Легковые автомобили в России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Легковые автомобили в России в XXI веке — один из основных видов автомобилей в России в XXI веке.

Содержание

[править] Парк

Динамика численности легковых автомобилей на 1000 человек населения в России и Украине в 1993—2011 годах, в штуках
Динамика численности легковых автомобилей на 1000 человек населения в России и Украине в 1993—2011 годах, в штуках

Парк личных легковых автомобилей в России дос­тиг 21,2 млн шт. (2002).[1]

В конце 2006 года российский парк легковых автомобилей насчитывал около 26 млн единиц.

По состоянию на начало 2010 года в России числилось немногим более 33 миллионов легковых автомобилей — это пятый показатель в Европе после Германии, Италии, Франции и Великобритании.

По данным агентства «Автостат», по состоянию на середину 2010 года в России насчитывалось 33,8 млн легковых автомобилей, что на 4,4 % больше, чем в середине 2009 года (32,4 млн шт.).

По итогам 2010 года в России насчитывается более 34 млн легковых автомобилей.

В 2011 году российский парк легковых автомобилей составил 35,7 млн машин.

По состоянию на начало 2012 года, в России было зарегистрировано 35 млн легковых автомобилей.[2]

За 2012 год парк легковых автомобилей в России вырос на 5,1 % и составил 36,9 млн штук.[3]

На начало 2015 года российский парк легковых автомобилей составил 40,9 млн штук — на 3,8 % больше, чем годом ранее.

По данным аналитического агентства «Автостат», по состоянию на середину 2015 года в России насчитывается почти 41 млн легковых автомобилей.

По состоянию на начало 2016 года в России насчитывалось 40 850 000 легковых автомобилей, из которых машины иностранных брендов занимали 58 %.

По состоянию на середину 2017 года в России было зарегистрировано около 42 миллионов легковых автомобилей.

По состоянию на начало 2018 года в России насчитывалось 42,4 миллиона легковых машин. Из них 18,9 миллиона — седаны.

По состоянию на начало 2019 года в России насчитывается 42,027 млн легковых автомобилей.[4]

По состоянию на 1 января 2022 года года в России числились 44 млн 40,4 тысячи легковых автомобилей.[5]

[править] Парк на душу населения

Ко­ли­че­ст­во лич­ных лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей на 1 тыс. жит. в России в 2002 году составило 150.[6]

Число легковых автомобилей в России на 1000 человек населения — 206 (2007 год).[7]

По итогам 2011 года на тысячу жителей России приходилось 255 легковых автомобилей.[8]

По состоянию на начало 2016 года в России на каждую тысячу жителей приходилось 283 легковых авто.

[править] Марки автомобилей

По итогам 2011 года парк легковых автомобилей в России составил 35,7 млн единиц, что почти на 5 % больше, чем годом ранее. Из этого количества на долю иномарок пришлось порядка 46 %, что соответствует примерно 16,5 млн машин. Оставшиеся 19 млн автомобилей принадлежат отечественным брендам.[9]

Осенью 2013 года отмечалось, что из 37 млн легковых автомобилей в России иномарки составляют 49,3 % (18,2 млн штук).[10]

[править] Возраст

По итогам 2011 года средний возраст легковых автомобилей в России составил 11,8 лет.[11]

Возрастная структура парка легковых автомобилей в России (по состоянию на 1 января 2013 года):[12]

  • Старше 10 лет — 49,9 %
  • 7-10 лет — 11,2 %
  • 4-7 лет — 21,9 %
  • До 3 лет — 17 %

Осенью 2013 года отмечалось, что в России средний возраст иномарок составляет 9,0 лет, российских марок — 14,9 лет.[13]

Возрастная структура иномарок в парке легковых автомобилей в России (опубликована в статье от 2 октября 2013 года):[14]

  • Старше 10 лет — 32,7 %
  • 7-10 лет — 10,3 %
  • 4-7 лет — 31,2 %
  • До 3 лет — 25,8 %

Возрастная структура российских марок в парке легковых автомобилей в России (опубликована в статье от 2 октября 2013 года):[15]

  • Старше 10 лет — 66,5 %
  • 7-10 лет — 12,1 %
  • 4-7 лет — 12,8 %
  • До 3 лет — 8,6 %

По данным агентства «Автостат», средний возраст легковых автомобилей в России по состоянию на 1 января 2023 года составил 14,7 года.[16]

[править] Производство

В 2006—2008 годах в России наблюдался стабильный рост производства легковых автомобилей — примерно на 10 % каждый год.

Производство легковых автомобилей в России в 2011 году составило 1,7 млн штук.[17]

По итогам 2014 года в России выпущено 1,927 млн легковых автомобилей, это на 12 % меньше аналогичного показателя 2013 года.

Производство легковых автомобилей в России в 2015 году снизилось на 27,7 % до 1.213 млн единиц, по данным Росстата. Из-за резкого падения спроса автомобилестроители вынуждены были сокращать производственные мощности, чтобы избежать затоваривания складов. Некоторые предприятия несколько раз в течение года останавливали производство и работали в сокращенном режиме.[18]

В 2016 году в России произвели 1,122 млн легковых автомобилей. По сравнению с результатом 2015 года объем выпуска уменьшился на 7,7 %.[19]

В 2017 году производство легковых автомобилей в России составило 1,4 млн штук (+7,2 % к предыдущему году).[20]

В сентябре 2019 года производство легковых автомобилей в России снова снизилось и вернулось к уровню июля 2019 года (-3,2 % м/м SA).[21]

[править] Импорт

Динамика импорта легковых автомобилей в Россию в 1994—2010 годах, в млн штук и $млрд
Динамика импорта легковых автомобилей в Россию в 1994—2010 годах, в млн штук и $млрд

В 2001 году Россия в ходе переговоров о вступлении в ВТО снизила пошлины на новые легковые машины с 30 до 25 %.[22]

27 июля 2003 года в России вступили в действие новые единые для физических и юридических лиц ставки импортных таможенных пошлин на ввоз легковых иномарок в возрасте 3-7 лет. Растаможивание наиболее распространенных моделей (с объёмом двигателя 1,5-2,3 тыс. куб. см) подорожало на $1-2 тыс.[23]

Импорт в Россию легковых автомобилей вырос за 2006 год по сравнению с годом ранее на 35,6 % до 1,05 млн шт. Сумма закупок составила $12,7 млрд против $7,73 млрд годом ранее. Импорт в Россию легковых автомобилей из стран дальнего зарубежья составил 949 тыс. шт против 718 тыс. шт годом ранее. Стоимость закупок составила $12,0 млрд.[24]

В 2009 году в Россию было импортировано 521 тыс. автомобилей иностранного производства — на 68,4 % меньше, чем в 2008 году.[25]

В марте 2010 года в Россию было импортировано 38,5 тыс. легковых автомобилей — на 34,5 % больше, чем в феврале 2010 года. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года, количество ввезенных машин сократилось на 28,5 тыс. Больше всего автомобилей ввезла компания Toyota — 4,4 тыс., на втором и третьем месте — Nissan и Daewoo с показателями 4,1 тыс. и 4,0 тыс. автомобилей соответственно. При этом импорт Nissan сократился на 64 % по сравнению с мартом 2009 года. На четвертом месте Hyundai с 3,6 ввезенными машинами, на пятом — Honda и 2,3 тыс. автомобилей. В первый десяток самых крупных российских автоимпортеров вошли Mitsubishi (2,2 тыс. штук), Kia (1,9 тыс. штук), Mazda (1,6 тыс. штук), Peugeot и Mercedes — по 1,5 тыс. автомобилей на каждого. Самый крупный рост импорта продемонстрировала Mitsubishi, которая в марте 2010 года ввезла в 60 раз машин больше, чем за аналогичный период 2009 года. В 59 раз в марте 2010 увеличился импорт автомобилей Renault — с 19 штук в марте 2009 года до 1,1 тыс. ZAZ ввез в марте 2010 в 23 раза больше машин, чем ранее — около 1,1 тыс. Значительнее всего снизился импорт у Chevrolet (минус 97,5 %), Infiniti (минус 95,7 %) и Ford(минус 92,6 %). Некоторые бренды в марте 2010 не ввезли ни одной машины — это Fiat и Skoda (у последнего в России налажена сборка практически всего модельного ряда).[26]

В мае 2010 года в Россию было импортировано 52,3 тыс. легковых автомобилей — на 34,2 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом на долю подержанных иномарок пришлось только 2,5 %. Первое место по ввозу автомобилей заняла компания Daewoo, которая импортировала в мае 2010 года 6,6 тыс. машин. Далее следуют Hyundai (6 тыс. автомобилей), Toyota (5,5 тыс.), Mitsubishi (4 тыс.) и Nissan (3,7 тыс.). Компания Chery продемонстрировала в мае 2010 года самый значительный рост по сравнению с тем же периодом в 2009 году, увеличив импорт с 50 автомобилей до 1,4 тыс. штук. Наибольшее падение в мае 2010 года наблюдалось у Chevrolet — минус 92,5 %.[27]

По итогам первых пяти месяцев 2010 года в России было ввезено 181 тыс. иномарок — на 14,9 % меньше, чем за аналогичный период 2009 года.[28]

В 2010 году в Россию было импортировано 687 тыс. легковых автомобилей, что на 32 % больше показателей 2009 года. Из стран дальнего зарубежья было ввезено 582 тыс. машин (+23,2 %), общая стоимость которых составила $10,7 млрд, а из стран СНГ — 104 тыс. транспортных средств на $641 млн. В общей сложности в Россию было ввезено автомобилей на сумму в $11,4 млрд.[29]

Россия в 2011 году увеличила импорт легковых автомобилей по сравнению с предыдущим годом на 43,3 % — до 984 тыс. единиц. За данный период в денежном выражении было ввезено легковых автомобилей на $18,6 млрд. В частности, из стран дальнего зарубежья импортировано 851 тыс. автомобилей на $17,7 млрд, из стран СНГ — 133 тыс. на $879 млн.[30]

В 2012 году Россия вступила в ВТО. Пошлины на легковые автомобили снижаются с 30 до 25 %, а в 2019 году они опустились до финального значения — 15 %.[31]

[править] Цены

Согласно предварительной оценке аналитического агентства «Автостат», в 2016 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила примерно 1,4 млн рублей, что на 15 % больше, чем годом ранее.[32]

По данным аналитического агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России в январе 2020 года составляла 1,55 млн руб.[33]

По данным агентства «Автостат», по итогам первых шести месяцев 2021 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла до 1 млн 886 тыс. руб. Это на 12,5 % больше по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года. Средняя цена иномарок достигла 2 млн 246 тыс. руб. (на 14,4 % больше по сравнению с прошлым годом), российских марок — 782 тыс. рублей (+11,6 %).[34]

[править] Продажи

По итогам 2007 года в России продано 2 млн 700 тыс. легковых машин.

В 2008 году в России было продано более 3,17 млн легковых автомобилей почти на $70 млрд.

По итогам 2010 года в России рост продаж легковых автомобилей (без учёта лёгкого коммерческого транспорта) в количественном выражении составил 30 % (с 1,335 млн до 1,760 млн штук).

По итогам 2011 года в России было продано 2,6 миллиона новых легковых автомобилей.

По итогам 2013 года в России было продано 2,6 миллиона новых легковых автомобилей, что на 5,5 % меньше, чем годом ранее.

По итогам 2014 года в России было продано 2,34 млн легковых автомобилей.

[править] Новые автомобили

В 2022 году в России было продано 687 370 новых легковых автомобилей, что на 58,8 % меньше, чем в 2021 году. Эти данные без учёта параллельного импорта.[35]

Продажи новых легковых автомобилей в России в марте 2023 года составили 69 913 единиц, что на 11,4 % меньше, чем в АППГ.[36]

По итогам мая 2023 года в России было реализовано 72,2 тыс. новых легковых машин, сообщили эксперты агентства «Автостат» со ссылкой на данные АО «ППК». Это на 5 % меньше, чем в апреле, но в 2,6 раза превышает показатель мая 2022-го.[37]

Продажи новых легковых автомобилей в России в 2023 году выросли в годовом выражении на 69 %, до 1,06 миллиона единиц, говорится в сообщении аналитического агентства «Автостат». Более 30 % от общего объема продаж приходится на отечественную Lada, продажи которой в 2023 году составили 324 446 машин. Самым популярным иностранным брендом по итогам 2023 года стал Chery, объем продаж автомобилей которого достиг 118 950 штук. Следующие пять позиций в рейтинге легковушек тоже занимают «китайцы» — Haval (111 720 шт.), Geely (93 553 шт.), Changan (47 765 шт.), EXEED (42 152 шт.) и OMODA (41 983 шт.).[38]

[править] Регистрации

По итогам 2012 года в России было зарегистрировано 2 760 327 новых легковых автомобилей (без учета LCV), что на 10,2 % превышает результаты годичной давности. Это рекордный показатель.

[править] Виды автомобилей

[править] Иномарки

За 2008 год парк легковых иномарок в России вырос на 2,46 млн шт. (28,9 %).[39]

К началу 2009 года доля иномарок в российском парке легковых автомобилей увеличилась до 34 %. Годом ранее она составляла 29 %.[40]

По итогам 2010 года в России было продано 1 миллиона 257 тысяч легковых автомобилей зарубежных концернов, с учётом машин российского производства.

По состоянию на начало 2019 года в России насчитывается 25 миллионов 130 тысяч легковых автомобилей иностранных автопроизводителей.

[править] Праворульные автомобили

По состоянию на начало 2019 года в России стояло на учёте 3,34 млн легковых автомобилей с правым расположением руля.

[править] Электромобили

В феврале 2023 года в России на долю новых электромобилей пришёлся 1 % от общего количества реализованных новых легковых автомобилей, к маю 2023 года этот показатель составлял 1,2 %.[41]

[править] Модели

[править] Aurus

С 2018 года президент России Владимир Путин пользуется лимузином российской марки Aurus.[42]

[править] Volkswagen

По итогам 2008 года в России было реализовано 50,5 тыс. легковых автомобилей Volkswagen.

[править] Компании

[править] Ford

В конце марта 2019 года Ford сообщил о решении уйти с российского рынка легковых автомобилей.[43]

[править] Дилеры автомобилей

По состоянию на апрель 2015 года в России насчитывается свыше 3,5 тыс. официальных дилерских центров легковых автомобилей.

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на январь 2016 года, в России в общей сложности насчитывается около 3,8 тысячи дилеров легковых автомобилей.

По состоянию на январь 2017 года в России действуют около 3,5 тысяч официальных дилеров легковых автомобилей.

[править] Показатели

Число легковых автомобилей в собственности граждан[44] в России (на конец года, тыс. штук):[45]

  • 2001 год: 19983,9 (+4,6 % к аналогичному периоду предыдущего года)
  • 2002 год: 21135,1 (+5,8 %)
  • 2003 год: 22082,1 (+4,5 %)
  • 2004 год: 22853,8 (+3,5 %)
  • 2005 год: 24124,8 (+5,6 %)
  • 2006 год: 25281,8 (+4,8 %)
  • 2007 год: 27754,5 (+9,8 %)
  • 2008 год: 30300,2 (+9,2 %)
  • 2009 год: 31340,6 (+3,4 %)
  • 2010 год: 32629,1 (+4,1 %)
  • 2011 год: 34624,3 (+6,1 %)
  • 2012 год: 36917,2 (+6,6 %)
  • 2013 год: 39237,1 (+6,3 %)
  • 2014 год: 41433,4 (+5,6 %)
  • 2015 год: 42317,1 (+2,1 %)
  • 2016 год: 43157,1 (+2,0 %)
  • 2017 год: 44792,0 (+3,8 %)

Число легковых автомобилей в собственности граждан[46] в России на 1000 человек населения (на конец года, штук):[47]

  • 2001 год: 137,2 (+5,1 % к аналогичному периоду предыдущего года)
  • 2002 год: 145,8 (+6,3 %)
  • 2003 год: 153,0 (+4,9 %)
  • 2004 год: 158,9 (+3,9 %)
  • 2005 год: 168,4 (+6,0 %)
  • 2006 год: 177,0 (+5,1 %)
  • 2007 год: 194,4 (+9,8 %)
  • 2008 год: 212,3 (+9,2 %)
  • 2009 год: 219,4 (+3,3 %)
  • 2010 год: 228,4 (+4,1 %)
  • 2011 год: 242,0 (+6,0 %)
  • 2012 год: 257,5 (+6,4 %)
  • 2013 год: 273,1 (+6,1 %)
  • 2014 год: 283,3 (+3,7 %)
  • 2015 год: 288,8 (+1,9 %)
  • 2016 год: 294 (+1,8 %)
  • 2017 год: 305 (+3,7 %)
Легковые автомобили в России в XXI веке
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Виды автомобилей 

ИномаркиБеспилотные автомобилиНовые автомобилиПодержанные автомобилиЭлектромобили

Темы 

АвтомобилестроениеЭкспортИмпортСтрахованиеКредитыДвигатели


История легковых автомобилей в России
XIX век  1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Автомобили в России в XXI веке
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Виды автомобилей 

АвтобусыИномаркиБеспилотные автомобилиВнедорожникиГрузовые автомобилиКоммерческие автомобилиКроссоверыЛегковые автомобилиЛегковые и лёгкие коммерческие автомобилиНовые автомобилиПикапыПодержанные автомобилиТроллейбусыЭлектромобилиSUV

Темы 

Автомобильная промышленностьЭкспортИмпортСтрахованиеКредитыДвигатели

Личные инструменты