Образование в России в XIX веке
Материал из Documentation.
В 1817 году Министерство народного просвещения преобразовывается в Министерство духовных дел и народного просвещения, во главе которого становится бывший обер-прокурор Синода князь А. П. Голицын. Его деятельность началась с ревизии учебного процесса, пересмотра учебных планов.
После отставки Голицына в 1824 году было восстановлено министерство народного просвещения России. Вопросы управления православным духовенством были возвращены в Синод, дела иностранных исповеданий остались в ведении МНП (до 1832 года, затем отошли министерству внутренних дел). Первым главой воссозданного ведомства стал адмирал, бывший Государственный секретарь Александр Шишков.[1]
В 1827 году был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты.
В России были открыты первые специальные учебные заведения для подготовки техников и инженеров в промышленности (С.-Петерб. практический технологический институт, 1828; Рижский политехнич. ин-т, 1862; Имп. Моск. технич. уч-ще, 1868; технич. ж.-д. училища, с 1869; и др.).[2]
В 1830 году учреждается Архитектурное училище, а в 1832 году – Училище гражданских инженеров (в 1842 году оба эти училища были объединены в Строительное училище).
В 1842 году было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 году в Земледельческий институт.
Содержание |
[править] Виды
[править] Высшее образование
По уставу 1804 года Московский университет имел 4 факультета: 1) физических и математических наук, 2) нравственных и политических наук, 3) словесных наук, 4) врачебных и медицинских наук.
В 1805 году было открыто ещё 2 университета: Казанский и Харьковский.
В 1819 году из Главного педагогического института образовался Петербургский университет. Сначала он состоял из трёх отделений: 1) юридических и философских наук, 2) исторических и словесных наук, 3) математических и физических наук.
В 1832 году был закрыт Виленский университет.
В 1835 году издаётся новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привёл к установлению полицейского надзора за студентами.
В начале 1840-х годов отделения философского факультета Петербургского университета были преобразованы в самостоятельные факультеты — историко-филологический и физико-математический. В 1854 году был создан ещё один факультет — восточный.
[править] Среднее образование
В 1864 году был принят гимназический Устав.
В 1887 году вышел циркуляр «о кухаркиных детях». Согласно ему закрывался доступ в гимназию «для детей лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. п.».
[править] Военное образование
В нач. 19 в. открылись главные арт. и инж. уч-ща с классами для подготовки офицеров с высшим спец. образованием.[3]
Появились первые военно-учебные заведения штабной службы: Петерб. и Моск. уч-ща колонновожатых (1810).[4]
В 1832 году была учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба.
В 1840-х годах была учреждена должность Гл. начальника военно-учебных заведений.[5]
К сер. 19 в. в России было 4 воен. академии, 18 сухопутных (из них 4 подготовительных) кадетских корпусов, Мор. кадетский корпус, Пажеский корпус, 3 юнкерских, 3 воен.-мор. артиллерийских, 1 инж. и 2 казачьих уч-ща, Школа гв. подпрапорщиков и кав. юнкеров и 5 школ подпрапорщиков при армейских корпусах, аудиторская школа для подготовки воен. юристов.[6]
Крымская война 1853–56 вскрыла недостатки в подготовке офицеров, гл. обр. в кадетских корпусах, где на первом плане находилась плац-парадная муштра.[7]
Имп. воен. академия в 1855 году была переименована в Николаевскую академию Генштаба.[8]
В ходе военных реформ 1860–70-х гг. по инициативе воен. мин. Д. А. Милютина спец. (воен.) образование было отделено от общего, а военно-учебные завдения разделены на 4 разряда: высшие (воен. академии), средние (воен. и юнкерские уч-ща, спец. школы), средние общеобразовательные (воен. гимназии и кадетские корпуса) и низшие (воен. школы).[9]
В 1863 году Имп. воен. академия упразднена, а составлявшие её академии стали самостоятельными.[10]
В январе 1863 года военно-учебные заведения были переданы в ведение Военного министерства, в составе которого было образовано Главное управление военно-учебных заведений.
Начиная с 1863 года кадетские корпуса (кроме Пажеского и Финляндского) преобразованы в воен. гимназии.[11]
На базе офицерских классов соответствующего профиля были созданы Воен.-юридич. (1867), Николаевская мор. (1877) академии.[12]
В 1880-х годах воен. мин. П. С. Ванновский восстановил кадетские корпуса как закрытые учебные заведения.[13]
[править] Система оценок
В XIX веке в России в учебных заведениях использовалась 12-балльная система. Ее ввели, опираясь на опыт немецких коллег, которые провели у себя похожую реформу по инициативе педагога Иоганна Базедова. Во второй половине XIX века такая система существовала параллельно с пятибалльной шкалой.[14]
Пятибалльная система оценивания знаний была закреплена Министерством народного просвещения для гражданских учебных заведений в 1837 году.[15]
[править] Учебные организации
[править] Институт Корпуса инженеров путей сообщения
В 1810 г. в Санкт-Петербург приехала первая группа приглашённых из Франции инженеров и учёных, которые стали преподавателями в Институте Корпуса инженеров путей сообщения.[16]
[править] Строгановское училище технического рисования
В 1825 году была основана знаменитая Строгановка — Строгановское училище технического рисования.[17]
[править] Государственная политика
20 (8) сентября 1802 года манифестом императора Александра I было образовано Министерство народного просвещения (МНП) России. Его возглавил граф Пётр Завадовский. К ведению министерства была отнесена деятельность типографий, народных библиотек, музеев, школ, а также вопросы цензуры. С 1803 года в подчинение МНП перешла Императорская Академия наук.[18]
В 1810 году министерство народного просвещения России взяло под своё управление все академии и учебные заведения, кроме военных, духовных и специализированных.[19]
5 ноября (24 октября) 1817 года Министерство народного просвещения России было объединено с департаментом духовных дел иностранных исповеданий, главным управлением училищ и др. в единое министерство духовных дел и народного просвещения, руководителем которого стал князь Андрей Голицын. Цель ведомства состояла в том, чтобы достичь в обществе «постоянного и спасительного согласия между верою, ведением и властию».[20]
Весной 1826 года Министерство просвещения получило указание к пересмотру всей системы народного образования.
[править] Населённые пункты
[править] Москва
В 1835 году в Москве основан Межевой институт.
[править] Ярославль
Павел Григорьевич Демидов основал в 1803 году в Ярославле знаменитый Демидовский лицей (училище высших наук).[21]
[править] Показатели
В 1805 году в России насчитывалось 6 университетов, 421 гимназия, 405 уездных училищ.
В духовных школах в 1807 году обучались 24167 человек.
В 686 уездных городах России к 1825 году было 1095 низших учебных заведений.
С 1859 по 1900 год все российские университеты подготовили порядка 58 тыс. специалистов.[22]
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ Европейский вклад в становление и развитие российской науки (XVIII—XIX вв.)