Автомобильная промышленность России в XX веке
Материал из Documentation.
Всего с 1910 по 1915 годы Русско-Балтийский завод изготовил 451 легковую машину и несколько образцов грузовых и специальных автомобилей. Во второй половине 1915 года Русско-Балтийский завод был эвакуирован, а выпуск машин прекратился.[1]
В России в 1916 году Военное ведомство направило на кредитование пяти частных и одного казённого заводов более 10 млн рублей, на которые те должны были поставить армии легковые и грузовые автомобили.[2]
Первым автомобилем Волжского автомобильного завода стал ВАЗ-2101 «Жигули» — переднемоторный заднеприводный легковой автомобиль с кузовом седан. Данная модель была адаптированной для советского рынка версией итальянского автомобиля Fiat-124. ВАЗ-2101 в 1967 году стал лауреатом престижной автопремии «Европейский автомобиль года» (European Car of the Year, ныне — «Автомобиль года», Car of the Year). Для эксплуатации в условиях СССР был увеличен дорожный просвет со 140 до 170 мм, были внесены более 800 других изменений. Первые 6 машин ВАЗ-2101 сошли с конвейера завода 19 апреля 1970 года. Кроме ВАЗ-2101, выпускался автомобиль с кузовом универсал ВАЗ-2102 (на базе Fiat 124 Familiare) и «люксовая» версия ВАЗ-2103 (Fiat 124S), имевшая улучшенный дизайн, более просторный салон и мощный двигатель. С 1971 года ВАЗ-2101 поставлялся за рубеж под маркой Lada. Завершилось производство ВАЗ-2101 и его модификаций в 1988 году, всего было выпущено более 6,7 млн автомобилей (включая ВАЗ-2102, ВАЗ-2103 и модификации).[3]
В 1970 году председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин в рамках программы «стирания грани между городом и деревней» поставил перед советским автопромом задачу: создать комфортабельный внедорожник для жителей сельской местности. Первый экспериментальный внедорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом под индексом ВАЗ-Э2121 появился через год. Причём для того, чтобы быстрее запустить новый автомобиль в серию, конструкторы под руководством Петра Прусова решили создать машину с высокой степенью унификации с уже выпускавшимися АвтоВАЗом моделями. Ещё одной особенностью стал полностью «легковой» дизайн автомобиля — в отличие от машин марки «УАЗ» в автомобиле не было ничего специфически «вседорожного». Дорожные испытания прототипов стартовали в 1972 году (небывалая скорость для советского автопрома). Первые машины сошли с конвейера АвтоВАЗа в апреле 1977 года.[4] ВАЗ-2121 «Нива» (компактный трёхдверный внедорожник с постоянным полным приводом) стал первой машиной АвтоВАЗа, не основанной полностью на Fiat 124.[5]
В конце 1970-х годов инженеры АвтоВАЗа начали разрабатывать переднемоторный переднеприводный легковой автомобиль — такая схема набирала популярность за рубежом за счёт дешевизны производства, лучшей устойчивости и управляемости. В 1980 году были подписаны контракты с иностранными консультантами для проекта — итальянской компанией UTS и германской Porsche. Результатом разработки стала серия «Спутник», или «Лада Самара». Первое поколение включало в себя трёхдверный хетчбэк ВАЗ-2108, его пятидверный вариант ВАЗ-2109 и пятидверный седан ВАЗ-21099. В серийное производство модели были запущены в 1984, 1987 и 1990 годах соответственно.[6]
В 1979—1982 годах на смену ВАЗ-2101 в производство были запущены два новых седана ВАЗ-2105 и его «люксовый» вариант, отличавшийся более мощным двигателем, ВАЗ-2107.[7]
В середине 1980-х годов АвтоВАЗу был передан проект Серпуховского автомобильного завода по производству легкового автомобиля особо малого класса — ВАЗ-1111 («Ока»). Серийное производство на ВАЗе и ряде других предприятий началось в 1987 году.[8]
Содержание |
[править] Виды автомобилей
[править] Легковые автомобили
15 октября 1956 года были собраны первые легковые автомобили ГАЗ-21 «Волга».[9]
[править] Грузовые автомобили
Осенью 1924 года московский завод «АМО» выпустил первые советские грузовые машины.[10]
В 1925 году дал первые грузовики собственной конструкции Ярославский автомобильный завод.[11]
В ноябре 1934 года освоено производство трехосного грузовика ГАЗ-ААА грузоподъемностью 2 тонны (выпускался до 1944 г., всего собрано 37 373 автомобиля).[12]
[править] Предприятия
[править] АЗЛК
6 ноября 1930 года запустили главный конвейер московского автопроизводства — завод КИМ, после переименованный в МЗМА, далее АЗЛК.
[править] Белорусский автомобильный завод
Белорусский автомобильный завод основан в сентябре 1948 года.
[править] Брянский автомобильный завод
Брянский автомобильный завод был основан 4 июня 1958 года как филиал московского завода ЗИЛ.
[править] Львовский автобусный завод
Львовский автобусный завод основан 21 мая 1945 года.
[править] Минский автомобильный завод
Минский автомобильный завод основан в 1944 году.
[править] Таганрогский автомобильный завод
Таганрогский автомобильный завод был основан в феврале 1997 года.
[править] Ульяновский автомобильный завод
Ульяновский автомобильный завод основан в июле 1941 года.
[править] Компании
[править] Северсталь
В 2000 году «Северсталь» получила контроль над Ульяновским автомобильным и Заволжским моторным заводами.[13]
[править] Модели
[править] ВАЗ-2104
Для замены ВАЗ-2102 в 1984 году на конвейер был поставлен новый модернизированный универсал ВАЗ-2104.[14]
[править] ВАЗ-2106
В 1975 году в производство была запущена улучшенная версия ВАЗ-2103, получившая индекс ВАЗ-2106.[15]
[править] ВАЗ-2110
Разработка третьего поколения основной линейки автомобилей ВАЗ в начале 1980-х годов первоначально велось в рамках проекта ВАЗ-21099, также при сотрудничестве с Porsche. В серийное производство переднеприводный четырехдверный седан был запущен только в 1995 году с индексом ВАЗ-2110 («Десятка»).[16]
[править] ВАЗ-21212
В 1980 году стартовало производство экспортной модификации ВАЗ-21212 с правым рулем.[17]
[править] ВАЗ-2131
С 1995 года было налажено производство автомобилей ВАЗ-2131 с увеличенной колесной базой и пятидверным кузовом.[18][19]
[править] ВАЗ-21213
В 1993 году появилась модель ВАЗ-21213 с мотором объемом 1,7 л, 5-ступенчатой коробкой передач, обновленным интерьером и модернизированным кузовом.[20]
[править] Регионы
[править] Калининградская область
В 1997 году в Калининградской области открылся автомобильный завод «Автодор».[21][22]
[править] Москва
В 1998 году в Москве стартовала сборка автомобилей Renault.[23]
[править] Ссылки
- Музей отечественного автомобилестроения
- Революционный для страны грузовик: легендарному «Камазу» — 45 лет