Шанхайская организация сотрудничества


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — субрегиональная международная организация, в которую входят шесть государств — Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая площадь государств‑членов ШОС равняется около 30 млн.189 тыс.кв.км., что составляет 3/5 площади Евразии, а население — около 1455000000 человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара.

Государствами‑наблюдателями при ШОС являются Индия, Монголия и Пакистан. В марте 2008 года Иран подал официальное заявление о намерении стать полноправным членом организации.

ШОС была сформирована на базе Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, заключенных между Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном — с одной стороны, c Китаем — с другой стороны, соответственно в 1996 и 1997 гг.

Декларация о создании ШОС подписана на встрече глав шести государств в Шанхае 15 июня 2001 г. На саммите в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г. принята Хартия ШОС (вступила в силу 19 сентября 2003 г.) — базовый уставной документ, фиксирующий цели, принципы, структуру и основные направления деятельности Организации.

Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке 16 августа 2007 г. Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который создает предпосылки для вывода разностороннего взаимодействия на качественно новый уровень. К настоящему времени ратификационные процедуры завершили Киргизия, Китай и Россия.

Высший орган ШОС — Совет глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (СГГ ШОС). Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (СГП ШОС) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы взаимодействия, особенно в экономической сфере.

Совет министров иностранных дел государств-членов ШОС (СМИД ШОС) отвечает за подготовку заседаний Совета глав государств, принимает решения о проведении консультаций в рамках Организации по международным проблемам.

В компетенцию Совещаний руководителей министерств и ведомств государств-членов ШОС входят вопросы сотрудничества в конкретных областях. Действуют координационные механизмы по линии министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, транспорта, образования, культуры, обороны, чрезвычайных ситуаций. Функционируют также Комиссии старших должностных лиц и экспертные рабочие группы.

Проходят регулярные встречи генеральных прокуроров, руководителей антинаркотических ведомств, таможенных служб, верховных и арбитражных судов. В 2006 году в Москве состоялась первая встреча руководителей парламентов государств-членов ШОС.

Совет национальных координаторов (СНК) осуществляет координацию текущей деятельности Организации, взаимодействия министерств и ведомств государств-членов ШОС. Национальным координатором от России является Специальный представитель Президента Российской Федерации по делам ШОС, посол по особым поручениям Л. П. Моисеев.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) в качестве постоянно действующего органа обеспечивает координацию сотрудничества между компетентными ведомствами государств-членов ШОС в соответствии с Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., другими соглашениями и документами, заключенными в рамках ШОС в этой области. Органы РАТС — Совет РАТС и Исполнительный комитет РАТС.

Эффективным координационно-консультативным механизмом сотрудничества в области безопасности в рамках ШОС, в борьбе с новыми вызовами и угрозами являются встречи секретарей советов безопасности.

С января 2004 года функционируют постоянно действующие административные органы:

  • Секретариат ШОС в Пекине под руководством Генерального секретаря, главного исполнительного должностного лица ШОС, который назначается решением СГГ ШОС сроком на 3 года на ротационной основе. С 1 января 2007 г. Генеральным секретарем является представитель Казахстана Б. К. Нургалиев.
  • Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры ШОС в Ташкенте возглавляется Директором, который назначается решением СГГ ШОС сроком на 3 года на ротационной основе. С 1 января 2007 г. Директор Исполкома — представитель Киргизии М. У. Субанов.

Решения органов ШОС принимаются на основе консенсуса государств-членов.

При Секретариате ШОС и Исполкоме РАТС в Ташкенте назначены постоянные представители государств-членов ШОС.

Государствами-наблюдателями при ШОС являются Монголия (с 2004 года), Индия, Иран и Пакистан (с 2005 года). Их участие регулируется Положением о статусе наблюдателя при ШОС от 2004 года и Порядком взаимодействия ШОС с наблюдателями от 2006 года. В 2008 году принят Регламент взаимодействия РАТС ШОС с государствами и международными межправительственными организациями (форумами), получившими статус наблюдателя при ШОС.

На саммите ШОС в Душанбе 28 августа 2008 г. утверждено Положение о статусе партнера по диалогу ШОС.

Согласно сложившейся практике председательство в Организации осуществляется в течение годичного периода, который начинается с момента окончания очередного саммита и завершается проведением заседания СГГ ШОС на территории председательствующего государства. С 28 августа 2008 г. в Организации председательствует Российская Федерация. В 2009—2010 гг. эти функции согласно принципу очередности будет выполнять Республика Узбекистан.

Решением СГП ШОС в Душанбе (15 сентября 2006 года) размер бюджета ШОС на 2007 год составил 3,7 млн долл. США (в 2006 году бюджет Организации составил 3,5 млн долл. США). В соответствии с Соглашением, практически половину этих расходов взяли на себя Россия и Китай — по 24 % каждая. Доля остальных участников соответственно равна: Казахстан — 21 %, Узбекистан — 15 %, Киргизия — 10 %, Таджикистан — 6 %. Бюджет ШОС 2008 года — 3,5 млн долл. США (утвержден решением СГП ШОС 2 ноября 2007 г.).

Содержание

[править] История

Свою историю ШОС ведёт с 1996 года. 26 апреля 1996 года главы России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана встретились в Шанхае с целью выработать единую позицию по всему спектру проблем регионального сотрудничества, а также укрепления мер доверия в военной области. По итогам форума было подписано «Соглашение о мерах доверия в военной области в районе совместной границы».

В 1996—2000 годах руководители этих стран («Шанхайская пятерка») встречались поочередно в Шанхае, Москве, Алматы, Бишкеке и Душанбе. Душанбинская встреча 2000 года ознаменовала завершение первого круга встреч глав государств «Шанхайской пятерки».

На базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, заключенных между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соответственно в 1996 и 1997 годах и сформировалась ШОС.

На встрече глав пяти государств 15 июня 2001 года в Шанхае лидеры «Шанхайской пятёрки» приняли в свои ряды Узбекистан. В тот же день была подписана декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Целями организации провозглашены укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничества между государствами‑участниками в политической, торгово‑экономической, научно‑технической, культурной и других областях, совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе.

Взаимодействие в рамках организации призвано в первую очередь наладить совместное противодействие терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, транснациональной преступности. Принципы будущей организации в области безопасности зафиксированы в принятой здесь же «Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». На ее основе создана Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС) — постоянно действующий орган, предназначенный для содействия координации и укрепления взаимодействия компетентных органов стран‑членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

На очередном саммите ШОС, прошедшем с 28 по 29 мая 2003 года в Москве, было завершено документальное оформление организации: подписана Декларация глав государств — членов ШОС, утверждающая комплекс документов, регламентирующих порядок работы уставных органов ШОС и ее финансового механизма.

В 2004 году Монголии был предоставлен статус наблюдателя при ШОС.[1]

Важным шагом для ШОС стало заседание Совета глав государств в 2005 году: на нем было принято решение о предоставлении статуса наблюдателей трем крупным азиатским державам — Индии, Ирану и Пакистану.[2]

В 2006 году был образован Форум ШОС — общественный консультационно-экспертный орган, созданный для содействия и научной поддержки деятельности организации, проведения совместных исследований по актуальным вопросам, разъяснения задач и принципов деятельности ШОС.[3]

В 2007 году между странами ШОС был подписан Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.[4]

В 2009 году было принято решение о предоставлении статуса партнёра по диалогу Шри-Ланке и Белоруссии.[5]

Индия и Пакистан подали заявки на вступление в ШОС в 2010 и 2006 годах соответственно.[6]

В 2012 году лидеры стран ШОС приняли Декларацию о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания. В этом же году статус наблюдателя в ШОС получил Афганистан, партнером по диалогу стала Турция.[7]

В 2013 году начал свою работу Энергетический клуб ШОС, созданный по инициативе России. Меморандум о создании этой организации наряду с РФ и КНР подписали Афганистан, Белоруссия, Монголия, Индия, Казахстан, Таджикистан, Турция и Шри-Ланка.[8]

В 2015 году лидеры стран ШОС утвердили решение о начале процедуры приема Индии и Пакистана в члены организации, также были подписаны решения о предоставлении Белоруссии статуса наблюдателя при ШОС, о предоставлении статуса партнера по диалогу Азербайджану, Армении, Камбодже и Непалу.[9][10]

На саммите в Астане, прошедшем 8-9 июня 2017 года, к ШОС присоединились Индия и Пакистан.[11]

[править] Структура

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств‑членов. Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации. В августе 2007 года было принято решение о проведении заседания Совета глав государств (СГГ) ШОС в 2009 году в России. Российская сторона уже приступила к подготовке к своему председательству в Организации в 2008‑2009 годах и встрече на высшем уровне в Екатеринбурге.

Совет глав правительств государств‑членов ШОС собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.

Помимо заседании Совета глав государств и правительств действует также механизм ежегодных встреч на уровне министров иностранных дел, экономики, транспорта, культуры, обороны, безопасности, генеральных прокуроров, а также руководителей погранведомств и министерств чрезвычайных ситуаций. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств‑членов ШОС.

ШОС имеет два постоянно действующих органа — Секретариат в Пекине и Региональная антитеррористическая структура в Ташкенте. Исполнительный секретарь и Директор исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года.

[править] Межбанковское объединение

Соглашение о межбанковском сотрудничестве (объединении) в рамках Шанхайской организации сотрудничества (МБО ШОС) подписано в Москве 26 октября 2005 г. Объединение было создано в развитие решения Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (СГП) от 2004 года о формировании Фонда развития Организации. В связи с серьезными расхождениями в подходах было принято предложение российской стороны работать по двум направлениям — собственно Фонду развития и «банковского пула», который позднее трансформировался в МБО.

Председателем Совета МБО — координационного органа объединения — до конца октября 2008 года является казахская сторона. 26 октября 2008 г. председательство переходит к России.

14 июня 2006 г. в Шанхае состоялось заседание Совета МБО, где был принят ряд документов, закладывающих нормативно-правовую основу для эффективного функционирования объединения: «Положение о работе Совета Межбанковского объединения в рамках ШОС», «Общие принципы формирования и управления банком проектов Межбанковского объединения ШОС» и «Рамочные принципы по предоставлению кредитных линий между банками-членами Межбанковского объединения в рамках ШОС». Кроме того, представители МБО подписали Программу действий в поддержку регионального экономического сотрудничества между банками-членами МБО в рамках ШОС.

МБО и Деловым советом ШОС (неправительственная структура, объединяющая деловые круги государств-членов) 16 августа 2007 г. на «полях» заседания Совета глав государств-членов ШОС подписано Соглашение о сотрудничестве. Данный документ предусматривает создание единой базы данных по инвестиционным проектам, предлагаемым к совместной реализации в рамках Организации, обмен деловыми предложениями, координацию действий в информационной сфере с целью широкого и объективного освещения экономического взаимодействия в ШОС, сотрудничество в области подготовки специалистов для экономической работы.

В ходе Душанбинского саммита 28 августа 2008 г. был подписан Меморандум об основах партнерских отношений между МБО ШОС и Евразийским банком развития.

[править] Энергетический клуб

На саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 15 июня 2006 г. в Шанхае Президентом Российской Федерации было предложено создать Энергетический клуб ШОС, который мыслился как структура, где на основе широкого консенсуса представителей официальных, деловых и академических кругов государств-производителей, потребителей и транзитеров углеводородных ресурсов возможно было бы в перспективе прийти к гармонизации национальных энергетических стратегий стран-участниц ШОС. Российское предложение было поддержано лидерами государств-членов Организации.

В ходе проходившего 19 июня 2007 г. в Москве заседания экспертов стран ШОС по топливно-энергетическому комплексу был представлен проект Положения об Энергоклубе ШОС, разработанный Минпромэнерго России. Проект не вызвал возражений какой-либо из сторон и был рекомендован к рассмотрению на первой (неформальной) встрече министров государств-членов ШОС, отвечающих за развитие ТЭК, в Москве 29 июня 2007 г. Несмотря на согласие руководителей стран-участниц Организации с идеей формирования подобной структуры в рамках ШОС, Узбекистан на министерской встрече заявил о нецелесообразности создания Энергетического клуба.

По результатам встречи министров было принято решение, одобренное пятью странами: Россией, Казахстаном, Киргизией, Китаем и Таджикистаном — о продолжении работы по созданию Энергоклуба. Позиция узбекской стороны была прописана в итоговом протоколе встречи. Предполагается, что Ташкент можно будет подключить к работе Клуба, когда он оформится организационно.

В Плане мероприятий российского председательства в ШОС в 2008—2009 гг., утвержденном Президентом Российской Федерации 24 декабря 2007 г., предусмотрено проведение заседания Энергетического клуба ШОС во втором полугодии 2009 г. (организатором было назначено Минпромэнерго России). К настоящему времени Узбекистан воздерживается от подключения к усилиям по созданию Клуба, китайская сторона дает понять, что мероприятия по его формированию желательно не проводить в 2008 г. Остальные партнеры солидаризируются с российской позицией. Вместе с тем все государства-члены ШОС хотели бы получить более развернутые российские предложения по формату и повестке дня указанного мероприятия, а также по параметрам дальнейшего функционирования Энергоклуба.

К усилиям по созданию этой структуры готов активно подключиться Деловой совет ШОС. Возможно привлечение к этой работе академических кругов через Форум ШОС.

На саммите ШОС в Бишкеке в августе 2007 года Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев озвучил инициативу формулирования Азиатской энергетической стратегии, одним из элементов которой мог бы стать Энергетический клуб. К настоящему времени на рассмотрении сторон находится подготовленный казахами проект документа, который реально посвящен созданию в рамках ШОС единых структур (в том числе и наднационального характера) для регламентирования добычи, поставок и транзита энергоресурсов.

[править] Взаимоотношения с другими государствами — нечленами ШОС и международными организациями

Международные контакты ШОС в настоящее время осуществляются на основе Временной схемы взаимоотношений Шанхайской организации сотрудничества с другими международными организациями и государствами (принята министрами иностранных дел в ноябре 2002 г.).

Временной схемой предусматривается возможность приглашения представителей государств, не являющихся членами ШОС, а также международных организаций в качестве гостей на заседания Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС (СМИД), на межмидовские консультации по политическим вопросам, а также участие ШОС в мероприятиях, проводимых другими международными объединениями. Определяется также, что на международной арене ШОС представляет действующий председатель СМИД или Совета национальных координаторов (СНК).

Международные контакты ШОС развиваются по различным направлениям.

На заседании Совета глав государств-членов ШОС (СГГ) 17 июня 2004 г. в Ташкенте было утверждено Положение о статусе наблюдателя при ШОС, а также удовлетворена заявка Монголии, которая стала первым государством-наблюдателем при Организации.

В конце сентября 2004 г. посол Исламской Республики Пакистан в Пекине передал Исполнительному секретарю ШОС официальное послание главы государства с просьбой о предоставлении Пакистану статуса наблюдателя при ШОС. В феврале 2005 г. Иран, в марте и Индия также направили официальные послания глав государств с аналогичной просьбой.

5 июля 2005 г. в Астане главы государств-членов ШОС приняли решение о предоставлении Пакистану, Ирану и Индии статуса наблюдателя при Организации.

Для развития сотрудничества с государствами-наблюдателями на антитеррористическом направлении 14 января 2008 г. министрами иностранных дел в рабочем порядке утвержден Регламент взаимодействия Региональной антитеррористической структуры ШОС с государствами и международными межправительственными организациями (форумами), получившими статус наблюдателя при ШОС.

В заседании СГГ 17 июня 2004 г. в Ташкенте принял участие глава Переходной администрации Афганистана Х.Карзай в качестве гостя Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова. Глава афганского государства принял приглашение также на саммит ШОС в Шанхае 15 июня 2006 г. (в качестве гостя его председателя — лидера КНР).

В соответствии с достигнутой тогда договоренностью между главами государств-членов ШОС и Афганистана в ноябре 2005 г. в Пекине был подписан Протокол между Шанхайской организацией сотрудничества и Исламской Республикой Афганистан о создании Контактной группы ШОС-Афганистан. Согласно Протоколу Контактная группа формируется из постпредов государств-членов ШОС при Секретариате Организации в Пекине, должностных лиц Секретариата и старших дипломатов Посольства ИРА в КНР. Первое заседание Группы состоялось в феврале 2006 г. в Пекине.

В саммите ШОС в Бишкеке в августе 2007 г. впервые в качестве гостя председательствующего участвовал Президент Туркмении Г.Бердымухаммедов.

9 декабря 2005 г. белорусским послом в КНР Исполнительному секретарю ШОС было передано послание Президента Белоруссии А. Г. Лукашенко, в котором выражалась официальная просьба о предоставлении Республике статуса наблюдателя при Организации.

28 марта 2006 г. Исполнительному секретарю ШОС поступило послание Президента Шри-Ланки Махинда Раджапаксе в адрес Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества с просьбой предоставить Шри-Ланке статус наблюдателя при ШОС.

В июле 2007 г. Министр иностранных дел Непала С.Прадхан направила письма главам внешнеполитических ведомств государств-членов ШОС с просьбой о предоставлении ее стране статуса наблюдателя при Организации.

Интерес к взаимодействию с ШОС в различных форматах проявляют также такие страны, как Таиланд, Турция, Республика Корея, США, Япония.

Осуществляются также контакты с рядом международных организаций.

2 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно одобрила резолюцию о предоставлении Шанхайской организации сотрудничества статуса наблюдателя. Представители ШОС принимали участие во встречах ООН с региональными организациями на высоком уровне, Организация была представлена на других мероприятиях по линии ООН. Исполнительный секретарь ШОС Чжан Дэгуан выступил в ходе юбилейной сессии ГА ООН в сентябре 2005 г.

В середине апреля 2005 г. в Пекине был подписан Меморандум о взаимопонимании между секретариатами ШОС и СНГ, а в конце апреля в Джакарте — Меморандум о взаимопонимании между секретариатами ШОС и АСЕАН.

В мае 2006 г. в Пекине был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Секретариатом интеграционного комитета ЕврАзЭС. Аналогичные документы подписаны с Секретариатом ОДКБ (октябрь 2007 года), Организацией экономического сотрудничества (декабрь 2007 года) и с Секретариатом ЭСКАТО (январь 2008 года).

Хартия допускает прием новых членов. В 2006 году Пакистан официально обратился с просьбой предоставить ему статус полноправного члена ШОС. В 2007 и 2008 годах подобные обращения поступили от Ирана.

Учитывая отсутствие механизма расширения ШОС, в 2006 году на саммите в Шанхае главы государств договорились о введении временного моратория на прием новых членов и наблюдателей. В 2008 году по итогам заседания СГГ ШОС в Душанбе было принято решение о формировании специальной группы экспертов для рассмотрения политических (включая, например, критерии членства), юридических и финансово-организационных аспектов расширения ШОС.

Тогда же в столице Таджикистана главы государств утвердили Положение о партнере по диалогу ШОС, которое предоставляет заинтересованным странам и объединениям правовую возможность сотрудничать с ШОС на избранных направлениях и по конкретным проектам без получения статуса полноправного члена Организации.

[править] Россия и ШОС

Российская Федерация вместе с Казахстаном, Китаем, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном является государством-учредителем Шанхайской организации сотрудничества, созданной в 2001 году.

Активное участие в деятельности ШОС является одним из приоритетов внешней политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Российская сторона вносит конструктивный вклад в подготовку и проведение заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров), встреч секретарей советов безопасности, министров иностранных дел государств-членов ШОС, председателей верховных судов, генеральных прокуроров, руководителей профильных министерств и ведомств, инициативно участвует в деятельности экспертных групп по различным направлениям сотрудничества, а также в разработке политических деклараций, совместных заявлений и договорно-правовых документов ШОС.

На территории Российской Федерации проводились встречи глав государств-участников ШОС — в 2002 году в Санкт-Петербурге и в 2003 году в Москве, Совета глав правительств государств-членов ШОС — в 2005 году в Москве, Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС — в 2002 и 2004 годах в Москве, руководителей парламентов — в 2006 году в Москве.

По предложению российской стороны создан Форум ШОС (площадка для развития взаимодействия научно-исследовательских и политологических центров государств-членов Организации), налажены механизмы Совещания министров обороны и межпарламентского взаимодействия, а также учреждены Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС.

В настоящее время совместно с другими государствами-членами прорабатываются такие инициативы, как запуск механизма встреч министров внутренних дел и общественной безопасности, ведомств, занимающихся вопросами экологии и охраны окружающей среды, создание Центра ШОС по предупреждению природных и техногенных катастроф, молодежной ассоциации, Энергетического клуба и Университета ШОС.

В практическую плоскость переведена реализация предложения о включении в повестку дня ШОС проблематики международной информационной безопасности (МИБ), которая приобретает возрастающую актуальность. СГГ ШОС 16 августа 2007 г. в Бишкеке утвердил План действий по обеспечению МИБ.

Россия активно сотрудничает с партнерами в рамках Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС, инициирует разработку документов, связанных с борьбой с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, участвует в проводимых РАТС антитеррористических учениях.

В августе 2007 года состоялись первые крупные войсковые антитеррористические учения государств-членов ШОС «Мирная миссия-2007» (г. Чебаркуль, Челябинская область). В начале сентябре 2008 года по линии специальных служб государств-членов ШОС в Волгограде прошли совместные антитеррористические учения «Волгоград — Антитеррор-2008».

Россия уделяет большое внимание расширению взаимодействия в рамках ШОС на афганском направлении. Ведется работа по формированию «поясов» антинаркотической и финансовой безопасности вдоль Афганистана, а также подготовка к созыву под эгидой ШОС специальной конференции по Афганистану.

Взнос России в бюджет ШОС составляет 24 %, соответственно квота российских сотрудников в Секретариате ШОС в Пекине и Исполкоме РАТС в Ташкенте — по 7 человек из 30 (в том числе и должности заместителя Генерального секретаря ШОС и заместителя Директора Исполнительного комитета РАТС).

[править] Председательство России в ШОС (2008—2009)

Намерение России принять на себя председательство в Шанхайской организации сотрудничества в 2008—2009 годах и организовать на своей территории в 2009 году встречу на высшем уровне единодушно поддержано партнерами. Их согласие зафиксировано в совместном коммюнике по итогам саммита в Бишкеке 16 августа 2007 г.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 13 апреля 2007 г. № 163-рп создан Организационный комитет по подготовке и обеспечению председательства России в ШОС в 2008—2009 годах, а также утверждено Положение об Оргкомитете, который возглавил С. Э. Приходько.

27 ноября 2007 г. Президент Российской Федерации утвердил Концепцию председательства России в ШОС в 2008—2009 гг., а 24 декабря — План мероприятий, носящий комплексный характер.

Координацию работы российских ведомств и организаций на шосовском направлении осуществляет Межведомственная комиссия по обеспечению участия Российской Федерации в деятельности ШОС.

Ключевые задачи, которые, по мнению российской стороны, стоят перед Организацией в предстоящий период, заключаются в следующем:

  • дальнейшая консолидация государств-членов на принципах, закрепленных в Хартии и других основополагающих документах ШОС;
  • реализация положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС, призванного способствовать укреплению позиций объединения как эффективного механизма противодействия новым вызовам и угрозам, укрепления мира, придания динамики сотрудничеству в области экономики, транспорта, охраны окружающей среды, культуры, образования и здравоохранения;
  • повышение международного престижа ШОС как новаторской межгосударственной структуры, удачно вписывающейся в архитектуру формирующегося многополярного мироустройства.

Обеспечение мира, безопасности и стабильности.

Россия планирует ориентировать совместные усилия государств-членов на развитие взаимодействия по борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, расширение правовой базы сотрудничества в этой области, в том числе и через достижение договоренностей о совместном реагировании на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе.

Совместно с партнерами российское председательство намерено продолжать совершенствование деятельности Региональной антитеррористической структуры ШОС, повышение ее координирующей роли в реализации программ сотрудничества по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2007—2009 годы.

Будут предприняты необходимые шаги по реализации нашей инициативы о запуске механизма совещания министров внутренних дел и общественной безопасности государств-членов ШОС, в компетенцию которого входила бы координация борьбы с трансграничной преступностью, легализацией преступных доходов, торговлей людьми, а также с незаконной миграцией.

Российская сторона исходит из необходимости активизировать работу по реализации Ташкентского соглашения 2004 года о сотрудничестве государств-членов ШОС в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, проработки параметров возможных специальных механизмов взаимодействия, а также налаживания диалога по данной проблематике с другими международными организациями (ОДКБ, а также АСЕАН, ЕС, НАТО).

Интересы безопасности России и наших азиатских партнеров требуют наращивания совместных усилий по пресечению исходящих из Афганистана угроз. Предлагается согласовать с государствами-членами ШОС, другими заинтересованными странами и международными организациями региональные подходы к урегулированию проблем Афганистана, созвать под эгидой ШОС международную конференцию по афганской тематике, работать над формированием антитеррористического пояса безопасности вокруг Афганистана, развивать сотрудничество между подразделениями финансовой разведки государств-членов ШОС.

Российское председательство будет содействовать развитию практического партнерства по линии ведомств государств-членов ШОС, занимающихся вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Перспективным видится продвижение сотрудничества в области обеспечения международной информационной безопасности путем подготовки к подписанию соответствующего межправительственного документа, определяющего пути и средства решения в рамках ШОС проблемы МИБ во всех ее аспектах.

Взаимодействие в оборонной сфере будет развиваться при том понимании, что ШОС не является военно-политическим блоковым объединением и должна четко разграничивать свою деятельность с действующей в Центрально-Азиатском регионе ОДКБ.

Экономическое сотрудничество

Взаимодействие в экономической сфере планируется ориентировать на углубление сотрудничества с партнерами в энергетике и энергетической безопасности, информационных технологиях, транспорте и связи, других областях.

Будут сделаны шаги по отладке совместной работы со странами-наблюдателями и другими заинтересованными государствами и многосторонними структурами.

В работу на экономическом направлении будут плотно вовлекаться Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС.

Экономическая составляющая деятельности Организации будет продвигаться с учетом того, что ШОС не является интеграционным объединением и не нацелена на формирование единого рынка.

Гуманитарное сотрудничество

При российском председательстве намечается продолжить работу по формированию правовой основы гуманитарного сотрудничества в целях расширения цивилизационно-культурного общения и контактов между людьми в рамках ШОС, укрепления позиций русского языка и русского культурного влияния в государствах-членах.

Совместные усилия государств-членов предстоит сосредоточить в первую очередь на согласовании мер по совершенствованию национальных систем профессионального и высшего образования.

Будут продолжены шаги по созданию Университета ШОС как сети вузов государств-членов с общей программой обучения для подготовки высококвалифицированных кадров по приоритетным специальностям.

Перспективным направлением является здравоохранение. Российская сторона выступила за налаживание механизма совещаний профильных министров государств-членов для координации усилий, прежде всего в борьбе с эпидемиями и пандемиями. Ряд проектов прорабатывается по линии Делового совета ШОС.

Серьезное внимание будет уделено реализации инициативы ряда молодежных организаций по созданию Ассоциации молодежи ШОС.

Международная деятельность

В период российского председательства намечается наращивать совместные усилия по дальнейшему совершенствованию механизма внешнеполитического взаимодействия и координации государств-членов ШОС как на основе регулярных межмидовских консультаций, так и в рамках ООН и других международных организаций.

Россия намерена совместно с партнерами прорабатывать перспективы и форматы активного подключения ШОС к дальнейшему продвижению на международной арене инициатив развития межцивилизационного и межконфессионального диалога.

[править] Рабочие языки

Официальные рабочие языки — русский и китайский.

[править] Штаб‑квартира

Штаб‑квартира ШОС находится в Пекине.

[править] Символика

Символика ШОС включает в себя белый флаг с изображением в центре герба организации. На гербе изображены по бокам два лавровых венка, в центре — символическое изображение Восточного полушария земли с очертаниями земной суши, которую занимает «шестерка», сверху и снизу — надпись на китайском и русском языках: «Шанхайская организация сотрудничества».

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
Международные организации
НАТО Совет Россия-НАТО
СНГ Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ
АТЭС Саммит АТЭС в 2012 году
ВТО Отношения России с ВТО
МВФ Роль МВФ в экономическом развитии стран бывшего СССРОтношения Грузии с МВФ
ЕБРР Отношения Грузии с ЕБРР
Прочие организации Парижский клубЕврАзЭСЕвропейский СоюзОБСЕООНОПЕКСовет ЕвропыШанхайская организация сотрудничестваЕвразийский экономический союзАСЕАНГУАМ
Личные инструменты