Автомобильная промышленность России в 2000-х годах
Материал из Documentation.
В июне 2002 года в России открылся первый завод зарубежного бренда, осуществляющий полный цикл производства автомобилей.[1] Это завод Ford во Всеволожске Ленинградской области.[2][3]
В 2002—2003 годах прошёл ряд повышений таможенных пошлин на новые и старые иностранные автомобили, а также на подержанные автобусы.[4]
В 2005 году в российский таможенный тариф были внесены изменения, выделившие автомобильные компоненты, предназначенные для промышленной сборки.[5] В Москве открылся автозавод компании Renault.[6] В Набережных Челнах (Татарстан) открылся автозавод компании Fiat-Соллерс.[7] В июне было принято решение о строительстве в Санкт-Петербурге сборочного предприятия компании Toyota.[8]
В 2006 году были введены нулевые ставки пошлин на автомобильные компоненты, предназначенные для промышленной сборки. Иностранные концерны начали подавать заявки на использование режима промышленной сборки. В частности, с июля на работу в таком режиме перешло предприятие «Форд-Всеволожск».[9] В ноябре началось строительство завода Volkswagen в России.[10]
В 2007 году в Шушарах (Санкт-Петербург) был открыт автозавод компании «Тойота».[11][12][13] В технопарке «Грабцево» (Калуга) открылся автозавод компании Volkswagen.[14] 8 июля началось строительство завода Nissan в России.[15]
У «АвтоВАЗа» и «Камаза» в 2008 году появились стратегические инвесторы — альянс Renault-Nissan и Daimler соответственно.[16]
В июле 2008 года был заложен первый камень на месте строительства завода ПСМА Рус.[17] 7 ноября автомобильный завод General Motors был открыт в Санкт-Петербурге.[18][19][20][21][22]
Новым испытанием для российского автопрома стал мировой финансовый кризис 2008 года. Только в сентябре-октябре продажи АвтоВАЗа сократились на 20 %, а ГАЗа — на 10 %.[23]
2009 год оказался крайне непростым для российского автопрома. Общий объём отгрузки продукции собственного производства по предприятиям автомобилестроения (включая производство автомобильных двигателей и компонентов) в 2009 году составил 490 млрд рублей (56 % объёма 2008 года), в том числе по предприятиям, находящимся исключительно в российской собственности, — 227 млрд рублей, или 46 % общего объёма отгруженной в 2009 году продукции.[24] По итогам года в России было произведено 723 тыс. автомобилей.[25] В промзоне «Каменка» в Санкт-Петербурге был открыт завод компании «Нисан».[26][27]
Падение российского автомобильного рынка в 2009 году не привело к закрытию российских автозаводов — действия правительства были очень оперативными. Как только появлялась проблема, сразу следовала встреча с чиновниками, а затем — решение о поддержке. Так, по примеру западных стран была запущена программа утилизации (субсидируемая государством скидка на новую машину в обмен на утилизацию старой), увеличены госзакупки автомобилей. Государство помогало и реструктурировать задолженность автопроизводителей. Кроме того, в 2009 году таможенные пошлины на новые иномарки (до трех лет) выросли с 25 до 30 %, от трех до пяти лет — с 25 до 35 %.[28]
Содержание |
[править] Отрасли
[править] Производство иномарок
Благодаря режиму промышленной сборки с середины 2000-х годов в Россию пришли крупнейшие иностранные концерны, открывая производственные площадки.[29]
[править] Периоды
[править] 2000—2004 годы
Для автопрома первый срок президентства Владимира Путина ознаменовался двумя основными событиями — консолидацией предприятий под крылом крупных собственников и постоянным увеличением пошлин на импорт иностранных автомобилей.[30]
Автозаводами почти одновременно после президентских выборов 2000 года заинтересовались два металлургических холдинга — «Северсталь» Алексея Мордашова и «Сибирский алюминий» (ныне «Базовый элемент») Олега Дерипаски и Романа Абрамовича. В результате к началу 2001 года «Северсталь» получила контроль над Ульяновским автозаводом (УАЗ) и Заволжским моторным заводом (ЗМЗ). «Сибирский алюминий» ответил приобретением Горьковского автозавода и ульяновских «Волжских моторов».[31]
Но если экспансия в автопром сталеваров на этом завершилась (позднее управление УАЗом и ЗМЗ было объединено в рамках компании «Северсталь-Авто»), то производители алюминия всерьез увлеклись отраслью. В 2001 году учреждённая «Сибирским алюминием» компания «Руспромавто» скупала буквально всё, что плохо лежало, — заводы по выпуску автобусов, грузовиков, дизелей, спецтехники. За три года четыре её основных подразделения — «Руспромавто — строительно-дорожные машины», «Руспромавто — двигатели», «Русавтобуспром» и «Руспромавто — нижегородские автомобили» — получили контроль почти над двумя десятками предприятий, включая группу ярославских заводов дизельных двигателей, пять крупнейших автобусных заводов, Тверской экскаваторный завод, «Брянский арсенал» и «Челябинские строительно-дорожные машины» — с общим объемом продаж более $2 млрд. В феврале 2004 года «Руспромавто» было преобразовано в ОАО, и руководство компании объявило о планах по публичному размещению её акций.[32]
Вместе с олигархами российский автопром получил и лучшие возможности для лоббирования своих интересов в госструктурах. При активном участии руководства «Базового элемента» и «Северстали» и при поддержке западных автоконцернов, особенно тех, которые запустили собственное производство в России, в 2002—2003 годах прошёл ряд повышений таможенных пошлин на новые и старые иностранные автомобили, а также на подержанные автобусы. Возглавлявший в то время Минпромнауки Илья Клебанов откровенно заявлял, что ведомство не стремится поддерживать отечественный автопром как наследие времен СССР, просто в России должны выпускаться машины: «Возможно, лучшим выходом будет снести АвтоВАЗ и построить на его месте завод General Motors». Однако до таких радикальных мер дело не дошло. АвтоВАЗ всё ещё стоит. По-прежнему сохраняет обширные активы, в том числе Ижевский автозавод, и близкая к АвтоВАЗу группа СОК. Так и не определилась дальнейшая судьба «Москвича».[33]
Россияне в 2003 году впервые потратили на приобретение новых иномарок ($4,08 млрд) практически столько же, сколько на отечественные машины ($4,2 млрд). Объём производства российского автопрома снизился в 2003 году на 2,4 %, до 956,7 тыс. машин (с учетом Chevrolet Niva — 978,5 тыс. штук). А в январе—марте 2004 года в России продано в два раза больше легковых иномарок, чем за год до этого.[34]
[править] 2005 год
В 2005 году правительство России опубликовало постановление № 166 — важнейший документ для каждого автозавода, который определяет понятие режима промышленной сборки и дает право на льготы при импорте комплектующих.[35]
[править] 2009 год
2009 год оказался крайне непростым для российского автопрома. Общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям автомобилестроения (включая производство автомобильных двигателей и компонентов) в 2009 году составил 489,5 млрд руб. (56 % объема 2008 года), в том числе по предприятиям, находящимся исключительно в российской собственности, — 226,5 млрд руб., или 46 % общего объема отгруженной в 2009 году продукции.[36]
В марте 2009 года был создан первый эскиз автомобиля Lada Granta.[37]
[править] Компании и заводы
[править] АвтоВАЗ
2005 год — Ушёл в отставку председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников, возглавлявший предприятие с 1988 года (с перерывом на несколько месяцев в 1996 году, когда был первым вице-премьером правительства России). На завод приходит команда менеджеров «Рособоронэкспорта». Её задача — раскольцевать схему владения предприятием и вернуть его под контроль государства.[38]
[править] ГАЗ
В 2001 году ОАО «ГАЗ» вошло в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто», который в результате кардинальной реструктуризации 2005 года был преобразован в холдинг «Группа ГАЗ».[39]
[править] Завод Nissan в Санкт-Петербурге
Строительство собственного завода Nissan началось в 2007 году, и через два года с конвейера сошли первые седаны Nissan Teana.[40]
[править] Завод Toyota в Санкт-Петербурге
Toyota объявила о намерении построить собственный завод в апреле 2005 года — и через два месяца перешла от слов к делу: первый камень автосборочного предприятия был заложен в поселке Шушары. В 2007 году на конвейер встал седан Camry.[41]
[править] Завод Volkswagen в Калуге
Строительство завода концерна Volkswagen в Калуге началось в 2006 году, а ровно через год там стартовало крупноузловое производство. С 2009 года в Калуге начали выпускать машины в режиме CKD — этой чести удостоились Volkswagen Tiguan и Skoda Octavia.[42]
[править] КамАЗ
В ноябре 2003 года «КамАЗ» вывел на российский рынок новую гамму автомобилей — малый грузовик грузоподъёмностью 6 тонн, сердцем которого стал двигатель Cummins.[43]
[править] Серпуховский автомобильный завод
К 2008 году Серпуховский автозавод прекратил производство «Оки».[44]
[править] Ставрополь-Авто
В 2003 году в городе Михайловск Ставропольского края началось строительство завода «Ставрополь-Авто».[45]
[править] ХММР
Строительство завода концерна Hyundai-Kia (ХММР) началось в 2008 году.[46]
[править] Derways
В 2003 году бизнесмен Хаджи-Мурат Дерев создал в Карачаево-Черкессии частное автосборочное предприятие Derways.[47]
[править] Ford
В 2002 году был официально открыт российский завод Ford.
В 2005 году российский завод Ford под Санкт-Петербургом освоил производство второго поколения Focus.
В 2005 году российский завод Ford собрал 35 тыс. автомобилей Focus.
В 2008 году российский завод Ford произвел около 70 тыс. автомобилей модели Focus.
[править] GM-АвтоВАЗ
В 2002 году АвтоВАЗ и американский концерн General Motors основали совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ». Компания получила в собственность лицензию на выпуск внедорожника ВАЗ-2123 и права на бренд «Нива». В результате на конвейер СП встала Chevrolet Niva, а оригинальная модель получила название Lada 4x4.[48]
[править] Volkswagen
В 2008 году российский завод Volkswagen собрал 63 тыс. автомобилей.
[править] Трудовые ресурсы
Численность занятых (тыс. человек):[49]
- 2002 год: 623
- 2003 год: 586
- 2004 год: 563
Средняя месячная заработная плата в отрасли в 2002 году — $151, в 2003 году — $193, в 2004 году — $252.[50]
[править] Модели
[править] ВАЗ-2106
Модель ВАЗ-2106 выпускалась до 2005 года.[51]
[править] Волга Siber
25 июля 2008 года начато серийное производство автомобиля «Волга Siber».[52]
[править] Lada
26 января 2009 года «АвтоВАЗ» поднял цены на автомобили Lada в среднем на 2,45 %.[53]
[править] Lada 4х4
В 2004 году, в связи с продажей прав на бренд «Нива» компании General Motors, «классический» ВАЗ-2121 был переименован в Lada 4x4.[54]
[править] Lada Kalina
Серийное производство Lada Kalina началось в 2004 году.
[править] Государственная политика
В июне 2001 года президент России В. В. Путин, сам являющийся большим любителем автомобилей, впервые встретился с российскими автопромышленниками. Среди собравшихся были Дерипаска, Мордашов, Швецов и председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников. Путин пообещал защитить рынок от подержанных иномарок при условии, что российские автозаводы будут производить качественные и конкурентоспособные машины.[55]
8 июля 2002 года Путин заявил: «[Правительству России] не хватает мужества для проведения политики защиты национального производителя, в частности в сфере автомобилестроения». Спустя 10 дней правительство России сообщило: концепция развития автопрома подписана. Концепция предусматривала ввод запретительных пошлин на подержанные иномарки старше семи лет.[56]
В 2005 году Россия приняла программу привлечения инвесторов в автомобилестроительный сектор, с чёткими и едиными для всех правилами.[57]
[править] Регионы
[править] СЗФО
[править] Санкт-Петербург
В 2000-х годах в Санкт-Петербурге были построены пять автомобильных заводов.
[править] Показатели
[править] Объём производства автомобилей
По итогам 2003 года в России было произведено 1,011 млн автомобилей.
[править] Объём выпуска в отрасли
В 2002 году объём выпуска в автопроме России составил $8,5 млрд, в 2003 году — $10,3 млрд, в 2004 году — $13,3 млрд.[58]
[править] Ссылки
- Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ Российские автозаводы мировых лидеров рынка[3]
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
- ↑ Российские автозаводы мировых лидеров рынка[4]
- ↑ Российские автозаводы мировых лидеров рынка[5]
- ↑ Завод Toyota в Санкт-Петербурге откроется через месяц
- ↑ http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
- ↑ [6]
- ↑ Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провёл в Санкт-Петербурге совещание по развитию локализации производства автомобилей и автокомпонентов в России
- ↑ Российские автозаводы мировых лидеров рынка[7]
- ↑ Завод Toyota в Петербурге пройдет госкомиссию до конца июня 2007 г.
- ↑ Российские автозаводы мировых лидеров рынка[8]
- ↑ [9][10][11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21][22][23][24][25][26][27][28][29][30][31][32][33]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Peugeot 408: родом из Калуги
- ↑ В этом году компания General Motors планирует увеличить объем производства в России на 40 %
- ↑ General Motors в России
- ↑ Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провёл в Санкт-Петербурге совещание по развитию локализации производства автомобилей и автокомпонентов в России
- ↑ Российские автозаводы мировых лидеров рынка[34]
- ↑ GM выкупила земельный участок в Шушарах
- ↑ [35]
- ↑ [36][37]
- ↑ Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провёл совещание по вопросу реализации стратегии развития автомобильной промышленности России до 2020 года
- ↑ Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провёл в Санкт-Петербурге совещание по развитию локализации производства автомобилей и автокомпонентов в России
- ↑ Российские автозаводы мировых лидеров рынка[38]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ [39]
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ [40][41]
- ↑ http://www.ladagranta.net/lada-granta/test-drive/188-test-drayv-lada-granta-v-sochi-po-versii-motorru.html
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ [42]
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ [43]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН
- ↑ Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН
- ↑ [44]
- ↑ [45]
- ↑ [46]
- ↑ [47]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 2. 2000-е годы. 20 августа 2021
- ↑ Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН