Уровень локализации производимых в России автомобилей-иномарок


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

В узком смысле под уровнем локализации понимается доля комплектующих российского производства в автомобилях. В широком смысле при подсчёте локализации учитываются не только компоненты и запчасти, произведённые внутри России, но и все затраты, связанные с обеспечением производства автомобилей — вода, электричество, заработная плата рабочим и многое другое.[1]

По состоянию на I полугодие 2013 года, самого высокого уровня локализации достиг московский завод «Автофрамос» — 75 %. У калужского завода «Фольксваген Груп Рус» локализация составляет около 50 %, а петербургский завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» достиг локализации в 47 %, в том числе благодаря собственной штамповке кузовных деталей, которая осуществляется на территории предприятия. Средний уровень локализации комплектующих на российских заводах «Форд Соллерс», «Ниссан Мануфактуринг Рус» и «ПСМА Рус» превышает 30 %. На остальных предприятиях, работающих в режиме промышленной сборки, уровень локализации составляет 15 — 20 %, что в основном объясняется более поздними сроками реализации их проектов.[2]

Содержание

[править] Производства автомобилей

[править] Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус

Автомобиль Hyundai Solaris
Автомобиль Hyundai Solaris
Подробнее см. также: Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус

Начиная с первого дня коммерческого производства, уровень локализации на заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» составляет 45 %.[3][4]

В мае 2011 года генеральный менеджер по закупкам «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Ян Сук О заявил: «По сравнению с другими зарубежными производствами компании у российского завода доля локализации мала. Мы планируем её увеличить, в том числе за счёт местных поставщиков». Он сказал, что у Hyundai к производителям компонентов всего лишь два требования: «Во-первых, качество деталей не должно отличаться от понятия „качество“ компании Hyundai. Во-вторых, цена должна быть конкурентоспособной». По его словам, интерес вызывают четыре группы комплектующих: штампованные металлические детали, литые изделия, резинотехнические, а также пластиковые изделия, в основном детали интерьера. Единственным исключением могут стать элементы автомобиля, связанные с безопасностью (подушки безопасности, некоторые детали кузова). «Эти компоненты мы разрабатываем сами, возможно, мы и хотели бы локализовать их в России, но этот процесс занимает слишком много времени и ресурсов», — заявил Ян Сук О.[5]

[править] «ПСМА Рус»

Подробнее см. также: ПСМА Рус

По состоянию на март 2013 года локализация производства седана Peugeot 408, который с июля 2012 года выпускается на заводе «ПСМА Рус» в Калуге, достигла отметки 33 %. Для этой модели в России производятся кузовная штамповка, стёкла, панели интерьера, сиденья, колеса, шины и другие комплектующие. Сиденья для Peugeot 408 поставляет американская компания Lear, бамперы для новой модели на своих российских мощностях производит канадская компания Magna, а французская компания Faurecia, предприятие которой также находится в Калуге, поставляет внутренние и внешние пластиковые элементы, включая приборную панель, обшивку дверей, а также выхлопную систему. Основной же процент локализации обеспечивают штампованные детали кузова, которые на «ПСМА Рус» поставляют калужское СП «Гестамп-Северсталь» и московский завод «Альфа Аутомотив Техноложиз». При этом оставшиеся комплектующие для Peugeot 408 поставляются от зарубежных поставщиков: порядка 50 % — из Европы, 10 % — из Китая и 5 % — из Аргентины.[6]

В феврале 2013 года генеральный директор по операциям в России, Украине и СНГ группы «PSA Peugeot Citroёn» Бернд Шантц заявил: «Сейчас работаем над тем, чтобы уровень локализации для моделей, которые мы будем собирать в Калуге, составил 60 %. Нас вполне устраивает качество российских компонентов. Но смущает цена. Она выше, чем на аналогичные детали европейского производства. Но я довольно оптимистично смотрю в будущее и уверен, что через несколько лет вопрос с поставщиками удастся решить. Число производителей компонентов будет расти, и конкуренция позволит выровнять цены. Пока же в Калуге мы используем очень сложную логистическую схему. Ведь компоненты приходят на завод из России, Европы, Латинской Америки и Китая. Кроме того, приходится привозить часть компонентов из Китая. В итоге могут возникать сложности с работой этой непростой цепочки. Нас также беспокоит плавающий курс рубля. А чем выше будет уровень локализации, тем меньше будут волновать колебания на финансовых рынках».[7]

[править] Производства Volkswagen в Калуге и Нижнем Новгороде

Автомобиль Volkswagen Polo sedan
Автомобиль Volkswagen Polo sedan
Подробнее см. также: Фольксваген Груп Рус

С 2011 года легковыми шинами бренда Cordiant, которые производятся на Ярославском шинном заводе (принадлежит компании «Кордиант»), комплектуются Volkswagen Polo и Skoda Fabia, выпускаемые «Фольксваген Груп Рус» в Калуге.[8][9]

В конце 2012 года директор по производству Skoda на нижегородской площадке Оливер Грюнберг заявил: «Локализация в России очень сложна, базовые поставщики практически отсутствуют, поэтому сейчас локализация составляет единицы процентов. Однако мы рассчитываем, что уровень локализации будет расти, и к 2016 году мы выйдем на 60 % локализации в России». Тогда же замминистра инвестиционной политики Нижегородской области Олег Зайцев сказал, что сейчас ряд производителей автокомпонентов в Нижегородской области номинирован на поставку компонентов для сборки автомобилей марок Skoda в Калуге, в том числе СП Группы ГАЗ с бельгийской компанией Bosal и французской Valeo.[10]

По состоянию на начало сентября 2013 года все комплекты автомобильного стекла, используемые для производства автомобилей группы Volkswagen в Калуге, импортировались.[11]

7 сентября 2013 года китайская компания Fuyao Glass Industry Group открыла в Калуге предприятие по производству автомобильного стекла. Президент Fuyao Glass Industry Group Цао Дэван заявил, что значительная часть автостекла, выпускаемого «Фуяо Стекло Рус», будет поставляться группе Volkswagen, российские производства расположены в Калуге и Нижнем Новгороде. Это будет ещё одним шагом по увеличению процента локализации при производстве автомобилей группы Фольксваген в России.[12][13]

В настоящее Volkswagen ведёт строительство в Калужской области завода по производству автомобильных двигателей. Запланированный ежегодный объём производства составит 150 тыс. двигателей. Запуск предприятия намечен на начало 2015 года. С 2015 года двигатели с этого предприятия будут поставлять для автомобильных заводов Фольксвагена в Калуге и Нижнем Новгороде.[14][15]

[править] Производство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде

В июле 2013 года глава подразделения Mercedes-Benz Vans Фолькер Морнинвег заявил, что на момент начала производства Mercedes-Benz Sprinter Classic на мощностях Горьковского автозавода уровень локализации автокомпонентов для этой модели составляет около 20 %. Он добавил, что на сегодняшний день компания номинировала 11 российских поставщиков и в дальнейшем намерена расширять этот перечень. По его словам, часть комплектующих выпускается на нижегородской площадке — в частности, панель приборов и люк крыши. Кроме того, в ближайшее время на все автомобили Sprinter Classic российского производства будут устанавливаться дизельные двигатели OM646, тестовая сборка которых недавно началась на Ярославском моторном заводе «Группы ГАЗ» (сейчас моторы поставляются из Германии). Следующим важным этапом в локализации производства Sprinter Classic, который с самого начала выпускается на ГАЗе по полному циклу, включающего сварку и окраску кузовов, станет организация штамповочного производства. Как отметил Морнинвег, это позволит значительно расширить номенклатуру локализованных деталей, благодаря чему компания сможет сократить затраты на логистику.[16]

[править] Производство автомобилей Mercedes в Набережных Челнах

В декабре 2012 года гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин заявил, что по некоторым моделям, производимым «Мерседес-Бенц тракс востоком», процент локализации доходит до 22 %. Он также сказал: «В среднесрочной перспективе мы планируем вывести средние показатели на уровень более 30 %».[17]

[править] Автофрамос

Автомобиль Renault Logan
Автомобиль Renault Logan
Подробнее см. также: Автофрамос

В 2006 году уровень локализации на «Автофрамосе» составлял 30 %.[18]

25 декабря 2008 года пресс-центр компании Renault сообщил о том, что производство Renault Logan на заводе в Москве локализовали до 40 %.[19][20]

В декабре 2008 года отмечалось, что на модели Renault Logan московского производства в настоящее время устанавливают следующие детали и элементы российского производства:[21]

  • Бамперы
  • Приборную панель
  • Сидения
  • Всю световую технику
  • Зеркала заднего вида
  • Выхлопную систему
  • Аккумулятор
  • Колёсные диски с шинами
  • Некоторые другие кузовные детали

По состоянию на конец 2008 года, в список российских поставщиков компании «Автофрамос» входит около 25 предприятий.[22]

В августе 2010 года компания «СИБУР — Русские шины» начала поставщики шин Cordiant для первичной комплектации собираемых на московском «Автофрамосе» Renault Logan и Renault Sandero.[23][24][25][26]

[править] Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия

По состоянию на осень 2010 года, уровень локализации производства автомобилей Toyota в Санкт-Петербурге составлял 11,6 %.[27]

По состоянию на лето 2012 года, уровень локализации производства автомобилей Toyota в Санкт-Петербурге составлял 15 %. Таким же он был и летом 2013 года.[28][29]

Планируется, что на предприятии будут открыты цеха штамповки и производства пластиковых деталей, после чего локализация увеличится примерно до 30 %.[30]

[править] Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус

Подробнее см. также: Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус

По состоянию на лето 2012 года, в среднем уровень локализации на «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» составлял около 17 %.[31]

[править] Ford Sollers

Подробнее см. также: Ford Sollers

Летом 2007 года губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков заявил, что ранее процент локализации при производстве автомобилей Ford во Всеволожске составлял 30 %, а в настоящее время достигает 60 %.[32]

По состоянию на лето 2013 года, на завод под Санкт-Петербургом, производящий автомобили Ford, двигатели поставлялись из-за рубежа.[33]

В мае 2013 года компания Ford Sollers начала строительство моторного завода в Елабуге, где с 2015 года и начнут выпускаться двигатели. Это будут 1,6-литровые агрегаты Duratec мощностью 85 л.с., 105 л.с. и 125 л.с. Ежегодный объём производства составит 105 тыс. агрегатов, что позволит оснастить треть всех собираемых в России автомобилей Ford и значительно увеличить процент локализации продукции компании.[34]

I полугодии 2015 года Ford Sollers существенно увеличил автомобильного листа российского производства. Доля российского проката достигла 75 %, и вскоре Ford Sollers рассчитывает закупать весь автолист в России. Поставщики автоконцерна — ММК и «Северсталь».[35]

[править] Производство General Motors в Санкт-Петербурге

К июлю 2012 года уровень локализации производства автомобилей General Motors составил 12 %.[36]

Компания General Motors взяла на себя обязательства по локализации производства в России к 2017 году до уровня 60 %.[37][38]

[править] Производство General Motors в Нижнем Новгороде

В начале 2013 года General Motors начала сборку седанов Chevrolet Aveo на мощностях Горьковского автозавода. Производство организовано по полному циклу, включая такие операции, как сварка, окраска, сборка. По состоянию на начало 2013 года все комплектующие поставляются из Южной Кореи, однако в перспективе уровень локализации планируется довести до 50 %.[39]

[править] Поставщики для автомобильных производств

[править] Gestamp Северсталь

Завод «Gestamp Северсталь» заработал в конце апреля 2009 года. Его строительством в 2007 году занялась британская компания Stadco. Позже 50 % долей в проекте она передала Gestamp. При этом Gestamp создала совместное предприятие с «Северсталью», в котором российская компания получила 25 %. Сейчас это СП полностью контролирует завод «Gestamp Северсталь» во Всеволожске. Аналогичное предприятие партнёры построили в Калуге, где расположен завод Volkswagen.[40]

В 2012 году компания инвестировала 150 млн рублей в расширение производства на треть, с 16 до 23 тыс. кв. м, для нового контракта с заводом Nissan. Таким образом, общий объём инвестиций в предприятие достиг €100 млн.[41]

По состоянию на середину 2013 года, компания «Gestamp Северсталь» вела поставки элементов кузовов на заводы Ford, GM, Nissan и Hyundai.[42]

[править] Производство комплектующих на «АвтоВАЗе»

«АвтоВАЗ», освоивший производство двигателей и коробок передач по лицензии Renault-Nissan, с 2014 года поставляет их для выпускаемых в России моделей Renault и Nissan.[43][44]

[править] Северсталь

В 2013 году доля компании «Северсталь» в поставках металлопроката для автопроизводителей, локализовавших свое производство в России, составила 23 %.[45]

Производятся поставки в адрес калужского предприятия Volkswagen Group Rus, где череповецкий металл используется для производства VW Polo Sedan. Автолист ЧерМК используется для производства моделей, выпускаемых на московском заводе Renault. Производятся поставки для проектов General Motors: череповецкий металл используется для производства таких моделей, как Daewoo Nexia, Matiz, Gentra, Damas, Chevrolet Cobalt, Lacetti, Spark. Компания «Северсталь» также осуществляет поставки металлопроката таким международным автомобильным концернам в России как Hyundai-Kia, PSA.[46]

[править] ММК

В I полугодии 2015 года ММК увеличил поставки автомобильного листа иностранным автоконцернам почти в 25 раз до 6189 тонн.[47]

