Самарская область в XXI веке
Материал из Documentation.
[править] Экономика
[править] ВРП
В 2012 году в Самарской области продолжился экономический рост.
В 2013 году в Самарской области продолжился экономический рост.
В 2015 году в Самарской области продолжился экономический рост.
В 2018 году в Самарской области продолжился экономический рост.
[править] Промышленность
[править] Обрабатывающая промышленность
[править] Машиностроение
13 апреля 2012 года во время проведения совещания под председательством заместителя главы Правительства Самарской области — министра экономического развития, инвестиций и торговли Владислава Капустина было объявлено о создании аэрокосмического кластера Самарской области. Основу кластера составили Открытое акционерное общество «Ракетно-космический центр „Прогресс“» (разработка и испытания ракет-носителей серии «Союз»), Открытое акционерное общество «Кузнецов» (производство ракетных двигателей для ракет-носителей «Союз», ремонт авиадвигателей для стратегических бомбардировщиков Ту-95, Ту-22М3, Ту-160), Публичное акционерное общество «Авиакор — авиационный завод» (строительство, капитальный ремонт, модернизация гражданских самолетов Ту-154 и Ан-140, а также стратегических бомбардировщиков Ту-95МС), ОАО «Авиаагрегат» (проектирование и производство шасси для самолетов различных типов, авиационных блоков для запуска неуправляемых ракет), ОАО «Агрегат» (авиационные клапаны топливных систем, гидравлические агрегаты, краны наддува и другие), ОАО «Гидроавтоматика» (производство агрегатов пневматических, топливных и гидравлических систем для самолетов и вертолетов), ОАО «Завод авиационных подшипников»; производит более 5 тыс. типов подшипников авиационного назначения), АО «НИИ „Экран“» (разработка и производство авиационной радиотехнической аппаратуры, систем радиоэлектронной и оптико-электронной защиты самолетов и вертолетов от авиационных и зенитных ракетных комплексов).[1]
[править] Самолётостроение
Ан-140
По состоянию на осень 2010 года на заводе «Авиакор» строился один самолёт Ан-140 по заказу Министерства обороны России.[2]
С 2005 по 2011 год завод «Авиакор» поднял в воздух четыре самолёта Ан-140.[3]
По состоянию на март 2013 года «Авиакор» выполнял заказ Министерства обороны России на поставку 11 самолётов Ан-140 в пассажирском варианте.[4]
Ту-154
По состоянию на осень 2010 года на заводе «Авиакор» строились два самолёта Ту-154 по заказу Министерства обороны России.[5]
[править] Производство беспилотных летательных аппаратов
В декабре 2023 года было сообщено, что разработчик дронов «Транспорт будущего» запустил первую очередь завода в Тольятти по производству беспилотников для сельского хозяйства, мониторинга и доставки.[6]
[править] Автомобильная промышленность
«АвтоВАЗ» 3 марта 2023 года начал серийный выпуск Lada Vesta NG на производственной площадке в Тольятти.[7]
[править] Сельскохозяйственное машиностроение
В 2019 году состоялся запуск в серийное производство универсального агрегата для внесения жидких удобрений FDC на АО «Евротехника» (Самарская область).[8]
[править] Двигателестроение
На АвтоВАЗе в мае 2015 года стартовала сборка современного 1,6‑литрового агрегата серии HR16 (он же Renault H4М), разработанный альянсом Renault-Nissan. С мая 2015-го по февраль 2016 года новый двигатель, по сути, оставался зарубежным. В России делали только поршни, маховик, поддон картера и ряд других деталей. Уже через год было начато изготовление коленчатого вала. На АвтоВАЗе загрузили собственное литейное производство, освоили отливку блоков цилиндров и головки блоков из алюминия заводов «Русал». С этого момента мотор стал высоколокализованным: самые главные детали произведены в России, уровень локализации превысил 60 %.[9]
[править] Пищевая промышленность
[править] Мясная промышленность
В августе 2019 года было сообщено, что в Самарской области АО «Сызранский Мясокомбинат» стало участником нацпроекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Завод стал первым предприятием городского округа Сызрань, который участвует в проекте.[10]
[править] Пивоваренная промышленность
Пивоваренный завод «Балтика-Самара» (Кинельский район, Самарская обла.) введен в эксплуатацию 21 января 2003 г. Инвестиции ОАО ПК «Балтика» в строительство составили $53 млн собственных средств. В том числе свыше $32 млн вложено в техническое оснащение нового производства.[11]
В 2003 г. объем производства пивоваренного завода «Балтика-Самара», являющегося самарским филиалом петербургского ОАО "Пивоваренная компания «Балтика» (ОАО ПК «Балтика»), превысил 10 млн дал.[12]
[править] Металлургия
В декабре 2019 года началось строительство завода «Феррони Тольятти». 14 сентября 2021 года состоялось торжественное открытие завода «Феррони» в Тольятти по производству металлических дверей.[13]
[править] Химическая промышленность
В 2012 году началась масштабная модернизация завода «Тольяттиазот».[14]
В 2020 году состоялся запуск в эксплуатацию завода ПАО «Куйбышевазот» по производству серной кислоты марки «К» и олеума (Самарская область).[15]
[править] Нефтеперерабатывающая промышленность
Масштабная реконструкция на Сызранском НПЗ началась в 2001 году, когда был пущен комплекс первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6 мощностью шесть миллионов тонн в год. Его ввод позволил улучшить не только производственные, но и экологические показатели: из эксплуатации были выведены сразу семь устаревших установок, а расход топлива на обслуживание нового комплекса (разогрев нефти) сократился на 15 процентов.[16]
В январе 2013 года Сызранский НПЗ начал производство бензинов по стандарту «Евро-4». В мае 2013 года первым из предприятий региона освоил выпуск бензина «Евро-5». А меньше чем через месяц ассортимент продукции пополнился дизельным топливом высшего экологического стандарта.[17]
[править] Электроэнергетика
Электростанции энергосистемы Самарской области в январе-сентябре 2020 года выработали 17 млрд 710,3 млн кВт.ч электроэнергии, что на 16 % больше, чем за АППГ.[18]
[править] ГЭС
По состоянию на октябрь 2020 года основным производителем электроэнергии в Самарской области являлась Жигулёвская ГЭС.[19]
[править] СЭС
Самарская СЭС-2 начала работу в сентябре 2018 года.[20]
21 мая 2019 года состоялся торжественный пуск Самарской солнечной электростанции 75 МВт в городе Новокуйбышевске Самарской области.[21]
[править] Энергосети
В сентябре 2015 года было сообщено, что в Самаре состоялся торжественный пуск подстанции 110 кВ Волжская-2.[22]
В декабре 2015 года было сообщено, что в Самаре состоялся торжественный пуск подстанции 110 кВ Красноглинская.[23]
[править] Зерноводство
В 2017 году в Самарской области был собран рекордный урожай зерновых — 2,7 млн тонн.
[править] Жилищное строительство
По итогам 2019 года Самарская область занимает 3-е место в ПФО по объему ввода жилья в эксплуатацию.
За 2019 год в Самарской области было введено 1,841 млн кв. м жилья.[24]
[править] Транспорт
Весной 2020 года РосдорНИИ приступил к разработке новой комплексной транспортной схемы Самарско-Тольяттинской агломерации и всего региона в целом.[25]
[править] Сухопутный транспорт
[править] Рельсовый транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
2001 год — построен новый железнодорожный вокзал в Самаре.[26]
С 15 марта 2021 года график движения и маршрут следования поездов «Стриж» № 713 / 714 Санкт-Петербург — Самара, проходящего через Москву, скорректированы. Составы стали следовать без остановки для посадки и высадки пассажиров на Курском вокзале Москвы, а через третий путь МЦК организовано транзитное движение.[27]
Скорый электропоезд «Ласточка» 11 июня 2021 года начал курсировать между Самарой и Тольятти. Старт регулярным скоростным перевозкам между центрами Самарско-Тольяттинской агломерации дали губернатор Самарской области Дмитрий Азаров и начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев.[28] С запуском «Ласточек» количество прямых пригородных поездов, соединяющих Самару и Тольятти, выросло вчетверо.[29]
С 4 сентября 2021 года на Куйбышевской железной дороге по популярному маршруту Самара — Сызрань — Самара начал курсировать новый поезд «выходного дня». Для перевозки пассажиров задействован пятивагонный электропоезд серии ЭС2Г «Ласточка».[30]
Осенью 2021 года «РЖД» запустили четыре «Ласточки» в день по маршруту Самара — Жигулёвск, но в 2022 году их маршрут изменили до Тольятти.[31]
[править] Метро
Станцию Самарского метро «Алабинская» строили с 2007 года.[32]
Десятая станция самарского метрополитена («Алабинская») была открыта 1 февраля 2015 года.[33]
В 2015 году самарское правительство утвердило документацию по планировке территории на строительство II очереди самарского метрополитена на участке от Хлебной площади до Центрального автовокзала.[34]
В августе 2018 года отмечалось: «В отличие от метрополитенов других мегаполисах, метро в Самаре не является самым популярным видом городского общественного транспорта и по общему объему пассажирских перевозок существенно (почти в 5 раз) проигрывает городскому трамваю (8,4 % против 42,7 %). Это неудивительно, ведь единственная подземная линия связывает промзону и один из жилых районов, не пересекая при этом центр города, не подходя к железнодорожному вокзалу и другим важным транспортным узлам. <…> Самарский метрополитен включает в себя только одну линию протяженностью 11,6 км и 10 станций, из которых 9 — подземные мелкого заложения и 1 — наземная. <…> Всего в парк Самарского метрополитена насчитывает 46 вагонов.»[35]
Обновление вагонов Самарского метро началось в 2020 году.[36]
Весной 2020 года Метровагонмаш отправил в Самарский метрополитен новый поезд метро серии 81-717.6/714.6.[37]
В 2020 году на линию самарского метрополитена впервые за 32 года вышел новый четырёхвагонный поезд.[38]
Контракт на проведение капитального ремонта шести вагонов модели 81-714/717 метро между «Метровагонмашем» и муниципальным предприятием г. Самары «Самарский метрополитен» был заключён в октябре 2020 года. Все работы выполнил филиал предприятия в Санкт-Петербурге, действующий на площадке Октябрьского электровагоноремонтного завода.
По итогам 2020 года в Самару было поставлено 4 новых вагона метро.[39]
В июне 2021 года было сообщено, что Метровагонмаш (МВМ, входит в состав ТМХ) и Самарский метрополитен подписали контракт на проведение работ по капитально-восстановительному ремонту 6 вагонов метро модели 81-717/714 с продлением срока службы.[40]
30 сентября 2021 года на заседании президиума Правительственной комиссии по региональному развитию одобрена заявка Самарской области на реализацию проекта достройки первой линии Самарского метрополитена.[41]
В декабре 2021 года было сообщено, что в Самаре выбрали подрядчика для разработки проекта планировки территории под строительство метрополитена от станции «Самарской» до станции «Театральной» в Самаре.[42]
30 августа 2022 года Марат Хуснуллин писал: «В Самаре приступили к строительству одиннадцатой станции метро. В 2025 году она должна связать активно развивающиеся промышленные районы с центром города. Запустить проект удалось благодаря инфраструктурному бюджетному кредиту в размере 10,4 млрд рублей.»[43]
В XXI веке (по состоянию на 5 января 2024 года) в Самарском метро было введено в эксплуатацию 3,7 км линий и 3 станции.[44]
[править] Трамвайный транспорт
Пути
По состоянию на май 2021 года протяжённость трамвайных путей в Самаре — 166,5 км, из них находятся в эксплуатации — 148,2 км, износ составлял 46 %.[45]
Подвижной состав
Пополнением вагонного парка самарского трамвая были 10 трёхсекционных составов модели 71-631/71-631.01 выпуска 2017 года, полученные перед Чемпионатом мира по футболу — 2018, часть матчей которого принимала Самара.[46][47]
По состоянию на май 2021 года парк трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Самары насчитывал 423 трамвайных вагона, износ трамваев — 80 %.[48]
5 мая 2022 года отмечалось: «[В Самаре] большая часть <…> трамваев — это „Татры“, которые произвели ещё в Чехословакии в 70-80-е годы. Последний вагон этой марки <…> получили в 1989 году. То есть им уже больше 30 лет. Из 417 трамваев, которые курсируют по Самаре, 340 „Татр“.»[49]
Первый в 2020-х годах новый трамвай прибыл в Самару 3 июля 2023 года.[50]
[править] Автомобильный транспорт
[править] Автобусный транспорт
В апреле 2018 года между МП «Пассажиравтотранс» («ПАТ») и ООО «СамараАвтоГаз» (ООО «САГ») был заключен договор аренды транспортных средств и договор сублизинга транспортных средств, в соответствии с которым обществу было передано 134 автобуса.[51]
Межмуниципальный маршрут электробуса N 108 запустили 18 марта 2020 года в Самаре.[52]
По состоянию на декабрь 2021 года департамент транспорта Самары прорабатывал вопрос запуска движения электробусов.[53]
Электробусы
10 июля 2023 года в Самаре на постоянной основе на маршруте № 108 заработал приобретённый в 2022 году электробус, выпущенный на «Белкоммунмаше».[54]
[править] Троллейбусный транспорт
В 2018—2019 гг. за счёт ввода в эксплуатацию крупной партии новой техники, полученной в 2017 г. (40 троллейбусов БКМ-321), выпуск троллейбусов на городские маршруты Тольятти удалось стабилизировать.[55]
С января 2018 г. в Тольятти возобновлены троллейбусные маршруты № 8 (57*), 18 и 57, а с января 2020 г. — № 22, а также № 1.[56]
В 2020 году Самаре одобрили закупку 22 новых троллейбусов.[57]
По состоянию на май 2021 года парк трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Самары насчитывал 235 троллейбусов, износ троллейбусов — 80 %.[58]
В июле 2021 года было сообщено, что «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) выполнила контракт на поставку 22 троллейбусов «Адмирал» в Самару. Подвижной состав передан самарскому муниципальному предприятию «Трамвайно-троллейбусное управление».[59]
10 августа 2021 года администрацией Тольятти был объявлен новый аукцион с начальной стоимостью 115,84 млн руб. на обслуживание троллейбусных маршрутов с 1 декабря 2021 г. по 31 декабря 2022 г. По его итогам 15 сентября 2021 года между администрацией города и МП «ТТУ» как единственным участником торгов был заключён контракт.[60]
[править] Дороги
АО «ДСК „Автобан“» и Евразийский банк развития (ЕАБР) заключили соглашение о совместной реализации проекта Строительство обхода города Тольятти с мостовым переходом через реку Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Документ на полях ПМЭФ-2021 подписали генеральный директор «ДСК „Автобан“» Алексей Андреев и председатель правления ЕАБР Николай Подгузов.[61]
[править] Аэропорты
В 2007 г. министерство транспорта РФ и «Росавиация» разрабатывают Концепцию развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации РФ до 2020 г. Концепция определяет перечень международных аэропортов, которые рассматриваются как узловые аэропорты (хабы) федеральной базовой авиатранспортной системы. В этот перечень также входит Международный аэропорт «Курумоч».[62]
В 2011 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 1072 "О передаче в собственность Самарской области находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Международный аэропорт «Курумоч» 50,99 % акций ОАО "Международный аэропорт «Курумоч», находящихся в федеральной собственности, переданы в государственную собственность Самарской области.[63]
2011 год — ГК «Ренова» выбрана инвестором для реализации инвестиционной программы развития международного аэропорта Курумоч. Подписано инвестиционное соглашение о реализации проекта строительства нового аэровокзального комплекса, реконструкции и модернизации инженерных систем и коммуникаций международного аэропорта Курумоч, а также его эксплуатации.[64]
2013 год — Начато строительство нового аэровокзального комплекса аэропорта Самары.[65]
24 февраля 2015 года официально открыт новый пассажирский терминал Международного аэропорта Курумоч. Аэропорт Самары стал первый объектом транспортной инфраструктуры, построенный к Чемпионату мира по футболу 2018 года.[66]
Весной 2015 г. новый грузовой терминал Курумоча начал обслуживание. Он был построен в рамках инвестиционного проекта АО УК «Аэропорты Регионов».[67]
В 2015 г. аэропорт Курумоч стал победителем в номинации «Дизайн-идея» престижной международной премии Best Office Awards.[68]
2017 год — Международный аэропорт Курумоч получил четыре звезды из пяти возможных в рейтинге авторитетной исследовательской компании Skytrax.[69]
31 декабря 2017 года международный аэропорт Курумоч приступил к эксплуатации второй взлетно-посадочной полосы (ИВПП-2), запущенной после реконструкции. На аэродроме установлено новое современное оборудование по III А категории в соответствии с нормам ИКАО, позволяющее производить полеты в любое время, при практически любых погодных условиях.[70]
В 2018 г. международный аэропорт Курумоч получил сертификат, подтверждающий статус аэропорта с 4 звездами из пяти возможных в рейтинге авторитетной исследовательской компании Skytrax.[71]
В 2018 г. Международный аэропорт Курумоч обслужил 3 млн 86 тыс. пассажиров.[72]
[править] Торговля
[править] Розничная торговля
В мае 2019 года в Самаре прекратили работу все магазины сетей «Пчелка» и «Карамель» - региональные ритейлеры, подконтрольные компании «Элит» Андрея Котельникова.[73]
[править] Торговые объекты
«Парк Хаус Тольятти» был открыт 9 декабря 2005 года.[74]
ТК «МегаСити» был введён в эксплуатацию 19 апреля 2006 года.[75]
«Парк Хаус Самара» был открыт 11 октября 2006 года.[76]
ТРК «Космопорт» был открыт 27 октября 2007 года.[77]
1 декабря 2009 года был введён в эксплуатацию ТРК «Вива Лэнд».[78]
В июле 2017 года отмечалось: «Самым насыщенным качественными торговыми площадями городом-миллионником [России] четвертый год подряд становится Самара: в ней на 1 тыс. человек приходится 682 кв. м, сообщают аналитики компании [Colliers International].»[79]
В 2020 году в Самаре началось строительство нового ТРК «Алабинский» (GLA: 54 тыс. кв. м).[80]
В июне 2021 года отмечалось: «Рынок торговой недвижимости Самары находится на высоком уровне развития: здесь функционирует 17 торговых центров совокупной арендопригодной площадью 855 тыс. кв. м.»[81]
[править] Финансы
[править] Государственные финансы
С 2013 года в Самарской области в рамках реализации Послания Губернатора Самарской области Н. И. Меркушкина введена система стимулирующих субсидий муниципальным образованиям.
[править] Зарплата
В 2013 году в Самарской области продолжился рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, которая достигла по итогам года 23,4 тыс. рублей.
В 2018 году в Самарской области продолжился рост среднемесячной заработной платы, которая достигла по итогам года 33,6 тыс. рублей.
[править] Энергоносители
[править] Электроэнергия
Потребление электроэнергии в энергосистеме Самарской области за первые 9 месяцев 2020 года составило 16 млрд 109,1 млн кВт.ч, что на 5,3% меньше объема потребления за аналогичный период 2019 года. Суммарный переток электроэнергии из энергосистемы Самарской области в соседние энергосистемы с января по сентябрь 2020 года составил 1,6 млрд кВт.ч.[82]
[править] Дошкольное образование
В 2018 году в Самарской области открылось девять новых детсадов.
[править] Спорт
[править] Зимние виды спорта
По состоянию на март 2019 года в Самаре продолжалось строительство ледового дворца спорта на ул. Молодогвардейской.[83]
[править] Футбол
По состоянию на июль 2016 года в Самаре продолжалось строительство стадиона для проведения игр чемпионата мира по футболу 2018 года.[84]
[править] Силовые структуры
4 ноября 2019 года в Самарской области состоялась торжественная церемония присвоения единственной в Вооруженных Силах России 15-й отдельной мотострелковой миротворческой бригаде Центрального военного округа почетного наименования «Александрийская» и вручения исторической копии Штандарта 5-го гусарского Александрийского полка. Торжественное мероприятие прошло в Рощинском гарнизоне на плацу мотострелкового соединения.[85]
[править] Ссылки
- На АвтоВАЗе стартовало серийное производство «Калины-2». 17 мая 2013
- Из Самары в Москву отправился в свой первый рейс двухэтажный поезд. 3 декабря 2015
- В Тольятти стартовало серийное производство LADA XRay. 15 декабря 2015
- Дави на газ: битопливный Lada Largus CNG запустили в серийное производство. 2 апреля 2019
- В Самарской области началось устройство фундамента моста через Сок. 20 февраля 2020
- Тест нового троллейбуса: в Самаре 7 июля запустили новые троллейбусы. 7 июля 2021
- Все развязки открыли: в Самаре полностью запустили движение по новой дороге «Фрунзенский-2». 25 декабря 2021
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ Основные результаты деятельности Минпромторга России за 2019 и 2020 годы
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ Основные результаты деятельности Минпромторга России за 2019 и 2020 годы
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ [35]
- ↑ [36]
- ↑ Развитие общественного транспорта в городах России. #9
- ↑ [37]
- ↑ [38]
- ↑ [39]
- ↑ [40]
- ↑ [41]
- ↑ [42]
- ↑ [43]
- ↑ [44]
- ↑ [45]
- ↑ [46]
- ↑ [47]
- ↑ [48]
- ↑ [49]
- ↑ [50]
- ↑ [51]
- ↑ [52]
- ↑ [53]
- ↑ [54]
- ↑ [55]
- ↑ [56]
- ↑ [57]
- ↑ [58]
- ↑ [59]
- ↑ [60]
- ↑ [61]
- ↑ [62]
- ↑ [63]
- ↑ [64]
- ↑ [65]
- ↑ [66]
- ↑ [67]
- ↑ [68]
- ↑ [69]
- ↑ 9. Самара
- ↑ Топ-100 лучших торговых центров России — 2011
- ↑ Топ-100 лучших торговых центров России — 2011
- ↑ Топ-100 лучших торговых центров России — 2011
- ↑ Топ-100 лучших торговых центров России — 2011
- ↑ Топ-100 лучших торговых центров России — 2011
- ↑ [70]
- ↑ [71]
- ↑ [72]
- ↑ [73]
- ↑ [74]
- ↑ [75]
- ↑ [76]