Як-130
Материал из Documentation.
Як-130 — двухместный учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ Яковлева.
Предназначен для подготовки лётчиков современных и перспективных боевых самолётов. Также может использоваться в качестве лёгкого штурмовика.[1]
Содержание |
[править] Характеристики
В корпорация «Иркут» подчеркивают, что высокий ресурс и низкая стоимость эксплуатации Як-130 минимизируют расходы на обучение и поддержание боеспособности пилотов боевой авиации. Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять этот самолёт в ходе обучения и при решении боевых задач.[2]
Самолёт оснащен системами выброса пассивных помех, сбивающих с курса ракеты противника с тепловой системой самонаведения.[3]
Самолёт имеет электродистанционную комплексную систему управления — она выполняет функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта. Система позволяет в учебных целях перепрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета. Стоит отметить, что Як-130 очень тяжело ввести в штопор, а если это все же случилось, достаточно просто отпустить рули — и самолет сам выходит из штопора и продолжает безопасное пилотирование.[4]
Как пояснил лётчик, принимавший участие в испытании Як-130, машина «очень хороша и проста в управлении», но есть и подводные камни для молодых лётчиков, обучающихся на Як-130. «У него очень хорошая защита от ошибок лётчика, но после него люди уже теряют лётные навыки, когда переучиваются на Су-25 и Су-24. Як-130, он как Airbus, — защищен от дурачка, потому что взять тот же взлет: РУС [ручка управления самолетом] на Як-130 берется на себя до упора, на старых же самолетах Су-25 и Су-24 такого делать категорически нельзя. Система защиты от сваливания [сложное пространственное положение, когда летчик теряет пространственную ориентировку, а самолет выходит за пределы летных ограничений] большая. Если в дальнейшем после Як-130 переучиваться на Су-30, то это идеально», — сказал лётчик.[5]
[править] Вооружение
Як-130 может нести боевую нагрузку до трёх тонн, в том числе ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», а также высокоточные управляемые авиабомбы, бомбы свободного падения, неуправляемые ракеты, пушечные контейнеры и подвесные топливные баки.[6]
[править] Двигатели
У Як-130 два турбореактивных двухконтурных двигателя АИ-222-25 с тягой по 2500 кг. Разработкой его совместно с Россией занималось запорожское МКБ «Прогресс» — примерно половина комплектующих для этой силовой установки поставлялась с Украины. Как сообщал в конце 2014 года начальник управления военных представительств Минобороны полковник Олег Степанов, мероприятия по импортозамещению украинских покупных комплектующих изделий для производства двигателя АИ-222 самолета Як-130 выполнены — производство освоили в Научно-производственном центре газотурбостроения «Салют» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию).[7]
[править] Производство
Иркутский авиационный завод занимается производством самолёта Як-130.[8]
[править] В Вооружённых силах России
Первые поставки самолётов Як-130 российским военным начались в 2010 году.[9]
К началу 2016 года ВКС России суммарно получили 79 серийных самолётов Як-130, из которых 12 машин первых двух серий были построены на ОАО «Нижегородский авиационный завод „Сокол“» по контракту 2005 года, а ещё 67 — на Иркутском авиационном заводе ПАО «Корпорация „Иркут“» по двум контрактам — 2011 года на 55 самолетов, и 2014 года ещё на 12 самолётов.[10]
В ВВС России самолёты Як-130 замещают устаревающие тренировочные самолёты L-39 чешского производства.[11]
[править] Экспорт
Экспортные поставки Як-130 начались в 2011 году.[12]
По состоянию на апрель 2016 года самолёты Як-130 стоят на вооружении Алжира (16 штук), Бангладеш (поставлено 6 самолетов из 16 заказанных) и Белоруссии, куда весной 2015 года были поставлены первые четыре самолёта, а уже в августе того же года на авиасалоне МАКС Минск заключил контракт с «Иркутом» на поставку ещё одной партии из четырёх Як-130.[13]
[править] Потери
По состоянию на апрель 2016 года с момента создания было потеряно всего три Як-130. При этом серийный только один, в результате этой аварии в Астраханской области в апреле 2014 года погиб один из лётчиков.[14]
[править] Оценки
Как отмечает американский аналитик Томас Ньюдик, сегодняшние российские многоцелевые учебно-боевые самолеты — «весьма жизнеспособная и довольно экономичная альтернатива обычным истребителям — даже тем, которые появились по ту сторону „железного занавеса“».[15]
[править] Перспективы
В 2018 году 10 Як-130 планируется передать в Вооружённые силы России.[16]
[править] Ссылки
- Раздел о Як-130 в ЖЖ bmpd
- Раздел о Як-130 на сайте Sdelanounas
- Як-130
- Российский учебно-боевой самолет нового поколения ЯК-130. 18 июля 2015
- Як-130 и его ближайшие родственники. 28 декабря 2012
- Учебно-боевой самолет ЯК-130: технические характеристики. 29 мая 2010
- [17]
[править] Примечания
- ↑ «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
- ↑ «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
- ↑ «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
- ↑ «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
- ↑ «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
- ↑ «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
- ↑ «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
- ↑ Поставки военных самолетов Министерству обороны России в 2014 году. 11 января 2015
- ↑ «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
- ↑ Контракт на еще 30 самолетов Як-130 для ВКС России. 18 апреля 2016
- ↑ «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
- ↑ «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
- ↑ «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
- ↑ «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
- ↑ «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
- ↑ [1]
- ↑ [2]