Образование в России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



9 ноября 1917 года был издан декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. Этот декрет возложил на Государственную комиссию общее руководство народным просвещением в стране.

18 июня 1918 года СНК РСФСР принял «Положение об организации дела народного образования в Российской Республике», которым унифицировал управление образованием.[1]

15 марта 1946 года Наркомпрос был преобразован в Министерство просвещения РСФСР (Минпрос) под руководством Алексея Калашникова.[2]

В материалах Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), опубликованных в 1955 г., о состоянии просвещения в различных странах мира в период 1950—1952 гг. указывалось, что на 100000 жителей в СССР насчитывалось студентов 697 чел., в Англии 623, в Чехословакии 608, в Канаде 542, в Польше 463, в Аргентине 462, в Венгрии 433, в Дании 417, в Болгарии 401, в Финляндии 382, в Югославии 374, во Франции 365, в Румынии 340, в Италии 328, в Австрии 299, в Бельгии 262, в Египте 189.

Число обучавшихся в СССР, включая все виды обучения, составило в 1956 году около 50 млн чел.

За 1956 год высшие и средние специальные учебные заведения выпустили более 760 тыс. молодых специалистов, или на 126 тыс. больше, чем в 1955 г.

До конца 1980-х годов в России действовали три ведомства, отвечающих за госполитику в сфере образования: наряду с Минпросом, в ведении которого находились общеобразовательные учреждения, были созданы Министерство высшего и среднего специального образования (3 августа 1959 года) и Госкомитет по профессионально-техническому образованию (8 декабря 1965 года; до 1978 года — при Совете министров РСФСР).[3]

26 июля 1988 года указом президиума Верховного совета РСФСР на базе министерства просвещения и госкомитета было образовано Министерство народного образования РСФСР.[4]

14 июля 1990 года в соответствии с законом «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» оно было переименовано в Министерство образования РСФСР.[5]

14 июля 1990 года Эдуард Днепров был избран на пост главы Минобразования РСФСР Верховным советом РСФСР (первый и единственный избранный министр образования). При его участии был принят закон «Об образовании» 1992 года, открыты первые негосударственные образовательные учреждения. 4 декабря 1992 года Эдуард Днепров покинул ведомство, был назначен советником президента РФ Бориса Ельцина по вопросам образования.[6]

Правопреемниками Госкомитета СССР по народному образованию стали российские министерство науки, высшей школы и технической политики (в части высшей школы) и министерство образования (в части общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования).[7]

С 23 декабря 1992 г. по 14 августа 1996 г. Евгений Ткаченко возглавлял министерство образования России. В годы его руководства ведомством в России был введен мораторий на приватизацию образовательных учреждений, частные издательства получили возможность выпускать учебники с грифом Минобразования РФ.[8]

14 августа 1996 года Госкомвуз и Минобразования объединены в Министерство общего и профессионального образования РФ. 25 мая 1999 года ведомство было переименовано в министерство образования.[9]

14 августа 1996 года Владимир Кинелёв был назначен министром общего и профессионального образования. Под его руководством были разработаны государственные образовательные стандарты, введены новая классификация вузов, создана единая система общего и профессионального образования. 28 февраля 1998 года ушёл в отставку.[10]

Александр Тихонов назначен на пост министра образования России 2 марта 1998 года. Инициировал разработку программы переподготовки директоров школ, реформы профессионального образования, выступал за введение социального кредитования и страхования в системе образования. 30 сентября 1998 г., после отставки правительства Сергея Кириенко, покинул пост.[11]

30 сентября 1998 года Владимир Филиппов назначен министром общего и профессионального образования РФ (с 25 мая 1999 г. — министр образования).[12]

Содержание

[править] Виды

[править] Высшее образование

В 1920 году было создано 164 высших учебных заведения с общим числом учащихся 170 тыс. человек; в 1921 году уже обучалось 197 тыс.

2 сентября 1921 года Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о высших учебных заведениях РСФСР», которым были определены цель и задачи Советской высшей школы.

В 1922—1923 учебном году в стране уже насчитывалось 248 вузов, а общее число студентов составляло 216 тыс. чел., в 1924 г. число студентов составляло 208 тыс. чел.

В 1928 году было учреждено Главное управление по высшей школе при Высшем совете народного хозяйства СССР, в 1932 году — Комитет по высшей технической школе при Совнаркоме СССР (в 1933 году преобразован во Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, а с 1935 года — при СНК СССР).[13]

К концу 1928 года в вузах страны обучалось уже 176,6 тыс. студентов, в техникумах 206,3 тыс. человек, вместо 1,12 тыс. студентов и 35,8 тыс. учащихся техникумов в 1915 г.

В 1932 г. в вузы страны было принято 245,8 тыс. студентов, вместо 42,8 тыс. в 1928 г.

Общее число учащихся в высших учебных заведениях к началу 1934 г. достигло 458,3 тыс. чел., вместо 168,5 тыс. в 1928 г.

В 1936 году комитет по высшему техническому образованию был упразднен и вместо него образован Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР (в марте 1946 года подчинен Совмину СССР), который возглавил Сергей Кафтанов. 10 апреля 1946 года комитет был реформирован в Министерство высшего образования СССР (Минвуз), которое также возглавил Кафтанов.[14]

14 ноября 1938 года Постановлением ЦК ВКП(б) "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» предписывалось "построить преподавание марксистско-ленинской теории в высших учебных заведениях на основе глубокого изучения «Краткого курса истории ВКП(б)».

В 1943 году в составе МГУ им. М. В. Ломоносова был образован факультет международных отношений. 14 октября 1944 г. председатель Совнаркома В. М. Молотов подписал постановление «О преобразовании факультета международных отношений Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в Институт международных отношений».

В первый год после Великой Отечественной войны в вузах страны обучалось 730 тыс. учащихся, что только на 81 тыс. меньше последнего предвоенного 1941 г.

Общее количество вузов увеличилось к 1951 г. до 880, по сравнению с 817 в 1940/41 учебном году, а число студентов (вместе с заочниками) составляло свыше 1 247 тыс. чел., или на 436 тыс. больше, чем в 1941 г.

15 марта 1953 года Минвуз был объединен с министерствами кинематографии и трудовых ресурсов, а также комитетом по делам искусств в единое Министерство культуры СССР. Однако спустя год Минвуз вновь был выделен в самостоятельное ведомство, а 22 июня 1959 года реформирован в Министерство высшего и среднего специального образования СССР. Оно являлось центральным органом госуправления высшей и средней специальной школой.[15]

В 1953 году завершилось строительство центральной части комплекса зданий Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова на Воробьевых горах высотой 238 метров. Это сооружение оставалось самым высоким на континенте до 1990 года.

В 1956—1957 годах в высших учебных заведениях страны (включая заочные) обучалось уже 3 млн студентов или на 1 млн 211 тыс. чел. больше, чем в 1945/46 г.

Университет дружбы народов был создан 5 февраля 1960 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Закон «Об образовании» 1992 года открыл огромные возможности для создания вузов и расширения их сети.[16]

В 1993 году вопросы управления высшей школы были переданы новообразованному Госкомитету РФ по высшему образованию (Госкомвуз).[17]

Главой Госкомвуза в 1993 году назначили Владимира Кинелева.[18]

В 1994 году в России были введены бакалавриат и магистратура наряду с традиционной подготовкой специалистов.[19]

Факультет международных отношений СПбГУ был создан в 1994 году по инициативе Владимира Путина, занимавшего должность Председателя Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга.[20]

В 1996 году в России по закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» расширена автономия вузов.[21]

В феврале 2000 года коллегия Министерства образования России утвердила «Отечественную историю» наряду с философией, иностранными языками и физической культурой в качестве обязательной дисциплины для всех высших учебных заведений России.[22]

[править] Среднее профессиональное образование

В 1990-е годы ПТУ стали называть профессиональными лицеями, а техникумы – колледжами.[23]

[править] Среднее образование

Структура школьных стандартов была закреплена в законе «Об образовании» 1992 года.[24]

[править] Дошкольное образование

1 июня 1990 года в Саяногорске был открыт детский сад «Жемчужинка».

[править] Военное образование

В нач. 20 в. под­го­тов­ка во­ен. кад­ров ста­ла от­ста­вать от прак­ти­ки во­оруж. борь­бы, что под­твер­ди­лось в хо­де рус.-япон. вой­ны 1904-05.[25]

Во вре­мя про­ве­де­ния во­ен­ных ре­форм 1905—1912 сеть военно-учебных заведений рас­ши­ри­лась, уси­ли­лась их спе­циа­ли­за­ция. Они ста­ли де­лить­ся на раз­ря­ды: 1) выс­ше­го и сред­не­го типа для под­го­тов­ки и пе­ре­под­го­тов­ки офи­це­ров дей­ст­вит. служ­бы (7 ака­де­мий, 3 мор. выс­шие шко­лы, стрелк., кав., арт., элек­тро­тех­нич., воз­ду­хо­пла­ва­тель­ная, ж.-д., фо­то­гра­фи­че­ские и др. офи­цер­ские шко­лы); 2) сред­ние спе­ци­аль­ные, го­то­вив­шие ко­манд­ные и инж.-­тех­нич. кад­ры (пра­пор­щи­ков, под­по­ру­чи­ков и по­ру­чи­ков) для ар­мии и фло­та из чис­ла лиц, окон­чив­ших ка­дет­ские кор­пу­са и сред­ние об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лы (12 пех., 3 кав., 2 ка­зачь­их, 3 арт., 1 инж., 1 во­ен.-то­по­гра­фи­че­ская, 4 во­ен.-мор. уч-ща, 2 авиац. шко­лы и др., офи­цер­ские клас­сы Па­же­ско­го кор­пу­са для под­го­тов­ки офи­це­ров в гвар­дию); 3) сред­ние об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные (28 ка­дет­ских кор­пу­сов, об­щие клас­сы Па­же­ско­го кор­пу­са и др.); 4) низ­шие спец. шко­лы (тех­нич., пи­ро­тех­нич., ору­жей­ные, мо­ре­ход­ные, мин­ная, во­ен­но-фельд­шер­ская и др.). В про­грам­мах и учеб­ных ру­ко­во­дствах В.-у. з. боль­ше мес­та, чем пре­ж­де, от­води­лось от­ра­бот­ке прак­тич. на­вы­ков и приё­мов.[26]

С нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны при во­ен. уч-щах бы­ли соз­да­ны ус­ко­рен­ные (6-8 мес) кур­сы пра­пор­щи­ков, позд­нее при за­пас­ных пех. бри­га­дах ста­ли соз­да­вать­ся пех. шко­лы пра­пор­щи­ков (срок обу­че­ния 3 мес).[27]

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917, со­глас­но при­ка­зу нар­ко­ма по во­ен. де­лам от 28.1.1918, на ба­зе рас­фор­ми­ро­ван­ных во­ен. уч-щ ста­рой рос. ар­мии 14.2.1918 от­кры­лись 13 ус­ко­рен­ных (3-4 мес) во­ен. кур­сов, го­то­вив­ших из ра­бо­чих и кре­сть­ян ком­со­став для пе­хо­ты, ка­ва­ле­рии, ар­тил­ле­рии, инж. войск и др. Од­но­вре­мен­но на­ча­ли ра­бо­тать кур­сы по под­го­тов­ке ком­со­ста­ва фло­та. В 1919 для под­го­тов­ки стар­ше­го ком­со­ста­ва ар­мии и фло­та ор­га­ни­зо­ва­на сеть выс­ших В.-у. з. (ака­де­мии, ин­сти­ту­ты). За го­ды Гражд. вой­ны 1917-22 В.-у. з. под­го­то­ви­ли ок. 60 тыс. ко­ман­ди­ров.[28]

Так как осн. мас­су В.-у. з. со­став­ля­ли крат­ко­сроч­ные кур­сы (да­вав­шие толь­ко на­чаль­ную во­ен. под­го­тов­ку), они не мог­ли удов­ле­тво­рить по­треб­но­сти РККА и РККФ в ко­манд­ных кад­рах. В хо­де во­ен­ной ре­фор­мы 1924-25 бы­ла соз­да­на сис­те­ма В.-у. з., вклю­чав­шая: под­го­то­вит. во­ен. шко­лы; во­ен. шко­лы; ок­руж­ные по­втор­ные кур­сы; кур­сы усо­вер­шен­ст­во­ва­ния; во­ен. ака­де­мии.[29]

