Самарская область в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Экономика

Динамика физического объёма валового регионального продукта Самарской области и России в целом, в 1997—2010 годах, в % от уровня 1997 года
Динамика физического объёма валового регионального продукта Самарской области и России в целом, в 1997—2010 годах, в % от уровня 1997 года

[править] ВРП

В 2012 году в Самарской области продолжился экономический рост.

В 2013 году в Самарской области продолжился экономический рост.

В 2015 году в Самарской области продолжился экономический рост.

В 2018 году в Самарской области продолжился экономический рост.

[править] Промышленность

[править] Обрабатывающая промышленность

[править] Машиностроение

13 апреля 2012 года во время проведения совещания под председательством заместителя главы Правительства Самарской области — министра экономического развития, инвестиций и торговли Владислава Капустина было объявлено о создании аэрокосмического кластера Самарской области. Основу кластера составили Открытое акционерное общество «Ракетно-космический центр „Прогресс“» (разработка и испытания ракет-носителей серии «Союз»), Открытое акционерное общество «Кузнецов» (производство ракетных двигателей для ракет-носителей «Союз», ремонт авиадвигателей для стратегических бомбардировщиков Ту-95, Ту-22М3, Ту-160), Публичное акционерное общество «Авиакор — авиационный завод» (строительство, капитальный ремонт, модернизация гражданских самолетов Ту-154 и Ан-140, а также стратегических бомбардировщиков Ту-95МС), ОАО «Авиаагрегат» (проектирование и производство шасси для самолетов различных типов, авиационных блоков для запуска неуправляемых ракет), ОАО «Агрегат» (авиационные клапаны топливных систем, гидравлические агрегаты, краны наддува и другие), ОАО «Гидроавтоматика» (производство агрегатов пневматических, топливных и гидравлических систем для самолетов и вертолетов), ОАО «Завод авиационных подшипников»; производит более 5 тыс. типов подшипников авиационного назначения), АО «НИИ „Экран“» (разработка и производство авиационной радиотехнической аппаратуры, систем радиоэлектронной и оптико-электронной защиты самолетов и вертолетов от авиационных и зенитных ракетных комплексов).[1]

[править] Самолётостроение

Ан-140

По состоянию на осень 2010 года на заводе «Авиакор» строился один самолёт Ан-140 по заказу Министерства обороны России.[2]

С 2005 по 2011 год завод «Авиакор» поднял в воздух четыре самолёта Ан-140.[3]

По состоянию на март 2013 года «Авиакор» выполнял заказ Министерства обороны России на поставку 11 самолётов Ан-140 в пассажирском варианте.[4]

Ту-154

По состоянию на осень 2010 года на заводе «Авиакор» строились два самолёта Ту-154 по заказу Министерства обороны России.[5]

[править] Производство беспилотных летательных аппаратов

В декабре 2023 года было сообщено, что разработчик дронов «Транспорт будущего» запустил первую очередь завода в Тольятти по производству беспилотников для сельского хозяйства, мониторинга и доставки.[6]

[править] Автомобильная промышленность

«АвтоВАЗ» 3 марта 2023 года начал серийный выпуск Lada Vesta NG на производственной площадке в Тольятти.[7]

[править] Сельскохозяйственное машиностроение

В 2019 году состоялся запуск в серийное производство универсального агрегата для внесения жидких удобрений FDC на АО «Евротехника» (Самарская область).[8]

[править] Двигателестроение

На АвтоВАЗе в мае 2015 года стартовала сборка современного 1,6‑литрового агрегата серии HR16 (он же Renault H4М), разработанный альянсом Renault-Nissan. С мая 2015-го по февраль 2016 года новый двигатель, по сути, оставался зарубежным. В России делали только поршни, маховик, поддон картера и ряд других деталей. Уже через год было начато изготовление коленчатого вала. На АвтоВАЗе загрузили собственное литейное производство, освоили отливку блоков цилиндров и головки блоков из алюминия заводов «Русал». С этого момента мотор стал высоколокализованным: самые главные детали произведены в России, уровень локализации превысил 60 %.[9]

[править] Пищевая промышленность
[править] Мясная промышленность

В августе 2019 года было сообщено, что в Самарской области АО «Сызранский Мясокомбинат» стало участником нацпроекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Завод стал первым предприятием городского округа Сызрань, который участвует в проекте.[10]

[править] Пивоваренная промышленность

Пивоваренный завод «Балтика-Самара» (Кинельский район, Самарская обла.) введен в эксплуатацию 21 января 2003 г. Инвестиции ОАО ПК «Балтика» в строительство составили $53 млн собственных средств. В том числе свыше $32 млн вложено в техническое оснащение нового производства.[11]

В 2003 г. объем производства пивоваренного завода «Балтика-Самара», являющегося самарским филиалом петербургского ОАО "Пивоваренная компания «Балтика» (ОАО ПК «Балтика»), превысил 10 млн дал.[12]

[править] Металлургия

В декабре 2019 года началось строительство завода «Феррони Тольятти». 14 сентября 2021 года состоялось торжественное открытие завода «Феррони» в Тольятти по производству металлических дверей.[13]

[править] Химическая промышленность

В 2012 году началась масштабная модернизация завода «Тольяттиазот».[14]

В 2020 году состоялся запуск в эксплуатацию завода ПАО «Куйбышевазот» по производству серной кислоты марки «К» и олеума (Самарская область).[15]

[править] Нефтеперерабатывающая промышленность

Масштабная реконструкция на Сызранском НПЗ началась в 2001 году, когда был пущен комплекс первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6 мощностью шесть миллионов тонн в год. Его ввод позволил улучшить не только производственные, но и экологические показатели: из эксплуатации были выведены сразу семь устаревших установок, а расход топлива на обслуживание нового комплекса (разогрев нефти) сократился на 15 процентов.[16]

В январе 2013 года Сызранский НПЗ начал производство бензинов по стандарту «Евро-4». В мае 2013 года первым из предприятий региона освоил выпуск бензина «Евро-5». А меньше чем через месяц ассортимент продукции пополнился дизельным топливом высшего экологического стандарта.[17]

[править] Электроэнергетика

Электростанции энергосистемы Самарской области в январе-сентябре 2020 года выработали 17 млрд 710,3 млн кВт.ч электроэнергии, что на 16 % больше, чем за АППГ.[18]

[править] ГЭС

По состоянию на октябрь 2020 года основным производителем электроэнергии в Самарской области являлась Жигулёвская ГЭС.[19]

[править] СЭС

Самарская СЭС-2 начала работу в сентябре 2018 года.[20]

21 мая 2019 года состоялся торжественный пуск Самарской солнечной электростанции 75 МВт в городе Новокуйбышевске Самарской области.[21]

[править] Энергосети

В сентябре 2015 года было сообщено, что в Самаре состоялся торжественный пуск подстанции 110 кВ Волжская-2.[22]

В декабре 2015 года было сообщено, что в Самаре состоялся торжественный пуск подстанции 110 кВ Красноглинская.[23]

[править] Зерноводство

В 2017 году в Самарской области был собран рекордный урожай зерновых — 2,7 млн тонн.

[править] Жилищное строительство

По итогам 2019 года Самарская область занимает 3-е место в ПФО по объему ввода жилья в эксплуатацию.

За 2019 год в Самарской области было введено 1,841 млн кв. м жилья.[24]

[править] Транспорт

Весной 2020 года РосдорНИИ приступил к разработке новой комплексной транспортной схемы Самарско-Тольяттинской агломерации и всего региона в целом.[25]

[править] Сухопутный транспорт

[править] Рельсовый транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
Электропоезд «Ласточка»
Электропоезд «Ласточка»

2001 год — построен новый железнодорожный вокзал в Самаре.[26]

С 15 марта 2021 года график движения и маршрут следования поездов «Стриж» № 713 / 714 Санкт-Петербург — Самара, проходящего через Москву, скорректированы. Составы стали следовать без остановки для посадки и высадки пассажиров на Курском вокзале Москвы, а через третий путь МЦК организовано транзитное движение.[27]

Скорый электропоезд «Ласточка» 11 июня 2021 года начал курсировать между Самарой и Тольятти. Старт регулярным скоростным перевозкам между центрами Самарско-Тольяттинской агломерации дали губернатор Самарской области Дмитрий Азаров и начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев.[28] С запуском «Ласточек» количество прямых пригородных поездов, соединяющих Самару и Тольятти, выросло вчетверо.[29]

С 4 сентября 2021 года на Куйбышевской железной дороге по популярному маршруту Самара — Сызрань — Самара начал курсировать новый поезд «выходного дня». Для перевозки пассажиров задействован пятивагонный электропоезд серии ЭС2Г «Ласточка».[30]

Осенью 2021 года «РЖД» запустили четыре «Ласточки» в день по маршруту Самара — Жигулёвск, но в 2022 году их маршрут изменили до Тольятти.[31]

[править] Метро

Станцию Самарского метро «Алабинская» строили с 2007 года.[32]

Десятая станция самарского метрополитена («Алабинская») была открыта 1 февраля 2015 года.[33]

В 2015 году самарское правительство утвердило документацию по планировке территории на строительство II очереди самарского метрополитена на участке от Хлебной площади до Центрального автовокзала.[34]

В августе 2018 года отмечалось: «В отличие от метрополитенов других мегаполисах, метро в Самаре не является самым популярным видом городского общественного транспорта и по общему объему пассажирских перевозок существенно (почти в 5 раз) проигрывает городскому трамваю (8,4 % против 42,7 %). Это неудивительно, ведь единственная подземная линия связывает промзону и один из жилых районов, не пересекая при этом центр города, не подходя к железнодорожному вокзалу и другим важным транспортным узлам. <…> Самарский метрополитен включает в себя только одну линию протяженностью 11,6 км и 10 станций, из которых 9 — подземные мелкого заложения и 1 — наземная. <…> Всего в парк Самарского метрополитена насчитывает 46 вагонов.»[35]

Обновление вагонов Самарского метро началось в 2020 году.[36]

Весной 2020 года Метровагонмаш отправил в Самарский метрополитен новый поезд метро серии 81-717.6/714.6.[37]

В 2020 году на линию самарского метрополитена впервые за 32 года вышел новый четырёхвагонный поезд.[38]

Контракт на проведение капитального ремонта шести вагонов модели 81-714/717 метро между «Метровагонмашем» и муниципальным предприятием г. Самары «Самарский метрополитен» был заключён в октябре 2020 года. Все работы выполнил филиал предприятия в Санкт-Петербурге, действующий на площадке Октябрьского электровагоноремонтного завода.

По итогам 2020 года в Самару было поставлено 4 новых вагона метро.[39]

В июне 2021 года было сообщено, что Метровагонмаш (МВМ, входит в состав ТМХ) и Самарский метрополитен подписали контракт на проведение работ по капитально-восстановительному ремонту 6 вагонов метро модели 81-717/714 с продлением срока службы.[40]

30 сентября 2021 года на заседании президиума Правительственной комиссии по региональному развитию одобрена заявка Самарской области на реализацию проекта достройки первой линии Самарского метрополитена.[41]

В декабре 2021 года было сообщено, что в Самаре выбрали подрядчика для разработки проекта планировки территории под строительство метрополитена от станции «Самарской» до станции «Театральной» в Самаре.[42]

30 августа 2022 года Марат Хуснуллин писал: «В Самаре приступили к строительству одиннадцатой станции метро. В 2025 году она должна связать активно развивающиеся промышленные районы с центром города. Запустить проект удалось благодаря инфраструктурному бюджетному кредиту в размере 10,4 млрд рублей.»[43]

В XXI веке (по состоянию на 5 января 2024 года) в Самарском метро было введено в эксплуатацию 3,7 км линий и 3 станции.[44]

[править] Трамвайный транспорт

Пути

По состоянию на май 2021 года протяжённость трамвайных путей в Самаре — 166,5 км, из них находятся в эксплуатации — 148,2 км, износ составлял 46 %.[45]

Подвижной состав

Пополнением вагонного парка самарского трамвая были 10 трёхсекционных составов модели 71-631/71-631.01 выпуска 2017 года, полученные перед Чемпионатом мира по футболу — 2018, часть матчей которого принимала Самара.[46][47]

По состоянию на май 2021 года парк трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Самары насчитывал 423 трамвайных вагона, износ трамваев — 80 %.[48]

5 мая 2022 года отмечалось: «[В Самаре] большая часть <…> трамваев — это „Татры“, которые произвели ещё в Чехословакии в 70-80-е годы. Последний вагон этой марки <…> получили в 1989 году. То есть им уже больше 30 лет. Из 417 трамваев, которые курсируют по Самаре, 340 „Татр“.»[49]

Первый в 2020-х годах новый трамвай прибыл в Самару 3 июля 2023 года.[50]

[править] Автомобильный транспорт
[править] Автобусный транспорт

В апреле 2018 года между МП «Пассажиравтотранс» («ПАТ») и ООО «СамараАвтоГаз» (ООО «САГ») был заключен договор аренды транспортных средств и договор сублизинга транспортных средств, в соответствии с которым обществу было передано 134 автобуса.[51]

Межмуниципальный маршрут электробуса N 108 запустили 18 марта 2020 года в Самаре.[52]

По состоянию на декабрь 2021 года департамент транспорта Самары прорабатывал вопрос запуска движения электробусов.[53]

Электробусы

10 июля 2023 года в Самаре на постоянной основе на маршруте № 108 заработал приобретённый в 2022 году электробус, выпущенный на «Белкоммунмаше».[54]

[править] Троллейбусный транспорт

В 2018—2019 гг. за счёт ввода в эксплуатацию крупной партии новой техники, полученной в 2017 г. (40 троллейбусов БКМ-321), выпуск троллейбусов на городские маршруты Тольятти удалось стабилизировать.[55]

С января 2018 г. в Тольятти возобновлены троллейбусные маршруты № 8 (57*), 18 и 57, а с января 2020 г. — № 22, а также № 1.[56]

В 2020 году Самаре одобрили закупку 22 новых троллейбусов.[57]

По состоянию на май 2021 года парк трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Самары насчитывал 235 троллейбусов, износ троллейбусов — 80 %.[58]

В июле 2021 года было сообщено, что «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) выполнила контракт на поставку 22 троллейбусов «Адмирал» в Самару. Подвижной состав передан самарскому муниципальному предприятию «Трамвайно-троллейбусное управление».[59]

10 августа 2021 года администрацией Тольятти был объявлен новый аукцион с начальной стоимостью 115,84 млн руб. на обслуживание троллейбусных маршрутов с 1 декабря 2021 г. по 31 декабря 2022 г. По его итогам 15 сентября 2021 года между администрацией города и МП «ТТУ» как единственным участником торгов был заключён контракт.[60]

[править] Дороги

АО «ДСК „Автобан“» и Евразийский банк развития (ЕАБР) заключили соглашение о совместной реализации проекта Строительство обхода города Тольятти с мостовым переходом через реку Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Документ на полях ПМЭФ-2021 подписали генеральный директор «ДСК „Автобан“» Алексей Андреев и председатель правления ЕАБР Николай Подгузов.[61]

[править] Аэропорты

В 2007 г. министерство транспорта РФ и «Росавиация» разрабатывают Концепцию развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации РФ до 2020 г. Концепция определяет перечень международных аэропортов, которые рассматриваются как узловые аэропорты (хабы) федеральной базовой авиатранспортной системы. В этот перечень также входит Международный аэропорт «Курумоч».[62]

В 2011 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 1072 "О передаче в собственность Самарской области находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Международный аэропорт «Курумоч» 50,99 % акций ОАО "Международный аэропорт «Курумоч», находящихся в федеральной собственности, переданы в государственную собственность Самарской области.[63]

2011 год — ГК «Ренова» выбрана инвестором для реализации инвестиционной программы развития международного аэропорта Курумоч. Подписано инвестиционное соглашение о реализации проекта строительства нового аэровокзального комплекса, реконструкции и модернизации инженерных систем и коммуникаций международного аэропорта Курумоч, а также его эксплуатации.[64]

2013 год — Начато строительство нового аэровокзального комплекса аэропорта Самары.[65]

24 февраля 2015 года официально открыт новый пассажирский терминал Международного аэропорта Курумоч. Аэропорт Самары стал первый объектом транспортной инфраструктуры, построенный к Чемпионату мира по футболу 2018 года.[66]

Весной 2015 г. новый грузовой терминал Курумоча начал обслуживание. Он был построен в рамках инвестиционного проекта АО УК «Аэропорты Регионов».[67]

В 2015 г. аэропорт Курумоч стал победителем в номинации «Дизайн-идея» престижной международной премии Best Office Awards.[68]

2017 год — Международный аэропорт Курумоч получил четыре звезды из пяти возможных в рейтинге авторитетной исследовательской компании Skytrax.[69]

31 декабря 2017 года международный аэропорт Курумоч приступил к эксплуатации второй взлетно-посадочной полосы (ИВПП-2), запущенной после реконструкции. На аэродроме установлено новое современное оборудование по III А категории в соответствии с нормам ИКАО, позволяющее производить полеты в любое время, при практически любых погодных условиях.[70]

В 2018 г. международный аэропорт Курумоч получил сертификат, подтверждающий статус аэропорта с 4 звездами из пяти возможных в рейтинге авторитетной исследовательской компании Skytrax.[71]

В 2018 г. Международный аэропорт Курумоч обслужил 3 млн 86 тыс. пассажиров.[72]

[править] Торговля

[править] Розничная торговля

В мае 2019 года в Самаре прекратили работу все магазины сетей «Пчелка» и «Карамель» - региональные ритейлеры, подконтрольные компании «Элит» Андрея Котельникова.[73]

[править] Торговые объекты

«Парк Хаус Тольятти» был открыт 9 декабря 2005 года.[74]

ТК «МегаСити» был введён в эксплуатацию 19 апреля 2006 года.[75]

«Парк Хаус Самара» был открыт 11 октября 2006 года.[76]

ТРК «Космопорт» был открыт 27 октября 2007 года.[77]

1 декабря 2009 года был введён в эксплуатацию ТРК «Вива Лэнд».[78]

В июле 2017 года отмечалось: «Самым насыщенным качественными торговыми площадями городом-миллионником [России] четвертый год подряд становится Самара: в ней на 1 тыс. человек приходится 682 кв. м, сообщают аналитики компании [Colliers International].»[79]

В 2020 году в Самаре началось строительство нового ТРК «Алабинский» (GLA: 54 тыс. кв. м).[80]

В июне 2021 года отмечалось: «Рынок торговой недвижимости Самары находится на высоком уровне развития: здесь функционирует 17 торговых центров совокупной арендопригодной площадью 855 тыс. кв. м.»[81]

[править] Финансы

[править] Государственные финансы

С 2013 года в Самарской области в рамках реализации Послания Губернатора Самарской области Н. И. Меркушкина введена система стимулирующих субсидий муниципальным образованиям.

[править] Зарплата

В 2013 году в Самарской области продолжился рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, которая достигла по итогам года 23,4 тыс. рублей.

В 2018 году в Самарской области продолжился рост среднемесячной заработной платы, которая достигла по итогам года 33,6 тыс. рублей.

[править] Энергоносители

[править] Электроэнергия

Потребление электроэнергии в энергосистеме Самарской области за первые 9 месяцев 2020 года составило 16 млрд 109,1 млн кВт.ч, что на 5,3% меньше объема потребления за аналогичный период 2019 года. Суммарный переток электроэнергии из энергосистемы Самарской области в соседние энергосистемы с января по сентябрь 2020 года составил 1,6 млрд кВт.ч.[82]

[править] Дошкольное образование

В 2018 году в Самарской области открылось девять новых детсадов.

[править] Спорт

[править] Зимние виды спорта

По состоянию на март 2019 года в Самаре продолжалось строительство ледового дворца спорта на ул. Молодогвардейской.[83]

[править] Футбол

По состоянию на июль 2016 года в Самаре продолжалось строительство стадиона для проведения игр чемпионата мира по футболу 2018 года.[84]

[править] Силовые структуры

4 ноября 2019 года в Самарской области состоялась торжественная церемония присвоения единственной в Вооруженных Силах России 15-й отдельной мотострелковой миротворческой бригаде Центрального военного округа почетного наименования «Александрийская» и вручения исторической копии Штандарта 5-го гусарского Александрийского полка. Торжественное мероприятие прошло в Рощинском гарнизоне на плацу мотострелкового соединения.[85]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. Основные результаты деятельности Минпромторга России за 2019 и 2020 годы
  9. [8]
  10. [9]
  11. [10]
  12. [11]
  13. [12]
  14. [13]
  15. Основные результаты деятельности Минпромторга России за 2019 и 2020 годы
  16. [14]
  17. [15]
  18. [16]
  19. [17]
  20. [18]
  21. [19]
  22. [20]
  23. [21]
  24. [22]
  25. [23]
  26. [24]
  27. [25]
  28. [26]
  29. [27]
  30. [28]
  31. [29]
  32. [30]
  33. [31]
  34. [32]
  35. [33]
  36. [34]
  37. [35]
  38. [36]
  39. Развитие общественного транспорта в городах России. #9
  40. [37]
  41. [38]
  42. [39]
  43. [40]
  44. [41]
  45. [42]
  46. [43]
  47. [44]
  48. [45]
  49. [46]
  50. [47]
  51. [48]
  52. [49]
  53. [50]
  54. [51]
  55. [52]
  56. [53]
  57. [54]
  58. [55]
  59. [56]
  60. [57]
  61. [58]
  62. [59]
  63. [60]
  64. [61]
  65. [62]
  66. [63]
  67. [64]
  68. [65]
  69. [66]
  70. [67]
  71. [68]
  72. [69]
  73. 9. Самара
  74. Топ-100 лучших торговых центров России — 2011
  75. Топ-100 лучших торговых центров России — 2011
  76. Топ-100 лучших торговых центров России — 2011
  77. Топ-100 лучших торговых центров России — 2011
  78. Топ-100 лучших торговых центров России — 2011
  79. [70]
  80. [71]
  81. [72]
  82. [73]
  83. [74]
  84. [75]
  85. [76]
Россия в XXI веке
Экономика  Национальные счетаПромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Машиностроительная продукция  АвтомобилиВооруженияДвигателиКомпьютерыЛетательные аппаратыСуда
Образование  ВысшееСреднее специальноеСреднееДошкольноеВоенноеСпортивное
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Недвижимость  ЖильёОфисыСклады
Энергоносители  НефтепродуктыНефтьПриродный газУгольЭлектроэнергия
Внешняя политика  ЕвразияАмерикаАфрикаАвстралия и Океания
Темы  Внутренняя политикаПищаМеталлургическая продукцияХимическая продукцияСтройматериалыПрограммное обеспечениеНаукаЗдравоохранениеСпортУслугиВода
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты