ВСМПО-Ависма


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

АО «Корпорация „ВСМПО-Ависма“» — российская металлургическая компания, крупнейший в мире производитель титановой продукции.[1]

Является российским монополистом по выпуску титана и титановой продукции.[2] Предприятия, входящие в состав компании, связаны единой технологической цепочкой, на них в общей сложности трудятся более 20 тыс. человек.[3]

«ВСМПО-Ависма» производит 45 % всего мирового титана, который используется в авиакосмической промышленности.[4] Основными потребителями компании являются крупнейшие авиастроительные корпорации мира.[5]

Партнёры корпорации «ВСМПО-Ависма» — ведущие мировые авиастроительные компании: Boeing, Airbus, SNECMA, Rolls Royce, Pratt&Whitney и др. Всего — более 300 фирм в 48 странах мира.[6] Крупнейшие заказчики — американская Boeing и европейская Airbus.[7]

На апрель 2012 года рыночная капитализация корпорации составляла 62,2 млрд рублей ($2,1 млрд). Выручка в 2012 году по МСФО составила $1,42 млрд, валовая прибыль — $592 млн, чистая прибыль — $200 млн.[8]

В 2012 году общий объём отгрузок произведённой титановой продукции для заказчиков вырос на 22 % до 29,3 тыс. тонн, в том числе для зарубежных заказчиков за пределами СНГ — до 17 тыс. тонн, для России и стран СНГ — до 12,3 тыс. тонн.[9]

Контрольный пакет акций (50 % + 1 акция) компании принадлежит менеджменту, блокпакет — 25 % плюс одна акция — «Ростеху».[10]

Содержание

[править] История

Основная статья: История ВСМПО-Ависма

[править] Советское время

История Верхнесалдинского металлургического производственного объединения (ВСМПО) берёт начало 1 июля 1933 года, с пуска под Москвой Завода № 45, которому отводилась роль основного поставщика полуфабрикатов из алюминия и его сплавов для развивающегося советского самолётостроения.[11]

И действительно, с первого дня своего существования, завод стал своеобразным испытательным полигоном внедрения научных идей и технологических разработок в промышленное производство. Под руководством главного металлурга завода С. М. Воронова разрабатывается совершенно новый сплав повышенной прочности М-95, для изготовления силовых элементов скоростного бомбардировщика АНТ-40. В 1935 году внедряются в производство ковочные сплавы АК 5 и АК 6, из которых в течение нескольких месяцев освоено производство более 50 сложных авиационных деталей.[12]

В 1940 году объём выпуска продукции заводом вырос в четыре раза по сравнению с 1936 годом.[13]

Первые бомбардировки завода в июле 1941 года потребовали принятия экстренного решения о строительстве завода-дублёра на Урале. В октябре того же года Государственный комитет обороны СССР постановил полностью эвакуировать завод в город Верхняя Салда.[14]

В условиях суровой уральской зимы, за короткий срок, оборудование было размещено на производственных площадях завода «Стальконструкция», и уже в декабре 1941 года завод выдал первую продукцию на новой площадке. Здесь же разместился завод № 519 наркомата цветной металлургии. Его производственной базой стало оборудование кольчугинского завода по обработке цветных металлов, и двух ленинградских заводов «Красный Выборжец» и им. Ворошилова. Вот так, по велению Времени, соединились в единое целое не только людские судьбы, но истории предприятий со своими традициями, знаниями и опытом, чтобы противостоять общей беде, имя которой — война. Весной 1942 года объём производства завода достиг довоенного уровня, а в 1943 году его проектная мощность была перекрыта в 6 раз, что позволило полностью обеспечить потребность военной авиации. Помимо авиации, производимые полуфабрикаты широко использовались в судо- и танкостроении, производстве боеприпасов и вооружения.[15]

В 1945 году за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны коллектив завода награждён высшей наградой того времени — орденом Ленина.[16]

Послевоенный период времени поставил перед коллективом предприятия задачу освоения и выпуска продукции совершенно иного качественного уровня, для создания новых образцов авиационной техники, в том числе реактивной.[17]

Под руководством известного учёного, доктора технических наук, профессора В. И. Добаткина, на предприятии разрабатываются технологии, и осваивается производство крупногабаритных слитков методом непрерывного литья. Впервые в стране изготовляются полые профили, тонкостенные трубы и крупные штамповки.[18]

Развитие авиационной, ракетной техники и создание мощного отечественного подводного флота требовало применения новых материалов, с более широким спектром возможностей, соответствующих жестким требованиям эксплуатационных характеристик. Одним из таких материалов стал титан.[19]

Решением Совета Министров СССР от 21 июня 1956 года перед заводом была поставлена историческая задача: начать крупносерийное производство слитков и полуфабрикатов из титановых сплавов. В феврале 1957 года был выплавлен первый титановый слиток диаметром 100 мм и весом 4 кг.[20]

В 1959 году вводится в строй действующих кузнечно-прессовый корпус, оснащенный уникальными горизонтальными и вертикальными прессами, среди которых крупнейший в мире — усилием 75 тыс. тс. Растущие потребности в высококачественной продукции, производимой заводом, требовали расширения производства. В реконструкцию предприятия вкладываются колоссальные средства.[21]

В 1966 году вступает в строй действующих новый прокатный цех, производящий листы и плиты из титана и нержавеющей стали. В 1968 году в эксплуатацию вводится литейный цех по выплавке крупногабаритных титановых слитков, предназначенных для создания нового поколения атомных подводных лодок. Проводится огромная работа по разработке, совершенствованию и внедрению в производство новых титановых сплавов под конкретные авиакосмические и судостроительные проекты. Завод по существу становится не только производственным, но и одним из основных научно-исследовательских центров в области развития титанового производства.[22]

18 января 1971 года за организацию производства новой техники коллектив завода награждается орденом Трудового Красного Знамени.[23]

В 1976 году на заводе был выплавлен крупнейший в мире титановый слиток массой 15 тонн.[24]

Но было бы не правильно все успехи и достижения заводчан связывать только с титаном. Длинномерные панели и профили, крупногабаритные штамповки из алюминиевых сплавов, штамповки из стали и сплавов на никелевой основе — вот неполный перечень «не титановой» продукции завода. Изготовленные на нашем предприятии полуфабрикаты были использованы в таких научно-технических разработках, как космический комплекс «Союз — Апполон», корабль многоразового использования «Буран», ракетоноситель «Энергия», гиганты-транспортники АН-124 («Руслан»), АН-225 («Мрия») — практически во всех авиационных и космических проектах бывшего СССР, а также судостроении, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, энергетике и других отраслях.[25]

В 1983 году за заслуги в развитии отечественной авиационной металлургии ВСМПО было награждено орденом Октябрьской Революции.[26]

К концу 1980-х годов ВСМПО стало крупнейшим поставщиком титановых полуфабрикатов не только в стране, но и в мире. Количество выплавляемых титановых слитков превышало их количество, производимое всем остальным миром, в полтора раза.[27]

[править] С 1992 года

Успехом в постсоветский период предприятие обязано главным образом своему генеральному директору Владиславу Тетюхину (избран гендиректором в 1992 году) и председателю совета директоров Вячеславу Брешту. Именно им удалось в условиях распада внутренней кооперации сохранить производство и выстроить отношения с зарубежными партнёрами. А также объединить два предприятия, существовавшие в советское время раздельно. Это производитель конечной продукции ВСМПО (Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, Свердловская область) и поставщика титановой губки «Ависма» (город Березники, Пермская область).[28][29]

Тетюхин разработал смелую концепцию интеграции предприятия в мировую экономику, что в условиях крайней нестабильности отечественной экономической системы способствовало бы сохранению уникального производства. Пришлось рассчитывать только на собственные силы: брать кредиты, инвестировать развитие и реконструировать производство в соответствии с теми требованиями, что выдвигает рынок.[30]

Созданная в объединении система обеспечения качества (СОК) в августе 1993 года сертифицирована германской фирмой TUV-CERT. Одновременно проводилась работа по сертификации самолёто- и двигателестроительными фирмами Америки и Европы: Boeing, Airbus, General Electric, SNECMA, Rolls-Royce, Pratt & Whitney и многими другими. По состоянию на 1 января 2003 года, на ВСМПО действовали 185 сертификатов на основные производства.[31]

Существенным фактором, позволяющим объединению удерживать положение на мировом рынке, являются сложившиеся тесные партнерские отношения с ОАО АВИСМА (г. Березники, Пермская область), крупнейшим в мире производителем титановой губки. Созданная в 1998 году производственно-технологическая корпорация «АВИСМА-ВСМПО» позволяет проводить единые техническую политику и маркетинговую стратегию.[32]

Впервые угроза контролю тандема Тетюхина-Брешта над компанией возникла в 2003 году, когда её акции на свободном рынке стала скупать подконтрольная Виктору Вексельбергу компания «Ренова». После двух лет противостояния Тетюхин и Брешт договорились с Вексельбергом о прекращении конфликта и фиксации статус-кво: у первых двух примерно по 30 % акций, у последнего более 13 %. Одновременно был запущен опцион под названием «русская рулетка». Смысл опциона состоит в том, что каждый участник может предложить остальным выкупить его акции по определенной цене. Если этого не происходит, предложивший получает право выкупить по той же цене акции отказавшихся. В 2006 году этот механизм запустил Вексельберг в расчёте на то, что Тетюхин и Брешт не найдут денег на выкуп его пакета. Однако те выкупили пакет «Реновы» на заёмные средства. Вексельберг оспорил корректность займов, начались судебные тяжбы. В этот момент вмешался «Рособоронэкспорт», заявив, что спорить тут не о чем, поскольку все три пакета акций «стратегически важного для оборонной промышленности предприятия» купит он. Что и произошло к началу 2007 года. Тетюхин согласился сразу и в результате сохранил кресло генерального директора и 4 % акций. Брешт перестал быть акционером. Из бывшего пакета «Реновы» 2-3 % разошлись по портфельным инвесторам, остальное скупил «Рособоронэкспорт», который в результате владеет 66 % акций.[33]

[править] Деятельность

ВСМПО-Ависма — крупнейший в мире производитель титана — слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов.[34] В апреле 2012 году отмечалось, что компания занимает более 25 % мирового рынка титана.[35] ВСМПО-Ависма производит также прессованные крупногабаритные изделия из алюминиевых сплавов, полуфабрикаты из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе.[36]

ВСМПО-Ависма имеет более 300 международных сертификатов на систему менеджмента качества, методы производства и контроля, отдельные виды продукции из титана и других материалов.[37]

ВСМПО-Ависма глубоко интегрирована в мировую авиакосмическую индустрию и является для многих компаний основным стратегическим поставщиком изделий из титана.[38]

Наряду с титановыми полуфабрикатами на ВСМПО ведутся работы по увеличению производства продукции из алюминиевых сплавов, штамповок из жаропрочных никелевых сплавов и высокопрочных сталей. Компания изготавливает такие изделия, которые с полным правом можно назвать уникальными. Так, в ВСМПО можно изготовить штамповку тележки шасси для аэробуса А380, вес которой почти 3,5 т.[39]

[править] Партнёры

Партнёрами компании ВСМПО-Ависма на мировом рынке являются более 300 компаний в 48 странах мира. На сегодняшний день корпорация обеспечивает до 35 % всех потребностей в титане компании Boeing, 65 % концерна EADS, 90 % компании Goodrich, 100 % фирмы Embraer. По существу, в мире нет ни одной титанопотребляющей авиастроительной фирмы, где бы ни присутствовал титан ВСМПО.[40]

Корпорация ВСМПО-Ависма поставляет катаные прутки из титановых сплавов для изготовления лопаток, а также слитки и биллеты для изготовления дисков двигателестроительным фирмам Snecma, Rolls Royce, GEAE, Pratt & Whitney, Honeywell, фирмам Snecma и Rolls Royce начата поставка штампованных заготовок дисков и раскатных колец. С зарубежными фирмами ВСМПО-Ависма имеет и реализует научно-исследовательские программы по разработке новых титановых и алюминиевых сплавов, новых видов металлургических полуфабрикатов для авиакосмической и других отраслей промышленности.[41]

В 1993 году количество заказчиков у ВСМПО-Ависма составляло 15, в 1995 году — 85, в 1999 году — 158, в 2003 году — 252, в 2007 году — 345.[42]

[править] Боинг

ВСМПО-Ависма является ключевым партнером и поставщиком титана для подразделения «Боинг-Гражданские самолёты». Первое из серии соглашений между «Боингом» и ВСМПО было подписано в 1997 году. В том же году предприятие выпустило первую титановую штамповку для самолета Boeing 767.[43]

В целях расширения сотрудничества и дальнейшей работы над разработкой новых сплавов в 2000 г. был открыт Центр инноваций «Боинг — ВСМПО».[44]

Успешное сотрудничество между Боингом и ВСМПО со временем переросло в долгосрочное партнёрство, итогом которого стало решение компании «Боинг» о размещении заказов на сумму свыше $18 млрд на закупки титановой продукции из России на следующие 30 лет.[45]

В августе 2007 года было образовано совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing (UBM). Совместное предприятие осуществляет механическую обработку титановых штамповок, производимых корпорацией «ВСМПО-Ависма», для самого современного самолёта, разработанного компанией «Боинг» — Boeing 787 Dreamliner. За два года было завершено строительство нового завода и выполнена установка самого современного высокотехнологичного оборудования для механической обработки титановых штамповок. В июле 2009 года состоялся ввод в эксплуатацию предприятия UBM.[46] Общий объём инвестиций в совместное предприятие составил $70 млн.[47]

25 июня 2010 года состоялось подписание пятилетнего контракта между компанией «Боинг» и корпорацией «ВСМПО-Ависма» на поставку титановых штамповок и штамповок первичной механической обработки для самолётов Boeing 787, 777 и 737.[48]

В апреле 2012 года корпорация «ВСМПО-Ависма» продлило на 3 года срок действия существующего долгосрочного контракта на поставку титановой продукции для Boeing — до конца декабря 2018 года. В соответствии с измененным договором, ВСМПО будет продолжать снабжать ежегодно компанию Boeing и ее поставщиков согласованным минимальным количеством титановой продукции завода, необходимым компании Boeing для производства гражданских самолетов. Кроме того, в рамках согласованного ранее отдельного контракта, действие которого истекает в конце декабря 2015 года, ВСМПО будет продолжать поставлять штамповки, изготовленные в закрытом штампе, компании Boeing и ее партнерам для всех гражданских программ компании Boeing, за исключением 747.[49]

[править] EADS/Airbus

С 1990-х годов корпорация ВСМПО-Ависма стала главным поставщиком титана для EADS/Airbus.[50]

В 2006 году корпорация «ВСМПО-Ависма» покрывала 55 — 60 % потребностей Airbus в титане.[51]

В апреле 2009 года EADS/Airbus и Корпорация ВСМПО-Ависма подписали самый крупный и долгосрочный рамочный контракт на поставку титана для компании Airbus и других подразделений EADS до 2020 года.[52]

В августе 2011 года исполнительный вице-президент Airbus по Европе, Азии и Тихоокеанскому региону заявил: «За 10 лет Корпорация ВСМПО-Ависма стала одним из главных партнёров компании Airbus и на сегодняшний день обеспечивает 60 % наших потребностей в титане».[53]

16 августа 2011 года компания Airbus, корпорация Goodrich и корпорация ВСМПО-Ависма, российский производитель титана, подписали долгосрочное соглашение на поставку титана. В рамках этого контракта ВСМПО-Ависма будет поставлять титановые штамповки для основных опор шасси самолета А350-1000 до 2020 года. Goodrich является разработчиком конструкции и поставщиком основных опор шасси А350-1000.[54]

Летом 2013 года отмечалось, что в настоящий момент ВСМПО-Ависма поставляет титановые штамповки для всех самолётов Airbus, включая А320neo, А350 XWB и А380.[55]

[править] Экспорт

На экспорт реализуется до 70 % титановой продукции компании «ВСМПО-Ависма». Всего объединение отгружает продукцию более чем 1500 российским заказчикам и 260 зарубежным компаниям в 39 стран мира. ВСМПО приобрело на мировом титановом рынке имидж надежного поставщика продукции высокого качества. Сегодня предприятие является первым по объемам поставки титана для Airbus Industrie и вторым — для компании Boeing.[56]

Объёмы экспортных поставок ВСМПО в 1997—2001 годах соизмеримы с экспортом всех компаний из США и Японии. В 2002 году компании США отгрузили на экспорт титановой продукции 9000 т, Японии — 7200 т, а ВСМПО — 10538 т.[57]

В 2006 году корпорация ВСМПО-Ависма заключила новые, беспрецедентные по масштабности и значимости, долгосрочные соглашения на поставку титановой продукции со своими стратегическими партнерами: американской авиастроительной компанией Boeing, европейской авиастроительной компанией Airbus, бразильской авиастроительной компанией Embraer (причем контракт касается всех авиационных программ Embraer, в которых применяется титан).[58]

По данным на 2007 год:[59]

  • Подавляющая часть продукции «ВСМПО-Ависма» экспортируется. Примерно пополам гигантам Boeing и Airbus. Причём некоторые ключевые модели этих компаний, как, например, Boeing 787 (dreamliner), не могут эффективно производиться без поставок российского титана.
  • «ВСМПО-Ависма» имеет экспортные заказы до 2030 года стоимостью под $20 млрд.

[править] Поставки на внутренний рынок

30 % титановой продукции компании «ВСМПО-Ависма» идёт на внутренний рынок.[60]

Основные российские потребители титана — авиастроительные заводы, а также работающие в кооперации с ними мотостроительные.[61]

[править] Закупки сырья

В настоящее время «ВСМПО-Ависма» практически 100 % сырья (ильменит) получает от украинских поставщиков — Вольногорского и Иршанского ГОКов.[62]

В случае перебоев поставок из Украины возможно поставить альтернативное сырьё из Вьетнама или Африки, например. Африканское сырьё ввиду логистики получается в полтора раза дороже, однако к серьёзному удорожанию титановой губки это не приведёт, поскольку в структуре затрат корпорации ильменит составляет всего 2 %.[63]

Россия также располагает месторождением титановых руд — на Алтае, которое по содержанию чуть беднее украинских, но может гарантировать полную сырьевую независимость Корпорации от каких-либо зарубежных поставщиков.[64]

[править] Показатели

В 2007 году «ВСМПО-Ависма» произвела 34 тыс. тонн титановой губки.[65]

В 2007 году «ВСМПО-Ависма» произвела 27,4 тыс. тонн титана (рекордный показатель), в 2008 году — 25,6 тыс. тонн, в 2009 году — 20,2 тыс. тонн, в 2010 году — 20,7 тыс. тонн, в 2011 году — 24,6 тыс. тонн.[66]

По данным бухгалтерской отчетности за 2010 год, выручка компании составила 24,8 млрд руб., чистая прибыль — 587,9 млн.[67]

Выручка в 2011 году по РСБУ составила 30,4 млрд руб., EBITDA — 6,2 млрд руб., чистая прибыль — 3 млрд руб.[68]

[править] Ural Boeing Manufacturing

Основная статья: Ural Boeing Manufacturing

Совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing (UBM) образовано в июле 2007 года. Совместное предприятие осуществляет механическую обработку титановых штамповок, производимых корпорацией «ВСМПО-Ависма», для самого современного самолета, разработанного компанией «Боинг» — Boeing 787 Dreamliner: 787-8 и 787-9, а также для Boeing 737 и 777.[69]

UBM осуществляет первичную механообработку титановых штамповок, получаемых из титанового производства ВСМПО-Ависма, расположенного в непосредственной близости от СП. Окончательная обработка деталей планируется на заводе «Боинг» в Портленде, США, и на других металлообрабатывающих предприятиях субподрядчиков. Механическая обработка производится на современных 5-координатных станках с числовым программным управлением.[70]

Помимо высокотехнологичной механообработки больших объемов титановой продукции, в задачи UBM входит развертывание целой производственной системы, основанной на принципах бережливого производства «LEAN», которая существенно снижает расходы на транспортировку и логистику, сокращает сроки поставки конечной продукции, снижает уровень потребления сырьевых материалов.[71]

[править] Сотрудники

Среднесписочная численность работающих в 2014 составила 20,2 тыс. человек, уменьшившись на 290 человек по отношению к предыдущему году. При этом показатель выработки на одного работающего вырос на 20,4% и составил 2,7 млн. руб. на человека.[72]

Средний возраст работающих на ВСМПО соответствует требованиям развивающегося предприятия:[73]

  • Руководители — 44 года
  • Специалисты — 39 лет
  • Рабочие — 39 лет

[править] Награды

В октябре 2010 года корпорация ВСМПО-Ависма была признана победителем ежегодного федерального конкурса «Таможенный Олимп-2010» в номинации «Лучший экспортёр».[74]

ВСМПО в 2004 году удостоено Премии губернатора Свердловской области в номинации «Квалификация кадров, система подготовки и переподготовки кадров».[75]

[править] Ссылки

[править] Официальный сайт

[править] Разделы на сайтах

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»
  2. «Ростехнологии» сдают титан
  3. Совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing[1]
  4. Титан играет важную роль для Boeing и России («The New York Times», США)
  5. Совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing[2]
  6. Официальный сайт ВСМПО-Ависма
  7. «Ростехнологии» сдают титан
  8. Чистая прибыль ВСМПО-Ависма по МСФО в 2012 году выросла в 1,8 раза до 200 млн долларов из-за стабильного спроса на титан и роста продаж
  9. Чистая прибыль ВСМПО-Ависма по МСФО в 2012 году выросла в 1,8 раза до 200 млн долларов из-за стабильного спроса на титан и роста продаж
  10. Airbus и ВСМПО-Ависма подписали дополнение к действующему контракту на поставку штамповок для А320neo и А350-1000
  11. Создание
  12. Создание
  13. Создание
  14. Эвакуация
  15. Эвакуация
  16. Эвакуация
  17. Развитие
  18. Развитие
  19. Развитие
  20. Становление титанового производства
  21. Становление титанового производства
  22. Становление титанового производства
  23. Становление титанового производства
  24. Становление титанового производства
  25. Становление титанового производства
  26. Становление титанового производства
  27. Становление титанового производства
  28. Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»
  29. В мировой рынок
  30. В мировой рынок
  31. В мировой рынок
  32. В мировой рынок
  33. Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»
  34. Официальный сайт ВСМПО-Ависма
  35. Корпорация ВСМПО-Ависма продлила действие контракта на поставку титановой продукции для Boeing на 3 года до конца декабря 2018 года[3]
  36. Официальный сайт ВСМПО-Ависма
  37. Официальный сайт ВСМПО-Ависма
  38. Официальный сайт ВСМПО-Ависма
  39. В мировой рынок
  40. Партнеры корпорации
  41. Партнеры корпорации
  42. Рост количества партнеров корпорации
  43. Партнеры и поставщики[4]
  44. Партнеры и поставщики[5]
  45. Партнеры и поставщики[6]
  46. Совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing[7]
  47. Корпорация ВСМПО-Ависма продлила действие контракта на поставку титановой продукции для Boeing на 3 года до конца декабря 2018 года[8]
  48. Титановая столица мира[9]
  49. Корпорация ВСМПО-Ависма продлила действие контракта на поставку титановой продукции для Boeing на 3 года до конца декабря 2018 года[10]
  50. Стратегическое сотрудничество Airbus и ВСМПО-Ависма[11]
  51. Техника пилотажа
  52. Стратегическое сотрудничество Airbus и ВСМПО-Ависма[12]
  53. Стратегическое сотрудничество Airbus и ВСМПО-Ависма[13]
  54. Airbus, Goodrich и ВСМПО-Ависма укрепляют партнерство по программе A350 XWB
  55. Airbus и ВСМПО-Ависма подписали дополнение к действующему контракту на поставку штамповок для А320neo и А350-1000
  56. В мировой рынок
  57. В мировой рынок
  58. Корпорация ВСМПО-Ависма
  59. Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»
  60. Корпорация сегодня
  61. Корпорация сегодня
  62. Михаил Воеводин: «Сырьевой безопасности ВСМПО-Ависма ничто не угрожает». 19 июня 2014
  63. Михаил Воеводин: «Сырьевой безопасности ВСМПО-Ависма ничто не угрожает». 19 июня 2014
  64. Михаил Воеводин: «Сырьевой безопасности ВСМПО-Ависма ничто не угрожает». 19 июня 2014
  65. Соликамск запускает титановый проект
  66. Корпорация ВСМПО-Ависма продлила действие контракта на поставку титановой продукции для Boeing на 3 года до конца декабря 2018 года[14]
  67. Рудное решение
  68. «Ростехнологии» сдают титан
  69. Совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing
  70. Совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing
  71. Совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing
  72. «ВСМПО-Ависма»: в 2014 году выручка увеличилась на 18,7 %
  73. Кадровая политика
  74. Корпорация ВСМПО-Ависма признана лучшим экспортером
  75. Кадровая политика
  76. [15]
Крупнейшие в мире производители
Металлургическая продукция  АлюминийТитанПалладийНикель
Машиностроительная продукция  ТанкиЖелезнодорожные вагоны
Прочая продукция  АлмазыАммиакПриродный газПрограммное обеспечениеКалийные удобрения


Крупнейшие в России производители
Металлургическая продукция  СтальОловоТитанЗолотоФерросплавыНикельПалладийМедьАлюминийКалий
Машиностроительная продукция  ВагоныСуперкомпьютерыМикросхемыТанкиБМПАвтомобилиСканирующие зондовые микроскопы
Прочая продукция  АммиакНефтьПриродный газАлмазыСпиртПивоФосфорные удобренияУгольПоливинилхлоридКалийные удобренияАммиачная селитраСвининаУгольные электроды


Оборонно-промышленный комплекс России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Авиастроение   СамолётостроениеВертолётостроение
Судостроение  Надводное кораблестроениеПодводное кораблестроение
Прочие отрасли  ТанкостроениеПроизводство средств ПВО
Компании  РостехОборонпромВСМПО-АвисмаРусСпецСтальНПО «Сатурн»МоторостроительАлмаз-АнтейМотовилихинские моторыУралвагонзаводТактическое ракетное вооружениеСеверное машиностроительное предприятиеАмурский судостроительный заводАрзамасский машиностроительный заводКБ приборостроенияКонструкторское бюро машиностроенияКурганский машиностроительный заводНПО машиностроения
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Российские компании-экспортёры
Машиностроение  АвиастарАвтоВАЗАК имени ИльюшинаАлмаз-АнтейАрзамасский машиностроительный заводАрсеналВертолёты РоссииКазанский вертолётный заводКамАЗКБ приборостроенияКомсомольский-на-Амуре авиационный заводКонцерн «Вега»Корпорация Аэрокосмическое оборудованиеКурганский машиностроительный заводММПП «Салют»НПК ИркутНПО МашиностроенияНПО «Сатурн»НПО Энергомаш им. ак. В. П. ГлушкоОбъединённые машиностроительные заводыПО КристаллРадиотехнические и информационные системыРКК ЭнергияРособоронэкспортРыбинские моторыСиловые машиныСухойТактическое ракетное вооружениеТВЭЛТрансмашхолдингУлан-Удэнский авиационный заводУфимское моторостроительное производственное объединениеЭлара
Чёрная металлургия  Evraz Group (ЗСМК) • АмурметаллВанадий-ТулачерметВИЗ-СтальГруппа МДМИжстальЛебединский ГОКМагнитогорский металлургический комбинатМеталлоинвестМечелНоволипецкий металлургический комбинатНостаОскольский электрометаллургический комбинатСеверстальТаганрогский металлургический заводЧелябинский электрометаллургический комбинат
Цветная металлургия  Волгоградский алюминийВолховский алюминийВСМПО-АвисмаКыштымский медеэлектролитный заводНадвоицкий алюминиевый заводНовотроицкий завод хромовых соединенийНорильский никельПО РежникельПодольский завод цветных металловРусалСоликамский магниевый заводСтупинская металлургическая компанияСУАЛСухоложский завод ВторцветметУГМК-ХолдингУфалейникельЧелябинский электролитный цинковый заводЭлектроцинк
Химическая и нефтехимическая промышленность  АзотАК СибурАкронАммофосАнгарский завод полимеровБалаковорезинотехникаБашагрохимБашнефтехимВолгопромхимВолжский оргсинтезВоскресенские минеральные удобренияИнтерхимпромКаустикКуйбышевазотНевинномысский азотНижнекамскнефтехимОрганический синтезСалаватнефтеоргсинтезТольяттиазотУралкалийУфахимпромЩекиноазот
Пищевая промышленность  БалтикаМарс
Угольная промышленность  КузбассразрезугольСУЭКЯкутуголь
Прочие компании  АЛРОСААрхбумБайкальский ЦБКБашнефтьВолгаГазпромГазпром нефтьИлим Палп ЭнтерпрайзИНТЕР РАО ЕЭСИтераКондопогаМосковская нефтяная компанияЛУКойлРоснефтьНовоенисейский ЛХКПолярное сияниеСегежский ЦБКСоликамскбумпромСоломбальский ЛДКСургутнефтегазСыктывкарский ЛПКТатнефтьТюменская нефтяная компанияУсть-Илимский ЛДЗ
Прочее  Крупнейшие российские компании-экспортёры


Компании России
ОПК  РостехОборонпромВСМПО-АвисмаРусСпецСтальНПО «Сатурн»МоторостроительАлмаз-АнтейМотовилихинские моторыУралвагонзаводТактическое ракетное вооружениеИжмаш
Авиационная промышленность  ОАКМиГКазанское авиационное производственное объединениеВертолёты РоссииАвиастар-СПИркутЛуховицкий машиностроительный заводКомсомольский-на-Амуре авиационный завод
Судостроение  Объединённая судостроительная корпорацияСеверная верфьСеверное машиностроительное предприятиеАдмиралтейские верфиПСЗ «Янтарь»Балтийский заводЗвездочкаВыборгский судостроительный заводАмурский судостроительный заводДВЗ «Звезда»Красное СормовоКрыловский государственный научный центрСредне-Невский судостроительный завод
Двигателестроение  НПО «Сатурн»КлимовПермский моторный заводММП им. В. В. ЧернышеваУФМПОММПП «Салют»АвтодизельУфимское моторостроительное производственное объединение
Сельскохозяйственное машиностроение  РостсельмашХК «Тракторные заводы»
Энергетическое машиностроение и урановый цикл  Силовые машиныМосковский электрозаводЭлсибЭмАльянсОбъединенные машиностроительные заводыЗиО-ПодольскНИИ НПО «Луч»ОКБ «Гидропресс»Пролетарский заводНевский заводКалужский турбинный заводКрасный котельщик‎Сибэнергомаш - Барнаульский котельный заводЭМК-АтоммашУралэлектротяжмашЧеховэнергомашБелэнергомашЗавод турбинных лопатокЛенинградский металлический заводЭлектросила
Ракетно-космическая промышленность  РКК «Энергия»НПО машиностроенияМосковский институт теплотехникиГосударственный космический научно-производственный центр им. М. В. ХруничеваНПО Энергомаш им. ак. В. П. ГлушкоГосударственный ракетный центр им. В. П. МакееваРКЦ «Прогресс»Российский научно-исследовательский институт космического приборостроенияИнформационные спутниковые системы им. М. Ф. РешетнёваНаучно-производственное объединение имени С. А. ЛавочкинаВсероссийский научно-исследовательский институт электромеханики с заводом имени А. Г. ИоисифянаНаучно-испытательный центр ракетно-космической промышленностиЦНИИ «Комета»ЦКБ тяжёлого машиностроенияАрсенал им. М. И. ФрунзеВоткинский заводРадиотехнический институт имени академика А. И. БергаНПЦ автоматики и приборостроенияКурчатовский институт
Транспортное машиностроение  ТрансмашхолдингУралвагонзаводАлтайвагонзаводРузаевский завод химического машиностроенияКоломенский заводТверской вагоностроительный завод
Автомобильная промышленность  Русские машиныГАЗАвтоВАЗСоллерсЗИЛКамАЗVolga-SiberХендэ Мотор Мануфактуринг Рус
Станкостроение  СединРязанский станкозаводСтерлитамакский станкостроительный заводСавёловский машиностроительный заводИвановский завод тяжелого станкостроения
Радиоэлектронная промышленность  СитрониксАнгстремКонцерн «Вега»Концерн «Созвездие»ОАО «Светлана»Научно-производственное предприятие «Полёт»Корпорация Аэрокосмическое оборудование
Энергетика  ФСК ЕЭСРусГидроРосатомРосэнергоатомТВЭЛЭнергоатомИНТЕР РАО ЕЭСХолдинг МРСКИркутская сетевая компанияЛенэнергоМОЭСКТюменьэнергоЕвросибэнергоИркутскэнергоЭнергетические системы ВостокаКомплексные энергетические системыТатэнергоБашкирэнергоЯкутэнергоОбъединенный институт ядерных исследованийОГК-1ОГК-2ОГК-3ОГК-4ОГК-5ОГК-6ТГК-1ТГК-2МосэнергоТГК-4ТГК-5ТГК-6ТГК-7ТГК-8ТГК-9ТГК-10ТГК-11ТГК-12ТГК-13ТГК-14РАО «ЕЭС России»Атомэнергопроект
Нефтегазовая промышленность  БашнефтьГазпромРоснефтьЛУКойлТНК-BPСургутнефтегазТатнефтьРусснефтьСлавнефтьНоватэкЮКОССахалин-1Томскнефть
Угольная промышленность  СибуглеметСУЭКГруппа БелонРусский угольРаспадскаяКузбассразрезугольПолосухинская
Металлургия и добывающая промышленность  Evraz Group (Западно-Сибирский металлургический комбинатНовокузнецкий металлургический комбинат) • Норильский никельСеверстальРусалНижнетальгильский металлургический комбинатКачканарский ГОКМагнитогорский метизный заводНоволипецкий металлургический комбинатУГМКМечелМеталлоинвестОбъединённая металлургическая компанияТрубная металлургическая компанияЧТПЗАЛРОСАПромышленно-металлургический холдингРусская медная компанияЧелябинский электрометаллургический комбинатПолюс ЗолотоЭСТАРАмурметаллМагнезитМеталлургический завод «Электросталь»Русская горнорудная компанияСоюзметаллресурсКомпания «Вольфрам»Приморский ГОККировградский завод твердых сплавовНовосибирский оловянный комбинатМинерал ГруппСоликамский магниевый заводЭнергопром МенеджментКаменск-Уральский металлургический заводКрасноярский завод цветных металловВыксунский металлургический заводМагнитогорский металлургический комбинат
Химическая промышленность  ЕврохимУралкалийФосагроСильвинитАкронДорогобужСИБУР ХолдингТатаро-американские инвестицииАмтелУфанефтехимСаянскхимпластТольяттиазотТрансаммиакКуйбышевазотЗавод Полимеров Кирово-чепецкого химического комбинатаНикохимУралхимНижнекамскшинаРоссийский научный центр «Прикладная химия»
Промышленность строительных материалов  Евроцемент группНоворосцементСибирский цементСебряков-цементМордовцементВостокцементРАТМ Цемент Холдинг
Лесопромышленный комплекс  Континенталь МенеджментГруппа «Илим»ОАО «Кондопога»Балахнинский бумажный комбинатАрхангельский ЦБКБайкальский целлюлозно-бумажный комбинат
Фармацевтическая промышленность  ФармстандартВерофармСИА ИнтернешнлПротэкХимрарНПО Микроген МЗ РФМосхимфармпрепаратыОтечественные лекарства (Валента)»Фарм-центрФармсинтезФармстандарт-лексредства
Пищевая промышленность и АПК  Вимм-Билль-ДаннГруппа «Разгуляй»Зерновая компания «Настюша»ЮнимилкМираторгГруппа ЧеркизовоГруппа компаний «Доминант»Солнечные продуктыРусагроПродимекс-холдингЭФКОХолдинговая компания «Золотой Колос»Вамин ТатарстанЮг РусиОГОПродоАркадаСтойленская ниваСАХОПриоскольеОптифудБелгранкормТалинаЗАО фирма «Агрокомплекс»Красный Восток АгроАгро-БелогорьеСибирская Аграрная ГруппаМоссельпромЭксимаПтицефабрика РоскарАвидаРусские фермыРусское мореРосспиртпромЭркен-Шахарский сахарный заводБассольЛебедянскийЧистая водаСибирский берегАбрау-Дюрсо
Лёгкая промышленность  SelaГлория Джинс
Строительство  ПИКСУ-155ЛСРДСК-1ГлавстройИнтекоСтарградТрест Камдорстрой
Связь  СвязьинвестАФК «Система»ВымпелкомМегафонМежрегиональный ТранзитТелекомТаттелекомПочта РоссииРТРСКосмическая связьМГТСМТСТранстелеком
СМИ  ВГТРКОстанкиноРИА НовостиПервый каналПетербург-Пятый каналИТАР-ТАССRussia TodayГолос РоссииГазпром-медиа
Транспорт  ТранснефтьРоссийские железные дорогиСовременный коммерческий флотНовошипДальневосточное морское пароходствоПриморское морское пароходствоМурманское морское пароходствоСеверо-западное пароходствоМорской порт Санкт-ПетербургаМосковское речное пароходствоОбь-Иртышское речное пароходствоВолжское пароходствоЛенское объединенное речное пароходствоНовороссийский морской торговый портРостовский портАэрофлотАвиакомпанияАвиакомпания СибирьТрансаэроЮТэйрУральские авиалинииМеждународный аэропорт ШереметьевоМеждународный аэропорт «Владивосток»Ист-лайнМеждународный аэропорт «Внуково»Международный аэропорт «Пулково»Международный аэропорт «Сочи»Аэропорт КольцовоАэропорт ТолмачевоМеждународный аэропорт «Калининград»Дальневосточная транспортная группаРосморпортАэропорт НовыйВнуковские авиалинии
Торговля  X5 Retail Group N.V.ОАО «Магнит»Дикси ГруппОАО «Лента»Седьмой конитнентГруппа компаний «Виктория»Торговый дом «Копейка»Аптечная сеть 36,6ЕвросетьИНВАЭльдорадо
Финансы  ИнкомбанкВнешэкономбанкМежкомбанкОНЭКСИМбанкСбербанк РоссииВТБВТБ-ЛизингРосагролизингНефтяной
Гостиницы  МетропольАлтайРоссияЗолотой колосВосход
Другие компании  ABBYYAVVAKaspersky LabM2M TelematicsАгентство по страхованию вкладовАО «ЛогоВАЗ»Арзамасский машиностроительный заводАрсеналАтомредметзолотоАтомстройэкспортАК имени ИльюшинаБашкирская топливная компанияБранд-2ВластилинаВолгограднефтемашГазпроминвестхолдингГазпром нефтьГорно-химический комбинатГрознефтегазДелко-2Илим ПалпКЭС-ХолдингКиришинефтеоргсинтезКонструкторское бюро машиностроенияКриогенмашКурганский машиностроительный заводКБ приборостроенияЛарс-МаркетЛидер–ресурсМедиа-МостМетахимМикронМосковский нефтеперерабатывающий заводМММНИИМЭ и МикронНТ-МДТОбъединённые машиностроительные заводыОптоганОпытный завод «Луч»РособоронэкспортРадиотехнические и информационные системыРеалбаза хлебопродуктовРоссийская венчурная компанияРоссийская корпорация нанотехнологийРоствертолРусский дом «Селенга»СИБУРПЭТФСело ВорошиловаСухойТ-платформыТермофорТехснабэкспортТибетУнихимтекУралпластикУральский асбестовый ГОКУфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкцийХопёр-ИнвестЧараЧепецкий механический заводЭлараЯндекс
Прочее  Машиностроительные компанииКомпании цветной металлургииКомпании чёрной металлургииЭлектроэнергетические компанииКомпании розничной торговлиТелекоммуникационные компанииЧОПыГосударственные компанииДоля компаний на мировом рынкеКрупнейшие российские компании-экспортёрыНарушения законодательстваЗарубежная деятельностьЗакупки компаний
Личные инструменты