд­же­та.[16]

В 2013 году по решению Сергея Шойгу был возобновлен набор курсантов в военные вузы после почти трёхлетнего перерыва, инициированного его предшественником Анатолием Сердюковым.[17]

Кызылское кадетское училище было создано в 2014 году по инициативе президента России Владимира Путина.[18]

В марте 2016 года Владимир Путин принял решение о возрождении Тульского суворовского военного училища.

[править] Автошколы

По состоянию на декабрь 2018 года в России функционировали 6994 образовательные организации по подготовке водителей транспортных средств.

[править] Спортивное образование

Snowave — первая в России школа сёрфинга, основанная в 2009 году.[19]

Выборочный капитальный ремонт Манзурской детско-юношеской спортивной школы в Качугском районе завершился в 2018 году. Он проводился по государственной программе Иркутской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2014—2020 годы. Из областного бюджета на эти цели было выделено 7,9 млн рублей.[20]

[править] Негосударственные образовательные учреждения

В 2001 году в России име­лось св. 700 НОУ (до­шко­ль­ные уч­ре­ж­де­ния, сред­ние пол­ные об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные уч­ре­ж­де­ния, в том числе ли­цеи, гим­на­зии, об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные шко­лы, пан­сио­ны, кол­лед­жи, на­чаль­ные шко­лы, шко­лы раз­лич­ных кон­фес­сий и др.), ко­то­рые по­се­ща­ло 65,9 тыс. де­тей; пре­по­да­ва­ли св. 17 тыс. учи­те­лей.[21]

[править] Государственные образовательные стандарты

1 декабря 2007 года — федеральный закон № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».[22]

Стандарты, принятые до 2007 года, имеют аббревиатуру ГОС (государственный образовательный стандарт), после 2007 года — аббревиатуру ФГОС (добавляется слово «федеральный»). Причина в том, что раньше стандарты состояли из компонентов (федеральный, национально-региональный, школьный, ученический), а потом стали едиными, сохранив возможность учета специфики регионов, особенностей школ и интересов учеников.[23]

[править] Финансирование

В 2005—2012 годах в России произошёл существенный рост реальных расходов на образование.[24]

На Петербургском международном экономическом форуме-2017 Ярослав Кузьминов заявил, что государственные расходы на образование с 2010 года сократились в России в реальном выражении на 30 процентов.[25]

[править] Государственная политика

29 декабря 2001 года правительство России утвердило Концепцию модернизации российского образования до 2010 года. В концепции планировалось финансировать не образовательную инфраструктуру (школы, ПТУ, техникумы, вузы), а потребителей услуг, которые сами выберут, кто обеспечит их лучшее качество по приемлемой цене. Были объявлены направления глубоких перемен: многовариантность образования, создание и внедрение образовательных стандартов и тестирования для обеспечения единства требований к качеству образования, приближение структуры предложения на рынке образовательных услуг к структуре платежеспособного спроса, формирование регулируемого рынка образовательных услуг на основе подушевого (по числу учащихся) бюджетного финансирования организаций, независимо от формы их собственности, получение школами статуса юридического лица, стимулирование роста платежеспособного спроса на образовательные услуги с помощью образовательного страхования, целевого образовательного кредита, налоговых льгот, информатизация школьного образования, введение ЕГЭ и многие другие новации.[26]

9 марта 2004 года Владимир Филиппов покинул пост министра образования России.[27]

В соответствии с законом «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года, вместо министерства образования было учреждено Министерство образования и науки РФ. В его ведение перешли функции упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий РФ, а также Российского агентства по патентам и товарным знакам.[28]

Андрей Фурсенко был назначен министром образования и науки 9 марта 2004 г. На посту главы ведомства продолжил внедрение в практику общеобразовательной школы ЕГЭ, разработку новых стандартов школьного образования, проведение мер по присоединению России к Болонской декларации, согласно которой стандарты российского высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими. Андрей Фурсенко занимал пост до 21 мая 2012 года.[29]

В 2005 году по ини­циа­ти­ве Путина был при­нят национальный про­ект «Об­ра­зо­ва­ние», пре­ду­смат­ри­ваю­щий все­сто­рон­ние ме­ры ор­га­ни­за­ци­он­но­го и фи­нан­сово­го ха­рак­те­ра.[30] О старте этого проекта Путин объявил в сентябре 2005 года.[31]

В основе нацпроекта лежали два принципа — поддержка лучших, то есть тех, кто заслужил поощрение и способен эффективно работать дальше, и «деньги в обмен на обязательства» — поддержка даже заведомо слабых игроков, готовых сделать рывок вперед.[32]

В рамках национального проекта «Образование» осуществлялась поддержка лучших учебных заведений, внедрение современных образовательных технологий, стимулирование вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, обеспечение всех российских школ интернетом.[33]

С нацпроекта «Образование» началось формирование лидирующей группы вузов — два пилотных федеральных университета были созданы в Красноярске и Ростове-на-Дону. Сначала 17, а затем ещё 40 университетов получили субсидии на выполнение инновационных программ развития, аналогичный конкурс затем был проведен и среди профессиональных колледжей.[34]

В 2007—2009 годах на средства нацпроекта «Образование» в пилотных регионах (сначала в 21, а затем ещё в 10) были реализованы комплексные проекты модернизации образования (КПМО). Обязательства регионов состояли из пяти позиций: нормативное финансирование, новая система оплаты труда в общем образовании, оптимизация школьной сети, расширение общественного участия в управлении образованием, разработка и внедрение независимой системы мониторинга и оценки качества образования. Инвестиции в сочетании с оптимизационными мерами сыграли свою роль, обеспечив в числе прочего рост учительских зарплат.[35]

В 2006—2010 годах общий объём финансирования нацпроекта «Образование» составил 280 млрд рублей.[36]

Основные параметры, на достижение которых ориентировано российское образование с 2012 года, были заданы в статьях Владимира Путина, опубликованных перед его вторым президентским сроком, и закреплены в так называемых майских указах — № 597 и № 599.[37]

21 мая 2012 года Дмитрий Ливанов сменил Андрея Фурсенко на посту главы Минобрнауки. Инициировал проведение реформы РАН, принятие нового закона об образовании. Выступал за развитие среднего профессионального образования, слияние вузов, сокращение в них доли бюджетных мест, введение электронных версий учебников и др. 19 августа 2016 г. президент РФ Владимир Путин принял предложение премьер-министра Дмитрия Медведева об отставке Ливанова с поста министра образования и науки РФ.[38]

Системное изменение в образовательном законодательстве произошло 29 декабря 2012 года в связи с принятием Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и было окончательно оформлено принятием Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».[39]

В числе нововведений, закрепляемых федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», можно назвать следующие:[40]

  1. Применение в образовательном процессе новых образовательных технологий. В обучении уже длительное время реально используются дистанционные образовательные технологии, у студентов появилась возможность обучаться одновременно в нескольких образовательных учреждениях. В законе предложен ряд принципиальных новелл, закрепляющих основы использования в образовательном процессе дистанционных и электронных образовательных технологий, сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта и так далее.
  2. Впервые на законодательном уровне вводится возможность организации образовательного процесса на основе кредитно-модульной системы (системы зачетных единиц); регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
  3. Расширение числа субъектов системы образования.

Летом 2013 года министр Дмитрий Ливанов назначил руководителем Рособрнадзора Сергея Кравцова.[41]

Образовательный центр «Сириус» был создан в декабре 2014 года по инициативе Путина на базе олимпийской инфраструктуры в Сочи. И сразу же начал работать по трём направлениям: спорт, искусство и интеллект, собирая под свою крышу самых одарённых подростков.[42][43]

Образовательный фонд «Талант и успех» был создан в 2014 году по инициативе президента России Владимира Путина, который возглавил его попечительский совет.[44]

В 2015 году по инициативе Президента Владимира Путина и Правительства Российской Федерации была принята Программа развития дополнительного образования детей.[45]

Путин по­ру­чил соз­дать в России в 2015 году ба­зо­вый центр проф. под­го­тов­ки, пе­ре­под­го­тов­ки и по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции ра­бо­чих кад­ров.[46]

19 августа 2016 года Ольга Васильева возглавила Минобрнауки России. Заявила, что своей главной задачей на посту считает заботу о педагогах. Во время её работы была введена новая система аттестации учителей, начата разработка общеобразовательных стандартов, а также работа по расширению обязательных экзаменов за счет истории и иностранного языка, приостановлено слияние вузов, началась реформа по передаче школ от муниципальных властей региональным.[47][48]

Председатель правительства России Дмитрий Медведев 13 февраля 2019 года заявил: «Мы должны совершить серьёзный, я бы даже сказал — опережающий рывок [в сфере образования]. Чтобы из потребителей научно-технологических новаций превратиться в их создателей. Для этого надо внедрять новейшие программы и методики, развивать дополнительное образование, поддерживать вузы как „инновационные лаборатории“. Не убеждать школьника, студента, молодого ученого — „это невозможно“, а говорить — попробуй. И создавать для этого все условия.»[49]

В июне 2023 года Путин поручил правительству России сформировать ключевые показатели эффективности для учебных заведений на основании качества занятости выпускников и сформировать соответствующий рейтинг.[50]

[править] Показатели

[править] Добавленная стоимость

Объём валовой добавленной стоимости в образовании в России (трлн рублей):[51][52]

  • 2002 год: 0,27997303000638 ($8,9 млрд)
  • 2003 год: 0,317927725520338 ($10,4 млрд)
  • 2004 год: 0,400122420153253 ($13,9 млрд)
  • 2005 год: 0,493205649867717 ($17,4 млрд)
  • 2006 год: 0,619292829418823 ($22,8 млрд)
  • 2007 год: 0,769859250239326 ($30,1 млрд)
  • 2008 год: 0,97066442945524 ($39,1 млрд)
  • 2009 год: 1,13421216345285 ($35,8 млрд)
  • 2010 год: 1,22596718724059 ($40,4 млрд)
  • 2011 год: 1,60916508304702 ($54,8 млрд)
  • 2012 год: 1,79473964247055 ($57,8 млрд)
  • 2013 год: 2,04197344987953 ($64,2 млрд)
  • 2014 год: 2,20107303984545 ($58 млрд)
  • 2015 год: 2,31284579927508 ($38,1 млрд)
  • 2016 год: 2,44286491313518 ($36,5 млрд)
  • 2017 год: 2,62720733639533 ($45 млрд)
  • 2018 год: 2,93898679332458 ($47 млрд)
  • 2019 год: 3,12576806681387 ($48,3 млрд)
  • 2020 год: 3,27095545269177 ($45,3 млрд)

[править] Бюджетные расходы на образование

Расходы на образование из бюджета расширенного правительства России (% ВВП):[53]

  • 2005 год: 3,7
  • 2014 год: 4,3

[править] Прочее

В 2013 году 27 % взрослого населения России участвовали в той или иной форме обучения взрослых.[54]

Валовой коэффициент охвата образовательными программами начального, основного и среднего общего образования в России в 2018 году составил 99,9.[55]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. 25 лет эволюции российского образования. История V
  2. [1]
  3. [2]
  4. [3]
  5. [4]
  6. [5]
  7. 25 лет эволюции российского образования. История IV
  8. 25 лет эволюции российского образования. История IV
  9. [6]
  10. [7]
  11. [8]
  12. 25 лет эволюции российского образования. История IV
  13. Путин
  14. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  15. [9]
  16. [10]
  17. [11]
  18. [12]
  19. [13]
  20. [14]
  21. [15]
  22. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  23. 25 лет эволюции российского образования. История III
  24. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  25. 25 лет эволюции российского образования. История II
  26. [16]
  27. [17]
  28. [18]
  29. [19]
  30. Путин
  31. 25 лет эволюции российского образования. История II
  32. 25 лет эволюции российского образования. История II
  33. [20]
  34. 25 лет эволюции российского образования. История II
  35. 25 лет эволюции российского образования. История II
  36. [21]
  37. 25 лет эволюции российского образования. История I
  38. [22]
  39. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  40. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  41. 25 лет эволюции российского образования. История VI
  42. [23]
  43. [24]
  44. [25]
  45. [26]
  46. Путин
  47. [27]
  48. [28]
  49. Дмитрий Медведев о стратегических целях развития страны. 13 февраля 2018
  50. [29]
  51. Произведенный ВВП. ВДС годы ОКВЭД2007 (с 2002 г.)
  52. Произведенный ВВП. ВДС годы ОКВЭД2 (с 2011 г.)
  53. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  54. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  55. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
История образования в России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Образование в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Виды  ДошкольноеНачальноеСреднееСреднее специальноеВысшее
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Россия в XXI веке
Экономика  Национальные счетаПромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Машиностроительная продукция  АвтомобилиВооруженияДвигателиКомпьютерыЛетательные аппаратыСуда
Образование  ВысшееСреднее специальноеСреднееДошкольноеВоенноеСпортивное
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Недвижимость  ЖильёОфисыСклады
Энергоносители  НефтепродуктыНефтьПриродный газУгольЭлектроэнергия
Внешняя политика  ЕвразияАмерикаАфрикаАвстралия и Океания
Темы  Внутренняя политикаПищаМеталлургическая продукцияХимическая продукцияСтройматериалыПрограммное обеспечениеНаукаЗдравоохранениеСпортУслугиВода
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты