КамАЗ
Материал из Documentation.
КамАЗ — крупнейший в России производитель грузовой техники.[1]
Единый производственный комплекс группы организаций АО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей — от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.[2]
В состав группы технологической цепочки входит 12 крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены предприятия: Металлургический комплекс (литейный и кузнечный заводы), Завод двигателей (ЗД), Прессово-рамный завод (ПРЗ), Автомобильный завод (АвЗ), Ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), Индустриальный парк «Мастер» и «Ремдизель». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: АО «Нефтекамский автозавод» и АО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан), АО «Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь).[3]
Сегодня группа организаций «КАМАЗ» включает в себя более 150 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.[4]
В подразделениях и дочерних обществах группы АО «КАМАЗ» работает более 55 тыс. человек.[5]
Выручка компании по итогам 2012 года составила 117 млрд рублей, чистая прибыль — 5,8 млрд рублей.[6]
Содержание |
[править] Акционеры
Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд рублей.[7]
Крупнейший акционер «КамАЗа» — Ростехнологии с пакетом 49,9 %, ещё около 27 % принадлежит инвесткомпании Тройка Диалог, 11 % у немецкого партнера Daimler, 4 % в его интересах купил Европейский банк реконструкции и развития.[8]
[править] История
[править] Советское время
В 1969 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. Было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор пал на Набережные Челны, маленький в то время городок Каме. Его преимущества были очевидны. По своему географическому положению Набережные Челны находились в самом центре бывшего Союза, судоходные реки Кама и Волга, близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки, строительными материалами, сырьём, оборудованием, комплектующими, а в будущем — транспортировкой грузовиков потребителям. А наличие в регионе крупнейшей строительной организации «КамГЭСэнергострой» позволяло создать все условия для завершения строительства плотины и гидроэлектростанции мощностью около полутора миллионов киловатт-часов, возведения заводских корпусов и жилья для будущих автомобилестроителей.[9]
16 августа 1969 года был заложен первый камень. Начато строительство Камского автозавода.[10]
На стройку в Набережные Челны съехались рабочие и специалисты со многих уголков СССР. Свыше 2000 предприятий, все главки Госснаба СССР, министерства и ведомства выполняли заказы «КАМАЗа» на строительные материалы и оборудование. На самой строительной площадке работало более 100 тыс. человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе всемирно известные корпорации «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт», «Сикаст», «Ингерсолл Рэнд» из Америки, «Буш», «Хюллер», «Либхер» из Германии, итальянские «Морандо», «Эксцелла», «Фата», французский «Рено», шведский «Сандвик», японские «Камацу» и «Хитачи». «КАМАЗ» рождался буквально на голом месте — посреди холмистого поля. Чтобы сгладить неровности местности и выполнить вертикальную планировку строителям предстояло отсыпать и перевезти миллионы кубометров грунта.[11]
Осенью 1970 года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца «КАМАЗа» — ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна литейного завода. В январе 1971 года был сдан первый в Набережных Челнах 12-этажный жилой дом для первопроходцев «КАМАЗа». К 1973 году были возведены корпуса практически всех объектов первой очереди комплекса, пущен первый городской трамвай, поставлен под нагрузку первый энергоблок ТЭЦ. В мае 1974 года в экспериментальном цехе управления главного конструктора «КАМАЗа» собран первый двигатель.[12]
16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл первый камский грузовик.[13][14]
Правительство страны утвердило генеральную схему управления автомобильной промышленностью. Согласно этой схеме «КАМАЗ» получил статус производственного объединения и стал подчиняться непосредственно Минавтопрому СССР, минуя все главки. 29 декабря 1976 года — Государственная комиссия во главе с Министром автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов.[15]
В октябре 1977 года «КАМАЗ» досрочно завершил свой первый годовой план, выпустив 15 тыс. автомобилей. К концу декабря их было уже 22 тыс.[16]
В июне 1979 года с главного конвейера сошёл грузовик за номером 100000.[17]
В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди «КАМАЗа».[18]
В 1988 году с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл 1-миллионный автомобиль с начала выпуска.[19]
25 июня 1990 года правительство СССР приняло решение о создании акционерного общества «КАМАЗ» на базе имущества производственного объединения. 38 % акций отошли в союзную собственность, 13 % — в собственность Татарстана, остальные бумаги выставлялись на продажу.[20][21]
В феврале 1991 года состоялось первое собрание акционеров АО КамАЗ. Президентом избран Николай Бех, руководитель литейного подразделения завода.[22]
[править] С 1991 года
14 апреля 1993 года случился пожар на заводе двигателей, охвативший всё предприятие, который почти полностью уничтожил не только сам производственный корпус, но и сложнейшее технологическое оборудование. С первых же дней ликвидации последствий пожара работа шла в двух направлениях — восстановление мощностей по выпуску 100 тыс. двигателей и, параллельно, создание производства силовых агрегатов на основе новейшего технологического оборудования. Благодаря поддержке правительства России и Татарстана, камазовцам удалось восстановить предприятие. В декабре 1993 года завод двигателей выпустил первую продукцию после пожара.[23]
В декабре 1993 года премьер-министр Татарстана Мухаммат Сабиров и гендиректор КамАЗа Николай Бех договорились о передаче в собственность КамАЗа территории завода в обмен на 20 % уставного капитала.[24]
19 октября 1994 года на собрании акционеров КамАЗа было принято решение о третьей эмиссии акций в количестве 50 млн штук. При этом началась консолидация акций предыдущих выпусков в соотношении 10:1, в результате чего осталось чуть более 50 млн акций. Позднее выяснилось, что бумаги из допэмиссии постепенно передавались компаниям KKR и Cummings в обмен на инвестиции. В итоге иностранцы получили в своё распоряжение блокирующий пакет акций предприятия.[25]
В июле 1995 года ГКИ Татарстана запретил КамАЗу продавать принадлежавшую ему недвижимость. Но с момента передачи территории завода в собственность акционерному обществу предприятие успело заключить 92 договора купли-продажи недвижимости общей стоимостью около 100 млрд руб. Заложниками решения ГКИ стали более 40 коммерческих фирм и предприятий, разместившихся на территории завода. В ноябре 1995 года мэрия Набережных Челнов санкционировала операцию ОМОНа по выселению коммерсантов из занимаемых помещений.[26]
В декабре 1995 года Николай Бех создал на КамАЗе группу оперативного управления (ГОУ), в задачи которой входила реорганизация производственно-сбытовой инфраструктуры предприятия. Группе передавалась большая часть полномочий генерального директора. Возглавил её первый заместитель гендиректора Юрий Борисов. В состав группы вошли также директор по маркетингу и продажам Олег Белоненко, директор по исследованию и развитию Игорь Костин, исполнительный директор Дмитрий Мартиди и замначальника правового управления Ильдар Халиков. Вскоре президент России Борис Ельцин подписал указ «О государственной поддержке структурной перестройки и развития предприятий АО „КамАЗ“».[27]
В 1997 году на внеочередном собрании акционеров АО КамАЗ было принято решение о разделении исполнительного и стратегического руководства АО. Председатель совета директоров АО КамАЗ Николай Бех, сохранивший за собой статус первого лица на КамАЗе, стал заниматься вопросами корпоративного финансирования, стратегического развития и развития рынка продаж. Генеральную дирекцию КамАЗа возглавил Иван Костин, а пост президента АО был упразднен.[28]
В июле 1997 года бывший президент КамАЗа Николай Бех покинул пост председателя совета директоров АО. Новым председателем совета избран первый вице-премьер Татарии Равиль Муратов.[29]
В январе 1998 года в лондонской штаб-квартире Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), одного из крупных кредиторов КамАЗа, прошли переговоры о судьбе завода. Интересы российских банков-кредиторов (в их числе Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Сбербанк и Токо-банк) представлял президент Внешторгбанка Дмитрий Тулин. КамАЗ был представлен председателем совета директоров Равилем Муратовым. Было решено провести допэмиссию акций, в результате которой 75 % его капитала сосредоточатся в руках правительств Татарстана и России и банков-кредиторов.[30]
В 1999 году правительство России одобрило решение о реструктуризации долгов АО КамАЗ перед федеральным бюджетом. Председателем совета директоров КамАЗа избран министр экономики Андрей Шаповальянц. В сентябре 1999 года он принял решение провести конкурс на должность руководителя АО КамАЗ.[31]
В июне 2000 года гендиректор КамАЗа Иван Костин заявил, что ЕБРР согласился на реструктуризацию задолженности автозавода банку ($141 млн с пени и штрафами при основной сумме $100 млн) в зачет акций.[32]
В июле 2000 года возглавить совет директоров КамАЗа предложено вице-премьеру Илье Клебанову. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев обсудил его кандидатуру с премьер-министром Михаилом Касьяновым, и она устроила обе стороны. В августе кандидатуру чиновника единогласно одобрили члены совета директоров КамАЗа. Илья Клебанов был включён в совет директоров компании как представитель государства, владеющего самым большим пакетом акций предприятия — 35,8 %.[33]
В январе 2008 года «КАМАЗ» произвёл 1,9-миллионный автомобиль с начала выпуска.[34]
В декабре 2008 года немецкий концерн «Daimler AG» приобрёл 10 % уставного капитала ОАО «КАМАЗ». В 2010 году Daimler увеличил свою долю в российском производителе грузовиков до 11 %. Одновременно с Даймлером, 4 % ценных бумаг «КАМАЗа» приобрёл Европейский банк реконструкции и развития.[35]
15 февраля 2012 года «КАМАЗ» выпустил 2-миллионный автомобиль.[36]
За I полугодие 2012 на Автомобильном заводе «КАМАЗа» собрано более 2 млн 18 тысяч готовых автомобилей с начала выпуска.[37]
[править] Продукция
АО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 40 моделей, свыше 1500 комплектаций, автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. «КАМАЗ» традиционно позиционирует на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счёт новых моделей и семейств автомобилей — от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъёмности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн.[38]
В предыдущие годы были улучшены технические характеристики и потребительские свойства автомобилей — как путём применения автокомпонентов ведущих производителей, так и внедрения собственных оригинальных разработок. Всё это позволило компании создать так называемый «модельный ряд 2010 года», который составит основу производственной программы компании до создания совершенно нового модельного ряда автомобилей КАМАЗ к 2014 году. В 2012 году, с вводом в России технических регламентов, соответствующих международным стандартам «Евро-4», КАМАЗы будут оснащаться двигателями этого экологического уровня.[39]
[править] Военная техника
Поставка продукции Министерству обороны Российской Федерации — ещё одно перспективное направление деятельности компании. В феврале 2006 года ОАО «КАМАЗ» получило лицензии Федерального агентства по промышленности Министерства промышленности и энергетики РФ, предоставляющие права на разработку, производство, ремонт и утилизацию вооружений и военной техники.[40]
Автомобильная техника на шасси КАМАЗ составляет самую многочисленную группу в автопарке Вооружённых Сил Российской Федерации с соответствующими технико-тактическими характеристиками — около 50 тысяч единиц. Автомобили КАМАЗ по своим тактико-техническим характеристикам превосходят отечественные и зарубежные аналоги. На шасси КАМАЗ монтируется более 350 образцов вооружения и военной техники. КАМАЗы составляют основу транспортных средств подразделений и частей материально-технического обеспечения.[41]
По заказу Минобороны ОАО «КАМАЗ» разработало унифицированное семейство армейских автомобилей семейства «Мустанг» с соответствующими эксплуатационными свойствами и монтажными возможностями. Высокая подетальная и поагрегатная унификация и внутри семейства (до 85 %) и с автомобилями народнохозяйственного назначения (до 97 %) создаёт основу мобилизационных ресурсов государства.[42]
ОАО «КАМАЗ» ведутся работы по разработке армейских автомобилей нового поколения. Решением Правительства РФ ОАО «КАМАЗ» включено в число предприятий, имеющих стратегическое значение и обеспечивающих национальную безопасность страны.[43]
[править] Сборочные предприятия
АО «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия во Вьетнаме, Иране, Казахстане, Пакистане, Индии. Сборка производится полностью из комплектующих изделий, поставляемых с «КАМАЗа». Реализуются программы локализации производства деталей и узлов из состава сборочных машинокомплектов в странах дислокации сборочных предприятий.[44]
В апреле 2013 года отмечалось, что в настоящее время «КамАЗы» за пределами России собираются в Литве, Казахстане, Индии и Вьетнаме, проектная мощность этих заводов составляет 2000 — 5000 шт. в год.[45]
[править] Совместные предприятия
23 ноября 2005 года было открыто совместное предприятие германского концерна Zahnrad Fabrik и ОАО «КАМАЗ» — общество с ограниченной ответственностью «ЦФ КАМА». Это первое производство, созданное на «КАМАЗе» с участием иностранной фирмы и выпускающее продукцию под ее торговой маркой. И первый пример организации промышленного производства высокотехнологичной продукции мирового уровня в России. СП ежегодно выпускает 5000 коробок передач. Подписано соглашение по увеличению производственных мощностей СП с девяти до 89 тысяч коробок передач в год.[46]
В январе 2006 года между ОАО «КАМАЗ» и американской фирмой «Cummins Inc» были подписаны документы о создании совместного предприятия «КАММИНЗ КАМА» по производству двигателей серии В для российского рынка. Уставный капитал предприятия — 20 млн долларов, доли учредителей распределяются в нём поровну. Предприятие производит моторы с электронным управлением «Евро-3» и «Евро-4», в соответствии с регламентом вводимых в России экологических стандартов.[47]
В декабре 2007 года ОАО «КАМАЗ» подписало соглашение с компанией Knorr-Bremse Systeme für Nutzfahrzeuge GmbH о создании в Набережных Челнах совместного предприятия по выпуску тормозных механизмов «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА» с равными долями сторон в уставном капитале.[48]
10 марта 2008 года были подписаны уставные документы совместного предприятия по выпуску деталей цилиндропоршневой группы между Federal Mogul Corporation (США) и ОАО «КАМАЗ» с равными долями сторон в уставном капитале — «Федерал Могул Набережные Челны».[49]
В декабре 2008 года немецкий концерн Daimler AG приобрёл 10 % уставного капитала ОАО «КАМАЗ», что стало началом нового взаимовыгодного стратегического партнерства двух автопроизводителей. В результате этого стратегического партнерства в 2009 году ОАО «КАМАЗ» и Daimler AG были подписаны договоры о создании двух совместных предприятий — «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» по выпуску и продажам лёгких грузовых автомобилей Fuso Canter в России и «Мерседес-Бенц Тракс Восток» по производству и реализации тяжёлых грузовых автомобилей Mercedes-Benz Actros и Axor. В феврале 2010 года Daimler AG увеличила свою долю в акционерном капитале ОАО «КАМАЗ» до 11 %. Кроме того, Европейский банк реконструкции и развития также приобрела в пользу немецкого партнёра ещё 4 % акций российской компании.[50]
В марте 2010 года ОАО «КАМАЗ» и компания CNH Global NV, входящая в FIAT Group, подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству сельскохозяйственной и строительной техники. За III квартала 2011 года компания «CNH-КАМАЗ Индустрия» продала своим потребителям 185 уборочных комбайнов и 184 трактора марки NEW Holland.[51]
В сентябре 2011 года ОАО «КАМАЗ» и компания Marcopolo S.A. подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству и продаже автобусов Marcopolo. Основной целью совместного предприятия, создаваемого на паритетных началах ОАО «КАМАЗ» и Marcopolo, является производство и продажа автобусов Marcopolo на шасси КАМАЗ, отвечающих требованиям «Евро-4» и удовлетворяющих современным требованиям к перевозке пассажиров в Российской Федерации и странах СНГ. Автобусы будут производиться на мощностях дочернего предприятия ОАО «КАМАЗ» — ОАО «НЕФАЗ» — в Нефтекамске, Республика Башкортостан. Совместное предприятие планирует производить 3 тысячи автобусов в год, с выходом на проектную мощность в 2016 году.[52]
[править] Контроль качества
Система менеджмента качества ОАО «КАМАЗ» соответствует требованиям ИСО 9001:2008, ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) и ГОСТ РВ 15. 002—2003. Сертификаты соответствия выданы Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр».[53]
ОАО «КАМАЗ» — единственный из представителей машиностроительной области, получивший в 2006 году Премию правительства РФ в области качества; лауреат премии «Российский торговый Олимп» в номинации «Конкурентоспособность и качество», в 2010 году внесён в Реестр золотых сертификатов CДС «Военный Регистр».[54]
В 2011 году ОАО «КАМАЗ» присвоен уровень «5 звезд» в Европейском конкурсе EFQM по модели «Признанное совершенство», что подтверждено сертификатом и компания включена в Европейский Реестр успешных организаций, такого результата не получала ни одна компания в Российской Федерации в машиностроительной отрасли.[55]
[править] Рынки сбыта
ОАО «КАМАЗ» поддерживает деловые связи с более чем 600-ми предприятиями России, стран СНГ и дальнего зарубежья.[56]
География продаж автомобилей КАМАЗ и запасных частей расширяется за счёт освоения новых рынков: Саудовской Аравии, Индии, Чили, Никарагуа. ОАО «КАМАЗ» активизировалось на рынках Ирана, Судана, Афганистана, Анголы, возобновило поставки в Венесуэлу и Панаму. В 2011 году поставка автотехники КАМАЗ и запасных частей к ней осуществлялась в 43 страны мира. Доля экспорта в общем объёме продаж автотехники КАМАЗ составила 12,5 %, а его объём — 4040 автомобилей и СКД КАМАЗ. ОАО «КАМАЗ» — двенадцатикратный победитель конкурса «Лучший экспортёр Российской Федерации» (в 1999—2010 годах).[57]
[править] Дилерская и сервисная сеть
Сеть продаж и сервиса ОАО «КАМАЗ» охватывает все регионы России и СНГ, а также традиционные зарубежные рынки сбыта. В 2011 году «КАМАЗ» продолжал активно расширять свою товаропроводящую и сервисную сеть в России и за её пределами. По состоянию на 01.07.2012 дилерская сеть в РФ насчитывает 188 субъектов, из них дилеров статуса 3S (продажа автомобилей, запасных частей, сервис) — 64, дилеров 2S (продажа автомобилей и сервис) — 32, дилеров статуса 1S (продажа запчастей и сервис) — 41, дилеров статуса 1S (только сервис — 51.[58]
Система технического обслуживания построена на принципах единого стиля и максимального приближения услуг к потребителю. Развитие сервисной сети идёт по двум направлениям — строительство новых и реконструкция имеющихся сервисных центров. При работе с дилерами компания руководствуется специальным документом — «Руководство для дилеров ОАО „КАМАЗ“», — определяющего все требования и условия, которым они должны соответствовать. Сертификация дилерских и сервисных центров в соответствии с «Руководством для дилеров ОАО „КАМАЗ“» позволяет обеспечить единый формат обслуживания и узнаваемость официальных дилеров для потребителей, формализовать требования к организации основных бизнес-процессов дилера.[59]
[править] Лизинг
АО «Лизинговая компания „КАМАЗ“» — одна из крупнейших компаний России, является 100 % дочерним обществом АО «КАМАЗ», специализируется на реализации автомобилей производства КАМАЗ и спецтехники на базе шасси КАМАЗ в лизинг от производителя. По итогам 2011 года компания заняла 12-ое место на российском рынке лизинга по объёму нового бизнеса среди всех лизинговых компаний РФ.[60]
АО «Лизинговая компания „КАМАЗ“» постоянно внедряет новые схемы клиентского финансирования, рассчитанные на самых различных клиентов — от частных предпринимателей до крупных корпораций, предлагая самые безопасные, удобные и выгодные способы решения их транспортных задач.[61]
АО «Лизинговая компания „КАМАЗ“» в 2010 и 2011 гг. признана лауреатом Национальной премии «Компания года» — в номинации «За финансовую надёжность и стабильность на рынке лизинговых услуг». Компания сочетает в себе высокую рентабельность, устойчивое положение на рынке, интенсивное развитие, ориентируясь на международные стандарты финансовой прозрачности и информационной открытости.[62]
[править] Показатели
В 2010 году компания получила убыток 889 млн рублей при росте выручки на 21 % до 73,8 млрд рублей. В тот год КаМАЗ продал более 32 тыс. грузовиков.[63]
«КамАЗ» увеличил продажи в России в 2011 году почти на 40 % до 39 тыс. автомобилей. Такое количество грузовиков завод отгрузил своим заказчикам и дилерам. Общий объём продаж Камаза, включая экспорт, вырос более чем на 40 % до 45 тыс. штук, то есть за границей «КамАЗ» продал около 6 тыс. машин. При этом на рынке грузовых автомобилей России в классе полной массой свыше 16 тонн «КАМАЗ» занял долю 38 %, а в классе 8-16 тонн — 15 %. «КАМАЗ» удерживает абсолютное лидерство в классе тяжёлых грузовиков на рынках Украины, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и ряда других стран. За 2011 год выпущено запасных частей на сумму более 6 млрд рублей и продукции диверсификации на сумму более 9 млрд рублей.[64][65]
Выручка от реализации товарной продукции и услуг непромышленного характера группы ОАО «КАМАЗ» за 11 месяцев 2011 года составила 91,2 млрд рублей.[66]
Чистая прибыль КАМАЗа в 2011 году по РСБУ составила 951 млн рублей, выручка — 119 млрд рублей.[67]
По итогам января-ноября 2012 года КАМАЗ занял треть российского рынка грузовых автомобилей в классе свыше 14 тонн и продолжил лидировать в классе тяжелых грузовиков на рынках Украины (30,4 %), Казахстана (37 %), Туркмении (33 %).[68]
[править] Перспективы
В феврале 2024 года директор Автомобильного завода (АвЗ) «КамАЗа» Антон Сарайкин заявил, что ПАО «КамАЗ» планирует в IV квартале 2024 года увеличить выпуск грузовиков до 220 автомобилей в сутки, а в 2025 году суточный темп производства может вырасти до 240 машин.[69]
[править] Ссылки
[править] Официальный сайт
[править] Мосбиржа
[править] Рунет
- КамАЗ
- Раздел о КамАЗе на сайте РБК daily
- Раздел о КамАЗе на сайте Sdelanounas
- Daimler докупит КамАЗа
- Игра с акциями
- КамАЗЫ литовской сборки готовы к покорению рынка ЕС
- Главный производитель грузовых автомобилей в России — КамАЗ — расширяет свою экспансию за рубежом
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ Камаз, показaл трехкратный рост прибыли по итогам 2012 года
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КамАЗ» увеличил продажи в 2011 году почти на 40 %
- ↑ Историческая справка
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ Историческая справка
- ↑ Историческая справка
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ Историческая справка
- ↑ Историческая справка
- ↑ Историческая справка
- ↑ Историческая справка
- ↑ Историческая справка
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ Автомобильная промышленность
- ↑ Историческая справка
- ↑ Автомобильная промышленность
- ↑ Историческая справка
- ↑ Автомобильная промышленность
- ↑ Автомобильная промышленность
- ↑ Автомобильная промышленность
- ↑ Автомобильная промышленность
- ↑ Автомобильная промышленность
- ↑ Автомобильная промышленность
- ↑ Автомобильная промышленность
- ↑ Автомобильная промышленность
- ↑ Автомобильная промышленность
- ↑ Автомобильная промышленность
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ Историческая справка
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КамАЗ» планирует открыть производство в Бразилии
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КамАЗ» увеличил продажи в 2011 году почти на 40 %
- ↑ «КамАЗ» увеличил продажи в 2011 году почти на 40 %
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ «КАМАЗ» сегодня
- ↑ КАМАЗ: итоги года, планы на будущее
- ↑ КАМАЗ: итоги года, планы на будущее
- ↑ [2]