[править] 2012 год

В августе 2012 года отмечалось, что, согласно данным автопроизводителей, самого высокого уровня локализации на сегодняшний день достиг «Автофрамос» — 60 %, всеволожский Ford локализовал 30 % комплектующих для Focus. Volkswagen для своих автомобилей закупает у российских поставщиков около 50 % комплектующих. Петербургский завод Hyundai достиг локализации в 45 %, в том числе благодаря собственной штамповке кузовных деталей, которая осуществляет на территории предприятия. «ПСМА Рус», в июле 2012 года запустивший производство Peugeot 408, локализовал более 30 % компонентов для новой модели. На остальных предприятиях, работающих в режиме промышленной сборки, уровень локализации составляет 15-20 %, что в основном объясняется более поздними сроками реализации их проектов.[48]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Renault Logan уже на 40 % россиянин
  2. «Автофрамос» — лидер по локализации производства иномарок в РФ
  3. Корейская тактика локализации
  4. Каждый пятый российский автомобиль собирается в Петербурге[1]
  5. Корейская тактика локализации
  6. Калужский Peugeot 408 локализован на треть[2]
  7. Бернд Шантц, гендиректор по операциям в России, Украине и СНГ группы PSA Peugeot Citroёn («Клаксон»)
  8. Код доступа к собственному сейфу. Что даст «Кордианту» рейтинг поставщика уровня A от Volkswagen
  9. Volkswagen присвоил холдингу «Кордиант» высший рейтинг уровня «А»
  10. Volkswagen запустил на ГАЗе полную сборку Skoda Yeti
  11. Китайская «Fuyao Glass IG» будет производить автомобильное стекло в России
  12. Китайцы открыли в Калуге завод по производству автостекла
  13. Китайская «Fuyao Glass IG» будет производить автомобильное стекло в России
  14. Volkswagen запустил на ГАЗе полную сборку Skoda Yeti
  15. Концерн Volkswagen строит завод по производству двигателей в Калуге
  16. Российский Mercedes-Benz Sprinter Classic локализован на 20 %[3]
  17. Daimler локализует в России производство грузовых кабин
  18. Через два года иностранные автопроизводители локализуют производство минимум на треть. Уровень локализации сборки иномарок в России (в %)
  19. В 40-процентную локализацию производства автомобиля входят не только компоненты и запчасти, произведенные внутри страны, но и все затраты, связанные с обеспечением производства — вода, электричество, заработная плата рабочим, и многое другое
  20. Renault Logan уже на 40 % россиянин
  21. Renault Logan уже на 40 % россиянин
  22. Renault Logan уже на 40 % россиянин
  23. Код доступа к собственному сейфу. Что даст «Кордианту» рейтинг поставщика уровня A от Volkswagen
  24. Итоги недели : Производство ПВХ компаундов запущено в Туле. Freudenberg увеличивает мощности по выпуску геотекстиля в России
  25. Автофрамос: смена шин
  26. «СИБУР-русские шины» приступил к поставкам на конвейер завода Renault в России
  27. Матвиенко поблагодарила Путина за поддержку в создании автомобильного кластера в Петербурге
  28. Каждый пятый российский автомобиль собирается в Петербурге[4]
  29. Мощность петербургского завода Toyota может быть увеличена до 80 тысяч автомобилей в год
  30. Мощность петербургского завода Toyota может быть увеличена до 80 тысяч автомобилей в год
  31. Каждый пятый российский автомобиль собирается в Петербурге[5]
  32. В Ленобласти построят завод по производству автозапчастей
  33. FORD С РОССИЙСКИМ МОТОРОМ: Таким двигателем оснастят треть всех собираемых в стране автомобилей марки
  34. FORD С РОССИЙСКИМ МОТОРОМ: Таким двигателем оснастят треть всех собираемых в стране автомобилей марки
  35. ММК резко увеличил продажи проката автопроизводителям. Благодаря более гибкой политике ММК поставил на автозаводы больше металла, чем конкуренты — НЛМК и «Северсталь». 30 июля 2015
  36. GM закрутит русские детали
  37. GM закрутит русские детали
  38. Каждый пятый российский автомобиль собирается в Петербурге[6]
  39. Первые Chevrolet Aveo сошли с конвейера Горьковского автозавода
  40. «Gestamp Северсталь» строит планы
  41. «Gestamp Северсталь» строит планы
  42. «Gestamp Северсталь» строит планы
  43. Наполовину русские: как иномарки спасаются локализацией. 21 августа 2015
  44. Фотоэкскурсия на новое производство двигателей Renault на ВАЗе
  45. «Северсталь» начала тестовые поставки под проекты Nissan
  46. «Северсталь» увеличила поставки иностранным автопроизводителям на 20 %. 10 июня 2014
  47. ММК резко увеличил продажи проката автопроизводителям. Благодаря более гибкой политике ММК поставил на автозаводы больше металла, чем конкуренты — НЛМК и «Северсталь». 30 июля 2015
  48. В России выпущено более 4 млн иномарок. 24 августа 2012 года
Автомобильная промышленность России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Компании  АвтоВАЗГруппа ГАЗКамАЗХендэ Мотор Мануфактуринг РусПСМА РусGM AutoНиссан Мэнуфэкчуринг РусТойота Мотор Мануфэкчуринг РоссияФольксваген Груп РусРусские машиныСоллерсЗИЛVolga-SiberФорд Мотор КомпаниСеверсталь-АвтоАвтоторАвтофрамосТаганрогский автомобильный заводИжАвтоДжи-Эм-АвтоВАЗУАЗЗаволжский моторный заводНефтекамский автозаводИжевский машзаводТутаевский моторный заводЯЗДАШадринский автоагрегатный заводПавловский автобусАвтоприцеп-КАМАЗРусич-КЗКТЯЗТААвтодизельУралавтоприцепМосАвтоЗИЛ
Сборочные производства автомобилей-иномарок  Уровень локализации производимых в России автомобилей-иномарокПроизводство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде
Поставщики продукции для автопрома  Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь»Волжский трубный заводГруппа ЧТПЗЗлатоустовский металлургический заводКамазавтотехникаКосогорский металлургический заводМагнитогорский металлургический комбинатМеталлургический завод им. А. К. СероваМечелНигмасНоволипецкий металлургический комбинатОмутнинский металлургический заводОскольский электрометаллургический комбинатПетростальПолистилСеверстальСеровский завод ферросплавовУральская стальЧусовской металлургический завод
Поставки металлургической продукции для автопрома  Поставки от ММКПоставки от «Северстали»Поставки от НЛМКПоставки от «Мечела»Поставки для «АвтоВАЗа»Поставки для Группы ГАЗПоставки для «КамАЗа»Поставки для «Соллерса»Поставки для «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты