Российские железные дороги
Материал из Documentation.
ОАО Российские железные дороги (РЖД) — российская железнодорожная компания, оператор инфраструктуры российской сети железных дорог, одна из крупнейших в мире транспортных компаний.[1] Занимает 4-е место в рейтинге «Эксперт-400» за 2013 год по объёму реализации продукции.[2]
Единственным акционером АО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет правительство России.[3]
Уставный капитал ОАО «РЖД» сформирован учредителем путём внесения в него имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта. По состоянию на 1 января 2008 года уставный капитал ОАО «РЖД» составляет 1 541 697 819 000 рублей. Уставный капитал Общества сформирован из 1 541 697 819 обыкновенных именных акции в бездокументарной форме номинальной стоимостью каждой 1000 рублей.[4]
Основные направления коммерческой деятельности компании — грузовые и пассажирские перевозки. АО «РЖД» владеет 99 % железнодорожных магистралей в России общей протяжённостью 85,5 тыс. км (исключение составляют ряд железных дорог, управляемых частными компаниями, например, Норильская железная дорога), станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами. Также компании принадлежит около 20 тысяч локомотивов (около 90 % всего локомотивного парка), более чем 600 тыс. грузовых и пассажирских вагонов. Пассажирские локомотивы составляют около 12 %. Часть пассажирских перевозок по сети ОАО «РЖД», в частности, по направлению Москва — Санкт‑Петербург, выполняется частными поездами.[5]
Объём реализации продукции в 2012 году составил 1,54 трлн рублей ($49,6 млрд), чистая прибыль равнялась 78,3 млрд рублей.[6]
В 2023 году компания «РЖД» достигла исторического рекорда доходов (3,017 трлн рублей).[7]
Содержание |
[править] История
ОАО «РЖД» было создано 1 октября 2003 года, функционально заменив Министерство путей сообщения (МПС). РЖД получило 987 предприятий (95 % по стоимости активов ведомства) из 2046, составлявших систему МПС.[8]
В начале 2008 года ОАО «РЖД» выиграло тендер на крупный контракт за рубежом — строительство участка железной дороги Север — Юг в Саудовской Аравии. Протяженность участка — 520 км, стоимость контракта — $800 млн.[9]
Распоряжением правительства РФ от 17.06.2008 г. № 877р была утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, разработанная по инициативе ОАО РЖД. В ходе первого, модернизационного, этапа реализации стратегии до 2015 года было запланировано ликвидировать ограничения пропускных способностей на основных направлениях перевозок, осуществить коренную модернизацию инфраструктуры, обновить подвижной состав. При этом впервые были зафиксированы инвестиционные обязательства государства по развитию железных дорог. Так, только в 2010—2015 годах предполагалось направить государственное финансирование в сумме 380 млрд рублей за счет федерального бюджета и 1 трлн рублей за счет введения инвестиционной составляющей в тарифы на грузовые перевозки ОАО РЖД. Предусматривалось, в частности, сооружение таких железнодорожных линий, как Полуночное—Обская—Салехард (создание прямого железнодорожного выхода с промышленно развитого Урала на осваиваемые месторождения полуострова Ямал), Нарын—Лугокан (для освоения Быстринского месторождения полиметаллических руд), обходов Ярославского, Саратовского, Омского, Читинского железнодорожных узлов (для увеличения пропускной способности и выноса транзитного грузового движения из этих городов). Всего же на период до 2030 года предполагалось инвестировать в развитие железнодорожного транспорта (по максимальному варианту стратегии) 13,8 трлн рублей, из которых частные инвесторы должны были вложить почти 75 % (в том числе холдинг РЖД — 42,7 %), Российская Федерация — 20,6 %, субъекты федерации — 4,5 %.[10]
В 2011 году РЖД продали Независимой транспортной компании 75 % минус 2 голосующие акции ПГК за 126 млрд рублей.[11] В том году РЖД завершила либерализацию рынка вагонов.[12]
В 2011 году РЖД потеряли контроль над ТГК-14, сократив свою долю до 39,8 %.[13]
[править] Структура
Корпоративная структура включает в себя филиалы и представительства компании, дочерние и зависимые общества (по данным на январь 2008 года ОАО «РЖД» создало более 133 дочерних и зависимых обществ). Представительства компании работают в Северной Корее (город Пхеньян), Китае (город Пекин), Польше (город Варшава), Чехии (город Прага), Финляндии (город Хельсинки), Германии (город Берлин), Венгрии (город Будапешт), Эстонии (город Таллин).[14]
[править] Активы
ОАО «РЖД» является стопроцентным акционером телекоммуникационной компании «Транстелеком», созданной для собственных нужд «Российских железных дорог».[15]
Также ОАО «РЖД» принадлежат компании «Трансконтейнер» — крупнейший оператор контейнерных перевозок России и «Трансинформ», занимающийся поставками компьютерной техники. Кроме того, «Российские железные дороги» являются собственником страховой компании «ЖАСО», а также владеют 74,995 % акций Транскредитбанка.[16]
[править] Сотрудники
Компания «РЖД» является одним из крупнейших работодателей в России. В феврале 2019 года отмечалось, что в «РЖД» работают 737 тыс. человек.[17]
Среднемесячная зарплата работников «РЖД» по итогам работы за 2018 год составила 54,9 тыс. рублей (+6 % к 2017 году).[18]
[править] Показатели
[править] Финансы
Объём реализации продукции — 849 млрд руб (2006). Темп прироста реализации продукции — 13,4 % (2006). Чистая прибыль — 26,4 млрд руб (2006).
Объём реализации РЖД в 2010 году составил 1,33 трлн рублей, балансовая прибыль — 282 млрд рублей, чистая прибыль — 204 млрд рублей.[19]
Чистая прибыль в 2007 году составила около 78,7 млрд рублей (предварительные данные).[20]
В 2010 году дивиденды РЖД составили 5 % чистой прибыли.[21]
В 2011 году доход РЖД от основной деятельности составил 1,29 трлн рублей.[22] В том году РЖД получили чистую прибыль в размере 16,8 млрд руб.[23]
Объем капитальных вложений холдинга «Российские железные дороги» в I полугодии 2018 года составил 281 млрд рублей по сравнению со 254 млрд рублей годом ранее.[24]
[править] Зарплата
Средняя зарплата на «РЖД» в январе 2016 года выросла к аналогичному уровню предыдущего года на 4,8 % — до 45 тыс. рублей.[25]
По итогам февраля 2017 года занятые на перевозках сотрудники «РЖД» получили в среднем 49,05 тыс. рублей зарплаты.[26]
По итогам первых 10 месяцев 2017 года средняя зарплата работников «РЖД» составила 50,2 тыс. рублей.[27]
Средняя месячная зарплата в «РЖД» в 2017 году составила 50,2 тыс. рублей.[28]
В ОАО «РЖД» по итогам января 2021 года среднемесячная заработная плата увеличилась на 3,7 % к январю прошлого года и составила более 63 тыс. руб.
[править] Локомотивы
ОАО «РЖД» в 2019 году инвестировало в обновление локомотивного парка более 98 млрд рублей. Всего было закуплено 738 локомотивов. В структуре поставок тягового подвижного состава — 392 электровоза, в том числе 35 пассажирских (ЭП1М — четыре единицы; ЭП2К — 25 единиц; ЭП20 — шеть единиц). Для грузовой работы закуплено 155 электровозов серии 2ЭС6, семь — серии 2ЭС10, 10 — серии 3ЭС4К, 84 — серии 2ЭС5К, 95 — серии 3ЭС5К, четыре — серии 4ЭС5К и два — серии 2ЭС7. Объем закупки тепловозов составил 346 единиц, в том числе 19 пассажирских локомотивов ТЭП70БС. Парк грузовых тепловозов наряду с машинами 2ТЭ25КМ (92 единицы) пополнили 12 новых локомотивов серии 3ТЭ25К2М.[29]
[править] Грузовые перевозки
В 2007 году погрузка — 1,34 млрд тонн (+ 2,5 %, или на 32 млн тонн больше к 2006 году). Грузооборот в 2007 году вырос на 7,1 % по сравнению с 2006 годом и составил 2293,4 млрд ткм.[30]
[править] Пассажирские перевозки
В 2007 году в дальнем и пригородном сообщении перевезено 1,3 млрд человек. Пассажирооборот составил 174 млрд пасс‑км.[31]
[править] Инвестиции
Годовой объём инвестиций в 2007 году увеличен более чем в полтора раза (по сравнению с 2006 годом) и превысил 259 млрд рублей (а с учетом лизинга — 288 млрд рублей).[32]
[править] Инвестиции
В 2008 году инвестиции РЖД составили 382 млрд рублей, в 2009 году — 266 млрд рублей, в 2010 году — 317 млрд рублей.[33]
[править] Основные средства
Темпы роста балансовой стоимости основных средств ОАО «РЖД» составили в 2008 году 104,3 %, 2009 году — 103,3 %, в 2010 году — 96,3 %.[34]
Износ основных средств ОАО «РЖД» составляет на конец 2008 года 24,8 %, 2009 года — 27,7 %, 2010 года — 30,8 %. Относительно невысокий уровень износа основных средств ОАО «РЖД» во многом объясняется методологией учета амортизационных отчислений. Так, с момента образования ОАО «РЖД» начисление амортизации начиналось с нуля. Таким образом, приводимые показатели отражают начисление износа с 2003 года, когда было образовано ОАО «РЖД». Фактический износ основных средств ОАО «РЖД» с учетом исторического износа определен расчетным путем и составляет на 1 января 2010 года 55,7 %.[35]
Коэффициент обновления снижается и составляет в 2008 году 9,5 %, в 2009 году — 7,8 %, в 2010 году — 6,1 %, а коэффициент выбытия составляет в 2008 году — 2,0 %, 2009 году — 0,9 %, в 2010 году — 5,7 %.[36]
[править] Производительность труда
В 2007 году в РЖД производительность труда увеличилась на 8,9 %, в 2008 году — на 8,0 %.[37]
[править] Поставки для компании
В 2004 году «РЖД» потратили на приобретение энергоресурсов свыше 80 млрд рублей.[38]
В 2004 году компания «РЖД» закупила у предприятий Оренбургской области продукции и дизельного топлива на сумму 1,4 млрд рублей.[39]
[править] Рельсы
В 2008—2011 годах на железных дорогах России были уложены рельсы японской компании Nippon Steel. У японцев РЖД закупала 100-метровые рельсы, которые в России до недавнего времени не производились — российские металлурги выпускали только 25-метровые рельсы.[40][41]
В конце 2011 года отмечалось, что потребность РЖД в 100-метровых рельсах превышает отметку в 1 млн тонн в год.[42]
В марте 2012 года Якунин заявлял, что российские рельсы превосходят японские и по качеству. В пример он приводил продукцию «Мечела». В апреле 2012 года в РЖД сообщили, что готовы покупать рельсы и у другого отечественного производителя — группы Evraz.[43]
[править] КБЖД
Кругобайкальская железная дорога КБЖД — историческая железная дорога в Иркутской области, в прошлом — часть Транссибирской магистрали, ее длина — 94 км. Сейчас КБЖД используется исключительно в регионе для показа туристам. В ее составе 806 памятников культурного наследия: 582 памятника инженерного искусства, 172 памятника архитектуры, 16 памятников археологии, 46 природных и ландшафтных памятников. На КБЖД было построено 40 тоннелей общей длиной более 9 км. Ранее компания РЖД-Тур включила КБЖД в свой единый туристический продукт.[44]
В 2011 году РЖД потратили на содержание КБЖД более 50 млн рублей. Средства, в том числе, идут на поддержание в исправном состоянии конструкции Кругобайкалки, обеспечение безопасности.[45]
[править] Перспективы
Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2018 год составляет 568 млрд рублей.[46]
[править] Прочее
В 2004 году РЖД затратила развитие северных железнодорожных коммуникаций 20 млрд рублей.[47]
В 2004 году РЖД поставили в Китай 6 млн тонн нефти.[48]
В 2004 году РЖД за счёт собственных средств построили железнодорожную линию, связывающую международный порт Алят на Каспийском море с магистральной сетью железных дорог.[49]
В 2004 году РЖД вложили в развитие припортовых станций Приморья свыше 700 млн руб.[50]
В 2011 году РЖД и правительство Москвы подписали соглашение о сотрудничестве в реализации проектов по созданию 63 транспортно-пересадочных узлов возле железнодорожных станций и метро с обустройством прилегающих территорий.[51]
[править] Ссылки
[править] Официальный сайт
[править] Разделы на сайтах
[править] ЖЖ
- Вся правда о деньгах РЖД!
- Вот совсем не ожидал такого от РЖД
- Использование энергетических ресурсов ОАО «РЖД» в 2013 г.
[править] Рунет
- Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Справка // РИА Новости, 25 июля 2008
- Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции // Эксперт, 1 октября 2007
- Средняя скорость поездов РЖД упала ниже 10 километров в час
- РЖД собираются увеличить свою инвестпрограмму до 460 млрд рублей
- До 300 млрд «пенсионных» рублей потратят на облигации РЖД
- На решение одной российской проблемы РЖД нужно 2,2 трлн руб.
- Протокол // Газета «Коммерсантъ», № 241 (3080), 24.12.2004
- РЖД не нужен «Аэроэкспресс» без города — Степов
- «Аэроэкспресс» запустит электрички к Сколково в 2014 году
- Год больших достижений
- Путевые машины, применяемые в ОАО «РЖД». Конструкция, теория и расчет. Глава 1 — 5
[править] Прочее
[править] Примечания
- ↑ http://ria.ru/spravka/20080725/114902184.html
- ↑ «Эксперт-400» за 2013 год. Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции
- ↑ http://ria.ru/spravka/20080725/114902184.html
- ↑ http://ria.ru/spravka/20080725/114902184.html
- ↑ http://ria.ru/spravka/20080725/114902184.html
- ↑ «Эксперт-400» за 2013 год. Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции
- ↑ [1]
- ↑ http://ria.ru/spravka/20080725/114902184.html
- ↑ http://ria.ru/spravka/20080725/114902184.html
- ↑ http://expert.ru/expert/2011/40/na-predele-vozmozhnostej/
- ↑ «Ведомости»: кабмин одобрил продажу 25 % ПГК структуре Лисина
- ↑ Якунин заявил о завершении реформы РЖД
- ↑ РЖД и партнеры изберут новый совет директоров для «ТГК-14»
- ↑ http://ria.ru/spravka/20080725/114902184.html
- ↑ http://ria.ru/spravka/20080725/114902184.html
- ↑ http://ria.ru/spravka/20080725/114902184.html
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ http://expert.ru/dossier/rating/expert-400/
- ↑ http://ria.ru/spravka/20080725/114902184.html
- ↑ РЖД направят на дивиденды за 2011 год более 4,2 млрд рублей, увеличив выплаты до 25 % от чистой прибыли по РСБУ
- ↑ РЖД направят на дивиденды за 2011 год более 4,2 млрд рублей, увеличив выплаты до 25 % от чистой прибыли по РСБУ
- ↑ РЖД в 2012 году ожидают снижения чистой прибыли до 5,3 млрд руб.
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ http://ria.ru/spravka/20080725/114902184.html
- ↑ http://ria.ru/spravka/20080725/114902184.html
- ↑ http://ria.ru/spravka/20080725/114902184.html
- ↑ Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Подготовка аналитической записки по аудиту эффективности мер по снижению затрат при реализации инвестиционных программ хозяйствующих субъектов с государственным участием»[10]
- ↑ Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Подготовка аналитической записки по аудиту эффективности мер по снижению затрат при реализации инвестиционных программ хозяйствующих субъектов с государственным участием»[11]
- ↑ Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Подготовка аналитической записки по аудиту эффективности мер по снижению затрат при реализации инвестиционных программ хозяйствующих субъектов с государственным участием»[12]
- ↑ Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Подготовка аналитической записки по аудиту эффективности мер по снижению затрат при реализации инвестиционных программ хозяйствующих субъектов с государственным участием»[13]
- ↑ Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Подготовка аналитической записки по аудиту эффективности мер по снижению затрат при реализации инвестиционных программ хозяйствующих субъектов с государственным участием»[14]
- ↑ ОАО «РЖД» увеличивает финансирование программы энергосбережения
- ↑ Подписано генеральное Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между ОАО «Российские железные дороги» и Оренбургской областью
- ↑ Срыв заказа в России заставил РЖД покупать рельсы в Японии
- ↑ Управление пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД»
- ↑ Срыв заказа в России заставил РЖД покупать рельсы в Японии
- ↑ Срыв заказа в России заставил РЖД покупать рельсы в Японии
- ↑ Кругобайкалку включат в состав туристской ОЭЗ
- ↑ Кругобайкалку включат в состав туристской ОЭЗ
- ↑ [15]
- ↑ РЖД будет развивать железнодорожные подходы к северным морским портам
- ↑ ОАО «РЖД» сможет транспортировать в Китай 70 млн тонн нефти ежегодно
- ↑ Иран является одним из важнейших партнеров «РЖД»
- ↑ Железные дороги остановились у моря
- ↑ В 2012 году у станций метро в Москве появятся перехватывающие парковки