Образование в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск
Динамика объёма расходов консолидированного бюджета России на образование в 2006-2016 годах, в % ВВП
Динамика объёма расходов консолидированного бюджета России на образование в 2006-2016 годах, в % ВВП

Россия — один из мировых лидеров по охвату населения профессиональным образованием (к нему относят программы начального, среднего и высшего профессионального образования). В зарубежных странах традиционно используется понятие третичного образования, к нему относится российское среднее профессиональное и высшее образование. По численности студентов программ третичного образования Россия является мировым лидером — 673 человека в расчете на 10 000 населения в 2009 году (в странах ОЭСР соответствующий показатель в середине 2000-х годов варьировался от страны к стране в пределах 160—660 человек на 10 000 населения).[1]

В последние 15-20 лет молодежь в первую очередь ориентирована на получение высшего образования. К концу 2000-х годов о предпочтении высшего образования говорили почти в 88 % семей с детьми школьного возраста. В 2009 году более 2/3 обучающихся по программам профессионального образования были студентами вузов. По программам среднего профессионального образования обучались чуть менее ¼ студентов. Оставшиеся 10 % учащихся посещали программы начального профессионального образования.[2]

Содержание

[править] История

В декабре 1989 г. на Всесоюзном съезде работников народного образования были определены основные принципы преобразования сложившейся к тому времени системы.[3]

Основные направления реформы определялись десятью основными принципами, содержание которых составляли: (1) демократизация образования; (2) многовариантность и многоукладность; открытость инновациям; (3) регионализация образовательных систем; (4) учет нацио-нальных особенностей в многонациональной стране; (5) гуманизация содержания образования; (6) гуманитаризация образования; (7) обеспечение разнообразия и дифференциации образования; (8) развивающий характер обучения; (9) непрерывность обучения; (10) деятельностный характер образования.[4]

Эти принципы, сформулированные «изнутри» системы образования, определяли в первую очередь характер содержательных преобразований применительно к целям, задачам и методам обучения подрастающего поколения и, как легко видеть, практически не касались организацион-но-экономического механизма функционирования средней и высшей школы.[5]

Происходившие в 1990-е гг. изменения были связаны в первую очередь с развитием новых видов образовательных учреждений, введением и распространением инновационных и авторских программ обучения, введением альтернативности и ликвидацией всеобщей унификации обучения при одновременном сохранении всего лучшего из накопленного ранее опыта. В 1998 г. гимназий было более 1020, лицеев — 692.[6]

Нормативной базой осуществления преобразований в образователь-ной сфере на начальном этапе явились Указ Президента РФ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991 г., закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. Содержавшиеся в указанных документах положения нашли свое подтверждение в действующей Конституции РФ, которая определяет общие законодательные рамки функционирования системы образования в России. В ст. 43 Конституции закреплена всеобщность права на образование, гарантируется его общедоступность и бесплатность, в том числе для высшего образования — на конкурсной основе; предусматривается также введение федеральных государственных образовательных стандартов, реализация которых осуществляется за счет федеральных ресурсов.[7]

За период реформ были приняты и другие законодательные акты, прямо или косвенно регулирующие функционирование образовательной сферы. Закон «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 г. определил основные положения государственной политики и государственные гарантии прав российских граждан в области высшего и послевузовского профессионального образования, зафиксировал принцип автономии вузов и характер их академических свобод. Закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. подвел нормативную базу под разгосударствление образовательных учреждений.[8]

В 2000 году Путин дал поручение правительству России решить проблему компьютеризации и подключить к сети Интернет школы страны. После этого началось масштабное финансирование обеспечения доступа к сети Интернет образовательным учреждениям России. В 2001—2005 годах работы велись в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», «Федеральной программы развития образования» (ФПРО), Президентской программы «Дети России», а с 2006 года — приоритетного национального проекта «Образование». Суммарное финансирование программ, с учётом региональной составляющей, превысило 100 млрд рублей.[9]

В 2002 году Путин и правительство России одобрили Концепцию государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях. В целях её реализации был осуществлён комплекс мер по расширению приёма зарубежных студентов в вузы России, в том числе на коммерческой основе, увеличению числа студентов из государств — участников СНГ, развитию деятельности российских образовательных учреждений.[10]

В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу по созданию единого европейского образовательного пространства.[11] При этом Россия взяла на себя обязательства по реформированию системы высшего образования, которое предполагает введение двухуровневой схемы подготовки кадров (бакалавриат — магистратура) и существенные преобразования в содержании, организации и обеспечении качества учебного процесса.[12]

9 февраля 2007 года Путин подписал Федеральный закон о введении единого госэкзамена, согласно которому с 2009 года ЕГЭ становится единственной формой государственной итоговой аттестации и совмещает в себе выпускные школьные экзамены и вступительные в техникумы и вузы.[13][14][15]

24 октября 2007 года Путин подписал закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования, принятый Госдумой 11 октября 2007 года.[16][17]

[править] Рейтинги Economist Intelligence Unit

[править] 2012 год

В 2012 году британская исследовательская компания Economist Intelligence Unit составила первый образовательный рейтинг 40 развитых государств, в этом рейтинге Россия заняла 20-е место. Россия заняла в рейтинге 20-е место, немного уступив США (17-е место) и Словакии (19-е место) и обогнав такие страны, как Чехия (22-е место) и Франция (25-е место).[18][19]

Для исследования образовательных достижений использовалось более 60 критериев, которые поделены на три раздела. Пункт «вложения в образование» включает затраты государства на эту отрасль, соотношение зарплаты учителей со средней по стране, продолжительность обучения детей и другие индикаторы. Группа «результаты образования» учитывает последние результаты стран в международных тестах PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), TIMSS (оценивает качество математического и естественно-научного образования) и PIRLS (исследование качества чтения и понимания текста). Сюда же относится уровень безработицы среди выпускников и другие подобные критерии. Отдельно подсчитывались социально-экономические параметры: имущественное неравенство, уровень преступности в стране, размер ВВП на душу населения, общая безработица.[20]

[править] 2014 год

В 2014 году в образовательном рейтинге Economist Intelligence Unit Россия заняла 13-е место. Рейтинг составлен на основе международных исследований — в частности, тестов PISA, которые проводит Организация экономического сотрудничества и развития, и американских исследований Timss и Pirls («Тенденции в международном математическом и естественном образовании» и «Международное исследование навыков чтения»).[21][22]

[править] Ссылки

[править] Министерство образования и науки России

[править] Росстат

[править] ОЭСР

[править] TIMSS

[править] ЖЖ

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года
  2. Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года
  3. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  4. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  5. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  6. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  7. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  8. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  9. [1]
  10. [2]
  11. [3]
  12. [4]
  13. [5][6][7][8]
  14. [9]
  15. [10]
  16. [11]
  17. [12][13][14]
  18. России есть чему поучиться. Опубликован мировой образовательный рейтинг. 28 ноября 2012
  19. Качество образования в мире. 28 ноября 2012
  20. России есть чему поучиться. Опубликован мировой образовательный рейтинг. 28 ноября 2012
  21. UK 'second best education in Europe'. 8 мая 2014
  22. Рейтинг: лучшее образование в мире — в Южной Корее. 8 мая 2014
  23. [15]
  24. [16]
  25. База данных с образовательной статистикой стран мира, в том числе и России
  26. [17]
  27. [18]
Образование в России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Виды  ДошкольноеНачальноеСреднееСреднее специальноеВысшее
Реформы  1991-1999 годы2000-е годыРеформы среднего образования (2000-е годы)
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Министерство образования и науки Российской ФедерацииНациональный проект «Образование»Владимир Путин и образование в России


Россия
Экономика  ПромышленностьСельское хозяйствоТранспортСвязьСтроительствоФинансыТорговля
История  Древнерусское государствоРусское царствоРоссийская империяСССР1990-е годы2000-е годы
Население  Численность населенияРождаемостьСмертностьМиграция (Эмиграция, Иммиграция) • Продолжительность жизниНаселение с высшим образованием
Образование  Среднее образованиеВысшее образование
Наука  РАННанотехнологииФизикаМатематикаБиологияГеологияЭкономика
Политика  Государственное устройствоПрезидентПравительствоГосдумаСовет федерацииСудебная властьВерховный судКонституционный судВысший арбитражный судГосударственные символыВнутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Спорт  ФутболХоккей
Прочее  ГеографияКультураЗдравоохранениеМесто среди стран мираЛидирующие позиции в миреИзобретенияПервые


Образование
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015)
Виды  ДошкольноеНачальноеСреднееСреднее специальноеВысшее
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты