Наука в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] История

Динамика затрат на НИОКР в европейских странах СНГ (Белоруссии, Молдавии, России и Украине) в 1996—2009 годах, в % ВВП
Динамика затрат на НИОКР в европейских странах СНГ (Белоруссии, Молдавии, России и Украине) в 1996—2009 годах, в % ВВП
Основная статья: История науки в России

В 1920-е годы, и особенно начиная примерно с 1930 года, в науку стали вкладываться значительные средства. Страна была слабая, бедная, но именно в Советском Союзе тогда произошел прорыв в финансировании науки. Наука стала считаться государственным делом. В 1930-е годы в Советском Союзе в процентном отношении от ВВП наука поддерживалась больше, чем в развитых странах Запада.[1]

Реформа Академии наук 1961 года вывела за академические рамки прикладные направления.[2]

Достаточно высокий потенциал российской науки, накопленный к 1980-м гг. мог бы стать исходным базисом и одновременно действенным рычагом для успешного осуществления экономических реформ в стране. Однако российская наука понесла наиболее существенный урон по сравнению со всеми другими сферами деятельности. Резкое сокращение господдержки в 1992—1998 гг. привело к тому, что объемы финансирования науки сократились примерно в 12,4 раз, а с учётом уменьшения инвестиций в научно-производственную базу — почти в 20 раз; численность исследователей сократилось более, чем вдвое по сравнению с уровнем 1990 г.; по уровню заработной платы наука стала устойчиво находится на одном из последних мест среди основных отраслей промышленности; фактически распались отраслевой и заводской секторы науки, значительно уменьшился академический и вузовский сектор; фактически разрушена материально-техническая база (МТБ) науки, стали простаивать большинство уникальных стендов и научное оборудование.[3]

В номинальных ценах ассигнования на бюджетной статье «Фундаментальные исследования и содействие НТП» выросли с 1999 г. по 2003 г. в 3,46 раза. В 2003 году расходы на НИОКР в реальных ценах увеличились по сравнению с уровнем 1999 года (с учётом переходных остатков 1998 года) на 10 %.[4]

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по разрешению проблем, накопленных в сфере исследований и разработок в 90-е годы в период кризисного развития (а, отчасти — накапливавшихся в течение десятилетий), по развитию и реализации интеллектуального потенциала страны.[5]

В 2005 году были приняты Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году — Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года.[6]

В начале 2007 года Министерством образования и науки была инициирована масштабная работа по долгосрочному прогнозированию научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года на основе Форсайта (КДП).[7]

В 2008 году принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года — основополагающий документ, определяющий стратегию развития страны, в том числе научно-технического комплекса и инноваций в научно-технической сфере, скорректировав цели и задачи, поставленные в Стратегии с учетом новых условий социально-экономического развития страны.[8]

В 2011 году принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, обозначено восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене.[9]

В начале 2012 года приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г. № Пр-83), в которых стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий названо обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.[10]

В последние годы увеличено финансирование науки за счет средств государства — как в части фундаментальной науки (в 1.8 раза за период 2002—2011 года в постоянных ценах), так и в части прикладных разработок (в 4.4 раза), в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки. Объем расходов федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) гражданского назначения за тот же период увеличился немногим более, чем в 3 раза (если в 2002 году было выделено почти 30 млрд рублей (1.46 % расходов федерального бюджета), то в 2011 г. аналогичная величина равна 293 млрд руб. (2.99 %), на 2012 год запланировано выделить 325 млрд рублей (2.93 %).[11]

В последние годы созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций: институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды (с государственным участием через ОАО «Российская венчурная компания»), Российский фонд технологического развития1, Российский банк развития, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), ОАО «РОСНАНО» и др.[12]

Предпринимаются шаги по организации крупных национальных исследовательских центров (НИЦ). Уже образован первый национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Ведётся работа по развитию научной инфраструктуры в Российской Федерации: поддержка и развитие сети центров коллективного (ЦКП) пользования научным оборудованием, уникальных научных стендов и установок, реализация на территории Российской Федерации проектов создания научных установок в области «меганаук». В развитии научной инфраструктуры важную роль сыграла ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 годы».[13]

[править] Состояние на 2007 год

Ключевой проблемой российского сектора науки и высоких технологий являлась крайне низкая эффективность использования имевшихся ресурсов (кадрового, технологического, знаний), что в полной мере проявилось после начавшегося в последнее время увеличения финансирования НИОКР.[14]

Россия располагала значительным научно-техническим потенциалом. По численности занятых в сфере фундаментальной науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Россия находилась на третьем — четвёртом месте в мире.[15]

Россия входила в число лидеров по ряду важнейших направлений исследований и разработок, в том числе в таких областях как нанотехнологии, живые системы, охрана окружающей среды, атомная и водородная энергетика, энергосберегающие системы, разработки прикладных программных средств и других.[16]

По абсолютному уровню, в пересчёте по паритету покупательной способности, российские затраты на НИОКР находились примерно на уровне Италии (10-11 место в мире). При этом уровень расходов на НИОКР к ВВП (чуть более 1 %) уступал не только показателям Евросоюза (около 2 % ВВП), но и Китая (1,3 % ВВП).[17]

Затраты на науку в расчёте на одного исследователя составляли 35 тыс. долларов, что уступало уровню Германии, США, Южной Кореи в 5-6 раз. Ситуация усугублялась и тем, что материально-техническая база российской науки и испытательных центров значительно устарела.[18]

Россия была весьма слабо представлена на мировых рынках наукоёмкой продукции. Её доля на рынках высокотехнологичной продукции составляла менее 1 %, а в гражданской сфере — около 0,1 %. Это было сопоставимо с позициями таких стран, как Чехия, Норвегия и Португалия. Ни по одной из товарных групп гражданской высокотехнологичной продукции Россия не входила в число мировых лидеров-экспортёров.[19]

Результативность научных исследований в России и степень их мирового признания была невелика. По оценкам экспертов, Россия занимала 9 место в мире по числу научных публикаций, 15 место — по уровню цитирования и 120 место — по цитированию на одну статью.[20]

По оценкам, Россия занимала лидирующие позиции или имела разработки мирового уровня только по трети из 34 важнейших технологических направлений. При этом существовавшие перспективные технологические заделы в отечественной экономике широко не использовались, до коммерческого использования были доведены лишь 16 % технологий, из них только половина — технологии, соответствующие мировому уровню. В экономике сформировался значительный разрыв между созданием технологий в сфере НИОКР и их использованием в массовом производстве.[21]

Увеличение финансирования науки в 2000-е годы не переломило устойчивую негативную тенденцию изменения кадрового состава научного сектора.[22]

Даже при возобновлении притока молодых ученых продолжался процесс старения научно-инженерных кадров. Средний возраст российских исследователей в 2006 году достигал 48 лет, а 30 процентов исследователей в России были людьми пенсионного возраста.[23]

Следует отметить и пролонгированное действие тех негативных процессов, которые сопровождали структурную перестройку в вузовском секторе науки в первые годы перехода России к радикальным экономических реформам. К 2007 году практически не осталось опытных предприятий, находящихся в ведении высших учебных заведений. Кроме того, в вузах уменьшилось количество конструкторских и проектных организаций. В значительной степени эти организационные изменения явились реакцией вузовского сектора на сокращение спроса на НИОКР со стороны традиционных заказчиков вузовских исследований — промышленных предприятий.[24]

Инновационная активность российских компаний оставалась крайне низкой. В 2007 году число предприятий, осуществлявших технологические инновации, составило лишь 8,5 % от их общего числа. Для сравнения, в Великобритании, Финляндии, Франции, Италии, Южной Корее — 40-50 %, в Германии этот показатель достигал 73 %, Ирландии, Бельгии и Дании — 58-61 %, Эстонии и Чехии — 41-47 %. Ближе всех к России по данному индикатору была Латвия — 17 %, Болгария — 18 %, Венгрия — 21 % и Румыния — 22 процента.[25]

Технологическое обновление происходило в значительной мере на основе заимствования зарубежных технологий, прежде всего, в форме импорта технологического оборудования. При росте с 1997 года общего количества передовых производственных технологий, используемых в российской промышленности в 2,6 раза, интенсивность внедрения отечественных технологий снизилась на 36 %. Доля импорта в закупках нового оборудования составляла: в металлургии — 48 %, химической промышленности — 60 %, машиностроении — 56 %, лесопромышленном комплексе — 67 %. С одной стороны, это закономерно, с другой, — свидетельствовало о нарастании разрыва между потребностями экономики в технологическом обновлении и возможностями российского научно-исследовательского комплекса удовлетворять эти потребности.[26]

Процесс создания новых технологий в России характеризовался заметным сокращением. По ряду направлений Россия находилась в технологической зависимости от ведущих стран мира. Число созданных передовых производственных технологий, базировавшихся на применении компьютеров и микроэлектроники и предназначенных для использования в проектировании, производстве или обработке продукции, сократилась за 1997—2006 годы более чем на четверть.[27]

Резко различался уровень технологий и в отраслевом плане. В ядерной энергетике уровень применяемых технологий по отношению к мировому, по оценкам, составлял в среднем 95 %, в ракетно-космической промышленности — 85 %, спецметаллургии — 70 %, авиационной промышленности — 60 %. В то же время в станкостроении технологический уровень оценивался лишь в 35 % от мирового, в электронной промышленности — 20 %, химической промышленности — 55 %, в лесной промышленности и текстильной промышленности — 20 %. При этом был утрачен ряд направлений разработок, обеспечивавших выпуск высокотехнологичной продукции. Ухудшение экспериментальной и испытательной базы и старения кадров военной науки ставило под сомнение возможность обновления и расширения научного задела для создания перспективных систем вооружений — высокоточного оружия, средств сбора и обработки информации, оружия направленной энергии.[28]

Российская экономика и сфера научных и прикладных разработок подошли к рубежу, за которым простое сохранение существующей ситуации и сдерживание накопившихся диспропорций становилось невозможным.[29]

Лидирующие позиции России в области разработок относящихся к сфере критических технологий, по оценкам экспертов, наблюдались по состоянию на 2007 год лишь в отдельных достаточно узких технологических направлениях.[30]

В ряде областей отставание от мировых лидеров даже увеличилось в связи с исчерпанием имевшихся ранее научных заделов и отсутствием условий для полноценного развития новых направлений. Это отставание наряду с традиционной неразвитостью механизмов коммерциализации технологий не позволяло осуществить прорыв на важнейших направлениях глобального инновационного развития, усилить позиции страны на высокотехнологичных рынках.[31]

Таким образом, российский сектор науки и высоких технологий, в значительной мере, генерировал идеи и, частично, элементы технологических решений, которые доводились до готовых комплексных решений в странах-конкурентах России, а затем импортировались обратно вместе с оборудованием.[32]

В то же время следует отметить некоторое улучшение ситуации в сфере науки и технологий, связанное с ростом бюджетного финансирования исследований и разработок. Возросшая активность научно-технической деятельности в России создавала условия для ускоренного развития важнейших технологических направлений и реализации на их основе ряда высокотехнологичных рыночных продуктов, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках.[33]

[править] Вузовская наука

Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. В настоящее время реализуется целый ряд мероприятий по развитию ведущих вузов2, созданию их инновационной инфраструктуры, по стимулированию высокотехнологичных компаний к вовлечению вузов в прикладные НИОКР, по созданию в вузах лабораторий под руководством ведущих ученых. В результате доля вузов во внутренних затратах на исследования и разработки увеличилась с 4 % в 2002 году до 8.3 % в 2010 году.[34][35]

[править] Трудовые ресурсы

За последние годы был реализован ряд мероприятий по привлечению в науку молодых ученых. В период с 2002 по 2010 год численность молодых исследователей (в возрасте до 29 лет включительно) увеличилась с 56.1 до 71.2 тыс. чел. Их доля в численности исследователей за тот же период выросла с 13.5 % до 19.3 %. Важную роль в подготовке и закреплении научных кадров сыграла завершающаяся в 2013 году ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы. В рамках этой Программы были реализованы масштабные мероприятия по финансированию научных исследований под руководством молодых ученых, по развитию научно-образовательных центров.[36]

[править] Оплата труда

Средняя заработная плата в государственном секторе исследований и разработок в 2006 году составляла с 9,7 тыс. рублей, в 2011 году — 27,9 тыс. рублей (121 % от средней зарплаты в стране).[37]

В последние годы предпринятые государством меры по повышению уровня оплаты труда в государственном секторе науки, в том числе в области фундаментальных исследований, впервые за постсоветский период позволили сектору заметно опередить по этому показателю большинство других секторов экономики. В 2010 году среднемесячная заработная плата персонала, занятого исследованиями и разработками, составила 25 тыс. руб. или 119.5 % к средней по экономике в целом. Вместе с тем, с учётом того, что основная часть российской науки сконцентрирована в крупных городах, где средняя заработная плата выше средней по стране, а также исходя из особенностей структуры соответствующего персонала, около половины численности которого составляют исследовательские кадры, обладающие более высокой квалификацией и образованием, достигнутый уровень заработной платы пока еще недостаточен для существенного повышения престижа научного труда.[38]

[править] Международное сотрудничество

Россия активно участвует в международных проектах, таких как Большой адронный коллайдер в ЦЕРНе, XFEL и др., благодаря чему российские учёные получили возможность работать на наиболее современных в мире научных установках.[39]

[править] Финансирование

За период с 2000 по 2009 год финансирование российской науки возросло в 1,8 раза и достигло 486 млрд рублей.[40]

В середине 2011 года отмечалось, что в настоящее время по объёму финансирования науки Россия занимает 8-е место в мире, уступая США, Японии, КНР, Германии, Южной Корее.[41]

[править] Государственное финансирование

По данным за 2009 год, на госбюджет приходилось 66,5 % затрат на исследования и разработки в России.[42]

В последние годы происходит постоянный рост расходов федерального бюджета на гражданскую науку. Если в 2000 году они составляли 17,4 млрд рублей (0,24 % ВВП России), то в 2005 году — 76,9 млрд рублей (0,36 % ВВП), в 2011 году — 319 млрд рублей (0,58 % ВВП).[43]

Из общего объёма расходов федерального бюджета на гражданскую науку 71 % приходится на прикладные научные исследования, 29 % — на фундаментальные исследования (данные за 2011 год).[44]

В федеральном бюджете на 2012 год расходы на гражданскую науку предусмотрены в объёме 328 млрд рублей.[45]

По абсолютным объёмам государственного финансирования исследований и разработок Россия вошла в число ведущих стран мира. Осенью 2012 года отмечалось, что по паритету покупательной способности объём государственного финансирования исследований и разработок в России составляет $22 млрд. По этому показателю Россия уступает США ($157 млрд), Японии ($33 млрд) и Германии ($29 млрд), но опережает такие страны, как Франция ($19 млрд), Великобритания ($14 млрд), Италия ($11 млрд).[46]

[править] Показатели

Численность научных исследователей в России (на 1 млн человек населения) в 1996—2009 годах
Численность научных исследователей в России (на 1 млн человек населения) в 1996—2009 годах
Количество российских публикаций в научно-технических журналах в 1993—2009 годах, в тыс.
Количество российских публикаций в научно-технических журналах в 1993—2009 годах, в тыс.

В 2009 году объём внутренних затрат на исследования и разработки (по ППС) в России составлял $26,6 млрд (1,24 % ВВП).[47]

Промышленные предприятия, осуществляющие технические инновации:

  • 1995 год — 5,5 %[48]
  • 1999 год — 6,2 %[49]
  • 2004 год — 10,5 %[50]
  • 2009 год — 9,4 %[51]

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг:

  • 1995 год — 4,7 %[52]
  • 1999 год — 3,7 %[53]
  • 2004 год — 5,4 %[54]
  • 2009 год — 4,6 %[55]

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг:

  • 1995 год — 0,9 %[56]
  • 1999 год — 1,1 %[57]
  • 2004 год — 1,5 %[58]
  • 2009 год — 1,9 %[59]

Экспорт технологий из России в 2009 году составил $0,6 млрд.[60]

Доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции составляла в 2008 году 0,25 %.[61]

В 2009 году в России на НИИ и КБ приходилось 88,2 % общих затрат на исследования и разработки, на университеты — 6,3 %, на предприятия — 5,5 %.[62]

В 2011 году в России насчитывалось 3682 организации, выполняющие научные исследования и разработки, из которых:[63]

  • научно-исследовательские организации — 1782
  • конструкторские бюро — 364
  • проектные и проектно-изыскательские организации — 38
  • опытные заводы — 49
  • образовательные учреждения высшего профессионального образования — 581
  • научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения в организациях — 280
  • прочие — 588

[править] Научные публикации

Число публикаций российских авторов в журналах, индексируемых в базе данных Scorpus, составляло в 1998 году 31,2 тыс. штук, в 1999 году — 29,9 тыс. штук, в 2004 году — 31,1 тыс. штук, в 2009 году — 32,9 тыс. штук.[64]

Удельный вес России в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Scorpus, в 1998 год составлял 2,87 %, в 1999 году — 2,76 %, в 2004 году — 2,17 %, в 2009 году — 1,80 %.[65]

Число российских публикаций в международных научных журналах:

  • 2000 год — 31264[66]
  • 2006 год — 27242[67]
  • 2008 год — 30556[68]

Удельный вес России в общемировом числе публикаций в международных научных журналах:

  • 2000 год — 3,49 %[69]
  • 2006 год — 2,44 %[70]
  • 2008 год — 2,48 %[71]

[править] Патенты

Число патентных заявок на изобретения, поданных отечественными заявителями в России, составляло в 1998 году 16,5 тыс. штук, в 1999 году — 19,9 тыс. штук, в 2004 году — 23,0 тыс. штук, в 2009 году — 25,6 тыс. штук.[72]

Число «триадных» патентных семей в России в 1995 году составляло 62, в 2007 году — 66.[73]

[править] Институциональная структура

В России сегодня функционируют почти четыре тысячи организаций, выполняющих исследования и разработки. Институциональной структуре науки присущ целый ряд особенностей, которые отличают Россию от большинства развитых стран мира.[74]

Основу научного сектора составляют самостоятельные научно-исследовательские организации, обособленные от производства и образования. В 2007 г. их количество составило 2036, а удельный вес в общей совокупности организаций научно-технического комплекса страны — около 51,5 %.[75]

[править] Академии наук

Основная статья: Академии наук в России

Главной научной организацией России является самоуправляемая Российская академия наук (РАН). Она была учреждена Петром I в 1724 году. Включает 11 отделений по областям науки, три региональных отделения и 15 региональных научных центров. Всего в академии около 500 учреждений, в её составе 500 академиков, 746 членов-корреспондентов и 344 иностранных члена. Бюджет на 2013 год — 40 млрд рублей.[76]

Помимо РАН государственными являются пять отраслевых академий.[77]

Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН) основана в 1929 году. В её структуру входят девять отраслевых отделений, одно региональное отделение и три научных региональных центра, которые объединяют 198 учреждений. РАСХН располагает 1,5 млн га земли под опытно-производственные хозяйства. В её составе 178 академиков, 148 членов-корреспондентов, 165 иностранных членов. Бюджет — 7,65 млрд рублей.[78]

Российская академия медицинских наук (РАМН) учреждена в 1944 году. В её составе три отраслевых и два региональных отделения, которые контролируют 52 научно-исследовательских учреждения. В составе РАМН 221 академик, 223 члена-корреспондента и 99 иностранных членов. Бюджет — 23,2 млрд рублей.[79]

Российская академия образования (РАО) основана в 1943 году. В её структуре пять отделений по различным направлениям, три региональных отделения, 34 научные организации. В РАО числятся 128 академиков, 167 членов-корреспондентов, 75 иностранных членов. Бюджет — 962 млн рублей.[80]

Российская академия художеств (РАХ) ведёт свою историю с 1724 года. Состоит из восьми отраслевых и двух региональных отделений, 18 учреждений и 14 мастерских. В её составе 184 академика, 267 членов-корреспондентов и 140 иностранных членов. Бюджет — 1,4 млрд рублей.[81]

История Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) началась в 1764 году. В неё входят три отраслевых и семь региональных отделений, пять НИИ. Академия имеет в своём составе 60 академиков, 115 членов-корреспондентов, 90 иностранных членов. Бюджет — 235 млн рублей.[82]

Собственные академии наук существуют также в восьми из 21 республики в составе России — Башкирии, Дагестане, Татарстане, Удмуртии, Чувашии, Якутии, Чечне и Кабардино-Балкарии. Все они, кроме созданной в Нальчике Адыгской (Черкесской) международной академии наук (АМАН), имеют статус госучреждений и финансируются из республиканских бюджетов. АМАН является общественной организацией.[83]

Помимо государственных академий наук в России действуют свыше 70 общественных, созданных коллективами учёных на добровольной основе. Большинство академий создано в 1990-х годах. Одной из первых, 31 августа 1991 года, возникла Российская академия естественных наук (РАЕН). Также среди наиболее авторитетных — Российская академия космонавтики имени К. Э. Циолковского, Международная академия информатизации, Петровская академия наук и искусств.[84]

[править] Состояние исследований и разработок в области критических технологий России (на 2005 год)

Критические технологии Соответствие
мировому уровню[85]
Информационно-телекоммуникационные системы
Технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления 1
Технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации 1
Технологии распределенных вычислений и систем 1
Технологии производства программного обеспечения 3
Технологии создания электронной компонентной базы 1
Биоинформационные технологии 2
Индустрия наносистем и материалы
Нанотехнологии и наноматериалы 1
Технологии создания и обработки полимеров и эластомеров 2
Технологии создания и обработки кристаллических материалов 2
Технологии мехатроники и создания микросистемной техники 1
Технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов 2
Технологии создания биосовместимых материалов 3
Технологии создания мембран и каталитических систем 3
Живые системы
Технологии биоинженерии 3
Клеточные технологии 1
Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии 3
Биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных 2
Геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств 2
Технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства
и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания
2
Рациональное природопользование
Технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы 3
Технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы 3
Технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф 2
Технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов 2
Технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых 2
Энергетика и энергосбережение
Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения
с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом
3
Технологии водородной энергетики 3
Технологии производства топлив и энергии из органического сырья 1
Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки,
распределения и потребления тепла и электроэнергии
2
Технологии новых и возобновляемых источников энергии 1
Транспортные и авиационно-космические технологии 1
Технологии создания новых поколений ракетно-космической, авиационной и морской техники 2
Технологии создания и управления новыми видами транспортных систем 1
Технологии создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем 1

[править] Ссылки

[править] Росстат

[править] Expertcorps.org

[править] ЖЖ

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. http://expert.ru/expert/2009/29/kak_menyalis_prioritety/
  2. http://expert.ru/expert/2009/29/kak_menyalis_prioritety/
  3. Фролов И. Э. «Исследование и прогнозирование наукоёмкого, высокотехнологичного сектора промышленности РФ» // ИНП РАН, 2005
  4. Фролов И. Э. «Исследование и прогнозирование наукоёмкого, высокотехнологичного сектора промышленности РФ» // ИНП РАН, 2005
  5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы
  6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы
  7. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу
  8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы
  9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы
  10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы
  11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы
  12. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы
  13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы
  14. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  15. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  16. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  17. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  18. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  19. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  20. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  21. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  22. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  23. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  24. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  25. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  26. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  27. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  28. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  29. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  30. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  31. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  32. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  33. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов
  34. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы
  35. [1][2]
  36. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы
  37. Владимир Путин провёл заседание Совета по науке и образованию. Это первое заседание Совета в обновлённом составе[3]
  38. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы
  39. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы
  40. http://www.knastu.ru/ru/activity/science/news/2245-2011-08-24-01-05-51.html
  41. http://www.knastu.ru/ru/activity/science/news/2245-2011-08-24-01-05-51.html
  42. [4][5]
  43. Финансирование науки из средств федерального бюджета
  44. Финансирование науки из средств федерального бюджета
  45. Владимир Путин провёл заседание Совета по науке и образованию. Это первое заседание Совета в обновлённом составе[6]
  46. Владимир Путин провёл заседание Совета по науке и образованию. Это первое заседание Совета в обновлённом составе[7]
  47. Российский инновационный индекс // Под ред. Л. М. Гохберга. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011
  48. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  49. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  50. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  51. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  52. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  53. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  54. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  55. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  56. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  57. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  58. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  59. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  60. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  61. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  62. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  63. Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, по типам организаций
  64. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  65. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  66. Российский инновационный индекс // Под ред. Л. М. Гохберга. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011
  67. Российский инновационный индекс // Под ред. Л. М. Гохберга. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011
  68. Российский инновационный индекс // Под ред. Л. М. Гохберга. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011
  69. Российский инновационный индекс // Под ред. Л. М. Гохберга. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011
  70. Российский инновационный индекс // Под ред. Л. М. Гохберга. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011
  71. Российский инновационный индекс // Под ред. Л. М. Гохберга. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011
  72. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  73. Гохберг Л. М. Переход на инновационную модель экономического роста
  74. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу
  75. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу
  76. Какие академии наук есть в России
  77. Какие академии наук есть в России
  78. Какие академии наук есть в России
  79. Какие академии наук есть в России
  80. Какие академии наук есть в России
  81. Какие академии наук есть в России
  82. Какие академии наук есть в России
  83. Какие академии наук есть в России
  84. Какие академии наук есть в России
  85. 1 — российские разработки в целом уступают мировому уровню и лишь в отдельных областях уровень сопоставим; 2 — российские разработки в целом соответствуют мировому уровню; 3 — уровень российских разработок соответствует мировому, а в отдельных областях Россия лидирует.
  86. Есть статистика на научную тематику, в том числе по России
Россия
Экономика  ПромышленностьСельское хозяйствоТранспортСвязьСтроительствоФинансыТорговля
История  Древнерусское государствоРусское царствоРоссийская империяСССР1990-е годы2000-е годы
Население  Численность населенияРождаемостьСмертностьМиграция (Эмиграция, Иммиграция) • Продолжительность жизниНаселение с высшим образованием
Образование  Среднее образованиеВысшее образование
Наука  РАННанотехнологииФизикаМатематикаБиологияГеологияЭкономика
Политика  Государственное устройствоПрезидентПравительствоГосдумаСовет федерацииСудебная властьВерховный судКонституционный судВысший арбитражный судГосударственные символыВнутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Спорт  ФутболХоккей
Прочее  ГеографияКультураЗдравоохранениеМесто среди стран мираЛидирующие позиции в миреИзобретенияПервые
Личные инструменты