Автомобильная промышленность России в XXI веке
Материал из Documentation.
В 2007 году в Калуге начали собирать автомобили Volkswagen и Skoda. Спустя три года в этом же регионе запустил свое производство концерн Peugeot Citroen.[1]
В 2007 году на окраине Санкт-Петербурга открылся завод Toyota, годом позже в Санкт-Петербурге начал выпускать свои автомобили General Motors. Вскоре там же открыл производство концерн Nissan. В 2011 году петербургский завод появился и у корейского автопроизводителя Hyundai.[2]
Завод Hyundai в Санкт-Петербурге начал работу в сентябре 2010 года. По состоянию на июнь 2020 года это предприятие выпускало модели Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и Kia Rio X-Line. Мощность завода — более 200 тыс. автомобилей в год.[3]
Содержание |
[править] Инвестиции
Массовый приток инвестиций в российский автопром начался с введением в 2005 году режима промсборки. В обмен на строительство автозаводов и повышение локализации производимых машин власти предложили нулевые или близкие к ним пошлины на автокомпоненты. Соглашения о промышленной сборке заключили все основные глобальные автоконцерны — самостоятельно или в альянсе с местными автопроизводителями.[4]
[править] Компании и заводы
[править] АвтоВАЗ
2008 год — Renault-Nissan подписывает договор о покупке блокирующего пакета акций «АвтоВАЗа» за $1 млрд. Спустя несколько лет альянс увеличит долю до контрольной, у созданного на базе «Рособоронэкспорта» «Ростеха» останется блокирующий пакет.[5]
Компания «АвтоВАЗ» вышла в прибыль в 2018 году — после начала финансового оздоровления двумя годами ранее, но в 2020 году на фоне пандемии «АвтоВАЗ» вновь показал убыток в €196 млн.[6]
[править] АЗЛК
Осенью 2001 года сборка комплектных автомобилей на АЗЛК была прекращена. В 2003 г. на предприятии была запущена процедура банкротства, а в сентябре 2010 г. ОАО «Москвич» после продажи имущества было официально ликвидировано.[7][8]
[править] ГАЗ
2008 год — ГАЗ прекратил сборку классической «Волги» и начал выпуск легковых Volga Siber на базе снятой с производства модели Chrysler Sebring. Для этого компания приобрела у Chrysler завод мощностью 160 тыс. машин, перевезла его из США и смонтировала в Нижнем Новгороде. Проект обошелся в $200 млн. Но Volga Siber спросом не пользовалась и в 2010 г. проект закрыт.[9]
Группа ГАЗ после отказа от собственного производства легковых машин освоила выпуск автомобилей по контрактной схеме для иностранных брендов — наряду с собственным производством легких коммерческих автомобилей, грузовиков и автобусов.[10]
[править] Соллерс
«Соллерс» пошёл по пути создания совместных предприятий, крупнейшим партнерством стало СП с Ford.[11]
[править] Ford во Всеволожске
В 2002 году открылся первый завод иностранного автоконцерна в России — Ford за $150 млн построил во Всеволожске (Ленинградская область) предприятие мощностью 25 000 автомобилей в год. Позже мощность была увеличена до 160 тыс. автомобилей в год.[12][13]
[править] GM
В 2015 году об уходе из России объявила GM, сохранив лишь СП с «АвтоВАЗом».[14]
[править] Hyundai
В 2010 году в Санкт-Петербурге был открыт крупнейший завод иностранного автоконцерна — «Хендэ мотор мануфактуринг рус» мощностью 150 000 машин в год, впоследствии она выросла до 220 000. Инвестиции составили $500 млн. На предприятии выпускаются автомобили Hyundai и Kia. Строительство завода завершило формирование автомобильного кластера в Санкт-Петербурге.[15]
[править] Nissan
История петербургского завода японской марки Nissan началась в 2006 году с того, что между компанией Nissan Motor Co Ltd. и правительством Санкт-Петербурга был подписан меморандум о взаимопонимании. В результате чего, в дальнейшем заводу был присвоен статус стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга. Само производство автомобилей стартовало в 2009 году и первой моделью, выкатившейся из дверей предприятия, стал седан Nissan Teana. Чуть позже на заводе наладили выпуск популярного в нашей стране Nissan X-trail. Далее производственную гамму фабрики пополнили такие модели, как Murano, Pathfinder и Qashqai.[16]
[править] Марки
[править] Lada Priora
Производство Lada Priora началось в марте 2007 года, а продажи начались спустя месяц. В конце 2013 был рестайлинг автомобиля.
[править] Skoda Octavia
Первая Skoda Octavia локальной российской сборки сошла с конвейера завода в Калуге в 2009 году, а в июне 2013 года производство модели было переведено на завод «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде.[17]
[править] Крупные проекты
[править] Производство Лада Калина на АвтоВАЗе
Инвестиционный проект по разработке и постановке на производство бюджетной модели на новой платформе. Разработка велась с 1993 г., производство автомобиля с кузовом седан началось в ноябре 2004 г., с кузовом хэтчбек — в 2006 г., с кузовом универсал — в 2007 г.[14] Общий объем инвестиций — 18 млрд рублей[15].
[править] Производство Lada Granta на «АвтоВАЗе»
Самый продаваемый автомобиль в России в конце 2012 — начале 2013 года. Только на разработку модели было потрачено 200 млн долларов, 1,36 млрд рублей было потрачено на организацию конвейерного производства на Ижмаше и, видимо, примерно столько же в Тольятти. Сборка автомобиля началась в 2011 г. [16][17][18]
[править] Автомобильный завод Фольксваген (Volkswagen Group Rus), г. Калуга
Введён в строй в рамках Калужского автокластера в 2009 г. Стоимость проекта 926 млн евро в ценах тех лет.[19][20]
[править] Регионы
[править] ЦФО
[править] Калужская область
Крупный кластер производства автомобилей, автокомпонентов и строительной техники на территории Калужской области (три автомобильных завода, более 20 предприятий — поставщиков автокомпонентов, 17 моделей выпускаемых на территории региона на 2012 год). Правительство области подготовило ряд промышленных площадок и с большим успехом привлекает инвестиции крупнейших мировых автопроизводителей, открывающих здесь свои заводы. С 2007 года по май 2012 г. были построены:[18]
- Volvo Group и Volvo Trucks (Швеция) — производство и обслуживание грузовиков 2009 г.[19]
- Volkswagen Group Rus (Германия) — завод по производству легковых автомобилей.
- PSA Peugeot Citroёn & Mitsubishi (Франция, Япония) — завод по производству легковых автомобилей.
[править] СЗФО
[править] Ленинградская область
Автомобильный завод Форд (Завод Ford Motor Company), г. Всеволжск, Ленинградская область. Завод открыт в 2002 г. и стал одним из первых в Петербургском автокластере. Объем инвестиций составил 330 млн долларов[21] (из них первоначальные — 150 млн долларов[22]).
[править] Санкт-Петербург
2 июня 2009 года в Санкт-Петербурге была введена в эксплуатацию первая очередь завода Nissan стоимостью 200 млн долларов, 1 октября 2014 года была достроена вторая очередь завода стоимостью 167 млн евро (10 млрд рублей).[20][21]
[править] ПФО
[править] Татарстан
Производство на автомобильном заводе «Форд Соллерс» в Набережных Челнах было запущено 2 декабря 2014 года. Общий объём инвестиций в производственную площадку составил около 15 млрд рублей. Осуществляется полный технический цикл, включая сварку и окраску. Создано 1200 рабочих мест.[22]
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ [6]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]