Автомобили в России в XXI веке
Материал из Documentation.
В 2007—2008 годах Россия была вторым по величине автомобильным рынком Европы, уступая лишь Германии.[1]
Кризис 2008—2009 годов обрушил продажи автомобилей в России вдвое.[2]
В 2010 году российский автомобильный рынок вернулся к росту.[3]
В 2011—2013 годах Россия вновь стала вторым по величине в Европе автомобильным рынком.[4]
В 2012 году в России был введён утилизационный сбор на автомобили. Поначалу сбор платили только импортеры, а после вмешательства ВТО — все, включая локальные заводы. Но правительство России стало выплачивать субсидии местным производителям, сопоставимые по размерам с утилизационным сбором.[5]
С 2013 по 2016 год российский автомобильный рынок сократился вдвое.[6]
[править] Производство
В конце 2010 года отмечалось, что результат работы режима «промсборки» с 2005 года — создание 18 новых предприятий (как чисто иностранных, так и в партнерстве с российскими игроками). Практически все глобальные игроки воспользовались предложенными условиями, пришли в Россию и открыли свои предприятия.[7]
В 2010 году 9 из 10 моделей автомобилей — лидеров продаж выпущены в России. Это стало возможным благодаря сочетанию адресной поддержки предприятий отрасли и последовательности государственной политики при реализации соглашений по «промышленной сборке». В результате в течение нескольких лет доля легковых автомобилей, произведенных в России, постепенно росла и в 2010 году вдвое превысила объем продаж импортных легковых машин.[8]
В 2011 году Еврокомиссия и США в процессе присоединения к ВТО стала настаивать на том, чтобы Россия отменила новое соглашение о промсборке, действующее в России. Однако премьер-министр Владимир Путин заявил в июне 2011 года, что позиция России по вопросу нового соглашения о промсборке остается неизменной, «поскольку мы не можем поступиться интересами наших производителей». Это соглашение дает право автоконцернам ввозить автокомпоненты по очень низким или нулевым таможенным ставкам. Взамен иностранные автопроизводители обязуются создать в России мощности по выпуску 300 тыс. автомобилей в год и локализовать производство на 60 % (то есть большую часть комплектующих собирать в России). Эта мера была введена для того, чтобы подтолкнуть крупнейшие мировые компании к началу совместного производства с российскими партнерами. Предыдущее соглашение по промсборке уже оказалось действенным: благодаря нему в Россию полились инвестиции и появились сборочные автозаводы Volkswagen, Toyota, General Motors, Volvo Trucks и другие.[9]
[править] Внешняя торговля
[править] Импорт
С января 2001 года правительство по требованию ВТО снизило ставку пошлины на ввоз новых автомобилей с 30 до 25 % их стоимости. Для поддержки автопрома решено было нанести удар по подержанным иномаркам, ввоз которых по сравнению с предыдущим годом вырос втрое. В августе вице-премьер Илья Клебанов провел заседание комиссии правительства, которая одобрила меры по борьбе со «свалкой автохлама» в России. Вице-премьер предложил увеличить пошлины для автомобилей старше семи лет, цены на которые планировалось уравнять с ценами на новые машины. Соответствующее решение правительства было принято через год, в августе 2002 года, и вступило в силу в октябре. Пошлина для автомобилей старше семи лет с двигателем до 2500 куб. см. возросла до €2 за 1 см³ (рост в 2,3 раза), а для двигателей свыше 2500 см³ — до €3 за 1 см³ (рост в 2,1 раза).[10]
Если в 2001 году в России было продано около 400 тыс. автомобилей иностранного производства, то в 2007 году эта цифра достигла 1,6 млн.[11]
10 декабря 2008 года премьер Владимир Путин подписал указ о повышении с 11 января 2009 года таможенных пошлин на иномарки в возрасте до трех лет с 25 до 30 % стоимости автомобиля, на автомобили от трех до пяти лет — с 25 до 35 %. На все машины старше пяти лет (а не семи, как было раньше) пошлина составила от €2,5 за 1 см³ (двигатель объемом до 1000 куб. см) до €5,8 за 1 куб. см. (двигатель объемом более 2500 куб. см).[12]
Импорт новых автомобилей в Россию с 2012 по 2018 год упал почти в 4 раза.[13]
[править] Виды
[править] Автобусы
Объём рынка новых автобусов в России по итогам апреля 2021 года составил 1175 единиц. Это в 2,3 раза больше, чем год назад. 70 % купленных в апреле автобусов пришлось на марку «ПАЗ», что составляет 791 экземпляр. Примерно каждый шестой автобус относится к бренду «ЛИАЗ» (205 шт.), а замкнул тройку марок-лидеров еще один отечественный производитель — «НЕФАЗ» (56 шт.). Лучшими среди иностранных брендов стали Iveco и Yutong, продукция которых разошлась тиражом в 29 и 27 единиц соответственно. В региональной структуре этого рынка за апрель 2021 года лидирует Москва — здесь был куплен 151 новый автобус. Отметку в 100 экземпляров преодолели также Кемеровская (103 шт.) и Воронежская (101 шт.) области. В ТОП-5 здесь вошли еще Алтайский край (60 шт.) и Пензенская область (32 шт.).[14]
[править] Беспилотные автомобили
Яндекс начал работать над технологией беспилотного управления автомобилем в конце 2016 года.[15]
[править] Грузовые автомобили
В 2001 году в России было произведено 173 тыс. грузовых автомобилей.[16]
[править] Коммерческие автомобили
2016 год стал переломным для российского рынка коммерческих автомобилей.
[править] Легковые автомобили
К концу 2022 года в России было зарегистрировано 50,6 млн легковых автомобилей.[17]
[править] Легковые и лёгкие коммерческие автомобили
В 2012 году в России продано 2,935 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Таким образом, побит рекорд 2008 года (2,918 млн). Об этом сообщил председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер.[18]
[править] Минивэны
По состоянию на начало 2019 года в России, согласно данным исследования «Автостат Инфо», числится 1,385 млн минивэнов.
[править] Новые автомобили
По итогам 2013 года в России продажи новых автомобилей снизились в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом на 3 % — до $69 млрд.
[править] Пикапы
По состоянию на начало 2019 года в России насчитывалось 461 тыс. 119 пикапов.
[править] Подержанные автомобили
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», по итогам 2011 года в России было продано 3,99 млн подержанных автомобилей. Это на 3 % меньше, чем годом ранее, когда на российском рынке было продано 4,1 млн таких авто.[19]
[править] Полноприводные автомобили
[править] Тигр
В марте 2001 года конструкторами ГАЗа завершена разработка нового полноприводного автомобиля повышенной проходимости многоцелевого назначения «Тигр». Следом за этим вся инженерная документация была передана в стороннюю, не связанную с «Группой ГАЗ», компанию для дальнейшего серийного производства.[20]
[править] Троллейбусы
17 сентября 2020 года на Невском заводе электрического транспорта имени Ф. А. Пироцкого (входит в «ПК Транспортные системы») введена в эксплуатацию линия по конечной сборке троллейбусов «Адмирал». Торжественный запуск производства состоялся в присутствии губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова.[21]
[править] Электромобили
Российский парк электромобилей (EV) на 1 января 2016 года составлял 647 машин.
[править] SUV
По состоянию на начало 2019 года в России насчитывалось 9 953 246 автомобилей сегмента SUV.
[править] Модели
[править] Audi
По итогам 2012 года в России было продано около 33 тыс. автомобилей Audi (+44 %).
[править] Aurus
В 2018 году Владимир Путин едет на президентскую инаугурацию на новом российском лимузине Aurus.[22]
В конце августа 2019 года первый шоурум Aurus открыл автодилер «Панавто» в башне «IQ-квартал» на территории делового центра «Москва-Сити».[23]
[править] Bentley
По итогам 2010 года в России было реализовано 129 машин Bentley.
[править] BMW
По итогам 2007 года в России было продано чуть более 14 тыс. автомобилей BMW.
По итогам 2009 года в России было продано 17 036 автомобилей BMW.
По итогам 2009 года в России было реализовано 2023 автомобиля BMW X5.
[править] Chevrolet
По итогам 2009 года в России было реализовано 1958 автомобилей Chevrolet Cruze.
По итогам 2010 года в России было продано 31885 автомобилей Chevrolet Lacetti.
По итогам 2010 года в России было реализовано 22,8 тысячи хэтчбеков и седанов Aveo.
По итогам 2010 года в России было продано 35,4 тыс. внедорожников Chevrolet Niva.
[править] Ford
По итогам 2010 года в России было продано 90 166 автомобилей Ford, что на 10 % превышает показатели 2009 года. Большая часть — 86,5 процента или 78 тысяч автомобилей — пришлась на выпускаемые во Всеволожске модели Focus и Mondeo.[24]
В 2010-м Ford Focus был самой продаваемой иномаркой в России.[25]
По итогам 2011 года в России было продано 118 031 автомобилей Ford, что более чем на 30 % превышает показатели 2010 года.
По итогам 2012 года в России было продано 130 809 автомобилей Ford.
По итогам 2014 года в России было продано 968 автомобилей Ford Galaxy и 1253 автомобиля Ford Ranger.
[править] Geely
По итогам 2010 года в России было реализовано 1944 автомобиля марки Geely.
[править] Great Wall
По итогам 2013 года в России было продано почти 20 тысяч автомобилей Great Wall.
[править] Hyundai
2016 год — Впервые иномарка — Hyundai Solaris становится бестселлером в России.[26]
[править] Infiniti
По итогам 2010 года в России реализовано 4,674 тыс. машин Infiniti.
[править] Kia Rio
В 2017 году лидером российского авторынка становится Kia Rio.[27]
В 2022 году в России было продано 24686 новых автомобилей Kia Rio.[28]
[править] Lada
По состоянию на начало 2019 года в России насчитывается 13,717 млн автомобилей марки Lada.
[править] Land Rover
По итогам 2008 года Россия заняла первое место в мире по объемам продаж автомобилей Land Rover.
[править] Lexus
По итогам 2010 года в России было реализовано 10981 автомобилей Lexus.
[править] Maybach
По итогам 2018 года в России было продано 724 автомобиля Maybach S-Class.
[править] Mersedes
По итогам 2013 года в России было реализовано 44,381 тыс. автомобилей Mercedes-Benz — это на 19 % больше по сравнению с показателем годичной давности.
По итогам 2018 года в России было продано 1908 автомобилей Mersedes S-Class.
[править] Mitsubishi
По итогам 2012 года в России было продано 74294 автомобиля марки Mitsubishi.
По итогам 2013 года в России было продано 5 518 автомобилей Mitsubishi L200.
[править] Nissan
По итогам 2005 года в России было продано 46485 автомобилей Nissan, что в 1,6 раза больше, чем годом ранее.
По итогам 2010 года в России было продано 79614 автомобилей Nissan, что на 24 % больше чем в 2009 году.
По состоянию на начало 2019 года в России насчитывается 297 845 машин Nissan Qashqai.
[править] Opel
По итогам 2006 года в России было реализовано около 20 тысяч автомобилей Opel.
Марка Opel покинула российский рынок из-за реформирования бизнеса ее прежнего владельца — американского автоконцерна General Motors (GM), в 2015 г. тот решил свернуть в стране продажи массовых моделей. После покупки Opel французской группой PSA в 2017 г. в России заговорили о возможности возвращения марки. Что, собственно, и произошло: в начале 2019 г. группа PSA объявила о планах вернуть марку в Россию, а в декабре 2019 года дилеры начали принимать заказы на первые автомобили.[29]
[править] Porsche
По итогам 2014 года в России было продано 4 707 новых автомобилей Porsche.
[править] Renault
По итогам 2010 года в России было продано 96 тыс. 466 автомобилей Renault — на 33,5 % больше, чем в 2009 году.
По состоянию на начало 2018 года в России насчитывается 1 617 239 автомобилей Renault, из которых 257 655 ед. — это машины, произведенные до 2008 года.
В «Renault Россия» заявили, что в конце 2019 года в России наблюдался повышенный спрос на автомобили Renault Duster.
[править] Skoda
По итогам 2014 года в России были проданы 55 тыс. автомобилей Skoda.
[править] Suzuki
По данным экспертов журнала «Авторевю», по итогам 2006 года в России было продано 16 118 автомобилей марки Suzuki, что на 64 % больше показателя предыдущего года.
[править] Toyota
По состоянию на начало 2009 года в России насчитывалось 2,73 млн автомобилей марки Toyota.
По итогам 2010 года в России было реализовано 79315 машин Toyota.
По состоянию на начало 2019 года в России насчитывается 3 127 681 автомобиль марки Toyota.
[править] Volkswagen
По итогам 2013 года в России было реализовано 72 тыс. 565 Volkswagen Polo Sedan (Фольксваген Поло Седан).
[править] Москвич
В феврале 2023 года было продано 57 автомобилей «Москвич».[30]
В марте 2023 года дилеры реализовали 375 автомобилей «Москвич», что является лучшим результатом с момента начала продаж.[31]
[править] Организации
[править] НИИЦ АТ
В августе 2018 года покинул свой пост начальник Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники 3-го ЦНИИ МО России (НИИЦ АТ) полковник Андрей Колтуков.[32]
[править] Ford
2019 год — Россию покидает Ford. Прекращается производство и импорт легковых автомобилей, остается лишь выпуск легкого коммерческого Transit.[33]
[править] GM
2015 год — GM покидает Россию — автозавод в Санкт-Петербурге закрыт, продажа автомобилей под брендом Opel прекращена, под брендом Chevrolet остаются только люксовые автомобили.[34]
[править] Утилизация автомобилей
Впервые программа утилизации автомобилей в России была запущена в 2010 году и давала возможность получить скидку в размере 50 тыс. руб. на покупку нового автомобиля при сдаче старого в утиль.[35]
[править] Показатели
[править] Парк
Количество автотранспортных средств в России (млн км):[36]
- 2012 год: 47,88
- 2013 год: 50,62
- 2014 год: 52,82
- 2015 год: 53,61
- 2016 год: 54,01
- 2017 год: 56,52
- 2018 год: 57,1
- 2019 год: 58,16
- 2020 год: 58,99
Число автомобилей в России на 1000 человек населения — 245 (2007 год).[37]
По состоянию на середину 2010 года в России на тысячу жителей приходился 241 автомобиль.
По состоянию на начало 2012 года, в России было зарегистрировано 42 миллиона автомобилей, в том числе 35 миллионов легковушек.
Согласно данным «АВТОСТАТ» по состоянию на середину 2014 года, в России насчитывалось более 48 млн транспортных средств (40,2 млн легковых автомобилей, 3,87 млн лёгких коммерческих, 3,75 млн грузовых и 393 тысячи автобусов).[38]
По состоянию на 1 января 2019 года в России числится 2,9 млн автомобилей премиальных марок. Примерно 65 % от этого объема приходится на машины трех немецких автопроизводителей — Mercedes-Benz, Audi и BMW. Самыми популярными стали модели Mercedes-Benz, которых в России числится 660 тыс. единиц. На втором месте находится Audi (628,5 тыс. шт.), на третьем — BMW (590 тыс. шт.). В первую пятерку также вошли японский Lexus (274 тыс. шт.) и шведский Volvo (248 тыс. шт.). При этом порядка 30 % этого объема зарегистрированы в Москве (673,5 тыс. шт.) и Московской области (275,5 тыс. шт.). В северной столице нашей Родины их числится 238 тыс. единиц. Из нестоличных субъектов России самый большой парк премиальных автомобилей имеет Краснодарский край (127 тыс. шт.), а замыкает ТОП-5 Калининградская область (91,5 тыс. шт.).[39]
[править] Продажи
По итогам 2010 года в России было продано 200 тыс. бюджетных автомобилей в ценовом диапазоне от $6 тыс. до $10 тыс.
По итогам 2010 года в России было реализовано более 1,9 млн автомобилей, что на 30 % превысило показатели 2009 года.
В 2011 году в России было продано 2,798 миллиона автомобилей.[40]
По итогам 2013 года в России было продано 2 777 000 автомобилей.
По итогам 2014 года, в России продали 2,491 млн автомобилей.
[править] Объём рынка
Объём рынка автомобилей в России (млн штук):[41]
- 2019 год: 1,85
- 2020 год: 1,68
[править] Автомобили в собственности граждан
Число легковых и грузовых автомобилей в собственности граждан[42] в России (на конец года, тыс. штук):[43]
- 2001 год: 21682 (+4,9 %)
- 2002 год: 23056 (+6,3 %)
- 2003 год: 24078 (+4,4 %)
- 2004 год: 25005 (+3,8 %)
- 2005 год: 26425 (+5,7 %)
- 2006 год: 27722 (+4,9 %)
- 2007 год: 30382 (+9,6 %)
- 2008 год: 33118 (+9,0 %)
- 2009 год: 34197 (+3,3 %)
- 2010 год: 35579 (+4,0 %)
- 2011 год: 37721 (+6,0 %)
- 2012 год: 40190 (+6,5 %)
- 2013 год: 42782 (+6,4 %)
- 2014 год: 45211 (+5,7 %)
- 2015 год: 46106 (+2,0 %)
- 2016 год: 46998 (+1,9 %)
- 2017 год: 48718 (+3,7 %)
[править] Автомобили с правым рулём
По состоянию на начало 2006 года в России насчитывалось 1,5082 млн автомобилей с правым расположением руля.
[править] Дилерские центры
По состоянию на октябрь 2015 года в России зарегистрировано около 3800 дилерских центров, которые предлагают для продажи автомобили официальных поставщиков автопроизводителей.
[править] Отсутствие автомобиля
Ответ «Нет автомобиля» на вопрос ФОМ «У вас, в вашей семье есть автомобиль? И если есть, то это отечественный автомобиль, иномарка российской сборки или иномарка, произведённая за рубежом?» при социологическом опросе населения России:
- Август 2022 года: 43 %[44]
[править] Автомобили отечественных марок
Ответ «Нет автомобиля» на вопрос ФОМ «У вас, в вашей семье есть автомобиль? И если есть, то это отечественный автомобиль, иномарка российской сборки или иномарка, произведённая за рубежом?» при социологическом опросе населения России:
- Август 2022 года: 19 %[45]
[править] Вождение автомобиля
Ответ «Вожу автомобиль» на вопрос ФОМ «Скажите, пожалуйста, вы сами водите автомобиль, хотя бы изредка, или нет?» при социологическом опросе населения России:
- Август 2022 года: 42 %[46]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ [1][2]
- ↑ [3][4]
- ↑ [5][6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ Россия в мировой истории
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ [25]
- ↑ Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год
- ↑ [26][27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ Основные результаты деятельности Минпромторга России за 2019 и 2020 годы
- ↑ По данным МВД России
- ↑ Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991—2017 гг.
- ↑ Автомобили и вождение
- ↑ Автомобили и вождение
- ↑ Автомобили и вождение