Уровень локализации производимых в России автомобилей-иномарок
Материал из Documentation.
В узком смысле под уровнем локализации понимается доля комплектующих российского производства в автомобилях. В широком смысле при подсчёте локализации учитываются не только компоненты и запчасти, произведённые внутри России, но и все затраты, связанные с обеспечением производства автомобилей — вода, электричество, заработная плата рабочим и многое другое.[1]
По состоянию на I полугодие 2013 года, самого высокого уровня локализации достиг московский завод «Автофрамос» — 75 %. У калужского завода «Фольксваген Груп Рус» локализация составляет около 50 %, а петербургский завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» достиг локализации в 47 %, в том числе благодаря собственной штамповке кузовных деталей, которая осуществляется на территории предприятия. Средний уровень локализации комплектующих на российских заводах «Форд Соллерс», «Ниссан Мануфактуринг Рус» и «ПСМА Рус» превышает 30 %. На остальных предприятиях, работающих в режиме промышленной сборки, уровень локализации составляет 15 — 20 %, что в основном объясняется более поздними сроками реализации их проектов.[2]
[править] Производства автомобилей
[править] Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус
Начиная с первого дня коммерческого производства, уровень локализации на заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР) составляет 45 %.[3][4]
В мае 2011 года генеральный менеджер по закупкам «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Ян Сук О заявил: «По сравнению с другими зарубежными производствами компании у российского завода доля локализации мала. Мы планируем её увеличить, в том числе за счёт местных поставщиков». Он сказал, что у Hyundai к производителям компонентов всего лишь два требования: «Во-первых, качество деталей не должно отличаться от понятия „качество“ компании Hyundai. Во-вторых, цена должна быть конкурентоспособной». По его словам, интерес вызывают четыре группы комплектующих: штампованные металлические детали, литые изделия, резинотехнические, а также пластиковые изделия, в основном детали интерьера. Единственным исключением могут стать элементы автомобиля, связанные с безопасностью (подушки безопасности, некоторые детали кузова). «Эти компоненты мы разрабатываем сами, возможно, мы и хотели бы локализовать их в России, но этот процесс занимает слишком много времени и ресурсов», — заявил Ян Сук О.[5]
В сентябре 2017 года отмечалось, что уровень локализации моделей, производящихся на заводе «ХММР», составляет 47 %. Среди компонентов, которые выпускаются в России, — кузовные панели, приборные панели, бамперы, дверные рамы, бензобаки, подвеска, сиденья, кондиционеры, обогреватели, глушители, элементы внутренней отделки, электрические жгуты, тормозные и топливные трубки и стёкла.[6]
[править] ПСМА Рус
По состоянию на март 2013 года локализация производства седана Peugeot 408, который с июля 2012 года выпускается на заводе «ПСМА Рус» в Калуге, достигла отметки 33 %. Для этой модели в России производятся кузовная штамповка, стёкла, панели интерьера, сиденья, колеса, шины и другие комплектующие. Сиденья для Peugeot 408 поставляет американская компания Lear, бамперы для новой модели на своих российских мощностях производит канадская компания Magna, а французская компания Faurecia, предприятие которой также находится в Калуге, поставляет внутренние и внешние пластиковые элементы, включая приборную панель, обшивку дверей, а также выхлопную систему. Основной же процент локализации обеспечивают штампованные детали кузова, которые на «ПСМА Рус» поставляют калужское СП «Гестамп-Северсталь» и московский завод «Альфа Аутомотив Техноложиз». При этом оставшиеся комплектующие для Peugeot 408 поставляются от зарубежных поставщиков: порядка 50 % — из Европы, 10 % — из Китая и 5 % — из Аргентины.[7]
В феврале 2013 года генеральный директор по операциям в России, Украине и СНГ группы «PSA Peugeot Citroёn» Бернд Шантц заявил: «Сейчас работаем над тем, чтобы уровень локализации для моделей, которые мы будем собирать в Калуге, составил 60 %. Нас вполне устраивает качество российских компонентов. Но смущает цена. Она выше, чем на аналогичные детали европейского производства. Но я довольно оптимистично смотрю в будущее и уверен, что через несколько лет вопрос с поставщиками удастся решить. Число производителей компонентов будет расти, и конкуренция позволит выровнять цены. Пока же в Калуге мы используем очень сложную логистическую схему. Ведь компоненты приходят на завод из России, Европы, Латинской Америки и Китая. Кроме того, приходится привозить часть компонентов из Китая. В итоге могут возникать сложности с работой этой непростой цепочки. Нас также беспокоит плавающий курс рубля. А чем выше будет уровень локализации, тем меньше будут волновать колебания на финансовых рынках».[8]
[править] Производства Volkswagen в Калуге и Нижнем Новгороде
С 2011 года легковыми шинами бренда Cordiant, которые производятся на Ярославском шинном заводе (принадлежит компании «Кордиант»), комплектуются Volkswagen Polo и Skoda Fabia, выпускаемые «Фольксваген Груп Рус» в Калуге.[9][10]
В конце 2012 года директор по производству Skoda на нижегородской площадке Оливер Грюнберг заявил: «Локализация в России очень сложна, базовые поставщики практически отсутствуют, поэтому сейчас локализация составляет единицы процентов. Однако мы рассчитываем, что уровень локализации будет расти, и к 2016 году мы выйдем на 60 % локализации в России». Тогда же замминистра инвестиционной политики Нижегородской области Олег Зайцев сказал, что сейчас ряд производителей автокомпонентов в Нижегородской области номинирован на поставку компонентов для сборки автомобилей марок Skoda в Калуге, в том числе СП Группы ГАЗ с бельгийской компанией Bosal и французской Valeo.[11]
По состоянию на начало сентября 2013 года все комплекты автомобильного стекла, используемые для производства автомобилей группы Volkswagen в Калуге, импортировались.[12]
7 сентября 2013 года китайская компания Fuyao Glass Industry Group открыла в Калуге предприятие по производству автомобильного стекла. Президент Fuyao Glass Industry Group Цао Дэван заявил, что значительная часть автостекла, выпускаемого «Фуяо Стекло Рус», будет поставляться группе Volkswagen, российские производства расположены в Калуге и Нижнем Новгороде. Это будет ещё одним шагом по увеличению процента локализации при производстве автомобилей группы Фольксваген в России.[13][14]
В настоящее Volkswagen ведёт строительство в Калужской области завода по производству автомобильных двигателей. Запланированный ежегодный объём производства составит 150 тыс. двигателей. Запуск предприятия намечен на начало 2015 года. С 2015 года двигатели с этого предприятия будут поставлять для автомобильных заводов Фольксвагена в Калуге и Нижнем Новгороде.[15][16]
[править] Производство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде
В июле 2013 года глава подразделения Mercedes-Benz Vans Фолькер Морнинвег заявил, что на момент начала производства Mercedes-Benz Sprinter Classic на мощностях Горьковского автозавода уровень локализации автокомпонентов для этой модели составляет около 20 %. Он добавил, что на сегодняшний день компания номинировала 11 российских поставщиков и в дальнейшем намерена расширять этот перечень. По его словам, часть комплектующих выпускается на нижегородской площадке — в частности, панель приборов и люк крыши. Кроме того, в ближайшее время на все автомобили Sprinter Classic российского производства будут устанавливаться дизельные двигатели OM646, тестовая сборка которых недавно началась на Ярославском моторном заводе «Группы ГАЗ» (сейчас моторы поставляются из Германии). Следующим важным этапом в локализации производства Sprinter Classic, который с самого начала выпускается на ГАЗе по полному циклу, включающего сварку и окраску кузовов, станет организация штамповочного производства. Как отметил Морнинвег, это позволит значительно расширить номенклатуру локализованных деталей, благодаря чему компания сможет сократить затраты на логистику.[17]
[править] Производство автомобилей Mercedes в Набережных Челнах
В декабре 2012 года гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин заявил, что по некоторым моделям, производимым «Мерседес-Бенц тракс востоком», процент локализации доходит до 22 %. Он также сказал: «В среднесрочной перспективе мы планируем вывести средние показатели на уровень более 30 %».[18]
[править] Рено Россия
В 2006 году уровень локализации на заводе «Автофрамос» (позже он был переименован в «Рено Россия») составлял 30 %.[19]
25 декабря 2008 года пресс-центр компании Renault сообщил о том, что производство Renault Logan на заводе в Москве локализовали до 40 %.[20][21]
В декабре 2008 года отмечалось, что на модели Renault Logan московского производства в настоящее время устанавливают следующие детали и элементы российского производства:[22]
- Бамперы
- Приборную панель
- Сидения
- Всю световую технику
- Зеркала заднего вида
- Выхлопную систему
- Аккумулятор
- Колёсные диски с шинами
- Некоторые другие кузовные детали
По состоянию на конец 2008 года, в список российских поставщиков компании «Автофрамос» входит около 25 предприятий.[23]
В августе 2010 года компания «СИБУР — Русские шины» начала поставщики шин Cordiant для первичной комплектации собираемых на московском «Автофрамосе» Renault Logan и Renault Sandero.[24][25][26][27]
В сентябре 2017 года отмечалось, что уровень локализации моделей, производящихся на московском заводе «Рено Россия», составляет 63,8 %. В России производятся штампованные детали, стёкла, дверные панели, наружные зеркала, замки, бамперы, педали, комбинации приборов, колёса, фары, сиденья, топливные баки, двигатели и многое другое.[28]
По состоянию на 2019 год у завода «Рено Россия» самый высокий уровень локализации производства среди иностранных автопроизводителей, заводы которых расположены на территории России, — около 70 %.[29]
[править] Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия
По состоянию на осень 2010 года, уровень локализации производства автомобилей Toyota в Санкт-Петербурге составлял 11,6 %.[30]
По состоянию на лето 2012 года, уровень локализации производства автомобилей Toyota в Санкт-Петербурге составлял 15 %. Таким же он был и летом 2013 года.[31][32]
Планируется, что на предприятии будут открыты цеха штамповки и производства пластиковых деталей, после чего локализация увеличится примерно до 30 %.[33]
На 2017 год заявлена достижение локализации 30 %.[34]
[править] Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус
По состоянию на лето 2012 года, в среднем уровень локализации на «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» составлял около 17 %.[35]
В сентябре 2017 года отмечалось, что средний уровень локализации моделей, производящихся на российском заводе Ниссан, составляет 64 %. В России делают кузовные элементы, стеклоподъёмники, комбинации приборов, выхлопные системы, сиденья, коврики, стёкла, топливные баки, бамперы, боковые зеркала заднего вида, аккумуляторы, кондиционеры, аудиосистемы, колёса, шины и множество других комплектующих.[36]
[править] Ford Sollers
Летом 2007 года губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков заявил, что ранее процент локализации при производстве автомобилей Ford во Всеволожске составлял 30 %, а в настоящее время достигает 60 %.[37]
По состоянию на лето 2013 года, на завод под Санкт-Петербургом, производящий автомобили Ford, двигатели поставлялись из-за рубежа.[38]
В мае 2013 года компания Ford Sollers начала строительство моторного завода в Елабуге, где с 2015 года и начнут выпускаться двигатели. Это будут 1,6-литровые агрегаты Duratec мощностью 85 л.с., 105 л.с. и 125 л.с. Ежегодный объём производства составит 105 тыс. агрегатов, что позволит оснастить треть всех собираемых в России автомобилей Ford и значительно увеличить процент локализации продукции компании.[39]
I полугодии 2015 года Ford Sollers существенно увеличил автомобильного листа российского производства. Доля российского проката достигла 75 %, и вскоре Ford Sollers рассчитывает закупать весь автолист в России. Поставщики автоконцерна — ММК и «Северсталь».[40]
[править] Производство General Motors в Санкт-Петербурге
К июлю 2012 года уровень локализации производства автомобилей General Motors составил 12 %.[41]
Компания General Motors взяла на себя обязательства по локализации производства в России к 2017 году до уровня 60 %.[42][43]
[править] Производство General Motors в Нижнем Новгороде
В начале 2013 года General Motors начала сборку седанов Chevrolet Aveo на мощностях Горьковского автозавода. Производство организовано по полному циклу, включая такие операции, как сварка, окраска, сборка. По состоянию на начало 2013 года все комплектующие поставляются из Южной Кореи, однако в перспективе уровень локализации планируется довести до 50 %.[44]
[править] Поставщики для автомобильных производств
[править] Gestamp Северсталь
Завод «Gestamp Северсталь» заработал в конце апреля 2009 года. Его строительством в 2007 году занялась британская компания Stadco. Позже 50 % долей в проекте она передала Gestamp. При этом Gestamp создала совместное предприятие с «Северсталью», в котором российская компания получила 25 %. Сейчас это СП полностью контролирует завод «Gestamp Северсталь» во Всеволожске. Аналогичное предприятие партнёры построили в Калуге, где расположен завод Volkswagen.[45]
В 2012 году компания инвестировала 150 млн рублей в расширение производства на треть, с 16 до 23 тыс. кв. м, для нового контракта с заводом Nissan. Таким образом, общий объём инвестиций в предприятие достиг €100 млн.[46]
По состоянию на середину 2013 года, компания «Gestamp Северсталь» вела поставки элементов кузовов на заводы Ford, GM, Nissan и Hyundai.[47]
[править] Производство комплектующих на «АвтоВАЗе»
«АвтоВАЗ», освоивший производство двигателей и коробок передач по лицензии Renault-Nissan, с 2014 года поставляет их для выпускаемых в России моделей Renault и Nissan.[48][49]
[править] Северсталь
В 2013 году доля компании «Северсталь» в поставках металлопроката для автопроизводителей, локализовавших свое производство в России, составила 23 %.[50]
Производятся поставки в адрес калужского предприятия Volkswagen Group Rus, где череповецкий металл используется для производства VW Polo Sedan. Автолист ЧерМК используется для производства моделей, выпускаемых на московском заводе Renault. Производятся поставки для проектов General Motors: череповецкий металл используется для производства таких моделей, как Daewoo Nexia, Matiz, Gentra, Damas, Chevrolet Cobalt, Lacetti, Spark. Компания «Северсталь» также осуществляет поставки металлопроката таким международным автомобильным концернам в России как Hyundai-Kia, PSA.[51]
[править] ММК
В I полугодии 2015 года ММК увеличил поставки автомобильного листа иностранным автоконцернам почти в 25 раз до 6189 тонн.[52]
[править] 2012 год
В августе 2012 года отмечалось, что, согласно данным автопроизводителей, самого высокого уровня локализации на сегодняшний день достиг «Автофрамос» — 60 %, всеволожский Ford локализовал 30 % комплектующих для Focus. Volkswagen для своих автомобилей закупает у российских поставщиков около 50 % комплектующих. Петербургский завод Hyundai достиг локализации в 45 %, в том числе благодаря собственной штамповке кузовных деталей, которая осуществляет на территории предприятия. «ПСМА Рус», в июле 2012 года запустивший производство Peugeot 408, локализовал более 30 % компонентов для новой модели. На остальных предприятиях, работающих в режиме промышленной сборки, уровень локализации составляет 15-20 %, что в основном объясняется более поздними сроками реализации их проектов.[53]
[править] Ссылки
- Раздел о локализации на сайте Autostat
- Уровень локализации иномарок в России в 2013 году
- В калужском автокластере добились самой высокой локализации производства в России. 19 июня 2014
- Magna разработает проект автокластера в Калининграде
- Мирослав Кроупа, региональный директор Skoda Auto по России и странам СНГ («Клаксон»)
- Поставщики Ford Sollers узнали о планах по локализации
- Renault начинает собирать Megane и Fluence в России
- Audi будет собирать в России автомобили для чиновников
- Sollers подвел итоги первого года жизни Fiat Ducato на российском рынке
- Gestamp ускорит локализацию
- Выпуск южнокорейских автомобилей в России превысил 500 000 единиц
- Nissan собирает автокомпоненты
- Спад продаж уронил прибыль «Соллерса»
- Сборка и локализация иномарок в России. 11 марта 2010
- На заводе «Гестамп-Северсталь-Калуга» запущены две новые производственные линии
- Производители автомобилей и комплектующих обсудили перспективы своего сотрудничества в России
- Детальный анализ
- Эффект локализации улучшил статистику в машиностроении. 2 октября 2013 года
[править] Примечания
- ↑ Renault Logan уже на 40 % россиянин
- ↑ «Автофрамос» — лидер по локализации производства иномарок в РФ
- ↑ Корейская тактика локализации
- ↑ Каждый пятый российский автомобиль собирается в Петербурге[1]
- ↑ Корейская тактика локализации
- ↑ [2]
- ↑ Калужский Peugeot 408 локализован на треть[3]
- ↑ Бернд Шантц, гендиректор по операциям в России, Украине и СНГ группы PSA Peugeot Citroёn («Клаксон»)
- ↑ Код доступа к собственному сейфу. Что даст «Кордианту» рейтинг поставщика уровня A от Volkswagen
- ↑ Volkswagen присвоил холдингу «Кордиант» высший рейтинг уровня «А»
- ↑ Volkswagen запустил на ГАЗе полную сборку Skoda Yeti
- ↑ Китайская «Fuyao Glass IG» будет производить автомобильное стекло в России
- ↑ Китайцы открыли в Калуге завод по производству автостекла
- ↑ Китайская «Fuyao Glass IG» будет производить автомобильное стекло в России
- ↑ Volkswagen запустил на ГАЗе полную сборку Skoda Yeti
- ↑ Концерн Volkswagen строит завод по производству двигателей в Калуге
- ↑ Российский Mercedes-Benz Sprinter Classic локализован на 20 %[4]
- ↑ Daimler локализует в России производство грузовых кабин
- ↑ Через два года иностранные автопроизводители локализуют производство минимум на треть. Уровень локализации сборки иномарок в России (в %)
- ↑ В 40-процентную локализацию производства автомобиля входят не только компоненты и запчасти, произведенные внутри страны, но и все затраты, связанные с обеспечением производства — вода, электричество, заработная плата рабочим, и многое другое
- ↑ Renault Logan уже на 40 % россиянин
- ↑ Renault Logan уже на 40 % россиянин
- ↑ Renault Logan уже на 40 % россиянин
- ↑ Код доступа к собственному сейфу. Что даст «Кордианту» рейтинг поставщика уровня A от Volkswagen
- ↑ Итоги недели : Производство ПВХ компаундов запущено в Туле. Freudenberg увеличивает мощности по выпуску геотекстиля в России
- ↑ Автофрамос: смена шин
- ↑ «СИБУР-русские шины» приступил к поставкам на конвейер завода Renault в России
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ Матвиенко поблагодарила Путина за поддержку в создании автомобильного кластера в Петербурге
- ↑ Каждый пятый российский автомобиль собирается в Петербурге[7]
- ↑ Мощность петербургского завода Toyota может быть увеличена до 80 тысяч автомобилей в год
- ↑ Мощность петербургского завода Toyota может быть увеличена до 80 тысяч автомобилей в год
- ↑ Производство Тойота в Санкт-Петербурге: 10 лет и 280 000 выпущенных автомобилей
- ↑ Каждый пятый российский автомобиль собирается в Петербурге[8]
- ↑ [9]
- ↑ В Ленобласти построят завод по производству автозапчастей
- ↑ FORD С РОССИЙСКИМ МОТОРОМ: Таким двигателем оснастят треть всех собираемых в стране автомобилей марки
- ↑ FORD С РОССИЙСКИМ МОТОРОМ: Таким двигателем оснастят треть всех собираемых в стране автомобилей марки
- ↑ ММК резко увеличил продажи проката автопроизводителям. Благодаря более гибкой политике ММК поставил на автозаводы больше металла, чем конкуренты — НЛМК и «Северсталь». 30 июля 2015
- ↑ GM закрутит русские детали
- ↑ GM закрутит русские детали
- ↑ Каждый пятый российский автомобиль собирается в Петербурге[10]
- ↑ Первые Chevrolet Aveo сошли с конвейера Горьковского автозавода
- ↑ «Gestamp Северсталь» строит планы
- ↑ «Gestamp Северсталь» строит планы
- ↑ «Gestamp Северсталь» строит планы
- ↑ Наполовину русские: как иномарки спасаются локализацией. 21 августа 2015
- ↑ Фотоэкскурсия на новое производство двигателей Renault на ВАЗе
- ↑ «Северсталь» начала тестовые поставки под проекты Nissan
- ↑ «Северсталь» увеличила поставки иностранным автопроизводителям на 20 %. 10 июня 2014
- ↑ ММК резко увеличил продажи проката автопроизводителям. Благодаря более гибкой политике ММК поставил на автозаводы больше металла, чем конкуренты — НЛМК и «Северсталь». 30 июля 2015
- ↑ В России выпущено более 4 млн иномарок. 24 августа 2012 года