Белоруссия
Материал из Documentation.
Белоруссия — государство в Европе.
Территория — 207,6 тыс.кв.км. (13-е место в Европе). На востоке граничит с Российской Федерацией (1056 км общей границы), на юге — с Украиной (975 км), на западе — с Польшей (398,6 км), на северо-западе — с Литвой (599,2 км) и Латвией (1775,5 км).
Государственные языки — белорусский и русский.
В административном плане Белоруссия поделена на 6 областей и 118 районов. В республике насчитывается 104 города, 108 поселков городского типа и 27 457 населенных пунктов. Столица — город Минск (1,7 млн чел.), самостоятельная административная единица.
Религия — 70 % верующего населения составляют православные христиане. Глава белорусской православной церкви — митрополит Минский и Слуцкий. Патриарший экзарх всея Беларуси — Филарет. Римско-католическая церковь объединяет около 20 % верующих. Действуют также униатская, иудейская и исламская конфессии. Серьезных разногласий на религиозной почве в Белоруссии не отмечается.
Главой Белоруссии является президент. Национальное собрание (парламент) состоит из 2 палат: Совета республики и Палаты представителей. Территория делится на 6 областей и 118 районов. Государственные языки: белорусский и русский. В приграничных западных и северо-западных районах употребляются польский и литовский языки.[1]
Содержание |
[править] Население
В республике проживает 9,76 млн человек (по состоянию на 1 октября 2005 года).
77,6 % Белоруссии сосредоточено в городах. В столице – городе Минске – проживают 1 млн. 959,8 тыс. человек – пятая часть населения страны.[2]
В Белоруссии проживают представители 125 национальностей. Из них 81 % — белорусы, 11 % — русские, 4 % — поляки, 2 % — украинцы, 0,3 % — евреи.
80 % верующих — православные, остальные — католики, протестанты, иудеи, мусульмане.[3]
[править] География
Белоруссия — континентальная страна в Восточной Европе, не имеющая выхода к морю. Площадь 207,6 тыс. кв. км.[4]
Занимает западную часть Восточно-Европейской равнины, состоит из ряда возвышенностей (Ошмянская, Минская, с самой высокой точкой страны 346 м н.у.м., Новогрудская, Волковысская, Оршанская). Поверхность представляет собой полого-холмистую равнину, сложенную из системы гряд (на северо-западе) и холмов. На юге расположена заболоченная Полесская низменность.[5]
Большая часть территории страны представляет собой низменность. Основные реки — Днепр, Западная Двина, Припять, Неман. На территории страны насчитывается несколько тысяч озер. Экологическая обстановка неблагоприятная. 23 % территории республики остается радиоактивно загрязненной в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.).
Климат умеренно континентальный. Средняя температура января −4/8°С, июля +17/20°С. Среднегодовое количество осадков варьирует от 520 мм до 710 мм. Северо-западная часть Белоруссии принадлежит бассейну р. Неман, юго-западная — р. Западный Буг, южная — р. Припять, восточная — р. Днепр, северная — р. Западная Двина. В Белоруссии более 10 тыс. озер, крупнейшее — оз. Нарочь (80 кв.км). Леса занимают 36 % территории страны (преобладают сосновые; встречаются еловые, березовые и дубовые). На западе сохранились массивы древних лесов: Беловежская, Налибокская, Гродненская, Ружанская пущи. Болота покрывают 12 % территории (в основном в Полесье). В лесах водится косуля, благородный олень, лось, лесная куница, лисица, волк, возле водоемов живут бобры, ондатры, выдры. Пашни занимают 30 % площади, пастбища — 15 %. Национальные парки: Беловежская Пуща (здесь обитают зубры), Нарочанский, Браславские озера, Припятский, Березинский биосферный заповедник. В результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. в зоне радиационного загрязнения оказались южные и юго-восточные районы Белоруссии общей площадью 130 тыс. км2 (радиоактивное загрязнение по цезию-137 составляет более 1 кюри на кв. км). Наиболее загрязнены 23 % территории страны главным образом, в Гомельской и Могилевской обл.). В зоне радиационного загрязнения проживает 2,2 млн чел. На юге Гомельской области создан Полесский радиационно-экологический заповедник для изучения влияния радиационного загрязнения на биосферу.[6]
[править] История
В II—V вв. территорию заселили славяне, которые перемешались с местными балтийскими племенами. В VII—IX вв. здесь сформировались племена кривичей, дулебов, дреговичей, радимичей, древлян, которые с X в. подчинялись князьям Киевской Руси. В XI—XIV вв. на территории Белоруссии существовали Полоцкое, Туровское, Пинское, Владимир-Волынское, Смоленское, Черниговское княжества. К 1263 г. северо-запад Белоруссии был включен в состав Великого княжества Литовского, а к 1377 г. и все остальные земли. С 1323 г. столицей княжества стал город Вильня (ныне Вильнюс), государственным языком был старобелорусский. После объединения Польши и Великого княжества Литовского в 1569 г. (Люблинская уния) в Речь Посполитую, на территории современной Белоруссии было организовано 7 воеводств. В 1772 г. к России присоединены восточные, в 1793 г. — центральные, а в 1795 г. — западные районы нынешней Белоруссии. В 1802—1918 гг. территория входила в состав Витебской, Могилевской, Минской, Гродненской и Виленской губерний.[7]
В 1919 г. была образована Литовско-Белорусская ССР со столицей в Вильно, которая в июле 1919 г. была занята польскими войсками. К 1922 г. она была освобождена и образована Белорусская ССР, которая вошла в состав СССР. В 1939 г. к БССР присоединили Западную Белоруссию из восточной части ликвидированной Польши. В 1941-44 гг. территория страны была оккупирована немецкими войсками. В этот период погибло более 2,2 млн человек, сожжено 9200 деревень и разрушено 209 городов, создано 260 концлагерей. Против врагов действовал 471 партизанский отряд, численностью более 440 тыс. человек — целая армия. В декабре 1991 г. в связи с распадом СССР Белорусская ССР стала независимой и была преобразована в Республику Беларусь. В декабре 1999 года Россия и Белоруссия подписали договор о создании единого союзного государства. Во второй половине 1990-х гг. в государственной политике страны усилились авторитарные тенденции.[8]
[править] Государственный устройство
Государственный строй — унитарное демократическое социальное правовое государство. Декларация о государственном суверенитете Белоруссии принята 27 июля 1990 года. Действующая Конституция РБ принята на республиканском референдуме в ноябре 1996 года.
Национальный праздник — День независимости (День Республики). С 1997 года отмечается 3 июля, в годовщину освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков.
Парламент — Национальное собрание — является представительным законодательным органом. Состоит из двух палат — Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 депутата). Срок полномочий — 4 года. 28 сентября 2008 г. в Белоруссии прошли очередные выборы в нижнюю палату парламента.
Исполнительная власть осуществляется правительством — Советом министров. Премьер-министр С. С. Сидорский.
Судебная власть строится на принципах территориальности и специализации. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным судом, шесть членов которого назначаются президентом и шесть избираются Советом Республики. Срок их полномочий — 11 лет.
Внутриполитическая ситуация в республике остается в целом стабильной, характеризуется скоординированными действиями всех ветвей власти по обеспечению развития экономики, укреплению роли государства, проведению социально-ориентированных рыночных реформ.
Президент А. Г. Лукашенко обладает реальной властью, пользуется авторитетом и поддержкой основной части населения страны. Его рейтинг остается недосягаем для его политических оппонентов. Руководство страны с помощью административной вертикали жестко контролирует ситуацию. Белорусская оппозиция в целом продолжает оставаться организационно раздробленной и политически слабой.
Основные политические партии и движения. В Министерстве юстиции РБ зарегистрировано 15 политических партий (7 считаются лояльными властям, 8 партий декларируют себя различной степени оппозиционными руководству республики и проводимой им политики), Федерация профсоюзов Беларуси, более 1 500 общественных объединений.
Ряд партий, в том числе Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ), придерживаются проправительственных позиций.
В оппозиции к властям находятся Либерально-демократическая партия Белоруссии (ЛДПБ), Партия коммунистов Белорусская (ПКБ) и др.
Радикальную оппозицию составляют Объединенная гражданская партия (ОГП), Белорусский народный фронт (БНФ), Белорусская социал-демократическая партия — Народная громада (БСДП НГ), Белорусская социал-демократическая громада (БСДГ) и др.
[править] Экономика
Белоруссия относится к числу наиболее экономически развитых стран СНГ. Руководство страны придерживается «самобытной» социально ориентированной рыночной экономической модели с сохранением решающей роли госуправления. Госсектор охватывает более 80 % экономики. Доминирует административное регулирование.
[править] Образование
В Белоруссии действуют Национальная академия наук, 42 государственных и 15 негосударственных высших учебных заведений.
Международные эксперты признают, что в системе образования Белоруссии достигнуты «хорошие результаты в расширении доступа и охвата». Так, Белоруссия занимает высокие позиции в Индексе человеческого развития (ИЧР) — 65-е место из 187 стран в 2011 году, главным образом за счёт достижений в области образования. Расходы населения на образование «являются умеренными по сравнению с другими странами региона, что указывает на его широкую доступность».[9]
Государственные расходы на образование в Белоруссии составляют около 5 % ВВП и сопоставимы со средними показателями по региону, однако «проблема состоит в повышении эффективности, особенно в свете падения числа учащихся». «Вследствие сокращения численности детей школьного возраста в сочетании с урбанизацией отмечается сокращение количества учащихся, особенно в сельских районах. Как результат, количество учащихся на одного учителя как в начальном, так и в среднем образовании, является одним из самых низких в регионе», отмечается в отчете. Кроме того, «заработная плата учителей остается сравнительно низкой, что создает сложности в привлечении и удержании квалифицированных педагогических кадров. И хотя затраты на одного учащегося увеличиваются, это не всегда приводит к лучшим результатам в обучения». Эксперты Всемирного банка полагают, что «существующая система финансирования образования не создает стимулов для эффективного распределения ресурсов органами местного управления. Скорее, существующие механизмы сметного финансирования создают мотивацию у школ и местных администраций сохранять значительное количество персонала и избыточные мощности». Более того, «усиливается серьезность проблемы несоответствия квалификации работников требованиям рынка».[10]
Для решения этих проблем системы образования необходимы реорганизация и пересмотр приоритетов в расходах сектора. В частности, эксперты предлагают продолжать работы «по оптимизации сети школ и численности педагогических кадров». «Простые расчеты показывают, что если в среднесрочной перспективе в Беларуси среднее количество учащихся на одного учителя будет доведено до уровня, сопоставимого со средними показателями стран ОЭСР, это позволит сэкономить примерно 11 % бюджета на образование, или около 0,6 % ВВП в год, только на оплате труда. Дополнительная экономия может быть обеспечена за счет объединения школ (включая объединение классов в школах). Сэкономленные средства могут быть направлены на модернизацию учреждений образования, повышение заработной платы учителей, повышение квалификации педагогических кадров и закупку оборудования, в том числе компьютеров», говорится в отчете.[11]
[править] Здравоохранение
Система здравоохранения Белоруссии преимущественно представлена государственным сектором, который финансирует и оказывает широкий доступ населения к услугам здравоохранения при умеренной их стоимости. Государственное финансирование здравоохранения составляет 3,5 % ВВП (2011 год), причем эти расходы преимущественно финансируются местными бюджетами. Государственные расходы на здравоохранение в Белоруссии выше по сравнению со странами СНГ (в которых эти расходы составляют в среднем 2,7 % ВВП) и практически сопоставимы со странами Европы и Центральной Азии со средним уровнем доходов (4 % ВВП), но остаются ниже уровня 10 новых стран-членов ЕС (5,4 % ВВП).[12]
Эксперты Всемирного банка отмечают, что в системе здравоохранения Белоруссии достигнуты хорошие результаты по ряду показателей, таких как здоровье матерей и новорожденных и сдерживание распространения инфекционных заболеваний, включая ВИЧ и туберкулез. «Тем не менее ожидаемая продолжительность жизни (несмотря на улучшение показателей) остается ниже уровня, отмечавшегося до начала переходного периода, что преимущественно связано с высоким уровнем смертности среди взрослого населения, особенно среди мужчин. Более того, Белоруссия отстает от других стран по результатам и эффективности профилактики неинфекционных болезней, особенно сердечно-сосудистых заболеваний, которые в настоящее время являются основной причиной смертности и низкой ожидаемой продолжительности жизни», говорится в отчете.[13]
Аналитики ВБ констатируют, что госрасходы на здравоохранение практически не были затронуты в ходе недавней консолидации бюджета. Однако, отмечают они, основная часть средств направляется на финансирование широкой сети государственных поликлиник и больниц, которые предоставляют бесплатные услуги здравоохранения. В результате частные расходы на здравоохранение составляют только около 20 % расходов на здравоохранение, что ниже аналогичного показателя в других странах региона и ближе к показателям стран-членов ЕС. Хотя уровень государственных расходов на здравоохранение в принципе соответствует уровню доходов в Белоруссии «наблюдаются признаки неэффективности распределения и использования ресурсов».[14]
В частности, для системы здравоохранения характерна чрезмерно широкая сеть медицинских учреждений с акцентом на стационарное лечение. «Для своей численности населения Беларусь имеет большое количество стационарных учреждений здравоохранения, коек, врачей, медицинских сестер и другого персонала. Граждане Беларуси госпитализируются чаще и, как правило, на более длительный срок, чем в большинстве других стран региона. Однако данный высокий уровень использования ресурсов и услуг не обеспечивает результаты в здравоохранении выше среднего уровня», утверждают эксперты Всемирного банка. Растущее давление на расходы в будущем усилит нагрузку на финансы системы здравоохранения. Это давление на расходы возникает в результате роста стоимости ресурсов и зарплаты, внедрения новых медицинских технологий, роста ожиданий, связанных с повышением качества услуг здравоохранения, и старения населения.[15]
Эксперты Всемирного банка советуют закрепить государственные расходы на здравоохранение на их нынешнем уровне, но при этом уменьшить количество больниц, а сделать ставку на поликлиники. «Надо усилить акцент на первичную медицинскую помощь и профилактические мероприятия, особенно в области сердечно-сосудистых заболеваний», — полагает Себастьян Эккардт. Сэкономленные в результате таких мер бюджетные средства могут быть направлены на инвестиции в модернизацию оборудования и инфраструктуры в целях повышения качества медицинской помощи в остающихся больницах. Приоритет необходимо отдавать областным больницам за пределами Минска.[16]
[править] Культура
В стране насчитывается 27 театров, 7 филармоний, 135 музеев.
[править] Вооружённые силы
Вооруженные силы Белоруссии состоят из Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и войск ПВО, организационно сведенных в Западное и Северо-Западное оперативные командования, а также группу соединений, частей и учреждений центрального подчинения. Общая численность личного состава — около 75 тыс. человек.
[править] Внешняя политика
Основные принципы внешней политики Белоруссии: независимость, нейтралитет, безъядерный статус, многовекторность. Республика признана 144 государствами, 137 из которых имеют с ней дипломатические отношения. В 49 государствах действуют белорусские дипломатические представительства.
Белоруссия является членом Соглашения о коллективной безопасности СНГ с оговоркой об отказе от прямого участия в военных операциях в горячих точках.
[править] Азия
[править] Армения
Дипломатические отношения между Республикой Армения и Республикой Беларусь установлены 12 июня 1993 года.[17]
Посольство Республики Армения в Минске было открыто в 1993 году.[18]
Посольство Республики Беларусь в Ереване было открыто в 2001 году.[19]
В декабре 2020 года Александр Конюк назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Республике Армения.[20]
В сентябре 2021 года Размик Хумарян назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Армения в Республике Беларусь.[21]
26 ноября 2021 г. в Минске состоялось 15-е заседание Межправительственной армяно-белорусской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.[22]
30 сентября 2022 года в Ереване состоялось 16-е заседание Межправительственной армяно-белорусской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.[23]
[править] Европа
[править] Россия
В 2023 году Россия и Белоруссия вели активную совместную работу, направленную на углубление интеграционного взаимодействия, обеспечение роста экономики Союзного государства и повышение благосостояния граждан. Одной из ключевых задач интеграции Белоруссии и России в 2023 году стало совершенствование транспортно-логистической инфраструктуры Союзного государства и международных транспортных коридоров.[24]
[править] Перспективы
[править] Промышленность
[править] Автомобильная промышленность
СЗАО «БЕЛДЖИ» планирует во втором полугодии 2019 года начать производство седанов представительского класса.[25]
[править] Пищевая промышленность
Производство новых видов мармелада и желе из местного сырья организуют в Славгороде в 2021 году.[26]
[править] Воздушный транспорт
К 2021 году аэропорт Минска планирует увеличить пассажиропоток до 9 млн человек в год.[27]
[править] Пищевая продукция
Белоруссия планирует в 2020 году увеличить экспорт продовольствия до $6,2 млрд.[28]
[править] Спорт
Чемпионат мира по хоккею с шайбой в 2021 году пройдет в столицах Беларуси и Латвии.[29]
Минск в 2021 году станет местом проведения Суперлиги, которая проводится в статусе командного чемпионата Европы по легкой атлетике. Турнир в столице Беларуси намечен на 19-20 июня 2021 года.[30]
[править] Документы
В 2020 году в Белоруссии начнётся выдача ID-карт.[31]
[править] Ссылки
[править] Национальный статистический комитет Белоруссии
[править] Видео
[править] Карты
[править] ЖЖ
- Раздел о Белоруссии в ЖЖ kireev
- О нулях в результатах президентских выборах в Белоруссии 2010 г. по районам. 4 мая 2015
[править] BY-нет
- Международное усыновление. 4 июня 2008 года[17]
- Изымать в доход государства автомобили нетрезвых водителей предлагает А.Тозик
- Карта распространённости белорусского языка в Белоруссии
[править] Рунет
- Раздел о Белоруссии на сайте Интерфакса
- [18]
- [19]
- Дети на продажу — позор России
- Лукашенко запретил иностранцам усыновлять белорусских детей
- Почему тоскуют белорусы
- Беловежская пуща неволи. 28 мая 2014
- Белоруссия
[править] Прочее
[править] Примечания
- ↑ http://igras.ru/strana.php?r=36&id=63
- ↑ [1]
- ↑ http://igras.ru/strana.php?r=36&id=63
- ↑ http://igras.ru/strana.php?r=36&id=63
- ↑ http://igras.ru/strana.php?r=36&id=63
- ↑ http://igras.ru/strana.php?r=36&id=63
- ↑ http://igras.ru/strana.php?r=36&id=63
- ↑ http://igras.ru/strana.php?r=36&id=63
- ↑ Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
- ↑ Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
- ↑ Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
- ↑ Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
- ↑ Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
- ↑ Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
- ↑ Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
- ↑ Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]