К 1929 в СССР дей­ст­во­ва­ли 6 во­ен. ака­де­мий, 48 во­ен. школ су­хо­пут­ных войск, 8 школ ВВС, 3 во­ен.- мор. уч-ща. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным ти­пом В.-у. з. ста­ли ср. во­ен. шко­лы, пре­об­ра­зо­ван­ные во 2-й пол. 1930-х гг. в во­ен. уч-ща. В свя­зи с соз­да­ни­ем кад­ро­вой ар­мии и уг­ро­зой воз­ник­но­ве­ния вой­ны сеть В.-у. з. бы­ла рас­ши­ре­на, а в Нар­ко­ма­те обо­ро­ны СССР соз­да­но Уп­рав­ле­ние В.-у. з. (1936).[30]

В 1941 в СССР на­счи­ты­ва­лось 19 во­ен. ака­де­мий, 10 во­ен. ф-тов при гражд. ву­зах, 203 ср. во­ен. уч-ща, 68 кур­сов усо­вер­шен­ст­во­ва­ния, в ко­то­рых обу­ча­лось св. 300 тыс. чел. В на­ча­ле Вел. Отеч. вой­ны мно­гие В.-у. з. бы­ли эва­куи­ро­ва­ны в глубь стра­ны, сро­ки обу­че­ния со­кра­ще­ны. В 1943 об­ра­зо­ва­ны су­во­ров­ские учи­ли­ща и на­хи­мов­ские уч-ща. За го­ды вой­ны В.-у. з. под­го­то­ви­ли для ар­мии и фло­та ок. 2 млн офи­це­ров.[31]

В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од в свя­зи с рос­том тех­нич. ос­на­щён­ности Сов. Воо­руж. Сил по­тре­бо­ва­лось боль­шое ко­ли­че­ст­во ква­ли­фи­цир. кад­ров, что при­ве­ло к из­ме­не­ни­ям в сис­те­ме под­го­тов­ки офи­це­ров в 1950-60-е гг. (ср. во­ен. уч-ща пре­об­ра­зу­ют­ся в выс­шие, соз­да­ют­ся но­вые со сро­ка­ми обу­че­ния 4-5 лет). К сер. 1970-х гг. сло­жи­лось 3 уров­ня во­ен. об­ра­зо­ва­ния: сред­нее во­ен­но-спе­ци­аль­ное, выс­шее во­ен­но-спе­ци­аль­ное и выс­шее во­ен­ное. Не­по­сред­ст­вен­ное ру­ко­во­дство В.-у. з. осу­ще­ст­в­ля­ли глав­но­ко­ман­дую­щие ви­да­ми воо­руж. сил и на­чаль­ни­ки ро­дов войск, Гл. и Центр. управ­ле­ний МО СССР. Ко­ор­ди­на­ция дея­тель­но­сти В.-у. з., вы­ра­бот­ка пред­ло­же­ний по ор­га­ни­за­ции и со­вер­шен­ст­во­ва­нию учеб­ной и ме­то­дич. ра­бо­ты воз­ла­га­лись на Гл. управ­ле­ние В.-у. з. МО СССР.[32]

В 1992 В.-у. з. СССР, рас­по­ло­жен­ные на тер­ри­то­рии РФ, пре­об­ра­зо­ва­ны в В.-у. з. РФ, а Гл. управ­ле­ние В.-у. з. на пра­вах управ­ле­ния во­шло в со­став Гл. управ­ле­ния под­го­тов­ки и рас­пре­де­ле­ния кад­ров МО РФ.[33]

[править] Военные академии

В 1911 году была создана Ин­тен­дант­ская ака­де­мия.[34]

В нач. Первой ми­ро­вой вой­ны все военные академии про­из­ве­ли дос­роч­ные вы­пус­ки, по­сле че­го за­ня­тия в них бы­ли при­ос­та­нов­ле­ны.[35]

В сов. пе­ри­од дея­тель­ность военных академий бы­ла свя­за­на со строи­тель­ством РККА и РККФ. В 1918 в Мо­скве соз­да­на Ака­де­мия Ген­шта­ба РККА (с 1925 Во­ен. ака­де­мия им. М. В. Фрун­зе, в 1998 сли­та с Во­ен. ака­де­ми­ей бро­не­тан­ко­вых войск им. Мар­ша­ла Сов. Сою­за Р. Я. Ма­ли­нов­ско­го и Выс­ши­ми офи­цер­ски­ми кур­са­ми им. Мар­ша­ла Сов. Сою­за Б. М. Ша­пош­ни­ко­ва в Об­ще­вой­ско­вую ака­де­мию Воо­руж. сил РФ). Во­зоб­но­ви­ли ра­бо­ту: в кон. 1917 Во­ен.-инж. (быв. Ни­ко­ла­ев­ская инж.), в 1918 Арт. (быв. Ми­хай­лов­ская арт.), Во­ен.-мед., Во­ен.-хо­зяйств. (быв. Ин­тен­дант­ская; рас­фор­ми­ро­ва­на в 1924), в 1919 Во­ен.-мор. (быв. Ни­ко­ла­ев­ская мор.) ака­де­мии. В даль­ней­шем бы­ли соз­да­ны Ака­де­мия Возд. Фло­та им. проф. Н. Е. Жу­ков­ско­го (1922, с 1925 Во­ен. возд. ака­де­мия РККА им. проф. Н. Е. Жу­ков­ско­го, с 1940 Во­ен.-возд. инж. ака­де­мия им. проф. Н. Е. Жу­ков­ско­го), Во­ен.-по­ли­тич. ака­де­мия (1925), а Во­ен.-инж. и Арт. ака­де­мии сли­ты в Во­ен.-тех­нич. ака­де­мию РККА (1925).[36]

В 1930-х гг. в свя­зи с пе­ре­воо­ру­же­ни­ем ар­мии и фло­та, уве­ли­че­ни­ем удель­но­го ве­са ме­ха­ни­зир., хи­мич. и войск свя­зи в со­ста­ве воо­руж. сил бы­ли от­кры­ты но­вые военные академии. В 1932 Во­ен.-тех­нич. ака­демия пе­ре­име­но­ва­на в Арт. ака­де­мию РККА, а на ба­зе её ф-тов об­ра­зова­ны Во­ен. ака­де­мия мо­то­ри­за­ции и ме­ха­ни­за­ции (с 1943 Во­ен. ака­де­мия бро­нетан­ко­вых и ме­ха­ни­зир. войск, с 1954-98 Во­ен. ака­де­мия бро­не­тан­ко­вых войск), Во­ен.-хи­мич. (с 1937 Во­ен. ака­де­мия хи­мич. за­щи­ты РККА, с 1946 Во­ен. ака­де­мия хи­мич. за­щи­ты, с 1992 Во­ен. ака­де­мия ра­ди­ац., хи­мич. и био­ло­гич. за­щи­ты им. Мар­ша­ла Сов. Сою­за С. К. Ти­мо­шен­ко) и Во­ен. элек­тро­тех­нич. (с 1941 Во­ен. элек­тро­тех­нич. ака­де­мия свя­зи, с 1946 Во­ен. ака­де­мия свя­зи), вновь вос­соз­да­на Во­ен.-хо­зяйств. ака­де­мия (до 1935 Во­ен­но-транс­порт­ная ака­де­мия). Для под­го­тов­ки ко­манд­ных кад­ров выс­ше­го зве­на в 1936 соз­да­на Ака­де­мия Ген­штаба РККА (с 1958 Во­ен. ака­де­мия Ген­шта­ба), в 1940 на ба­зе фа­куль­те­тов Во­ен. возд. ака­де­мии РККА им. проф. Н. Е. Жу­ков­ско­го от­кры­та Во­ен. ака­демия ко­манд­но­го и штур­ман­ско­го со­ста­ва ВВС Крас­ной Ар­мии (с 1946 Во­ен.- возд. ака­де­мия), в 1946 — Во­ен. ака­де­мия арт. ра­дио­ло­ка­ции (рас­по­ла­га­лась в г. Харь­ков; с 1948 Арт. ра­дио­тех­нич. ака­де­мия Воо­руж. Сил СССР, с 1955 Арт. ра­дио­тех­нич. ака­де­мия Сов. Ар­мии, с 1968 Во­ен. инж. ра­дио­тех­нич. ака­де­мия ПВО).[37]

В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од, ко­гда Во­о­руж. Си­лы СССР ста­ли ос­на­щать­ся ра­кет­но-ядер­ным ору­жи­ем и др. но­вей­шей во­ен. тех­ни­кой, воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость су­ще­ст­вен­ной пе­ре­строй­ки учеб­но­го про­цес­са и н.-и. ра­бо­ты в военных академиях. В 1953 из со­ста­ва Арт. ака­де­мии был вы­де­лен ко­манд­ный ф-т, пре­об­ра­зо­ван­ный в Во­ен. арт. ко­манд­ную ака­де­мию (с 1960 Во­ен. арт. ака­де­мия, с 2004 Ми­хай­лов­ская во­ен. арт. ака­де­мия), Арт. ака­де­мия пе­ре­име­но­ва­на в Во­ен. арт. инж. ака­де­мию (с 1963 Во­ен. инж. ака­де­мия, с 1972 Во­ен. ака­де­мия им. Ф. Э. Дзер­жин­ско­го, с 1997 Во­ен. ака­де­мия Ра­кет­ных войск стра­те­гич. на­зна­че­ния им. Пет­ра Ве­ли­ко­го). В 1956 соз­да­на Во­ен. ко­манд­ная ака­де­мия ПВО, с 1977 — Во­ен. ака­де­мия ПВО Су­хо­пут­ных войск (на­хо­ди­лась в г. Ки­ев).[38]

В раз­ные го­ды в СССР су­ще­ст­во­ва­ли так­же Во­ен.-ве­те­ри­нар­ная ака­де­мия, Во­ен.-мед. ака­де­мия РККА, Во­ен.-мор. мед. ака­де­мия.[39]

С 1992 года все военные академии, на­хо­див­шие­ся на тер­ри­то­рии РФ, во­шли в со­став ВС РФ.[40]

[править] Система оценок

После революции 1917 года балльную систему оценок знаний отменили, а восстановили только в 1935 году постановлением ЦК ВКП(б).[41]

[править] Финансирование

Принцип нормативно-подушевого финансирования, когда школа или любое другое образовательное учреждение получает бюджетные деньги в расчете на одного ученика, был закреплен в законе «Об образовании» 1992 года.[42]

[править] Государственная политика

После революции и прихода к власти большевиков декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 22 (9) ноября 1917 года была учреждена Государственная комиссия по народному просвещению (Наркомпрос) во главе с народным комиссаром Анатолием Луначарским. Ей было передано общее руководство народным образованием, при этом комиссия не являлась центральным органом по управлению учебными и образовательными учреждениями, школьное дело было передано в ведение местного самоуправления.[43]

В 1996 году в России в новой редакции закона «Об образовании» на образование было обещано тратить не менее 10 % национального дохода.[44]

Госдумой второго созыва был принят федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».[45]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. [14]
  15. [15]
  16. 25 лет эволюции российского образования. История V
  17. [16]
  18. 25 лет эволюции российского образования. История I
  19. [17]
  20. [18]
  21. [19]
  22. Россия в мировой истории
  23. 25 лет эволюции российского образования. История IV
  24. 25 лет эволюции российского образования. История III
  25. [20]
  26. [21]
  27. [22]
  28. [23]
  29. [24]
  30. [25]
  31. [26]
  32. [27]
  33. [28]
  34. [29]
  35. [30]
  36. [31]
  37. [32]
  38. [33]
  39. [34]
  40. [35]
  41. [36]
  42. 25 лет эволюции российского образования. История VII
  43. [37]
  44. 25 лет эволюции российского образования. История II
  45. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
История образования в России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Образование в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Виды  ДошкольноеНачальноеСреднееСреднее специальноеВысшее
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты