Ил-276

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Ил-276 (также известен как СВТС, ранее именовался MRTA, MTA, МТС, Ил-214) — проект двухдвигательного среднего военно-транспортного самолета, обеспечивающего транспортировку широкой номенклатуры грузов массой до 20 тонн на расстояние 2000 км со скоростью 750–800 км/ч.[1]

Предусматривается возможность эксплуатации самолёта с высокогорных аэродромов и базирование на искусственных и грунтовых ВПП в различных географических и климатических условиях.[2]

Создаётся в первую очередь для замены парка Ан-12 в Минобороны России.[3]

Содержание

[править] История

[править] Разработка СВТС

Идея создания среднего военно-транспортного самолёта на смену морально устаревающим Ан-12 появилась ещё на рубеже 1980-х и 1990-х годов.[4]

В 1990-х годах в Авиационном комплексе имени Ильюшина была разработан проект среднего военно-транспортного самолёта Ил-214 с грузоподъёмностью 15-18,5 тонн. Ильюшинское КБ создавало его для замены самолёта Ан-12.[5]

[править] Совместный проект с Индией

В 1999 году «Иркут», МАК «Ильюшин» и индийская аэрокосмическая корпорация HAL начали переговоры о совместных работах над проектом Ил-214, названным МТС.[6]

Соглашение о разработке и создании Ил-214 в конце 2000 года подписали правительство Индии, Авиакомплекс им. Ильюшина и ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение».[7]

В 2001 году было подписано российско-индийское межправительственное соглашение, в которое попал и проект МТС: в документе говорилось о возможности его совместной разработки и производства.[8]

Следующим этапом должно было стать подписание межправительственного соглашения по самой программе МТС. Пока такое соглашение готовилось, концепция и характеристики Ил-214 были пересмотрены для их соответствия тактико-техническому заданию ВВС Индии. Затем прошла работа по гармонизации требований индийских и российских ВВС. В результате возросла с 18,5 до 20 тонн максимальная грузоподъемность самолета. Сечение грузовой кабины было увеличено до параметров тяжёлого военно-транспортного Ил-76МД — ширина 3,45 м и высота 3,4 м. Лишь по длине кабины МТС уступал Ил-76МД — 14 м против 26,6 м. В результате таких изменений МТС получил возможность перевозить существующую и перспективную боевую технику мотострелковых и воздушно-десантных дивизий, которая в Индии и России создавалась на практически одинаковой базе. По желанию индийской стороны в проект МТС была заложена возможность эксплуатации в условиях высокогорья (высота аэродромов базирования до 3,3 км), жаркого климата (+35С) и на грунтовых взлетно-посадочных полосах.[9]

В 2005 году состоялся тендер Минобороны России на средний военно-транспортный самолёт. Соперником Ил-214 в нем был проект ОАО «Туполев» Ту-330, способный перевозить максимальный груз массой до 35 тонн. Тендерная комиссия ВВС России выбрала победителем Ил-214. Минобороны России сначала рассматривало потребности в МТС в размере 60 машин, но затем согласилось приобрести 100 самолётов.[10]

В ноябре 2005 года на заседании российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству был подготовлен проект соглашения по МТС. Его планировалось подписать уже в декабре 2005 года. Однако этому помешала проблема с источниками финансирования программы. Российские участники проекта намеревались использовать для этого часть рупийного долга. Он возник в основном по кредитам, полученным Индией еще у бывшего СССР, и составлял 81,4 млрд индийских рупий, что было эквивалентно более чем $2 млрд. Однако ряд министерств и ведомств РФ выступали против такого предложения, настаивая на прямых инвестициях участников программы — корпорации «Иркут», «Рособоронэкспорта» и МАК «Ильюшин». Несогласованность вопроса привела к двухлетней задержке с подписанием межправительственного соглашения.[11]

В декабре 2006 года МАК «Ильюшин» был защищён аванпроект самолёта Ил-214.[12]

В январе 2007 года руководителями военных ведомств России и Индии было подписано даже специальное поручение, в котором предлагалось в течение двух месяцев урегулировать все вопросы и подписать межправительственное соглашение по МТС. Минфину РФ также было поручено, чтобы тот рупийный долг, который есть у Индии перед Россией, был урегулирован в течение месяца. Но лишь в июле 2007 года Минфин РФ завизировал проект межправительственного соглашения. Однако его подписание опять было отложено из-за согласований с другими российскими ведомствами.[13]

Недовольная российскими бюрократическими проволочками индийская сторона в июле 2007 года через свою прессу пригрозила отказаться от программы МТС и реализовать новый проект с бразильской компанией Embraer, итальянской Alenia или испанской CASA.[14]

В ноябре 2007 года в Москве соглашение по МТС было подписано, узаконив и финансирование российской доли в проекте из средств рупийного долга. Однако проволочки с подписанием этого документа привели к тому, что индийские ВВС стали скептически относиться к перспективам МТС. В результате Индия в январе 2008 года уже подписала контракт на закупку более чем за $1 млрд шести американских C-130J Super Hercules — основного конкурента МТС.[15]

В феврале 2008 года была достигнута договорённость о том, что «Иркут» выходит из проекта МТС, чтобы сосредоточиться на программе создания перспективного пассажирского самолета МС-21. Два таких проекта наше конструкторское бюро одновременно не потянуло бы. Одновременно КБ Ильюшина также выходит из проекта МС-21, чтобы сконцентрировать силы на транспортных проектах, в том числе и на МТС. В конце февраля 2008 года индийская сторона была проинформирована об этом.[16]

По информации МАК «Ильюшин», 22 февраля 2008 года руководство компании вместе с представителями «Рособоронэкспорта» провели в Москве переговоры с заместителем министра обороны Индии по военному производству Прадипом Кумаром и президентом Hindustan Aeronautical Ltd. (HAL) Ашоком Баведжа. На переговорах была достигнута договоренность — не дожидаясь создания совместного предприятия по реализации проекта многоцелевого транспортного самолета (МТС), на что могло уйти не менее года, уже в апреле 2008 года подписать прямой контракт между HAL и «Рособоронэкспортом» на разработку эскизного проекта МТС. Сумма контракта составит примерно $8,5 млн.[17]

В конце марта 2008 года в Москву прибыла группа индийских экспертов, которые изучили аванпроект российской версии МТС — Ил-214.[18]

В 2009 г. подготовлен к защите аванпроект самолёта.[19]

28 мая 2012 г. в Бангалоре между HAL и ОАК подписан генеральный контракт на проектирование самолетов МТС, которые планируется поставлять для ВВС Индии, ВВС России и на экспорт.[20]

Контракт на первый этап разработки самолета от MTAL получен ОАК и HAL 12 октября 2012 года.[21]

В декабре 2015 года индийские источники писали о том, что установка на самолёт МТС новой модификации российского двигателя ПС-90 не устраивает Дели, тогда как Москва категорически отказывается пересмотреть это решение. Индийская сторона требует разработать двигатель «с чистого листа», оснащенный электронно-цифровой системой управления (FADEC), обеспечивающей минимальный расход топлива, а представители ОАК считают при этом, что ПС-90 вполне достаточно для реализации заданных изначально ТТХ. При этом российская сторона также указывает на то, что изначально вопрос о разработке нового двигателя Индией не ставился.[22]

В августе 2016 года индийская газета The Hindu заявила, что отсутствие развития российско-индийского проекта МТС связано с различным видением конструкции двигателя. В «ОАК» для The Hindu заявили, что спецификации двигателя в предварительном российско-индийском договоре не было по настоянию индийской стороны, дополнение по двигателю предполагалось отдельным соглашением.[23]

[править] Самостоятельная разработка самолёта в России

В 2014 году ОКБ Ильюшина совместно с Минобороны России предложило разработать технические требования к СВТС по российским стандартам, без учета индийской специфики.[24]

В июне 2016 года отмечалось, что под руководством Бюро эскизного проектирования АО «Ил» была изготовлена масштабная модель Ил-214 и инженеры ЦАГИ готовятся выполнить её продувки в аэродинамической трубе, причём как с макетами двигателей ПС-90А, так и ПД-14.[25]

В июне 2017 года СВТС получил официальное название Ил-276.[26]

По состоянию на октябрь 2017 года шёл процесс согласования и утверждения ТТЗ на СВТС.[27]

В декабре 2017 года было сообщено, что специалисты ЦАГИ завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276. Работы проводились в дозвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ в рамках контракта с ПАО «Ил». Целью исследований являлось определение аэродинамических характеристик (АДХ) модели летательного аппарата с механизированным крылом на режимах взлета и посадки.[28]

В январе 2018 года Алексей Рогозин заявил: «У нас практически согласовано тактико-техническое задание на эту машину [Ил-276], мы специально сформировали очень сильную команду внутри „Ильюшина“, чтобы вести работу над этим проектом. <...> Мы стремимся, чтобы на Ил-276 появился новый двигатель — ПД-14.»[29]

В марте 2018 года пресс-служба АО «Ил» сообщила, что тактико-техническое задание на перспективный военно-транспортный самолёт Ил-276 утверждено «ОАК» и Министерством промышленности и торговли России.[30]

В марте 2019 года было сообщено, что специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») завершили проектирование крупномасштабной модели перспективного военно-транспортного самолета Ил-276. На ней будут отрабатываться различные варианты взлетно-посадочной механизации крыла, а также органы управления на крыле и оперении.[31]

[править] Характеристики

Самолёт будет обладать традиционной компоновкой для военно-транспортного самолёта: однофюзеляжный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением, с двумя двигателями, находящимися под крылом. Он сможет взлетать с неподготовленных и грунтовых аэродромов.[32]

Это рамповый самолет с возможностью не только погрузочно-разгрузочных работ на земле, но и возможностью десантирования из него. Помимо основных функций, которые присущи военно-транспортной авиации, у него будут дополнительные функции, связанные с доставкой грузов при спасательных операциях, чрезвычайных ситуациях и т. п.[33]

В сечении Ил-276 будет такой же, как Ил-76. При этом длина грузовой кабины будет несколько короче базовой модификации Ил-76.[34]

Скорость Ил-276 составит порядка 800 км/ч, что характерно для самолётов с турбореактивными двигателями. Она существенно превышает ту скорость, которую мог себе позволить Ан-12. В результате срок доставки того или иного груза существенно сократится. При максимальной загрузке его дальность составит 2 тыс. км.[35]

Самолёт предназначен для транспортировки и парашютного десантирования личного состава, грузов и техники на платформах, беcпарашютного сброса грузов с малых высот. Он будет обеспечивать транспортировку широкой номенклатуры грузов массой 20 тонн на расстояние более 2 тыс. км с грунтовых и искусственных взлетно-посадочных полос. Предусматривается возможность эксплуатации самолета с высокогорных аэродромов, в том числе в условиях высоких температур, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.[36]

[править] Двигатели

Двигатель первого облика — это ПС-90А-76. Двигатель второго этапа — ПД-14.[37]

[править] Производство

Производство самолётов Ил-276 будет осуществляться на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске.[38]

[править] Перспективы

Завершение конструкторских работ, подготовка производства и первый вылет планируются в I квартале 2023 года, и завершение самой работы с присвоением соответствующей литеры — это 2025 год с началом серийных поставок в войска в 2026 году.[39]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
  6. Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
  7. Ъ-Иркутск — «Росавиакосмос» посмотрел в будущее // Коммерсантъ
  8. Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
  9. Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
  10. Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
  11. Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
  12. Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
  13. Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
  14. Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
  15. Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
  16. Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
  17. Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
  18. Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
  19. Ил-214 / МТС — MRTA / MTA
  20. Ил-214 / МТС — MRTA / MTA
  21. Ил-214 / МТС — MRTA / MTA
  22. Российско-индийский транспортник MTA: жив или мёртв? 11 августа 2016
  23. Российско-индийский проект смены Ан-32 завис. 9 августа 2016
  24. [5]
  25. ОАО «Ил» готовит к продувке в аэродинамической трубе масштабную модель перспективного среднего военно-транспортного самолёта. 27 июня 2016
  26. [6]
  27. [7]
  28. [8]
  29. [9]
  30. [10]
  31. [11]
  32. [12]
  33. [13]
  34. [14]
  35. [15]
  36. ОАО «Ил» готовит к продувке в аэродинамической трубе масштабную модель перспективного среднего военно-транспортного самолёта. 27 июня 2016
  37. [16]
  38. [17]
  39. [18]
Военное самолётостроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  Производство истребителейПроизводство бомбардировщиковПроизводство штурмовиковПроизводство военно-транспортных самолётовПроизводство учебно-боевых самолётов
Производимые самолёты  Су-35Су-30Су-34МиГ-29Ил-76МД-90АЯк-130Су-57МиГ-35 (проект) • А-100 (проект) • Ту-160М2 (проект) • ПАК ДА (проект) • Ил-112В (проект) • Ил-78М-90А (проект) • Ил-276 (проект)
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты