Военное самолётостроение России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск
Самолёт Су-35
Самолёт Су-35
Самолёт Су-34
Самолёт Су-34
Военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А
Военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А
Учебно-боевой самолёт Як-130
Учебно-боевой самолёт Як-130

Военное самолётостроение России — отрасль российского самолётостроения, осуществляющая производство военных самолётов. Россия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортёров военных самолётов.

В 2014 году в России было произведено около 150 военных самолётов, в том числе истребители Су-35С — 24 единицы, истребители Су-30СМ — 21, истребители Су-30М2 — 8, фронтовые бомбардировщики Су-34 — 18, истребители Миг-29К/КУБ — 10, учебно-боевые самолёты Як-130 — 20, самолёт наблюдения Ту-214ОН — 1.[1]

Содержание

[править] Типы самолётов

[править] Тактическая авиация

Россия выпускает сверхманевренные истребители Су-35С, бомбардировщики Су-34, многофункциональные истребители Су-30, лёгкие палубные истребители МиГ-29К.[2]

Активно идёт подготовка к началу производства перспективного комплекса фронтовой авиации — Т-50, который в будущем станет основной ударной силой ВВС России.[3]

[править] Дальняя авиация

Главный российский «стратег» — Ту-160 — на сегодняшний день является одним из самых эффективных в мире. Он имеет самые мощные в истории авиации двигатели, выдающие суммарную тягу в 100 тыс. кгс на форсаже. Максимальная скорость полёта на большой высоте — свыше 2000 км/ч, максимальная дальность — свыше 13 тыс. км. То есть свою боевую нагрузку — 40 тонн вооружения — машина может доставить в любую точку мира без дозаправки. В его арсенале — стратегические крылатые и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты, а также свободнопадающие бомбы. Ракетоносец выпускался на Казанском авиационном производственном объединении имени С. П. Горбунова (КАПО). Всего в ВВС России сейчас служат 16 машин. 2 крайних новых самолёта Минобороны получило в 2000 и 2008 годах. Модернизацию на заводе в Казани сейчас проходят 3 первых машины. Обновлённые Ту-160 получат приставку «М» и будут отличаться новым комплексом вооружения и системой его управления, а также современной БРЛС и авионикой, что позволит удвоить боевую эффективность машины. К 2020 году такую модернизацию должны пройти по сути все Ту-160.[4]

На КАПО выпускался и другой дальний ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности — Ту-22М3. Его максимальная взлётная масса — свыше 124 тонн, дальность полёта — 7 тыс. км. Он оснащён парой двигателей тягой до 50 тыс. кгс. Вооружён самолёт сверхзвуковыми управляемыми и гиперзвуковыми ракетами разной дальности, а также обычными и ядерными свободнопадающими бомбами. Ожидается, что до 2020 года будут модернизированы 30 бомбардировщиков — до версии Ту-22М3М. Согласно техзаданию, все обновленные машины получат новый комплекс бортового оборудования и вооружения — новейшие высокоточные бомбы и крылатые ракеты. Эта программа модернизации самолёта не единственная. В 2012 году, по некоторым данным, частичное обновление прошли ещё 4 машины — в них установили новый комплекс бортового и наземного оборудования СВП-24-22 по программе «Гефест». Такие комплексы уже успешно функционируют на фронтовых бомбардировщиках Су-24М. Всего по программе «Гефест» планируется оснастить 30 бортов — соответствующий контракт с Минобороны подписан. Сейчас на вооружении ВВС России стоит около полусотни Ту-22М3.[5]

Разведчик Ту-22МР по своим лётным характеристикам полностью совпадает с базовым Ту-22М3. Разница лишь в наличии бортового комплекса разведки, БРЛС и комплекса РЭП. Первые такие машины поступили в ВВС России в 1994 году. Как и в случае с базовым Ту-22М3, для его разведывательного варианта проработана программа модернизации. Она включает внедрение нового современного разведывательного комплекса повышенной мощности и обновлённого бортового радиоэлектронного оборудования самолета.[6]

Патриархом дальней авиации России по праву считается стратегический ракетоносец Ту-95МС, который выпускался в Советском Союзе в 1980-х годах. Этот самый быстрый в мире турбовинтовой самолёт способен доставить 9 тонн ракет большой дальности и бомб на 10,5 тыс. км. На нём установлены 4 двигателя общей мощностью 60 тыс. лошадиных сил. На вооружении ВВС России сейчас стоят 32 таких бомбардировщика, ещё 3 десятка числятся в резерве. Самолёты должны пройти модернизацию до версии Ту-95МСМ. По некоторым данным, обновлённые машины получат новый навигационный комплекс. А современный прицельный комплекс, который планируют установить на ракетоносец, позволит использовать новейшие крылатые ракеты.[7]

В будущем на смену Ту-160 придёт новый самолёт — Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). Его облик уже практически определён. По заявлениям главкома ВВС России Виктора Бондарева, это будет дозвуковой стратегический ракетоносец. Его отличие от существующих самолётов дальней авиации, например, Ту-160, заключается в том, что он будет нести больше вооружения. «ПАК ДА будет дозвуковым, все его отличие в том, что он будет нести больше, чем Ту-160, и вооружение будет значительно серьёзнее. Все остальные задачи будут решать ракеты», — сказал он. Планируется, что новая машина будет собираться на новом заводе, который построят на территории КАПО имени Горбунова. Ещё в августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на три года. Через 3 года года стало известно, что аванпроект нового бомбардировщика уже завершён и подписан, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолета был утверждён в марте 2013 года.[8]

[править] Транспортная авиация

В 2013 году начал совместные госиспытания с Минобороны России тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А. Он является глубокой модернизацией транспортного Ил-76МД. От предшественника обновленная версия транспортника отличается новым модифицированным крылом, более мощными двигателями тягой в 16 тонн, усовершенствованной топливной системой. Кроме того, на самолёте установлен цифровой прицельно-навигационный комплекс, автопилот и «стеклянная» кабина. Глубоко модернизированный Ил в России будет производиться впервые. Ранее его предшественника делали в Узбекистане на Ташкентском производственном объединении имени В. П. Чкалова. Согласно контракту, ульяновские авиастроители должны произвести 39 Ил-76МД-90А до 2018 года. Этот контракт — крупнейший в российской военно-транспортном авиастроении за последние 20 лет.[9]

[править] Разведывательная авиация

В ноябре 2011 года ТАНТК им Г. М. Бериева передал Минобороны первый, а в конце февраля 2013 года — второй серийно модернизированный самолёт ДРЛОиР А-50У. Как сообщается предприятие, в обновлённой машине осуществлён переход на новую элементную базу бортового радиотехнического комплекса. Кроме того, кардинально модернизированы рабочие места членов тактического экипажа самолёта. А-50У получил «стеклянную» кабину с обилием многофункциональных ЖК-индикаторов. На самолёте установлен новый комплекс связи. А-50У может обнаружить наземные цели и определить их координаты, причём обнаружение может насчитывать до 300 объектов одновременно. Бомбардировщики обнаруживаются на расстоянии до 650 км, истребители — до 300 км, а колонны танков — 250 км.[10]

Выпускается самолёт воздушного наблюдения Ту-214ОН «Открытое небо».[11]

Готовится к поставке самолёт радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р.[12][13]

Сейчас ведутся работы над созданием самолета ДРЛОиР следующего поколения — А-100. По мнению некоторых экспертов, эта машина превзойдёт по своим характеристикам А-50У и будет строиться на базе Ил-76МД-90А.[14]

[править] Топливозаправщики

В середине 2013 года ульяновский завод «Авиастар-СП» запустил в производство глубоко модернизированную версию воздушного танкера — Ил-78М-90А. Он, в свою очередь, создан на базе также глубоко модернизированного тяжёлого рампового военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А. Главные отличия от самолёта-предшественника (Ил-78М) — новые более мощные, но и более экономичные двигатели ПС-90А-76. У заправщика «стеклянная» кабина, в которой вся информация о системах самолёта сведена на 8 многофункциональных ЖК-дисплеев. Заводчане планируют построить для российских ВВС более 30 самолётов, которые в перспективе заменят стареющие Ил-78М.[15]

[править] Учебная авиация

В России производится учебно-боевой самолёт Як-130.

[править] Производственные площадки

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (Хабаровский край) занимается производством двухместных многоцелевых истребителей Су-30М2/МК2, многофункциональных сверхманёвренных одноместных истребителей Су-35С, перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения Т-50.[16]

Иркутский авиационный завод занимается производством многофункционального истребителя Су-30СМ и учебно-боевого самолёта Як-130.[17]

Корпорация «МиГ» осуществляет серийное производство военных самолётов семейства «МиГ», в том числе самолётов МиГ-29К и МиГ-29КУБ.[18][19]

Новосибирский авиационный завод (Новосибирская область) осуществляет производство истребителя-бомбардировщика Су-34.[20]

Завод «Авиастар-СП» (Ульяновская область) выпускает транспортные самолёты Ил-76МД-90А.[21]

Казанский авиационный завод (Татарстан) выпускает самолёт наблюдения Ту-214ОН «Открытое небо».[22]

[править] Роль на мировом рынке

В период 2008—2014 годов предприятия, входящие в структуру ОАК (ПАО «Компания „Сухой“», ОАО «Корпорация „Иркут“», АО «РСК „МиГ“») поставили заказчикам в 12 странах мира около 270 самолётов. Средние темпы производства военных самолётов в этот период составили до 40 воздушных судов в год, что соответствует примерно 12-13 % мирового рынка в денежном выражении и 15-16 % в количественном выражении.[23]

[править] Перспективы

Истребитель Т-50
Истребитель Т-50

Истребитель 5-го поколения Т-50. В 2016 году планируется завершить испытания двигателя для Т-50.[24] В январе 2015 года главнокомандующий ВВС России Виктор Бондарев заявил, что Т-50 начнёт поступать в войска с 2016 года.[25]

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100. Первые самолёты планируется передать войскам в 2016 году.[26]

Самолёт-заправщик Ил-78М-90А. Первый полёт запланирован на 2016 год.[27]

Многоцелевой истребитель МиГ-35. В 2016 году начнутся лётные испытания самолёта.[28]

Лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В. Первый полёт планируется в 2017 году, завершение испытаний — в 2019 году.[29][30][31]

Стратегический бомбардировщик Ту-160. Начаты работы по восстановлению его производства.[32] Планируется, что производство стартует не позднее 2023 года.[33]

Транспортный самолёт Ил-106 (ранее этот проект назывался «Ермак»). В 2016 году планируется начать создание семейства сверхтяжёлых транспортных самолётов грузоподъёмностью 80 и более тонн. Это широкофюзеляжные самолёты. Предполагается, что серийный выпуск по этому проекту начнётся к 2024 году.[34][35]

Перспективный авиакомплекс дальней авиации (ПАК ДА). В 2019 году должна завершиться разработка двигателя для ПАК ДА. В том же году должен состояться первый полёт самолёта.[36] Начало серийного производства планируется на 2025 год.[37]

Транспортный самолёт Ил-214 (или MRTA). В 2019 году на Ульяновском авиазаводе планируется начать сборку российско-индийского многоцелевого транспортного самолёта Ил-214 грузоподъёмностью в 20 тонн и дальностью полёта в 2,5 тыс. км.[38]

Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП, МиГ-41). 11 августа 2014 года главком ВВС России Виктор Бондарев заявил, что сейчас идут НИР по разработке ПАК ДП, с 2017 года планируется начать ОКР по созданию этого самолёта и до 2025 года ожидается поступление нового самолёта в ВВС.[39]

Перспективный авиационный комплекс корабельной авиации (ПАК КА) — новый палубный самолёт. Будет создан на базе ПАК ФА.

Перспективный самолёт-штурмовик. В настоящее время ведутся опытно-конструкторские работы.

Истребитель 6-го поколения. КБ «Сухой» начало разработку.[40]

[править] Ссылки

[править] Реестры самолётов

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. См. Авиационная промышленность России в 2014 году
  2. ВВС России: начало возрождения
  3. ВВС России: начало возрождения
  4. ВВС России: начало возрождения
  5. ВВС России: начало возрождения
  6. ВВС России: начало возрождения
  7. ВВС России: начало возрождения
  8. ВВС России: начало возрождения
  9. ВВС России: начало возрождения
  10. ВВС России: начало возрождения
  11. ВВС России: начало возрождения
  12. ВВС России: начало возрождения
  13. Парк самолетов-ретрансляторов Ту-214СР до конца этого года увеличится до пяти машин. 11 февраля 2015
  14. ВВС России: начало возрождения
  15. ВВС России: начало возрождения
  16. Филиал Открытого акционерного общества "Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина»
  17. Поставки военных самолетов Министерству обороны России в 2014 году. 11 января 2015
  18. АО "Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»
  19. Поставки военных самолетов Министерству обороны России в 2014 году. 11 января 2015
  20. Филиал Открытого акционерного общества "Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова»
  21. АО «Авиастар-СП»
  22. Поставки военных самолетов Министерству обороны России в 2014 году. 11 января 2015
  23. Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
  24. Прототип двигателя для нового российского бомбардировщика сделают за 32 млрд рублей. 4 декабря 2014
  25. Главком ВВС России: истребители Т-50 начнут поступать в войска с 2016 года. 24 января 2015
  26. В 2015 году начнутся испытания самолета А-100 «Премьер». 16 января 2015
  27. Первый полет самолета-заправщика Ил-78М-90А запланирован на 2016 год. 28 октября 2015
  28. Летные испытания МиГ-35 начнутся в 2016 году. 17 марта 2016
  29. Заключен государственный контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию легкого военно-транспортного самолета Ил-112В для Министерства обороны Российской Федерации. 23 декабря 2014
  30. Сила над облаками: успехи ВКС РФ в Сирии ошарашили весь мир. 7 ноября 2015
  31. Опубликован аналитический доклад «Государственные программы вооружения Российской Федерации: проблемы исполнения и потенциал оптимизации». 21 апреля 2015
  32. Минобороны РФ: Работа по воспроизводству бомбардировщиков Ту-160 уже начата. 9 июля 2015
  33. О работах по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160. 10 февраля 2016
  34. Полеты во сне и наяву. 25 апреля 2015
  35. Главный конструктор рассказал о перспективных моделях Ил. 8 ноября 2015
  36. Прототип двигателя для нового российского бомбардировщика сделают за 32 млрд рублей. 4 декабря 2014
  37. Опубликован аналитический доклад «Государственные программы вооружения Российской Федерации: проблемы исполнения и потенциал оптимизации». 21 апреля 2015
  38. Российско-индийский многоцелевой самолёт будут собирать на «Авиастаре». 29 августа 2014
  39. МиГ-41
  40. Рогозин: КБ «Сухой» представило первые разработки по истребителю шестого поколения. 2 марта 2016
Военное самолётостроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  Производство истребителейПроизводство бомбардировщиковПроизводство штурмовиковПроизводство военно-транспортных самолётовПроизводство учебно-боевых самолётов
Производимые самолёты  Су-35Су-30Су-34МиГ-29Ил-476Як-130Т-50 (проект) • МиГ-35 (проект) • ПАК ДА (проект) • Ил-112В (проект)
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Самолётостроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  Гражданское самолётостроениеВоенное самолётостроениеТранспортное самолётостроение
Компании  ОАКМиГКазанское авиационное производственное объединениеАвиастар-СПИркутЛуховицкий машиностроительный заводКомсомольский-на-Амуре авиационный заводГражданские самолёты СухогоНовосибирский авиационный заводСухой
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Оборонно-промышленный комплекс России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Авиастроение   СамолётостроениеВертолётостроение
Судостроение  Надводное кораблестроениеПодводное кораблестроение
Прочие отрасли  ТанкостроениеПроизводство средств ПВО
Компании  РостехОборонпромВСМПО-АвисмаРусСпецСтальНПО «Сатурн»МоторостроительАлмаз-АнтейМотовилихинские моторыУралвагонзаводТактическое ракетное вооружениеСеверное машиностроительное предприятиеАмурский судостроительный заводАрзамасский машиностроительный заводКБ приборостроенияКонструкторское бюро машиностроенияКурганский машиностроительный заводНПО машиностроения
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты