Оборонно-промышленный комплекс России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Оборонно-промышленный комплекс России (ОПК России) — отрасль российской экономики.

В середине 2012 года отмечалось, что в ОПК России входят 1353 организации и предприятия, расположенные в 64 субъектах Российской Федерации, и на них работает более 2 млн человек.[1]

Россия производит все основные виды вооружений, включая технику сухопутных войск, авиационную технику, средства ПВО, военно-морскую технику, ракеты, разведывательные спутники.

Содержание

[править] История

[править] СССР

Развитая оборонная промышленность стала неоспоримой ценностью в сознании как советского партийного и государственного аппарата, так и народа. Масштабы, которые приобрел ВПК к концу советского периода, лишь усиливали эффект за счёт личной вовлеченности — за редким исключением в СССР не было семей, у которых отсутствовали бы родственники либо более или менее близкие знакомые, занятые в оборонной промышленности или в научно-исследовательских структурах военного профиля.[2]

Основу советского ВПК последних двадцати пяти лет существования СССР составляла легендарная «девятка» — девять министерств, на предприятиях которых сосредотачивалась львиная доля гособоронзаказа. Это министерства авиационной промышленности, оборонной промышленности, судостроительной промышленности, общего машиностроения, среднего машиностроения, радиопромышленности, электронной промышленности, электротехнической промышленности и химической промышленности. С ними была тесно связана десятка министерств-смежников, также занимавшихся производством продукции военного и гражданского назначения.[3]

К концу 1980-х на предприятиях ВПК производилось до 25 % ВВП страны. Помимо собственно военных заказов ВПК давал значительную часть гражданской промышленной продукции: 90 % радиоприемников, телевизоров и холодильников, до половины общего производства мотоциклов, электроплит и пылесосов, всю гражданскую авиацию, все коммерческие суда и т. д.[4]

В ВПК сосредотачивались лучшие научные кадры и велись наиболее интенсивные НИОКР. Всего на предприятиях ВПК к концу 1980-х годов было занято до 10 млн человек, решавших две основные задачи. Первая — обеспечение современной военной техникой и вооружением собственных Вооруженных сил, вторая — производство вооружений и военной техники на экспорт в страны народной демократии и в дружественные страны третьего мира.[5]

Экспорт оружия был одним из основных направлений работы ВПК СССР. «За рубеж» в первой половине 1980-х уходило до 25 % общего объема производимой техники и вооружений, что составляло до 40 % общемирового объема военного экспорта. Оставшийся рынок делили США с 27 %, Франция с 12 %, Великобритания с 5 %, Китай с 3 % и другие страны. При этом доходы СССР от экспорта вооружений не всегда дотягивали даже до британских — подавляющая часть вооружений поставлялась либо на безвозмездной основе, либо по кредитам, потом в большинстве своём оказавшихся безвозвратными.[6]

В книге «Советская военная мощь. От Сталина до Горбачева» экс-председатель Госплана СССР и вице-премьер в кабинете Евгения Примакова в 1998—1999 годах Юрий Маслюков привел подробные данные о советских расходах на оборону, из которых следует, что во второй половине 1980-х они не превышали 8,5 % ВНП и 16,5 % от общих расходов государственного бюджета СССР. Близкие цифры (8-12 % ВНП) звучали и в высказываниях секретаря ЦК КПСС по оборонным вопросам Олега Бакланова.[7]

Структура ВПК СССР напоминала пирамиду. Управление строилось сверху вниз следующим образом: Политбюро ЦК КПСС — оборонный отдел ЦК КПСС — Военно-промышленная комиссия. Председателем комиссии, которую директора оборонных заводов называли «надправительственной», был член ЦК КПСС, заместитель председателя Совмина СССР. Последний из них — Игорь Белоусов. Именно комиссия была источником бюджетных средств для министерств «девятки». Ее упразднение в 1991 году означало конец грандиозной машины советского ВПК, ушедшего вместе с СССР. Его наследником стал оборонно-промышленный комплекс России.[8]

[править] 1990-е годы

Распад СССР в значительной мере застал оборонку врасплох. Предприятия продолжали выполнять заказы в рамках ранее заключенных договоров, но обрушение хозяйственной системы, скачущая инфляция и обвал военных расходов довольно быстро остановили этот маховик. В 1991—1995 годах число работников оборонки сократилось до 6 млн человек, а общий объем производства военной продукции к 1997 году упал более чем на 80 %.[9]

Нижней точкой падения ОПК стал 1997 год. Даже кризисный 1998-й продемонстрировал рост показателей, продолжившийся в дальнейшем. В структуре ВПК возросла доля гражданского производства, падение которого было более плавным и не столь глубоким.[10]

1990-е можно с полным правом назвать «годами отчаянной диверсификации». Стремясь сохраниться, предприятия ОПК все больше внимания уделяли гражданским производствам, а также экспорту — при наличии такой возможности.[11]

Это десятилетие можно также с полным правом назвать «десятилетием потерь». На территории РФ находилось до 80 % производственных мощностей советского ВПК, однако потеря оставшихся 20 % была чувствительной, особенно если говорить об Украине. На территории этой страны находились такие бриллианты советского ВПК, как комплекс николаевских судостроительных заводов, ОКБ Антонова, Киевский и Харьковский авиационные заводы, харьковский «бронетанковый куст», наконец, днепропетровский «Южмаш» и многое другое.[12]

Потерян оказался и ряд НИИ, КБ и производств на территории самой России. Так, де-факто прекратило существование КБ Яковлева и тесно связанный с ним Саратовский авиазавод. Из нескольких производителей танков серию сохранил только Нижний Тагил. Закладку новых атомных субмарин, которые к концу СССР строились на четырех верфях — в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске и Комсомольске, — оставили только на «Севмаше».[13]

Положение ОПК усугублялось и правовой путаницей. Беспорядочная приватизация разрывала производственную кооперацию, при поставках оружия на экспорт производители были вынуждены конкурировать со своей же бэу-продукцией, шедшей на внешний рынок «из наличия» Минобороны.[14]

Рост, начавшийся в 1998 году, в этих условиях можно было бы считать чудом, но, не получив подкрепления в виде конкретных мер со стороны государства, чудо быстро заглохло. Для дальнейшего развития ОПК требовались перемены.[15]

[править] 2000-е годы

Сотни и тысячи разрозненных предприятий физически не могли ни обеспечить развитие ОПК как целого, ни даже сохранить имеющийся потенциал. Именно это соображение стало основным при принятии решения о формировании оборонных холдингов как стратегическом направлении развития ОПК.[16]

23 октября 2000 года недавно избранный на первый срок Владимир Путин подписал указ, который снял ограничения, запрещавшие передачу более 10 % акций государственных предприятий ОПК в управление головным фирмам холдингов. Это позволило правительству начать образование вертикально интегрированных концернов в сфере ОПК.[17]

Создание первого концерна не заставило себя ждать. 29 октября 2001 года Путин подписал указ № 1252, согласно которому была образована авиационная холдинговая компания «Сухой», полностью находящаяся в госсобственности. Позже в АХК «Сухой» были переданы крупные пакеты акций ОКБ Сухого, НПК «Иркут» и ТАНТК имени Бериева. Также согласно указу были акционированы авиапроизводственное объединение в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирское авиапроизводственное объединение, и бо́льшая часть их акций также была передана АХК «Сухой».[18]

В 2002 году путем слияния компании «Антей» и НПО «Алмаз» образовался холдинг, известный нам сегодня как концерн ПВО «Алмаз-Антей». Сегодня в России действуют примерно 50 оборонных холдингов, в том числе такие гиганты, как ОСК и ОАК. В целом на долю холдингов приходится более 60 % продукции ОПК.[19]

Параллельно с упорядочиванием производственных структур была проведена реорганизация системы оружейного экспорта. 4 ноября 2000 года Владимир Путин подписал указ об объединении двух посредников в сфере ВТС — компаний «Промэкспорт» и «Росвооружение». В результате был образован единый посредник — компания «Рособоронэкспорт».[20]

Тем не менее ряд компаний-производителей в это время ещё сохраняли право на самостоятельную продажу своей продукции военного назначения за рубеж. Процесс сведения всего военного экспорта под управление единого посредника занял еще несколько лет. 1 декабря 2000 года президент подписал указ об образовании Комитета Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС). Так был создан федеральный орган исполнительной власти по регулированию и контролю за экспортом вооружений. Руководителем КВТС был назначен Михаил Дмитриев. Новый комитет курировало Министерство обороны, и, таким образом, государственный контроль за военно-техническим сотрудничеством перешел от подчиненного председателю правительства Михаилу Касьянову Минпромнауки к Минобороны, напрямую подчиняющемуся президенту. В 2004 году КВТС был реорганизован в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству при Министерстве обороны РФ (ФСВТС).[21]

Наконец, 1 марта 2007 года указом президента России единым государственным посредником в военно-техническом сотрудничестве стал «Рособоронэкспорт», а производители вооружений лишились права экспорта конечной продукции.[22]

Более сложной оказалась реформа системы гособоронзаказа, совпавшая в итоге с радикальной реформой военного ведомства. Основные проблемы сводились к следующим пунктам:[23]

  • Сложности с заключением контрактов на поставки систем с длительным циклом производства. Фактически к заключению многолетних контрактов военное ведомство приступило лишь в 2011 году, хотя о проблеме говорили с 2006 года, когда началась реализация первой более или менее масштабной постсоветской госпрограммы вооружений на 2006—2015 годы.[24]
  • Вызванные особенностями российского бюджетного процесса в сочетании со специфической позицией Минфина под руководством Алексея Кудрина проблемы со своевременным заключением контрактов на очередной год и последующим их финансированием. «В полный рост» эта проблема встала в 2011 году, когда ряд контрактов был заключен уже во втором полугодии. Для решения этой проблемы предполагается переход на обязательное заключение контрактов до начала очередного финансового года в сочетании с различными схемами авансирования, кредитования под госгарантии и т. д.[25]
  • Острейшие разногласия между Минобороны и производителями вооружения и военной техники относительно стоимости конечной продукции. Директора заводов, вынужденные успевать за растущими ценами на сырье и энергоносители, заодно стремятся заложить в цену продукции расходы на модернизацию производства и другие подобные нужды, что приводит к подорожанию продукции темпами, значительно опережающими официальную инфляцию. Со своей стороны Минобороны не всегда готово платить и исходную цену, предъявляя во многом справедливые требования к качеству техники и уровню ее оснащения. Эта проблема теоретически должна быть решена раскрытием схем ценообразования со стороны производителей и установлением потолка прибыли со стороны государства.[26]
  • Доставшаяся в наследство от советских времен «разнотипица». Промышленное лобби в ЦК КПСС, проталкивавшее на вооружение все новые образцы техники без согласования с военными, в итоге привело к тому, что в СССР одновременно было в серии три основных боевых танка (и пять на вооружении), два типа БТР, одновременно производились истребители разных поколений, а в области ракетного вооружения и вовсе царила казачья вольница. Там, где ВМС США обходились считаными типами ракет, запускаемыми из единых пусковых установок, ВМФ СССР использовал полтора десятка типов, и большинство — с собственных, только для них подходящих, пусковых. Эти примеры можно множить, но сегодня есть возможность прекратить подобную практику. Минобороны все более жестко следует политике унификации и стандартизации, переходя на разработку единых платформ в большинстве видов оружия, которые можно модифицировать в зависимости от требований к тому или иному классу техники. В перспективе это должно резко сократить разнобой, упростив и удешевив оснащение и содержание Вооруженных сил.[27]

В результате всех конфликтов в правительстве пришли к выводу о необходимости «ручного управления» гособоронзаказом. В ноябре 2011 года Владимир Путин потребовал от Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве активно включиться в анализ цен и согласование контрактов на продукцию военного назначения.[28]

До этого момента воссозданная в 2006 году ВПК практически не участвовала в выработке параметров гособоронзаказа, несмотря на постоянный рост проблем. В итоге возникла потребность в уполномоченном независимом арбитре между военными и промышленниками, которые отказываются слышать друг друга. ВПК в этих условиях может стать площадкой для коммуникации, обеспечивающей представление своей позиции как военным, так и производителям, при этом сохраняя способность урегулировать возникающие разногласия.[29]

Для перевооружения армии и флота создана ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года». По ней в оборонный комплекс за десять лет будет вложено 3 трлн рублей, из которых 1,8 трлн рублей — из федерального бюджета.[30][31]

31 августа 2012 года Путин заявил, что в сжатые сроки необходимо провести технологическую модернизацию предприятий ОПК России. Путин отметил, что за последние 30 лет по ряду причин — и прежде всего из-за хронического недофинансирования — ОПК России пропустил несколько циклов модернизации. По мнению Путина, нужно навёрстывать упущенное. Путин заявил, что нужно совершить такой же мощный, комплексный прорыв в модернизации оборонных отраслей, как это было в 1930-х годах; нужно освоить наукоёмкие, базовые и критические технологии для выпуска современной конкурентоспособной продукции и на этой основе обеспечить опережающий научно-технический задел для серийного производства перспективных систем вооружения и военной техники, производства в необходимом количестве и с высоким качеством.[32]

В октябре 2012 года вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил о том, что на модернизацию ОПК России до 2020 года будет выделено около $100 млрд государственных средств. Причём условием предоставления этих денег являются собственные вложения предприятий. Кроме того, возможность модернизации предприятий также заложена в определенную норму рентабельности. По мнению Рогозина, эта норма должна составлять примерно 15 %. По словам Рогозина, в процессе модернизации все оборонные предприятия, вероятно, не будут сохранены. Избыточные предприятия будут перепрофилированы и заполнены гражданскими заказами или станут основами для технопарков. Для сотрудников, которые потеряют рабочие места в результате модернизации (таких может быть немало, так как современные станки могут замещать сразу нескольких человек), будет организована помощь в поиске новой работы или профессиональном переобучении.[33]

[править] Роль в экономике

В 2009 году отмечалось, что на долю ОПК России, включая продукцию военного назначения (ПВН), приходится более 70 % всей научной продукции в России, в нём занято более 50 % всех научных сотрудников. Он обеспечивает производство 70 % всех средств связи, 60 % сложной медицинской техники, 30 % оборудования для ТЭК.[34]

[править] Организации

За прошедшие с распада СССР годы промышленность разделилась на две категории: тех, у кого всегда были экспортные контракты, и тех, кто таковых не имел или получал лишь время от времени. Особняком стоят производители стратегических вооружений, которые так или иначе всегда имели внутренний заказ.[35]

Компании, которые в эти годы работали на регулярных экспортных поставках, сегодня находятся в особом положении. Они сохранили и производственные мощности, и кадровый потенциал, и цепочку кооперации, позволяющую выдавать на-гора продукцию без привлечения обходных схем и технологий. Это прежде всего заводы «суховского» куста, предприятия холдинга «Вертолёты России», концерн ПВО «Алмаз-Антей», некоторые судостроители.[36]

Те же компании, которые не получали долгосрочные экспортные контракты, сегодня, при активизации гособоронзаказа, вынуждены во многом учиться работать с нуля, что отягчает уже имеющиеся проблемы.[37]

За последние годы была проведена значительная внутренняя реструктуризация ОПК. В оборонной промышленности сформировано 55 интегрированных структур. В середине 2012 года отмечалось, что в настоящее время они обеспечивают выпуск более 60 % всей продукции ОПК.[38]

Крупные компании ОПК России:[39]

[править] Виды вооружений

[править] Авиация

Самолёт Су-35
Самолёт Су-35

Россия является одной из немногих стран, которые способны самостоятельно разрабатывать и выпускать боевые самолёты.[40]

В 2013 году в России было произведено свыше 60 военных самолётов, из которых Су-34 — 14 единиц, Су-35С — 12, Су-30СМ — 14, Су-30М2 — 4, МиГ-29К/КУБ — 4, Як-130 — 20, Т-50 — 1.[41]

Вертолётчики представляют собой один из самых ярких примеров успешной работы, и пока, при всех проблемах с реализацией госпрограмм вооружения, программа переоснащения армейской авиации новыми машинами выполняется в полном объеме. Секрет успеха довольно прост — он заключается в сочетании освоенной и конкурентоспособной машины с высоким качеством производства. Реального конкурента для Ми-8 на горизонте пока нет и не предвидится. С боевыми вертолетами ситуация несколько иная. И Ми-28, и Ка-52 формально новые машины, но за без малого тридцать лет, прошедшие со времени первого полета Ми-28 и Ка-50 в 1982 году, промышленность сумела вылечить все «детские болезни» и, обновив в соответствии с последними достижениями электронной промышленности оборудование вертолетов, успешно осваивает их производство.[42]

[править] Военные корабли

Российское военное надводное судостроение прошло значительный путь рыночной трансформации. Ряд заводов и особенно НИИ КБ, естественно, остались в руках государства. Но одновременно возникли и достаточно крупные частные структуры — вполне устойчивые и работоспособные. Что касается подводного судостроения, то оно никак не было затронуто приватизацией.[43]

Российские корабелы имеют определенный поток экспортных военных заказов.[44]

«Северное машиностроительное предприятие» и «Звёздочка» в настоящее время специализируются на подводных лодках.[45]

[править] Наука и инновации

В настоящее время все оборонные отрасли российской промышленности относятся к наукоёмким.[46]

Показатель доли инновационно-активных предприятий в российском ОПК составил в 2007 году 46 %.[47]

[править] Производство гражданской продукции компаниями ОПК

Доля гражданской продукции в товарной продукции ОПК в 2008 г. составляла 40,7 %, а к 2015 г. по прогнозным оценкам Минобороны РФ должна превысить 70 % общего объёма производства.[48]

[править] Реализация продукции

[править] Госзаказ

Подробнее см. также: Гособоронзаказ в России

За 1992—1998 годы гособоронзаказ сократился в сопоставимых ценах по сравнению с 1991 г. примерно в 13 раз (в том числе в 22 раза на военные НИОКР).

В 1994 году был издан указ Президента России «Об оборонном заказе». В течение 1990-х годов оборонный заказ в большей части государством не финансировался, что в значительной мере привело к кризису отечественной оборонной промышленности России.[49]

За 1999—2004 годы гособоронзаказ возрос в сопоставимых ценах по сравнению с 1998 г. примерно в 2,5 раза (в том числе более, чем в 7 раз на военные НИОКР).

ВВС России не закупали новых боевых самолетов с 1993 г. Крупные закупки боевых машин возобновились в 2008 г., когда было принято решение выкупить за 25 млрд руб. 34 истребителя МиГ-29СМТ/УБ, от которых отказался Алжир (в 2006 г. был заключен мелкий контракт на поставку пяти бомбардировщиков Су-34, а в 2007-м — 12 учебно-боевых самолетов Як-130). В 2008 г. был заключен контракт на поставку ВВС 32 бомбардировщиков Су-34 на сумму 33,6 млрд руб., а в 2009 г. на выставке МАКС-2009 был подписан контракт на поставку 48 истребителей Су-35, 12 истребителей Су-27СМ3 и четырех истребителей Су-30М2 на сумму 80 млрд руб. Всего с учетом ожидаемых новых контрактов с 2007 г. Вооруженные силы заказали и закажут 159 боевых и 72 учебно-боевых самолета, из них поставлены 57 боевых и 12 учебно-боевых.[50]

[править] Экспорт

Подробнее см. также: Экспорт вооружений из России

Экспорт продукции военного назначения из России:

  • 2003 год — $5,46 млрд
  • 2004 год — $5,78 млрд
  • 2005 год — $6,18 млрд
  • 2006 год — $6,46 млрд
  • 2007 год — $7,19 млрд
  • 2008 год — $8,35 млрд

Россия в рейтинге ЦАМТО по итогам 2011 года заняла второе место в мире по объёму военного экспорта. В 2011 году она продала оружия на 11,29 миллиарда долларов, что составляет 16,1 % от общемировых поставок. Прогноз на 2012 год — 11,3 миллиарда долларов, что составит 17,3 %.[51]

В марте 2011 года отмечалось, что в настоящее время поставки российского вооружения осуществляются в 80 стран мира, причём вертолётная техника пользуется спросом и среди стран НАТО.[52] В июне 2010 года Михаил Дмитриев заявил, что 90 % объема российских военных поставок приходится на 10 стран, в числе которых Индия и Китай.[53]

[править] Связи с Белоруссией

По военным программам многие российские предприятия высокотехнологичного машиностроения сотрудничают с белорусскими партнерами. Многие виды российского экспортного вооружения создаются с применением белорусских комплектующих изделий. Партнерами белорусского ОПК являются более 400 российских предприятий, которые сегодня имеют научно-техническую и производственную кооперацию практически со всеми НИИ, КБ и предприятиями ОПК Белоруссии почти по 1600 наименованиям продукции военно-технического назначения.[54]

Эти изделия и комплектующие применяются при изготовлении российских танков Т‑90, Т‑72, боевых машин пехоты БМП‑3, бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ‑1, БРЭМ-К, БРЭМ-Л, реактивных систем залпового огня «Град», «Ураган», «Смерч», самоходных артиллерийских орудий и гаубиц, противотанковых ракетных и зенитных ракетно-пушечных комплексов, стрелкового оружия и целого ряда других образцов военной техники и вооружений.[55]

«Минский завод колёсных тягачей» («ОАО МЗКТ»), в частности, является главным поставщиком шасси для стратегических ракетных комплексов всех типов. Он выпускает платформы для ракетных комплексов «Искандер», «Тополь-М» и «Ярс», РСЗО «Ураган», «Смерч», «Град», «Торнадо», комплексов ПВО «Оса‑1 Т», «Бук‑2М», «Тор-М2», С‑300 и С‑400 «Триумф», противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бастион», «Бал-Э», «Клаб-М» и множества прочих образцов наземного подвижного вооружения и военной техники. В общей сложности около 90 % годового экспорта «МЗКТ» приходится на российских заказчиков. В свою очередь, более 200 российских предприятий поставляют для ОАО «МЗКТ» сырье, материалы и комплектующие. МЗКТ разработал и освоил практически уникальное производство специальных колесных шасси — транспортной базы для наземного подвижного вооружения и военной техники, среди которых тактические, оперативно-тактические и стратегические ракетные комплексы «Искандер», «Тополь-М», «Ярс». Это предприятие также будет заниматься разработкой новых типов шасси под «Тополь-М» и «PC-24С».[56]

Основу поставок белорусской продукции военного назначения в Россию составляют высокотехнологические разработки — навигационные приборы, пилотажные системы, средства космической и спутниковой связи, антенные устройства, радиостанции, бортовые и стационарные вычислительные комплексы, системы автоматизации и программного обеспечения, а также оптико-механическое, контрольное и сборочное оборудование для изготовления сверхбольших интегральных схем. Ключевую роль здесь играет ОАО «Интеграл» — это холдинг, в который помимо самого одноимённого минского завода входят его филиал «Камертон» (Пинск), ОАО «Электромодуль» (Молодечно) и ОАО «Цветотрон» (Брест). Холдинг поставляет на российские предприятия высокотехнологичного машиностроения, в том числе и РКП, около 70 % всей выпускаемой продукции.[57]

Отдельное направление сотрудничества — разработка белорусскими компаниями для российских заказчиков аэрокосмической оптико-электронной аппаратуры для получения цифровых электронных карт поверхности Земли, навигационного обеспечения высокоточного оружия. Сюда же относятся уникальные прикладные программные комплексы, обеспечивающие управление радиолокационными и лазерно-оптическими системами противоракетной обороны, станциями предупреждения ракетного нападения. Ключевую роль в этих проектах играет ОАО «Пеленг», а также «Агат», КБ «Дисплей», ОАО «МНИПИ» и КБ «Радар».[58]

ОАО «Пеленг», в частности, производит основную часть оптоэлектронной полезной нагрузки для российских спутников дистанционного зондирования Земли и собственного аналогичного спутника, которые разрабатывались и собирались на российском ОАО "Научно-производственная корпорация «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы им. А. Г. Иосифьяна» (ОАО «Корпорация ВНИИЭМ»). Так, налажена тесная кооперация ОАО «Пеленг» с ОАО «Вологодский оптико-механический завод» и ОАО «Курганмашзавод» по поставке прицелов и прицельных комплексов для оснащения и модернизации систем управления огнем бронетанковой техники.[59]

[править] Примечания

  1. Владимир Путин провёл заседание Совета Безопасности в расширенном составе
  2. Способны ликвидировать отставание[1]
  3. Способны ликвидировать отставание[2]
  4. Способны ликвидировать отставание[3]
  5. Способны ликвидировать отставание[4]
  6. Способны ликвидировать отставание[5]
  7. Способны ликвидировать отставание[6]
  8. Способны ликвидировать отставание[7]
  9. Способны ликвидировать отставание[8]
  10. Способны ликвидировать отставание[9]
  11. Способны ликвидировать отставание[10]
  12. Способны ликвидировать отставание[11]
  13. Способны ликвидировать отставание[12]
  14. Способны ликвидировать отставание[13]
  15. Способны ликвидировать отставание[14]
  16. Способны ликвидировать отставание[15]
  17. Способны ликвидировать отставание[16]
  18. Способны ликвидировать отставание[17]
  19. Способны ликвидировать отставание[18]
  20. Способны ликвидировать отставание[19]
  21. Способны ликвидировать отставание[20]
  22. Способны ликвидировать отставание[21]
  23. Способны ликвидировать отставание[22]
  24. Способны ликвидировать отставание[23]
  25. Способны ликвидировать отставание[24]
  26. Способны ликвидировать отставание[25]
  27. Способны ликвидировать отставание[26]
  28. Способны ликвидировать отставание[27]
  29. Способны ликвидировать отставание[28]
  30. Способны ликвидировать отставание[29]
  31. Личный вклад[30]
  32. Владимир Путин провёл заседание Совета Безопасности в расширенном составе
  33. Дмитрий Рогозин: на модернизацию ВПК до 2020 года выделено 100 млрд долларов
  34. Фролов И. Э. Российский высокотехнологичный комплекс в условиях мирового финансово-экономического кризиса // ИНП РАН
  35. Способны ликвидировать отставание[31]
  36. Способны ликвидировать отставание[32]
  37. Способны ликвидировать отставание[33]
  38. Владимир Путин провёл заседание Совета Безопасности в расширенном составе
  39. Российские компании, которые получат господдержку. Полный список
  40. Россия уверенно занимает 2 место по экспорту новых истребителей[34]
  41. Военные самолёты, производство[35]
  42. Способны ликвидировать отставание[36]
  43. http://www.kommersant.ru/doc/811478
  44. http://www.kommersant.ru/doc/811478
  45. http://www.kommersant.ru/doc/811478
  46. Фролов И. Э. Российский высокотехнологичный комплекс в условиях мирового финансово-экономического кризиса // ИНП РАН
  47. Фролов И. Э. Российский высокотехнологичный комплекс в условиях мирового финансово-экономического кризиса // ИНП РАН
  48. Фролов И. Э. Российский высокотехнологичный комплекс в условиях мирового финансово-экономического кризиса // ИНП РАН
  49. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  50. [37][38]
  51. http://www.ria.ru/defense_safety/20111223/524113432.html
  52. http://www.lenta.ru/articles/2011/03/16/army/
  53. http://lenta.ru/news/2010/06/30/order/
  54. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  55. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  56. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  57. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  58. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  59. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
Оборонно-промышленный комплекс России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Авиастроение   СамолётостроениеВертолётостроение
Судостроение  Надводное кораблестроениеПодводное кораблестроение
Прочие отрасли  ТанкостроениеПроизводство средств ПВО
Компании  РостехОборонпромВСМПО-АвисмаРусСпецСтальНПО «Сатурн»МоторостроительАлмаз-АнтейМотовилихинские моторыУралвагонзаводТактическое ракетное вооружениеСеверное машиностроительное предприятиеАмурский судостроительный заводАрзамасский машиностроительный заводКБ приборостроенияКонструкторское бюро машиностроенияКурганский машиностроительный заводНПО машиностроения
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты