FGFA
Материал из Documentation.

FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) — проект истребителя 5-го поколения, который разрабатывался на базе российского самолёта Су-57 для поставок в Индию.
Разработку FGFA осуществляли российская компания «Сухой» и индийская Hindustan Aeronautics.[1]
Содержание |
[править] Характеристики
Планировалось, что FGFA будет обладать такими характеристиками как малозаметность, крейсерская сверхзвуковая скорость, высокая маневренность, высоко интегрированный комплекс БРЭО, расширенная система оповещения об обстановке, внутреннее размещение АСП и возможности централизованной системы оповещения и РЭБ.[2]
В ноябре 2011 года Hindustan Aeronautics Limited обнародовала некоторые характеристики FGFA. Так, по данным индийской компании, длина самолета составит 22,6 метра, высота — 5,9 метра, а максимальная взлетная масса — 34 тонны. Самолет будет оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажной камерой и всеракурсным управлением вектором тяги с отклонением сопел при маневрировании до 15 градусов. В обычном режиме работы каждый из двигателей будет развивать тягу в 107 килоньютонов и 176 килоньютонов в режиме форсажа. FGFA сможет нести вооружение общей массой до 2,25 тонны во внутренних отсеках и до 5,75 тонны — на внешних точках подвески.[3]
[править] История
Договорённость о совместной разработке FGFA в интересах ВВС Индии была достигнута на втором заседании российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству в феврале 2002 года.[4]
18 октября 2007 года в Москве в рамках 7-го заседания российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству было подписано соглашение между правительством России и правительством Индии о сотрудничестве в разработке и производстве перспективного многоцелевого истребителя.[5]
22 декабря 2008 года индийская компания «Хиндустан аэронотикс лимитед» (ХАЛ) и Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) подписали соглашение о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения.[6]
В декабре 2010 года АО «Рособоронэкспорт», «Сухой» и HAL подписали контракт стоимостью $295 млн на эскизно-техническое проектирование истребителя FGFA в течение 18 месяцев.[7][8]
Рабочая группа специалистов из Индии с января 2012 года начала работу в России.[9]
С 2012 года разработка FGFA находилась фактически в «подвисшем» положении из-за проблем со взаимным финансированием и передачи технологий российской стороной.[10]
В феврале 2013 года макет FGFA был продемонстрирован на выставке Aero India 2013 в Бангалоре.[11]
Предварительная стадия проекта разработки FGFA была завершена в июне 2013 года.[12]
В конце июля 2015 года министр обороны Индии Манохар Паррикар сообщил, что Индия вложила в совместную с Россией программу по разработке FGFA почти 15 млрд рупий (около $230 млн).[13]
В январе 2016 года индийское издание Business Standard сообщило, что Индия и Россия договорились снизить цену на совместную разработку самолёта FGFA на 40 % — до $4 млрд с каждой стороны.[14] Однако формальное соглашение об этом так и не было подписано.[15]
В мае 2016 года индийская газета The Tribune со ссылкой на источники в Минобороны Индии сообщила, что контракт по проекту FGFA «согласован и будет подписан в ближайшие месяцы».[16]
В феврале 2017 года глава «ОАК» Юрий Слюсарь заявил, что в FGFA пока нет продвижения, но ведётся обсуждение условий дальнейшей работы. «Контракт на истребители на той же стадии, что и был. Но он не заморожен, обсуждение идет. Мы со своей стороны уже сделали все, что от нас требовалось», — сообщил Слюсарь.[17]
9 марта 2017 года индийское издание The Times of India со ссылкой на источники в Минобороны Индии заявило, что Индия готова продолжить совместную работу с Россией по разработке и производству FGFA только при условии передачи технологий и помощи индийским авиастроителям в создании собственных самолётов. Решение, как утверждает издание, было принято «на высшем уровне», чтобы «не повторять всех ошибок», допущенных при заключении контракта на производство в Индии российских истребителей Су-30МКИ. «Хотя большая часть из 272 истребителей марки „Сухой“ (240 введенных в строй) была изготовлена Hindustan Aeronautics (HAL) [индийский авиаконцерн], в основном они были собраны из импортируемых комплектов. HAL всё ещё не может производить „Сухие“ самостоятельно», — заявил источник. При этом он отметил, что истребители, собираемые в Индии, стоят дороже поставляемых из России. Индия, по информации газеты, намерена получить гарантии того, что, потратив примерно $25 млрд на разработку FGFA, она получит 127 истребителей по приемлемой цене. Для дальнейшей работы над проектом Индия выдвигает два условия. Первое заключается в масштабной передаче технологий для того, чтобы в дальнейшем Индия могла самостоятельно модернизировать самолёты с интеграцией новых вооружений. Во-вторых, Нью-Дели хочет, чтобы работа над FGFA позволила продвинуться вперед в разработке проекта боевого самолёта нового поколения AMCA, которым занимаются индийские авиастроители. При этом ВВС Индии, как отмечает The Times of India, не устраивает российский истребитель пятого поколения Т-50. По мнению индийской стороны, он не является полноценным стелс-самолётом, а его двигатель не обладает достаточной тягой.[18]
20 апреля 2018 года журнал «Jane’s Defence Weekly» сообщил, что ВВС Индии приняли решение приостановить своё участие в программе создания FGFA. Причинами называются «неопреодолимые разногласия» в отношении стоимости и технических решений по программе FGFA. Утверждается, что индийские официальные лица, включая советника по национальной безопасности Аджита Довала и секретаря министерства обороны Санджайте Митру, недавно сообщили о выходе Индии из программы посетившей Индию российской делегации министерского уровня. В то же время считается (без уточнения деталей), что Индия еще может «пересмотреть» свое решение по по программе FGFA или приобрести полностью разработанные и готовые истребители ПАК ФА после того, как они поступят на вооружение ВВС России.[19][20]
Как заявил 19 августа 2018 года президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь, Индия продолжает работы над FGFA. «Мы продолжаем с Индией обсуждать совместную разработку пятого поколения. Тема не закрыта. Достаточно активно обсуждалось, что индийцы из этого проекта выходят — они из этого проекта не выходят, — сказал Слюсарь, — Я очень надеюсь, что это у нас в итоге увенчается переходом <...> в рабочее проектирование и будем вместе создавать наш совместный самолет пятого поколения».[21][22]
20 августа 2018 года директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев заявил: «Он [проект создания FGFA] пока заморожен. Но надеемся, что мы еще вернемся к диалогу по истребителю пятого поколения.»[23]
[править] Планировавшийся объём производства
Индия планировала приобрести в общей сложности 144 истребителя FGFA.[24]
[править] Ссылки
- Раздел о FGFA на сайте «Оружие России»
- FGFA
- Indian Air Force wants out of fighter program with Russia
- [25]
[править] Примечания
- ↑ Индия и Россия снизят цену на разработку истребителя пятого поколения. 25 января 2016
- ↑ Российско-индийский проект по созданию перспективного многофункционального истребителя (ПМИ — FGFA). 9 февраля 2011
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ Российско-индийский проект по созданию перспективного многофункционального истребителя (ПМИ — FGFA). 9 февраля 2011
- ↑ ХАЛ и ОАК подписали контракт на разработку истребителя 5-го поколения. 26 декабря 2008
- ↑ Индия и Россия снизят цену на разработку истребителя пятого поколения. 25 января 2016
- ↑ [3]
- ↑ Индия и Россия снизят цену на разработку истребителя пятого поколения. 25 января 2016
- ↑ [4]
- ↑ Индия и Россия снизят цену на разработку истребителя пятого поколения. 25 января 2016
- ↑ Индия и Россия снизят цену на разработку истребителя пятого поколения. 25 января 2016
- ↑ Индия и Россия снизят цену на разработку истребителя пятого поколения. 25 января 2016
- ↑ Индия и Россия снизят цену на разработку истребителя пятого поколения. 25 января 2016
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ Индия и Россия снизят цену на разработку истребителя пятого поколения. 25 января 2016
- ↑ [14]