Легковые автомобили в России в XXI веке
Материал из Documentation.
Легковые автомобили в России в XXI веке — один из основных видов автомобилей в России в XXI веке.
Содержание |
[править] Парк
Парк личных легковых автомобилей в России достиг 21,2 млн шт. (2002).[1]
В конце 2006 года российский парк легковых автомобилей насчитывал около 26 млн единиц.
По состоянию на начало 2010 года в России числилось немногим более 33 миллионов легковых автомобилей — это пятый показатель в Европе после Германии, Италии, Франции и Великобритании.
По данным агентства «Автостат», по состоянию на середину 2010 года в России насчитывалось 33,8 млн легковых автомобилей, что на 4,4 % больше, чем в середине 2009 года (32,4 млн шт.).
По итогам 2010 года в России насчитывается более 34 млн легковых автомобилей.
В 2011 году российский парк легковых автомобилей составил 35,7 млн машин.
По состоянию на начало 2012 года, в России было зарегистрировано 35 млн легковых автомобилей.[2]
За 2012 год парк легковых автомобилей в России вырос на 5,1 % и составил 36,9 млн штук.[3]
На начало 2015 года российский парк легковых автомобилей составил 40,9 млн штук — на 3,8 % больше, чем годом ранее.
По данным аналитического агентства «Автостат», по состоянию на середину 2015 года в России насчитывается почти 41 млн легковых автомобилей.
По состоянию на начало 2016 года в России насчитывалось 40 850 000 легковых автомобилей, из которых машины иностранных брендов занимали 58 %.
По состоянию на середину 2017 года в России было зарегистрировано около 42 миллионов легковых автомобилей.
По состоянию на начало 2018 года в России насчитывалось 42,4 миллиона легковых машин. Из них 18,9 миллиона — седаны.
По состоянию на начало 2019 года в России насчитывается 42,027 млн легковых автомобилей.[4]
По состоянию на 1 января 2022 года года в России числились 44 млн 40,4 тысячи легковых автомобилей.[5]
[править] Парк на душу населения
Количество личных легковых автомобилей на 1 тыс. жит. в России в 2002 году составило 150.[6]
Число легковых автомобилей в России на 1000 человек населения — 206 (2007 год).[7]
По итогам 2011 года на тысячу жителей России приходилось 255 легковых автомобилей.[8]
По состоянию на начало 2016 года в России на каждую тысячу жителей приходилось 283 легковых авто.
[править] Марки автомобилей
По итогам 2011 года парк легковых автомобилей в России составил 35,7 млн единиц, что почти на 5 % больше, чем годом ранее. Из этого количества на долю иномарок пришлось порядка 46 %, что соответствует примерно 16,5 млн машин. Оставшиеся 19 млн автомобилей принадлежат отечественным брендам.[9]
Осенью 2013 года отмечалось, что из 37 млн легковых автомобилей в России иномарки составляют 49,3 % (18,2 млн штук).[10]
[править] Возраст
По итогам 2011 года средний возраст легковых автомобилей в России составил 11,8 лет.[11]
Возрастная структура парка легковых автомобилей в России (по состоянию на 1 января 2013 года):[12]
- Старше 10 лет — 49,9 %
- 7-10 лет — 11,2 %
- 4-7 лет — 21,9 %
- До 3 лет — 17 %
Осенью 2013 года отмечалось, что в России средний возраст иномарок составляет 9,0 лет, российских марок — 14,9 лет.[13]
Возрастная структура иномарок в парке легковых автомобилей в России (опубликована в статье от 2 октября 2013 года):[14]
- Старше 10 лет — 32,7 %
- 7-10 лет — 10,3 %
- 4-7 лет — 31,2 %
- До 3 лет — 25,8 %
Возрастная структура российских марок в парке легковых автомобилей в России (опубликована в статье от 2 октября 2013 года):[15]
- Старше 10 лет — 66,5 %
- 7-10 лет — 12,1 %
- 4-7 лет — 12,8 %
- До 3 лет — 8,6 %
По данным агентства «Автостат», средний возраст легковых автомобилей в России по состоянию на 1 января 2023 года составил 14,7 года.[16]
[править] Производство
В 2006—2008 годах в России наблюдался стабильный рост производства легковых автомобилей — примерно на 10 % каждый год.
