Ил-276
Материал из Documentation.
Ил-276 (также известен как СВТС, ранее именовался MRTA, MTA, МТС, Ил-214) — проект двухдвигательного среднего военно-транспортного самолета, обеспечивающего транспортировку широкой номенклатуры грузов массой до 20 тонн на расстояние 2000 км со скоростью 750–800 км/ч.[1]
Предусматривается возможность эксплуатации самолёта с высокогорных аэродромов и базирование на искусственных и грунтовых ВПП в различных географических и климатических условиях.[2]
Создаётся в первую очередь для замены парка Ан-12 в Минобороны России.[3]
Содержание |
[править] История
[править] Разработка СВТС
Идея создания среднего военно-транспортного самолёта на смену морально устаревающим Ан-12 появилась ещё на рубеже 1980-х и 1990-х годов.[4]
В 1990-х годах в Авиационном комплексе имени Ильюшина была разработан проект среднего военно-транспортного самолёта Ил-214 с грузоподъёмностью 15-18,5 тонн. Ильюшинское КБ создавало его для замены самолёта Ан-12.[5]
[править] Совместный проект с Индией
В 1999 году «Иркут», МАК «Ильюшин» и индийская аэрокосмическая корпорация HAL начали переговоры о совместных работах над проектом Ил-214, названным МТС.[6]
Соглашение о разработке и создании Ил-214 в конце 2000 года подписали правительство Индии, Авиакомплекс им. Ильюшина и ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение».[7]
В 2001 году было подписано российско-индийское межправительственное соглашение, в которое попал и проект МТС: в документе говорилось о возможности его совместной разработки и производства.[8]
Следующим этапом должно было стать подписание межправительственного соглашения по самой программе МТС. Пока такое соглашение готовилось, концепция и характеристики Ил-214 были пересмотрены для их соответствия тактико-техническому заданию ВВС Индии. Затем прошла работа по гармонизации требований индийских и российских ВВС. В результате возросла с 18,5 до 20 тонн максимальная грузоподъемность самолета. Сечение грузовой кабины было увеличено до параметров тяжёлого военно-транспортного Ил-76МД — ширина 3,45 м и высота 3,4 м. Лишь по длине кабины МТС уступал Ил-76МД — 14 м против 26,6 м. В результате таких изменений МТС получил возможность перевозить существующую и перспективную боевую технику мотострелковых и воздушно-десантных дивизий, которая в Индии и России создавалась на практически одинаковой базе. По желанию индийской стороны в проект МТС была заложена возможность эксплуатации в условиях высокогорья (высота аэродромов базирования до 3,3 км), жаркого климата (+35С) и на грунтовых взлетно-посадочных полосах.[9]
В 2005 году состоялся тендер Минобороны России на средний военно-транспортный самолёт. Соперником Ил-214 в нем был проект ОАО «Туполев» Ту-330, способный перевозить максимальный груз массой до 35 тонн. Тендерная комиссия ВВС России выбрала победителем Ил-214. Минобороны России сначала рассматривало потребности в МТС в размере 60 машин, но затем согласилось приобрести 100 самолётов.[10]
В ноябре 2005 года на заседании российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству был подготовлен проект соглашения по МТС. Его планировалось подписать уже в декабре 2005 года. Однако этому помешала проблема с источниками финансирования программы. Российские участники проекта намеревались использовать для этого часть рупийного долга. Он возник в основном по кредитам, полученным Индией еще у бывшего СССР, и составлял 81,4 млрд индийских рупий, что было эквивалентно более чем $2 млрд. Однако ряд министерств и ведомств РФ выступали против такого предложения, настаивая на прямых инвестициях участников программы — корпорации «Иркут», «Рособоронэкспорта» и МАК «Ильюшин». Несогласованность вопроса привела к двухлетней задержке с подписанием межправительственного соглашения.[11]
В декабре 2006 года МАК «Ильюшин» был защищён аванпроект самолёта Ил-214.[12]
В январе 2007 года руководителями военных ведомств России и Индии было подписано даже специальное поручение, в котором предлагалось в течение двух месяцев урегулировать все вопросы и подписать межправительственное соглашение по МТС. Минфину РФ также было поручено, чтобы тот рупийный долг, который есть у Индии перед Россией, был урегулирован в течение месяца. Но лишь в июле 2007 года Минфин РФ завизировал проект межправительственного соглашения. Однако его подписание опять было отложено из-за согласований с другими российскими ведомствами.[13]
Недовольная российскими бюрократическими проволочками индийская сторона в июле 2007 года через свою прессу пригрозила отказаться от программы МТС и реализовать новый проект с бразильской компанией Embraer, итальянской Alenia или испанской CASA.[14]
В ноябре 2007 года в Москве соглашение по МТС было подписано, узаконив и финансирование российской доли в проекте из средств рупийного долга. Однако проволочки с подписанием этого документа привели к тому, что индийские ВВС стали скептически относиться к перспективам МТС. В результате Индия в январе 2008 года уже подписала контракт на закупку более чем за $1 млрд шести американских C-130J Super Hercules — основного конкурента МТС.[15]
В феврале 2008 года была достигнута договорённость о том, что «Иркут» выходит из проекта МТС, чтобы сосредоточиться на программе создания перспективного пассажирского самолета МС-21. Два таких проекта наше конструкторское бюро одновременно не потянуло бы. Одновременно КБ Ильюшина также выходит из проекта МС-21, чтобы сконцентрировать силы на транспортных проектах, в том числе и на МТС. В конце февраля 2008 года индийская сторона была проинформирована об этом.[16]
По информации МАК «Ильюшин», 22 февраля 2008 года руководство компании вместе с представителями «Рособоронэкспорта» провели в Москве переговоры с заместителем министра обороны Индии по военному производству Прадипом Кумаром и президентом Hindustan Aeronautical Ltd. (HAL) Ашоком Баведжа. На переговорах была достигнута договоренность — не дожидаясь создания совместного предприятия по реализации проекта многоцелевого транспортного самолета (МТС), на что могло уйти не менее года, уже в апреле 2008 года подписать прямой контракт между HAL и «Рособоронэкспортом» на разработку эскизного проекта МТС. Сумма контракта составит примерно $8,5 млн.[17]
В конце марта 2008 года в Москву прибыла группа индийских экспертов, которые изучили аванпроект российской версии МТС — Ил-214.[18]
В 2009 г. подготовлен к защите аванпроект самолёта.[19]
28 мая 2012 г. в Бангалоре между HAL и ОАК подписан генеральный контракт на проектирование самолетов МТС, которые планируется поставлять для ВВС Индии, ВВС России и на экспорт.[20]
Контракт на первый этап разработки самолета от MTAL получен ОАК и HAL 12 октября 2012 года.[21]
В декабре 2015 года индийские источники писали о том, что установка на самолёт МТС новой модификации российского двигателя ПС-90 не устраивает Дели, тогда как Москва категорически отказывается пересмотреть это решение. Индийская сторона требует разработать двигатель «с чистого листа», оснащенный электронно-цифровой системой управления (FADEC), обеспечивающей минимальный расход топлива, а представители ОАК считают при этом, что ПС-90 вполне достаточно для реализации заданных изначально ТТХ. При этом российская сторона также указывает на то, что изначально вопрос о разработке нового двигателя Индией не ставился.[22]
В августе 2016 года индийская газета The Hindu заявила, что отсутствие развития российско-индийского проекта МТС связано с различным видением конструкции двигателя. В «ОАК» для The Hindu заявили, что спецификации двигателя в предварительном российско-индийском договоре не было по настоянию индийской стороны, дополнение по двигателю предполагалось отдельным соглашением.[23]
[править] Самостоятельная разработка самолёта в России
В 2014 году ОКБ Ильюшина совместно с Минобороны России предложило разработать технические требования к СВТС по российским стандартам, без учета индийской специфики.[24]
В июне 2016 года отмечалось, что под руководством Бюро эскизного проектирования АО «Ил» была изготовлена масштабная модель Ил-214 и инженеры ЦАГИ готовятся выполнить её продувки в аэродинамической трубе, причём как с макетами двигателей ПС-90А, так и ПД-14.[25]
В июне 2017 года СВТС получил официальное название Ил-276.[26]
По состоянию на октябрь 2017 года шёл процесс согласования и утверждения ТТЗ на СВТС.[27]
В декабре 2017 года было сообщено, что специалисты ЦАГИ завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276. Работы проводились в дозвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ в рамках контракта с ПАО «Ил». Целью исследований являлось определение аэродинамических характеристик (АДХ) модели летательного аппарата с механизированным крылом на режимах взлета и посадки.[28]
В январе 2018 года Алексей Рогозин заявил: «У нас практически согласовано тактико-техническое задание на эту машину [Ил-276], мы специально сформировали очень сильную команду внутри „Ильюшина“, чтобы вести работу над этим проектом. <...> Мы стремимся, чтобы на Ил-276 появился новый двигатель — ПД-14.»[29]
В марте 2018 года пресс-служба АО «Ил» сообщила, что тактико-техническое задание на перспективный военно-транспортный самолёт Ил-276 утверждено «ОАК» и Министерством промышленности и торговли России.[30]
В марте 2019 года было сообщено, что специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») завершили проектирование крупномасштабной модели перспективного военно-транспортного самолета Ил-276. На ней будут отрабатываться различные варианты взлетно-посадочной механизации крыла, а также органы управления на крыле и оперении.[31]
[править] Характеристики
Самолёт будет обладать традиционной компоновкой для военно-транспортного самолёта: однофюзеляжный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением, с двумя двигателями, находящимися под крылом. Он сможет взлетать с неподготовленных и грунтовых аэродромов.[32]
Это рамповый самолет с возможностью не только погрузочно-разгрузочных работ на земле, но и возможностью десантирования из него. Помимо основных функций, которые присущи военно-транспортной авиации, у него будут дополнительные функции, связанные с доставкой грузов при спасательных операциях, чрезвычайных ситуациях и т. п.[33]
В сечении Ил-276 будет такой же, как Ил-76. При этом длина грузовой кабины будет несколько короче базовой модификации Ил-76.[34]
Скорость Ил-276 составит порядка 800 км/ч, что характерно для самолётов с турбореактивными двигателями. Она существенно превышает ту скорость, которую мог себе позволить Ан-12. В результате срок доставки того или иного груза существенно сократится. При максимальной загрузке его дальность составит 2 тыс. км.[35]
Самолёт предназначен для транспортировки и парашютного десантирования личного состава, грузов и техники на платформах, беcпарашютного сброса грузов с малых высот. Он будет обеспечивать транспортировку широкой номенклатуры грузов массой 20 тонн на расстояние более 2 тыс. км с грунтовых и искусственных взлетно-посадочных полос. Предусматривается возможность эксплуатации самолета с высокогорных аэродромов, в том числе в условиях высоких температур, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.[36]
[править] Двигатели
Двигатель первого облика — это ПС-90А-76. Двигатель второго этапа — ПД-14.[37]
[править] Производство
Производство самолётов Ил-276 будет осуществляться на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске.[38]
[править] Перспективы
Завершение конструкторских работ, подготовка производства и первый вылет планируются в I квартале 2023 года, и завершение самой работы с присвоением соответствующей литеры — это 2025 год с началом серийных поставок в войска в 2026 году.[39]
[править] Ссылки
- МТС
- МТС. Летно-технические характеристики
- Multi-Role Transport Aircraft (MTA) Russian Project
- Российско-индийский многоцелевой транспортный самолет MTA. 19 февраля 2015
- Российско-индийский многоцелевой самолёт будут собирать на «Авиастаре». 29 августа 2014
- Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин: «Наши самолеты сегодня востребованы как гражданскими авиаперевозчиками, так и Вооруженными силами»
- DIFFERENCES OVER ENGINE - Fate of Military Aircraft Project Still in Limbo. 16 декабря 2015
- Годовой отчёт «ОАК» за 2015 год
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
- ↑ Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
- ↑ Ъ-Иркутск — «Росавиакосмос» посмотрел в будущее // Коммерсантъ
- ↑ Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
- ↑ Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
- ↑ Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
- ↑ Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
- ↑ Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
- ↑ Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
- ↑ Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
- ↑ Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
- ↑ Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
- ↑ Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
- ↑ Ъ-Приложение Business Guide (47307) — МТС вышел из ступора // Коммерсантъ
- ↑ Ил-214 / МТС — MRTA / MTA
- ↑ Ил-214 / МТС — MRTA / MTA
- ↑ Ил-214 / МТС — MRTA / MTA
- ↑ Российско-индийский транспортник MTA: жив или мёртв? 11 августа 2016
- ↑ Российско-индийский проект смены Ан-32 завис. 9 августа 2016
- ↑ [5]
- ↑ ОАО «Ил» готовит к продувке в аэродинамической трубе масштабную модель перспективного среднего военно-транспортного самолёта. 27 июня 2016
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ ОАО «Ил» готовит к продувке в аэродинамической трубе масштабную модель перспективного среднего военно-транспортного самолёта. 27 июня 2016
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]