Самолёт

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Стратегический бомбардировщик Ту-160
Стратегический бомбардировщик Ту-160

Самолёт — ле­та­тель­ный ап­па­рат тя­же­лее воз­ду­ха, для по­лё­тов в ат­мо­сфе­ре с по­мо­щью си­ло­вой ус­та­нов­ки и крыль­ев. Ис­то­ри­че­ски С. (ста­рое назв. — аэ­ро­план) при­ня­то на­зы­вать ЛА, управ­ляе­мые эки­па­жем или пи­ло­том. С. вклю­ча­ет пла­нёр (со­во­куп­ность фю­зе­ля­жа, кры­ла, опе­ре­ния, шас­си), си­ло­вую ус­та­нов­ку, сис­те­му бор­то­во­го обо­ру­до­ва­ния (в том числе авио­ни­ку). Для по­лу­че­ния те­п­ло­вой энер­гии, пре­об­ра­зую­щей­ся в си­ло­вой ус­та­нов­ке в тя­го­вое уси­лие возд. вин­та или в ре­ак­ти­вую си­лу струи ра­бо­че­го те­ла, ис­поль­зу­ют авиа­ци­он­ное то­п­ли­во. Управ­ле­ние по­лё­том С. про­из­во­дит­ся аэ­ро­ди­на­мич. (возд. ру­ли, за­крыл­ки, не­су­щие по­верх­но­сти из­ме­няе­мой гео­мет­рии и др.) или га­зо­ди­на­мич. (из­ме­не­ние век­то­ра тя­ги дви­га­те­ля) ор­га­на­ми управ­ле­ния.[1]

Сло­во «самолёт» при­ме­нил для обо­зна­че­ния управ­ляе­мо­го аэ­ро­ста­та в 1857 ка­пи­тан 1 ран­га Н. М. Со­ков­нин. В зна­че­нии, близ­ком к современному, сло­во «С.» впер­вые в России упот­ре­бил жур­на­лист и пи­са­тель А. В. Эвальд в ст. «О воз­ду­хо­пла­ва­нии», на­пе­ча­тан­ной в 1863 в газ. «Го­лос», где он пред­ло­жил идею ЛА тя­же­лее воз­ду­ха, ис­поль­зую­ще­го не­под­виж­ную (от­но­си­тель­но др. час­тей ап­па­ра­та) не­су­щую по­верх­ность для соз­да­ния подъ­ём­ной си­лы и ар­хи­ме­дов винт, при­во­ди­мый в дви­же­ние рас­по­ла­гаю­щим­ся на бор­ту дви­га­те­лем, для соз­да­ния тя­ги.[2]

Содержание

[править] Классификация самолётов

Клас­си­фи­ка­ция са­мо­лё­тов про­из­во­дит­ся по кон­ст­рук­тив­ным при­зна­кам (в том числе по чис­лу не­су­щих по­верх­но­стей, аэ­ро­ди­на­мич. схе­ме, си­ло­вой ус­та­нов­ке), лёт­но-тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­кам, сис­те­ме бор­то­во­го обо­ру­до­ва­ния, на­зна­че­нию (гра­ж­дан­ские и во­ен­ные) и др.; раз­ли­ча­ют С. экс­пе­ри­мен­таль­ные, опыт­ные, се­рий­ные.[3]

[править] Конструктивные признаки

По кон­ст­рук­тив­ным при­зна­кам С. дол­жен обес­пе­чи­вать вы­со­кие аэ­ро­ди­на­мич. ха­рак­те­ри­сти­ки (макс. подъ­ём­ную си­лу при ми­ним. ло­бо­вом со­про­тив­ле­нии), об­ла­дать не­об­хо­ди­мой проч­но­стью, жё­ст­ко­стью, жи­ву­че­стью и вы­нос­ли­во­стью при ми­ним. ве­се, быть тех­но­ло­гич­ным в про­из-ве и об­слу­жи­ва­нии. По чис­лу не­су­щих по­верх­но­стей (крыль­ев) раз­ли­ча­ют мо­но­план (осн. тип совр. С.), би­план, по­лу­то­ра­план (би­план, пло­щадь ниж­не­го кры­ла ко­то­ро­го зна­чи­тель­но мень­ше площади верх­не­го), три­план (3 не­су­щие по­верх­но­сти рас­по­ло­же­ны друг под дру­гом) и по­ли­план (С. с 4 и бо­лее глав­ны­ми не­су­щи­ми по­верх­но­стя­ми). В за­ви­си­мо­сти от вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния кры­ла и го­ри­зон­таль­но­го опе­ре­ния (ГО) вы­де­ля­ют сле­дую­щие осн. аэ­ро­ди­на­ми­че­ские схе­мы С.: нор­маль­ная аэ­ро­ди­на­мич., «ут­ка», «бес­хво­ст­ка», ле­таю­щее кры­ло. Си­ло­вая ус­та­нов­ка С. со­сто­ит из авиа­ци­он­но­го дви­га­те­ля и дви­жи­те­ля (вин­то­во­го, ре­ак­тив­но­го), а так­же то­п­лив­ной, мас­ля­ной, про­ти­во­по­жар­ной сис­тем и др. По ти­пу дви­га­те­лей в си­ло­вой ус­та­нов­ке раз­ли­ча­ют: порш­не­вые дви­га­тели; га­зо­тур­бин­ные дви­га­те­ли (в том числе тур­бо­вин­то­вые дви­га­те­ли); воз­душ­но-ре­ак­тив­ные дви­га­те­ли (ВРД), в том числе пря­мо­точ­ные (ПВРД) и пуль­си­рую­щие (ПуВРД), ги­пер­зву­ко­вые пря­мо­точ­ные (ГПВРД), тур­бо­ре­ак­тив­ные дви­га­те­ли. По чис­лу дви­га­те­лей С. бы­ва­ют от од­но­дви­га­тель­ных (напр., Ан-2, МАИ-890) до че­тыр­на­дца­тид­ви­га­тель­ных (напр., ВВА-14, вер­ти­каль­но-взле­таю­щая ам­фи­бия, СССР).[4]

[править] Лётно-технические характеристики

Лёт­но-тех­ни­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки пред­став­ля­ют ком­плекс ко­ли­че­ст­вен­ных по­ка­за­те­лей, оп­ре­де­ляю­щих воз­мож­но­сти ЛА вы­пол­нять своё це­ле­вое на­зна­че­ние, как то: ско­рость по­лё­та, взлёт­но-по­са­доч­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, ус­ло­вия ба­зи­ро­ва­ния, а так­же даль­ность и про­дол­жи­тель­ность по­лё­та, ско­ро­подъ­ём­ность, ма­нёв­рен­ность, вы­со­та по­лё­та, пас­са­жи­ров­ме­сти­мость (в осн. для пас­са­жир­ских С.), гру­зо­подъ­ём­ность (бом­бо­вая на­груз­ка для во­ен­ных С.), на­дёж­ность и др. По ско­ро­сти по­лё­та раз­ли­ча­ют С. доз­ву­ко­вые, макс. по­лёт­ное Mаха чис­ло не бо­лее 0,8 (напр., Ту-334), транс­зву­ко­вые — от 0,8 до 1,2 (Ту-22), сверх­зву­ко­вые — от 1,2 до 3 (Ту-144), ги­пер­зву­ко­вые — св. 3 (Х-15, США). По дли­не взлёт­но-по­са­доч­ной по­ло­сы бывают С. обыч­но­го взлё­та и по­сад­ки (напр., МиГ-29); вер­ти­каль­но­го взлё­та и по­сад­ки (СВВП), спо­соб­ные взле­тать и са­дить­ся при ну­ле­вой го­ри­зон­таль­ной ско­ро­сти, ис­поль­зуя тя­гу дви­га­те­ля, на­прав­лен­ную вер­ти­каль­но [де­лят­ся на ап­па­ра­ты, ис­поль­зую­щие энер­гию га­зо­вой струи ре­ак­тив­но­го дви­га­те­ля, напр. Як-38, РФ, McDonnell Douglas, США, и со­здаю­щие вер­ти­каль­ную тя­гу по­сред­ст­вом возд. вин­тов разл. кон­ст­рук­ции]; вер­ти­каль­но-ульт­ра­ко­рот­ко­го взлё­та и по­сад­ки (напр., сверх­зву­ко­вой па­луб­ный Як-141); ко­рот­ко­го взлё­та и по­сад­ки [напр., СУ-33, Ан-72, Бо­инг (Boeing) YC-14, Мак­дон­нелл-Ду­глас YC-15, США], от­ли­чаю­щие­ся мень­ши­ми ско­ро­стя­ми от­ры­ва и при­зем­ле­ния и со­от­вет­ст­вен­но мень­ши­ми дли­на­ми раз­бе­га и про­бе­га (тре­буе­мая дли­на взлёт­но-по­са­доч­ной по­ло­сы 400—600 м). По ус­ло­ви­ям ба­зи­ро­ва­ния раз­ли­ча­ют С., ис­поль­зую­щие для взлё­та и по­сад­ки аэ­ро­дром; авиа­не­су­щий ко­рабль — обыч­но СВВП и С. вер­ти­каль­но­го-ульт­ра­ко­рот­ко­го взлёта (с раз­бе­гом на па­лу­бе и даль­ней­шим раз­го­ном на возд. уча­ст­ке по­сле от­ры­ва от па­лу­бы или от трам­пли­на) и по­сад­ки (вер­ти­каль­ная, аэ­ро­фи­ни­шё­ром или с ко­рот­ким про­бе­гом); во­ду — гид­ро­са­мо­лё­ты, ам­фи­бии и ле­таю­щие лод­ки. Даль­ность по­лё­та — наи­боль­шее рас­стоя­ние, ко­то­рое С. мо­жет про­ле­теть по пря­мой без по­пол­не­ния за­па­са то­п­ли­ва; пас­са­жир­ские и транс­порт­ные С. с тур­бо­ре­ак­тив­ны­ми и тур­бо­вин­то­вы­ми дви­га­те­ля­ми ле­та­ют на 10000 км и бо­лее; С. Фос­сетт (США) 8-11 февр. 2006 на экс­пе­рим. од­но­ме­ст­ном ре­ак­тив­ном С. «Virgin Atlantic GlobalFlyer» со­вер­шил без до­за­пра­вок бес­по­са­доч­ный по­лёт во­круг зем­но­го ша­ра, ус­та­но­вив аб­со­лют­ный ре­корд даль­но­сти и про­дол­жи­тель­но­сти по­лё­та без ос­та­нов­ки — 41467,53 км за 76 ч 45 мин. Ско­ро­подъ­ём­ность — вре­мя на­бо­ра С. за­дан­ной вы­со­ты (из­ме­ря­ет­ся в м/с), за­ви­сит от ве­ли­чи­ны вер­ти­каль­ной ско­ро­сти подъ­ё­ма; наи­боль­шую ско­ро­подъ­ём­ность име­ют ис­тре­би­те­ли, для ко­то­рых пре­иму­ще­ст­во в вер­ти­каль­ном ма­нёв­ре важ­но при ве­де­нии возд. боя и при пе­ре­хва­те возд. це­лей (напр., МиГ-25 на­би­ра­ет вы­со­ту 25000 м за 154,2 с, то есть ско­ро­подъ­ём­ность — 162,1 м/с). Ма­нёв­рен­ность — спо­соб­ность С. (осо­бен­но во­ен­но­го) в по­лё­те вы­пол­нять тот или иной ма­нёвр (раз­во­рот на 90° и 180°, раз­гон до макс. ско­ро­сти, ви­раж, спи­раль, фи­гу­ры выс­ше­го пи­ло­та­жа и др.), ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вре­ме­нем его вы­пол­не­ния, ве­ли­чи­ной пе­ре­груз­ки при из­ме­не­нии тра­ек­то­рии и др. по­ка­за­те­ля­ми. Вы­со­та по­лё­та (прак­ти­че­ский по­то­лок) — вы­со­та, на ко­то­рой С. ещё об­ла­да­ет не­ко­то­рой ус­лов­но при­ня­той вер­ти­каль­ной ско­ро­стью для на­бо­ра вы­со­ты (ог­ра­ни­че­на обыч­но 8-12 км для пас­са­жир­ских С., 17-23 км и бо­лее для во­ен­ных). Пас­са­жи­ров­ме­сти­мость — чис­ло пас­са­жир­ских кре­сел в са­ло­нах С.; за­ви­сит от плот­но­сти ком­по­нов­ки са­ло­нов и клас­са ус­та­нав­ли­вае­мых кре­сел; как пра­ви­ло, ис­поль­зу­ет­ся «сме­шан­ная» ком­понов­ка са­ло­нов (8-20 % кре­сел пер­во­го клас­са, ос­таль­ные — эко­ном­клас­са). Гру­зо­подъ­ём­ность — вес гру­зов (воо­ру­же­ния, съём­но­го обо­ру­до­ва­ния и др.), в том числе и пас­са­жи­ров, пе­ре­во­зи­мых на С. при вы­пол­не­нии по­лё­та; тре­бо­ва­ния по гру­зо­подъ­ём­но­сти предъ­яв­ля­ют­ся осо­бо к тя­жё­лым и лёг­ким бом­бар­ди­ров­щи­кам. На­дёж­ность — свой­ст­во С. вы­пол­нять за­дан­ные функ­ции, со­хра­няя свои экс­плуа­тац. по­ка­за­те­ли в за­дан­ных пре­де­лах, в те­че­ние тре­буе­мо­го про­ме­жут­ка вре­ме­ни или тре­буе­мой на­ра­бот­ки.[5]

[править] Системы бортового оборудования

Сис­те­мы бор­то­во­го обо­ру­до­ва­ния вклю­ча­ют ком­плекс ра­дио­элек­трон­ных уст­ройств, фор­ми­рую­щих для эки­па­жа и ав­то­пи­ло­та ин­фор­ма­цию, не­об­хо­ди­мую для управ­ле­ния по­лё­том С., и обес­пе­чи­ваю­щих его безо­пас­ность, в том числе бор­то­вой вы­чис­ли­тель­ный ком­плекс, бор­то­вой на­ко­пи­тель по­лёт­ной ин­фор­ма­ции, т. н. чёр­ный ящик, сис­те­мы ра­дио­элек­трон­но­го про­ти­во­дей­ст­вия, фо­то- и ИК-раз­вед­ки, за­кры­той ко­ди­ро­ван­ной свя­зи и др.; авиа­ци­он­ное воо­ру­же­ние для во­ен. ма­шин (ра­дио­ло­кац. и те­ле­ви­зи­он­но-оп­тич. при­цель­ные сис­те­мы и др.). Для спа­се­ния эки­па­жей (в осн. во­ен­ных) раз­ра­бо­та­на сис­те­ма ка­та­пуль­ти­ро­ва­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем спец. уст­ройств [ка­та­пульт­но­го крес­ла (наи­бо­лее рас­про­стра­не­но), кап­су­лы или от­де­ляе­мой ка­би­ны]. Обо­ру­до­ва­ния авио­ни­ки (за по­след­ние 30-40 лет) пре­вос­хо­дят по стои­мо­сти всю ос­таль­ную кон­ст­рук­цию са­мо­лё­та.[6]

[править] Гражданские самолёты

Гра­ж­дан­ские са­мо­лё­ты делят: на пас­са­жир­ские [напр., круп­ней­ший ши­ро­ко­фю­зе­ляж­ный двух­па­луб­ный че­ты­рёх­дви­гат. ре­ак­тив­ный пас­са­жир­ский авиа­лай­нер А-380, соз­дан­ный кон­цер­ном «Airbus» (выс. 24,08 м, дли­на 72,75 м, раз­мах кры­ла 79,75 м, вме­сти­мость 525 пас­са­жи­ров в са­ло­нах трёх клас­сов, 853 пас­са­жи­ра в од­но­клас­со­вой кон­фи­гу­ра­ции, мо­жет со­вер­шать бес­по­са­доч­ные пе­ре­лё­ты на рас­стоя­ние до 15400 км); ре­гио­наль­ный пас­са­жир­ский Су­хой Су­перджет 100, соз­дан­ный компанией «Гра­ж­дан­ские са­мо­лё­ты Су­хо­го» (выс. 10,28 м, дли­на 29,94 м, раз­мах кры­ла 27,80 м, вме­сти­мость 98, в ба­зо­вой ком­по­нов­ке до 108 пас­са­жи­ров, мо­жет со­вер­шать бес­по­са­доч­ные пе­ре­лё­ты на рас­стоя­ние до 4578 км); меж­кон­ти­нен­таль­ный пас­са­жир­ский ши­ро­ко­фю­зе­ляж­ный С. для сред­ней и боль­шой про­тя­жён­но­сти Ил-96, соз­дан­ный в ОКБ С. В. Иль­ю­ши­на]; транс­порт­ные; поч­то­вые; сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные; са­ни­тар­ные; по­жар­ные; учеб­но-тре­ни­ро­воч­ные и др.[7]

[править] Военные самолёты

Во­ен­ные са­мо­лё­ты под­раз­де­ля­ют­ся по бое­во­му на­зна­че­нию на ис­тре­би­те­ли (фрон­то­вые, пе­ре­хват­чи­ки, ис­тре­би­те­ли-бом­бар­ди­ров­щи­ки), стра­те­гич. бом­бар­ди­ров­щи­ки (в том числе ра­ке­то­нос­цы), штур­мо­ви­ки, то­п­ли­во­за­прав­щи­ки, раз­вед­чи­ки, про­ти­во­ло­доч­ные, транс­порт­ные (во­ен­но-де­сант­ные и во­ен­но-транс­порт­ные).[8]

Фрон­то­вые ис­тре­би­те­ли [напр., МиГ-29, Су-57, РФ; F-22 «Рэп­тор», США] пред­на­зна­че­ны в пер­вую оче­редь для унич­то­же­ния возд. це­лей, за­щи­ты на­зем­ных объ­ек­тов от авиа­ции про­тив­ни­ка, ре­же — для ата­ки на­зем­ных и мор. це­лей.[9]

Ис­тре­би­те­ли-пе­ре­хват­чи­ки (напр., МиГ-31, РФ; F-16 «Фай­тинг Фал­кон», США) — для унич­то­же­ния бом­бар­ди­ров­щи­ков и кры­ла­тых ра­кет про­тив­ни­ка; тер­мин «пе­ре­хват­чик» поя­вил­ся в сов. во­ен. ли­те­ра­ту­ре в нач. 1950-х гг. в свя­зи с ос­на­ще­ни­ем ис­тре­би­те­лей не­ко­то­рых ти­пов бор­то­вы­ми ра­дио­ло­кац. стан­ция­ми, ко­то­рые по­зво­ляли об­на­ру­жи­вать и по­ра­жать возд. це­ли при от­сут­ст­вии ви­зу­аль­ной ви­ди­мо­сти.[10]

Ис­тре­би­те­ли-бом­бар­ди­ров­щи­ки (напр., Су-34, РФ; F-35, США) — для на­не­се­ния вы­со­ко­точ­ных ра­кет­но-бом­бо­вых уда­ров, в том числе с ис­поль­зо­ва­ни­ем ядер­но­го ору­жия, по су­хо­пут­ным и над­вод­ным це­лям в лю­бое вре­мя су­ток.[11]

Стра­те­ги­че­ские бом­бар­ди­ров­щи­ки (напр., Ту-160, Ту-22М, РФ; B-1 «Лан­сер», Нортроп B-2 «Спи­рит», США), меж­кон­ти­нен­таль­ные С. с даль­но­стью дей­ст­вия св. 5000 км, спо­соб­ны при­ме­нять ядер­ное ору­жие для на­не­се­ния бом­бо­вых уда­ров по стра­те­ги­че­ски зна­чи­мым объ­ек­там в ты­лу про­тив­ни­ка с це­лью под­ры­ва его во­ен. и пром. мо­щи. Ны­не лишь Рос­сия и США об­ла­да­ют бое­вы­ми С. та­ко­го клас­са. Ра­ке­то­нос­цы (напр., Ту-22М3) — спе­циа­ли­зир. бое­вые С. для дос­тав­ки к це­ли кры­ла­той ра­ке­ты клас­са «воз­дух — по­верх­ность».[12]

Штур­мо­ви­ки (напр., Су-25) используются для не­по­сред­ст­вен­ной под­держ­ки су­хо­пут­ных войск над по­лем боя, а так­же для при­цель­но­го по­ра­же­ния на­зем­ных и мор. це­лей.[13]

Самолёты-раз­вед­чи­ки (напр., А-50, РФ; U-2, США) мо­гут не­сти оп­ре­де­лён­ные ти­пы воо­ру­же­ний и спо­соб­ны унич­то­жать об­на­ру­жен­ные важ­ные це­ли, так­же мо­гут ис­поль­зо­вать­ся для на­ве­де­ния ог­ня ар­тил­ле­рии.[14]

Про­ти­во­ло­доч­ные С. [напр., А-40 «Аль­бат­рос», Ил-38, РФ] пред­назначе­ны для по­ис­ка и по­ра­же­ния ПЛ про­тив­ни­ка, обо­ру­ду­ют­ся ав­то­ма­ти­зир. по­ис­ко­во-при­цель­ной сис­те­мой и со­от­вет­ст­вую­щим воо­ру­же­ни­ем (про­ти­во­ло­доч­ны­ми тор­пе­да­ми, ми­на­ми, ра­ке­та­ми и глу­бин­ны­ми бом­ба­ми в обыч­ном и ядер­ном сна­ря­же­нии).[15]

Транс­порт­ные С. (мно­го­це­ле­вые и спе­ци­аль­ные) — для транс­пор­ти­ров­ки разл. во­ен. гру­зов, вы­пол­не­ния во­ен­но-де­сант­ных и спец. за­дач (напр., Ту-214, Ан-12; Boeing 747-400F, Freighter — «гру­зо­вой»).[16]

Для сни­же­ния за­мет­но­сти во­ен. С. на эк­ра­не ра­да­ра (в осн. ис­тре­би­те­лей и бом­бар­ди­ров­щи­ков) соз­да­ны ма­ло­за­мет­ные С. [напр., стра­те­гич. бом­бар­ди­ров­щик Нор­троп B-2 «Спи­рит», США; па­луб­ный ис­тре­би­тель с кры­лом об­рат­ной стре­ло­вид­но­сти Су-47 «Бер­кут», РФ] по т. н. стелс-тех­но­ло­гии (англ. stealth technology), по­сред­ст­вом спец. раз­ра­бо­тан­ных гео­мет­рич. форм и ра­дио­по­гло­щаю­щих ма­те­риа­лов и по­кры­тий, ко­то­рые рез­ко умень­ша­ют ра­ди­ус об­на­ру­же­ния и тем са­мым по­вы­ша­ют вы­жи­вае­мость бое­вой ма­ши­ны.[17]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Самолёт
  2. Самолёт
  3. Самолёт
  4. Самолёт
  5. Самолёт
  6. Самолёт
  7. Самолёт
  8. Самолёт
  9. Самолёт
  10. Самолёт
  11. Самолёт
  12. Самолёт
  13. Самолёт
  14. Самолёт
  15. Самолёт
  16. Самолёт
  17. Самолёт
Личные инструменты