Производство легковых автомобилей в России в 2011 году составило 1,7 млн штук.[17]
По итогам 2014 года в России выпущено 1,927 млн легковых автомобилей, это на 12 % меньше аналогичного показателя 2013 года.
Производство легковых автомобилей в России в 2015 году снизилось на 27,7 % до 1.213 млн единиц, по данным Росстата. Из-за резкого падения спроса автомобилестроители вынуждены были сокращать производственные мощности, чтобы избежать затоваривания складов. Некоторые предприятия несколько раз в течение года останавливали производство и работали в сокращенном режиме.[18]
В 2016 году в России произвели 1,122 млн легковых автомобилей. По сравнению с результатом 2015 года объем выпуска уменьшился на 7,7 %.[19]
В 2017 году производство легковых автомобилей в России составило 1,4 млн штук (+7,2 % к предыдущему году).[20]
В сентябре 2019 года производство легковых автомобилей в России снова снизилось и вернулось к уровню июля 2019 года (-3,2 % м/м SA).[21]
[править] Импорт
В 2001 году Россия в ходе переговоров о вступлении в ВТО снизила пошлины на новые легковые машины с 30 до 25 %.[22]
27 июля 2003 года в России вступили в действие новые единые для физических и юридических лиц ставки импортных таможенных пошлин на ввоз легковых иномарок в возрасте 3-7 лет. Растаможивание наиболее распространенных моделей (с объёмом двигателя 1,5-2,3 тыс. куб. см) подорожало на $1-2 тыс.[23]
Импорт в Россию легковых автомобилей вырос за 2006 год по сравнению с годом ранее на 35,6 % до 1,05 млн шт. Сумма закупок составила $12,7 млрд против $7,73 млрд годом ранее. Импорт в Россию легковых автомобилей из стран дальнего зарубежья составил 949 тыс. шт против 718 тыс. шт годом ранее. Стоимость закупок составила $12,0 млрд.[24]
В 2009 году в Россию было импортировано 521 тыс. автомобилей иностранного производства — на 68,4 % меньше, чем в 2008 году.[25]
В марте 2010 года в Россию было импортировано 38,5 тыс. легковых автомобилей — на 34,5 % больше, чем в феврале 2010 года. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года, количество ввезенных машин сократилось на 28,5 тыс. Больше всего автомобилей ввезла компания Toyota — 4,4 тыс., на втором и третьем месте — Nissan и Daewoo с показателями 4,1 тыс. и 4,0 тыс. автомобилей соответственно. При этом импорт Nissan сократился на 64 % по сравнению с мартом 2009 года. На четвертом месте Hyundai с 3,6 ввезенными машинами, на пятом — Honda и 2,3 тыс. автомобилей. В первый десяток самых крупных российских автоимпортеров вошли Mitsubishi (2,2 тыс. штук), Kia (1,9 тыс. штук), Mazda (1,6 тыс. штук), Peugeot и Mercedes — по 1,5 тыс. автомобилей на каждого. Самый крупный рост импорта продемонстрировала Mitsubishi, которая в марте 2010 года ввезла в 60 раз машин больше, чем за аналогичный период 2009 года. В 59 раз в марте 2010 увеличился импорт автомобилей Renault — с 19 штук в марте 2009 года до 1,1 тыс. ZAZ ввез в марте 2010 в 23 раза больше машин, чем ранее — около 1,1 тыс. Значительнее всего снизился импорт у Chevrolet (минус 97,5 %), Infiniti (минус 95,7 %) и Ford(минус 92,6 %). Некоторые бренды в марте 2010 не ввезли ни одной машины — это Fiat и Skoda (у последнего в России налажена сборка практически всего модельного ряда).[26]
В мае 2010 года в Россию было импортировано 52,3 тыс. легковых автомобилей — на 34,2 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом на долю подержанных иномарок пришлось только 2,5 %. Первое место по ввозу автомобилей заняла компания Daewoo, которая импортировала в мае 2010 года 6,6 тыс. машин. Далее следуют Hyundai (6 тыс. автомобилей), Toyota (5,5 тыс.), Mitsubishi (4 тыс.) и Nissan (3,7 тыс.). Компания Chery продемонстрировала в мае 2010 года самый значительный рост по сравнению с тем же периодом в 2009 году, увеличив импорт с 50 автомобилей до 1,4 тыс. штук. Наибольшее падение в мае 2010 года наблюдалось у Chevrolet — минус 92,5 %.[27]
По итогам первых пяти месяцев 2010 года в России было ввезено 181 тыс. иномарок — на 14,9 % меньше, чем за аналогичный период 2009 года.[28]
В 2010 году в Россию было импортировано 687 тыс. легковых автомобилей, что на 32 % больше показателей 2009 года. Из стран дальнего зарубежья было ввезено 582 тыс. машин (+23,2 %), общая стоимость которых составила $10,7 млрд, а из стран СНГ — 104 тыс. транспортных средств на $641 млн. В общей сложности в Россию было ввезено автомобилей на сумму в $11,4 млрд.[29]
Россия в 2011 году увеличила импорт легковых автомобилей по сравнению с предыдущим годом на 43,3 % — до 984 тыс. единиц. За данный период в денежном выражении было ввезено легковых автомобилей на $18,6 млрд. В частности, из стран дальнего зарубежья импортировано 851 тыс. автомобилей на $17,7 млрд, из стран СНГ — 133 тыс. на $879 млн.[30]
В 2012 году Россия вступила в ВТО. Пошлины на легковые автомобили снижаются с 30 до 25 %, а в 2019 году они опустились до финального значения — 15 %.[31]
[править] Цены
Согласно предварительной оценке аналитического агентства «Автостат», в 2016 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила примерно 1,4 млн рублей, что на 15 % больше, чем годом ранее.[32]
По данным аналитического агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России в январе 2020 года составляла 1,55 млн руб.[33]
По данным агентства «Автостат», по итогам первых шести месяцев 2021 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла до 1 млн 886 тыс. руб. Это на 12,5 % больше по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года. Средняя цена иномарок достигла 2 млн 246 тыс. руб. (на 14,4 % больше по сравнению с прошлым годом), российских марок — 782 тыс. рублей (+11,6 %).[34]
[править] Продажи
По итогам 2007 года в России продано 2 млн 700 тыс. легковых машин.
В 2008 году в России было продано более 3,17 млн легковых автомобилей почти на $70 млрд.
По итогам 2010 года в России рост продаж легковых автомобилей (без учёта лёгкого коммерческого транспорта) в количественном выражении составил 30 % (с 1,335 млн до 1,760 млн штук).
По итогам 2011 года в России было продано 2,6 миллиона новых легковых автомобилей.
По итогам 2013 года в России было продано 2,6 миллиона новых легковых автомобилей, что на 5,5 % меньше, чем годом ранее.
По итогам 2014 года в России было продано 2,34 млн легковых автомобилей.
[править] Новые автомобили
В 2022 году в России было продано 687 370 новых легковых автомобилей, что на 58,8 % меньше, чем в 2021 году. Эти данные без учёта параллельного импорта.[35]
Продажи новых легковых автомобилей в России в марте 2023 года составили 69 913 единиц, что на 11,4 % меньше, чем в АППГ.[36]
По итогам мая 2023 года в России было реализовано 72,2 тыс. новых легковых машин, сообщили эксперты агентства «Автостат» со ссылкой на данные АО «ППК». Это на 5 % меньше, чем в апреле, но в 2,6 раза превышает показатель мая 2022-го.[37]
Продажи новых легковых автомобилей в России в 2023 году выросли в годовом выражении на 69 %, до 1,06 миллиона единиц, говорится в сообщении аналитического агентства «Автостат». Более 30 % от общего объема продаж приходится на отечественную Lada, продажи которой в 2023 году составили 324 446 машин. Самым популярным иностранным брендом по итогам 2023 года стал Chery, объем продаж автомобилей которого достиг 118 950 штук. Следующие пять позиций в рейтинге легковушек тоже занимают «китайцы» — Haval (111 720 шт.), Geely (93 553 шт.), Changan (47 765 шт.), EXEED (42 152 шт.) и OMODA (41 983 шт.).[38]
[править] Регистрации
По итогам 2012 года в России было зарегистрировано 2 760 327 новых легковых автомобилей (без учета LCV), что на 10,2 % превышает результаты годичной давности. Это рекордный показатель.
[править] Виды автомобилей
[править] Иномарки
За 2008 год парк легковых иномарок в России вырос на 2,46 млн шт. (28,9 %).[39]
К началу 2009 года доля иномарок в российском парке легковых автомобилей увеличилась до 34 %. Годом ранее она составляла 29 %.[40]
По итогам 2010 года в России было продано 1 миллиона 257 тысяч легковых автомобилей зарубежных концернов, с учётом машин российского производства.
По состоянию на начало 2019 года в России насчитывается 25 миллионов 130 тысяч легковых автомобилей иностранных автопроизводителей.
[править] Праворульные автомобили
По состоянию на начало 2019 года в России стояло на учёте 3,34 млн легковых автомобилей с правым расположением руля.
[править] Электромобили
В феврале 2023 года в России на долю новых электромобилей пришёлся 1 % от общего количества реализованных новых легковых автомобилей, к маю 2023 года этот показатель составлял 1,2 %.[41]
[править] Модели
[править] Aurus
С 2018 года президент России Владимир Путин пользуется лимузином российской марки Aurus.[42]
[править] Volkswagen
По итогам 2008 года в России было реализовано 50,5 тыс. легковых автомобилей Volkswagen.
[править] Компании
[править] Ford
В конце марта 2019 года Ford сообщил о решении уйти с российского рынка легковых автомобилей.[43]
[править] Дилеры автомобилей
По состоянию на апрель 2015 года в России насчитывается свыше 3,5 тыс. официальных дилерских центров легковых автомобилей.
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на январь 2016 года, в России в общей сложности насчитывается около 3,8 тысячи дилеров легковых автомобилей.
По состоянию на январь 2017 года в России действуют около 3,5 тысяч официальных дилеров легковых автомобилей.
[править] Показатели
Число легковых автомобилей в собственности граждан[44] в России (на конец года, тыс. штук):[45]
- 2001 год: 19983,9 (+4,6 % к аналогичному периоду предыдущего года)
- 2002 год: 21135,1 (+5,8 %)
- 2003 год: 22082,1 (+4,5 %)
- 2004 год: 22853,8 (+3,5 %)
- 2005 год: 24124,8 (+5,6 %)
- 2006 год: 25281,8 (+4,8 %)
- 2007 год: 27754,5 (+9,8 %)
- 2008 год: 30300,2 (+9,2 %)
- 2009 год: 31340,6 (+3,4 %)
- 2010 год: 32629,1 (+4,1 %)
- 2011 год: 34624,3 (+6,1 %)
- 2012 год: 36917,2 (+6,6 %)
- 2013 год: 39237,1 (+6,3 %)
- 2014 год: 41433,4 (+5,6 %)
- 2015 год: 42317,1 (+2,1 %)
- 2016 год: 43157,1 (+2,0 %)
- 2017 год: 44792,0 (+3,8 %)
Число легковых автомобилей в собственности граждан[46] в России на 1000 человек населения (на конец года, штук):[47]
- 2001 год: 137,2 (+5,1 % к аналогичному периоду предыдущего года)
- 2002 год: 145,8 (+6,3 %)
- 2003 год: 153,0 (+4,9 %)
- 2004 год: 158,9 (+3,9 %)
- 2005 год: 168,4 (+6,0 %)
- 2006 год: 177,0 (+5,1 %)
- 2007 год: 194,4 (+9,8 %)
- 2008 год: 212,3 (+9,2 %)
- 2009 год: 219,4 (+3,3 %)
- 2010 год: 228,4 (+4,1 %)
- 2011 год: 242,0 (+6,0 %)
- 2012 год: 257,5 (+6,4 %)
- 2013 год: 273,1 (+6,1 %)
- 2014 год: 283,3 (+3,7 %)
- 2015 год: 288,8 (+1,9 %)
- 2016 год: 294 (+1,8 %)
- 2017 год: 305 (+3,7 %)