АТЭС


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — межгосударственный форум.

Образован в 1989 году по инициативе Австралии. Начав свою деятельность в качестве неформальной группы по развитию диалога с ограниченным числом участников, АТЭС постепенно превратился в один из ведущих региональных механизмов координации усилий в торговой, инвестиционной и финансовой областях. К числу его основных целей относится поддержание динамичного роста АТР за счёт согласованных добровольных шагов по постепенной либерализации в этих сферах. Несмотря на формально сохраняющийся консультативный статус этого форума, решения которого носят рекомендательный характер, в рамках АТЭС фактически идет «обкатка» новых идей, касающихся правил ведения торговой и инвестиционной деятельности, предпринимаются попытки фиксации этих правил на «добровольной» основе.

В настоящее время АТЭС включает в себя все важнейшие страны региона, в том числе наиболее динамично развивающиеся в последнее десятилетие экономики мира. На АТЭС приходится около 19 293 млрд. долл. США ВВП, 47,5 % объема внешней торговли и 40 % населения. Участниками АТЭС на данный момент являются Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония (всего 21 экономика). Целями АТЭС, как это зафиксировано в его основополагающих документах (в частности, в Сеульской декларации 1991 года), являются поддержание устойчивого экономического роста и развития АТР в интересах населяющих его народов, обеспечение позитивного эффекта от растущей экономической взаимозависимости, включая поощрение обменов товарами, услугами, капиталом и технологиями, укрепление открытой многосторонней торговой системы, снижение барьеров в торговле товарами и услугами в соответствии с принципами ГАТТ/ВТО. Важная роль в реализации этих целей отводится частному сектору.

За период 1989—1991 гг. были проведены четыре встречи на уровне министров иностранных дел (Канберра, Сингапур, Сеул, Бангкок). С 1993 г. ежегодно созываются так называемые неформальные встречи глав государств и правительств экономик-участниц АТЭС, в ходе которых, как правило, принимаются важные документы и решения, определяющие стратегические направления деятельности АТЭС. На шестом саммите, который состоялся 17-18 ноября 1998 г. в Куала-Лумпуре, Малайзия, впервые, в качестве полноправного члена приняла участие Россия, представленная по поручению Президента Российской Федерации Председателем Правительства Е. М. Примаковым.

Проводятся также ежегодные совещания министров, курирующих вопросы внешней политики, международной торговли и экономики, на которых рассматриваются актуальные общие проблемы этого форума, определяются задачи и пути развития сотрудничества, утверждается бюджет секретариата АТЭС и финансирование конкретных проектов. В целях подготовки к ним, а также для решения наиболее значительных текущих вопросов проходят заседания старших должностных лиц АТЭС.

Выполнение административно-технических функций возложено на секретариат АТЭС, находящийся в Сингапуре. На основе ротации действует институт председателя, функции которого в 2003 году осуществляет Таиланд.

Все решения в рамках АТЭС принимаются консенсусом. Выполняются они на добровольной основе.

Проблематикой различных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются Комитет по торговле и инвестициям, Комитет по бюджетным и административным вопросам, Экономический комитет, Комитет по экономическому и техническому сотрудничеству (ЭКОТЕК) и одиннадцать рабочих групп: по содействию торговле, по промышленной науке и технологиям, по телекоммуникациям, по транспорту, по развитию людских ресурсов, по энергетике, по сохранению морских ресурсов, по рыболовству, по туризму.

В увязке с тематикой постоянных рабочих органов АТЭС регулярный характер приобрели за последнее время встречи отраслевых министров в таких сферах, как финансы, торговля, энергетика, телекоммуникации, транспорт, наука и техника, охрана окружающей среды, развитие людских ресурсов. Нередко к ним приурочивается проведение крупных международных конференций и симпозиумов с участием деловых, научных и общественных кругов.

Постоянное взаимодействие с деловыми кругами осуществляется в рамках АТЭС через Деловой консультативный совет, учрежденный в 1995 году, в который входят по три представителя бизнеса от каждого члена Форума.

Особое значение имеют встречи руководителей государств и территорий АТЭС, неофициально именуемые встречами «Лидеров экономик». Первый саммит состоялся в Сиэтле (США) в 1993 г., он сыграл важную политическую роль, перевел диалог в сферу практического реагирования на наиболее остро ощущаемые регионом вызовы времени. В соответствии с положениями принятой в Сиэтле декларации, АТЭС должен способствовать развитию сотрудничества и процветанию АТР. При этом акцент был сделан на снижение барьеров и поощрение торговли и инвестиций. Важное значение имеет принятая на втором саммите АТЭС в 1994 г. (г. Богор, Индонезия) «Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС», определившая в качестве долгосрочной цели формирование системы свободной и открытой торговли и инвестиций в АТР, устранение торговых и инвестиционных барьеров, что должно привести к свободному движению в регионе капиталов, товаров и услуг. Определены конкретные временные параметры для достижения этой цели — для развитых стран — 2010 год, для развивающихся — 2020 год. В качестве ключевого фактора укрепления многосторонней торговой системы отмечена необходимость активного участия экономик АТЭС во Всемирной торговой организации.

На третьем саммите (г. Осака, Япония, 1995 г.) лидеры АТЭС дополнили и конкретизировали принципы и сферы деятельности Форума, а также приняли Программу действий по реализации заявленных целей. Её ключевым моментом стало поручение участникам АТЭС подготовить в соответствии с Программой индивидуальные планы действий по либерализации торгового и инвестиционного режимов, а также по развитию экономического и технического сотрудничества.

На четвертом саммите АТЭС (г. Манила, Филиппины, ноябрь 1996 года) участники договорились приступить, начиная с 1997 года, к практическим шагам по продвижению в АТЭС процесса либерализации торговли и инвестиций. Приняты важные документы — Манильский план действий АТЭС, в основу которого положены индивидуальные планы действий экономик-участниц по либерализации торговли и инвестиций, и Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития. В Маниле было подчеркнуто, что участники саммита АТЭС считают предпринимательский сектор полноправным участником деятельности Форума. Там же было объявлено об отмене принятого в 1993 г. моратория на прием новых участников.

Пятый саммит АТЭС состоялся в ноябре 1997 г. в Ванкувере (Канада). Значительное влияние на его характер оказал разразившийся накануне валютно-финансовый кризис, охвативший ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии. В основном документе встречи — Декларации — подчеркивается решимость участников АТЭС принять срочные и рассчитанные на перспективу меры по восстановлению финансовой стабильности и устойчивого роста на основе использования рыночных механизмов. В качестве одного из ключевых средств обеспечения роста рассматривается процесс дальнейшей либерализации торговли и инвестиций. Определены 15 приоритетных секторов для либерализации с опережением установленного ранее графика, а в отношении 9-ти из них конкретные шаги решено было начать уже с 1999 года. Также намечено завершить работу над соглашением о более широком доступе в сектор финансовых услуг. Принято решение о разработке региональной программы противодействия стихийным бедствиям, учитывая опыт негативного воздействия на окружающий регион лесных пожаров в Индонезии. Включен пункт о разработке «Повестки дня научного и технологического сотрудничества АТЭС, обращенного в 21 век». В итоговом документе была подчеркнута роль АТЭС как наиболее комплексного экономического форума АТР, указано на важность дальнейшего привлечения к его деятельности деловых кругов, молодежи, женщин экономик-участниц Форума, намечены конкретные мероприятия на этих направлениях, включая сотрудничество в области образования.

Там же было решено о принятии России (наряду с Вьетнамом и Перу) в АТЭС в качестве полноформатного участника. Одновременно было заявлено о последующем десятилетнем периоде консолидации, что фактически означает введение нового моратория на расширение числа участников Форума.

17-18 ноября 1998 года в Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялся шестой саммит АТЭС, явившийся на данном этапе своего рода кульминацией взаимодействия России с Форумом. Накануне саммита была проведена 10-я встреча министров иностранных дел и торговли экономик АТЭС, на которой было официально оформлено участие в АТЭС России, а также Вьетнама и Перу. В результате общее количество участников Форума достигло 21.

Участие в мероприятиях АТЭС в Куала-Лумпуре имело для России важное политическое и экономическое значение. Кроме подтверждения наших намерений развивать торговое, инвестиционное и научно-техническое сотрудничество со странами АТР, был дан новый импульс практическому наполнению планов торгово-экономического взаимодействия российского бизнеса с деловыми кругами АТЭС. После этого саммиты АЭТС прошли соответственно:

1999 седьмой в Окленде (Новая Зеландия),

2000 восьмой в Бандар-Сери-Бегован (Бруней-Дарусалам),

2001 девятый в Шанхае (КНР).

Его ключевой темой стала усиленно разрабатываемая идея «новой экономики» во всех ее элементах (электронная торговля, электронное правительство, новые области науки), что заметно выделило период председательства Китая в АТЭС, тем более, что это совпало с пиком популярности этой проблематики, в том числе и в нашей стране.

Десятый саммит в октябре 2002 года прошел в Лос-Кабасе (Мексика).

В целом большинством наблюдателей признается, что в последнее время встречи АТЭС приняли достаточно политизированный характер. Как и в прошлом году на передний план вышла проблема борьбы с терроризмом. Основной причиной этого стало вероятно то, что и события 11 сентября (2001 год) и взрыв в Индонезии и захват заложников в Москве прошли накануне саммитов (а последний случай практически одновременно с ним).

Было признано, что терроризм в любом проявлении является угрозой экономической стабильности АТЭС, непосредственно ставит под угрозу мир и безопасность в регионе, а также представляет собой прямой вызов видению Форума как сообщества свободных, открытых и процветающих экономик.

Ряд инициатив, одобренных Лидерами, призваны нейтрализовать негативное воздействие этих сил в основных сферах экономической деятельности (торговля, транспорт, финансовая система).

Вместе с тем, есть и экономические итоги. В области торговой политики дискуссии в АТЭС, в частности, смещаются на проблемы двусторонних и региональных торговых соглашений, а также на вопросы упрощения торговых процедур.

С другой стороны достаточно четко прослеживается круг интересов, решаемых каждой страной в рамках форума. Если для Японии АТЭС является пространством для обсуждения различных аспектов прав интеллектуальной собственности, для Австралии органом обсуждения проблематики упрощения торговых процедур, то США, очевидно, вытягивает членов АТЭС на обсуждение проблем, трудно решаемых в ВТО, прежде всего в тарифной области. Яркий пример этому инициатива «О торговле товарами на оцифрованных носителях», косвенно призывающая к присоединению к соглашению ВТО по информационным технологиям.

Важным результатом стали планы форума по укреплению многосторонней торговой системы. Наряду с общеполитическими заявлениями о целенаправленных действиях АТЭС и совместной работе по подготовке 5-й Министерской конференции ВТО в Мексике, и содействию переговорам в ВТО с целью завершения переговоров Нового раунда к 1 января 2005 года, было выдвинуто ряд конкретных инициатив в данной области.

Важным в этом отношении является решение, принятое в отношении Региональных торговых соглашений (РТС) и Соглашений по свободной торговле (FTA) с участием многих членов АТЭС. Лидерами было признано, что такие соглашения способствуют достижению Богорских целей, но отмечено, что они должны соответствовать как принципами АТЭС, так и правилами ВТО.

В феврале 2003 г. в Таиланде состоялось первое в этом году заседание Старших должностных лиц АТЭС. Как и в прошлые годы, на данной встрече представители страны-председателя определили задачи и направления деятельности форума на 2003 год.

Российская делегация выдвинула инициативу о диалоге по сотрудничеству в сфере цветной металлургии, инициированной рядом крупных российских корпораций.

В развитии решений саммита в Лос-Кабосе, был принят «план действий» по борьбе с терроризмом, предусматривающий меры в области обеспечения безопасности при морских и авиационных перевозках, ужесточение иммиграционного и таможенного контроля и др.

Наиболее существенной и важной проблематикой в торгово-экономической плоскости стало обсуждение принятой Лидерами «Программы АТЭС по упрощению торговых процедур» (направленной на снижение административных издержек при трансграничной торговле в регионе на 5 % за 5 лет). Речь шла, в частности о необходимости скорейшего предоставления Россией своего видения мер в этой области.

В заключение следует добавить, что 11-я встреча Лидеров АТЭС пройдет в Таиланде (Бангкок, 20-21 октября 2003 г.), потом в Чили (в 2004 году), Республике Корея (в 2005 году), во Вьетнаме (2006 г.) и Австралии (2007).

Дополнительную информацию на английском языке можно получить на сайте Секретариата Форума АТЭС в Интернете www.apecsec.org.sg, а также на вэб-сайте МИД России.

[править] Концепция участия России в АТЭС

Как евроазиатская держава Россия стремится к развитию сбалансированного международного сотрудничества как в Европе, так и в Азии. Благоприятные перспективы для этого открываются, в частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда непосредственно входят Сибирь и Дальний Восток России и которому ныне прогнозируется роль основной зоны мирового экономического роста на XXI век.

Как подчеркивается в «Концепции внешней политики Российской Федерации», в развитие которой подготовлен данный документ, «важное и всевозрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Упор будет сделан на активизацию участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-тихоокеанского региона», в том числе в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). В новых условиях рыночного развития и многополярного мира Россия призвана в полной мере выполнить свою «евразийскую миссию» и должна проводить активную политику на обоих направлениях. Соответственно, возникает стратегическая задача поднять уровень нашего политического и хозяйственного сотрудничества с регионом АТЭС до уровня, ранее достигнутого Россией в Европе, что, разумеется, потребует значительного времени и концентрированных усилий.

Для реализации этой задачи ныне складываются в целом благоприятные предпосылки. Стратегическая обстановка в АТЭС не несет непосредственных угроз для России. Экономические факторы в регионе главенствуют над военно-политическими, а сама идея обеспечения безопасности понимается здесь большинством наших партнеров не как баланс сил, а как безопасность через совместное развитие. Несмотря на многообразие стран, формирующих регион АТЭС, в их отношениях преобладает то, что сближает народы; само же это многообразие облегчает для России проведение инициативной региональной политики, поиск возможных союзников. Регион АТЭС богат сырьем, здесь присутствуют необходимые России источники капитала и современной технологии. Тихий океан обеспечивает относительно дешевые транспортные пути. Со своей стороны, Россия способна активно участвовать в региональных интеграционных процессах с опорой на свои ресурсы, технологии, кратчайшие транзитные пути в Европу, морской торговый и рыболовный флот, телекоммуникации, рекреационный потенциал, опыт преодоления стихийных бедствий (особенно частых в Азии) и развития малых народов. Нашими политическими преимуществами в регионе являются постоянное место в Совете Безопасности ООН, позиции в международных организациях, потенциал военно-технического сотрудничества, память о нашей освободительной и антиколониальной миссии в Азии.

Разумеется, наша открытость в регион имеет и свои риски. Это имеющие здесь место наркотрафик, преступность, коррупция, браконьерство, незаконная миграция вплоть до компактного оседания на наших слабо заселенных восточных территориях граждан соседних стран. Неактивность и выжидательная позиция на этом направлении, распад Советского Союза привели к переориентации наших прежних крупнейших партнеров и союзников (КНР, Вьетнам) на США и Европу во внешнеэкономических связях, в том числе в ряде наукоемких отраслей. Главное же, при недостаточной вовлеченности Сибири, Дальнего Востока и крайнего Северо-Востока в общероссийское развитие форсирование сотрудничества с АТЭС несет угрозу их превращения скорее во внешние рынки сопредельных с Россией государств, чем интегральную часть отечественного рынка, что порождает местничество и создает условия для регионального сепаратизма.

Однако эта внутренняя угроза экономической и иной безопасности страны вполне преодолима на базе совершенствования в отношении этих регионов финансовой, транспортной, миграционной, социальной политики, отладки федеративных отношений, дозировки либеральных теорий при проведении реформ, то есть экономической реинтеграции Сибири и Дальнего Востока с остальным рынком России. Возврат к внешнеэкономической изоляции этих регионов был бы всесторонне контрпродуктивен, и, наоборот, будучи пока несамодостаточными для решения своих проблем с опорой на местные силы, они способны получить от АТЭС дополнительные стимулы к росту, что позволит снизить дотационное бремя Федерального центра.

Соответственно, в стратегическом плане на направлении АТЭС представляется необходимым: 1. Осуществить реальный отход от излишней ориентации на Европу и США в нашем политическом и экономическом мышлении и общественном сознании; выделить азиатско-тихоокеанское направление в качестве одного из приоритетных в общей композиции российской внешней политики. 2. Последовательно наращивать объемы хозяйственного сотрудничества со всеми субрегионами АТЭС, в том числе используя имеющиеся здесь возможности индустриализации российского экспорта (изделия машиностроения, химическая промышленность, ядерная энергетика, услуги транспорта, транзита, телекоммуникаций, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, рыбопромысловая деятельность, военно-техническое сотрудничество), стабильных поставок энергоносителей через сеть проектируемых магистральных нефтегазопроводов и электропередач; закреплять имеющиеся торговые возможности через российские инвестиции в экономику стран-членов АТЭС; налаживать сотрудничество на рынках ценных бумаг; проводить линию на гармонизацию процедур и требований в области таможенных процедур, стандартизации, метрологии и сертификации; стимулировать диверсификацию географии экспортных поставок предприятий Сибири и Дальнего Востока в направлении АТЭС. 3. Активнее использовать импорт и привлечение инвестиций из стран АТЭС для социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, на основе Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» увеличить в этих регионах число объектов для иностранных капиталовложений. 4. Укреплять наше политическое и дипломатическое присутствие в регионе АТЭС. Поддерживать стабильные и дружеские отношения, прежде всего, с соседними и с ведущими странами региона, вести линию на заключение многосторонних экономических и политических соглашений с местными субрегиональными интеграционными группировками (НАФТА, Андское сообщество, АСЕАН, Меркосур и др.), полномасштабное участие в Азиатском банке развития, вовлеченность России на постоянной основе в евроазиатский диалог по линии АСЕМ, налаживание диалога СНГ-АТЭС, в том числе с опорой на «Шанхайскую пятерку». Избегать участия в альянсах, направленных против дружественных стран АТЭС, не втягиваться в возможные конфликты между его американской и азиатской составляющими. Расширять практику координации со странами АТЭС наших позиций в международных организациях. 5. В полной мере освоить технику участия в АТЭС и его рабочих органах на правительственном и неправительственном уровне, а также в многостороннем и двустороннем формате, обеспечивать адекватный уровень представительства России на наиболее важных мероприятиях АТЭС, шире привлекать к этой работе региональные органы власти Сибири и Дальнего Востока. 6. Активизировать российское участие на ключевых направлениях деятельности Форума, наиболее тесно связанных с практическими аспектами сотрудничества и экономических обменов, в том числе в сфере энергетики, транспорта, связи, науки и техники, а также использования морских ресурсов Тихого океана. Особое внимание на перспективу следует уделить привлечению в Россию технологий и менеджмента, которыми располагают страны АТЭС. Пилотным проектом в этой области мог бы стать российско-корейский индустриальный комплекс в СЭЗ «Находка». 7. Активно собирать, обобщать и адаптировать к российским условиям опыт, накопленный в странах АТЭС в деле государственного управления рыночной экономикой и финансами, проведения реформ, стимулирования экспорта и регулирования внешней торговли, поощрения предпринимательства и конкуренции, в том числе мелкого и среднего бизнеса, дипломатического обеспечения интересов отечественного бизнеса за рубежом. Поощрять связи между деловыми союзами и ассоциациями России и стран АТЭС, их неправительственными организациями.

Данной стратегии должна быть подчинена и тактика участия России в рабочих органах АТЭС. В ее рамках интересам России отвечали бы: а) подробное ознакомление стран-участниц «саммита» с экономическим потенциалом Сибири и Дальнего Востока России, ее возможностями в сфере коммуникаций, в том числе космических, включая мониторинг и прогнозирование стихийных бедствий, науки, транспорта, транзита (в том числе через Транссибирский коридор и «кроссполярные» трассы), подготовки кадров; б) обеспечение поддержки со стороны АТЭС вступлению России в ВТО и нашего участия в ожидаемом новом раунде многосторонних торговых переговоров; в качестве вклада России в либерализацию торговли, в том числе по «Индивидуальному плану действий», можно было бы представить последние изменения в импортном таможенном тарифе России; в) подробное ознакомление с направлениями российских реформ и с мерами по привлечению иностранных инвестиций в Россию, особенно в регионы Сибири и Дальнего Востока, проектами, открытыми для таких инвестиций, в том числе в формате соглашений о разделе продукции; закрепление за Россией проведения очередной «Инвестиционной ярмарки АТЭС» (г. Владивосток, 2002 г.); г) мониторинг и консультации о налаживании и упрочении связей России с субрегиональными интеграционными группировками стран АТЭС; д) для деловой части делегации — установление возможно более широких контактов с объединениями промышленников и экспортеров стран АТЭС, выбор конкретных проектов для торговли и инвестирования, презентация российских компаний.

[править] Ссылки

[править] Примечания


Международные организации
Экономические ВТОМВФЕБРРПарижский клубАТЭСЕАЭСОПЕК
Прочие ООНЕвросоюзНАТОШанхайская организация сотрудничестваСНГОБСЕСовет ЕвропыАСЕАН
Личные инструменты