Нарушения законодательства российскими компаниями
Материал из Documentation.
[править] 1990-е годы
Большинство нетрадиционных методов адаптации российских предприятий к экономическим реформам 1990-х годов было так или иначе связано с правонарушениями.[1] Прямыми нарушениями законодательства было большинство действий, которые предприятии осуществляли с целью уклонения от налогов, умышленной фальсификации отчётных данных, проведения фиктивных сделок и т. п.[1] В то же время были широко распространены незаконные действия и другого рода.[1]
Например, в 1990-е годы многократно участились случаи хищения стройматериалов из карьеров.[1] Различные строительные организации, пользуясь недостаточной охраной или неэффективной системой учета, бесплатно вывозили из карьеров большие объемы песка, щебня, строительных смесей и других сыпучих материалов.[1] Иногда, чтобы обеспечить формальное прикрытие этим операциям, похитители заключали с владельцем карьера договор на покупку небольшого количества требуемого сырья, а затем вывозили в десятки и сотни раз больше.[1] При этом, если карьер охранялся, осуществлялся подкуп охраны и учётчиков.[1] В других случаях создавались нелегальные карьеры, которые эксплуатировались безо всяких согласований с органами власти и без уплаты каких-либо налогов и сборов.[1]
Кроме того, широкое распространение получили нелегальные лесозаготовки, землепользование, водозабор, свалки мусора и т. д.[1] Нередко за этими эксцессами стояли именно предприятия (прежде всего мелкие строительные и промышленные фирмы, сельхозпроизводители и пр.), которые таким образом пытались уменьшить свои издержки.[1]
Ещё одним очень распространённым видом правонарушений стали контрабандный ввоз и вывоз товаров.[1] Основной целью контрабанды было уклонение от уплаты импортных и экспортных пошлин, что давало возможность получать значительную дополнительную прибыль при продаже ввозимых и вывозимых товаров.[1] Иначе говоря, контрабандные сделки позволяли в большей степени, чем легальные, пополнять финансовые ресурсы предприятий, облегчая последним решение своих хозяйственных проблем.[1]
Основными объектами нелегального экспорта стали пользовавшиеся спросом на зарубежных рынках изделия из чёрных и цветных металлов, различные топливно-сырьевые товары, химические продукты.[1] При этом теневые внешнеторговые операции вовсе необязательно были связаны только с тайным пересечением границы.[1] Довольно часто контрабандный груз перевозился легально, но по фальсифицированным документам, позволявшим уменьшить размер пошлин или даже вовсе не уплачивать их.[1] Например, в течение ряда лет при вывозе высококачественных нефтепродуктов в сопроводительных документах поставщики нередко писали, что транспортируется мазут, пошлина на экспорт которого была существенно ниже.[1] Аналогичным образом поступали при вывозе металлолома и первичного металла, декларируя экспортируемый продукт как готовые металлоизделия, и во многих других подобных случаях.[1]
Сходные приёмы использовались и при импорте.[1] В частности, стандартным ходом был ввоз готовых изделий под видом запасных частей и комплектующих, так как во втором случае пошлины, как правило, устанавливались на гораздо более низком уровне.[1]
Для контрабанды применялись и более сложные схемы, использовавшие слабую согласованность действий между таможенными службами и налоговыми органами в начале 1990-х годов.[1] Например, в бухгалтерской отчётности предприятия записывалось, что товар был отгружен российскому потребителю по сравнительно низкой цене.[1] При этом на самом деле продукция поставлялась за рубеж по существенно более высоким расценкам.[1] Вывозимая продукция проходила абсолютно легальное таможенное оформление с уплатой всех сборов и пошлин, однако большая часть полученной за рубежом выручки не репатриировалась и превращалась в неучтенную прибыль, осевшую за границей.[1] Отсутствие нормального взаимодействия между таможней и налоговой службой в течение довольно долгого времени не позволяло отследить подобные сделки.[1]
Нелегальный импорт также достиг большого размаха.[1] Особенно много ввозилось контрабандных табачных и алкогольных изделий, а также пищевой продукции.[1] Как и в случае с экспортом, для нелегальных импортных операций широко применялся ввоз через страны СНГ (например, на слабо защищённом прибалтийском направлении в 1992—1994 годах, по экспертным оценкам, в обход таможенных постов шло 50-70 % ввозимых грузов), фальсификация документов, подкуп таможенных служащих и т. д.[1] Импорт необлагаемой пошлинами продукции позволял их продавцам с большой скоростью сбывать свой товар по ценам на 20-50 % ниже, имея при этом норму прибыли на 20-30 % выше, чем при реализации легально ввезённой продукции.[1] Как следствие, по данным ГТК России, в 1993—1995 годах почти половина импортной алкогольной продукции, продаваемой на российском рынке, была ввезена контрабандным путем.[1] Доля контрабандных табачных изделий и пищевых продуктов среди соответствующих импортных товаров во многих случаях также измерялась десятками процентов.[1]
Втягивание предприятий в противозаконные операции стало вторым по значимости фактором, который обусловил усиление влияния преступных группировок в экономике.[1] Если форсированная приватизация создала юридические и организационные возможности для враждебных захватов чужой собственности, то активное участие предприятий в теневой деятельности сделало их гораздо более уязвимыми по отношению к шантажу.[1] Иными словами, преступные группировки, получив сведения о незаконных сделках предприятия, под угрозой передачи информации в правоохранительные органы могли требовать перераспределения контроля над активами в свою пользу.[1]
По понятным причинам, подобные аспекты жизни предприятий известны менее всего, и всякая информация на этот счёт может оказаться не совсем достоверной.[1] В то же время некоторые общие характеристики данного явления вполне могут быть описаны.[1]
Установление связи между предприятием или, точнее, между отдельными представителями администрации предприятия и преступными группировками происходило по-разному.[1] Чаще всего это выглядело так: предприятие, проводя какую-либо незаконную операцию, попадало в поле зрения криминальных кругов.[1] Так, например, некоторые коммерсанты в личных беседах утверждали, что проведение предприятием операции по теневому обналичиванию на сумму свыше определенной величины (в 1993 году этот порог составлял примерно 50-100 млн руб., а в середине 1990-х годов — 300—500 млн руб.) могло стать причиной визита представителей организованных преступных группировок.[1]
Бывали, однако, случаи, когда предприятие само обращалось к преступникам.[1] Например, с просьбой помочь взыскать долги с дебитора.[1] За выполнение такого заказа преступные группировки получали «комиссионные», размер которых мог доходить до нескольких десятков процентов от суммы долга.[1] Крупные предприятия, связанные с государственным сектором, к посредничеству преступных группировок во взаимоотношениях с партнерами практически никогда не прибегали.[1] Описанный способ получения долгов встречался почти исключительно в среде «молодых» коммерческих фирм.[1] И он также зачастую становился поводом для дальнейшего шантажа со стороны криминалитета.[1]
Найдя уязвимое предприятие, преступники вступали в контакт с его представителями и, с одной стороны, угрожая различными осложнениями, а, с другой стороны, обещая помощь в проведении разнообразных нелегальных операций и «охрану» от других преступных групп, пытались вынудить предприятие к «сотрудничеству».[1] Довольно часто предприятия, особенно мелкие, поддавались давлению и начинали так или иначе сотрудничать с организованными преступными группировками.[1] Чаще это сотрудничество сводилось к тому, что предприятия откупались от преступников, платя им своеобразную дань, а последние, имевшие жаргонное название «крыши» брались защищать («крышевать») предприятия от агрессивных действий со стороны прочих криминальных групп.[1]
В других случаях преступники активно включались в бизнес и помогали предприятиям проводить разного рода теневые операции: обналичивание, контрабандные сделки и т. п.[1] Весьма нередко, используя свое влияние в коммерческой среде и связи с коррумпированными чиновниками, преступные группировки могли помочь и с решением проблем, связанных со вполне законной экономической деятельностью (например, получить кредит, лицензию на экспорт, ускорить прохождение бумаг по официальным инстанциям и т. д.).[1]
Чаще всего под контроль преступных группировок попадали малые и средние частные предприятия.[1] Причем зачастую такие предприятия вовсе не проводили каких-либо крупномасштабных незаконных операций, но высокая прибыльность их бизнеса сама по себе привлекла внимание мафиозных групп.[1] Крупные предприятия соприкасались с преступными кругами реже.[1] Однако и они время от времени имели проблемы с мощными криминальными структурами.[1]
В ряде случаев криминальные круги вкладывали заработанные за счёт «крышевания» деньги в какой-либо законный бизнес и таким образом отмывали свои накопления.[1] При этом предприятия, давшие согласие на отмывку денег сомнительного происхождения, фактически получали дополнительную финансовую подпитку своей деятельности.[1] В ряде случаев размер этой подпитки оказывался очень значительным и помогал реализовывать крупные проекты.[1] В частности, некоторые эксперты утверждали, что первоначальный капитал ряда крупных российских коммерческих банков был в значительной степени сформирован именно за счет финансовых ресурсов криминального происхождения.[1] Утверждалось также, что в 1990-е годы большое количество сомнительных денег отмывалось через кинематограф, благодаря чему было снято довольно много фильмов.[1]
В ряде случаев незаконные действия предприятий были связаны с личными корыстными интересами их руководства.[1] Немало высших менеджеров, пользуясь благоприятными возможностями, многократно увеличили уровень собственного благосостояния, даже если их предприятие в тот период испытывало большие сложности.[1] Однако так происходило далеко не всегда.[1] И теневой денежный оборот, и хищения, и контрабанда, и незаконная продажа некоторых видов продукции (оружия, драгоценных металлов и пр.), и даже использование преступных группировок для решения экономических проблем в большинстве случаев объяснялись отчаянным финансовым положением предприятий, у которых не находилось легального выхода из такой ситуации.[1] Иными словами, различные противоправные действия предприятий тоже были своеобразными методами их адаптации к экономическому кризису.[1]
Вместе с тем, мощный всплеск экономической преступности в 1990-е годы был одним из самых неблагоприятных следствий адаптационной активности предприятий, реагировавших на кризис и неадекватные реформаторские действия властей.[1] Криминальная сфера в любых обстоятельствах является паразитной структурой, препятствующей нормальному экономическому развитию, и российский опыт последних десятилетий это полностью подтвердил.[1]
[править] 2000-е годы
Масштабы деятельности предприятий, сопряжённой с прямыми нарушениями закона (хищениями, незаконным предпринимательством, контрабандой, экологическими преступлениями и т. п.), в 2000-е годы существенно сократились.[2] Факторы, благодаря которым это произошло, были сходны с теми, что обеспечили снижение числа налоговых правонарушений.[2] Во-первых, рост взаимного доверия в экономике и обществе привел к тому, что предприятия стали в гораздо большей степени соблюдать этические, а вслед за ними и законодательные нормы.[2] Во-вторых, повысилась эффективность работы правоохранительных структур, в связи с чем риски для незаконопослушных предприятий заметно увеличились.[2] В-третьих, улучшение экономической ситуации в отраслях само по себе было хорошим аргументом в пользу отказа от разного рода экстремальных действий, поскольку в новых условиях стандартные рыночные ходы обеспечивали предприятиям сопоставимую по масштабам рентабельность.[2]
[править] Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28 1,29 1,30 1,31 1,32 1,33 1,34 1,35 1,36 1,37 1,38 1,39 1,40 1,41 1,42 1,43 1,44 1,45 1,46 1,47 1,48 1,49 1,50 1,51 1,52 1,53 1,54 1,55 1,56 1,57 1,58 1,59 1,60 1,61 1,62 1,63 1,64 1,65 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Особенности поведения российских предприятий в годы экономического подъёма» // М.: МАКС Пресс, 2009