Автомобильная промышленность России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Всего с 1910 по 1915 годы Русско-Балтийский завод изготовил 451 легковую машину и несколько образцов грузовых и специальных автомобилей. Во второй половине 1915 года Русско-Балтийский завод был эвакуирован, а выпуск машин прекратился.[1]

В России в 1916 году Военное ведомство направило на кредитование пяти частных и одного казённого заводов более 10 млн рублей, на которые те должны были поставить армии легковые и грузовые автомобили.[2]

Первым автомобилем Волжского автомобильного завода стал ВАЗ-2101 «Жигули» — переднемоторный заднеприводный легковой автомобиль с кузовом седан. Данная модель была адаптированной для советского рынка версией итальянского автомобиля Fiat-124. ВАЗ-2101 в 1967 году стал лауреатом престижной автопремии «Европейский автомобиль года» (European Car of the Year, ныне — «Автомобиль года», Car of the Year). Для эксплуатации в условиях СССР был увеличен дорожный просвет со 140 до 170 мм, были внесены более 800 других изменений. Первые 6 машин ВАЗ-2101 сошли с конвейера завода 19 апреля 1970 года. Кроме ВАЗ-2101, выпускался автомобиль с кузовом универсал ВАЗ-2102 (на базе Fiat 124 Familiare) и «люксовая» версия ВАЗ-2103 (Fiat 124S), имевшая улучшенный дизайн, более просторный салон и мощный двигатель. С 1971 года ВАЗ-2101 поставлялся за рубеж под маркой Lada. Завершилось производство ВАЗ-2101 и его модификаций в 1988 году, всего было выпущено более 6,7 млн автомобилей (включая ВАЗ-2102, ВАЗ-2103 и модификации).[3]

В 1970 году председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин в рамках программы «стирания грани между городом и деревней» поставил перед советским автопромом задачу: создать комфортабельный внедорожник для жителей сельской местности. Первый экспериментальный внедорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом под индексом ВАЗ-Э2121 появился через год. Причём для того, чтобы быстрее запустить новый автомобиль в серию, конструкторы под руководством Петра Прусова решили создать машину с высокой степенью унификации с уже выпускавшимися АвтоВАЗом моделями. Ещё одной особенностью стал полностью «легковой» дизайн автомобиля — в отличие от машин марки «УАЗ» в автомобиле не было ничего специфически «вседорожного». Дорожные испытания прототипов стартовали в 1972 году (небывалая скорость для советского автопрома). Первые машины сошли с конвейера АвтоВАЗа в апреле 1977 года.[4] ВАЗ-2121 «Нива» (компактный трёхдверный внедорожник с постоянным полным приводом) стал первой машиной АвтоВАЗа, не основанной полностью на Fiat 124.[5]

В конце 1970-х годов инженеры АвтоВАЗа начали разрабатывать переднемоторный переднеприводный легковой автомобиль — такая схема набирала популярность за рубежом за счёт дешевизны производства, лучшей устойчивости и управляемости. В 1980 году были подписаны контракты с иностранными консультантами для проекта — итальянской компанией UTS и германской Porsche. Результатом разработки стала серия «Спутник», или «Лада Самара». Первое поколение включало в себя трёхдверный хетчбэк ВАЗ-2108, его пятидверный вариант ВАЗ-2109 и пятидверный седан ВАЗ-21099. В серийное производство модели были запущены в 1984, 1987 и 1990 годах соответственно.[6]

В 1979—1982 годах на смену ВАЗ-2101 в производство были запущены два новых седана ВАЗ-2105 и его «люксовый» вариант, отличавшийся более мощным двигателем, ВАЗ-2107.[7]

В середине 1980-х годов АвтоВАЗу был передан проект Серпуховского автомобильного завода по производству легкового автомобиля особо малого класса — ВАЗ-1111 («Ока»). Серийное производство на ВАЗе и ряде других предприятий началось в 1987 году.[8]

Содержание

[править] Виды автомобилей

[править] Легковые автомобили

15 октября 1956 года были собраны первые легковые автомобили ГАЗ-21 «Волга».[9]

[править] Грузовые автомобили

Осенью 1924 года московский завод «АМО» выпустил первые советские грузовые машины.[10]

В 1925 году дал первые грузовики собственной конструкции Ярославский автомобильный завод.[11]

В ноябре 1934 года освоено производство трехосного грузовика ГАЗ-ААА грузоподъемностью 2 тонны (выпускался до 1944 г., всего собрано 37 373 автомобиля).[12]

[править] Предприятия

[править] АЗЛК

6 ноября 1930 года запустили главный конвейер московского автопроизводства — завод КИМ, после переименованный в МЗМА, далее АЗЛК.

[править] Белорусский автомобильный завод

Белорусский автомобильный завод основан в сентябре 1948 года.

[править] Брянский автомобильный завод

Брянский автомобильный завод был основан 4 июня 1958 года как филиал московского завода ЗИЛ.

[править] Львовский автобусный завод

Львовский автобусный завод основан 21 мая 1945 года.

[править] Минский автомобильный завод

Минский автомобильный завод основан в 1944 году.

[править] Таганрогский автомобильный завод

Таганрогский автомобильный завод был основан в феврале 1997 года.

[править] Ульяновский автомобильный завод

Ульяновский автомобильный завод основан в июле 1941 года.

[править] Компании

[править] Северсталь

В 2000 году «Северсталь» получила контроль над Ульяновским автомобильным и Заволжским моторным заводами.[13]

[править] Модели

[править] ВАЗ-2104

Для замены ВАЗ-2102 в 1984 году на конвейер был поставлен новый модернизированный универсал ВАЗ-2104.[14]

[править] ВАЗ-2106

В 1975 году в производство была запущена улучшенная версия ВАЗ-2103, получившая индекс ВАЗ-2106.[15]

[править] ВАЗ-2110

Разработка третьего поколения основной линейки автомобилей ВАЗ в начале 1980-х годов первоначально велось в рамках проекта ВАЗ-21099, также при сотрудничестве с Porsche. В серийное производство переднеприводный четырехдверный седан был запущен только в 1995 году с индексом ВАЗ-2110 («Десятка»).[16]

[править] ВАЗ-21212

В 1980 году стартовало производство экспортной модификации ВАЗ-21212 с правым рулем.[17]

[править] ВАЗ-2131

С 1995 года было налажено производство автомобилей ВАЗ-2131 с увеличенной колесной базой и пятидверным кузовом.[18][19]

[править] ВАЗ-21213

В 1993 году появилась модель ВАЗ-21213 с мотором объемом 1,7 л, 5-ступенчатой коробкой передач, обновленным интерьером и модернизированным кузовом.[20]

[править] Регионы

[править] Калининградская область

В 1997 году в Калининградской области открылся автомобильный завод «Автодор».[21][22]

[править] Москва

В 1998 году в Москве стартовала сборка автомобилей Renault.[23]

[править] Ссылки

История автомобильной промышленности России
XIX век  1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Отрасли  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Автомобильная промышленность России
История  XX векXXI век
Отрасли  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Компании  АвтоВАЗГруппа ГАЗКамАЗХендэ Мотор Мануфактуринг РусПСМА РусGM AutoНиссан Мэнуфэкчуринг РусТойота Мотор Мануфэкчуринг РоссияФольксваген Груп РусРусские машиныСоллерсЗИЛVolga-SiberФорд Мотор КомпаниСеверсталь-АвтоАвтоторРено РоссияТаганрогский автомобильный заводИжАвтоДжи-Эм-АвтоВАЗУАЗЗаволжский моторный заводНефтекамский автозаводИжевский машзаводТутаевский моторный заводЯЗДАШадринский автоагрегатный заводПавловский автобусАвтоприцеп-КАМАЗРусич-КЗКТЯЗТААвтодизельУралавтоприцепМосАвтоЗИЛ
Сборочные производства автомобилей-иномарок  Уровень локализации производимых в России автомобилей-иномарокПроизводство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде
Поставщики продукции для автопрома  Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь»Волжский трубный заводГруппа ЧТПЗЗлатоустовский металлургический заводКамазавтотехникаКосогорский металлургический заводМагнитогорский металлургический комбинатМеталлургический завод им. А. К. СероваМечелНигмасНоволипецкий металлургический комбинатОмутнинский металлургический заводОскольский электрометаллургический комбинатПетростальПолистилСеверстальСеровский завод ферросплавовУральская стальЧусовской металлургический завод
Поставки металлургической продукции для автопрома  Поставки от ММКПоставки от «Северстали»Поставки от НЛМКПоставки от «Мечела»Поставки для «АвтоВАЗа»Поставки для Группы ГАЗПоставки для «КамАЗа»Поставки для «Соллерса»Поставки для «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты