Ту-160
Материал из Documentation.
Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Самый крупный в мире сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, имеющий наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу.[1] Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий.
В НАТО машине присвоили предварительное обозначение RAM-P, позднее самолету дали новое кодовое название — Blackjack.
Ту-160 находятся в составе 121-го авиационного полка тяжёлых бомбардировщиков на военно-воздушной базе у города Энгельс в центральной России (по состоянию на январь 2022 года).[2]
Содержание |
[править] Лётно-технические характеристики
Размеры. Размах крыла 55,7/35,6 м, длина самолета 54,1 м, высота 13,1 м, площадь крыла 360/400 кв. м.
Число мест. Экипаж — четыре человека.
Двигатели. Под крылом в двух мотогондолах помещены четыре ТРДДФ НК‑32 (4х14.000/25.000 кгс). За нишей левой опоры основного шасси расположена ВСУ. Система управления двигателями ‑ электрическая, с гидромеханическим дублированием. Имеется убираемая штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете (в качестве самолетов-заправщиков используются Ил‑78 или Ил‑78М).
Массы и нагрузки, кг: максимальная взлетная 275 000, нормальная взлетная 267 600, пустого самолета 110 000, топлива 148 000, нормальная боевая нагрузка 9000 кг, максимальная боевая нагрузка 40 000.
[править] Лётные данные
Максимальная скорость на большой высоте 2000 км/ч, максимальная скорость у земли 1030 км/ч, посадочная скорость (при посадочной массе 140 000—155 000 кг) 260—300 км/ч, максимальная скороподъемность 60-70 м/с, практический потолок 16000 м, практическая дальность полета с нормальной нагрузкой 13 200 км, с максимальной нагрузкой 10 500 км, длина разбега (при максимальной взлетной массе) 2200 м, длина пробега (посадочная масса 140 000 кг) 1800 м.
[править] Вооружение
В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40 000 кг. Она включает стратегические крылатые ракеты (12 единиц на двух многопозиционных ПУ барабанного типа) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырех пусковых установках).
В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.
Самолет имеет высокий уровень компьютеризации бортового оборудования. Информационная система в кабинах представлена электромеханическими индикаторами и индикаторами на мониторах. Традиционные для больших машин штурвалы заменены на ручки управления, подобные используемых на истребителях.
На вооружении военно-воздушных сил РФ сейчас находятся 15 Ту-160. Руководство ВВС РФ планирует довести количество таких самолетов до 30.
[править] История
Полномасштабная разработка сверхзвукового стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту‑160 была начата в ОКБ Туполева в 1975 году. На основе предложений и рекомендаций ЦАГИ была разработана аэродинамическая компоновка многорежимного самолета, практически объединявшего в себе возможности самолета Ту-95 со стреловидным крылом большого удлинения, с изменением угла стреловидности консолей крыла в полете, отработанная на дальнем бомбардировщике Ту-22М, в сочетании с центральной интегральной частью самолета, частично реализованной на СПС Ту-144.
Самолет Ту-160 сохранил характерные черты тяжёлого классического бомбардировщика — схему свободнонесущего моноплана, крыло большого удлинения, четыре двигателя, установленные на крыле (под его неподвижной частью), трехопорное шасси с носовой стойкой. Все ракетно-бомбовое вооружение размещено внутри в двух одинаковых отсеках вооружения. Экипаж воздушного стратегического корабля в составе четырех человек находится в герметичной кабине, расположенной в носовой части самолета.
Первый полет самолета Ту-160 был выполнен 18 декабря 1981 года экипажем ведущего летчика-испытателя Бориса Веремея. Летные испытания подтвердили обеспечение требуемых характеристик, и с 1987 года самолеты начали поступать в строй.
Стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 строились на заводе в Казани в 1984—1994 г., за это время было изготовлено 30 серийных самолетов. В дальнейшем из оставшегося задела удалось достроить еще два Ту-160: один (№ 802), получивший имя «Александр Молодчий», был сдан ВВС в 2000 г., а второй (№ 803, «Виталий Копылов») — в апреле 2008 года.[3]
В апреле 2015 г. министром обороны России Сергеем Шойгу было принято решение о возобновлении закупок Ту-160 новой постройки.[4]
В мае 2015 года Путин по предложению Минобороны принял решение восстановить производство самолётов Ту-160.[5]
Обновлённый самолёт Ту-160 после возобновления производства будет отличаться от эксплуатируемых сегодня самолётов этой серии практически по всем характеристикам.[6]
Планируется, что производство стартует не позднее 2023 года.[7]
[править] Ссылки
- Раздел о Ту-160 в ЖЖ bmpd
- Ту-160
- Ту-160 / Стратегический ракетоносец-бомбардировщик
- Пуски крылатых ракет по объектам террористов в Сирии с борта Ту-160. 19 ноября 2015
- Стратегический ракетоносец Ту‑160. Справка
- Утилизация стратегических бомбардировщиков Ту-160 на территории Украины. 13 сентября 2016
- Ту-160
[править] Примечания
- ↑ Сирийский полигон: какое оружие Россия впервые применила в Сирии. 19 ноября 2015
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ О работах по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160. 10 февраля 2016
- ↑ О работах по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160. 10 февраля 2016
- ↑ О работах по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160. 10 февраля 2016