Су-25
Материал из Documentation.
Су-25 (по кодификации НАТО Frogfoot) — одноместный бронированный дозвуковой самолёт-штурмовик. Предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при визуальной видимости цели, а также объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях.[1]
Создан в ОКБ имени Сухого. В начале 1980-х годов успешно прошёл испытания и был рекомендован к принятию на вооружение.
Содержание |
[править] Характеристики
На вооружении Су-25 находятся пушки калибра 23 миллиметра и 30 миллиметров, управляемые ракеты класса воздух-воздух, неуправляемые ракеты, бомбы, в том числе и с лазерным наведением.
Максимальная скорость полёта у земли — 975 километров в час. Специалисты отмечают хорошие маневренные и взлётно-посадочные характеристики Су-25.
[править] История
Работы по созданию штурмовика Су-25 начались в ОКБ Сухого в 1968 году. Новый самолет предназначался для поддержки войск непосредственно над полем боя и проектировался как предельно простой в эксплуатации и обслуживании дозвуковой реактивный самолет, обладающий высокими маневренными характеристиками и повышенной боевой живучестью. В период 1970—1971 г.г. проект самолета Су-25 участвовал в конкурсе аванпроектов штурмовика наряду с проектами ОКБ Яковлева, Ильюшина и Микояна, и, как наиболее подготовленный, одержал победу над проектами соперников.[2]
В сентябре 1972 г. состоялась защита эскизного проекта и макета самолета, постройка опытного самолета Т8-1 была завершена в ноябре 1974-го, первый полет на нем шеф-пилот ОКБ В. С. Ильюшин выполнил 22 февраля 1975 года. Заводские испытания двух опытных самолетов Су-25 продолжались до октября 1976-го, после чего машины были поставлены на доработку. С 1978 года начались государственные испытания самолета. Окончание первого этапа госиспытаний Су-25 было решено совместить с проверкой самолета в условиях действующей армии в Афганистане. Для этого была сформирована смешанная группа из состава испытателей НИИ ВВС и представителей промышленности, кроме технического персонала в ее состав вошли два опытных самолета: Т8-1Д и Т8-3 и четыре летчика: А. А. Иванов и Н. Ф. Садовников из ОКБ, В. Н. Музыка и В. В. Соловьев из НИИ ВВС. В период с 16 апреля по 5 июня 1980 г. на аэродроме Шинданд (ДРА) эта группа обеспечила выполнение 100 испытательных полетов, в том числе 44 реальных боевых вылета. В ходе этих испытаний Су-25 показал высокий уровень боевых характеристик. Госиспытания были завершены в декабре 1980 года.[3]
Производство Су-25 осуществлялось на заводе в Тбилиси, первый серийный самолет был облетан 18 июня 1979 г. летчиком-испытателем ОКБ Ю. А. Егоровым. В ходе серийного выпуска самолет серьезно дорабатывался. В 1984 году появилась специальная экспортная модификация самолета — Су-25К (Т-8К), самолеты этого типа поставлялись в Чехословакию, Болгарию, Ирак, КНДР и Анголу. По результатам боевой эксплуатации в Афганистане, в 1987-88 г.г. на самолете был внедрен ряд доработок для повышения боевой живучести, в 1989-90 г.г. прошел испытания и был запущен в серию вариант Су-25 с новым двигателем Р-195, а в 1991 году выпущена партия Су-25 в варианте самолета-буксировщика мишеней Су-25БМ. После 1991 года самолеты типа Су-25 из состава ВВС Белоруссии и России поставлялись на экспорт в Перу и Эфиопию.[4]
Отличительной чертой Су-25, как самолета-штурмовика, предназначенного для действий непосредственно над полем боя, в зоне насыщенной средствами ПВО, являлась повышенная боевая живучесть. Для этого на самолете был выполнен целый комплекс конструктивно-компоновочных мероприятий: бронирование кабины летчика, обеспечение взрывобезопасности топливных баков за счет заполнения их пенополиуретаном, протектирования, и т. д. Перед внедрением в конструкцию самолета, все эти мероприятия были в достаточной мере отработаны на стендах в ОКБ, а в дальнейшем полностью подтвердили свою эффективность в ходе эксплуатации самолета во время боевых действий в Афганистане.[5]
В составе ВВС СССР Су-25 поступал на вооружение отдельных штурмовых авиаполков (ОШАП) окружного (армейского) подчинения. Первые 11 серийных самолетов в апреле 1981 года были переданы в состав 80 ОШАП, базировавшегося на аэродроме Ситал-Чай (Закавказский ВО). На базе этого полка была сформирована 200 отдельная штурмовая авиаэскадрилья (ОШАЭ), которая в июне 1981 г. была направлена в состав ВВС 40-й армии в Афганистан и стала, т.о., первым строевым подразделением ВВС СССР, воевавшим на штурмовиках Су-25. В дальнейшем, на протяжении всего периода пребывания советских войск в Афганистане, Су-25 являлись основным средством авиационной поддержки войск на поле боя. Штурмовики Су-25 показали исключительно высокий уровень боевой эффективности и живучести. За время ведения боевых действий, на них было выполнено более 60000 боевых вылетов, при этом от боевых повреждений в воздухе было потеряно всего 23 самолета, то есть средний налет на 1 потерянный самолет составил 2600 часов, что было существенно выше, чем у любого другого из применявшихся в Афганистане боевых самолетов. Су-25 был официально принят на вооружение постановлением правительства от 31 марта 1987 года. К этому времени самолет уже 8 лет выпускался серийно, из них 6 лет эксплуатировался в строю и участвовал в боевых действиях в Афганистане. В составе ВВС России самолеты Су-25 с 1994 года принимают участие в боевых действиях против незаконных вооруженных формирований в Чеченской республике. За рубежом самолеты Су-25К принимали активное участие в боевых действиях в составе ВВС Ирака в период ирано-иракской войны 1981-88 г.г. и в составе ВВС Анголы — во время гражданской войны в 80-90 г.г.[6]
Создание учебно-боевого варианта Су-25 было задано постановлением правительства от 29 июня 1976 года. Для производства спарки был определен серийный авиазавод в г. Улан-Удэ. Опытные образцы Су-25УБ (Т-8У) были собраны в Улан-Удэ в 1985 году. Первый полет на первом опытном экземпляре Су-25УБ Т8У-1 10 августа 1985 года выполнил летчик-испытатель ОКБ А. А. Иванов. Государственные испытания самолета были проведены в 1986-87 г.г., серийное производство самолета осуществлялось с 1986 по 1991 год в двух модификациях: Су-25УБ — для ВВС СССР и Су-25УБК — на экспорт. В августе 1988 года на базе серийного Су-25УБ производства Улан- Удэнского завода в ОКБ был построен вариант спарки Су-25УТГ, предназначенный для летчиков палубной авиации ВМФ. С самолета были демонтированы все прицельные системы и вооружение, а взамен установлен посадочный гак. Основным назначением самолета являлось обучение пилотов корабельной авиации выполнению взлета и посадки на палубу авианесущих кораблей проекта 1143.5. Первый полет опытного самолета Т8УТГ-1 состоялся 1 сентября 1988 года, пилотировал машину летчик-испытатель ОКБ И. В. Вотинцев. 1 ноября 1989 года, в ходе летно-конструкторских испытаний Су-25УТГ, экипаж в составе летчика ОКБ И. В. Вотинцева и штурмана-испытателя ЛИИ В. А. Крутова совершил на Т8УТГ-1 первую посадку на палубу ТАвКр «Тбилиси» (позднее переименованного в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»). Серийный выпуск Су-25УТГ осуществлялся в 1991 году, самолеты были переданы в состав авиации ВМФ.[7]
В 1976 году в ОКБ начались работы по созданию специализированного варианта штурмовика Су-25Т (Т-8М), предназначенного для борьбы с танками. В ходе дальнейших работ особый упор был сделан на обеспечение возможности круглосуточного применения самолета, для чего он оснащался высокоавтоматизированной оптико-электронной прицельной системой «Шквал» и мощным комплексом противотанкового вооружения «Вихрь». Первый полет на опытном самолете Т8М-1 совершил 17 августа 1984 года летчик-испытатель ОКБ А. Н. Исаков. В период 1984-87 г.г. на трех опытных самолетах были проведены летно-конструкторские испытания Су-25Т, а в период 1988-92 г.г. — государственные испытания самолета. В 1989-91 г.г. в Тбилиси была выпущена установочная партия самолетов, первый серийный Су-25Т был облетан на заводе 26 июля 1990 года летчиком-испытателем В. П. Коростиевым. В начале 90-х силами НПК «Штурмовики Сухого» была предпринята попытка развернуть работы по созданию на базе Су-25Т специализированного ударного самолета под обозначением Су-39. На серийном заводе в Улан-Удэ была выполнена подготовка серийного производства и выпущены 2 первых предсерийных экземпляра самолета. В настоящий момент испытания этого самолета продолжаются.[8]
Начиная с 2001 года в ОКБ осуществляется программа модернизации самолетов Су-25, находящихся на вооружении ВВС России (Су-25СМ). Головным предприятием по организации программы был определен 121 АРЗ МО (Кубинка), работы осуществляются под руководством и в кооперации с ОКБ Сухого. Облет первого модернизированного Су-25СМ-1 5 марта 2002 года выполнил летчик-испытатель ОКБ И. Е. Соловьев. По окончании программы испытаний будет принято решение об объемах и сроках проведения модернизации строевых самолетов.[9]
[править] Средства противодействия самолёту
В январе 2016 года британская газета Independent писала: «Такие самолёты, как Су-25 — ветеран войн в Чечне и Грузии — уязвимы перед переносными зенитно-ракетными комплексами».[10]
В мае 2015 года американское издание National Interest писало: «Во время конфликта на Украине [в 2014 году] обнаружилось, что этот штурмовик [Су-25] плохо защищён от современных зенитных систем. Россия и пророссийские ополченцы сбили несколько украинских Су-25.»[11]
[править] Применение в боевых действиях
Су-25 принимал участие в многочисленных конфликтах по всему миру.[12]
Су-25 послужил в Афганистане, в Первой и Второй чеченских войнах, в ирано-иракском конфликте.[13]
В 2014 году Су-25 сыграл важную роль в борьбе международных сил против ИГИЛ, а также в боевых действиях на Донбассе.[14]
[править] Производство
В 1970-е и 1980-е годы было построено более 1 тыс. штурмовиков Су-25.[15]
[править] Наличие в Вооружённых силах России
По состоянию на май 2015 года на вооружении в России остаётся около 200 самолётов Су-25.[16]
[править] Сравнение с аналогами
В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-25 эффективнее выполняет задачи по непосредственной авиационной поддержке, нежели Су-22 и Су-24, на которых в настоящее время летают лётчики из ВВС Сирии».[17]
[править] Оценки
В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-25 <...> это один из лучших в мире штурмовиков. <...> Конфликт на Украине продемонстрировал недостатки Су-25, поскольку несколько украинских штурмовиков были сбиты системами ПВО русских и повстанцев.»[18]
В мае 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-25 <...> остаётся исключительно эффективным по своему ударному воздействию штурмовиком. Су-25 был создан для нанесения ударов по сухопутным силам НАТО в Центральной Европе на случай всеобщего наступления войск Варшавского договора.»[19]
[править] Ссылки
- Катастрофы Су-25. Справка // РИА Новости, 20 марта 2008
- Самолет Cy-25[3]
- Характеристики штурмовика Су-25
- АНАЛИЗ ПУТЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ САМОЛЕТА ШТУРМОВИКА ТИПА СУ-25 С ЦЕЛЬЮ УЛУЧШЕНИЯ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
- Штурмовик Су-25
- Штурмовик Су-25[20]
- Сверхзвуковая боевая авиация[4]
[править] Примечания
- ↑ Су-25К
- ↑ Су-25К: Историческая справка
- ↑ Су-25К: Историческая справка
- ↑ Су-25К: Историческая справка
- ↑ Су-25К: Историческая справка
- ↑ Су-25К: Историческая справка
- ↑ Су-25К: Историческая справка
- ↑ Су-25К: Историческая справка
- ↑ Су-25К: Историческая справка
- ↑ «Устаревшая» армия России шокирует Запад и Израиль высокотехнологичным оружием. 31 январе 2016
- ↑ Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
- ↑ Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
- ↑ Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
- ↑ Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
- ↑ Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
- ↑ Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
- ↑ Пять российских видов оружия, которых должно бояться «Исламское государство». 25 сентября 2015
- ↑ Пять российских видов оружия, которых должно бояться «Исламское государство». 25 сентября 2015
- ↑ Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
- ↑ Копия источника от 25 апреля 2014: [1][2]
Самолёты Су | |
---|---|
История | 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020) |
Самолёты | Су-1 • Су-2 • Су-4 • Су-5 • Су-6 • Су-7 • Су-8 • Су-9 • Су-10 • Су-11 • Су-13 • Су-15 • Су-15 • Су-17 • Су-24 • Су-24М • Су-24МР • Су-25 • Су-25Т • Су-25УТГ • Су-26 • Су-27 • Су-27М • Су-28 • Су-29 • Су-30 • Су-30МКК • Су-30СМ • Су-31 • Су-33 • Су-33УБ • Су-34 • Су-35 • Су-35С • Су-37 • Су-38 • Су-39 • Су-47 • Су-57 • Су-80 |