Автомобильная промышленность России в 2011 году
Материал из Documentation.
Объём производства легковых автомобилей в 2011 году достиг рекордного уровня — более 1,7 млн единиц. В результате автомобилестроение обеспечило около 40 % прироста производства в целом по машиностроению. Отчасти такой результат обусловлен восстановлением реального, то есть не субсидированного потребительского спроса, так как рост продаж в 2011 году наблюдался в отношении практически всех моделей автомобилей. Потребительский спрос в России в период кризиса просел меньше, чем инвестиционный, и восстановился быстрее. Об этом свидетельствует и тот факт, что производство бытовой электроники и техники также уже превысило показатели 2008 года. Кроме того, существенную поддержку спросу оказало потребительское кредитование. Главным же фактором восстановления легкового автомобилестроения стали программы утилизации и льготного кредитования, которые несколько раз продлевались. Прекращение действия утилизационной программы во второй половине 2011 года вызвало падение темпов роста производства легковых автомобилей в IV квартале. На выходе из кризиса в российском автомобилестроении значительно выросла доля сборочного производства. Если в 2008 году доля иностранных марок в общем объеме выпуска составляла 40 %, то по итогам 2011 года — почти 73 %. При этом количество выпущенных отечественных марок существенно (на четверть) отставало от результата 2008 года, тогда как иностранных марок — выросло за этот период почти на 90 %.[1]
В 2011 году рост наблюдался во всех сегментах автомобильной промышленности — в производстве легковых автомобилей, лёгких коммерческих автомобилей, грузовиков и автобусов, в том числе производство легковых автомобилей превысило 1,7 млн шт. — это рекордный показатель в истории российского автопрома. До этого самым большим в России был докризисный показатель — 1,4 млн шт. в 2008 году.[2]
Содержание |
[править] Производство иномарок
В 2011 году по полному циклу со сваркой и окраской кузовов (технология CKD) в России выпущено 779 тыс. автомобилей иностранных марок — почти вдвое больше, чем годом ранее. По «отвёрточной технологии» (технология SKD) собрано 287 тыс. машин — в первую очередь за счёт калининградского предприятия «Автотор», работающего в рамках особой экономической зоны и в этой связи освобожденного как от уплаты ввозных таможенных пошлин, так и от обязательств по локализации производства.[3]
В 2011 году зарубежные автопроизводители продолжали расширять модельный ряд российской сборки (SsangYong New Actyon, Nissan Murano, Hyundai Solaris, Kia Rio New, Renault Duster, Chevrolet Cruze hatchback и др.). При этом благодаря восстановлению спроса и запуску новых моделей российские заводы по производству иномарок увеличивали объёмы выпуска, выходя на полную мощность («Автофрамос», Volkswagen, Nissan, GM-Auto, Hyundai). Так, калужский завод Volkswagen Group Rus по итогам 2011 года выпустил 135 тыс. автомобилей — на 40 % больше, чем годом ранее. Еще 300 кроссоверов Skoda Yeti сошло с конвейера Горьковского автозавода, который в ноябре 2011 года начал контрактную сборку автомобилей для Volkswagen Group Rus. Петербургский завод Hyundai, уже к концу первого года работы увеличивший мощности со 150-ти до 200 тыс. машин в год, по итогам 2011 года выпустил 138987 автомобилей. За ворота всеволожского предприятия «Ford Sollers» вышло порядка 99 тыс. машин, что на 23 % превышает объемы выпуска за 2010 год. Завод Nissan в Санкт-Петербурге произвел 43,2 тыс. автомобилей (+74,2 %), предприятие GM-Auto — 60 тыс. машин. С калужского конвейера «ПСМА Рус» сошло более 44 тыс. автомобилей Peugeot, Citroen и Mitsubishi — на 63 % больше, чем годом ранее. На предприятии «Sollers — Дальний Восток» в прошлом году собрано 25100 автомобилей SsangYong, что на 83 % превышает результат годичной давности. А вот петербургский завод Toyota в прошлом году снизил производство на 11,1 %, выпустив 14131 автомобиль Toyota Camry. Снижение объемов производства на предприятии объясняют переходом на новую модель Toyota Camry седьмого поколения, серийный выпуск которой стартовал в России в середине ноября.[4]
В феврале вступили в силу новые правила работы иностранных автопроизводителей в России (промсборка-2). Они стали существенно жёстче. Эта мера была введена для того, чтобы подтолкнуть крупнейшие мировые компании к началу совместного производства с российскими партнёрами. Документ даёт право автоконцернам ввозить автокомпоненты по очень низким или нулевым таможенным ставкам, но взамен обязывает автоконцерны к запуску в России производств мощностью 300—350 тыс. автомобилей в год, уровень локализации в 60 % (до 2018 года) и инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Отвёрточная сборка ограничивается 5 % от общего объёма производства и не может длиться более двух лет. Новый регламент промсборки, в отличие от предыдущего, предоставляет простор для маневра: для производителей установлены контрольные цифры в среднем по всему модельному ряду. Например, одна модель может выпускаться с уровнем локализации 70 %, вторая — 80 %, третья — 30 %, а четвёртую могут вовсе собирать только из импортируемых компонентов (0 %). Специалисты компаний вольны сами определять, изготовление каких деталей и узлов выгоднее организовать в России. Регламент не ставит в зависимость уровень локализации и объёмы производства. Партии одних моделей, скажем, в 10 тыс. единиц, могут быть с максимальным уровнем локализации, а машины со 100-тысячным «тиражом» — с минимальным. Лишь бы средний показатель в годовом отчёте был не меньше контрольных 60 %.[5][6][7]
В 2011 году Еврокомиссия и США в процессе присоединения к ВТО стали настаивать на том, чтобы Россия отменила новое соглашение о промсборке, действующее в России. Однако премьер-министр Владимир Путин заявил в июне 2011 года, что позиция России по вопросу нового соглашения о промсборке остаётся неизменной, «поскольку мы не можем поступиться интересами наших производителей».[8]
В феврале «Соллерс» и Fiat сообщили, что остановили переговоры о создании СП по выпуску легковых автомобилей и внедорожников.[9]
В июне Минэкономразвития РФ подписало с Mazda соглашение о промышленной сборке автомобилей. Согласно этому документу, производство будет организовано в Приморском крае, вестись на старых условиях промсборки, а мощность предприятия запланирована в объеме от 25 тыс. до 50 тыс. автомобилей в год.[10]
14 июня «Фольксваген Груп Рус» и «Группа ГАЗ» заключили соглашение о контрактной сборке автомобилей Volkswagen и ŠKODA на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. В соответствии с соглашением на ГАЗе будет организован полный цикл производства автомобилей ŠKODA Octavia и ŠKODA Yeti, а также нового Volkswagen Jetta. Общий объём производства превысит 110 тыс. автомобилей в год.[11]
Минэкономразвития России заключило соглашения об организации промышленной сборки автомобилей со следующими компаниями:[12]
- 17 февраля — «Соллерс-Буссан»;
- 28 февраля — «КАМАЗ»;
- 28 февраля — «Мерседес-Бенц Тракс Восток»;
- 22 июня — «Мазда Мотор Мануфактуринг Рус».
[править] Поставки для автопрома
В I полугодии 2011 года объём поставок российским автозаводам от ММК составил 262 тыс. тонн (при этом доля поставок автопрому составила 8,1 % в структуре отгрузки металлопродукции ММК на российский рынок).[13]
Всего в 2011 году объём поставок предприятиям автопрома от ММК составил 461 тыс. тонн (при этом доля поставок автопрому составила 7 % в структуре отгрузки металлопродукции ММК на российский рынок).[14]
В феврале 2011 года «АвтоВАЗ» подписал долгосрочный контракт на поставку автолиста с Новолипецким металлургическим комбинатом, резко сократив поставки от «Северстали», с которой он так и не смог договориться о цене.[15]
В 2011 году объёмы поступлений чёрных металлов в АвтоВАЗ составили 624 тыс. тонн, что на 3 % выше показателя 2010 года.[16]
[править] Хронология
В июне началось строительство завода в Санкт-Петербурге, который будет производить «Ё-мобили».[17]
В июле российско-германское СП Witzenmann-Russia ввело в Уфе вторую очередь завода по производству комплектующих для автопрома. Назначение: производство компрессоров выхлопных систем и сильфонов для автомобилестроения. Проектная мощность: 1,5 млн изделий в год на сумму 1,5 млрд рублей. Объем инвестиций: около 1 млрд рублей.[18]
В июле под Калугой открылся завод по производству топливных баков для автомобилей компании YAPP. Предприятие будет выпускать топливные баки и бензопроводы для Volkswagen и Peugeot-Citroen. Объем производства на первом этапе: до 250 тыс. топливных баков и 400 тыс. бензопроводoв в год. На заводе будет трудиться 130 человек. Объем инвестиций: 640 млн руб.[19]
В сентябре в Санкт-Петербурге открылось производство автомобильных радиаторов. Производство радиаторов компании LUZAR ориентировано на выпуск теплообменников традиционной «алюминиевой сборной» конструкции для автомобилей ВАЗ, Renault и Daewoo.[20]
В ноябре «АвтоВАЗ» начал серийный выпуск легкового автомобиля Lada Granta, который заменит на конвейере «классику» моделей Lada. Lada Granta — новый автомобиль, построенный на платформе Lada Kalina. По состоянию на конец ноября 2011 года стоимость автомобиля составляет 229 тыс. рублей за комплектацию «стандарт», и 256 тыс. рублей за комплектацию «норма».[21]
В ноябре в Волжском (Волгоградская область) на заводе ВАТИ-АВТО состоялось открытие нового цеха по производству комплектующих для автомобильной промышленности. Производственные мощности нового цеха дадут возможность ежемесячно выпускать продукцию до 13 млн.руб. Количество новых рабочих мест: 90. Завод выпускает продукцию для европейских сборочных конвейеров.[22]
В ноябре в Нижегородской области был открыт новый завод про производству комплектующих для автомобильной промышленности. Объём инвестиций: 8 млн евро. Количество новых рабочих мест: 150 человек. Ассортимент выпускаемой продукции: дверные замки, фары, задние фонари (по 400 тыс. в год) и системы стеклоочистки для автомобилей Лада Гранта, Рено, Пежо и Ниссан.[23]
[править] Показатели
По данным PricewaterhouseCoopers в России, в 2011 году с российских конвейеров сошло 1,74 млн легковых автомобилей — это на 45 % больше, чем годом ранее. Таким образом, в 2011 году российский автопром выпустил рекордное за свою историю количество легковых машин.[24]
В 2011 году в России реализовано 578 387 автомобилей LADA, это на 10,6 % больше, чем в 2010 году. Доля автомобилей LADA на российском авторынке в 2011 году составила 23,3 %.[25][26]
По семействам продажи автомобилей LADA в России по итогам 2011 года составили (к 2010 г.):[27]
- LADA Kalina — 142 930 автомобилей (+31,1 %);
- LADA Priora — 138 701 автомобилей (+10,5 %);
- LADA Samara — 122 473 автомобилей (+16,1 %);
- LADA 2105/2107 — 86 940 автомобилей (-36,1 %);
- LADA 4X4 — 60 738 автомобилей (+36,1 %);
- LADA Granta — 1 023 автомобилей.
По итогам 2011 года бренд LADA сохранил первую позицию на Украине. В 2011 году там было продано 28,4 тыс. автомобилей марки LADA, что составило долю рынка в 13,4 %. По итогам 2011 года на казахском авторынке было реализовано 13,6 тыс. автомобилей LADA (30,3 %).[28]
[править] Компании
[править] АвтоВАЗ
В 2011 года АВТОВАЗ реализовал на экспорт 56 010 автомобилей.[29]
Начался выпуск нового седана и хэтчбека Granta (ВАЗ-2190) на базе «Калины».[30]
«АвтоВАЗ» прекратил производство «классических» моделей.[31]
[править] ИжАвто
В 2011 году на Ижевском автомобильном заводе было выпущено более 70 тыс. автомобилей.[32]
C апреля «ИжАвто» производил автомобили ВАЗ-2107.[33]
[править] Группа ГАЗ
В начале февраля «Группа ГАЗ» и американский концерн GM подписали соглашение о контрактной сборке на мощностях ГАЗ нового поколения модели Chevrolet Aveo.[34]
Volkswagen Group Rus и группа ГАЗ подписали соглашение на восемь лет о контрактной сборке 110 000 легковых автомобилей в год на мощностях ГАЗа. Соглашение подписано в рамках перехода Volkswagen на новый режим промсборки автомобилей в России. Сборка моделей VW Jetta, Škoda Yeti и Škoda Octavia будет осуществляться на базе линии Volga Siber.[35]
[править] ЛиАЗ
Выпущен автобус ЛиАЗ-5292 с двигателем MAN D0836 LOH65, отвечающим нормам «Евро-5».[36]
[править] Автофрамос
Предприятие расширило мощности своего производства с 75 тыс. до 160 тыс. автомобилей.[37]
В ноябре был запущен в производство Renault Duster – бюджетный кроссовер на платформе «Логана».[38]
[править] Примечания
- ↑ Российское машиностроение: итоги 2011 года
- ↑ В. В. Путин провёл на АвтоВАЗе (г. Тольятти) совещание о развитии автомобильной отрасли в условиях вступления России в ВТО[1]
- ↑ Состояние легковой автомобильной промышленности государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в 2010—2012 годах
- ↑ Российский автопром в 2011 году установил рекорд[2]
- ↑ Импорт не спасет — будет местная «начинка»
- ↑ «Автотор» и Magna хотят построить в России 21 завод
- ↑ [3][4]
- ↑ [5][6]
- ↑ «Соллерс» и Fiat недалеко уехали
- ↑ Правительство РФ поддержало строительство завода Mazda в Приморье
- ↑ О компании
- ↑ Состояние легковой автомобильной промышленности государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в 2010—2012 годах
- ↑ ОАО «ММК» увеличивает поставки продукции для автомобильной промышленности
- ↑ Магнитка наращивает поставки металла для мирового автопрома
- ↑ «АвтоВАЗ» поменял «Северсталь» на НЛМК
- ↑ В 2011 г. объемы закупок черных металлов АВТОВАЗом составили 624 тыс. т (+3 %)
- ↑ В Смоленск приехал ё-мобиль
- ↑ В июле в России открылось более 40 новых производств (часть 2)
- ↑ В июле в России открылось более 40 новых производств (часть 1)
- ↑ Обзор по новым производствам, открытым в сентябре 2011 г.
- ↑ http://ria.ru/economy/20111129/501312896.html
- ↑ В ноябре в России открылось более 70 новых производств (часть 1)
- ↑ В ноябре в России открылось более 70 новых производств (часть 1)
- ↑ Российский автопром в 2011 году установил рекорд[7]
- ↑ LADA — лидер на рынках Украины и Казахстана[8]
- ↑ АВТОВАЗ: 10,6 % — рост продаж автомобилей LADA в России в 2011 году[9]
- ↑ АВТОВАЗ: 10,6 % — рост продаж автомобилей LADA в России в 2011 году[10]
- ↑ LADA — лидер на рынках Украины и Казахстана[11]
- ↑ АВТОВАЗ: 10,6 % — рост продаж автомобилей LADA в России в 2011 году[12]
- ↑ Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
- ↑ Глёмин А. М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А. М. Глёмин, Ф. П. Мельников, А. М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
- ↑ Убийца «классики»
- ↑ Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
- ↑ Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
- ↑ Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
- ↑ Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
- ↑ Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013
- ↑ Глёмин А.М. История отечественного автомобилестроения: учебное пособие / А.М. Глёмин, Ф.П. Мельников, А.М. Третьяков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013