Автомобильная промышленность России в 2000-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Динамика производства легковых автомобилей в России в 1999—2011 годах, тыс. штук
Динамика производства легковых автомобилей в России в 1999—2011 годах, тыс. штук

В июне 2002 года в России открылся первый завод зарубежного бренда, осуществляющий полный цикл производства автомобилей.[1] Это завод Ford в Ленинградской области.[2]

У «АвтоВАЗа» и «Камаза» в 2008 году появились стратегические инвесторы — альянс Renault-Nissan и Daimler соответственно.[3]

Новым испытанием для российского автопрома стал мировой финансовый кризис 2008 года. Только в сентябре-октябре продажи АвтоВАЗа сократились на 20 %, а ГАЗа — на 10 %.[4]

Падение российского автомобильного рынка в 2009 году не привело к закрытию российских автозаводов — действия правительства были очень оперативными. Как только появлялась проблема, сразу следовала встреча с чиновниками, а затем — решение о поддержке. Так, по примеру западных стран была запущена программа утилизации (субсидируемая государством скидка на новую машину в обмен на утилизацию старой), увеличены госзакупки автомобилей. Государство помогало и реструктурировать задолженность автопроизводителей. Кроме того, в 2009 году таможенные пошлины на новые иномарки (до трех лет) выросли с 25 до 30 %, от трех до пяти лет — с 25 до 35 %.[5]

Содержание

[править] Отрасли

[править] Производство иномарок

Благодаря режиму промышленной сборки с середины 2000-х годов в Россию пришли крупнейшие иностранные концерны, открывая производственные площадки.[6]

[править] Периоды

[править] 2000—2004 годы

Для автопрома первый срок президентства Владимира Путина ознаменовался двумя основными событиями — консолидацией предприятий под крылом крупных собственников и постоянным увеличением пошлин на импорт иностранных автомобилей.[7]

Автозаводами почти одновременно после президентских выборов 2000 года заинтересовались два металлургических холдинга — «Северсталь» Алексея Мордашова и «Сибирский алюминий» (ныне «Базовый элемент») Олега Дерипаски и Романа Абрамовича. В результате к началу 2001 года «Северсталь» получила контроль над Ульяновским автозаводом (УАЗ) и Заволжским моторным заводом (ЗМЗ). «Сибирский алюминий» ответил приобретением Горьковского автозавода и ульяновских «Волжских моторов».[8]

Но если экспансия в автопром сталеваров на этом завершилась (позднее управление УАЗом и ЗМЗ было объединено в рамках компании «Северсталь-Авто»), то производители алюминия всерьез увлеклись отраслью. В 2001 году учреждённая «Сибирским алюминием» компания «Руспромавто» скупала буквально всё, что плохо лежало, — заводы по выпуску автобусов, грузовиков, дизелей, спецтехники. За три года четыре её основных подразделения — «Руспромавто — строительно-дорожные машины», «Руспромавто — двигатели», «Русавтобуспром» и «Руспромавто — нижегородские автомобили» — получили контроль почти над двумя десятками предприятий, включая группу ярославских заводов дизельных двигателей, пять крупнейших автобусных заводов, Тверской экскаваторный завод, «Брянский арсенал» и «Челябинские строительно-дорожные машины» — с общим объемом продаж более $2 млрд. В феврале 2004 года «Руспромавто» было преобразовано в ОАО, и руководство компании объявило о планах по публичному размещению её акций.[9]

Вместе с олигархами российский автопром получил и лучшие возможности для лоббирования своих интересов в госструктурах. При активном участии руководства «Базового элемента» и «Северстали» и при поддержке западных автоконцернов, особенно тех, которые запустили собственное производство в России, в 2002—2003 годах прошёл ряд повышений таможенных пошлин на новые и старые иностранные автомобили, а также на подержанные автобусы. Возглавлявший в то время Минпромнауки Илья Клебанов откровенно заявлял, что ведомство не стремится поддерживать отечественный автопром как наследие времен СССР, просто в России должны выпускаться машины: «Возможно, лучшим выходом будет снести АвтоВАЗ и построить на его месте завод General Motors». Однако до таких радикальных мер дело не дошло. АвтоВАЗ всё ещё стоит. По-прежнему сохраняет обширные активы, в том числе Ижевский автозавод, и близкая к АвтоВАЗу группа СОК. Так и не определилась дальнейшая судьба «Москвича».[10]

