Образование в России в XX веке
Материал из Documentation.
9 ноября 1917 года был издан декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. Этот декрет возложил на Государственную комиссию общее руководство народным просвещением в стране.
18 июня 1918 года СНК РСФСР принял «Положение об организации дела народного образования в Российской Республике», которым унифицировал управление образованием.[1]
15 марта 1946 года Наркомпрос был преобразован в Министерство просвещения РСФСР (Минпрос) под руководством Алексея Калашникова.[2]
В материалах Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), опубликованных в 1955 г., о состоянии просвещения в различных странах мира в период 1950—1952 гг. указывалось, что на 100000 жителей в СССР насчитывалось студентов 697 чел., в Англии 623, в Чехословакии 608, в Канаде 542, в Польше 463, в Аргентине 462, в Венгрии 433, в Дании 417, в Болгарии 401, в Финляндии 382, в Югославии 374, во Франции 365, в Румынии 340, в Италии 328, в Австрии 299, в Бельгии 262, в Египте 189.
Число обучавшихся в СССР, включая все виды обучения, составило в 1956 году около 50 млн чел.
За 1956 год высшие и средние специальные учебные заведения выпустили более 760 тыс. молодых специалистов, или на 126 тыс. больше, чем в 1955 г.
До конца 1980-х годов в России действовали три ведомства, отвечающих за госполитику в сфере образования: наряду с Минпросом, в ведении которого находились общеобразовательные учреждения, были созданы Министерство высшего и среднего специального образования (3 августа 1959 года) и Госкомитет по профессионально-техническому образованию (8 декабря 1965 года; до 1978 года — при Совете министров РСФСР).[3]
26 июля 1988 года указом президиума Верховного совета РСФСР на базе министерства просвещения и госкомитета было образовано Министерство народного образования РСФСР.[4]
14 июля 1990 года в соответствии с законом «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» оно было переименовано в Министерство образования РСФСР.[5]
14 июля 1990 года Эдуард Днепров был избран на пост главы Минобразования РСФСР Верховным советом РСФСР (первый и единственный избранный министр образования). При его участии был принят закон «Об образовании» 1992 года, открыты первые негосударственные образовательные учреждения. 4 декабря 1992 года Эдуард Днепров покинул ведомство, был назначен советником президента РФ Бориса Ельцина по вопросам образования.[6]
Правопреемниками Госкомитета СССР по народному образованию стали российские министерство науки, высшей школы и технической политики (в части высшей школы) и министерство образования (в части общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования).[7]
С 23 декабря 1992 г. по 14 августа 1996 г. Евгений Ткаченко возглавлял министерство образования России. В годы его руководства ведомством в России был введен мораторий на приватизацию образовательных учреждений, частные издательства получили возможность выпускать учебники с грифом Минобразования РФ.[8]
14 августа 1996 года Госкомвуз и Минобразования объединены в Министерство общего и профессионального образования РФ. 25 мая 1999 года ведомство было переименовано в министерство образования.[9]
14 августа 1996 года Владимир Кинелёв был назначен министром общего и профессионального образования. Под его руководством были разработаны государственные образовательные стандарты, введены новая классификация вузов, создана единая система общего и профессионального образования. 28 февраля 1998 года ушёл в отставку.[10]
Александр Тихонов назначен на пост министра образования России 2 марта 1998 года. Инициировал разработку программы переподготовки директоров школ, реформы профессионального образования, выступал за введение социального кредитования и страхования в системе образования. 30 сентября 1998 г., после отставки правительства Сергея Кириенко, покинул пост.[11]
30 сентября 1998 года Владимир Филиппов назначен министром общего и профессионального образования РФ (с 25 мая 1999 г. — министр образования).[12]
Содержание |
[править] Виды
[править] Высшее образование
В 1920 году было создано 164 высших учебных заведения с общим числом учащихся 170 тыс. человек; в 1921 году уже обучалось 197 тыс.
2 сентября 1921 года Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о высших учебных заведениях РСФСР», которым были определены цель и задачи Советской высшей школы.
В 1922—1923 учебном году в стране уже насчитывалось 248 вузов, а общее число студентов составляло 216 тыс. чел., в 1924 г. число студентов составляло 208 тыс. чел.
В 1928 году было учреждено Главное управление по высшей школе при Высшем совете народного хозяйства СССР, в 1932 году — Комитет по высшей технической школе при Совнаркоме СССР (в 1933 году преобразован во Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, а с 1935 года — при СНК СССР).[13]
К концу 1928 года в вузах страны обучалось уже 176,6 тыс. студентов, в техникумах 206,3 тыс. человек, вместо 1,12 тыс. студентов и 35,8 тыс. учащихся техникумов в 1915 г.
В 1932 г. в вузы страны было принято 245,8 тыс. студентов, вместо 42,8 тыс. в 1928 г.
Общее число учащихся в высших учебных заведениях к началу 1934 г. достигло 458,3 тыс. чел., вместо 168,5 тыс. в 1928 г.
В 1936 году комитет по высшему техническому образованию был упразднен и вместо него образован Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР (в марте 1946 года подчинен Совмину СССР), который возглавил Сергей Кафтанов. 10 апреля 1946 года комитет был реформирован в Министерство высшего образования СССР (Минвуз), которое также возглавил Кафтанов.[14]
14 ноября 1938 года Постановлением ЦК ВКП(б) "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» предписывалось "построить преподавание марксистско-ленинской теории в высших учебных заведениях на основе глубокого изучения «Краткого курса истории ВКП(б)».
В 1943 году в составе МГУ им. М. В. Ломоносова был образован факультет международных отношений. 14 октября 1944 г. председатель Совнаркома В. М. Молотов подписал постановление «О преобразовании факультета международных отношений Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в Институт международных отношений».
В первый год после Великой Отечественной войны в вузах страны обучалось 730 тыс. учащихся, что только на 81 тыс. меньше последнего предвоенного 1941 г.
Общее количество вузов увеличилось к 1951 г. до 880, по сравнению с 817 в 1940/41 учебном году, а число студентов (вместе с заочниками) составляло свыше 1 247 тыс. чел., или на 436 тыс. больше, чем в 1941 г.
15 марта 1953 года Минвуз был объединен с министерствами кинематографии и трудовых ресурсов, а также комитетом по делам искусств в единое Министерство культуры СССР. Однако спустя год Минвуз вновь был выделен в самостоятельное ведомство, а 22 июня 1959 года реформирован в Министерство высшего и среднего специального образования СССР. Оно являлось центральным органом госуправления высшей и средней специальной школой.[15]
В 1953 году завершилось строительство центральной части комплекса зданий Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова на Воробьевых горах высотой 238 метров. Это сооружение оставалось самым высоким на континенте до 1990 года.
В 1956—1957 годах в высших учебных заведениях страны (включая заочные) обучалось уже 3 млн студентов или на 1 млн 211 тыс. чел. больше, чем в 1945/46 г.
Университет дружбы народов был создан 5 февраля 1960 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
Закон «Об образовании» 1992 года открыл огромные возможности для создания вузов и расширения их сети.[16]
В 1993 году вопросы управления высшей школы были переданы новообразованному Госкомитету РФ по высшему образованию (Госкомвуз).[17]
Главой Госкомвуза в 1993 году назначили Владимира Кинелева.[18]
В 1994 году в России были введены бакалавриат и магистратура наряду с традиционной подготовкой специалистов.[19]
Факультет международных отношений СПбГУ был создан в 1994 году по инициативе Владимира Путина, занимавшего должность Председателя Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга.[20]
В 1996 году в России по закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» расширена автономия вузов.[21]
В феврале 2000 года коллегия Министерства образования России утвердила «Отечественную историю» наряду с философией, иностранными языками и физической культурой в качестве обязательной дисциплины для всех высших учебных заведений России.[22]
[править] Среднее профессиональное образование
В 1990-е годы ПТУ стали называть профессиональными лицеями, а техникумы – колледжами.[23]
[править] Среднее образование
Структура школьных стандартов была закреплена в законе «Об образовании» 1992 года.[24]
[править] Дошкольное образование
1 июня 1990 года в Саяногорске был открыт детский сад «Жемчужинка».
[править] Военное образование
В нач. 20 в. подготовка воен. кадров стала отставать от практики вооруж. борьбы, что подтвердилось в ходе рус.-япон. войны 1904-05.[25]
Во время проведения военных реформ 1905—1912 сеть военно-учебных заведений расширилась, усилилась их специализация. Они стали делиться на разряды: 1) высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров действит. службы (7 академий, 3 мор. высшие школы, стрелк., кав., арт., электротехнич., воздухоплавательная, ж.-д., фотографические и др. офицерские школы); 2) средние специальные, готовившие командные и инж.-технич. кадры (прапорщиков, подпоручиков и поручиков) для армии и флота из числа лиц, окончивших кадетские корпуса и средние общеобразоват. школы (12 пех., 3 кав., 2 казачьих, 3 арт., 1 инж., 1 воен.-топографическая, 4 воен.-мор. уч-ща, 2 авиац. школы и др., офицерские классы Пажеского корпуса для подготовки офицеров в гвардию); 3) средние общеобразовательные (28 кадетских корпусов, общие классы Пажеского корпуса и др.); 4) низшие спец. школы (технич., пиротехнич., оружейные, мореходные, минная, военно-фельдшерская и др.). В программах и учебных руководствах В.-у. з. больше места, чем прежде, отводилось отработке практич. навыков и приёмов.[26]
С нач. 1-й мировой войны при воен. уч-щах были созданы ускоренные (6-8 мес) курсы прапорщиков, позднее при запасных пех. бригадах стали создаваться пех. школы прапорщиков (срок обучения 3 мес).[27]
После Окт. революции 1917, согласно приказу наркома по воен. делам от 28.1.1918, на базе расформированных воен. уч-щ старой рос. армии 14.2.1918 открылись 13 ускоренных (3-4 мес) воен. курсов, готовивших из рабочих и крестьян комсостав для пехоты, кавалерии, артиллерии, инж. войск и др. Одновременно начали работать курсы по подготовке комсостава флота. В 1919 для подготовки старшего комсостава армии и флота организована сеть высших В.-у. з. (академии, институты). За годы Гражд. войны 1917-22 В.-у. з. подготовили ок. 60 тыс. командиров.[28]
Так как осн. массу В.-у. з. составляли краткосрочные курсы (дававшие только начальную воен. подготовку), они не могли удовлетворить потребности РККА и РККФ в командных кадрах. В ходе военной реформы 1924-25 была создана система В.-у. з., включавшая: подготовит. воен. школы; воен. школы; окружные повторные курсы; курсы усовершенствования; воен. академии.[29]
К 1929 в СССР действовали 6 воен. академий, 48 воен. школ сухопутных войск, 8 школ ВВС, 3 воен.- мор. уч-ща. Наиболее распространённым типом В.-у. з. стали ср. воен. школы, преобразованные во 2-й пол. 1930-х гг. в воен. уч-ща. В связи с созданием кадровой армии и угрозой возникновения войны сеть В.-у. з. была расширена, а в Наркомате обороны СССР создано Управление В.-у. з. (1936).[30]
В 1941 в СССР насчитывалось 19 воен. академий, 10 воен. ф-тов при гражд. вузах, 203 ср. воен. уч-ща, 68 курсов усовершенствования, в которых обучалось св. 300 тыс. чел. В начале Вел. Отеч. войны многие В.-у. з. были эвакуированы в глубь страны, сроки обучения сокращены. В 1943 образованы суворовские училища и нахимовские уч-ща. За годы войны В.-у. з. подготовили для армии и флота ок. 2 млн офицеров.[31]
В послевоенный период в связи с ростом технич. оснащённости Сов. Вооруж. Сил потребовалось большое количество квалифицир. кадров, что привело к изменениям в системе подготовки офицеров в 1950-60-е гг. (ср. воен. уч-ща преобразуются в высшие, создаются новые со сроками обучения 4-5 лет). К сер. 1970-х гг. сложилось 3 уровня воен. образования: среднее военно-специальное, высшее военно-специальное и высшее военное. Непосредственное руководство В.-у. з. осуществляли главнокомандующие видами вооруж. сил и начальники родов войск, Гл. и Центр. управлений МО СССР. Координация деятельности В.-у. з., выработка предложений по организации и совершенствованию учебной и методич. работы возлагались на Гл. управление В.-у. з. МО СССР.[32]
В 1992 В.-у. з. СССР, расположенные на территории РФ, преобразованы в В.-у. з. РФ, а Гл. управление В.-у. з. на правах управления вошло в состав Гл. управления подготовки и распределения кадров МО РФ.[33]
[править] Военные академии
В 1911 году была создана Интендантская академия.[34]
В нач. Первой мировой войны все военные академии произвели досрочные выпуски, после чего занятия в них были приостановлены.[35]
В сов. период деятельность военных академий была связана со строительством РККА и РККФ. В 1918 в Москве создана Академия Генштаба РККА (с 1925 Воен. академия им. М. В. Фрунзе, в 1998 слита с Воен. академией бронетанковых войск им. Маршала Сов. Союза Р. Я. Малиновского и Высшими офицерскими курсами им. Маршала Сов. Союза Б. М. Шапошникова в Общевойсковую академию Вооруж. сил РФ). Возобновили работу: в кон. 1917 Воен.-инж. (быв. Николаевская инж.), в 1918 Арт. (быв. Михайловская арт.), Воен.-мед., Воен.-хозяйств. (быв. Интендантская; расформирована в 1924), в 1919 Воен.-мор. (быв. Николаевская мор.) академии. В дальнейшем были созданы Академия Возд. Флота им. проф. Н. Е. Жуковского (1922, с 1925 Воен. возд. академия РККА им. проф. Н. Е. Жуковского, с 1940 Воен.-возд. инж. академия им. проф. Н. Е. Жуковского), Воен.-политич. академия (1925), а Воен.-инж. и Арт. академии слиты в Воен.-технич. академию РККА (1925).[36]
В 1930-х гг. в связи с перевооружением армии и флота, увеличением удельного веса механизир., химич. и войск связи в составе вооруж. сил были открыты новые военные академии. В 1932 Воен.-технич. академия переименована в Арт. академию РККА, а на базе её ф-тов образованы Воен. академия моторизации и механизации (с 1943 Воен. академия бронетанковых и механизир. войск, с 1954-98 Воен. академия бронетанковых войск), Воен.-химич. (с 1937 Воен. академия химич. защиты РККА, с 1946 Воен. академия химич. защиты, с 1992 Воен. академия радиац., химич. и биологич. защиты им. Маршала Сов. Союза С. К. Тимошенко) и Воен. электротехнич. (с 1941 Воен. электротехнич. академия связи, с 1946 Воен. академия связи), вновь воссоздана Воен.-хозяйств. академия (до 1935 Военно-транспортная академия). Для подготовки командных кадров высшего звена в 1936 создана Академия Генштаба РККА (с 1958 Воен. академия Генштаба), в 1940 на базе факультетов Воен. возд. академии РККА им. проф. Н. Е. Жуковского открыта Воен. академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии (с 1946 Воен.- возд. академия), в 1946 — Воен. академия арт. радиолокации (располагалась в г. Харьков; с 1948 Арт. радиотехнич. академия Вооруж. Сил СССР, с 1955 Арт. радиотехнич. академия Сов. Армии, с 1968 Воен. инж. радиотехнич. академия ПВО).[37]
В послевоенный период, когда Вооруж. Силы СССР стали оснащаться ракетно-ядерным оружием и др. новейшей воен. техникой, возникла необходимость существенной перестройки учебного процесса и н.-и. работы в военных академиях. В 1953 из состава Арт. академии был выделен командный ф-т, преобразованный в Воен. арт. командную академию (с 1960 Воен. арт. академия, с 2004 Михайловская воен. арт. академия), Арт. академия переименована в Воен. арт. инж. академию (с 1963 Воен. инж. академия, с 1972 Воен. академия им. Ф. Э. Дзержинского, с 1997 Воен. академия Ракетных войск стратегич. назначения им. Петра Великого). В 1956 создана Воен. командная академия ПВО, с 1977 — Воен. академия ПВО Сухопутных войск (находилась в г. Киев).[38]
В разные годы в СССР существовали также Воен.-ветеринарная академия, Воен.-мед. академия РККА, Воен.-мор. мед. академия.[39]
С 1992 года все военные академии, находившиеся на территории РФ, вошли в состав ВС РФ.[40]
[править] Система оценок
После революции 1917 года балльную систему оценок знаний отменили, а восстановили только в 1935 году постановлением ЦК ВКП(б).[41]
[править] Финансирование
Принцип нормативно-подушевого финансирования, когда школа или любое другое образовательное учреждение получает бюджетные деньги в расчете на одного ученика, был закреплен в законе «Об образовании» 1992 года.[42]
[править] Государственная политика
После революции и прихода к власти большевиков декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 22 (9) ноября 1917 года была учреждена Государственная комиссия по народному просвещению (Наркомпрос) во главе с народным комиссаром Анатолием Луначарским. Ей было передано общее руководство народным образованием, при этом комиссия не являлась центральным органом по управлению учебными и образовательными учреждениями, школьное дело было передано в ведение местного самоуправления.[43]
В 1996 году в России в новой редакции закона «Об образовании» на образование было обещано тратить не менее 10 % национального дохода.[44]
Госдумой второго созыва был принят федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».[45]
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История V
- ↑ [16]
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История I
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ Россия в мировой истории
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История IV
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История III
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ [35]
- ↑ [36]
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История VII
- ↑ [37]
- ↑ 25 лет эволюции российского образования. История II
- ↑ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013