Содружество независимых государств


Материал из Documentation.

(Перенаправлено с СНГ)
Перейти к: навигация, поиск

Содружество независимых государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР.

Соглашение о создании СНГ было подписано 8 декабря 1991 года в Вискулях (резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще) руководителями Белоруссии, Российской Федерации и Украины.

21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в г. Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.

Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 года, принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 года. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ.

В августе 2005 года Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя.

Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.

В январе 1993 года принят Устав СНГ, в январе 1996 года приняты положения об эмблеме и флаге СНГ. Согласно Уставу, государства-члены СНГ суверенны и равны и являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Уставные цели и направления деятельности СНГ:

  • осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств‑участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
  • развитие равноправного и взаимовыгодного партнерства в сфере экономики через формирование зоны свободной торговли;
  • обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными нормами международного права и документами ОБСЕ;
  • сотрудничество между государствами-участниками в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению гонки вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов ОМУ, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • достижение более тесного взаимодействия государств СНГ с ООН и другими международными организациями в сфере урегулирования международных конфликтов;
  • содействие гражданам государств-участников в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
  • взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
  • объединение сил и средств в борьбе с организованной преступностью, международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между членами Содружества.

Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты. В Содружестве действуют более около 70 межгосударственных (межправительственных) координационных и консультативных органов СНГ, основными из которых являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Экономический суд, Межгосударственный банк, Межпарламентская ассамблея, Исполнительный комитет.

В сентябре 1993 года главы государств СНГ подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий.

В марте 1994 года Генеральная Ассамблея ООН предоставила СНГ статус наблюдателя.

Ключевыми этапами на пути становления СНГ стали заключение Соглашения о создании зоны свободной торговли 15 апреля 1994 года, а также Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета в качестве постоянно действующего органа Экономического союза, и Соглашения о создании Платёжного союза государств-участников СНГ 21 октября 1994 года.

На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями:

Содержание

[править] Зона свободной торговли

Образование СНГ создало качественно новую систему межгосударственных отношений между независимыми странами в области внешнеэкономических связей. Показателем особенностей этой системы стало развитие внешней торговли на основе двусторонних межправительственных соглашений о свободной торговле, подписанных в 1991—1993 годах.[1]

В 1994 году странами СНГ были предприняты меры для перехода к многостороннему режиму свободной торговли на основе соответствующего Соглашения о создании зоны свободной торговли. Но странам СНГ не удалось разработать и согласовать на многосторонней основе общий перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренный Соглашением. Поэтому в подписанном странами СНГ в 1999 году Протоколе о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли было установлено, что изъятия из режима свободной торговли, имея временный характер, могут применяться на основе двусторонних документов.[2]

Указанными Соглашением и Протоколом взамен действовавшего в СНГ до настоящего времени двустороннего режима свободной торговли вводится многосторонний. Теперь при осуществлении внешнеторговых операций на таможенных территориях стран, вошедших в зону свободной торговли, будут действовать унифицированные правила, что создает благоприятные условия для свободного движения товаров и услуг, роста взаимной торговли, развития взаимовыгодных кооперационных связей. Открывается перспектива формирования общего рынка СНГ.[3]

Зона свободной торговли представляет собой первый этап в построении Экономического союза стран СНГ. Но и при ее формировании предстоит пройти несколько этапов, взаимодействуя по следующим направлениям. Это:[4]

  • устранение препятствий для свободного движения товаров и услуг (отмена таможенных пошлин, а также налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие, количественных ограничений и других препятствий);
  • создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;
  • сотрудничество в проведении торгово-экономической политики для достижения целей Соглашения о свободной торговле в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, а также в развитии добросовестной конкуренции и т. д.;
  • содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству;
  • гармонизация и унификация законодательства участвующих в Соглашении стран в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.

Конкретизация мероприятий по созданию зоны свободной торговли содержится в Плане-графике реализации Предложений по формированию и функционированию зоны свободной торговли, одобренных Советом глав государств СНГ 21 июня 2000 года, и в Плане мероприятий по реализации Программы действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года, утвержденной Советом глав правительств СНГ 20 июня 2000 г.[5]

В первом из этих документов определены первоочередные мероприятия по формированию зоны свободной торговли, которые предусматривают выполнение внутригосударственных процедур по введению в действие подписанных основополагающих документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли; подготовку конкретных предложений, включая разработку дополнительных межгосударственных нормативно-правовых актов функционирования зоны свободной торговли; информационное обеспечение формирования и функционирования зоны свободной торговли.[6]

Во втором документе, имеющем среднесрочный характер, предусматривается:[7]

  • подготовка и подписание ряда межправительственных соглашений и документов, способствующих созданию условий для свободного движения услуг, капиталов, рабочей силы, обеспечения свободного транзита, решения проблемы неплатежей, эффективного функционирования транспортных коридоров;
  • формирование отдельных важнейших сегментов зоны свободной торговли — частного предпринимательства, многосторонней производственной кооперации, инвестиционного сотрудничества;
  • развитие рынков отдельных видов продукции;
  • совместное участие в реализации крупных экономических проектов;
  • повышение конкурентоспособности продукции и др.

Для каждой страны СНГ, участвующей в создании зоны свободной торговли, в силу существующих различий в экономических потенциалах, степени реформирования экономик, складывающихся внутренних и внешних условий экономического развития движение к полномасштабной зоне свободной торговли не является равномерным. Следовательно, наряду с согласованными направлениями движения для каждой страны СНГ будет характерна только ей присущая этапность формирования зоны свободной торговли.[8]

18 октября 2011 года главы правительств практически всех стран СНГ подписали договор о создании зоны свободной торговли. Азербайджан, Туркмения и Узбекистан воздержались сегодня от его принятия, однако правительства этих государств планируют присоединиться к зоне в течение 2011 года. Путин заявил: «Принятие договора позволит убрать многие барьеры и сделать новый качественный шаг к развитию наших экономик. Создание зоны свободной торговли означает, что по целым группам товаров мы отменим экспортные и импортные пошлины. Это значит, что товары на наши рынки будут поступать по более низким ценам». Путин подчеркнул, что создание зоны свободной торговли не противоречит принципам Всемирной торговой организации, так как некоторые из стран, входящих в только что созданную ЗСТ, являются также и членами ВТО.[9]

[править] Экономика

Основная статья: Экономика СНГ

После распада СССР в экономике возникших на его пространстве стран СНГ произошёл значительный экономический спад, который, в основном, продолжался до 1998 г. Валовой внутренний продукт в 1998 г. в целом по Содружеству составил 59,6 % от уровня 1991 г.

[править] Внешняя торговля

В период реформирования экономики и адаптации к рыночным условиям большинство стран СНГ активизировали свои внешние связи. В условиях независимости бывшие союзные республики СССР были вынуждены самостоятельно выйти на мировой рынок. При этом преимущественной направленностью этих связей в большинстве стран стала ориентация на дальнее зарубежье. Экономика всех бывших союзных республик стала более открытой и, соответственно, роль внешнеэкономического фактора в развитии хозяйственных комплексов большинства стран СНГ в период 1991—2000 гг. существенно возросла. Об этом можно судить по росту соотношения экспорта и импорта с ВВП стран СНГ. Наиболее существенно стремление ориентировать экономику на мировой рынок проявилось в России. Доля экспорта товаров и услуг в ВВП в 2000 г. по сравнению с 1991 г. возросла с 13,3 до 44,3 %. Аналогичные тенденции имели место и во многих других странах Содружества. Так, за этот период доля экспорта в ВВП возросла в Украине с 26 до 62,4 %, в Белоруссии — с 36,8 до 69,2, в Казахстане — с 28,5 до 58,8, в Таджикистане — с 27,4 до 67,9 %. Доля экспорта в ВВП увеличилась также в Кыргызстане и Молдове. Сокращение доли экспорта в ВВП наблюдалось только в странах Закавказья: Азербайджане, Армении, Грузии. Одновременно существенно усилилась зависимость экономики стран от импорта. Доля импорта в ВВП в рассматриваемом периоде увеличилась в России с 13 до 24,1 %, в Украине — с 23,9 до 57,4, в Белоруссии — с 33,4 до 72,4, в Казахстане — до 49,3, в Таджикистане — до 66,4, в Молдове — до 76,6, в Кыргызстане — до 47,6, в Грузии — с 33,1 до 232 40,1 %. Доля импорта в ВВП уменьшилась лишь в Азербайджане и Армении. Усилилась зависимость экономик стран СНГ и их экономического роста от внешнеэкономических связей со странами дальнего зарубежья. Основными партнерами стран СНГ стали страны ЕС, Ближний и Средний Восток, Турция. В то же время объем экспортно-импортных операций со странами Содружества существенно снизился. За период 1991—2001 гг. в среднем по Содружеству произошло снижение объемов внешней торговли стран СНГ. Экспорт стран Содружества в 2001 г. составил 64 % от уровня 1991 г., в том числе в страны СНГ — 19 %, в другие страны — 187 %. При этом максимальное сокращение объемов экспорта в страны Содружества произошло в Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Молдове (3-8 % от уровня 1991 г.). В несколько большей мере сохранились объемы поставок в страны СНГ в Белоруссии, Казахстане, России (20-29 % от уровня 1991 г.). Рост экспорта в страны дальнего зарубежья был характерен для всех бывших союзных республик, за исключением Грузии. Импорт из стран дальнего зарубежья снизился, хотя его объемы сокращались более умеренными темпами по сравнению с импортом из стран Содружества. В среднем по странам СНГ импорт в 2001 г. составил 41 % от уровня 1991 г., в том числе из стран СНГ — 23 %, из других стран — 81 %. Максимальное сокращение объемов импорта из стран Содружества имело место в Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Молдове (6-10 % от уровня 1991 г.). Ориентация стран СНГ на преимущественное развитие хозяйственных связей с промышленно развитыми странами привела к тому, что в рассматриваемом периоде доля экспорта в страны Содружества в общем объеме сократилась почти в 3,5 раза (с 73 % в 1991 г. до 21 % в 2001 г.), доля импорта из стран Содружества уменьшилась в 1,8 раза (с 70 % до 40 %) при соответствующем росте доли операций со странами дальнего зарубежья. В 1991 г. минимальную долю оборота с другими республиками СССР имела Российская Федерация (58 % экспорта, 55 % импорта), соответственно, значительный объем ее внешнеторговых операций приходился на страны дальнего зарубежья. Для всех прочих республик доля межреспубликанских связей превышала 80 %, при этом доля экспорта превышала удельный вес импорта. В 2001 г. соотношение торговых операций со странами Содружества и странами дальнего зарубежья принципиально изменилось. В рассматриваемый период ни одна страна не пошла по пути увеличения экспортно-импортных отношений со странами СНГ. Внешняя торговля со странами Содружества сохранила существенную роль в экономике Белоруссии (60 % экспорта, 70 % импорта), Казахстана (30 % экспорта, 52 % импорта), Кыргызстана (35 % экспорта, 55 % импорта), Молдовы (61 % 233 экспорта, 38 % импорта), Туркменистана (52 % экспорта, 38 % импорта), Украины (29 % экспорта, 56 % импорта). Переориентация экономических связей государств Содружества на мировой рынок не только ослабила их внутренние взаимосвязи, но и усилила их топливно-сырьевую направленность. Одновременно на внутреннем потребительском рынке всех стран СНГ существенно возросла доля импорта. Государства Содружества стали более зависимыми от импорта, причем не столько от высокотехнологических, наукоемких товаров, столько от потребительной продукции, которая в значительной мере может обеспечиваться за счет собственного производства. В товарной структуре экспорта большинства государств Содружества более половины приходится на сырьевые ресурсы. В 2001 г. в структуре экспорта доля минеральных продуктов, недрагоценных металлов и изделий из них превышает 50 % в Азербайджане, Казахстане, России, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Украине. Экспорт сырьевых ресурсов в страны дальнего зарубежья занимает еще более существенное место. Для таких страна как Россия, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Таджикистан доля минеральных продуктов, недрагоценных металлов и изделий из них превышает 65 %. Структура ввоза продукции из стран Содружества и стран дальнего зарубежья значительно отличается. Из стран СНГ, прежде всего, импортируются сырьевые товары, а из других стран — продукция машиностроения, транспортные средства, а также продовольствие. В структуре импорта в таких странах как Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Кыргызстан, Молдова более 50 % составляла доля минеральных продуктов, недрагоценных металлов и изделий из них. В структуре импорта из стран дальнего зарубежья в России, Белоруссии, Азербайджане, Армении, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Туркменистане, Узбекистане в 2001 г. более 40 % приходилось на продовольственные и сельскохозяйственные товары, машины, оборудование и транспортные средства. Способствовали ли произошедшие изменения структуры внешней торговли стран СНГ развитию экономик этих стран или они были обусловлены внешними факторами, конъюнктурой мирового рынка? Для ответа на этот вопрос нами была применена оптимизационная межотраслевая модель. Такая модель была разработана для каждой из стран СНГ (описание модели подробно изложено в [1]). Суть применения данной модели сводится определению оптимальных общеэкономических и межотраслевых пропорций развития экономики стан СНГ и, в частности, оптимальных масштабов и структуры развития внешнеэкономических связей в условиях эквивалентного внешнеторгового обмена. 234 Информационной базой для проведения исследования служили отчетные межотраслевые балансы союзных республик за 1989 г., характеризующие базовое состояние экономики каждой из них. Одной из сложных проблем, возникших при построении модели, явилась разработка методов оценки эквивалентности внешнеэкономических связей республик. Как известно, внутренние цены, существовавшие в СССР, на базе которых строились отчетные межотраслевые балансы, были принципиально непригодны для решения этой задачи. Поэтому потребовался пересчет показателей ввоза и вывоза продукции каждой республики во внешнеторговые цены. Пересчет был осуществлен на основании данных Госкомстата России о величине российских внешних поставок и поступлений продукции каждой отрасли в фактически действующих ценах и средних внешнеторговых ценах (инвалютных рублях). Их сопоставление позволило получить соотношение между внешнеторговым и внутренними ценами на продукцию отдельных отраслей [2]. Полученные соотношения между внутренними и внешнеторговыми ценами на продукцию российских отраслей представлено в табл. 1. Из приведенных данных следует, что в целом внутренние цены по сравнению с внешнеторговыми на вывозимую продукцию были занижены, а на ввозимую, напротив, завышены. При этом наиболее существенно отклонялись цены торгового обмена со странами дальнего зарубежья, в меньшей степени — цены межреспубликанского обмена. Так, объемы экспорта продукции России при пересчете во внешнеторговые цены увеличивались на 29 %, в том числе в союзные республики — на 18 %, в страны дальнего зарубежья — на 57 %. При этом, объемы импорта в инвалютных рублях, напротив, снизились на 25 %, в том числе из союзных республик — на 15 %, из стран дальнего зарубежья — на 34 %. Соответственно, кардинально менялось сальдо внешней торговли России. При исчислении во внутренних ценах в целом по отраслям производства ввоз превышал вывоз на 34,7 млрд руб. за счет торговли со странами дальнего зарубежья, с которыми сложилось отрицательное сальдо в размере 39,1 млрд руб. Внешнеторговый баланс с союзными республиками имел положительное сальдо в размере 4,4 млрд руб. Переход к внешнеторговым ценам показывает, что в Российской Федерации в целом торговый обмен имел положительное сальдо, вывоз превышал ввоз на 32,1 млрд руб. При этом в торговле с союзными республиками его величина достигает 28,3 млрд руб., а со странами дальнего зарубежья 3,8 млрд руб. Наиболее значительно внешнеторговые цены отличались от внутренних по продукции нефтегазовой промышленности. Если в фактически действующих ценах доля этой отрасли в общем объеме 235 вывоза составляла 16,5 % (в том числе в межреспубликанском вывозе — 12,3 %, а в страны дальнего зарубежья — 25,5 %), то во внешнеторговых ценах эта доля достигает 31,2 % (в том числе в межреспубликанском вывозе — 25,1 %, в страны дальнего зарубежья — 41,4 %). Положительное сальдо вывоза-ввоза во внутренних ценах имели только две республики: Азербайджан и Белоруссия. Максимальное отрицательное сальдо вывоза-ввоза по абсолютным данным имело место у России, Украины, Казахстана, Узбекистана. При пересчете во внешнеторговые цены оценка ситуации меняется. Россия становится основным кредитором других республик, поскольку ее сальдо становится положительным и составляет 6,5 % конечного продукта.

В Белоруссии положительное сальдо возрастает до 12,4 % конечного продукта, а в Азербайджане достигает 25,3 %. Положительным становится сальдо внешнеторгового обмена в Туркменистане (3,3 % конечного продукта). Доля отрицательного сальдо вывоза-ввоза сокращается в Армении, Казахстане, Кыргызстане. И, напротив, его доля увеличивается в Грузии, Молдове, Таджикистане. Для учета фактора эквивалентности внешнеторговых операций в модельных расчетах отдельных республик применялось усредненное соотношение между внешнеторговыми и внутренними ценами на продукцию отдельных отраслей. Соответствующие коэффициенты для 237 продукции каждой отрасли были определены в следующих размерах: электроэнергетика — 1,51, нефтегазовая промышленность — 2,5, угольная промышленность — 0,91, прочие отрасли топливной промышленности — 1,0, черная металлургия — 1,15, цветная металлургия — 1,5, химическая промышленность — 0,75, машиностроение — 1,0, лесная и деревообрабатывающая промышленность — 0,64, промышленность стройматериалов — 1,0, легкая промышленность — 0,25, пищевая промышленность — 0,4, прочие отрасли промышленности — 1,0, сельское хозяйство — 0,4, транспорт и связь — 1,0, торговля и общественное питание — 1,0, прочие отрасли материального производства — 1,0. Сопоставление оценок, полученных в расчетах при помощи межотраслевой модели, с показателями объема и структуры внешней торговли, которые имели место в действительности в период 1991—1998 гг., позволило оценить, в какой мере фактические изменения объема и структуры внешней торговли стран СНГ соответствовали оптимальному варианту внешнеэкономической стратегии. При проведении соответствующих сопоставлений приходилось учитывать, что показатели структуры внешней торговли в расчетах по модели характеризовали структуру чистого экспорта, то есть экспортно- импортного сальдо, для отраслей, где экспорт превышал импорт, и, соответственно, структуру чистого импорта, то есть импортно-экспортного сальдо, для отраслей, где импорт превышал экспорт. Соответствующие показатели рассчитывались и по фактическим данным. Сложность сопоставлений структуры внешнеэкономических связей по модельным расчетам и фактическим данным связана с тем, что модель содержит информацию об отраслевой структуре внешних связей, тогда как в отчетности имеются лишь данные о структуре внешних связей в разрезе товарных групп. Проведенный анализ показал, что в большинстве стран СНГ развитие внешнеэкономических связей не способствовало повышению эквивалентности внешнеторгового обмена.

Большинство стран СНГ, получив политическую самостоятельность, реально не смогли использовать свой внутренний потенциал и обеспечить эквивалентные экономические отношения с внешним миром. Требования мирового рынка значительно скорректировали структуру экспортно-импортных операций стран СНГ. Фактически сложившаяся отраслевая структура внешней торговли соответствовала оптимальному пути развития, предложенному расчетами по межотраслевой модели, только в России, Белоруссии, Азербайджане, Молдове, Таджикистане. Однако в условиях резкого сокращения производства с последующим снижением объемов экспортно- импортных операций, эти республики также не смогли в полной мере использовать внешнеэкономический фактор для своего развития. Таким образом, возможности внешней торговли для развития хозяйственных комплексов в большинстве стран СНГ не были реализованы.

16 июля 2010 года директор департамента торговых переговоров минэкономразвития России Максим Медведков сообщил, что страны СНГ, за исключением Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана, договорились об отмене почти всех импортных и фиксации уровня экспортных пошлин при взаимной торговле. «Это максимальная и практически полная отмена (импортных) пошлин… мы о принципе договорились», — заявил Медведков. Такое заявление было сделано по итогам заседания рабочей группы по подготовке Договора о зоне свободной торговле стран СНГ. По словам представителя МЭР, достигнута и договоренность о фиксации экспортных пошлин на текущем уровне. «Понятно, что Россия не может отменить пошлины на нефть, нефтепродукты и газ. Переговорная логика заключается в том, чтобы как минимум не расширять действующие пошлины», — подтвердил директор департамента торговых переговоров. Он отметил, что в ходе переговоров стороны «вышли на проект соглашения, по которому у нас еще остается незначительное число разногласий», которых, впрочем, «не больше, чем пальцев на одной руке». Согласно документу, введение ограничений в торговле может происходить исключительно на основе жестких критериев. Вводится положение о свободе транзита товаров, создается наднациональный арбитраж для разрешения торговых споров по примеру ВТО. В переговорах не участвует только Туркмения. Азербайджан и Узбекистан пока имеют статус наблюдателей. По словам Медведкова, Баку и Ташкент могут присоединиться к договору в ближайшее время. [1]

Следующее заседание рабочий группы состоится 8-9 сентября 2010 года, на нем и будет подготовлен итоговый вариант соглашения. Договор заменит сотни документов, регулирующих торговые отношения в рамках СНГ. Документ регламентирует правила определения страны происхождения товаров, применение ограничений в торговле с третьими странами, свободу транзита, реэкспорт, специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные регуляторы взаимной торговли, вопросы конкуренции и предоставление субсидий, технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры, таможенный контроль, правила разрешения споров. [2]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=670
  2. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=670
  3. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=670
  4. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=670
  5. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=670
  6. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=670
  7. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=670
  8. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=670
  9. http://www.rosbalt.ru/piter/2011/10/18/902617.html
Международные организации
НАТО Совет Россия-НАТО
СНГ Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ
АТЭС Саммит АТЭС в 2012 году
ВТО Отношения России с ВТО
МВФ Роль МВФ в экономическом развитии стран бывшего СССРОтношения Грузии с МВФ
ЕБРР Отношения Грузии с ЕБРР
Прочие организации Парижский клубЕврАзЭСЕвропейский СоюзОБСЕООНОПЕКСовет ЕвропыШанхайская организация сотрудничестваЕвразийский экономический союзАСЕАНГУАМ
Личные инструменты