Автомобильная промышленность России в 2000-х годах
Материал из Documentation.
В июне 2002 года в России открылся первый завод зарубежного бренда, осуществляющий полный цикл производства автомобилей.[1] Это завод Ford в Ленинградской области.[2]
У «АвтоВАЗа» и «Камаза» в 2008 году появились стратегические инвесторы — альянс Renault-Nissan и Daimler соответственно.[3]
Новым испытанием для российского автопрома стал мировой финансовый кризис 2008 года. Только в сентябре-октябре продажи АвтоВАЗа сократились на 20 %, а ГАЗа — на 10 %.[4]
Падение российского автомобильного рынка в 2009 году не привело к закрытию российских автозаводов — действия правительства были очень оперативными. Как только появлялась проблема, сразу следовала встреча с чиновниками, а затем — решение о поддержке. Так, по примеру западных стран была запущена программа утилизации (субсидируемая государством скидка на новую машину в обмен на утилизацию старой), увеличены госзакупки автомобилей. Государство помогало и реструктурировать задолженность автопроизводителей. Кроме того, в 2009 году таможенные пошлины на новые иномарки (до трех лет) выросли с 25 до 30 %, от трех до пяти лет — с 25 до 35 %.[5]
Содержание |
[править] Отрасли
[править] Производство иномарок
Благодаря режиму промышленной сборки с середины 2000-х годов в Россию пришли крупнейшие иностранные концерны, открывая производственные площадки.[6]
[править] Периоды
[править] 2000—2004 годы
Для автопрома первый срок президентства Владимира Путина ознаменовался двумя основными событиями — консолидацией предприятий под крылом крупных собственников и постоянным увеличением пошлин на импорт иностранных автомобилей.[7]
Автозаводами почти одновременно после президентских выборов 2000 года заинтересовались два металлургических холдинга — «Северсталь» Алексея Мордашова и «Сибирский алюминий» (ныне «Базовый элемент») Олега Дерипаски и Романа Абрамовича. В результате к началу 2001 года «Северсталь» получила контроль над Ульяновским автозаводом (УАЗ) и Заволжским моторным заводом (ЗМЗ). «Сибирский алюминий» ответил приобретением Горьковского автозавода и ульяновских «Волжских моторов».[8]
Но если экспансия в автопром сталеваров на этом завершилась (позднее управление УАЗом и ЗМЗ было объединено в рамках компании «Северсталь-Авто»), то производители алюминия всерьез увлеклись отраслью. В 2001 году учреждённая «Сибирским алюминием» компания «Руспромавто» скупала буквально всё, что плохо лежало, — заводы по выпуску автобусов, грузовиков, дизелей, спецтехники. За три года четыре её основных подразделения — «Руспромавто — строительно-дорожные машины», «Руспромавто — двигатели», «Русавтобуспром» и «Руспромавто — нижегородские автомобили» — получили контроль почти над двумя десятками предприятий, включая группу ярославских заводов дизельных двигателей, пять крупнейших автобусных заводов, Тверской экскаваторный завод, «Брянский арсенал» и «Челябинские строительно-дорожные машины» — с общим объемом продаж более $2 млрд. В феврале 2004 года «Руспромавто» было преобразовано в ОАО, и руководство компании объявило о планах по публичному размещению её акций.[9]
Вместе с олигархами российский автопром получил и лучшие возможности для лоббирования своих интересов в госструктурах. При активном участии руководства «Базового элемента» и «Северстали» и при поддержке западных автоконцернов, особенно тех, которые запустили собственное производство в России, в 2002—2003 годах прошёл ряд повышений таможенных пошлин на новые и старые иностранные автомобили, а также на подержанные автобусы. Возглавлявший в то время Минпромнауки Илья Клебанов откровенно заявлял, что ведомство не стремится поддерживать отечественный автопром как наследие времен СССР, просто в России должны выпускаться машины: «Возможно, лучшим выходом будет снести АвтоВАЗ и построить на его месте завод General Motors». Однако до таких радикальных мер дело не дошло. АвтоВАЗ всё ещё стоит. По-прежнему сохраняет обширные активы, в том числе Ижевский автозавод, и близкая к АвтоВАЗу группа СОК. Так и не определилась дальнейшая судьба «Москвича».[10]
Россияне в 2003 году впервые потратили на приобретение новых иномарок ($4,08 млрд) практически столько же, сколько на отечественные машины ($4,2 млрд). Объём производства российского автопрома снизился в 2003 году на 2,4 %, до 956,7 тыс. машин (с учетом Chevrolet Niva — 978,5 тыс. штук). А в январе—марте 2004 года в России продано в два раза больше легковых иномарок, чем за год до этого.[11]
[править] 2005 год
В 2005 году правительство России опубликовало постановление № 166 — важнейший документ для каждого автозавода, который определяет понятие режима промышленной сборки и дает право на льготы при импорте комплектующих.[12]
[править] 2009 год
2009 год оказался крайне непростым для российского автопрома. Общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям автомобилестроения (включая производство автомобильных двигателей и компонентов) в 2009 году составил 489,5 млрд руб. (56 % объема 2008 года), в том числе по предприятиям, находящимся исключительно в российской собственности, — 226,5 млрд руб., или 46 % общего объема отгруженной в 2009 году продукции.[13]
В марте 2009 года был создан первый эскиз автомобиля Lada Granta.[14]
[править] Компании и заводы
[править] АвтоВАЗ
2005 год — Ушёл в отставку председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников, возглавлявший предприятие с 1988 г. (с перерывом на несколько месяцев в 1996 г., когда был первым вице-премьером правительства России). На завод приходит команда менеджеров «Рособоронэкспорта». Её задача — раскольцевать схему владения предприятием и вернуть его под контроль государства.[15]
[править] ГАЗ
В 2001 году ОАО «ГАЗ» вошло в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто», который в результате кардинальной реструктуризации 2005 года был преобразован в холдинг «Группа ГАЗ».[16]
[править] Завод Nissan в Санкт-Петербурге
Строительство собственного завода Nissan началось в 2007 году, и через два года с конвейера сошли первые седаны Nissan Teana.[17]
[править] Завод Toyota в Санкт-Петербурге
Toyota объявила о намерении построить собственный завод в апреле 2005 года — и через два месяца перешла от слов к делу: первый камень автосборочного предприятия был заложен в поселке Шушары. В 2007 году на конвейер встал седан Camry.[18]
[править] Завод Volkswagen в Калуге
Строительство завода концерна Volkswagen в Калуге началось в 2006 году, а ровно через год там стартовало крупноузловое производство. С 2009 года в Калуге начали выпускать машины в режиме CKD — этой чести удостоились Volkswagen Tiguan и Skoda Octavia.[19]
[править] КамАЗ
В ноябре 2003 года «КамАЗ» вывел на российский рынок новую гамму автомобилей — малый грузовик грузоподъёмностью 6 тонн, сердцем которого стал двигатель Cummins.[20]
[править] Серпуховский автомобильный завод
К 2008 году Серпуховский автозавод прекратил производство «Оки».[21]
[править] Ставрополь-Авто
В 2003 году в городе Михайловск Ставропольского края началось строительство завода «Ставрополь-Авто».[22]
[править] ХММР
Строительство завода концерна Hyundai-Kia (ХММР) началось в 2008 году.[23]
[править] Derways
В 2003 году бизнесмен Хаджи-Мурат Дерев создал в Карачаево-Черкессии частное автосборочное предприятие Derways.[24]
[править] Ford
В 2002 году был официально открыт российский завод Ford.
В 2005 году российский завод Ford под Санкт-Петербургом освоил производство второго поколения Focus.
В 2005 году российский завод Ford собрал 35 тыс. автомобилей Focus.
В 2008 году российский завод Ford произвел около 70 тыс. автомобилей модели Focus.
[править] GM-АвтоВАЗ
В 2002 году АвтоВАЗ и американский концерн General Motors основали совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ». Компания получила в собственность лицензию на выпуск внедорожника ВАЗ-2123 и права на бренд «Нива». В результате на конвейер СП встала Chevrolet Niva, а оригинальная модель получила название Lada 4x4.[25]
[править] Volkswagen
В 2008 году российский завод Volkswagen собрал 63 тыс. автомобилей.
[править] Трудовые ресурсы
Численность занятых (тыс. человек):[26]
- 2002 год: 623
- 2003 год: 586
- 2004 год: 563
Средняя месячная заработная плата в отрасли в 2002 году — $151, в 2003 году — $193, в 2004 году — $252.[27]
[править] Модели
[править] ВАЗ-2106
Модель ВАЗ-2106 выпускалась до 2005 года.[28]
[править] Волга Siber
25 июля 2008 года начато серийное производство автомобиля «Волга Siber».[29]
[править] Lada
26 января 2009 года «АвтоВАЗ» поднял цены на автомобили Lada в среднем на 2,45 %.[30]
[править] Lada 4х4
В 2004 году, в связи с продажей прав на бренд «Нива» компании General Motors, «классический» ВАЗ-2121 был переименован в Lada 4x4.[31]
[править] Lada Kalina
Серийное производство Lada Kalina началось в 2004 году.
[править] Государственная политика
В июне 2001 года президент России Владимир Путин, сам являющийся большим любителем автомобилей, впервые встретился с российскими автопромышленниками. Среди собравшихся были Дерипаска, Мордашов, Швецов и председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников. Путин пообещал защитить рынок от подержанных иномарок при условии, что российские автозаводы будут производить качественные и конкурентоспособные машины.[32]
8 июля 2002 года Путин заявил: «[Правительству России] не хватает мужества для проведения политики защиты национального производителя, в частности в сфере автомобилестроения». Спустя 10 дней правительство России сообщило: концепция развития автопрома подписана. Концепция предусматривала установление запретительных пошлин на подержанные иномарки старше семи лет.[33]
В 2005 году Россия принимает программу привлечения инвесторов в автомобилестроительный сектор, с чёткими и едиными для всех правилами.[34]
[править] Регионы
[править] СЗФО
[править] Санкт-Петербург
В 2000-х годах в Санкт-Петербурге были построены пять автомобильных заводов.
[править] Показатели
[править] Объём производства автомобилей
По итогам 2003 года в России было произведено 1,011 млн автомобилей.
[править] Объём выпуска в отрасли
В 2002 году объём выпуска в автопроме России составил $8,5 млрд, в 2003 году — $10,3 млрд, в 2004 году — $13,3 млрд.[35]
[править] Ссылки
- Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ [3]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ [4]
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ [5][6]
- ↑ http://www.ladagranta.net/lada-granta/test-drive/188-test-drayv-lada-granta-v-sochi-po-versii-motorru.html
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ [7]
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ [8]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ Откуда родом? Какие модели легковых автомобилей производят в России. 27 сентября 2017
- ↑ Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН
- ↑ Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром. 12 ноября 2019
- ↑ Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 2. 2000-е годы. 20 августа 2021
- ↑ Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН