Образование в Белоруссии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В Белоруссии действуют Национальная академия наук, 42 государственных и 15 негосударственных высших учебных заведений.

Международные эксперты признают, что в системе образования Белоруссии достигнуты «хорошие результаты в расширении доступа и охвата». Так, Белоруссия занимает высокие позиции в Индексе человеческого развития (ИЧР) — 65-е место из 187 стран в 2011 году, главным образом за счёт достижений в области образования. Расходы населения на образование «являются умеренными по сравнению с другими странами региона, что указывает на его широкую доступность».[1]

Государственные расходы на образование в Белоруссии составляют около 5 % ВВП и сопоставимы со средними показателями по региону, однако «проблема состоит в повышении эффективности, особенно в свете падения числа учащихся». «Вследствие сокращения численности детей школьного возраста в сочетании с урбанизацией отмечается сокращение количества учащихся, особенно в сельских районах. Как результат, количество учащихся на одного учителя как в начальном, так и в среднем образовании, является одним из самых низких в регионе», отмечается в отчете. Кроме того, «заработная плата учителей остается сравнительно низкой, что создает сложности в привлечении и удержании квалифицированных педагогических кадров. И хотя затраты на одного учащегося увеличиваются, это не всегда приводит к лучшим результатам в обучения». Эксперты Всемирного банка полагают, что «существующая система финансирования образования не создает стимулов для эффективного распределения ресурсов органами местного управления. Скорее, существующие механизмы сметного финансирования создают мотивацию у школ и местных администраций сохранять значительное количество персонала и избыточные мощности». Более того, «усиливается серьезность проблемы несоответствия квалификации работников требованиям рынка».[2]

Для решения этих проблем системы образования необходимы реорганизация и пересмотр приоритетов в расходах сектора. В частности, эксперты предлагают продолжать работы «по оптимизации сети школ и численности педагогических кадров». «Простые расчеты показывают, что если в среднесрочной перспективе в Беларуси среднее количество учащихся на одного учителя будет доведено до уровня, сопоставимого со средними показателями стран ОЭСР, это позволит сэкономить примерно 11 % бюджета на образование, или около 0,6 % ВВП в год, только на оплате труда. Дополнительная экономия может быть обеспечена за счет объединения школ (включая объединение классов в школах). Сэкономленные средства могут быть направлены на модернизацию учреждений образования, повышение заработной платы учителей, повышение квалификации педагогических кадров и закупку оборудования, в том числе компьютеров», говорится в отчете.[3]

Содержание

[править] Ссылки

[править] Белстат

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
  2. Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
  3. Всемирный банк советует Беларуси не распылять госрасходы
Образование
Виды  ДошкольноеНачальноеСреднееСреднее специальноеВысшее
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты