Население России в XXI веке
Материал из Documentation.
В 2002 году в России прошла всеобщая перепись населения.[1]
Содержание |
[править] Численность
Численность населения России в 2001 году составляла 146,3 млн человек, то есть на 2 млн меньше, чем в 1991 году.[2]
В январе 2006 года население России составляло 142,2 млн человек.
К концу 2008 года общая численность населения России составляла 142,0 млн человек, из них на долю городского населения приходилось 73 %, сельского — 27 %.[3]
Изменить тенденцию к уменьшению численности населения России удалось только в 2010 году, когда после 16-летнего падения (до 141,9 млн чел. в 2009) начался его устойчивый рост.[4][5]
В 2010 году, по данным переписи, в России жили 142 млн 857 тыс. человек.[6]
Население России на 2011 год составляло 142 914 136 человек.[7]
Численность населения России составила 146,1 млн чел. в 2014 году.[8]
Численность постоянного населения России на 1 января 2019 года составила 146,8 млн человек.[9]
По данным Росстата, в 2020 г. население России впервые за 15 лет сократилось почти на 574 800 человек, это рекордная величина с 2005 г., тогда население России сократилось на 564 500 человек.[10]
На начало 2021 года постоянное население России составляло 146,24 млн человек. Годом ранее в стране официально проживало 146,75 млн человек.
[править] Естественное движение
[править] Естественный прирост
В 2013—2015 годах Россия впервые за многие годы вышла на естественный прирост населения — за три года плюс 86 тыс. человек, не считая приезжих.
В 2015—2018 годах в России наблюдалась естественная убыль населения.[11]
1 марта 2018 года Путин заявил: «Необходимо <…> в предстоящее десятилетие обеспечить устойчивый естественный рост численности населения России».[12]
По итогам первого полугодия 2019 года естественная убыль населения России составила почти 200 тыс. человек — это максимальное значение с 2008 года.[13]
Естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся) в России в 2020 году выросла более чем в два раза (до 688,7 тысячи человек).[14]
По итогам 2022 года естественная убыль населения России, то есть превышение числа умерших над числом родившихся, составила 599,6 тыс. человек следует из предварительных данных Росстата.[15]
[править] Рождаемость
К 2011 году суммарный коэффициент рождаемости в России достиг уровня 1,6.
В 2011 году в России родилось 1,793828 млн детей — самый высокий показатель с 1991 года.
По итогам 2014 года в России наблюдался рост рождаемости.
По итогам 2014 года в России зарегистрирована рекордная для страны рождаемость.
В период с 2010 по 2018 год доля родов, принятых квалифицированными медицинскими работниками, в России оставалась неизменной на уровне 99,7 %, что опережает целевой показатель Тринадцатой общей программы работы ВОЗ (ОПР-13) в расчете на 2023 год (88,6 %) и практически полностью соответствует целевому показателю ОПР-13 в расчете на 2030 год (100 %).[16]
В 2019 году суммарный коэффициент рождаемости в России составил 1,5.[17]
В декабре 2020 года в России родилось на 9 % больше детей, чем в декабре 2019-го.
Число родившихся в России в 2020 году снизилось до 1 млн 435,8 тысячи человек с 1 млн 484,5 тысячи человек в 2019 году.[18]
[править] Смертность
По итогам 2014 года в России наблюдалось снижение смертности.
Уровень смертности в России в 2017 году стал самым низким за последние 25 лет. В 2017 году общая смертность в России составила 12,4 на 1 000 человек. Это на 6,8 % ниже, чем в 2012 году (13,3) и на 3,9 % ниже показателя 2016 года. Последний раз такой уровень смертности в истории России был в 1992 году.[19]
В 2020 году на фоне эпидемии смертность в России выросла на 18 %, всего умерло 2,125 миллиона человек.
Смертность в России в 2020 г., по предварительным данным, выросла на 17,9 % по сравнению с годом ранее. Доля умерших от коронавируса составляет 31 % от общего прироста избыточной смертности за 2020 г., а с учетом умерших от других диагнозов, но имевших положительный тест на коронавирус, она составляет 50 %. По предварительным данным, младенческая смертность в 2020 г. снизилась на 8,2 %, смертность от злокачественных новообразований — на 1 %, от ряда инфекционных и паразитарных заболеваний — на 9,3 %, в том числе на 9,8 % от туберкулеза и на 9,1 % от ВИЧ.[20]
Общая смертность в России в марте 2021 года выросла на 25,3 % в годовом сравнении, что означает рост количества смертей на 38580.
[править] Удельная смертность
В 2005—2007 годах в России произошло достаточно заметное снижение смертности — с 16,1 до 14,2 на тысячу человек.
Смертность в России на 1 тыс. населения уменьшилась с 13,3 человека в 2012 году до 12,5 в 2018 году.[21]
Смертность населения России в 2019 году снизилась до 12,3 чел. на 1000 чел. населения по сравнению с 2015 годом (13,0) и 2010 годом (14,2).[22]
[править] Смертность от заболеваний
В Указе от 7.5.2012 Путин назвал конкретные показатели, которые необходимо достигнуть к 2018 по снижению смертности по таким наиболее распространённым заболеваниям, как болезни системы кровообращения, рак, туберкулёз и т. д.[23]
Одним из направлений национального проекта «Здравоохранение» является снижение смертности от болезней системы кровообращения и новообразований в России.[24]
В России по сравнению с 2015 годом в 2018 году снизились показатели смертности: от болезней системы кровообращения — на 8,2 %; от болезней органов дыхания — на 19,7 %; от злокачественных новообразований — на 1,2 %. Невысокие темпы снижения смертности от злокачественных новообразований могут быть связаны с изменением возрастной структуры населения, где все большую долю занимают люди старших возрастов.[25]
В России уровень смертности взрослого населения (30-69 лет) от неинфекционных заболеваний в 2018 году продолжил снижение.[26]
[править] Материнская смертность
В период с 2015 по 2018 год коэффициент материнской смертности в России сократился с 10,1 до 9,1 на 100 тыс. родившихся живыми.[27]
[править] Неонатальная смертность
С 2015 по 2018 год показатель неонатальной смертности в России сократился с 3,9 до 2,8 промилле.[28]
[править] Детская смертность
Вероятность смерти детей от момента рождения до 5 лет в России по сравнению с 2015 годом снизилась на 21,3 % (2015 — 8; 2018 — 6,3 промилле).[29]
[править] Смертность в трудоспособном возрасте
Показатель смертности в трудоспособных возрастах (16-59 лет у мужчин и 16-54 года у женщин) в целом по России снизился к 2018 году до 482,2, или на 11,8 % по сравнению с 2015 годом (546,7 умерших на 100 тыс. чел. населения).[30]
[править] Самоубийства
По данным Росстата, коэффициент смертности от самоубийств (на 100 тыс. чел.) в России за 4 года (2015—2018 годы) снизился с 17,4 до 12,4 или на 28,7 %.[31]
[править] Дорожно-транспортные происшествия
С 2015 по 2018 год число погибших от дорожно-транспортных происшествий в России сократилось на 20,5 % с 12,2 до 9,7 на 100 тыс. населения.[32]
[править] Продолжительность жизни
1 марта 2018 года Путин заявил: «В последние годы темпы роста средней продолжительности жизни в России — одни из самых высоких в мире. Нам удалось этого добиться. Продолжительность жизни увеличилась более чем на семь лет и составляет 73 года. <…> Сегодня мы обязаны поставить перед собой цель принципиально нового уровня. К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран „80 плюс“, где продолжительность жизни превышает 80 лет.»[33]
[править] Миграция
[править] Внутренняя миграция
В 2012–2017 годах интенсивность внутренней миграции в России увеличилась на 10 %.[34]
[править] Международная миграция
Активная работа российских властей над изменением миграционного законодательства, а также норм, регулирующих получение гражданства России, началась в 2018 году.[35]
[править] Эмиграция
Из-за изменения правил учета долгосрочной миграции в 2011 году в число выбывших стали автоматически попадать те мигранты, срок пребывания которых на территории России официально закончился (от 9 месяцев и более). В результате, число учтенных выбытий из России резко возросло.[36]
[править] Иммиграция
В ноябре 2012 года Путин одобрил закон, обязывающий трудовых мигрантов сдавать экзамен по русскому языку.
Принятая тогда Концепция государственной миграционной политики предписывает открыть Россию для всех, кто хочет здесь жить и работать, упростить правила въезда, включая выдачу виз, а также процедуры предоставления российского гражданства. Миграционная политика, говорится в концепции, «должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в РФ лиц, в том числе покинувших ее, которые способны включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества».[37]
В 2012–2017 годах миграционный приток в Россию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для российской экономики.[38]
В 2012–2017 годах в России были усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение миграционного законодательства России и меры противодействия незаконной миграции:[39]
- проведена корректировка правил осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, что позволило сократить число иностранных граждан, незаконно находящихся в Российской Федерации, и способствовало увеличению числа иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на законных основаниях;
- оптимизированы правила пребывания обучающихся в Российской Федерации иностранных граждан, что способствовало росту их числа (291 тыс. человек на начало 2017/18 учебного года по сравнению с 153,8 тыс. человек на начало 2010/11 учебного года);
- определены и применяются дифференцированные требования к уровню знаний русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации, необходимых иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации и получения разрешения на временное проживание и вида на жительство;
- созданы дополнительные условия, способствующие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также упрощены правила приема в российское гражданство иностранных граждан, являющихся носителями русского языка, инвесторами, предпринимателями или выпускниками российских образовательных организаций;
- разработаны и проходят проверку на практике подходы к социальной и культурной адаптации различных категорий иностранных граждан, в том числе в рамках соответствующих программ и в формате государственно-общественного партнерства, с участием общественных и образовательных организаций, учреждений культуры и спорта;
- установлена уголовная ответственность за пересечение государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами, въезд которым в страну не разрешен, за фиктивную постановку иностранных граждан на миграционный учет. Ужесточены санкции за организацию незаконной миграции;
- введена административная ответственность приглашающей стороны за неисполнение обязанностей по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенных иностранных граждан, за предоставление заведомо ложных сведений о цели их въезда в Российскую Федерацию при оформлении документов на въезд;
- конкретизирован и расширен перечень оснований, по которым не разрешается или ограничивается въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию, а также увеличены сроки таких ограничений.
В 2019 году президентом России было упрощено получение гражданства России высококвалифицированными иностранцами и лицами без гражданства.[40]
[править] Государственная политика
В мае 2012 года В. В. Путин принял Концепцию миграционной политики России.
В октябре 2018 года Путин подписал концепцию государственной миграционной политики России на 2019—2025 годы.
В 2018 году Путин полностью замкнул миграционную политику на свою администрацию, а именно на управление президента по обеспечению конституционных прав граждан.[41]
[править] Возрастная структура
Возрастной состав населения России в 2010 году был таким: 14,8 % жителей в возрасте 0-14 лет, 71,5 % — в возрасте 15-64 лет и 13,8 % — старше 65 лет.
[править] Национальный состав
По данным переписи 2010 года, этнические русские составляли 80 % населения России.
[править] Гражданство
[править] Гражданство России
Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» вступил в силу с 1 июля 2002 года.[42]
11 ноября 2003 года принят Федеральный закон № 151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О гражданстве Российской Федерации“». Указанным федеральным законом предусматривалась возможность упрощенного порядка приема в российское гражданство до 1 января 2006 года — без соблюдения условий об обязательном пятилетнем сроке непрерывного проживания на территории России, о наличии вида на жительство в нашей стране, наличии подтвержденного источника средств к существованию и подтверждении знания русского языка — для иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Россию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство в нашей стране. После вступления в силу данного закона в 2003 году действие указанной нормы части четвертой статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» продлевалось еще несколько раз: сна¬чала на период до 1 января 2008 года — в соответствии с Федеральным за¬коном от 3 января 2006 года № 5-ФЗ, а затем на период до 1 января 2009 года — в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 296-ФЗ и до 1 июля 2009 года в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 301-Ф3.[43]
[править] Иностранные граждане
Согласно Федеральному закону от 18 июля 2006 года № 110-ФЗ были внесены значительные изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вследствие чего с 15 января 2007 года были существенно расширены возможности для получения иностранными гражданами и лицами без гражданства (бывшими гражданами СССР) разрешений на временное проживание в Российской Федерации, наличие которых является необходимым условием для возможности обращения с заявления¬ми о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и действовавшем до 1 июля 2009 года.[44]
[править] Государственная политика
10 мая 2006 года в Послании Президента Федеральному собранию были предусмотрены значительные изменения в демографической политике и мерах поддержки семей с детьми. Демографический кризис был объявлен «самой острой проблемой современной России», которая требуют «эффективных программ поддержки материнства, детей и семей». В обращении Путина были предложены конкретные меры поддержки молодых семей и женщин и стимулирования рождения второго ребенка: (1) увеличение пособия по уходу за ребенком (оплачивается до 18 месяцев после рождения); (2) введение субсидий для дошкольного образования; (3) увеличения номинального размера сертификатов по беременности и родам; (4) введение материнского или семейного капитала для второго ребенка.[45]
С октября 2007 года в России стала действовать «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.»[46]
С 2007 года в России осуществляется программа материнского капитала.[47]
1 марта 2018 года Путин заявил: «В целом за предстоящие шесть лет на меры демографического развития, на охрану материнства и детства нам нужно будет направить не менее 3,4 триллиона рублей».[48]
7 мая 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», одним из пунктов которого является обеспечение устойчивого естественного роста численности населения страны и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет). Документ также предписывал правительству РФ разработать национальный проект по направлению «Демография».[49]
Паспорт нацпроекта «Демография» был утвержден президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года, реализация началась 1 января 2019 года. Он стал продолжением части приоритетных проектов из направления «Здравоохранение» (в том числе «Формирование здорового образа жизни»), реализуемого с 2017 года. В состав нацпроекта «Демография» входят пять подразделов — федеральные проекты «Финансовая поддержка семей», «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья» и «Спорт — норма жизни». Проект имеет несколько целевых показателей: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, снижение смертности населения старше трудоспособного возраста с 38,1 на 1 тыс. человек в 2017 году до 36,1 на 1 тыс. человек в 2024 году и др.[50]
С 2020 года программа материнского капитала в России действует в отношении матерей, рожающих первого ребенка (ранее применялась только в отношении матерей, рожающих второго и последующих детей).[51]
[править] Показатели
Численность постоянного населения России в среднем за год (млн человек):[52]
- 2013 год: 143,506995
- 2014 год: 146,090613
- 2015 год: 146,405999
- 2016 год: 146,674541
- 2017 год: 146,842401
- 2018 год: 146,830575
- 2019 год: 146,764655
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ Путин
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ Путин
- ↑ [4]
- ↑ Общие данные
- ↑ Путин
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ Жилищное строительство. Октябрь 2019 года
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
- ↑ Путин
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
- ↑ Семейная политика в России: возможно ли замедление старения населения путём мер, направленных на повышение уровня рождаемости?
- ↑ Путин
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
- ↑ 23110000100040200001 Численность постоянного населения в среднем за год