Россияне в 2003 году впервые потратили на приобретение новых иномарок ($4,08 млрд) практически столько же, сколько на отечественные машины ($4,2 млрд). Объём производства российского автопрома снизился в 2003 году на 2,4 %, до 956,7 тыс. машин (с учетом Chevrolet Niva — 978,5 тыс. штук). А в январе—марте 2004 года в России продано в два раза больше легковых иномарок, чем за год до этого.[11]

[править] 2005 год

В 2005 году правительство России опубликовало постановление № 166 — важнейший документ для каждого автозавода, который определяет понятие режима промышленной сборки и дает право на льготы при импорте комплектующих.[12]

[править] 2009 год

2009 год оказался крайне непростым для российского автопрома. Общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям автомобилестроения (включая производство автомобильных двигателей и компонентов) в 2009 году составил 489,5 млрд руб. (56 % объема 2008 года), в том числе по предприятиям, находящимся исключительно в российской собственности, — 226,5 млрд руб., или 46 % общего объема отгруженной в 2009 году продукции.[13]

В марте 2009 года был создан первый эскиз автомобиля Lada Granta.[14]

[править] Компании и заводы

[править] АвтоВАЗ

2005 год — Ушёл в отставку председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников, возглавлявший предприятие с 1988 г. (с перерывом на несколько месяцев в 1996 г., когда был первым вице-премьером правительства России). На завод приходит команда менеджеров «Рособоронэкспорта». Её задача — раскольцевать схему владения предприятием и вернуть его под контроль государства.[15]

[править] ГАЗ

В 2001 году ОАО «ГАЗ» вошло в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто», который в результате кардинальной реструктуризации 2005 года был преобразован в холдинг «Группа ГАЗ».[16]

[править] Завод Nissan в Санкт-Петербурге

Строительство собственного завода Nissan началось в 2007 году, и через два года с конвейера сошли первые седаны Nissan Teana.[17]

[править] Завод Toyota в Санкт-Петербурге

Toyota объявила о намерении построить собственный завод в апреле 2005 года — и через два месяца перешла от слов к делу: первый камень автосборочного предприятия был заложен в поселке Шушары. В 2007 году на конвейер встал седан Camry.[18]

[править] Завод Volkswagen в Калуге

Строительство завода концерна Volkswagen в Калуге началось в 2006 году, а ровно через год там стартовало крупноузловое производство. С 2009 года в Калуге начали выпускать машины в режиме CKD — этой чести удостоились Volkswagen Tiguan и Skoda Octavia.[19]

[править] КамАЗ

В ноябре 2003 года «КамАЗ» вывел на российский рынок новую гамму автомобилей — малый грузовик грузоподъёмностью 6 тонн, сердцем которого стал двигатель Cummins.[20]

[править] Серпуховский автомобильный завод

К 2008 году Серпуховский автозавод прекратил производство «Оки».[21]

[править] Ставрополь-Авто

В 2003 году в городе Михайловск Ставропольского края началось строительство завода «Ставрополь-Авто».[22]

[править] ХММР

Строительство завода концерна Hyundai-Kia (ХММР) началось в 2008 году.[23]

[править] Derways

В 2003 году бизнесмен Хаджи-Мурат Дерев создал в Карачаево-Черкессии частное автосборочное предприятие Derways.[24]

[править] Ford

В 2002 году был официально открыт российский завод Ford.

В 2005 году российский завод Ford под Санкт-Петербургом освоил производство второго поколения Focus.

В 2005 году российский завод Ford собрал 35 тыс. автомобилей Focus.

В 2008 году российский завод Ford произвел около 70 тыс. автомобилей модели Focus.

[править] GM-АвтоВАЗ

В 2002 году АвтоВАЗ и американский концерн General Motors основали совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ». Компания получила в собственность лицензию на выпуск внедорожника ВАЗ-2123 и права на бренд «Нива». В результате на конвейер СП встала Chevrolet Niva, а оригинальная модель получила название Lada 4x4.[25]

[править] Volkswagen

В 2008 году российский завод Volkswagen собрал 63 тыс. автомобилей.

[править] Трудовые ресурсы

Численность занятых (тыс. человек):[26]

  • 2002 год: 623
  • 2003 год: 586
  • 2004 год: 563

Средняя месячная заработная плата в отрасли в 2002 году — $151, в 2003 году — $193, в 2004 году — $252.[27]

[править] Модели

[править] ВАЗ-2106

Модель ВАЗ-2106 выпускалась до 2005 года.[28]

[править] Волга Siber

25 июля 2008 года начато серийное производство автомобиля «Волга Siber».[29]

[править] Lada

26 января 2009 года «АвтоВАЗ» поднял цены на автомобили Lada в среднем на 2,45 %.[30]

[править] Lada 4х4

В 2004 году, в связи с продажей прав на бренд «Нива» компании General Motors, «классический» ВАЗ-2121 был переименован в Lada 4x4.[31]

[править] Lada Kalina

Серийное производство Lada Kalina началось в 2004 году.

[править] Государственная политика

В июне 2001 года президент России Владимир Путин, сам являющийся большим любителем автомобилей, впервые встретился с российскими автопромышленниками. Среди собравшихся были Дерипаска, Мордашов, Швецов и председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников. Путин пообещал защитить рынок от подержанных иномарок при условии, что российские автозаводы будут производить качественные и конкурентоспособные машины.[32]

8 июля 2002 года Путин заявил: «[Правительству России] не хватает мужества для проведения политики защиты национального производителя, в частности в сфере автомобилестроения». Спустя 10 дней правительство России сообщило: концепция развития автопрома подписана. Концепция предусматривала установление запретительных пошлин на подержанные иномарки старше семи лет.[33]

В 2005 году Россия принимает программу привлечения инвесторов в автомобилестроительный сектор, с чёткими и едиными для всех правилами.[34]

[править] Регионы

[править] СЗФО

[править] Санкт-Петербург

В 2000-х годах в Санкт-Петербурге были построены пять автомобильных заводов.

[править] Показатели

[править] Объём производства автомобилей

По итогам 2003 года в России было произведено 1,011 млн автомобилей.

[править] Объём выпуска в отрасли

В 2002 году объём выпуска в автопроме России составил $8,5 млрд, в 2003 году — $10,3 млрд, в 2004 году — $13,3 млрд.[35]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
  4. [3]
  5. Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
  6. [4]
  7. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  8. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  9. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  10. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  11. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  12. Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
  13. [5][6]
  14. http://www.ladagranta.net/lada-granta/test-drive/188-test-drayv-lada-granta-v-sochi-po-versii-motorru.html
  15. Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
  16. [7]
  17. Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
  18. Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
  19. Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
  20. [8]
  21. Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
  22. Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
  23. Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
  24. Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
  25. Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
  26. Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН
  27. Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН
  28. [9]
  29. [10]
  30. [11]
  31. [12]
  32. Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
  33. Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
  34. Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 2. 2000-е годы. 20 августа 2021
  35. Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН
Автомобильная промышленность России в XXI веке
Отрасли  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


Автомобильная промышленность России
История  XX векXXI век
Отрасли  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Компании  АвтоВАЗГруппа ГАЗКамАЗХендэ Мотор Мануфактуринг РусПСМА РусGM AutoНиссан Мэнуфэкчуринг РусТойота Мотор Мануфэкчуринг РоссияФольксваген Груп РусРусские машиныСоллерсЗИЛVolga-SiberФорд Мотор КомпаниСеверсталь-АвтоАвтоторРено РоссияТаганрогский автомобильный заводИжАвтоДжи-Эм-АвтоВАЗУАЗЗаволжский моторный заводНефтекамский автозаводИжевский машзаводТутаевский моторный заводЯЗДАШадринский автоагрегатный заводПавловский автобусАвтоприцеп-КАМАЗРусич-КЗКТЯЗТААвтодизельУралавтоприцепМосАвтоЗИЛ
Сборочные производства автомобилей-иномарок  Уровень локализации производимых в России автомобилей-иномарокПроизводство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде
Поставщики продукции для автопрома  Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь»Волжский трубный заводГруппа ЧТПЗЗлатоустовский металлургический заводКамазавтотехникаКосогорский металлургический заводМагнитогорский металлургический комбинатМеталлургический завод им. А. К. СероваМечелНигмасНоволипецкий металлургический комбинатОмутнинский металлургический заводОскольский электрометаллургический комбинатПетростальПолистилСеверстальСеровский завод ферросплавовУральская стальЧусовской металлургический завод
Поставки металлургической продукции для автопрома  Поставки от ММКПоставки от «Северстали»Поставки от НЛМКПоставки от «Мечела»Поставки для «АвтоВАЗа»Поставки для Группы ГАЗПоставки для «КамАЗа»Поставки для «Соллерса»Поставки для «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Машиностроение России в 2000-х годах
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты