Автомобильное страхование в России в XXI веке
Материал из Documentation.
[править] Виды
[править] ОСАГО
В 2003 году в России впервые было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).[1]
2003 год — Введение ОСАГО дало сильнейший импульс развитию страхового рынка.[2] Страховые компании переживают бум, получая огромный рынок обязательного страхования.[3]
Базовый рекомендуемый тариф ОСАГО в 2003 году был установлен на уровне 1980 руб. для физического лица и 2375 руб. — для юрлиц. Окончательная цена зависела от различных факторов, в том числе от региона и стажа вождения.[4]
В 2004 году премии по ОСАГО в России составили 49,3 млрд руб., а выплаты — 18,5 млрд руб. Коэффициент выплат составил 37 %, что сделало ОСАГО одним из самых привлекательных продуктов для страховщиков.[5]
По итогам 2011 года в России было заключено 39,6 млн договоров ОСАГО.
В 2015 году средняя цена полиса ОСАГО в России составила 5530 рублей.[6]
В 2015 году ЦБ России впервые повышает тарифы ОСАГО, но этого оказалось явно недостаточно для стабильного развития рынка.[7]
2016 год — Кризис на рынке ОСАГО: выплаты превысили сборы.[8]
На протяжении первой половины 2016 года в России наблюдался рост убыточности ОСАГО для страховых компаний.
2017 год — Переход на натуральные выплаты в ОСАГО.[9]
В 2022 году в России страховые премии по ОСАГО составили 273 млрд руб., а выплаты — 157,3 млрд руб.[10]
10 апреля 2024 года Эльвира Набиуллина заявила: «Если в 2022 году полисы [ОСАГО] подорожали, хотя и не так сильно, как запчасти, то в прошлом [2023] году по самой массовой категории подорожания не было. Средняя стоимость полисов на легковые автомобили, которые используются в личных целях, оставалась на уровне 7,4 тыс. рублей. То есть реальная цена с учётом инфляции даже снизилась. Одновременно в четыре раза сократились жалобы на отказы в оформлении полисов. Вы помните, какая это была большая проблема. Это и результат наших надзорных мер, и эффект от перестраховочного пула, куда страховщики передают потенциально убыточные полисы.»[11]
[править] Каско
В 2018 году отмечается значительный рост числа договоров по страхованию автокаско (на 20,3 % за 2018-й по сравнению с 2017-м) в результате оживления продаж новых автомобилей, широкого распространения франшиз и снижения банковских ставок по кредитам, что в свою очередь привело к восстановлению этого сегмента после нескольких лет падения. Так, по итогам 2018-го темпы прироста премий по страхованию автокаско составили 3,8 % по отношению к 2017-му против сокращения на 4,8 % годом ранее.[12]