Су-57

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Истребитель Су-57
Истребитель Су-57

Су-57 (Т-50, Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) — проходящий испытания российский тяжёлый многофункциональный истребитель пятого поколения.[1]

Разработан компанией «Сухой». Впервые поднялся в воздух 29 января 2010 года.[2]

По сравнению с истребителями предыдущих поколений Су-57 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолёта, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе как по воздушным, так и наземным целям в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.[3]

Содержание

[править] История

Основная статья: История Су-57

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), известный также под индексами Т-50, И-21 и И-90, впервые поднялся в воздух 21 января 2010 года. Разработка нового самолета началась в 2002 году, однако программы по созданию многоцелевого истребителя стартовали в СССР и США еще в 1980-х годах. Общая концепция «пятого поколения» предусматривала ряд требований к новым самолетам, среди которых были: малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазоне (наличие технологии «стелс»), способность взлета и посадки на укороченных взлетно-посадочных полосах, возможность использования широкого спектра вооружений, в том числе высокоточного оружия, противодействие вражеской технике, использующей стелс-технологии, способность сверхзвукового полета без форсажа и сверхманевренность (американская концепция это требование не выдвигала и использовала вместо него требование к общей динамичности боевой системы «летчик — самолет». В США уже в 1990 году совершили свой первый полет прототипы истребителей пятого поколения, и в 2005 году был принят на вооружение первый серийный многоцелевой истребитель пятого поколения: Lockheed Martin F-22.[4]

В Военно-воздушных силах СССР, а впоследствии ВВС РФ истребитель пятого поколения должен был прийти на смену Су-27 и МиГ-29, разработанным в 70-х годах. Распад СССР задержал новые разработки более чем на 10 лет. Тем не менее, конструкторские бюро «Сухого» и МиГа продолжали заниматься изысканиями в области технологий истребителей пятого поколения. Проект многофункционального фронтового истребителя ОКБ имени Микояна «1.44»/«1.42» (опытно-экспериментальный экземпляр первый полет совершил в 2000 году) в начале 2000-х годов был закрыт вследствие недостатка финансирования. «ОКБ Сухого» изготовил один летный экземпляр истребителя с необычной обратной стреловидностью крыла Су-47 «Беркут», на котором испытывал ряд предложенных конструкторами перспективных технологий и решений.[5]

Весной 2002 года дальнейшую разработку истребителя пятого поколения было поручено осуществлять «ОКБ Сухого» под руководством Михаила Погосяна. Новая программа получила название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА). Генеральным конструктором проекта стал Александр Давыденко. Программа предполагала, что новый самолет будет принят на вооружение в 2009 году, а всего государство выдаст на его создание $1,5 млрд. Однако и срок, и бюджет проекта эксперты называли нереалистичными.[6]

Осенью 2004 года была завершена разработка эскизного проекта нового истребителя, в конце того же года он был одобрен комиссией заказчика, подтвердившей, что новый самолет отвечает заявленным требованиям. В том же году с макетом самолета впервые ознакомился президент России В. В. Путин. В 2005 году впервые была обнародована концепция самолета и его названия — И-21 и Т-50 (заводской индекс). В том же году начался первый этап финансирования по практической реализации программы.[7]

В 2008 главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил: разработка самолета идет по плану, продолжается сборка первых летных экземпляров истребителей. Пресса отмечала, что разработка нового истребителя на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю. А. Гагарина (КнААПО) велась в условиях строгой секретности, и до официальной презентации самолета общественность не имела никаких сведений ни о внешнем виде, ни о его предполагаемых тактико-технических характеристиках.[8]

24 декабря 2009 года на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре прототип Т-50 произвел первую пробежку. 29 января 2010 года после успешных испытаний нового двигателя для ПАК ФА на Су-27 летчик-испытатель Сергей Богдан впервые поднял Т-50 в воздух. Как первый летный прототип Т-50, так и второй, впервые поднявшийся в воздух в начале 2011 года, служили лишь для испытания аэродинамических характеристик — на них не были установлены боевые радары. В августе 2011 года оба испытательных образца приняли участие на авиашоу МАКС-2011, где они впервые были представлены на обозрение широкой публике. Тогда был совершен один демонстрационный полет, но при попытке совершить второй вылет неправильно сработала электронно-цифровая система управления двигателем, что привело к помпажу (нарушению гидродинамической устойчивости работы) двигателя. Т-50 предпринял экстренное торможение и больше в программе авиа-представления не участвовал. Третий экземпляр Т-50 присоединился к испытаниям в конце 2011 года, а в августе 2012 года на нем начались испытания нового боевого радарного комплекса. В том же месяце второй летный экземпляр принимал участие в экспериментальных стыковках с самолетом-заправщиком.[9]

