Автомобильная промышленность России в 2011 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Объём производства легковых автомобилей в 2011 году достиг рекордного уровня — более 1,7 млн единиц. В результате автомобилестроение обеспечило около 40 % прироста производства в целом по машиностроению. Отчасти такой результат обусловлен восстановлением реального, то есть не субсидированного потребительского спроса, так как рост продаж в 2011 году наблюдался в отношении практически всех моделей автомобилей. Потребительский спрос в России в период кризиса просел меньше, чем инвестиционный, и восстановился быстрее. Об этом свидетельствует и тот факт, что производство бытовой электроники и техники также уже превысило показатели 2008 года. Кроме того, существенную поддержку спросу оказало потребительское кредитование. Главным же фактором восстановления легкового автомобилестроения стали программы утилизации и льготного кредитования, которые несколько раз продлевались. Прекращение действия утилизационной программы во второй половине 2011 года вызвало падение темпов роста производства легковых автомобилей в IV квартале. На выходе из кризиса в российском автомобилестроении значительно выросла доля сборочного производства. Если в 2008 году доля иностранных марок в общем объеме выпуска составляла 40 %, то по итогам 2011 года — почти 73 %. При этом количество выпущенных отечественных марок существенно (на четверть) отставало от результата 2008 года, тогда как иностранных марок — выросло за этот период почти на 90 %.[1]

В 2011 году рост наблюдался во всех сегментах автомобильной промышленности — в производстве легковых автомобилей, лёгких коммерческих автомобилей, грузовиков и автобусов, в том числе производство легковых автомобилей превысило 1,7 млн шт. — это рекордный показатель в истории российского автопрома. До этого самым большим в России был докризисный показатель — 1,4 млн шт. в 2008 году.[2]

Содержание

[править] Производство иномарок

Автомобиль Hyundai Solaris
Автомобиль Hyundai Solaris

В 2011 году по полному циклу со сваркой и окраской кузовов (технология CKD) в России выпущено 779 тыс. автомобилей иностранных марок — почти вдвое больше, чем годом ранее. По «отвёрточной технологии» (технология SKD) собрано 287 тыс. машин — в первую очередь за счёт калининградского предприятия «Автотор», работающего в рамках особой экономической зоны и в этой связи освобожденного как от уплаты ввозных таможенных пошлин, так и от обязательств по локализации производства.[3]

В 2011 году зарубежные автопроизводители продолжали расширять модельный ряд российской сборки (SsangYong New Actyon, Nissan Murano, Hyundai Solaris, Kia Rio New, Renault Duster, Chevrolet Cruze hatchback и др.). При этом благодаря восстановлению спроса и запуску новых моделей российские заводы по производству иномарок увеличивали объёмы выпуска, выходя на полную мощность («Автофрамос», Volkswagen, Nissan, GM-Auto, Hyundai). Так, калужский завод Volkswagen Group Rus по итогам 2011 года выпустил 135 тыс. автомобилей — на 40 % больше, чем годом ранее. Еще 300 кроссоверов Skoda Yeti сошло с конвейера Горьковского автозавода, который в ноябре 2011 года начал контрактную сборку автомобилей для Volkswagen Group Rus. Петербургский завод Hyundai, уже к концу первого года работы увеличивший мощности со 150-ти до 200 тыс. машин в год, по итогам 2011 года выпустил 138987 автомобилей. За ворота всеволожского предприятия «Ford Sollers» вышло порядка 99 тыс. машин, что на 23 % превышает объемы выпуска за 2010 год. Завод Nissan в Санкт-Петербурге произвел 43,2 тыс. автомобилей (+74,2 %), предприятие GM-Auto — 60 тыс. машин. С калужского конвейера «ПСМА Рус» сошло более 44 тыс. автомобилей Peugeot, Citroen и Mitsubishi — на 63 % больше, чем годом ранее. На предприятии «Sollers — Дальний Восток» в прошлом году собрано 25100 автомобилей SsangYong, что на 83 % превышает результат годичной давности. А вот петербургский завод Toyota в прошлом году снизил производство на 11,1 %, выпустив 14131 автомобиль Toyota Camry. Снижение объемов производства на предприятии объясняют переходом на новую модель Toyota Camry седьмого поколения, серийный выпуск которой стартовал в России в середине ноября.[4]

В феврале вступили в силу новые правила работы иностранных автопроизводителей в России (промсборка-2). Они стали существенно жёстче. Эта мера была введена для того, чтобы подтолкнуть крупнейшие мировые компании к началу совместного производства с российскими партнёрами. Документ даёт право автоконцернам ввозить автокомпоненты по очень низким или нулевым таможенным ставкам, но взамен обязывает автоконцерны к запуску в России производств мощностью 300—350 тыс. автомобилей в год, уровень локализации в 60 % (до 2018 года) и инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Отвёрточная сборка ограничивается 5 % от общего объёма производства и не может длиться более двух лет. Новый регламент промсборки, в отличие от предыдущего, предоставляет простор для маневра: для производителей установлены контрольные цифры в среднем по всему модельному ряду. Например, одна модель может выпускаться с уровнем локализации 70 %, вторая — 80 %, третья — 30 %, а четвёртую могут вовсе собирать только из импортируемых компонентов (0 %). Специалисты компаний вольны сами определять, изготовление каких деталей и узлов выгоднее организовать в России. Регламент не ставит в зависимость уровень локализации и объёмы производства. Партии одних моделей, скажем, в 10 тыс. единиц, могут быть с максимальным уровнем локализации, а машины со 100-тысячным «тиражом» — с минимальным. Лишь бы средний показатель в годовом отчёте был не меньше контрольных 60 %.[5][6][7]

В 2011 году Еврокомиссия и США в процессе присоединения к ВТО стали настаивать на том, чтобы Россия отменила новое соглашение о промсборке, действующее в России. Однако премьер-министр Владимир Путин заявил в июне 2011 года, что позиция России по вопросу нового соглашения о промсборке остаётся неизменной, «поскольку мы не можем поступиться интересами наших производителей».[8]

В феврале «Соллерс» и Fiat сообщили, что остановили переговоры о создании СП по выпуску легковых автомобилей и внедорожников.[9]

В июне Минэкономразвития РФ подписало с Mazda соглашение о промышленной сборке автомобилей. Согласно этому документу, производство будет организовано в Приморском крае, вестись на старых условиях промсборки, а мощность предприятия запланирована в объеме от 25 тыс. до 50 тыс. автомобилей в год.[10]

14 июня «Фольксваген Груп Рус» и «Группа ГАЗ» заключили соглашение о контрактной сборке автомобилей Volkswagen и ŠKODA на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. В соответствии с соглашением на ГАЗе будет организован полный цикл производства автомобилей ŠKODA Octavia и ŠKODA Yeti, а также нового Volkswagen Jetta. Общий объём производства превысит 110 тыс. автомобилей в год.[11]

Минэкономразвития России заключило соглашения об организации промышленной сборки автомобилей со следующими компаниями:[12]

[править] Поставки для автопрома

В I полугодии 2011 года объём поставок российским автозаводам от ММК составил 262 тыс. тонн (при этом доля поставок автопрому составила 8,1 % в структуре отгрузки металлопродукции ММК на российский рынок).[13]

Всего в 2011 году объём поставок предприятиям автопрома от ММК составил 461 тыс. тонн (при этом доля поставок автопрому составила 7 % в структуре отгрузки металлопродукции ММК на российский рынок).[14]

В феврале 2011 года «АвтоВАЗ» подписал долгосрочный контракт на поставку автолиста с Новолипецким металлургическим комбинатом, резко сократив поставки от «Северстали», с которой он так и не смог договориться о цене.[15]

В 2011 году объёмы поступлений чёрных металлов в АвтоВАЗ составили 624 тыс. тонн, что на 3 % выше показателя 2010 года.[16]

[править] Хронология

В июне началось строительство завода в Санкт-Петербурге, который будет производить «Ё-мобили».[17]

В июле российско-германское СП Witzenmann-Russia ввело в Уфе вторую очередь завода по производству комплектующих для автопрома. Назначение: производство компрессоров выхлопных систем и сильфонов для автомобилестроения. Проектная мощность: 1,5 млн изделий в год на сумму 1,5 млрд рублей. Объем инвестиций: около 1 млрд рублей.[18]

В июле под Калугой открылся завод по производству топливных баков для автомобилей компании YAPP. Предприятие будет выпускать топливные баки и бензопроводы для Volkswagen и Peugeot-Citroen. Объем производства на первом этапе: до 250 тыс. топливных баков и 400 тыс. бензопроводoв в год. На заводе будет трудиться 130 человек. Объем инвестиций: 640 млн руб.[19]

В сентябре в Санкт-Петербурге открылось производство автомобильных радиаторов. Производство радиаторов компании LUZAR ориентировано на выпуск теплообменников традиционной «алюминиевой сборной» конструкции для автомобилей ВАЗ, Renault и Daewoo.[20]

В ноябре «АвтоВАЗ» начал серийный выпуск легкового автомобиля Lada Granta, который заменит на конвейере «классику» моделей Lada. Lada Granta — новый автомобиль, построенный на платформе Lada Kalina. По состоянию на конец ноября 2011 года стоимость автомобиля составляет 229 тыс. рублей за комплектацию «стандарт», и 256 тыс. рублей за комплектацию «норма».[21]

В ноябре в Волжском (Волгоградская область) на заводе ВАТИ-АВТО состоялось открытие нового цеха по производству комплектующих для автомобильной промышленности. Производственные мощности нового цеха дадут возможность ежемесячно выпускать продукцию до 13 млн.руб. Количество новых рабочих мест: 90. Завод выпускает продукцию для европейских сборочных конвейеров.[22]

В ноябре в Нижегородской области был открыт новый завод про производству комплектующих для автомобильной промышленности. Объём инвестиций: 8 млн евро. Количество новых рабочих мест: 150 человек. Ассортимент выпускаемой продукции: дверные замки, фары, задние фонари (по 400 тыс. в год) и системы стеклоочистки для автомобилей Лада Гранта, Рено, Пежо и Ниссан.[23]

[править] Показатели

По данным PricewaterhouseCoopers в России, в 2011 году с российских конвейеров сошло 1,74 млн легковых автомобилей — это на 45 % больше, чем годом ранее. Таким образом, в 2011 году российский автопром выпустил рекордное за свою историю количество легковых машин.[24]

В 2011 году в России реализовано 578 387 автомобилей LADA, это на 10,6 % больше, чем в 2010 году. Доля автомобилей LADA на российском авторынке в 2011 году составила 23,3 %.[25][26]

По семействам продажи автомобилей LADA в России по итогам 2011 года составили (к 2010 г.):[27]

  • LADA Kalina — 142 930 автомобилей (+31,1 %);
  • LADA Priora — 138 701 автомобилей (+10,5 %);
  • LADA Samara — 122 473 автомобилей (+16,1 %);
  • LADA 2105/2107 — 86 940 автомобилей (-36,1 %);
  • LADA 4X4 — 60 738 автомобилей (+36,1 %);
  • LADA Granta — 1 023 автомобилей.

По итогам 2011 года бренд LADA сохранил первую позицию на Украине. В 2011 году там было продано 28,4 тыс. автомобилей марки LADA, что составило долю рынка в 13,4 %. По итогам 2011 года на казахском авторынке было реализовано 13,6 тыс. автомобилей LADA (30,3 %).[28]

[править] Компании

[править] АвтоВАЗ

В 2011 года АВТОВАЗ реализовал на экспорт 56 010 автомобилей.[29]

Начался выпуск нового седана и хэтчбека Granta (ВАЗ-2190) на базе «Калины».[30]

«АвтоВАЗ» прекратил производство «классических» моделей.[31]

[править] ИжАвто

В 2011 году на Ижевском автомобильном заводе было выпущено более 70 тыс. автомобилей.[32]

C апреля «ИжАвто» производил автомобили ВАЗ-2107.[33]

[править] Группа ГАЗ

В начале февраля «Группа ГАЗ» и американский концерн GM подписали соглашение о контрактной сборке на мощностях ГАЗ нового поколения модели Chevrolet Aveo.[34]

Volkswagen Group Rus и группа ГАЗ подписали соглашение на восемь лет о контрактной сборке 110 000 легковых автомобилей в год на мощностях ГАЗа. Соглашение подписано в рамках перехода Volkswagen на новый режим промсборки автомобилей в России. Сборка моделей VW Jetta, Škoda Yeti и Škoda Octavia будет осуществляться на базе линии Volga Siber.[35]

[править] ЛиАЗ

Выпущен автобус ЛиАЗ-5292 с двигателем MAN D0836 LOH65, отвечающим нормам «Евро-5».[36]

[править] Автофрамос

Предприятие расширило мощности своего производства с 75 тыс. до 160 тыс. автомобилей.[37]

В ноябре был запущен в производство Renault Duster – бюджетный кроссовер на платформе «Логана».[38]

[править] Примечания

  1. Российское машиностроение: итоги 2011 года
  2. В. В. Путин провёл на АвтоВАЗе (г. Тольятти) совещание о развитии автомобильной отрасли в условиях вступления России в ВТО[1]
  3. Состояние легковой автомобильной промышленности государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в 2010—2012 годах
  4. Российский автопром в 2011 году установил рекорд[2]
  5. Импорт не спасет — будет местная «начинка»
  6. «Автотор» и Magna хотят построить в России 21 завод
  7. [3][4]
  8. [5][6]
  9. «Соллерс» и Fiat недалеко уехали
  10. Правительство РФ поддержало строительство завода Mazda в Приморье
  11. О компании
  12. Состояние легковой автомобильной промышленности государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в 2010—2012 годах
  13. ОАО «ММК» увеличивает поставки продукции для автомобильной промышленности
  14. Магнитка наращивает поставки металла для мирового автопрома
  15. «АвтоВАЗ» поменял «Северсталь» на НЛМК
  16. В 2011 г. объемы закупок черных металлов АВТОВАЗом составили 624 тыс. т (+3 %)
  17. В Смоленск приехал ё-мобиль
  18. В июле в России открылось более 40 новых производств (часть 2)
  19. В июле в России открылось более 40 новых производств (часть 1)
  20. Обзор по новым производствам, открытым в сентябре 2011 г.
  21. http://ria.ru/economy/20111129/501312896.html
  22. В ноябре в России открылось более 70 новых производств (часть 1)
  23. В ноябре в России открылось более 70 новых производств (часть 1)
  24. Российский автопром в 2011 году установил рекорд[7]
  25. LADA — лидер на рынках Украины и Казахстана[8]
  26. АВТОВАЗ: 10,6 % — рост продаж автомобилей LADA в России в 2011 году[9]
  27. АВТОВАЗ: 10,6 % — рост продаж автомобилей LADA в России в 2011 году[10]
  28. LADA — лидер на рынках Украины и Казахстана[11]
  29. АВТОВАЗ: 10,6 % — рост продаж автомобилей LADA в России в 2011 году[12]
  30. Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  31. Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  32. Убийца «классики»
  33. Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  34. Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  35. Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  36. Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  37. Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
  38. Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
Автомобильная промышленность России в XXI веке
Отрасли  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


Автомобильная промышленность России
История  XX векXXI век
Отрасли  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Компании  АвтоВАЗГруппа ГАЗКамАЗХендэ Мотор Мануфактуринг РусПСМА РусGM AutoНиссан Мэнуфэкчуринг РусТойота Мотор Мануфэкчуринг РоссияФольксваген Груп РусРусские машиныСоллерсЗИЛVolga-SiberФорд Мотор КомпаниСеверсталь-АвтоАвтоторРено РоссияТаганрогский автомобильный заводИжАвтоДжи-Эм-АвтоВАЗУАЗЗаволжский моторный заводНефтекамский автозаводИжевский машзаводТутаевский моторный заводЯЗДАШадринский автоагрегатный заводПавловский автобусАвтоприцеп-КАМАЗРусич-КЗКТЯЗТААвтодизельУралавтоприцепМосАвтоЗИЛ
Сборочные производства автомобилей-иномарок  Уровень локализации производимых в России автомобилей-иномарокПроизводство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде
Поставщики продукции для автопрома  Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь»Волжский трубный заводГруппа ЧТПЗЗлатоустовский металлургический заводКамазавтотехникаКосогорский металлургический заводМагнитогорский металлургический комбинатМеталлургический завод им. А. К. СероваМечелНигмасНоволипецкий металлургический комбинатОмутнинский металлургический заводОскольский электрометаллургический комбинатПетростальПолистилСеверстальСеровский завод ферросплавовУральская стальЧусовской металлургический завод
Поставки металлургической продукции для автопрома  Поставки от ММКПоставки от «Северстали»Поставки от НЛМКПоставки от «Мечела»Поставки для «АвтоВАЗа»Поставки для Группы ГАЗПоставки для «КамАЗа»Поставки для «Соллерса»Поставки для «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты