Автомобильная промышленность России в 2012 году
Материал из Documentation.
В 2012 году российское автомобилестроение достигло очередного рекордного объема производства. Суммарное производство автобусов, легковых и грузовых автомобилей превысило рубеж в 2 млн машин. Согласно данным Росстата, выпуск автомобильной техники составил по итогам 2012 года 2238 тыс. единиц, что на 13,9 % превзошло результат 2011 года.[1]
Из всех видов автомобильной техники наивысший темп роста отмечен в производстве автобусов. Производство грузовых автомобилей выросло сравнительно немного, что обусловлено замедляющимся инвестиционным спросом и конкуренцией со стороны импорта.[2]
В наибольшей степени результат отрасли был связан со значительным увеличением производства легковых автомобилей. И хотя выпуск этой продукции уступал производству автобусов по темпам в процентном выражении, но в физическом выражении прирост производства легковых автомобилей был максимальным среди всех видов автомобильной техники.[3]
Во второй половине 2012 года динамика производства автомобильной техники ухудшилась. Если в первом полугодии 2012 года рост производства легковых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составил 22,2 %, грузовых автомобилей 4,1 %, автобусов — 51.3 %, то во втором полугодии, соответственно — 12,8 %, 1,1 %, 18,8 %.[4]
Содержание |
[править] Отрасли
[править] Производство легковых автомобилей
Производство легковых автомобилей по итогам 2012 года составило, согласно данным Росстата, 1971 тыс. единиц, что на 13,3 % превысило результат 2011 года. Объём производства легковых автомобилей достиг исторического максимума.[5]
В свою очередь, по данным АСМ-Холдинга, выпуск легковых автомобилей в 2012 году составил 1968.8 тыс. единиц, что на 12,9 % больше, чем в 2011 году. При этом производство иностранных марок увеличилось на 22,8 % до 1329 тыс. машин, тогда как выпуск отечественных марок сократился на 3,3 % до 640 тыс. машин. Доля иностранных марок в общем объеме производства легковых автомобилей составила по итогам 2012 года 67,5 % против 61,6 % в 2011 году.[6]
Из числа автомобилестроительных регионов отрицательная динамика производства зафиксирована в двух — в Самарской и Ростовской областях. Спад производства в Самарской области связан с отказом АВТОВАЗа от выпуска «классики» и переходом на производство новых моделей — Lada Granta и Lada Largus. Кроме того, на результатах сказался фактор высокой базы, так как в 2011 году производство на заводе росло быстрыми темпами во многом за счёт утилизационной программы. Спад производства легковых автомобилей в Ростовской области связан с финансовыми проблемами Таганрогского автомобильного завода.[7]
Максимальный темп роста по итогам года зафиксирован в Санкт-Петербурге, где действует несколько заводов, собирающих автомобили иностранных марок. В сумме они увеличили выпуск в 2012 году в полтора раза. Правда, к концу года здесь также произошло резкое торможение. В декабре объем производства легковых автомобилей в Санкт-Петербурге вырос относительно декабря 2011 года на 1,4 %. Также неплохой темп по итогам года продемонстрировала Калужская область.[8]
Увеличение производства легковых автомобилей в 2012 году было обусловлено растущим потребительским спросом, который поддерживался активизацией банковского кредитования физических лиц. При этом в первом полугодии продажи росли более активно, во втором — менее.[9]
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в 2012 году составили 2,94 млн единиц, превысив результат 2011 года на 11 %. В 2012 году был превышен пиковый результат 2008 года, когда было произведено 2,92 млн легковых автомобилей.[10]
Сопоставимые цифры приводит и «АСМ-Холдинг», согласно данным которого объем оптовых продаж легковых автомобилей в 2012 году увеличился на 10,2 % по сравнению с 2011 годом до 2883 тыс. единиц. При этом продажи иномарок отечественной сборки выросли на 21,5 % до 1274 тыс. шт., продажи отечественных марок снизились на 3,1 % до 614 тыс. шт., а продажи импортированных новых автомобилей увеличились на 6,2 % до 983 тыс. шт.[11]
[править] Производство грузовых автомобилей
Из всех видов автомобильной техники медленнее всего в 2012 году росло производство грузовых автомобилей. Их выпуск составил, согласно данным Росстата, 210 тыс. машин, что на 1,5 % превысило результат 2011 года. При этом в отдельные месяцы динамика производства была отрицательной. Объём производства грузовых автомобилей в 2012 году так и не достиг докризисного уровня.[12]
По данным «АСМ-Холдинга», объём производства грузовых автомобилей в 2012 году составил 206 тыс. единиц, что на 1,3 % больше, чем в 2011 году. При этом выпуск отечественных моделей сократился на 2,9 % до 175 тыс. машин, а выпуск иномарок увеличился на 33,5 % до 30,9 тыс. единиц.[13]
Снижение производства грузовиков отмечено на предприятиях «ГАЗ» и «Урал». Особенно сильно сократилось производство на «Урале», руководство которого объяснило спад отсутствием заказов со стороны Минобороны.[14]
В то же время существенный рост производства зафиксирован в Татарстане и Калужской области. КАМАЗ сообщил, что увеличил производство автомобилей, шасси и сборочных комплектов на 6 % до 51,4 тыс. шт. Правда, в ноябре завод перешел на сокращенную рабочую неделю и объяснил свое решение падением спроса.[15]
Продажи грузовых автомобилей на российском рынке росли в 2012 году значительно быстрее, чем их производство. Как следует из данных «АСМ-Холдинг», продажи грузовиков на внутреннем рынке выросли на 9,5 % до 360 тыс. штук. В том числе небольшой рост отмечен в продажах отечественных моделей — на 0,6 % до 163 тыс. единиц. Продажи иномарок российской сборки выросли на 34,1 % до 28,8 тыс. шт., продажи импортных новых грузовиков увеличились на 16,3 % до 150 тыс. шт.[16]
[править] Производство автобусов
Производство автобусов продемонстрировало наилучшую динамику среди всех видов автомобильного транспорта. По данным Росстата, их выпуск в 2012 году вырос по сравнению с 2011 годом на 30,7 % до 57,1 тыс. шт.[17]
По данным АСМ-Холдинга, рост производства автобусов в 2012 году составил в годовом сравнении 32,0 %, а объём производства — 57,2 тыс. машин. В отличие от легковых автомобилей и грузовиков, рост производства автобусов был достигнут за счет отечественных марок, выпуск которых увеличился в 2012 году на 40,8 % до 47,4 тыс. единиц. Выпуск автобусов иностранных марок вырос всего на 1,6 % до 9,9 тыс.[18]
В региональном разрезе наивысшими темпами возросло производство автобусов в Нижегородской области, Ульяновской области и Башкортостане. Вместе с тем, существенный спад производства наблюдался в Ростовской, Челябинской и Курганской областях.[19]
Темпы роста продажа автобусов были ниже, темпов роста их производства. По данным АСМ-Холдинга, продажи автобусов в России увеличились в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 14,0 % до 69,2 тыс. шт. При этом продажи отечественных марок выросли на 28,8 % до 43,7 тыс. единицы. Рыночная доля автобусов отечественных марок по итогам года увеличилась на 7,3 п.п. до 63,2 %.[20]
[править] Хронология
В январе 2012 года в Аргуне (Чечня) предприятие «Чеченавто» начало серийное производство Lada Priora.[21]
В марте 2012 года в городе Балахна Нижегородской области на территории производственной площадки ООО «Луидор», открыт новый корпус по производству автобусов малого класса и спецтехники. Это первая очередь производственного комплекса строящегося в городе Балахна.[22]
В марте 2012 года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и консорциум из пяти крупных европейских банков одобрили кредит в размере 320 млн евро ($ 425 млн) на расширение завода «ПСМА Рус», на котором собираются автомобили Peugeot, Citroen и Mitsubishi. По информации ЕБРР, кредит будет разделен на две части. Первую, в размере 110 млн евро и рублевого кредита, равного эквиваленту 60 млн евро, ПСМА получит непосредственно от Европейского банка сроком на семь лет. Второй транш в 150 млн евро автопроизводителям выделил синдикат из пяти банков, куда вошли Unicredit Bank AG, Credit Industriel et Commercial, Intesa SanPaolo, Raiffeisen Bank International AG и Societe Generale. Срок кредитования составил пять лет.[23]
4 апреля 2012 года Путин провёл совещание о развитии автомобильной отрасли в условиях вступления России в ВТО. Путин заявил, что автомобильная отрасль России в последние годы набрала хорошую динамику в целом, налицо качественные изменения: в автопром приходят масштабные инвестиции, приходят новые технологии, и эту тенденцию нужно закрепить. Путин сказал, что все органы государственной и муниципальной власти в Российской Федерации, заказчики и предприятия, финансируемые из федерального бюджета, должны уже в самое ближайшее время покупать только автомобильную технику, производимую на территории Российской Федерации и единого экономического пространства — то есть в России, Казахстане и Белоруссии.[24]
В апреле 2012 года на ООО «СЭД-Сызрань» (Самарская область), входящее в группу компаний «Криста», состоялось открытие новой гальванической линии нанесения защитно-декоративного покрытия на изделия из АБС-пластика. Новая линия соответствуют всем международным требованиям к изделиям из пластмасс с гальванопокрытием, предъявленным в автомобильной промышленности. На новом оборудовании будут производиться изделия для автомобилей ОАО «АвтоВАЗ» семейства Priora, Granta, Largus и Kalina. Договоренности о поставках так же достигнуты с представительствами GM, Renault, Volkswagen.[25]
В мае 2012 года в Тольятти группой компаний «Автокомпонент» открыто новое предприятие «Автопласткомпонент». На новом заводе производят пластиковые детали для Lada Granta, Lada Largus и Lada Priora.[26]
В июне 2012 года представители компании General Motors заявили, что компания удваивает мощности на своём заводе в Санкт-Петербурге и намерена вложить $1 млрд инвестиций в течение пяти лет.[27]
В июле 2012 года на заводе «ПСМА Рус» в Калуге состоялась церемония, посвященная запуску производства полного цикла. Производственная мощность предприятия составит 125 тыс. автомобилей в год. Первой моделью в новых условиях сборки станет Peugeot 408. С момента запуска производства полного цикла в процессе сборки автомобилей будут использоваться российские компоненты — штампованные детали, бамперы, колеса и шины, кресла, приборные щитки и т. п. В ноябре 2012 года последует запуск модели Mitsubishi Outlander.[28]
В июле 2012 года на Магнитогорском металлургическом комбинате была введена в эксплуатацию вторая очередь комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества. «С пуском комплекса холодной прокатки ОАО „ММК“ и у отечественных автомобилестроителей, и у зарубежных компаний, производящих автомобили в России, появилась возможность использовать российский металлопрокат, соответствующий самым высоким стандартам», — заявил председатель совета директоров ОАО «ММК» Виктор Рашников.[29]
По данным аналитической и консалтинговой компании «АСМ-холдинг», суммарное производство автомобильной техники (легковых автомобилей, грузовиков и автобусов) в России за январь — ноябрь 2012 года выросло на 13,2 % по отношению к первым одиннадцати месяцам 2011 года до 2047,0 тысяч единиц. А именно, производство легковых автомобилей в России за первые одиннадцать месяцев 2012 года выросло на 14,1 % в годовом исчислении до 1 808,9 тысяч единиц. При этом выпуск отечественных моделей сократился на 4,7 % до 586,2 тысяч ед., а иностранных брэндов — вырос на 25,9 % до 1 222,6 тысяч ед. Производство грузовых автомобилей (включая шасси и легкие грузовики) в России подросло в январе — ноябре 2012 года на 1,0 % по сравнению с первыми одиннадцатью месяцами 2011 года до 188,0 тыс. единиц. Из этого количества, выпуск отечественных моделей составил 160,1 тыс. ед., с сокращением на 2,4 %, а грузовиков иностранных марок 27,9 тыс. ед., с ростом на 26,3 %. Российские продажи грузовиков в январе — ноябре 2012 года составили 335,16 тыс. ед., показав рост на 13,1 % по отношению к первым одиннадцати месяцам 2011 года. Продажи «российских иномарок» увеличились с 19,73 тыс. до 25,50 тыс. грузовиков, а их рыночная доля прибавила 0,9 пункта до 7,6 %. Импорт новых грузовиков вырос на 16,6 % до 135,27 тыс. машин с увеличением рыночной доли на 1,1 пункта до 40,3 %. Продажи импортированных подержанных машин увеличились на 17,8 % до 17,30 тыс. ед. при расширении их доли на 0,3 пункта до 5,2 %. По данным «АСМ-холдинга», производство автобусов (включая микроавтобусы и вахтовые автобусы на шасси грузовиков) в России за первые одиннадцать месяцев 2012 года выросло на 35,1 % до 50,6 тыс. единиц. Из общего количества произведенных автобусов, выпуск отечественных моделей составил 41,9 тыс. ед., увеличившись на 45,1 %. Выпуск автобусов иностранных марок увеличился на 1,4 % до 8,7 тыс. машин. По результатам одиннадцати месяцев 2012 года автобусный рынок характеризовался более высоким темпом восстановления, чем рынки легковых автомобилей и грузовиков. По сравнению с январем — ноябрем 2011 года, продажи автобусов выросли на 15,4 % и составили 61 898 единиц. В структуре рынка по классам автобусов продолжался сдвиг в сторону автобусов особо малого класса (микроавтобусов), доля которых увеличилась до 58,9 % от 56,9 % в январе — ноябре 2011 года. Наиболее высокий темп роста продаж, наблюдаемый в автобусном секторе (в основном, за счет отечественной продукции), обусловил фактический выход объема продаж автобусов в январе — ноябре 2012 года на уровень первых одиннадцати месяцев 2008 года, с отставанием от него на 0,6 %.[30]
В декабре 2012 года на автозаводе ГАЗ (г. Нижний Новгород) запущено производство полного цикла автомобиля «Шкода Йети». Полный цикл производства автомобиля включает сварку кузова, окраску и сборку.[31]
20 декабря 2012 года на Нефтекамском автозаводе состоялось официальное открытие производства автобусов BRAVIS. Автобус BRAVIS — это новейшая разработка отечественной автомобильной корпорации «КАМАЗ» и крупнейшего мирового производителя автобусов компании Marcopolo (Бразилия).[32]
По итогам 2012 года в России в общей сложности было произведено свыше 2,2 млн единиц автомобильной техники (легковые автомобили, LCV, грузовики, автобусы), что на 11 % превысило показатель 2011 года. Таким образом, в 2012 году был поставлен новый рекорд производства автомобилей в истории России.[33]
[править] Компании
[править] АвтоВАЗ
В апреле на ОАО «АВТОВАЗ» состоялось открытие нового производства. На новой производственной линии начался выпуск автомобиля LADA Largus — универсала эконом-класса повышенной вместимости. Персонал для сборки LADA Largus при односменной работе — более 800 человек.[34]
За I полугодие АвтоВАЗ продал в России 251 тыс. машин (на 14 % меньше, чем в I полугодии 2011 года).[35]
В 2012 году в России АВТОВАЗ реализовал 538 тыс. автомобилей LADA. Всего АВТОВАЗ в 2012 году продал 608 тыс. LADA.[36]
[править] Автофрамос
Модельный ряд «Автофрамоса» в 2012 году пополнили кроссовер Koleos и бизнес-седан Latitude.[37]
[править] GM
28 августа 2012 года глава международных операций General Motors (GM) Тим Ли заявил, что концерн GM рассчитывает вложить в расширение производства в России и выпуск автокомпонентов около $1 млрд в ближайшие 5 лет. Концерн, выпускающий автомобили в России на трёх производственных площадках — в Санкт-Петербурге, Тольятти и Калининграде, планирует вложить эти деньги в увеличение производственных мощностей, а также в локализацию. Около 10 % от этой суммы GM потратит настроительство в Санкт-Петербурге собственного завода по производству штампованных деталей кузова, сказал Тим Ли. Он также рассказал, что GM, владеющий половиной совместного предприятия GM-Автоваз, планирует на паритетных началах со своим партнёром Автовазом инвестировать в расширение производственных мощностей этого завода до 120 тыс. с нынешних 70 тыс.[38]
[править] Ижевский автозавод
17 апреля Ижевский автозавод завершил производство классической вазовской «семёрки» — Lada 2107.[39]
25 июля с конвейера Ижевского автозавода (ООО «Объединённая автомобильная группа») сошёл первый серийный автомобиль Lada Granta.[40][41]
17 сентября «ИжАвто» выпустила последний экземпляр ВАЗ-2104, завершив тем самым историю производства «классики».[42]
[править] УАЗ
В 2012 году УАЗом через сеть официальных дилерских центров в России и за рубежом было реализовано 68259 автомобилей, что на 8 % превышает аналогичный показатель 2011 года. Самой популярной моделью остается внедорожник UAZ Patriot. По итогам 2012 года объем продаж UAZ Patriot вырос на 19 % по сравнению с 2011 годом. UAZ Pickup в 2012 году увеличил рост продаж на 60 % в отличии от предыдущего. В 2012 году на экспортных рынках было продано 7591 автомобилей УАЗ, что на 10 % больше, чем за тот же период 2011 года. В течение 2012 года объем продаж UAZ Patriot вырос на 118 %, а UAZ Pickup — 46 % по сравнению с тем же периодом 2011 года. Также в 2012 году разработан новый дизельный двигатель ЗМЗ, оснащенный дизельными технологиями Bosch. Благодаря этому нововведению, UAZ Pickup получил модификацию дизельного мотора. За период с начала мая по декабрь 2012 года было реализовано 2453 автомобиля с новым дизельным мотором.[43]
[править] МосАвтоЗИЛ
В мае 2012 года власти Москвы и Сбербанк объявили о масштабном проекте реанимации ЗИЛа — СП «МосАвтоЗИЛ». Банк в нем получил 51 %, Москва — 49 %, общий объем инвестиций в проект составит 12 млрд рублей.[44]
В августе 2012 года компания «МосАвтоЗИЛ» получила разрешение ФАС на покупку балаковской группы «Химэкс», которая имеет соглашение о промсборке автомобилей по старым, более мягким правилам. Сделка позволит ЗИЛу производить машины ведущих мировых марок на льготных условиях.[45]
[править] Показатели
В I полугодии 2012 года в России было произведено 954 тыс. автомобилей.[46]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Аналитический бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы». Выпуск № 9. Итоги 2012 года
- ↑ Priora из Чечни
- ↑ В марте в России открыто 20 новых производств
- ↑ Peugeot и Mitsubishi расширились под Калугой
- ↑ В. В. Путин провёл на АвтоВАЗе (г. Тольятти) совещание о развитии автомобильной отрасли в условиях вступления России в ВТО[1]
- ↑ Обзор новых производств апреля
- ↑ Обзор новых производств мая
- ↑ Наш рынок для их возможностей
- ↑ Обзор новых производств июля[2]
- ↑ ММК завершил строительство комплекса холодной прокатки
- ↑ Производство легковых, грузовых машин и автобусов в России выросло за 11 месяцев 2012 года
- ↑ Обзор новых производств декабря
- ↑ На Нефтекамском автозаводе (Татарстан) начат выпуск новых автобусов малого класса BRAVIS
- ↑ В 2012 году автопром РФ произвел 2,2 млн машин
- ↑ Обзор новых производств апреля
- ↑ Убийца «классики»
- ↑ АВТОВАЗ: 608 205 LADA продано в 2012 году
- ↑ Иномарки бегут за границу
- ↑ GM планирует вложить в российский рынок $1 миллиард
- ↑ Прощай, «семерка»
- ↑ Обзор новых производств июля[3]
- ↑ Убийца «классики»
- ↑ Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
- ↑ УАЗ: итоги 2012 года
- ↑ ГАЗ и ЗИЛ выстраиваются в «Кортеж»
- ↑ Балаково поделится льготами с москвичами
- ↑ Российский автопром сдали в утиль