На международном авиасалоне МАКС-2017 стало известно, что первый этап государственных испытаний Су-57 завершён.[10]

Заместитель Министра обороны Российской Федерации Алексей Криворучко 29 мая 2019 года посетил Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ) — филиал ПАО "Компания «Сухой», где, в частности, осмотрел первый строящийся серийный образец истребителя Су-57 — самолет с серийным номером Т-50С-1.[11]

[править] Характеристики

Тактико-технические характеристики Су-57 «Сухим» не раскрывались. Известно, что длина нового самолета — 19,4 метра, размах крыла — 14 метров, а высота — 4,8 метра (незначительно больше, чем F-22). Некоторые источники публиковали расчетные характеристики Т-50: так, указывалось, что максимальная взлетная масса нового самолета составляет 37700 килограмм, максимальная дальность полета — 5500 километров.[12]

[править] Вооружение

На Т-50 будут ставиться:[13]

  • пушка для ведения ближнего воздушного боя;
  • ракеты малой и средней дальности;
  • ракеты класса воздух-воздух сверхбольшой дальности, способные поражать цели на расстоянии свыше 400 км.

[править] Система наблюдения

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «T-50 будет оснащаться передовой радиолокационной системой и сможет обнаруживать цели на расстоянии свыше 400 км, одновременно отслеживая до 60 воздушных целей и поражая еще 16, однако, несмотря на то, что в этой области у российских разработчиков есть некоторый прогресс, бортовое радиоэлектронное оборудование, отвечающее за сбор и обработку информации, активную помехозащиту и авторегулировку, по-прежнему оставляет желать лучшего.»[14]

[править] Маневренность

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «Т-50 оказывается довольно лёгким, благодаря чему можно сделать вывод, что российский истребитель будет довольно маневренным. <…> Большой размах крыла делает самолёт более маневренным.»[15]

[править] Производство

Производство истребителей Су-57 ведётся в Комсомольске-на-Амуре на авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина.[16]

[править] Сравнение с зарубежными аналогами

[править] Самолёты

[править] F-22

В прессе неоднократно сравнивали проекты Су-57 и F-22. Высказывалось мнение, что российский самолет будет превосходить американский истребитель пятого поколения в маневренности, но у него будут хуже стелс-характеристики.[17]

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «В целом можно сделать такой вывод: если брать непосредственно боевые характеристики самолёта (предельная скорость, огневая мощь), то Т-50 оказывается лучшим выбором [по сравнению с F-22], однако если мы взглянем на другие показатели (малозаметность, электронная начинка), то российский истребитель проигрывает „Раптору“. Каким будет исход реального боя, пока не может предсказать никто.»[18]

[править] F-35

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «Возможно, по сравнению с новым российским истребителем [Т-50] F-35 и будет более эффективен при поражении наземных и наводных целей, однако если эти истребители сойдутся в схватке, то F-35 обречен на мгновенную гибель».[19]

[править] Отдельные параметры

[править] Вооружение

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «Если говорить о вооружении, то на российскую машину [Т-50], помимо пушки для ведения ближнего воздушного боя и ракет малой и средней дальности, также будут ставиться ракеты класса воздух-воздух сверхбольшой дальности, способные поражать цели на расстоянии свыше 400 км. Следует помнить, что на данный момент для F-22 основными средствами борьбы с воздушным противником являются лишь ракеты малой и средней дальности. Подобное положение дел может привести к тому, что в схватке T-50 с F-22 российский истребитель будет иметь преимущество первого удара.»[20]

[править] Скорость

Т-50 значительно быстрее, чем F-22.[21]

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «Предельная скорость F-22 — 2400 км/ч, а российский самолет [Т-50] сможет, по предварительным оценкам, достигать скорости в 2600 км/ч, однако Т-50 может проигрывать „Раптору“ в крейсерской скорости».[22]

[править] Дальность полёта

Т-50 намного превосходит F-22 по дальности полёта — 5500 км против 3400 км у F-22.[23]

Т-50 может продолжать полёт и вести бой ещё долго после того, как у F-22 и F-35 закончится топливо. Это было достигнуто благодаря необычно большому для такого типа самолетов баку на 10 тонн топлива.[24]

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «Как заявляет российская сторона, Т-50 может нести на себе огромный запас топлива, благодаря чему он также будет превосходить F-22 как по практической дальности, так и по боевому радиусу».[25]

[править] Маневренность

Т-50 обладает более высокой маневренностью по сравнению с американскими истребителями 5-го поколения. Она является следствием передовой аэродинамической компоновки, исключительно производительным соотношением тяги и веса аппарата и изменяемым вектором тяги, интегрированным с усовершенствованной цифровой системой управления полётом.[26]

[править] Система наблюдения

Системы радиолокационного обнаружения позволяют Т-50 засекать приближающиеся цели на дальности до 400 км, в то время как у F-22 она составляет 210 км.[27]

[править] Малозаметность

В ноябре 2012 года Карло Копп из аналитического агентства Air Power Australia обнародовал первый публичный научный анализ, в котором ПАК ФА сравнивается с американскими аналогами — F-22 и F-35. По его словам, ПАК ФА немного уступает по характеристикам невидимости F-22 Raptor, однако показывает схожие результаты с меньшим по размеру F-35. Копп подчеркивает, что его оценка справедлива лишь на этом этапе: ведь у конструкторов ПАК ФА, принятие которого на вооружение ожидается не ранее 2016 года, есть еще много времени, чтобы доработать конструкцию, в то время как разработка F-22 и F-35 закончилась более 15 лет назад. «Конструкция прототипа Т-50 не содержит никаких препятствий для того, чтобы впоследствии улучшить его характеристики незаметности до близких к совершенным», — заключает Копп в своем докладе.[28]

Т-50 способен обманывать некоторые типы радаров значительно лучше, чем американские самолёты, при этом хуже всего засекать Т-50 получается именно у радарных установок, которые используются армией США. И наоборот, лучше всего Т-50 засекают китайские радары.[29]

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «Если же говорить о применении технологий скрытности, ставших характерной чертой для всех самолетов четвертого поколения, то здесь российский истребитель [Т-50] тоже несколько уступает американским аналогам. Большой размах крыла делает самолет более маневренным, но в то же время увеличивает риск обнаружения. Похожая ситуация и со строением хвостового обтекателя: за превосходную маневренность приходится расплачиваться меньшей малозаметностью. Безо всякого сомнения, Т-50 — это великолепный самолет; снизив эффективную площадь рассеяния (ЭПР) этого истребителя до 0.5 м², российские инженеры проделали невероятную работу. Однако это все равно больше, чем у F-22: согласно официальным данным, при просвечивании одним и тем же радаром расстояние, на котором обнаруживается российский истребитель, вдвое больше, чем у „Раптора“. Есть, однако, и те специалисты, которые считают, что благодаря особенностям конструкции Т-50 в реальных боевых условиях будет менее заметным, нежели американский истребитель.»[30]

[править] Авионика

В апреле 2013 года китайская газета Жэньминь жибао писала: «На F-22 ставится многофункциональная многочастотная авионика, в то время как защитные системы Т-50 не покрывают всей ширины частотного спектра».[31]

[править] Габариты

Длина корпуса, размах и площадь крыла у Т-50 немного больше, нежели у «Раптора».[32]

[править] Эксплуатанты

[править] Российский оборонный заказ

23 марта 2015 года замминистра обороны России по вооружениям Юрий Борисов заявил, что военные могут закупить меньшее количество истребителей пятого поколения Т-50, чем запланировано в Государственной программе вооружения до 2020 года. По информации газеты Коммерсантъ, военные законтрактуют 12 истребителей и после ввода их в эксплуатацию определятся с тем, сколько самолётов данного типа смогут себе позволить.[33]

22 августа 2018 года в Кубинке на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» Министерство обороны России и ПАО «Компания „Сухой“» подписали контракт на поставку в Вооруженные Силы первых двух серийных истребителей пятого поколения Су-57 (в облике Т-50С — борта Т-50С-1 и Т-50С-2) с двигателями «первого этапа» («изделие 117»). Сроки исполнения контракта — 2018—2020 годы,. с поставкой по одному самолету в 2019 и 2020 годах.[34][35]

[править] Экспорт

Ещё в начале разработки высказывались предположения, что ПАК-ФА может стать международным проектом, и партнером России по финансированию проектирования и производству нового истребителя пятого поколения станет Индия. В 2005 году министр обороны страны Пранаб Мукерджи (Pranab Mukherjee) заявил, что Индия финансировать Т-50 не будет, однако к 2008 году Россия и Индия договорились вместе разрабатывать модификацию Т-50 HAL FGFA (Hindustan Aeronautics Limited Fifth Generation Fighter Aircraft). Планировалось, что в числе других отличий у этого самолета будет предусмотрен вариант с экипажем из двух человек.[36]

Летом 2011 года Южная Корея по предложению российской стороны включила Т-50 в состав участников конкурса на поставку стелс-истребителей вместе с F-35, F-15SE и Eurofighter Typhoon. Подведение итогов конкурса было намечено на октябрь 2012 года, однако уже в январе 2012 года стало известно, что «Сухой» отказался от участия в нём. Среди возможных причин СМИ упоминали то обстоятельство, что выпуск экспортной версии Т-50 планировалось начать только в 2017 году — на год позже, чем требовалось по условиям тендера.[37]

В октябре 2012 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что серийное производство экспортной версии истребителя пятого поколения начнется только в 2020 году.[38]

[править] Финансирование проекта

Если изначально на проект российского многоцелевого истребителя пятого поколения было выделено $1,5 млрд, то уже в 2004 году в ту же сумму оценивалась только стоимость разработки Т-50, полная же стоимость проекта, включая смежные проекты (создание нового двигателя и систем вооружения) называлась иная — $5 млрд. В июне 2010 года Владимир Путин заявлял, что к тому времени на проект нового истребителя было потрачено 30 млрд рублей (чуть менее $1 млрд), и примерно столько же должно было потребоваться для его завершения.[39]

[править] Цена

Стоимость истребителя Су-57 приближается к 2 млрд рублей.[40]

[править] Перспективы

В 2018 году будет подписан контракт на поставку установочной партии Су-57. Будет законтрактована сначала первая эскадрилья — 12 самолётов. Первые два самолета из этой партии могут поступить в войска уже в 2019 году. Самолёты установочной партии, по известным сведениям, должны быть выполнены в техническом лице опытных истребителей Т-50-9/Т-50-11 и оснащены двигателями АЛ-41Ф1. Предположительно, по завершении изготовления данной установочной партии, в рамках принятой Государственной программы вооружений на 2018—2027 годы должен последовать новый контракт на изготовление 12-15 самолётов Су-57 установочной партии в облике «второго этапа» с оснащением двигателем «Изделие 30». Фактическое же полноценное серийное производство истребителей Су-57 для оснащения линейных частей ВКС России, видимо, будет осуществляться в облике «второго этапа» уже после 2027 года.[41]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
  2. Т-50 (ПАК ФА)
  3. Вопрос об участии Бразилии в создании перспективного истребителя Т-50 пока не актуален — замглавы «Рособоронэкспорта». 15 апреля 2015
  4. Т-50 (ПАК ФА)
  5. Т-50 (ПАК ФА)
  6. Т-50 (ПАК ФА)
  7. Т-50 (ПАК ФА)
  8. Т-50 (ПАК ФА)
  9. Т-50 (ПАК ФА)
  10. [1]
  11. [2]
  12. Т-50 (ПАК ФА)
  13. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  14. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  15. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  16. [3]
  17. Т-50 (ПАК ФА)
  18. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  19. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  20. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  21. Россия отказывается от планов строительства суперсовременных истребителей пятого поколения («The National Interest», США). 27 марта 2015
  22. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  23. Россия отказывается от планов строительства суперсовременных истребителей пятого поколения («The National Interest», США). 27 марта 2015
  24. ПАК ФА сравнили с американскими аналогами
  25. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  26. ПАК ФА сравнили с американскими аналогами
  27. Россия отказывается от планов строительства суперсовременных истребителей пятого поколения («The National Interest», США). 27 марта 2015
  28. ПАК ФА сравнили с американскими аналогами
  29. ПАК ФА сравнили с американскими аналогами
  30. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  31. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  32. «Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше — у Америки или России? 10 апреля 2013
  33. Пятое с минусом поколение. Минобороны не готово покупать ПАК ФА в больших количествах. 24 марта 2015
  34. [4]
  35. [5]
  36. Т-50 (ПАК ФА)
  37. Т-50 (ПАК ФА)
  38. Т-50 (ПАК ФА)
  39. Т-50 (ПАК ФА)
  40. [6]
  41. [7]
  42. [8]
  43. [9]
  44. [10]
  45. [11]
Су-57
2000-е  20022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
Комплектующие и материалы  ДвигателиКрылоФюзеляжШасси
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Темы  РазработкаПроизводствоИсторияСравнение с аналогами


Военное самолётостроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  Производство истребителейПроизводство бомбардировщиковПроизводство штурмовиковПроизводство военно-транспортных самолётовПроизводство учебно-боевых самолётов
Производимые самолёты  Су-35Су-30Су-34МиГ-29Ил-76МД-90АЯк-130Су-57МиГ-35 (проект) • А-100 (проект) • Ту-160М2 (проект) • ПАК ДА (проект) • Ил-112В (проект) • Ил-78М-90А (проект) • Ил-276 (проект)
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Самолёты Су
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Самолёты  Су-1Су-2Су-4Су-5Су-6Су-7Су-8Су-9Су-10Су-11Су-13Су-15Су-15Су-17Су-24Су-24МСу-24МРСу-25Су-25ТСу-25УТГСу-26Су-27Су-27МСу-28Су-29Су-30Су-30МККСу-30СМСу-31Су-33Су-33УБСу-34Су-35Су-35ССу-37Су-38Су-39Су-47Су-57Су-80
Личные инструменты